Как подготовить занятие по лепке на тему «Петушок с семьёй» в подготовительной группе


Приёмы лепки для композиции «Петушок с семьёй»

Согласно ФГОС, тематика уроков лепки повторяется ежегодно, но отличается уровнем сложности приёмов для изготовления поделки. Дети 6–7 лет:

Как сделать древо семьи: способы оформления и шаблоны

Поиск информации о родственниках

Лучше использовать разные методы сбора семейной информации: документы, фотографии, видео. Тогда вы сможете перепроверить достоверность собранных данных.


Используйте любые типы информации: документы, видео или фото

Семейные и городские архивы

Начните с родных и близких – организуйте встречи, сходите в гости и попросите рассказать их семейные воспоминания. Если они живут в другом городе и нет возможности посетить их лично, то позвоните по телефону или проведите видеоконференцию.

Дайте запрос в городские архивы города, где родились родители. Но чтобы получить бумаги о родственниках, придется доказать ваше родство. Начиная с 1918 года все записи о рождении, смерти и браках регистрируются в ЗАГСе. Если вы ищете более раннюю информацию, то обратитесь в местные церкви: до 1918 года подобные записи обычно хранились там.

В каждом городе имеется архив с данными о проживающих или проживавших гражданах

Поиск в интернете

В сети существует много сайтов с историческими документами. Среди российских ресурсов:

Информацию о зарубежных гражданах можно поискать здесь:


Онлайн-сервис MyHeritage Если вы новичок в создании генеалогического дерева, то лучше для начала ограничиться несколькими семейными ветвями. Чем дальше вы углубляетесь в историю вашей семьи, тем сложнее найти точную и подробную информацию. Попробуйте сначала составить простую диаграмму, уходящую на несколько десятилетий назад. С течением времени вы можете добавлять в нее дополнительные данные по мере их нахождения.

Какие виды лепки подходят для темы «Петушок с семьёй»

Для воплощения темы используется сюжетная лепка. Однако и другие виды также подключаются в работу.

Сюжетная лепка

Объединение птичек, вылепленных в предметной технике, в общую мизансцену позволяет разрабатывать целые сюжеты, где фигурки представлены не только в статике, но и в динамике, то есть с расправленными для полёта крыльями, с наклонённой головой, вытянутой шеей и пр.

Для сюжетов дети лепят фигурки с поворотом головы, разным положением крыльев

Предметная лепка

Дети передают образ петуха, курочки и цыплят максимально точно, ориентируясь на картинку или на собственные представления о птице. Затем отдельные фигурки соединяются в общую композицию. В этом виде лепки дети активно подключают использование стеки, палочек для придания фактурности крыльям, то есть делают образ реалистичным.

Предметная лепка предполагает создание отдельных фигурок, которые затем объединяются в общую композицию, то есть сюжет

К теме «Петушок с семьёй» декоративная лепка, то есть создание и декор поделок по мотивам народных ремёсел, подключается в том случае, если фигурка «главы куриного семейства» стилизуется под филимоновского или дымковского петушка.

Декоративная лепка в подготовительной группе подразумевает роспись глиняных основ, то есть очень трудоёмкий процесс, поэтому такой вид лепки обычно обыгрывается на кружковых занятиях

Пластилинография

Элементы рисунка пластилином на тему «Петушок и его семья» используются, как правило, для оформления подложки под мизансцену, которая готовится заранее, к примеру, во время самостоятельной деятельности ребят накануне занятия. Или представляют собой отдельный вид изобразительного творчества — пластилинографию.

В композициях для лепки пластилинография используется для оформления основы

Техники лепки

Тема «Петушок и его семья» реализуется пятью техниками лепки.

Скульптурная (пластичная)

Фигурка создаётся из одного куска пластилина при помощи вытягивания, заглаживания или прищипывания элементов. Дети 6–7 лет отрабатывают точность манипуляций с пластилином, стараясь делать детали максимально натуралистичными: заострённый клюв, тонкий хохолок, вытянутая шея, плавно переходящая в туловище, когти на лапах и пр.

Скульптурная лепка в подготовительной группе усложняется активным использованием стеки для придания фактурности образу

Конструктивная лепка

Эта техника заключается в объединении готовых деталей в единую композицию. Так, для создания курицы дети отдельно формируют туловище овальной формы, голову круглой, делают вытянутый шар, переходящий в конус — для клюва, «колбаски» лап, «блинчики» вытянутой формы для крыльев, и закруглённую форму для хвоста.

Особый акцент делается на точность выполнения сглаживания, примазывания элементов.

В конструктивной лепке сначала готовятся все детали, а потом из них собирается цельная фигурка

Комбинированная техника

Совмещение скульптурной и конструктивной лепки называется комбинированной техникой. К примеру, скульптурным способом из одного кусочка пластилина овальной формы делается туловище и из него вытягивается шея с головой. А крылья, лапки, хвост, гребешок и борода прилепливаются из отдельно вылепленных элементов, сделанных в конструктивной технике.

В комбинированной технике дети обычно делают скульптурными туловище и голову

Модульная техника

Лепка основывается на сочетаниях модулейотдельно вылепленных фигурок, представляющих собой 2–3 самостоятельных сюжета, которые дополняются деталями и объединяются в единую композицию. Например, петушок, курочка, цыплёнок в рамках поделок на тему «Домашние птицы» дополняются травой, домиком, соответствующим описанием и получается поделка «Петушок с семьёй».

В данной композиции модулями являются петушки, которые были объединены в один сюжет: птицы клюют зерно

Лепка по форме

В лепку фигурок птиц подключается бросовый материал, например, футляры от игрушек в «Киндер-сюрпризе», которые замазываются пластилином, дополняются отдельно вылепленными крыльями, хвостом и клювом. В такой технике получаются забавные жёлтые цыплята.

Цыплята по форме знакомы детям со средней группы, в подготовительной поделку усложняют использованием дополнительных материалов — готовыми глазками, которые нужно аккуратно и симметрично наклеить

Создание основы

В роли подложки под композицию «Петушок с семьёй» выступает тонкий картон. Если предполагается, что на основе будут располагаться не только птицы, но и другие элементы: забор, лужайка с травой, колодец и пр., то подложку нужно сделать заблаговременно. Обычно на эту работу выделяется время самостоятельной деятельности ребят после дневного сна. Дошколята замазывают подложку пластилином, лепят детали антуража — заборчик, домик и т. д. – и выбирают им подходящее место на основе.

Семейное дерево из картона

С тех пор, как ребенок пошел в школу, мы уже трижды делали семейное дерево. Любят наши учителя задавать такие творческие задания, но это ничего, если есть хорошая фантазия и интернет под руками. Ровно год назад мы всей семье делали картину «Генеалогическое дерево», которая заняла в школьном конкурсе второе место.

В этот раз дерево нашей семьи задали сделать на урок английского языка. Детки проходят тему, в которой знакомятся с новыми словами на семейную тематику. Сегодня ребенок в школу пошел с деревом и семейной фотографией, чтобы познакомить учительницу со всеми членами нашей небольшой семьи.

Поскольку у многих читателей Алимеро есть или будут школьники, то я решила подготовить небольшой мастер-класс, который, может, вам пригодится, если вы будете выполнять школьные творческие задания.

Эту поделку очень весело и приятно делать вместе с ребенком. Такие занятия позволяют сохранять ту связь, которая делает семью ближе. Тогда близкие люди действительно могут называться родными.

Чтобы сделать семейное дерево, необходимы такие материалы и инструменты:

— 1 лист коричневого картона — 1 лист зеленой бумаги — ножницы — карандаш и ручка — клей-карандаш

Время изготовления:

20-30 минутСложность:

достаточно легко и увлекательно

Для работы подготовим картон коричневого цвета (лист А4) и цветную бумагу зеленого цвета. На коричневом картоне рисуем дерево. Нижнюю часть дерева дублируем, ровно ее отрезав. Вырезаем дерево из картона. Если картон не слишком толстый, можно сзади приклеить такое же дерево ил более плотного картона. Дерево и дополнительную нижнюю часть ствола разрезаем. Делаем такие разрезы, чтобы можно было вставить их один в другой и дерево могло стоять.

Из зеленой бумаги вырезаем листики произвольной формы. Их величина зависит от величины дерева и от того, что вы будете на них писать. Листики подписываем (у меня подписи на английском, поскольку предназначается дерево для урока английского языка). Количество листиков зависит от того, сколько членов семьи у вас имеется.

Приклеиваем листики к стволу дерева с помощью клея-карандаша. Собираем ствол из двух частей, и вот уже дерево стоит на рабочем столе и радует всех, напоминая о том, какая большая и дружная у вас семья. Наше дерево к нам не вернулось — уехало на выставку. Придется сделать для детской комнаты еще одно. Но это даже и хорошо, ведь я очень люблю заниматься подобным творчеством с ребенком.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в Яндекс Дзен, Вконтакте, Одноклассниках, Facebook и Pinterest!

Материалы для лепки

Ведущим материалом для создания поделки «Петушка с семьёй» является пластилин, также могут использоваться глина и солёное тесто. При этом лепка может дополняться деталями оригами. Например, петушок и курочка делаются пластилиновыми, а цыплята складываются из бумаги жёлтого цвета. Ещё один вариант оформления поделки — дополнение природными материалами. Так, перья на хвосте можно сделать из натуральных птичьих.

Натуральные перья для украшения хвоста можно предварительно покрасить красками

Инструменты для лепки

Организуя рабочее пространство для лепки, нужно обеспечить наличие:

  • каркасов — палочек разной длины/толщины (или зубочисток) для крепежей деталей или несущих конструкций;
  • стеки (заострённых и закруглённых);
  • специальной доски или ковриков для работы.

Своими руками

Для тех, кто решил сотворить древо самостоятельно, интересно будет рассмотреть мастер-классы по изготовлению двух разных вариантов.

Вариант I

Выполняйте пошаговую инструкцию, чтобы создать уникальный подарок для тех, кто почитает семейные традиции.

  • Возьмите войлок, нарисуйте дерево при помощи обмылка, вырежьте его.
  • Подготовьте кусок обоев размером 50 на 60. Его приклейте к картону при помощи двустороннего скотча.
  • Распечатайте фотографии.
  • Прикрепите к дереву листву из зеленой пряжи.
  • При помощи клеевого пистолета прикрепите к дереву фотографии.
  • Наклейте родовое древо на подготовленный картон с обоями.
  • Вставьте готовое изделие в рамку.

Такой подарок не дорогой, но станет лучшим на празднике, так как хранит в себе тепло воспоминаний.

Вариант II

Этот вариант станет отличным украшением для интерьера. Такое древо выполняется по типу топиария.

Сделайте из проволоки ветки и соедините их в ствол, корни оставьте свободными. Возьмите цветочный горшок, лучше пластиковый, залейте в него гипс или глину и «посадите» туда дерево. Дождитесь, пока топиарий просохнет и твердо закрепится в горшке.

Покрасьте изделие в любой цвет, который больше всего понравится. Хорошо будет смотреться серебро или золото – это классические цвета, подходящие под любой интерьер.

Сделайте из скрученной проволоки медальоны для фотографий. Украсьте их при помощи бусин, страз, лент или бисера. Распечатайте фотографии и поместите их в медальончики. Не забудьте заламинировать фото, чтобы они прослужили дольше.

Подарок, сделанный своими руками, позволит передать тепло рук через года. Это отличный вариант для оригинального поздравления с любым праздником.

Варианты реализации темы в образовательном процессе

По календарно-тематическому плану образовательного направления «Художественно-эстетическое развитие», занятия лепкой предполагаются один раз в две неделе. Тема «Петушок с семьёй» обычно реализуется в рамках занятия лепкой по замыслу осенью или весной с опорой на личные впечатления от отдыха в деревне или изученного в младших группах одноимённого рассказа К. Ушинского.

При этом создание поделки может соотноситься с тематикой других учебно-воспитательных курсов. Например, знакомство с народными промыслами на занятиях по ознакомлению с окружающей средой реализуется в январе лепкой филимоновского петушка, а весной по этой же технологии дети могут лепить петушка с его семью в рамках выполнения поделки по замыслу.

Лепка может быть закреплением тем по разным образовательным курсам

Формы организации и индивидуальный подход

Что касается формы организации работы, то тема «Петушок с семьёй» может реализовываться и индивидуальной, и коллективной поделкой. В первом случае дети заранее готовят подложку, а на уроке лепят птиц. Во втором случае педагог делит ребят на подгруппы по 4–5 человек и в зависимости от их владения навыками лепки, а также с учётом пожеланий ребят распределяет «фронт работ»: одна подгруппа занимается лепкой петухов, вторая — кур, третья лепит цыплят, а четвёртая занимается придумыванием оформления для подложки. При этом дети стараются делать птичек в разных позах.

Обычно в первой и четвёртой подгруппах оказываются ребята, проявляющие особый интерес к лепке. Им также можно дать задание подобрать дополнительный материал для украшения поделки или составить рассказ по мотивам композиции.

Коллективная лепка подразумевает распределение обязанностей и при подготовке подложки: рисунков, моделирования из природных материалов и пр

Одной из форм реализации индивидуального подхода является отработка приёмов лепки. Например, перекатывание карандаша между ладонями для отработки быстроты движений ладоней и пальцев при формировании пластилиновых деталей. А также хорошей тренировкой будет создание «жгутиков», «блинчиков» и пр. элементов, которые бы соответствовали образцам, сделанным педагогом.

Лепка может быть вариантом организации самостоятельной деятельности ребят, проявляющих интерес к этому виду изобразительной деятельности

«Выращиваем» семейное дерево своими руками! Поделка для школы

Всем большой привет! В Липецке дождь. Причем такой сильный, что гулять пойти невозможно. Можно гулять поплыть) Но лодки у нас почему-то нет, поэтому сегодня мы с детишками решили заняться чем-нибудь интересным, творческим и полезным. Попробуем сделать свое семейное дерево своими руками, местами золотыми, местами серебряными.

Тем более, что поделка эта пригодится в будущем учебном году Артему. Он в сентябре отправляется учиться в 1 класс и, наверняка, придется делать проект по теме «Моя семья». А наше семейное древо к этому проекту станет отличным дополнением.

Итак, мы начинаем!

Как всегда сначала готовим необходимые принадлежности.

Нам потребуются:

  1. лист бумаги (например, лист ватмана, так как ватмана у нас в закромах не нашлось, мы взяли кусок старых обоев размером 70Х60 см);
  2. гуашь;
  3. карандаш;
  4. цветной картон;
  5. кисточки;
  6. ножницы;
  7. лента липучка (та самая, которую используют в качестве застежки на одежде и обуви);
  8. клей.

Сначала на бумаге карандашом попробуем нарисовать дерево, а также траву, цветочки, облака и солнышко.

Красками раскрашиваем картинку. Начали мы с неба, солнца и облаков.

А это уже полностью раскрашенная картина.

Для того, чтобы деревце было красивее, светло-зеленой краской нарисовали небольшие листья.

Теперь из цветного картона вырезаем листочки. Мы решили сделать их цветными, чтобы визуально разделить разные уровни нашего дерева:

  • желтые листочки – это трое детей;
  • зеленые – это папа с мамой;
  • оранжевые – это бабушки и дедушки.

Раскладываем листья на дереве, примеряем, так сказать.

Под каждым листочком карандашом делаем отметку в виде крестика, чтобы не забыть где он должен быть.

Мягкую (пушистую) часть ленты-липучки разрезаем на квадратики, размером примерно 1,5×1,5 см. Квадратиков должно быть столько же, сколько и листочков. У нас их 9.

Закругляем уголки квадратиков, получаем кружочки.

Если бы лента была красного цвета, то можно было бы кружки сразу приклеивать к дереву. Но у нас нашлась только белая лента, поэтому мы раскрасили кружочки фломастерами.

С помощью супер-клея приклеили кружочки к деревцу, в тех местах, где мы нарисовали крестики. Теперь они выглядят как ягодки или яблочки, а не как белые пятна. Собственно для этого мы их и красили.

Приступаем к оформлению наших картонных листочков. Сначала ту половину ленты-липучки, на которой находятся крючочки, разрезаем на кусочки длиной примерно 3, 5 см. Таких кусочков нужно тоже 9 штук.

С помощью супер-клея приклеиваем полоски к задней стороне листочков.

А на лицевую сторону приклеиваем фотографии всех членов нашей семьи.

Можно сказать, что наша поделка готова. Расставляем по местам наши листочки на нашем дереве. Сначала детишки.

Потом их родители.

Ну а потом и бабушки с дедушками.

Вот такое семейное древо у нас получилось. Конечно, можно было листочки с фотографиями просто приклеить к ватману, но мы выбрали вариант с липучкой. Это сделано специально.

Ведь мы рассчитываем, что эту поделку Артем будет использовать при защите проекта «Моя семья» в школе. И будет здорово и интересно если он, рассказывая о ком-нибудь из нас, будет одновременно прикреплять к рисунку листочек с фотографией. Постепенно, в процессе защиты, семейное дерево вырастет прямо на глазах его одноклассников.

Ну вот, теперь и вы знаете как сделать такую красивую поделку, которая подойдет и для школы, и для детского сада.

Будем надеяться, что вам понравился наш мастер-класс, и что он вам пригодится

Спасибо за внимание! Как всегда ждем комментариев

Желаем вам творческих успехов!

Всегда ваши, Артем, Александра, Евгения.

Как мотивировать детей

Продуктивность работы дошкольников зависит от качества мотивации, которая реализуется целым рядом приёмов на вводном этапе занятия.

Таблица: мотивационные приёмы для занятий лепкой на тему «Петушок с семьёй» в подготовительной группе

Приём и особенности его использованияПример
Картинки, плакаты, позволяющие наиболее точно и пропорционально передавать формы частей тела птиц.
БеседаПедагог предлагает детям вспомнить, каких домашних птиц они видели в деревне, зоопарке, какие их повадки наблюдали, как курочка заботится о цыплятах, чему их учит и т. п.
Стихотворения, загадки, которые позволяют детям вспомнить основные особенности домашних птиц (внешние, образа жизни).
  • Петух-отец жене-наседке Сказал: «Должны учиться детки! Чтоб каждый мог, как я, уметь «Ку-ка-ре-ку!» красиво спеть И прокудахтать «Ко-ко-ко!» Чтоб слышно было далеко»;
  • Влез на крышу петушок, Прочитать решил стишок. Начинал, срывался, Очень волновался. Вспомнил лишь одну строку И пропел: «Кукареку!» (Г. Виеру);
  • Хвост с узорами, сапоги со шпорами, Беленькие пёрышки, красный гребешок. Кто это на колышке? (Петух);
  • Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица).
Мультфильм по рассказу К. Ушинского «Петушок с семьёй» для придумывания сюжета композицииПоскольку рассказ Ушинского изучается во второй младшей группе, в подготовительной дети повторяют сюжет, придумывают ситуации, когда бы Петушок мог ещё помирить всех членов своей семьи. Например, когда все цыплята начали обижать одного, самого маленького.
Сюрпризные моменты для объединения ребят общим деломВ гости к ребятам приходит Петушок и рассказывает, как он пошёл гулять со своей семьёй на пруд, но так залюбовался своим отражением в воде, что отстал от курочки с цыплятами. И теперь просит детей помочь ему вернуться домой, вылепив композицию «Петушок с семьёй».
Игры
  • «Найди отличия» – дети сравнивают два изображения петуха и находят отличия;
  • «Определи, чья тень»;
  • «Найди на картинке яички» – на иллюстрации с петушком и его семьёй спрятаны яички, воспитатель в задании сообщает, сколько яичек нужно найти.

Для поиска отличий нужно подбирать яркие и запоминающиеся образы

Видео: мультфильм по рассказу К. Ушинского «Петушок с семьёй»

Когда лучше преподнести сюрприз

Генеалогическое дерево станет отличным подарком на свадьбу. Молодой паре непременно захочется окунуться в историю своей семьи. Идеей для такого сюрприза могут служить два сплетенных дерева: одно будет показывать родственников со стороны мужа, другое – со стороны жены.
Молодоженам можно преподнести генеалогическое древо в виде подарочного альбома, в который они смогут помещать фотографии уже своих детей и внуков. Такой презент передается из поколения в поколение, дополняется новой информацией.

Преподнести генеалогическое древо в подарок бабушке на юбилей – отличная идея. Бабушка с удовольствием посмотрит коллаж из фотографий своих родных.

Можно с уверенностью сказать, что с таким сувениром точно не прогадаешь. Бабушка непременно расскажет интересные истории из прошлого, которые придутся по вкусу всем гостям.

Составление конспекта занятия по лепке «Петушок с семьёй»

Занятие по лепке включает три этапа работы над темой:

  • вводный, мотивирующий детей на работу — до 5 минут;
  • основной, включающий определение схемы выполнения поделки, собственно лепку, физкультминутку и/или пальчиковую гимнастику — до 20 минут;
  • заключительный, то есть оценка деятельности ребят педагогом и рефлексия — до 5 минут.

Цель урока уточняется видом и техникой создания поделки, например, создание сюжетной композиции в конструктивной технике на основе содержания рассказа К. Ушинского «Петушок с семьёй».

Формулировка задач подразумевает приёмы, которые будут отрабатываться на уроке:

  • учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур;
  • добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей;
  • формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Таблица: Чуракова О.А. Конспект занятия по коллективной лепке «Петушок с семьёй» по рассказу К. Д. Ушинского в подготовительной группе

ЭтапСодержание
ВводныйВоспитатель: — Ребята, посмотрите на картинки. Кто же там изображён? Дети: — Курица, цыплята, петух Воспитатель: — Да, давайте вспомним, какой рассказ мы недавно прочитали, где присутствуют эти герои? Дети: — Петушок с семьёй Воспитатель: — Молодцы. Давайте подробнее вспомним, что произошло в этом рассказе, просмотрев мультфильм. (смотрят мультфильм, беседуют) Воспитатель: — Цыплята разбежались, а петух и курочка пошли их искать. Давайте, мы тоже вместе с петушком пойдём.
ОсновнойФизкуль. (В соответствии с текстом, дети делают шаги на месте, руки держать за спиной. Затем делают круговые движения руками, приседают, грозят пальчиком, делают наклоны вперёд).
Дети садятся на свои места Воспитатель: — Ребята, мы с вами уже распределились на группы, вспомним кто что будет лепить и приступим к лепке. Дети с воспитателем рассматривают образец, вылепленный педагогом. Воспитатель обращает внимание на цвет, форму: туловище — большой шарик, голова — маленький шарик, клюв (маленький, остренький).
Воспитатель: — Я беру маленький кусок пластилина и что делаю? Раскатываю шарик. Это будет головка цыплёнка. Затем беру большой кусок пластилина и тоже раскатываю шарик. Это будет туловище птицы. Теперь мы скрепляем два шарика, прижимая их друг к другу. А теперь мы делаем клюв, прищипываем двумя пальцами.
Пальчиковая гимнастика: Петушок наш вдруг проснулся, Прямо к солнцу повернулся. Кукарекнул раз, два, три! Ты сегодня не проспи.
Выполнение работы детьми. Индивидуальная помощь детям.
ЗаключительныйРазмещение готовых работ на подставке, рассматривание и оценка детских работ.
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-lepka-petushok-s-semei-po-raskazu-k-d-ushinskogo-kolektivnaja-kompozicija.html
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]