Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С


Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука С

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях
Автор: Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка» Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука «С» в слогах, словах и предложениях. Задачи: 1. Образовательная:
автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях. 2.
Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях; • развивать артикуляционную и мелкую моторику; • развивать фонематический слух; • развивать речевое дыхание; • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность. 3.
Развивающие:
• закрепить умение определять место звука в слове; • развивать внимание, память, мышление; • упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение. 4.
Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии; • воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка. Ход занятия 1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика. Логопед: Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. — глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули. 2. Артикуляционная гимнастика. 1. «Улыбка» / «Трубочка»Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются, Посмотри – заборчик появляется. Ну, а если губки узкой трубочкой, Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом Ходят стрелочки по кругу. Ты обе губки оближи, Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.
Язычок твой – озорник, Он не слушает тебя. Накажи его скорее: «Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем, Вкусные блины печем. Ручейком по сковородке Тесто растекается… Посмотри, какой красивый Блинчик получается.
5. «Чистим зубки» Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка» Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается, Его кончик к зубкам прижимается. Спинка сильно-сильно выгибается- Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска: Ей забыли вымыть миску. Ты не подходи к ней близко- Поцарапать может киска!
3. Пальчиковая гимнастика. Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать. Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю, Взад — вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/ Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
4. Артикуляционный образ звука. Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы. 5. Произношение изолированного звука [С]. Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С. 6. Физкультминутка. Мы подуем высоко: С-С-С (Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх) Мы подуем низко: С-С-С (Ребенок приседает) Мы подуем далеко: С-С-С (Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки) Мы подуем близко: С-С-С (Стоя прямо, руки подносит ко рту) 7. Развитие фонематического слуха. Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С». П М С С А У К Д С Т С Б СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС 8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках. Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим. СА-СА-СА, СА-СА-СА – укусила в нос оса. СО-СО-СО, СО-СО-СО – стал мой нос, как колесо. СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу. СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы. 9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях. Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.


Логопед: Посмотри на картинку и скажи, что увидела собачка Соня. Отвечай полным предложением. Собачка Соня увидела…


10. Итог занятия. Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку? 11. Оценка речевой деятельности ребенка. Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С]. Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец! Использованная литература. 1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015. 2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. — Спб., 2007. 3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013. 4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С и ТЬ для детей 5-6 лет Конспект подгрупповой коррекционной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с ФФНР Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада: Звук и буква П Структура логопедического занятия по автоматизации звука. Коррекция звукопроизношения.

Похожие статьи:

Музыкальное занятие с использованием логоритмики в старшей группе ДОУ

Полезные советы:

  1. Автоматизация в предложениях разовьет ассоциативное мышление, так как ребенку нужно каждое слово соотнести с картинкой.
  2. Автоматизация звука «С» в предложениях наглядно покажет малышам значение предлогов и их обозначение схемами.
  3. Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  4. Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

Автоматизация звука [С] в предложениях из 4 слов:

  • В саду много ос.
  • Соня сама ест суп.
  • Анфиса пьёт сливовый сок.
  • На мосту стоит автобус.
  • Пёс ест кусок мяса.
  • Саня готовит суп киске.
  • В саду посадили кусты.
  • Скамейка стоит в саду.
  • Соня сама сняла сапоги.
  • Сова сидит на суку.
  • Саня едет на самокате.
  • У Сони красивая сумка.

Автоматизация звука [С] в словосочетаниях:

  • Вкусный суп; усатый сом; высокая сосна; навесной мост; сосновый сук; сухая косынка; мамины бусы; мягкий воск; высокий утёс; сонная киска; медовые соты; ясный день; искусный фокусник; опасный выступ; сдобное тесто; сафьяновые сапоги; пустая миска; густой сок; тенистый сад; ананасовый сок; сатиновый поясок; пустой автобус; сытный студень; мясной соус; автобусная остановка; тонкое сукно; пустая комната; детская коляска.

Автоматизация звука [С] в предложениях из 3 слов:

  • В саду – осы.
  • У сома – усы.
  • Сын ест суп.
  • Пастух пас стадо.
  • Денис пьет кумыс.
  • Сын моет посуду.
  • Саня моет посуду.
  • Соня ест кекс.
  • Денис пьёт сок.
  • Светит ясное солнце.
  • Соня услышала стук.
  • Самолёт летит высоко.
  • Самосвал высыпал песок.
  • Оса укусила Соню.
  • Саня спустил колесо.
  • Киска ест мясо.

Звук С в конце слова в ряду слов

Перечень слов: фикус, квас, поднос, насос, кактус, фокус, утконос.

Перечень слов: уксус, ананас, матрос, кипарис, класс, альбатрос.

Повтори словосочетания:

пустой автобус спелый абрикос

высокий утёс пустой автобус

серый пёс мясной соус

Автоматизация звука [С] в предложениях из 5 слов:

  • В саду стоит высокая сосна.
  • Под сосной стоит собака Сойка.
  • У Сони – коса до пояса.
  • Соня ставит сумку на скамейку.
  • У Сани санки скользят сами.
  • На сосновом суку сидят совы.
  • Стас и Соня идут в сад.
  • У высокой скалы – навесной мост.
  • По мосту едет пустой автобус.
  • Анфиса сама готовит вкусный суп.

Тема: Звук С.

Цель: Автоматизация звука С в словах и предложениях.

Задачи: закреплять умение образовывать множественное число существительных, умение согласовывать числительные с существительными, умение согласовывать местоимения «мой», «моя» с существительными; закреплять умение составлять предложения по картинке.

Планируемые результаты занятия: правильное произношение звука С в словах и предложениях.

Оборудование: карточки артикуляционной гимнастики, игровой картинный материал, звуковые дорожки, зеркало.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (2-3 минуты). Логопед: — Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давай поздороваемся с ними. Здравствуйте, мы рады видеть Вас у нас в гостях! Логопед: — Послушай внимательно стихотворение, которое я прочитаю. Сыплет, сыплет снег с небес.

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит,

Он под снегом тоже спит. Логопед: — Скажи, пожалуйста, какой звук я выделила голосом? (звук С). Верно. Сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука С. 2. Основная часть. (15 минут). Анализ артикуляции. Логопед: — Давай вспомним, как мы произносим звук С. Что происходит с губами? Губы растянуты в улыбке? Зубы видно? Да. Рот немного открыт. А где расположен язык? Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка – желобок, по которому идет сильная холодная струя воздуха.

Артикуляционная гимнастика. Логопед: — А для начала подготовим наш язычок и выполним упражнения перед зеркалом. «Улыбка» — губы растягиваем в улыбке, рот закрыт, губы сомкнуты. «Трубочка» — вытягиваем сомкнутые губы вперед трубочкой. «Лопатка» — расслабленный язычок кладем на нижнюю губу. «Горка» — открываем рот, язычок упирается в нижние зубы, выгибаем язычок горкой. «Непослушный язычок» — кладем язычок на нижнюю губу и пошлепываем его губами, произнося при этом пя-пя-пя.

Автоматизация звука С изолированно и в слогах. Игра «Дружные звуки» Логопед: — перед тобой лежат дорожки, проведи по ним пальчиком произнося звук С. Логопед: — хлопни в ладоши когда услышишь звук С (СА-ШУ-НУ-СО-МО-КУ-СИ-ЛУ-ПА-СЫ-ФИ-СЭ).

Автоматизация звуках С в словах и словосочетаниях. Игра «Один-много». Логопед: — Посмотри, у меня на картинке изображена сумка (сова, сундук и т.д.), а у тебя? (сумки, совы, сундуки). Игра «Кого нет?» Логопед: — Я переворачиваю картинку, а ты скажи кого не стало. (собаки, совы, самолетов, сараев). Игра «Скажи, сколько?» Логопед: — Выбери карточку и скажи сколько предметов на ней изображено. Игра «Подели игрушки» Логопед: — Давай поможем Ане и Ване разделить свои игрушки и убрать их по полкам. Ане отдай игрушки, про которые можно сказать «моя», а Ване «мой» (моя кукла, моя лошадка, мой самолет, мой робот).

Физ. Минутка. Логопед: — Я предлагаю тебе немного размяться. Вышел зайчик на крылечко, (поочередно меняем положение пальцев «колечко») На крыльце нашел колечко, А колечко не простое, Блестит словно золотое. Автоматизация звука С в предложении. Логопед: — Посмотри на картинки и ответь на вопросы: — Где растут сливы? (сливы растут на дереве) — Где сидит малыш? (малыш сидит в коляске) — Где стоит коляска? (коляска стоит перед деревом) — Где сидит сова? (сова сидит в дупле) -Где летают снегири? (снегири летают над снеговиком) — Где стоит снеговик? (снеговик стоит перед сосной). Логопед: — Молодец. А сейчас давай вспомним с какими словами мы составляли предложения.

Итог (2-3 минуты).

— Наше занятие закончилось. Молодец, ты справилась со всеми заданиями.

Скажи, какой звук мы продолжали учится правильно произносить?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]