Конспект по ФЭМП «Знакомство с цифрой 0»
Конспект по ФЭМП №12 12.10.2021г.
Программное содержание
• Познакомить с составом числа 10 из единиц.
• Познакомить с цифрой 0.
• Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному
.
• Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.
• Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позж
е.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал.
Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 кругов одного цвета, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством пшена.
Раздаточный материал.
Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 12 шт. для каждого ребенка).
Ход ОД
I часть.
Ребята, все мы любим приключения, загадки и тайны. Вчера по почте я получила письмо от мореплавателя Капитана Математикознайки. Он предложил нам отправиться в путешествие на поиски клада. В письме была карта (разворачивает карту). Эта карта укажет нам путь к кладу. Найти клад будет непросто. Нужно будет: отвечать на вопросы, а передвигаться мы будем от одного места к другому, ориентируясь по карте.
Игровое упражнение «Назови число».
Дети встают полукругом. Воспитатель напоминает: «У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять».
Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.
II часть.
Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы».
У детей наборы цветных кругов. Воспитатель предлагает им сделать бусы для матрешки из 10 разноцветных бусинок.
По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»
III часть.
Игровое упражнение «Сколько осталось?».
На доске цифровой ряд (от 1 до 9).
Воспитатель предлагает детям разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9. Затем обращает их внимание на доску, на которой расположено 9 кругов одного цвета, просит сосчитать их и показать соответствующую карточку с цифрой.
Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».
Конспект НОД для подготовительной группы по ФЭМП. Число 8. Цифра 8. Путешествие в страну знаний
Конспект НОД для подготовительной группы по ФЭМП Тема: »Число 8.Цифра 8.Путешествие в страну знаний»
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задачей
- Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
- Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
Познавательное развитие:
- Закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7
- Продолжать формировать временные представления (дни недели)
- Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8;
- Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
- Закрепить название геометрических фигур; взаимосвязь целого и частей
- Развивать логическое мышление
- Дать представления об истинных и ложных суждениях
Речевое развитие:
- развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
- активизировать словарь детей.
- воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Физическое развитие:
- развивать двигательную активность и мелкую моторику.
Методы и приемы:
практические–упражнения, игра;наглядные–наблюдение,демонстрация,;словесные–беседы, вопросы, художественное слово, вопросы воспитателя,ответы детей.
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
Организационный момент. В.
– Здравствуйте ребята — Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу
В.
— В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, И занятие начнём.
. Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Проявляет эмоциональное отношение к литературному произведению.
В.
– Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя. Д/У «Страна Знаний математики .
В.
— Ребята, на чём можно путешествовать?
В.
— Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде. Для этого мы должны купить билеты.
Дети внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя и предлагают путешествие на автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.
Проявляет интерес к путешествию, к видам транспорта.
. Игровое упражнение с
мячом «Билет на поезд»
Чтобы сесть в поезд нужно знать прямой и обратный счёт до 10 Вы передавая мяч друг другу считаете. В.- вы молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места в поезд.
Дети считают в прямом и обратном порядке. Звучит музыка «Паровозик из «Ромашково», дети проходят на свои места за стол.
Проявляет интересигре, выполняет правила игры.
Игровое задание «Соседи числа» В.
Я называю число ,а вы его Соседей
Назовите соседей числа 2 ; соседей числа 4 ; соседей числа 5; соседей числа 6
Слушают задание и выполняют.
Договариваются с партнерами о том, как играть; выполняют правила игры.
Д/и « В каких сказках встречается число «7»? 1. В какой сказке было семеро козлят? 2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени? 3. Как называется сказка где были гномы и одна девочка? 4.Как называется сказка А.С.Пушкина где было семь богатырей ? В.
— Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?
В.
— Число 7 , обозначается цифрой «7 »
В.- Молодцы!
Вот и доехали мы с вами до первой остановки.
Слушают внимательно и отвечают на вопросы (Ответы детей:«Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик — семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Проявляет интерес к сказкам, любознательность.
Первая остановка – станция «Лесная». Отгадайте загадки и узнаем кто живёт на этой станции. Загадки:
- Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной.
- Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, Ну-ка, кто же назовет?
- Серый, и зубастый Произвел в лесу переполох. Все зверята разбежались. Напугал зверят тех…
- Длинные ушки, быстрые лапки. Серый летом, но не мышка, зимой белый. Кто это?
5. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. 6. Меньше тигра, больше кошки, Над ушами — кисти-рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь! 7. Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? Как одним словом можно назвать этих животных? Сколько всего животных? Считают и снимает воспитатель. Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше.
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их. Одновременно рассматривают и считают выставленные на доске картинки отгаданных животных.
Проявляет любознательность, желание больше узнать о животных.
Д/И «Цифровая»
В.- что вы видите на доске? Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты. Сколько всего квадратов? (7) В. Сколько красных квадратов? (6) сколько синих? (1) Как мы получили число 7? к 6 +1=7 Д/игра «День-Ночь» В.- Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.
Воспитатель меняет синий квадрат на красный. Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?» Д.- Синий поменяли на красный. Сколько стало синих квадратов? ( 7) Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один красный квадрат. День, что изменилось? Добавили ещё один квадрат красного цвета. Сколько стало всего? Давайте посчитаем. (8) Как мы получили число 8 ? Мы к 7 +1=8
Охотно работают в коллективе, проявляют уважение друг другу.(Дети закрывают глаза, наступила ночь.Открывают – день.)
Проявляет интерес к игре.
Д/у «Число и цифра 8» Число восемь обозначается вот такой цифрой. Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она. В
. – Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9) Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели) Как называется праздник в название которого есть цифра 8? (8 марта)
В.
— Давайте внимательно посмотрим на цифру. На что она похожа (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша)
Выставляется на доске цифра 8. Слушают воспитателя и отвечают на вопросы. Дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком в воздухе.
Умеет слушать , считать и выполнять правила игры. Самостоятельно рисует цифру в воздухе.
Физкультминутка.
В.
— Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, До носочков дотянулись, Вправо, влево повернулись Тихо все на место сели. Глазки крепко закрываем Дружно до 8 считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
Слушают текст и выполняют действия согласно тексту.
Проявляет интерес к участию в подвижных играх и выполнению физических упражнений.
Состав числа 8 «Домик» на доске с кружками.
В.- Какой номер у этого дома? (8) Как разделить число 8 на 2 меньших числа? Сколько нужно добавить кружков чтобы получилось число 8? Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты : 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 3 и 5; 2 и 6; 1 и 7;7 и 1;
Вывод
: воспитатель говорит можно составить по разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; как много у нас вариантов состава числа 8 В.- Молодцы! Хорошо справились. Поедем дальше. А пока мы будем ехать до следующей станции поиграем в игру
Слушают воспитателя и отвечают на вопросы.
Делит число 8 на два меньших числа.
Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»
1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника) 2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? ( нет,2 хвоста 1 +1=2) 3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да.У зайца всего 4 лапы) 4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет .У квадрата четыре угла) 5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха ? ( Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)
Отвечают на вопросы воспитателя, проявляют большой интерес к игре.
Станция– «Геометрические фигуры». А какие геометрические фигуры вы знаете? ( Дети называют) В.- А какая геометрическая фигура у меня в руках? Возьмите в руки такую же геометрическую фигуру. Воспитатель показывает детям круг, просит назвать геометрическую фигуру и разделить её на 2 равных части, затем спрашивает: на сколько частей вы разделили круг, как можно назвать каждую часть ? Что больше: целое или ½ Что меньше: половина или целое? Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части: сколько всего частей получилось? (4) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ¼? Что меньше: ¼ или целое?
Дети называют геометрические фигуры, делят самостоятельно круг на 2, на 4 части.
Знает геометрические Фигуры.
-Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний». Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать. Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые вы можете приклеить на ваши тетради. Воспитатель хвалит детей.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Проявляет доброжелательные эмоции
На пятом году жизни методика ознакомления с цифрами простая и конкретная: демонстрация цифры и анализ ее начертания, последующее ее узнавание, обведение указательным пальцем по контуру, выкладывание из палочек (полосок бумаги), лепка из пластилина, разучивание стихов о каждой цифре и др.
В старшей группе дети продолжают знакомиться с цифрами 6—9 и 0. Причем ознакомление с цифрой осуществляется одновременно с формированием знаний об образовании числа и счетом в пределах заданного числа. Методика работы становится более разнообразной и детальной, поскольку сравниваются множества, числа и цифры между собой. Значительное внимание уделяется именно изображению (начертанию) цифры. Например, детям предлагается заштриховать контурное изображение цифры на листе бумаги (ширина цифры приблизительно равна 0,5 см). Дети выполняют задания, а воспитатель помогает им.
Дошкольников знакомят с каждой отдельной цифрой, соотнося ее с числом через действия с предметными множествами. Для этого воспитатель демонстрирует цифру, предлагая детям рассмотреть ее начертания; дети создают соответствующее множество, откладывая определенное количество предметов; обводят указательным пальцем правой руки по контуру цифры, усваивая ее начертания. Для закрепления приобретенных знаний используются разные дидактические игры типа «Поручение», «Магазин», а также упражнения: обозначить число, которое больше (меньше) на один, чем названное (следует показать цифру), и др.
При ознакомлении с цифрами широко используются специально сделанные карточки (рис. 26). Карточка поделена на две неравные части: левая — меньшая, правая — большая. Внизу карточки по всей ее длине приклеена полоска бумаги так, чтобы получился кармашек. В левую часть вкладывается карточка с цифрой, а в правую — чистый лист бумаги, на котором ребенок должен нарисовать столько предметов, сколько показывает цифра.
В детском саду не обучают писать цифры, но очень важно, чтобы дети усвоили правильное направление движения руки при написании разных цифр. Эффективным для этого является обведение контура цифры: дети указательным пальцем обводят цифру, сохраняя направление движения, тренируются в написании цифр в воздухе, выкладывают ее из счетных палочек, лепят из пластилина. Во время прогулки можно предложить детям написать цифру палочкой на песке, земле, снегу, выложить ее из природного материала и т. п.