Конспект логопедического занятия по лексической теме «Посуда»


Конспект логопедического занятия по лексической теме «Посуда»

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Посуда»

Подготовила: Давыдова Елена Юрьевна Учитель — логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнка», р.п. Дмитриевка Никифоровского района Тамбовской области

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнить и активизировать словарь по теме. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать глагольный словарь, учить подбирать антонимы, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением. Развитие артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением посуды, мяч, схема для составления описательного рассказа

.

Логопед: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом. Дети по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол. 1-й ребенок: Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.( И т. д.) Логопед: Молодцы. Вы все угадали предметы и хорошо рассказали. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом. Дети: Посуда. Логопед: Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете? Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят. Логопед: Вы наверняка уже догадались о чем сегодня пойдет речь, конечно же о посуде.

2. Игра «Один-много» Чашка – чашки Блюдце – Тарелка – Бокал – Стакан – Чайник – Кружка – Сковорода – Солонка – Конфетница –

3. Упражнение «В магазине» — Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Магазин». Сегодня в магазин привезли новый товар, и продавцы не успели его разобрать. Давайте поможем расставить посуду на полки. На верхнюю полку поставить нужно чайную посуду, на вторую полку – кухонную посуду, а на нижнюю полку – столовую посуду. Логопед вызывает желающих детей и помогает, если это необходимо. Остальные дети оценивают правильно ли выполнено задание. Чайник, чашка, блюдце, сахарница. — Для чего нужна чайная посуда? — Когда пользуются столовой посудой и почему она так называется? — Верно. А где используется кухонная посуда? Для чего она нужна? — Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь давайте поиграем с пальчиками.

4. Физкуль Раз, два, три, четыре, пять Будем маме помогать Быстро чашки мы помыли Про тарелки не забыли Всю посуду мы убрали Очень сильно мы устали Дети шагают Хлопают в ладоши Круговые движения ладонями Круговые движения ладонями Разводят руками в стороны

5. Составление описательного рассказа о посуде Я предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему-подсказку. Что это? Какого цвета? Какого размера? Из какого материала сделана? Какая по назначению? Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.

6. Артикуляционные упражнения — Вы составили интересные рассказы, пускай ваши головы отдохнут и поработают мышцы лица. — Давайте представим, что нас угостили морковкой. Она сладкая и твердая. Покажем, как мы будем ее жевать. — В деревне у бабушки нет чайника, зато есть пузатый, важный самовар. Давайте надуем обе щеки одновременно. — Самовар закипел и пора ставить на стол чашки. Давайте сделаем упражнение «Чашечка». — Молодцы! Все упражнения хорошо выполняли.

7. Упражнение «Что делать?» Логопед предлагает детям выбрать по одной картинке с изображением посуды и взять ее себе. — Посмотрите на картинки, которые вы выбрали, и расскажите, для чего нужна эта посуда, что можно с ней делать. Подберите, как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делать?» На сковороде можно жарить. Ее можно мыть, чистить. Поварешкой наливают. Ее можно мыть. В тарелку можно наливать суп, из нее можно есть. Ее можно мыть, вытирать.

8. Игра «Разбитые чашки». Логопед предлагает детям пройти за столы и помочь ему склеить чашки, которые нечаянно разбились. Логопед: Помогите, пожалуйста, мне, склеить чашки, которые нечаянно разбились. Они выглядят вот так, как эти чашки на картинке. Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, если это необходимо. Затем дети собирают части в конверты.

9. Игра «Четвертый лишний» — Вы молодцы. Следующее задание на внимание. Я буду называть слова, а вы должны сказать какое слово лишнее и почему. Стакан, стол, тарелка, ложка. Ложка, вилка, чашка, нож. Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.

10. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) — Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная. Тарелка глубокая – тарелка мелкая. Чашка большая – чашка маленькая. Сковорода тяжелая – сковорода легкая. Ножик старый – ножик новый.

11. Итог занятия (оценка работы детей) Логопед предлагает вспомнить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу детей.

Игровое занятие по развитию речи на тему «Посуда»

  • 20 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»

В условиях различных игровых ситуаций на логопедических занятиях дети получают навыки правильной речи. В ходе предварительной работы дети приобретают достаточный опыт ориентации по данной теме.

Поэтому итоговые занятия в каждый из периодов логопедической работы я провожу как праздничное мероприятие. Оно носит не развлекательный, а обучающий характер. Это своеобразный итог, обобщение всех наработанных знаний, умений, навыков. Ведь наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно.

В отличие от обычных детских праздников, где заняты, как правило, самые бойкие и способные, здесь участвуют все дети. Для приобретения уверенности в собственных знаниях детям предоставляется возможность показать себе и окружающим свою осведомлённость по данной теме.

Подготовка к заключительному занятию идёт в течении 3 – 4 дней. Сопровождается тематическими беседами, дидактическими речевыми играми, показом наглядного материала, чтением художественной литературы: стихов, сказок, рассказов, загадок; заранее обучаю составлять описательные рассказы о любом предмете посуды по плану-схеме.

Занятие построено в форме проблемной ситуации, в виде «провокационного» диалога с детьми, что позволяет дошкольникам задуматься о свойстве и качестве материалов из которых изготавливается посуда, лучше усвоить тему, расширить кругозор, обогатить словарный запас.

Эфективность данного занятия достаточно велика всвязи с тем, что базовые знания дошкольников по теме «Посуда» находят в нём своё применение. Дети наглядно ощущают ценность накопленных ими навыков и применяют их на практике (в беседе, дидактических играх, изо-деятельности и т.д.).

В представленном конспекте прослеживается межпредмнтная связь занятий по «Окружающему миру», «Развитию речи», «Математике», «Изо-деятельности», «Музыке». Индивидуальные раздаточные карточки с заданиями, развивающими логику и детское мышление являются авторскими, выполненными конкретно для данного занятия и нигде ранее не использовались и не применялись.

Занятие рекомендуется проводить весело, эмоционально, задорно, вызывая у детей положительные эмоции от данных ими правильных ответов. Всё должно способствовать радостно-приподнятому настроению у детей и их свободному речевому общению.

Програмное содержание

Цели:

  • Продолжать прививать интерес к быту русской деревни.
  • Закрепить знания детей о современной и старинной посуде.
  • Закрепить знания о различных видах посуды, её назначении.
  • Расширять активнвй и пассивный словарь детей.
  • Формирование лексико-грамматического строя и связной речи.
  • Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение и
  • эмоционально-волевые процессы.
  • Развивать графические навыки.
  • Воспитывать бережное отношение к посуде.

Задачи:

  • активизировать словарь по теме «Посуда», словарь синонимов, побуждать упражняться в словообразовании.
  • совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные в роде, числе, падеже.
  • активизировать мыслительную деятельность, учить разгадывать загадки и разрешать проблемные ситуации.
  • закрепить умение составлять описательные рассказы о предметах посуды.

Приёмы познавательно-речевого развития:

  • словесный приём: беседа, вопрос – ответ;
  • решение проблемной ситуации;
  • дидактические игры: «Добавь в каждую группу нужный предмет посуды», «Найди закономерность», «Сосчитай и назови», «Раскрась контур самовара»;
  • наглядный приём.

Словарная работа:

  • Активный словарь: чугунок, самовар, ухват, железный, деревянный, стеклянный, блестящий, прозрачный.
  • Пассивный словарь: расписные, фарфор, пластмасса, глина.

Предварительная работа:

  • Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе».
  • Игры по теме «Посуда»;
  • Музыкальная игра «Бай –качи – качи – качи».
  • Знакомство детей со свойствами дерева, стекла, железа, глины, чугуна.
  • Обучение составлению описательных рассказов о любом предмете посуды по плану-схеме.

Оборудование:

  • костюм для Федоры,
  • самовар,
  • чугунок,
  • кастрюля,
  • железные и деревянные ложки,
  • любая эстетично выполненная посуда,
  • индивидуальные задания (карточки),
  • наглядные пособия (фото самоваров),
  • контуры самоваров, краски, карандаши.

Приложение 1: Конспект логопедического занятия.

Автор: Зыкина Татьяна Александровна, учитель-логопед МБДОУ № 312 «Катюша», г. Ростов-на-Дону. Стаж работы по специальности 10 лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]