Лучшие книги для развития и воспитания детей 3-4 лет

В разном возрасте дети любят слушать и смотреть разные сказки. Малыши предпочитают короткие истории из книг с картинками, которые помогают лучше понять смысл. Дети 3-4 лет с удовольствием выбирают сказки подлиннее, с разными персонажами. Старшие дошкольники отдают предпочтения приключениям и необычным героям.

Иногда дети отказываются слушать сказки, говорят: «Мне неинтересно!» Возможно, вы просто выбрали сказку не по возрасту. На нашем сайте вы узнаете, как правильно выбрать историю для чтения перед сном и найдёте целую онлайн подборку сказок для детей 3-4 лет и других возрастов.

Содержание:

  • Какие книги любят дети в возрасте 3-4 лет? Зачем читать детям в этом возрасте?
  • Как правильно организовать чтение?
  • На что обращать внимание родителям при выборе литературы под этот возраст?
  • Лучшие книги для детей 3-4 лет: рейтинг и подборка
      Книги, рассказывающие о семейных ценностях
  • Сказки в жизни ребёнка
  • Развиваемся и познаем
  • Что новенького? Интересные современные произведения
  • Советы и рекомендации родителям
  • Чем отличаются сказки для детей 3-4 лет?

    • Чаще всего главными персонажами сказок являются животные или предметы, реже — люди. При этом сразу понятно, кто является положительным, а кто отрицательным героем.
    • Поступки персонажей просты и легко объяснимы. Если ребёнок в целом любит сказки и часто слушает их, ему не составит труда предсказать, чем она закончится, даже если он сам слышит эту конкретную сказку впервые.
    • Простые предложения, обилие глаголов действия и прилагательных, связанных с цветом или одной, основной характеристикой — красный, добрый, большой, сильный. При этом могут встречаться слова и образы, прежде незнакомые ребёнку, особенно в народных сказках.
    • В детских сказках для этого возраста добро всегда побеждает зло, а потому читать их можно и детям постарше, если те чувствительны к несправедливости или принимают всё близко к сердцу.

    Слушать сказки для детей 3-4 лет можно в виде аудио онлайн, по 2-3 короткие сказки за раз без перерыва или одной длинной. Большинство классических историй представлено в хорошем качестве в виде аудиосказок и спектаклей в исполнении лучших профессиональных артистов.

    При чтении вслух длинные сказки перед сном можно разделить на 2 вечера, хотя это зависит от степени усталости ребёнка и того, как долго родитель может читать вслух. С непривычки это занятие бывает утомительным.

    Для вашего удобства мы собрали лучшие сказки для детей 3-4 лет онлайн, чтобы вы могли начать читать прямо сегодня!

    Какие книги любят дети в возрасте 3-4 лет?

    Мы все хотим видеть наших детей и внуков самыми-самыми: умными, смекалистыми, воспитанными, позитивно настроенными. И никакие гаджеты и нравоучения не принесут пользы столько, сколько подарят им умные книги.

    Учёные утверждают, что во время слушания чтения мозг работает больше, чем при смотрении на экраны гаджетов, так как ребёнку приходится не только развивать слуховые рецепторы, но ещё и визуализировать услышанное.

    Подключение к работе нескольких мыслительных операций — хорошая тренировка для развития мозга.

    Зачем читать детям в этом возрасте?

    Возраст 3-4 лет — сензитивный (благоприятный) период для речевого развития, пополнения словарного запаса. Книги знакомят маленьких читателей с различными формами построения предложений, с умением вести диалог, учат задавать вопросы. Всё это сослужит хорошую службу при формировании грамотной речи, а в дальнейшем и письма.

    Чтение — хороший стимулятор для формирования у ребёнка познавательного интереса, желания больше узнать об окружающем мире, постигнуть мир отношений в нём.

    Развитие эмоциональной сферы, сформированной книгами, в этом возрасте является не последним фактором для личностного развития. Дети уже в дошкольном возрасте отдают предпочтение в общении позитивно настроенным, умеющим ярко выражать свои эмоции товарищам. Именно с такими все хотят дружить, играть, делиться игрушками. Ваш отпрыск никогда не будет одинок.

    Умение получать эстетическое наслаждение от чтения — это дар, за который дети будут вам благодарны всю жизнь. Сделайте своему малышу бесценный подарок, который останется с ним на всю жизнь.

    Как правильно организовать чтение?

    Можно сказать, что чтение — это некое таинство, которые требует создания соответствующих условий. Здесь важно всё: место, время, настроение ребёнка и взрослого, выбор книги.

    Место и время

    Выбор места: всем должно быть комфортно и уютно. Находим тихий домашний уголок с теплым приглушенным освещением, устраиваемся рядышком с малышом на мягком удобном диване почти касаясь друг друга (так образуется атмосфера общности интересов и желаний).

    Дети чаще всего любят устраивать такие книжкины посиделки по вечерам, когда мама или папа уже никуда не спешат, и есть еще время перед сном.

    Если ребёнок капризничает

    А если маленький капризка не настроен на знакомство с персонажами произведений и никак не может успокоиться перед сном, есть два пути. Можно отложить чтение, сказав, что его книжные друзья очень расстроены поведением малыша и не соглашаются рассказывать свои истории, или предупредить непоседу о том, что читать будете для куклы Насти. И для такого случая лучше выбрать любимые сказки или стихотворные произведения. Певучесть слога этих жанров сыграет роль «гасителя» негативных эмоций.

    Как выбрать что читать?

    Выбор книги — по желанию ребёнка. Обязательно нужно давать ребёнку самому выбирать книги, даже если его выбор кажется вам не очень интересным и полезным.

    Декламирование текста взрослым должно быть эмоционально выразительным, чтобы юному читателю было легче понять поступки персонажа, его настроение. Только тогда рождается чувство сопереживания, сострадания, и малыш включается в «проживание событий».

    На что обращать внимание родителям при выборе литературы под этот возраст?

    Явление дошкольного детского чтения феноменально. …От того, насколько правильным будет выбор книг, насколько он совпадает с возрастными возможностями понимания ребёнком смысла произведения, как оно будет преподнесено, зависит, станет ли история триггером для сопереживания сюжету, возникнет ли у ребёнка эффект личного присутствия и какие ассоциации с чтением останутся в его голове.

    Татьяна Савельева,

    специалист по дошкольному развитию и ведущий методист издательства «АСТ».

    После трёх лет малыш уже не рассматривает книгу только в игровом контексте. Он настоящий слушатель, пытающийся активно обсуждать услышанное, уточнять непонятное, сопоставлять текст с иллюстрациями. Это диктует расширение жанров. Можно пробовать вводить знакомство с детскими притчами, баснями, рассказами о природе. Но делать это надо осторожно, изучая реакцию ребёнка, его возможность к восприятию, чтобы не спугнуть его первой любви к чтению.

    Это не говорит о том, что надо навсегда распрощаться с игровыми вариантами книг. У маленького читателя еще наглядно-действенное восприятие, требующее ярких иллюстраций, действий с персонажами.

    И в этом плане стоит обратить особое внимание на виммельбухи, которые детям очень нравятся из-за обилия картинок и минимального количества текста. Рассматривая изображения, малыши знакомятся с устройством окружающего мира. И даже если этот мир населён забавными зверушками, ребёнок легко «переводит» его в мир «человеческий».

    Знакомство с виммельбухами — отличный вариант для пополнения словаря и первых попыток составления рассказов по картинкам.

    Лучшие книги для детей 3-4 лет: рейтинг и подборка

    Книги, рассказывающие о семейных ценностях

    Проблема сегодняшнего дня — потеря тесных семейных связей. Дети очень чутко чувствуют это и переживают пока еще на бессознательном уровне. Книги о тепле семейного очага и родительской любви дадут малышу чувство уверенности и защищённости.

    «14 лесных мышей», Кадзуо Ивамура

    Книга, выпущенная в издательстве «Самокат» в 2022 году, знакомит нас с тремя поколениями дружного семейства мышей. Картинки рассказывают, где живут персонажи, как обустроен их быт, чем они занимаются, как помогают друг другу. Вырисовывается идеальный образ любви и взаимопонимания, счастья и гармонии счастливой семейной жизни.

    «Почтальон Мышка», Марианна Дюбюк

    Ещё один персонаж лесного царства-государства — почтальон Мышка из одноимённого виммельбуха уже другого автора, Марианны Дюбюк, разносит почту по домам разных птиц, зверей. Ребёнок, путешествуя с Мышкой, посещает дома лесных жителей и проникается спокойной атмосферой домашнего уюта и заботы о членах семейства.

    «Что бы ни случилось», Деби Глиори

    По этой же теме можно познакомить ребёнка с произведением Деби Глиори «Что бы ни случилось». Издательство «Поляндрия», видя живой интерес к книге, переиздавало её несколько раз.

    Непослушный Лисёнок капризничает, плачет. Но родители не раздражаются по этому поводу, а принимают своего детёныша с мудростью и пониманием таким, какой он есть. Их философия: что бы ни случилось с ребёнком, мы его любим.

    Можно сказать, что эта книга учит не только ребёнка, но и взрослых. Совместное чтение книги сближает родных людей.

    «С днем рождения, Бобо!», Маркус Остервальдер

    Издательство «КомпасГид» подарило своим читателям уже пятый сборник Маркуса Остервальдер «С днем рождения, Бобо!»

    Главный герой — ровесник читателя, ему исполняется три года. В незамысловатых историях рассказывается о жизни Бобо: его занятиях, играх, приключениях, общении с родными. Но за этой простотой описания скрыта жизнь, наполненная спокойствием, радостью, теплотой и любовью, семейной гармонией.

    Сказки в жизни ребёнка

    Психоаналитик, детский психолог Бруно Бетельхейм считает, что сказки помогают ребёнку обрести уверенность в себе, справиться с проблемами в общении и поведении.

    Многие педагоги-дошкольники успешно пользуются методикой «сказкотерапии» для коррекции поведения детей. Образность языка сказок, их точность и краткость неподражаема.

    Как всегда, классика на первом месте. С неё и начнем рекомендации.

    Рассказы и сказки, Л. Толстой

    Книга была написана давно, но ценностные ориентиры, которые Лев Толстой хотел донести до маленьких крестьянских учеников яснополянской школы, актуальны и на сегодняшний день. Все произведения сборника пропитаны гуманистическими идеями.

    Применение автором аллегорических приемов не усложняет восприятие детьми текста.

    Привлекательной особенностью повествования является использование в качестве главных героев животных,что всегда вызывает у детей положительные эмоции.

    Сказки, В. Сутеев

    Книги Владимира Сутеева любимы многими поколениями маленьких читателей. Это несложные, добрые, поучительные сказки.

    Образы героев написаны ярко и легко запоминаются.

    Смысловое наполнение увлекательных историй, происходящих со Снеговиком-почтальоном, трусишкой Бегемотом и капризной Кошкой доступно для понимания ребёнком 3-4-летнего возраста.

    Яркие иллюстрации автора помогают ребёнку визуализировать описанные события.

    «Умная собачка Соня», А. Усачёв

    Как детям не полюбить умную, забавную, любознательную собачку Соню из сказок Андрея Усачёва?

    «Хочу всё знать» — это про неё. Соня, пройдя путь проб и ошибок,

    обязательно сделает выводы и научит детей многим полезным вещам, ответит на массу вопросов, которые интересуют детей.

    А вы, взрослые, знаете, как устроить настоящую рыбалку в ванной комнате? Ели ли вы когда-нибудь горчицу ложками? И почему так хочется это сделать? Можно ли поймать Эхо?

    Не можете ответить? Тогда открывайте поскорее книгу «Умная собачка Соня», она вам всё расскажет!

    Эта книга — настоящий подарок детям, осваивающим навыки поведения и знакомящимся с окружающим миром.

    Всемирно известные сказки

    Без сказок всемирно известных авторов Ганса Христина Андерсена и Шарля Перро не обходится ни одна, даже скромная, домашняя детская библиотека.

    «Красная Шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик» знакомы каждому ребёнку. Как среди этих добрых и очаровательных произведений появилась жестокая сказка о Синей Бороде остается загадкой. Не стоит читать её детям.

    Кроме богатого яркого языка сказки этих авторов блистают занимательными сюжетами, ненавязчиво прививающими ребёнку хорошее и доброе.

    Книги дарят поистине эстетическое наслаждение.

    Развиваемся и познаем

    Если мы хотим видеть малыша всесторонне развитым, то одной художественной литературой не обойтись. Книги-обучалки обязательно должны поселиться в вашем книжном шкафу.

    Лучше всего развивают ребёнка 3-4 лет интерактивные издания, с которыми можно действовать: раскрашивать, решать задачки, наклеивать стикеры. Выполнение определенного задания даёт малышу новые знания или закрепляет их.

    «Сбежавший зоопарк. Где прячутся животные?», Ло Коул

    Решение двух задач предлагает автор книги «Сбежавший зоопарк. Где прячутся животные?» Ло Коул. Во-первых, оказать помощь Ивану Петровичу, смотрителю зоопарка, в поиске сбежавших животных. Почувствовать себя детективным агентом, отыскать замаскировавшихся животных с помощью лупы — интересное и увлекательное занятие. А вот поговорить с детьми о том, что заставило животных убежать из зоопарка и хорошо ли им живется в неволе — занятие нелёгкое, но беседы на такие темы проводить в этом возрасте уже пора.

    «Изучаем транспорт», Ник Окланд

    Всё, что скрывается за дверью, интересно и таинственно. Зная этот секрет малышей, Ник Окланд придумал книгу «Изучаем транспорт» по принципу пряток-отгадок: ответил на вопрос правильно — дверца приоткроется. Вопросы простые: что плавает в океане? а что взлетает в аэропорту? Но тут взрослые могут проявить творческий подход: попросить ребёнка продемонстрировать, как именно взлетает самолёт, задать уточняющие вопросы, например: а кто сидит в самолёте? кто им управляет?

    Книжка с дверцами-задвижками, несомненно, заинтересует ребёнка.

    «Очень голодная гусеница», Эрик Карл

    Героиня книги Эрика Карла «Очень голодная гусеница» — долгожительница. Уже около 50 лет она живёт на странице любимой многими поколениями книги, благодаря своей миссии — учить считать, разбираться в названиях дней недели, в циклах превращения гусеницы в бабочку и многому другому.

    «Всё, что важно знать ребёнку. 3 года», Елена Ульева

    Автора книги «Всё, что важно знать ребёнку. 3 года» Ульеву Елену представлять не надо. Её знают все. На сегодняшний день она одна из лучших и продуктивных детских писательниц.

    Как педагог с 20-летним стажем Елена Ульева хорошо знает и понимает систему, которая поможет ребёнку развиваться с учетом своих возможностей и способностей от простого к сложному.

    365 веселых игр и развивающих заданий на каждый день года встроены в форму увлекательных игр-бродилок. Ребёнку предлагаются задания на развитие всех мыслительных процессов и речи.

    Малыш увлечённо включается в работу, легко справляется с заданиями, ведь его обучение наполнено любимыми сказками, знакомыми героями.

    Книги-наклейки

    Серий книжек с наклейками не пересчитать. Спрос рождает предложение, а он только возрастает, потому что работа с наклейками — очень удачный способ усадить за стол даже самого гиперактивного и непоседливого ребёнка для обучения счёту, названиям цветов и определению форм. С их помощью он легко запомнит названия предметов, их классификацию, научится устанавливать причинно-следственные связи.

    Кроме того, работа со стикерами развивает учебно-волевые качества: усидчивость, аккуратность, внимательность, самостоятельность и обязательность.

    И главное, выполняя игровые интерактивные задания, дети учатся мыслить и обосновывать своё мнение.

    Задания чаще всего варьируются в следующих вариантах:

    • собери картинки;
    • дополни рисунок;
    • посчитай и угадай;
    • подбери правильно.

    Особой популярностью у детей пользуются книги-наклейки по любимым мультфильмам «Щенячий патруль», «Ми-ми Мишки» и т. д.

    Что новенького? Интересные современные произведения

    Стоит обратить внимание на книги, вышедшие в детских издательствах в 2020-2021 году. Среди них:

    1. «Полезные сказки. Как мы победили коронавирус» Елены Ульевой — книга на злобу дня. Научная информация о вирусах, микробах, бактериях в сказочном сюжете, понятном и доступном детям. Издательство: CLEVER
    2. Книга «Почему» автора Кэтрин Рипли ответит на все самые интересные вопросы ваших почемучек. Издательство «МИФ».
    3. «Лесные истории. Новые приключения» Рене Клок — это добрые истории про забавных зверят и их приключениях в сказочном лесу. Издательство: «Стрекоза».
    4. Чтение книги «Все рассказы» (юбилейное издание) Николая Носова внесёт в ваш дом атмосферу доброго юмора, искромётного веселья фантазёров и проказников, с которыми с удовольствием подружится ваш ребёнок. Издательство: «Махаон».
    5. «Как всё работает» Джонса Роб Ллойда. Книга расширяет кругозор ребёнка, способствует развитию мелкой моторики. Издательство: «Робинс».

    Сказки играют важнейшую роль в этот период! Почему это так?

    • Развитие фантазии. Маленькие дети пока ещё не умеют создавать с нуля, для творчества им нужна основа, фундамент, то, что они увидели, услышали или прочитали прежде. Сказочные герои, их поступки и решения дают почву для переосмысления и пробуждают собственным творческие мотивы.
    • Развитие речи. Язык сказок богат на описания и образы, хотя несложен. Дети быстро и незаметно для себя учат новые слова и контекст, в котором эти слова используются.
    • Знания о мире и правилах поведения в нём. Сказки учат детей правилам безопасности («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»), рассказывают о чувствах и эмоциях («У страха глаза велики»), о дружбе, зависти и других человеческих качествах («Лиса и журавль», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Бычок-смоляной бочок»).
    • Обучение, коррекция поведения, борьба со страхами. Сказки оказывают психотерапевтический эффект и могут использоваться для помощи ребёнку в преодолении сложных для него ситуация и чувств. Подробнее о сказкотерапии читайте в нашей отдельной статье.

    Советы и рекомендации родителям

    1. Читайте своим детям как можно больше!
    2. Не ведитесь на покупку большого количества книг, основывая свой выбор на рекламе. Пусть в вашем книжном шкафу будут только полезные и любимые ребёнком книги. А классика, проверенная временем, должна занимать самое почётное место.
    3. Запишите малыша в библиотеку, чтобы он самостоятельно мог делать выбор. Сделайте эти походы праздником встречи с книгой.
    4. Обязательно обсуждайте с ребёнком, что он хочет почитать и почему.
    5. Если вы хотите, чтобы ребёнок умел высказывать своё мнение, давайте ему свой образец суждения. И обязательно уточняйте, почему он так считает.
    6. Время от времени предлагайте ему догадаться, как дальше будут развиваться события, как поступит герой, или предложите ему придумать своё окончание истории.

    Пусть на пути развития вашего ребёнка будет побольше полезных и добрых книг!

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]