Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в школу»


Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в школу»


Цель: формирование коммуникативной компетенции дошкольников.

Задачи:

1. Коррекционно — образовательные: — Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школьные принадлежности». — Совершенствование грамматического строя речи (навыков словоизменения, словообразования) 2. Коррекционно — развивающие: — Развитие общей и мелкой моторики, связной речи, мышления, воображения; — Развитие пространственной ориентировки: 3. Коррекционно — воспитательные: -Воспитание у детей навыков сотрудничества, чувства ответственности, аккуратности, инициативности, самостоятельности. Оборудование: школьные принадлежности, колокольчик, ноутбук (с записью песни «Чему учат в школе?»), мяч, мнемо — схемы (звук, буква), красные круги, на доске и у детей «дневники» (лист — с названиями уроков), счётные палочки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Давайте улыбнёмся друг другу и каждый поздоровается со своим соседом, называя его ласковым именем. — Отгадав загадки, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.

— На коробку я похож, Ручки ты в меня кладешь. Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я —…(пенал)

Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь: Солнце, реки, горы пляж. Что же это? (карандаш)

То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! можешь и нарисовать Что такое я…(Тетрадь)

Если ей работу дашь – Зря трудился карандаш. (Резинка)

Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин — У меня есть…(Пластилин)

Я большой, я ученик! В ранце у меня…(Дневник)

Стоит дом: Кто в него войдёт, Тот ум приобретёт. (Школа)

— Молодцы, ребятки, все отгадали загадки! Кто догадался, что нас сегодня ждёт? — Вы хотели бы сейчас оказаться в школе? Сейчас я произнесу волшебные слова и вы все превратитесь в школьников. Попробуем? Закрывайте глаза. -Покружитесь, покружитесь в школьников все превратитесь. Всё — сейчас вы настоящие ученики — первоклассники. А это наш класс. В нём есть парты, доска и даже дневник для оценок. — Как называются дети, которые учатся в школе? (ученики), — Кто учит детей? (учитель). -Я буду учителем, а вы моими учениками. — У нас будет 5 уроков и за каждый урок мы будем получать оценки. Договорились?

Звенит звонок. 1 урок — грамота.

Я буду произносить разные звуки, если вы услышите звук А, хлопните в ладоши. (А, О, У,О, Ы, А, О, У, И, Ы, А, О) -А сейчас поиграем в игру «Регулировщики». Я буду произносить слова, если вы услышите, что слово начинается на звук А, поднимите красный круг. (Апельсин, дом, лук, ананас, Аня, лак, автобус) — Злой Звукоедик съел первые звуки А в словах. Вам нужно узнать эти слова. (..брикос, …нанас, …квариум,. …втобус, …втомобиль, …пельсин, ..вгуст, …сино, ..ртём) -Придумайте слова, которые начинаются на звук А. (дети по цепочке называют). — Посмотрите на схему. Звуки мы слышим ушами, произносим ртом. (Схема «ухо-рот») -Звук А обозначают буквой А. (Выставляется буква). (Схема Глаз- буква) Я предлагаю вам написать букву А в воздухе, а сейчас мы выложим букву А из палочек. — Урок закончен. Молодцы! Давайте поставим в свои дневники 5! (Дети приклеивают 5 в свой «дневник», а логопед на доске)

Звонок. Урок физкультуры.

Ф/минутка:

Раз, два, три, раз, два, три — (движение по кругу спортивным шагом) В гости в школу мы пришли. На носочки мы встаём — (ходьба на носках) И растём, растём, растём — руки (медленное поднимание рук вверх) Мы встаём и приседаем — (дети поочерёдно приседают и встают) И нисколько не устанем. Мы немножко подрастём — (наклоны туловища влево — вправо) В школу с радостью пойдём — (все шагаю по кругу).

-Молодцы. Ставим себе 5 по физкультуре, следующий урок — математика.


На этом уроке мы с вами будем считать школьные принадлежности, без которых нам не обойтись в школе. (счёт до 5 со словами карандаш, ручка) -А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Один — много». Дети по цепочке берут предметы (школьные принадлежности) и говорят:» У меня ластик, а в магазине — ластики», карандаш — , ручка — , альбом — ,

Молодцы! Теперь сравним предметы: Игра «Наоборот»

Карандаш короткий, а линейка….(длинная) Тетрадь тонкая, а книга ….(толстая) Резинка маленькая, а пенал ….. (большой) Альбом лёгкий, а портфель… (тяжелый) Зелёный карандаш острый, а синий … (тупой)

-А сейчас давайте посчитаем слоги в словах (линейка, карандаш, ручка, мел, пластилин). Какое слово самое длинное, короткое? — Урок закончен. Молодцы! Давайте поставим в свои дневники 5! (Дети приклеивают 5 в свой «дневник», а логопед на доске)

Звонок. Перемена.

Поиграем с мячом в игру “Большой –маленький”.

Я называю слово — предмет и кидаю одному из вас мяч. Поймавший мяч, называет это слово ласково. Краски, карандаш-, тетрадь-, книга-, линейка-, пенал-, кисть-, резинка-, пластилин, скрепка -, кнопка -.

Звонок на урок. Следующий урок — природоведение.

Как вы думаете, что изучают на этом уроке? (ответы детей) Урок будет не обычный, будем отгадывать хитрые “Загадки-обманки”

Зимой в берлоге Видит сон Лохматый, Косолапый…слон (медведь)

Быстрее всех от страха Несётся …черепаха (заяц)

Знает даже иностранец всех в лесу хитрее заяц (лиса)

Простой вопрос для малышей: “Кого боится кот?” …мышей (собак)

Слышала вся улица как мычала курица (корова)

Игра “Бывает ли так?».

Исправьте ошибки.

Ученики ходят в школу ночью. В школу можно брать пижаму. Пенал положил Дашу в портфель. Букварь читает ученика. Вова резал бумагой ножницы. — Урок закончен. Молодцы! Давайте поставим в свои дневники 5! (Дети приклеивают 5 в свой «дневник», а логопед на доске)

Музыка.


Дети занимают удобные позы (на ковре). Я предлагаю вам внимательно прослушать песню, которая называется «Чему учат в школе?». — Что вы узнали из песни о том, чему учат в школе? (Дети отвечают) — Урок закончен. Молодцы! Давайте поставим в свои дневники 5! (Дети приклеивают 5 в свой «дневник», а логопед на доске) — А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Произнесём наши волшебные слова: «Покружись, покружись в дошкольника превратись!»Вот мы и в саду!

Итог занятия:

— Сегодня мы с вами побывали в школе. Я хочу, чтобы вы ответили на вопрос, хотите ли вы в школу и почему. (По кругу «идёт» колокольчик) Дети передают по кругу колокольчик и высказывают своё мнение:

-Я хочу в школу, потому что… или — Я не хочу в школу, потому что…..

-Совсем скоро вы все пойдёте в школу, где вас встретит первая учительница. Она будет для вас самая умная, красивая, добрая и строгая, заботливая, как мама. Я уверена, что вы будете учиться только на «5»!!

— На память о нашем путешествии мы сфотографируемся с нашими «дневниками». Фотографию вы увидите на стенде в вашей группе. Ещё я вам подарю цветные карандаши, которыми вы можете рисовать в группе в свободное время.

Автор: Зыкова Ольга Петровна, учитель-логопед, МБДОУ д/с «Рыбка», Томская обл., г. Асино, Россия

Статья размещена в авторской редакции

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей №63 «Жемчужинка» Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Скоро в школу» Подготовила: воспитатель Талипова А.Н. г. Набережные Челны. 2014 год

Тема: «Скоро в школу» Возраст: 6-7 лет, подготовительная группа. Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи: — образовательные: ФЭМП — закрепить навыки прямого и обратного счета; — закрепить умение детей считать в пределах десяти, состав чисел; — закрепить знания детей в названиях, последовательности дней недели, умение называть соседние числа; -решать примеры на сложение и вычитание; — закрепить знания о геометрических фигурах; -закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Обучение грамоте — продолжить учить детей умению делить слова на слоги, называть их; -учить составлять предложения по заданной схеме, определять порядок слов в предложении; — закрепить умение находить слова на заданные звуки, определять его место в слове (начале, конце, середине), выделять его при произношении. Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, память; навыки самооценки и взаимопомощь. Воспитательные: — воспитывать усидчивость, терпение, интерес к математике и обучению грамоте; — воспитывать дружеские отношения между детьми. Методические приёмы: игровой (игра – путешествие ); наглядный (использование картин, дидактических игр); словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); поощрение, анализ занятия. Демонстрационный материал: игровое поле с изображением детского сада и школы, по ходу маршрута от детского сада до школы в прямоугольниках даны задания, которые надо выполнить; мяч, схема предложения, числовой ряд, рисунки. Раздаточный материал: красные и желтые звездочки, цифры, числовые домики, пеналы с цифрами на каждого ребенка Организация детей: в кругу, за столами;& Индивидуальная работа: закрепить знания состава числа 7 у Дианы, воспитывать выдержку у Назара. Предварительная работа:, решение задач, индивидуальная работа. Структура: 1. Организационный момент – 1 задание — разминка. 2. Работа по теме занятия: — 2 задание «Найди место в ряду» — 3 задание «Засели домики» — 4 задание Физкуль — 5 задание «Звуки и слоги» — 6 задание «Заколдованное предложение» — 7 задание « Схема маршрута». 3. Итог занятия.

ХОД: В.: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся и вспомним наше стихотворение — приветствие. В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Вместе будем очень дружно На вопросы отвечать Все хотим мы заниматься, Все хотим мы много знать. В.: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их, улыбнемся и подарим им свое хорошее настроение. В какие игры вы любите играть? Ответы детей. В.: А я предлагаю вам поиграть в игру «Скоро в школу». Сегодня каждый из вас может проверить, чему он научился в детском саду. Перед вами игровое поле, на котором изображены детский сад и школа. Нам необходимо преодолеть расстояние от детского сада до школы, выполняя задания. Но перед отправлением надо определить место расположения детского сада. Дети: — В левом верхнем углу. В.: — кто скажет, где расположена школа на игровом поле? Дети: — В правом нижнем углу. В.: Молодцы! Определили правильно место расположения детского сада и школы. Итак, начинаем игру. Как вы думаете, какое задание будем выполнять сначала. 1 задание «Не зевай – быстро на вопросы отвечай!» ( с мячом) 1. Какое сейчас время года? 2. Какой сегодня день недели? 3. Какой день недели будет завтра? 4. Какой день недели был вчера? 5. Сколько всего дней в неделе? 6. Как называется пятый день недели? 7. Как называются «выходные» дни недели? 8. Назови соседей цифры пять. 9. Назови цифру меньше семи. 10. Назови цифру больше четырех. 11. Назови цифру больше семи, но меньше девяти. В.: Молодцы! С первым заданием вы справились. А чтобы выполнить следующие задания занимаем места за столами. 2 задание. Дидактическая игра “Найди место в ряду”. В.: Ребята, посмотрите на числовой ряд. Здесь все цифры перепутались и вам нужно навести порядок в числовом ряду. Дети по одному подходят и выставляют цифры в правильном порядке. В.: И с этим заданием вы справились. Следующим какое задание будем выполнять? 3 задание. Дидактическая игра «Засели домики». В.: В этом задании вам нужно заселить числовые домики. Возьмите числовые домики и каждый выполняет задание самостоятельно. После выполнения задания один ребенок выполняет на доске. В.: Молодцы идем дальше и видим перед нами 4 задание. Оно называется «Укрепи здоровье». Ребята, а что укрепляет здоровье? Дети: Гимнастика. В.: Правильно. Проведем физкуль Мы ногами топ-топ Мы руками хлоп-хлоп. Мы глазами миг-миг Мы плечами чик-чик. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора! Раз сюда, два – туда, Повернись вокруг себя! Раз-присели, два-привстали Руки кверху все подняли. В.: Молодцы! Вот немного отдохнули, укрепили здоровье. Продолжаем нашу игру. 5 задание. «Звуки и слоги». В.: В этом задании вам надо определить место звука в слове. Возьмите звуковые дорожки я буду называть слова, а должны определить место звука в слове: в начале, в середине или в конце. 1. -[а] — книга, рак, пила, сумка, апельсин. -[т] — торт, телефон, котенок, Воспитатель: молодцы, а сейчас слушайте следующее задание. 2. «Деление слов на слоги» (хлопками) Ваза, автобус, утка, машина, арбуз, капуста, тыква, собака, мыло. Воспитатель: И с этим заданием вы справились. 6 задание. «Заколдованное предложение». Посмотрите на доску, что вы видите? (схема предложения). – Сколько слов в этом предложении? (3) -составьте предложения, используя схему и рисунки. Воспитатель: Молодцы! — А теперь давайте нарисуем весь наш маршрут. Нарисуйте в правом нижнем углу – прямоугольник (школа) В левом нижнем углу – овал В правом нижнем углу – круг В центре – треугольник В левом верхнем углу – квадрат (детский садик). В.: Ребята, вы справились со всеми заданиями и преодолели путь от детского сада до школы. Теперь мы убедились, что у каждого есть необходимые знания, чтобы хорошо учиться в школе. Итог: В.: — Какие задания показались наиболее интересными? Милене? Лейле? — Какое задание показались наиболее сложным? — Что больше всего понравилось Назару? — А мне понравилось, как вы сегодня все дружно, активно работали. А за хорошую работу все получат звездочки – кто считает, что отлично работал на занятии, берет красную звездочку, а тот, кто считает, что ему нужно немного позаниматься, берет желтую звездочку.

Следующая >

Современный дошкольник на пороге школы

Автор: Фомина Татьяна Алевтиновна

«Чтобы изменить общество,

нужно воспитать другого человека,

человека, умеющего жить в современном мире,

ориентироваться в любой жизненной ситуации».

Эрих Зелигманн Фромм

Дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие.

Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днём перед ребёнком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всём участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.

Главной целью современных образовательных дошкольных учреждений является обеспечение качественной подготовки детей к школе. Практические поиски в этом направлении связаны с углублением подходов к пониманию феномена «Готовность современного дошкольника к школе», с разработкой содержания, педагогических условий и технологией подготовки детей к школе.

Подготовка к школе — одна из важнейших задач обучения и воспитания ребёнка дошкольника. В то же время готовность к школе — важный итог развития ребёнка. Она является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьёй и детским садом на протяжении всего дошкольного детства. И к тому же поступление в школу — новый этап в жизни каждого ребёнка, новый виток жизни, новая её атмосфера. Ребёнок осваивает новую роль — ученик, а вместе с тем и новые обязанности. Уже нет слова «Хочу», появляется слово «Надо».

Нет одного конкретного аспекта готовности к школе, оно многокомпонентное и включает в себя: физиологический (физическая готовность), психологический (психологическая готовность) и социально- личностный аспект (социальная готовность). Все эти аспекты взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Главным критерием подготовки к школе должен быть сформированный познавательный интерес, то есть ребёнок должен хотеть учиться. Если он этого хочет, то переход в школу становится для него радостным этапом в жизни, связанным с открытием нового.

Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своём развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счётом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. На вопрос «Чем, по Вашему мнению, современные дети отличаются от Вас в этом же возрасте?» подавляющее большинство родителей ответили, что нынешние дети умнее, сообразительнее, более развиты, всё быстро схватывают, раскованы, лучше адаптированы к современной жизни.

Современный ребёнок больше теряет в плане психологического развития, чем приобретает.

Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий – школьный – этап жизни. Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и первых «Книгах для чтения». Дети привыкли к более насыщенным событиям и персонажам произведения, поэтому тексты учебников для них скучны и непонятны, обладают малой побудительной силой и становятся, по сути, лишь текстами для упражнения навыка чтения. Соответственно, и рассказ о прочитанном не увлекает ребёнка.

У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «поче­му?» пришёл вопрос «зачем?». Если раньше у ребёнка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей пре­обладает рефлекс свободы — они сами выстраивают страте­гию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Отме­чается их врождённое стремление к самореализации, к про­явлению своей деятельной натуры. Дети, появившиеся на свет в конце XX – начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения. Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран. Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми. В условиях, когда государство перестало жёстко нормировать стандарты жизни, ограничивать и регулировать уровень доходов населения, у людей, особенно молодых, появилось естественное стремление и, вместе с тем, возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования. Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт». Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На всё это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил, совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребёнка всё чаще передаётся профессиональным педагогам – няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования.

Сегодняшний дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает ос­воить мобильный телефон и компью­тер, телевизор и магнитофон, ходит вместе с семьёй и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей, названиях производителей одежды и т.д. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, легко рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, в каких условиях они будут жить и как отдыхать. В поведении детей наблюдаются некоторые проявления взрослости, зрелость в суждениях, ориентация на будущее, понимание самого себя, своих инте­ресов, потребностей, возможностей. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощён­ными, открытыми, проявляют большую самостоятель­ность, инициативность, они проявляют чувства свободы и не­зависимости.

Наряду с определёнными преимуществами современных детей перед их сверстниками прошлых лет, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива первоклассника. Дети живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Компьютер явля­ется не роскошью, а средством труда, познания, досуга.

Последние исследования выявляют, что современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объёмом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребёнка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.

Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребёнка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит. Уже с малых лет ребёнок окружён телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.

Серьёзная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребёнку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.

Более низким оказывается уровень развития общения современных детей: они не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, особую трудность у них вызывает соблюдение общих для всех правил. Это связано со значительным снижением значения в детской жизни сюжетно-ролевой игры с её сложной системой распределения ролей и обязанностей, требований к соблюдению правил и договоренностей среди детей.

В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребёнка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребёнка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребёнка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, весёлые, но по большей части пустые, ребёнку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.

Мы живём в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведём и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребёнок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Социально-психологический норматив будущего школьника, заданный в соответствующих документах отчётливо свидетельствует, что школа ждёт совершенно иного ребёнка, нежели тот, который сегодня в неё поступает. В документах чётко прописан образ идеального дошкольника, готового приступить к школьному обучению: самостоятельный, любознательный, активный, владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, обладающий развитой речью, воображением, эмоционально отзывчивый, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, овладевший необходимыми умениями и навыками и универсальными предпосылками учебной деятельности. Предполагается, что ребёнок приходит в школу, начинает учиться, имея в своём арсенале достаточно развитые познавательные процессы, навыки социального взаимодействия, должный уровень мотивации, которые станут основой, базой для формирования универсальных учебных действий.

Необходимо анализировать содержание детской жизни и пытаться найти в ней новые аспекты и ресурсы, которые могут стать источниками полноценного психического и личностного развития современных детей.
comments powered by HyperComments

Зачем нужна подготовка к школе?

И вот в жизни нашего дошкольника наступает ответственнейший момент — 6 лет, последний год перед школой. Ребенку-то все равно, он продолжает резвиться и радоваться жизни, но родители — в ужасной тревоге. Наверняка, Вы все чаще задумываетесь о том, что должен уметь Ваш малыш и насколько он готов к школе? Куча вопросов, тревог и волнений…

Школа — это совершенно новая реальность для ребенка. Даже если он ходил в садик и в целом привык к социальной среде обитания детей, школа — это то, чего у него ещё никогда не было. Нет опыта — есть стресс. Для того, чтобы воспринимать новую информацию, нужно основательно подготовить не только свой разум, но и чувства и тело. У психологов есть такое понятие — «разогретая» группа. Имеется в виду, что люди, прошедшие некую подготовку, в состоянии работать гораздо эффективней. Точно так же детям, чтобы начать учиться, нужен «разогрев», но значительно более долговременный, чем взрослым.

Для родителей, которые желают подготовить своего малыша к новому, серьезному этапу в его жизни и сделать это до школьного звонка, существуют специализированные детские центры предлагающие программы по подготовки к школе.

Когда говорят о подготовленности ребенка к школе, подразумевают как психологическую готовность ребенка к началу школьной жизни, так и набор определенных умений и навыков, которые необходимы малышу, чтобы начать обучение в школе.

Программа подготовки к школе не только развивает интеллектуальные способности Вашего ребенка, она дает возможность заранее смоделировать ситуацию учебной деятельности, когда ребенок попадает в новую, не знакомую для него среду, где он должен научиться общаться со сверстниками и взрослыми, где от него требуется усидчивость и концентрация внимания. Кроме того, Ваш ребенок получает знания, которые необходимы для успешного прохождения тестов, определяющих уровень готовности Вашего ребенка к школе.

Чтобы психологически подготовить ребенка к школьной жизни, на занятиях:

  • Развивают зрительную и слуховую память;
  • Развивают воображение и фантазию;
  • Развивают мышление (анализ, синтез, классификация, логическое рассуждение);
  • Развивают зрительно-моторную координацию (система «глаз-рука»);
  • Развивают внимание и усидчивость;
  • Учат ребенка, взаимодействовать в коллективе;

Чтобы дать малышу конкретные знания, которые пригодятся ему за школьной скамьей, на занятиях:

  • Обучают чтению и письму, развивают фонематический слух;
  • Обучают ребенка счету;
  • Развивают мелкую моторику и готовят руку к письму;
  • Формируют пространственно-временные отношения;
  • Развивают речь.

Посещая занятия по подготовке к школе, Вы сделаете переход Вашего малыша к школьному обучению плавным, безболезненным и радостным!

Рассказать правду о школе и ещё 6 шагов для подготовки будущего первоклассника


Фрагмент картины Ивана Горохова
До начала учёбы в школе хорошо бы научиться читать, писать, считать. Но быстро переодеваться на физкультуре, мыть руки, соблюдать правила или успеть поесть за переменку так же важно, как знать английский алфавит. Педагоги «Ломоносовской школы» рассказывают, что обязательно надо успеть освоить к первому школьному уроку.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Научить одеваться

В начале обучения педагоги часто наблюдают такую картину. Хорошо подготовленные к школе дети, умеющие бегло читать, быстро считать, решать логические задачки, совершенно беспомощны в быту.

Ребёнок не может самостоятельно переодеться, убрать свои вещи. Представьте, сколько раз в день школьнику придётся встречаться с непослушными пуговицами и не поддающимися шнурками. А ещё этот шкаф для одежды, портфель. Делать всё надо быстро, звонок ведь не ждёт, а так хочется во всем быть первым.

И начинается первое «не хочу идти в школу, мне там не нравится, не хочу учиться». Родители волнуются, учителя переживают, ребёнок протестует. Вот и получается, что научить ребёнка навыкам самообслуживания до школы не менее важно, чем читать и писать.

Понаблюдайте за своим ребёнком, что он умеет делать сам. Дети, которым дома привили элементарные бытовые навыки, увереннее чувствуют себя в школе и быстрее других привыкают справляться со своими учебными обязанностями.

К 1 сентября ваш первоклассник должен уметь самостоятельно переодеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, аккуратно складывать свои вещи, самостоятельно есть, мыть руки.

Если вы видите, что у ребёнка есть трудности, то сейчас — самое время уделить этому внимание.

1. Ребёнку надо объяснить, что он вырос и совсем скоро станет школьником. А школьники всё должны уметь делать самостоятельно, ведь они взрослые.

2. У ребёнка всё должно быть доступно и удобно: вешалка в прихожей, полка в шкафу должны соответствовать его росту; рядом должна стоять банкетка, на которую можно сесть, чтобы завязать шнурки.

3. У ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы одеваться, его не надо торопить. Наберитесь терпения.

4. Ребёнку надо помогать, но эта помощь должна быть направляющая, организующая. Помогайте, но не делайте за него.

Понятно, что начинать осваивать навыки надо постепенно. Выберите сначала какой-то один, и только когда ребёнок его освоит, двигайтесь дальше. Отрабатывать полученные умения можно на «домашних тренажерах» — используйте детскую рубашку, обувь; причём, легче учиться на предметах, которые лежат перед ребёнком, а не надеты на нём. На помощь придут и готовые игры, всевозможные «Шнуровки», «Застёжки» и другие.

Закрепить навыки можно даже с помощью семейных соревнований: «Кто первый оденется», «Быстрые шнурки», «Самый аккуратный». Придумывайте и фантазируйте вместе, дети любят играть. Победитель может получить отличительный знак — магнитик или наклейку.

Как только появится первый результат, покажите ребёнку, чего он достиг, чему научился. Формируя бытовые навыки, вы также развиваете у ребёнка внимание, память, мышление, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, навыки программирования и контроля.

Привыкнуть к утренней зарядке

Здоровый ребёнок легче адаптируется к школе, у него лучше работоспособность, он легче восстанавливается после учебного дня и лучше запоминает пройденное на уроке.

Чтобы с первых учебных дней организм ребёнка не испытывал стресс, уже сейчас необходимо постепенно перестраивать режим дня, особенно это важно для тех детей, которые не ходят в детский сад.

Занятия начинаются в 8.00 — 8.30. Просыпаться маленькому школьнику придётся в 7.00, чтобы встать, сделать зарядку, позавтракать, неспеша собраться и пойти в школу. Нужно рано вставать, а следовательно, ложиться не позднее 21.00.

Полезной летней привычкой может стать утренняя зарядка. Она поможет ребёнку проснуться. Однако делать её он будет, только если вместе с ним упражнения делают мама и папа. Делать утреннюю зарядку надо каждый день, а не от случая к случаю.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]