Ход занятия
Ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]:
Организационный момент
Добрый день! На прошлых занятиях к нам приезжала красная машинка, в этот раз она приехала не одна, а вместе с тигром. Давай поздороваемся с ними. Мы будем сегодня с ними путешествовать по Африке. Для начала отправимся на Занзибару, там все жители очень любят делать зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика
Каждое занятие по автоматизации звука [Р] начинается с артикуляционной гимнастики:
- Улыбаемся мы шире, Чтоб видны нам зубы были.
(Заборчик – губы разомкнуты, растянуты в улыбке, зубы сомкнуты).
- Маму радовать мы будем – Улыбнемся, поцелуем.
(Чередуются упражнения трубочка-улыбка, каждое выполняется по 3 секунды).
- Язычок наш станет кистью И забор покрасит быстро.
(Почистим верхние зубы – рот приоткрыт, язык двигается вправо-влево, нижняя челюсть остается в статичном положении).
- Маляром стал язычок, Сейчас покрасит потолок.
(Маляр – кончиком широкого языка надо водить по небу вперед-назад).
- Котик губку облизал, Язычок свой показал.
(Вкусное варенье – широким языком облизать сверху вниз только верхнюю губу, рот открыт, нижние зубы не поддерживают язык).
- Вместе в лес гулять пошли И грибочек там нашли.
(Грибок – широкий язык поднять вверх, прижать к небу, рот открыть).
- И пойдем играть в футбол, Всем забьем сейчас мы гол!
(Загони мяч в ворота – в ворота из кубиков задуть вату воздушной струей, вытянув губы вперед. Щеки при этом не надувать).
- Языком поцокаем, Как лошадки топаем.
(Лошадка – улыбнуться, приоткрыть рот, поцокать языком по небу, нижняя челюсть должна быть неподвижна, если не получается, то можно придерживать руками).
- Как индюшки-болтушки Балаболить будем дружно.
(Индюшка – широким языком быстро водить языком вперед-назад по верхней губе, произнося «бл-бл-бл»).
- Сыграем на гармошке Песню про Антошку.
(Гармошка – широкий язык «присосать» к небу, не отпуская языка открывать и закрывать рот).
- Барабанить я люблю: «Д-д-д», – всем говорю.
(Барабан – открыть рот, улыбнуться, кончиком широкого языка «стучать» по альвеолам со звуком «Д-д-д).
Дыхательная гимнастика
Теперь мы искупаемся в реке Нил.
Для этого бери стакан с водой из реки и трубочку, а затем дуй, чтобы получились пузыри.
Ольга Бажина
Логопед, эксперт проекта
Задать вопрос
Развитие фонематического слуха
Тигр живет в Саванне, он любит бегать по прериям и рычать. Его любимый звук, как ты уже догадался [Р]. Помимо этого, он очень любит слова с этим звуком. Помоги тигру найти и повторить их.
Я буду читать фразы, а ты называй только те слова, в которых есть любимый звук тигра.
Зубастый крокодил, египетская пирамида, бескрайнее море, Красная Шапочка, высокие горы, широкая река, яркое солнце, мирное небо, зеленая трава, узкая тропинка, дальняя дорога, быстрый гепард, жираф с длинной шеей, жаркий день.
При необходимости объяснить ребенку значение незнакомых для него слов.
Автоматизация звука во фразовой речи
А теперь мы приехали в гости к давнему хорошему другу тигра – африканскому слону. Этот вид слонов считается самым крупным в мире. А еще он очень умный и даже умеет считать. Давай посчитаем вместе со слоном.
- Один огромный тигр, два огромных тигра, пять огромных тигров;
- один пиратский парус, два пиратских паруса, пять пиратских парусов;
- одна красная рукавица, две красные рукавицы, пять красных рукавиц;
- одна пара роликовых коньков, две пары роликовых коньков, пять пар роликовых коньков.
Итог занятия
Как хорошо путешествовать с новыми друзьями, но пора возвращаться домой. Мы увидимся с тигром, красной машинкой и африканским слоном в следующий раз.
Конспект индивидуального занятия, по теме: Автоматизация звука [Р]
Тема: Автоматизация звука [Р].
Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, мяч спички.
Программное содержание:
Задачи: а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения; б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику; в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.
План занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. 2. Повторение артикуляции звука [Р]. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Повторение чистоговорок. 5. Работа с предметными картинками: а) «Назови слово и определи место звука»; б) «Назови ласково»; в) «Посчитай». 6. Физкультминутка. 7. Игра с мячом «Закончи слово». 8. Игра «Путаница».
III. Подведение итогов.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Тарарам, тарарам, Кто спешит в гости к нам? Этот мальчик- друг ребят, С ним встрече каждый будет рад! -Вот наш гость- Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. — Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения: — «Чашечка»- 5 сек. — «Грибок»- 5 сек. — «Маляр»- 5 раз. — «Вкусное варенье»- 5 раз. — «Лошадка»- 5 раз. — «Мотор»- 5-7 раз. — «Барабанщики»- 5-7 раз.
2. Повторение артикуляции звука [Р]: — Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы. — Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р]. (Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
3. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Выложи по образцу». — Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из спичек по образцу. (Картинки: оранжевая морковь, красный забор, черная ракета).
4. Повторение чистоговорок. Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Чистоговорки внятно, Чтоб было всем понятно. -Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р]. РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ- рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.
РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ- Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР- УР-УР-УР- Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР- На полу лежит ковер. На кармане много дыр.
5. Работа с предметными картинками. а) «Назови слово и определи место звука». -Наш гость принес конверт с картинками. -Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.) (Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор). б) «Назови ласково». -Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д. в) «Посчитай». -А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).
6. Физкультминутка. -Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда — он потерял свой золотой ключик. -Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру. «Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).
Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
7. Игра с мячом «Закончи слово». -Вот такую игру придумал Буратино: РА-РА-РА Начинается игра. Я прошу со слогом РА Мне помочь назвать слова! -Я начинаю слово, а ты добавь РА: ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РО Ты закончи слогом РО: вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договори Ты слова со слогом РЫ: вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
8. Игра «Путаница». — И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений. * Расцвели на клумбе козы, В огород забрались розы. * Ползает у речки мак, Расцветает в поле рак. * На конверт наклею маску, На лицо надену марку. * Я возьму от сыра кошку, Угощу я нашу корку.
III. Подведение итогов.
-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].
Автор материала: Михайленко Наталья Константиновна
Также по теме:
Конспект индивидуального занятия с ребенком имеющим ЗПР