Занятие по ИЗО в детском саду на тему: «Роспись ложки (хохломская)»
Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе
Тема: «Росписьложки (хохломская)»
Программное содержание:
-Продолжать знакомить детей с изделиями Хохломы. Познакомить с новым элементом- завиток. Закрепить умение рисовать ягоды (штампом), листья, травку. Учить детей составлять узор в круге. Передавать колорит росписи, сочетание цвета, фона и элементов растительного узора. -Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. -Воспитывать любовь и уважение к людям труда.
Материал демонстрационный:
выставка изделий хохломской росписи, изображения хохломских изделий.
Материал раздаточный:
деревянные ложки, гуашь, кисточки, ватные палочки, салфетки, подставки под кисточки, стаканчики для воды.
Аудиоматериал:
песня «Наша Хохлома» Ю. Чичкова, песня «Русские ложки»
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка. На столах перед детьми расставленыхохломские изделия.
Воспитатель: Кому посуда для кашки-окрошки, Чудо- блюдо да чашки, ложки? Заходи, народ честной на нашу выставку. Не проходите мимо, будьте гостями дорогими на нашей чудо-выставке. Полюбуйтесь изделиями великих мастеров. Посмотрите, ребята, на эти изделия. Как их можно назвать одним словом. — Посуда. — А одинаковая ли здесь посуда? — Нет. — Здесь и чашки, здесь и ложки, самовар да поварешки. — А чем же похожа эта посуда? Возьмите в руки по одному изделию, внимательно рассмотрите его. Чем же похожа эта посуда? — Она сделана из дерева, одинаковые элементы узора (завитки, травка, листки, веточка с ягодами), узор выполнен на черном или желтом фоне. — А как же называется эта посуда? Кто уже догадался? -Хохломская посуда Да к вам приехала сама Золотая Хохлома! Выросла золотая травка на ложке, Распустился цветок на плошке, Ягодка клюква поспела на поварешке. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал
(раскрашивал)
, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома». Давайте еще раз вспомним, из каких растительных элементов состоит хохломской узор — Ягоды, листья, завитки, кустики. (демонстрирую на картинках) — Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон, который делает изделие более нарядным и праздничным — Ребята, я обратила внимание на корзинку, которая стоит в уголке. Может быть ее кто- то забыл. Давайте в нее заглянем (достаем ложки). — Кто-же оставил нам эти ложки. Может быть мастера, которые привезли нам свои изделия? Посмотрите-ка, ложки-то непростые, а деревянные. Но вот только на них нет узора, и смотрятся они не совсем празднично. Ребята, а вы хотите стать настоящими мастерами- художниками Хохломы и разрисовать эти ложки. А теперь, все за столы дружно сели, на меня все посмотрели. (одеваем фартуки) — Какие цвета нам понадобятся для составления узора?
(черный, красный, зеленый)( показываю образцы нарисованных ложек)
— Ребята, посмотрите на образцы ложек и скажите, из каких элементов состоит узор на этих ложках?- Узор состоит из ветки с ягодами, листиков, завитков и травки.— Какое главное правило при составлении узора?
(элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно)
.
— Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды — тоже концом кисти или приемом тычка)
. Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями
(дугообразными)
. А вот ягоды можно еще нарисовать штампом (ватной палочкой). Посмотрите, как я буду расписывать ложку. В центре ложки мы рисуем завиток один, другой. От завитка кончиком кисти рисую травинки. А вот ягоды нарисуем штампом. — Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите деревянные ложки узорами. А теперь приступаем к работе. Самостоятельная работа детей, сопровождается музыкой (звучит песня «Наша Хохлома» Ю. Чичкова.) Когда дети нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях- прожилки (черные). Анализ детских работ.- А теперь посмотрите и найдите ложки, наиболее похожие на хохломские, выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других. — Ребята, вы очень старались, теперь наша ярмарка пополнится хохломскими ложками.- Роспись, хохломская, словно колдовскаяВ сказочную песню просится самаИ нигде на свете нет таких соцветийВсех чудес чудесней наша хохлома А сейчас я попрошу выйти сюда задорных музыкантов.- Ну-ка, ложки разбирайте,С нами пляску начинайте.Песня «Русские ложки».
Особенности техники
Принято расписывать хохломой деревянные изделия: игрушки, посуду и прочее. Готовое изделие можно преподнести в подарок или оставить у себя для украшения интерьера. Прежде чем приступать к росписи, необходимо подготовить все материалы и инструменты. Для работы понадобятся:
деревянная доска для разделки еды либо любой другой предмет под основу;- клейкое вещество;
- гуашь или другие краски;
- яичный белок;
- листы бумаги;
- карандаши;
- кисточки для рисования разной толщины;
- лак для закрепления рисунка;
- малярная кисточка.
После того как вышеперечисленный список и трафареты хохломской росписи будут собраны, можно приступить к работе.
Поэтапный мастер-класс:
- Деревянную основу хорошо обмазать яичным белком и дать ему немного впитаться.
- Подготовить на отдельном листе эскизный рисунок.
- Покрыть разделочную доску или иной предмет золотой краской и дождаться её полного высыхания.
- Аккуратно перерисовать карандашом рисунок с листа на основу.
- Раскрасить в красный оттенок все орнаменты цветов и ягод.
- Тонкой кистью дорисовать завитки, листочки и прожилки.
- Обозначить границы узоров и обвести их пожирнее.
Хоть основа была покрашена в золотой цвет, конечный рисунок должен создавать ощущение, что фон всё-таки чёрный. Готовому изделию нужно дать высохнуть, затем проверить и дорисовать недостающие элементы и зелёную траву. Закрепить рисунок тонким слоем лака.
Главные отличия
Все виды росписей хохломы бытовой кухонной утвари имеют свои особенности. Именно по ним специалисты или просто знающие люди могут рассказать о технике создания. Название «хохлома» является одним из самых популярных среди росписей. Научиться рисовать поэтапно могут не только опытные художники, но и дошкольники. К узорам хохломской росписи для начинающих относятся:
- Травяные узоры — линия, выгнутая в сторону. Чтобы её получить, необходимо сначала прижать в центре кисточку, а затем, отводя в сторону, плавно сбавлять давление и постепенно толщину.
- Лист — это один из самых простых узоров. Рисуются зеркально травинки, выгнутые наружу. Все пустые места заполняются аналогичного цвета краской.
- Скрученный, словно улитка, завиток встречается реже, так как его рисовать сложнее. Важно поддерживать одинаковое давление на кисть.
- Капелька — кисточка ставится на основание ворсинок и медленно разворачивается на 180 градусов, слегка выводясь вперёд и отрываясь от поверхности. Рисование капелек помогает натренировать руку для правильного нажима.
- Кустик — это несколько капелек, выстроенных в виде веера. В его основание ставится небольшая точка.