Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.
Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.
Физическое развитие ребенка по Никитиным
Роды: что нужно делать
Все врачи, психологи, педагоги высказывают общее мнение – здоровье ребенка во многом зависит от того, как прошли роды. Лена и Борис Никитины, родители семерых детей, написали книгу: «Просьба к врачам и сестрам родильного дома», содержание которой, до сих пор актуально для многих роддомов.
Рассмотрим ключевые моменты книги Никитиных:
- Отсутствие анестезии вовремя родов. Дело в том, что анестезия вредна для роженицы, и еще более вредна для новорожденного ребенка. Заглушить родовые боли анестезия не может. Роды, по возможности, если нет никакой патологии, должны проходить естественно.
- Пуповину нельзя пережимать и перерезать сразу после рождения. Пока пуповина передает ребенку кровь, он должен ее получить. Для того чтобы восстановить силы после родовых процессов и не получить развитие гипоксии.
- Как только ребенок родился, приложить его к груди. Пока еще не перерезана пуповина. Сосание и близость к матери успокоят ребенка и дадут ему чувство защиты. Для мамы это также благотворно и естественно, так как кормление ребенка провоцирует сокращение матки, выброс скопившейся в ней крови после родов. И, главное, стимулирует образование грудного молока.
- После родов новорожденного ребенка нельзя разлучать с матерью. У мамы и малыша должна возникнуть теплая взаимосвязь, привязанность, безусловная любовь, которая необходима каждому человеку на протяжении всей жизни. А зарождается эта родственная привязанность с первых дней, проведенных с мамой.
- Кормление по первому требованию ребенка. Не стоит навязывать ребенку свой режим кормления. Хочет кушать – пусть сосет грудь, даже ночью. У всего живого на земле – нет никаких режимов кормления. Спокойный и сытый ребенок – это и есть здоровое развитие.
- Не держать постоянно ребенка в пеленках. Тугое пеленание мешает ребенку свободно двигаться. Окружающий мир должен пробуждать в нем интерес, любознательность, что сформирует учебную мотивацию в будущем.
- Закаливать ребенка с самого рождения. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры должны начинаться с момента рождения.
Базовые принципы метода Никитиных
- Начало развития всех функций и способностей, начиная с эмбриона.
- Минимальное вмешательство в процесс беременности и родов: нет анестезии;
- нет перевязыванию пуповины до окончания пульсации;
- вскармливание с первых минут жизни и до появления первого зуба, нет стерильности с рождения;
- присутствие на родах отца;
- нет прививкам, закапываниям, смазываниям;
- свобода движений с первых минут.
Закаливание детей по методике Никитиных
Основные принципы закаливания по методике Никитиных:
- Первые физические тренировки начинаются еще внутриутробно. Во время нормально протекающей беременности, мама должна активно двигаться, заниматься физическими упраждениями.
- Нельзя переукутывать детей, перегревать. Стараться одевать только в легкую одежду во время бодрствования. Особенно в теплое время года: достаточно маечки и шортиков.
- Температура в помещении должна быть не более 18 градусов. Это позволяет держать организм ребенка в тонусе, что тоже своеобразная зарядка.
- Ранние воздушные ванны. Новорожденные дети в семье Никитиных ежедневно принимали воздушные ванны. А когда ребенку исполнялось два месяца отроду, ребенка каждый день выносили на мороз на несколько секунд. Надо сказать, детям такие процедуры очень нравились и в дальнейшем они никогда не болели!
- Окунание ребенка в холодную воду с первых дней жизни. Никитины советуют окунать новорожденного ребенка в холодную воду с головой. Это запускает очень важный механизм терморегуляции организма.
- Больше ходить босиком. Холодные ножки ребенка – это нормально! Ребенок весь день должен ходить босиком и только перед сном нужно вымыть и разогреть стопы, чтобы ребенок смог раслабиться и уснуть.
- Физические упражнения. Никитины рекомендуют родителям выполнять с новорожденными детьми простые физические упражнения. Особенно те, которые закрепляют безусловные рефлексы. Для детей более старшего возраста, Никитиными разработана система спортивных уголков и снарядов.
- Ограничение в еде. Никитины убеждены, что чрезмерное переедание ребенка более вредно, чем легкий голод. Не перекармливайте своих детей и у них всегда будет отменный аппетит.
- Отсутствие режима дня. Никитины считают, что режим переутомляет малыша. Чем больше «обязаловки», тем меньше интереса. Дети должны заниматься сколько им хочется, часто меняя виды деятельности подвижные (физические) и малоподвижные (интеллектуальные).
- Свобода в перемещении. Как только ребенок начнет ползать – дайте ему полную свободу перемещения. Но для этого придется подготовить квартиру (обезопасить). Коляски , ходунки, прыгунки и манежи и под запретом! Разрешайте играть ребенку не только с игрушкам. Познакомьте малыша с кухонными предметами, инструментами, техникой.
- Борьба со стерильной средой. Не надо отгораживать детей от мира. Им необходима информация! Пусть они ползают, трогают и даже берут в рот. Это познание, ничем не заменимо. Ваша задача в рамках разумного наводить чистоту, если маленький ребенок дома.
Кем были авторы
Борис и Лена Никитины – это мама и папа из многодетной семьи. Они оба имели педагогическое образование. Идея воспитания детей по новой системе вынашивалась у Бориса Павловича, когда он был в молодом возрасте и работал в сфере авиации. Он мечтал создать собственную школу, где молодое поколение воспитывалось бы не по заезженным методикам советского пространства.
Лена Алексеевна Никитина после встречи с прекраснейшим человеком, по ее словам, своим мужем Борисом, родила ему семерых детей. Вместе они приняли решение внедрить новую методику воспитания в свою семью. Они создали в своем доме атмосферу творчества и активно воспитывали и обучали своих детей.
Постепенно она обогащалась гипотезами, доказательствами правильности теории, новыми методами. Здесь были пробы и ошибки, но результат был – воспитание по новой схеме дает свои положительные результаты.
Для жителей подмосковного поселка, где обитала многодетная семья, было странно наблюдать методику воспитания никитинских детей. В головах у них не укладывалось, как можно выпустить ребенка бегать босиком по снегу, а гимнастические упражнения, которые с легкостью выполняли их дети, были завораживающим зрелищем для них. Начиная с трех лет, ребята из семьи Никитиных уже учились читать и легко считали до десяти.
Согласитесь, такие результаты в конце 50-х годов ХХ столетия удивляли любого.
Да, Никитины нашли в себе мужество противостоять системе воспитания тех времен, и сегодня их методика или ее элементы пользуются популярностью среди молодых родителей. «Воспитание ребенка не может быть одинаковым для всех и по определенным программам», – говорил Борис Никитин, – «каждый малыш – это индивидуум, а задача родителей – поощрять его активность» – основные принципы по воспитанию детей.
Интеллектуальные игры Никитина
”Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.Дай мне сделать самому, и я пойму”.
Развивающие игры Никитин разработал для детей любого возраста. Они развивают у ребенка внимание, логику, память, воображение, креативность, терпеливость и усидчивость. Чтобы ребенок понял как играть, нужен личный пример родителе, а затем ребенок играет сам, без чьего-либо участия.
Особенности интеллектуальных игр Никитиных:
- Развивающие игры Никитиных — это различные головоломки, кубики, конструктор, таблицы и логические задачи.
- Задания имеют разные уровни по сложности, как для маленьких детей, так и для старшеклассников.
- Играть в интеллектуальные игры нужно от простого к сложному.
- Задачи, которые выполняет ребенок выполнены в виде наглядного методического материала. Правильность решения можно проверить наглядно.
- Нельзя требовать, чтобы ребенок решал ту или иную задачу. Желание самого ребенка первично.
- Почти все игры Никитиных предполагают, что можно придумать собственные задачи и решения к ним.
- Взрослый не должен подсказывать ребенку. Он должен думать самостоятельно.
- Родители должны хвалить ребенка за успешно выполненные задания, мотивируя на дальнейшие занятия с играми.
- Если ребенок устанет, сразу же заканчивайте занятие. Лучше остановиться на хорошей ноте, чтобы желание поиграть возникло снова.
Борис Никитин описал свои развивающие игры в книге «Интеллектуальные игры». Многие пособия для интеллектуальных игр Никитина возможно сделать своими руками. А можно купить готовые игры и пособия Никитиных.
Библиография
Книги Никитиных начали издавать еще в СССР.
Б.П. Никитин
- Ступеньки творчества или развивающие игры. — 1976, 1989, 1990, 1991.
- Развивающие игры. — 1981, 1985.
- Письма к Мурашковским. — 1985-87.
- Гипотеза возникновения и развития творческих способностей. — 1985 (не опубликовано).
- Мы, наши дети и внуки. — 1989.
- Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней. — 1990, 1996.
- Наши уроки. — 1992.
- Первый год — первый день. — 1994.
- Интеллектуальные игры. — 1994, 1998, 2009.
- Как измерить уровень развития ребёнка. — 1997.
- Здоровое детство без лекарств и прививок. — 2001.
- Чайковский. Старое и новое. — 2001.
Л.А. Никитина
- Отчий дом. — 1982.
- Я учусь быть мамой. — 1983, 2002.
- Мама или детский сад. — 1990.
- Исповедь. — 1991.
- Родителям XXI века. — 1998.
Л. и Б. Никитины
- Правы ли мы? — 1963, 1965.
- Первый день, первый год. — 1978.
- Мы и наши дети. — 1979.
- Мы, наши дети и внуки. — 1989, 1997.
- Резервы здоровья наших детей. — 1990.
- Наши уроки. — 1992.
Игра «Сложи узор»
В наборе 16 кубиков с разноцветными гранями. Игра формирует элементарные математические навыки. Можно начинать играть в нее уже с 1,5 лет.
- Рассматривайте кубики с ребенком, учите цвета, считайте их количество. Эта игра для самых маленьких.
- Покажите ребенку, что из кубиков можно строить дорожки. Подождите, пока ребенок сам захочет сделать дорожку. Сначала дорожку одного цвета (желтую – для “колобка», а красную для «зайчика»). При этом проговариваем и закрепляем название цвета.
- Когда ребенок научится строить одноцветные дорожки, покажите, как строить разноцветные. Тут можно изучать закономерность и последовательность: «Посмотри, на мою дорожку. Что ты заметил? — Да, стоят кубики синий, желтый, синий, желтый, а какой следующий? Продолжи дорожку. Если хочешь, придумай свою разноцветную дорожку для своего лисички».
- После этих игр пора составлять узоры из кубиков. Сначала, как у мамы, затем как в пособии Никитина. Позже можно будет придумать узоры самому.
Игра «Сложи квадрат»
Эта игра представляет собой разноцветные квадраты, разрезанные на кусочки разной формы.
В этой игре три уровня сложности.
Уровни сложности | I | II | III |
Количество составных частей квадрата | 2-3 | 3-5 | 4-7 |
Рекомендуемый возраст (лет) | 3-4 | 4-5 | 6-7 |
Играя с ребенком, не забывайте называть фигуры, из которых состоят квадраты: треугольник, трапеция и т.д. Можно посчитать, сколько углов и сторон. Также называем цвет фигуры. Обратите внимание ребенка, что, например, треугольники бывают разной величины и формы. Также здесь можно ввести понятия «целое» и «часть».
Игра развивает воображение, логическое мышление, развивает мелкую моторику, а так же фантазию и комбинаторные способности детей.
Рамки и вкладыши
Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий — пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16 фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом — по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).
Игра «Дроби»
Игра состоит из трех фанерок, на которых расположено по 4 круга. Все они одинаковые по размеру, но разные по цвету. Первый круг цельный, второй разделен на две одинаковые части, третий на три части, и так далее, вплоть до 12 частей.
Сначала в игру вводят первую фанерку с четырьмя кругами. Первое, что можно делать – это проговорить цвета, посчитать кусочки, сравнить их величину.
Что с этим делать далее?
- Предложить ребенку части одного цвета сложить в отдельные кучки.
- Попросить ребенка из получившихся кучек сложить кружки одного цвета.
- Объяснить ребенку, как получаются названия одной части кружков (1/2, 1/3, ¼, 1/5 и т.д.)
- Поиграйте в игру: сложи по одной части разного цвета в ряд по возрастанию.
- Предложите ребенку экспериментальным путем узнать какая часть больше 1/3 или ½. Как это можно проверить?
- Спросите: сколько четвертых частей помещается на одной половине? А шестых частей? Восьмых?
- Какие части поместятся на 1/3?
- Как из частей разного цвета сложить целый круг (двухцветный, трехцветный и т.д.)?
- Сколько всего целых разноцветных кругов можно сложить? И т.д.
Развивающие игры в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи
Развивающие игры в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
В свете реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ставится задача познавательного развития детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и др.).
Современный педагог должен ставить своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
Работая с детьми с нарушениями речи, понимаешь, что преодоление речевых нарушений напрямую связано с умственным развитием ребенка. Поэтому в своей работе мною ставится не только задача формировании чистой и правильной речи детей, но развитие познавательной активности у детей с нарушениями речи.
Это возможно при использовании в работе с детьми с логопатами развивающих игр. Мы привыкли считать, что с помощью развивающих игр развиваем психические процессы: внимание, память, мышление (от наглядно-действенного (познание с помощью манипулирования предметами), до словесно-логического (познание с помощью понятий, слов, рассуждений), восприятие. И это неоспоримо. Но если взглянуть на эти игры по другому, то понимаешь, что они являются неоспоримым помощником педагогу в развитии речевой системы в целом.
Мы взяли за основу игры, созданные и разработанные супругами Б.П. Никитиным и Е.А. Никитиной.
Данные игры выпускаются более 25 лет в России, Германии, Японии и других странах, называясь «Никитинским материалом» или «играми Никитина». В них играют в семьях, детских садах и школах, их даже используют в качестве реабилитационного материала в домах престарелых. Разрабатываются различные методики, стили, подходы к этим играм – вплоть до специальных методичек, написанных уже не Никитиными.
Игр, разработанных Б.П. Никитиным, очень много «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» — самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие: «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр», «Узелки». Да, это игры, но игры необычные. Как писал их автор, Борис Павлович Никитин: «Их нельзя как игрушку просто дать ребенку и сказать: “Играй!” – игра может «не пойти».
Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или даже месяц… У них необычайно широк диапазон задач — как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольник, и ученик, и студент. В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести олимпиаду на первенство… Их можно назвать спортивным комплексом, но… для ума, для развития творческих способностей ребенка.
Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что все развивающие игры Никитина обладают характерными особенностями:
- Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.
- Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, то есть в виде видимых и осязаемых вещей и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. А так же позволяют сопоставлять наглядное «задание» с «решением» и самому проверить точность выполнения задания.
- Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры и кубики Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
- Способствуют развитию самостоятельности, творческих способностей, предлагая ребенку задачу, нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Кубики Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
В развивающих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям».
Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- Игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста,
- Задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей,
- Ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи,
- Игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества,
- Играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Таким образом, данные развивающие игры соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей детей.
Значимость данных игр подтолкнуло меня внедрять и использовать развивающие игры Никитины в работе в детьми с нарушениями речи.
Я познакомилась с развивающими играми Никитина и остановила свой выбор на развивающей игре «Сложи узор» разработанной Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными. По словам авторов, развивающую игру «Сложи узор» можно скорее назвать не игрой, а игровым пособием, создающим “развивающую среду” для ребенка.
Анализ принципов, лежащих в основе развивающих игр и принципов коррекционной – развивающей работы, позволил мне выделить общие принципы воспитания и развития детей с нарушениями речи:
- Опора на ведущий вид деятельности дошкольного возраста- игровую;
- От простого к сложному, постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- Учет зоны ближайшего развития, с опорой на способности ребенка, его возможности;
- Органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- Совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – к учебно-познавательной деятельности;
- Повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
- Единство воспитательных, обучающих и развивающих целей.
На начальном этапе, я знакомила детей с игрой «Сложи узор» на индивидуальных занятиях. Дети рассматривали кубики, называли цвета, считали сколько кубиков в коробке, выкладывали кубики по запросу.
Если ребенок справлялся с предложенной задачей, мы переходили к следующей. Дети с увлечением приняли развивающую игру «Сложи узор». При возникновении трудностей в решении какой — либо задачи, мы оставляли ее и возвращались к ней в другой раз и так до тех пор пока ребенок не выполнял предложенное задание. Так же детям предлагалось взять игру домой на выходные и поиграть в домашних условиях с родителями. Родителям очень понравилась игра и многие из них приобрели ее для личного пользования. Это послужило дополнительным стимулом дошкольникам и позволило добиться более высоких результатов в работе с детьми.
Использование данной развивающей игры в индивидуальной работе с детьми, мне как учителю-логопеду, позволило решить следующие задачи:
- Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время индивидуальных занятий.
- Научить детей ориентироваться на плоскости.
- Формировать и развивать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). Игры «Продолжи дорожку», «Какой камушек будет следующим», «Доделай гирлянду для елочки», «Переодень Петрушку», «Построй горку для зверят». «Отгадай загадку и выложи отгадку» (перед работой с игрой загадать загадку, а ребенок выкладывает отгадку и объясняет, что помогло ему отгадать загадку.
- Развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление), конструктивные способности: «Вырасти такую же елочку», «Построй такой же флаг», «Выложи забор по памяти». Если есть ошибки, внимательно сравнить узор-инструкцию и то, что получилось. При рассматривании узора, обращается внимание ребенка из скольких квадратов, треугольников состоит узор, какого цвета кубики в узоре, можно сравнить с предыдущим узором, чем похож, чем отличается.
- Уточнить представления о пространственных признаках окружающих объектов. При рассматривании узора: закрепляется форма предметов, количество элементов из которых они состоят, цвет предметов, их величина, высота, длина, ширина. Отрабатываются умения узнавать, сравнивать, группировать предметы, выделять часть из целого, составлять целое из частей, понимание сравнительных степеней прилагательных (большой — маленький, высокий — низкий, длинный – короткий, широкий – узкий), понимание простых предложных конструкций. Соблюдается принцип постепенного усложнения материала. Игры «Сравни дорожки», (чья дорожка длиннее, а чья короче, сколько кубиков понадобиться для первой дорожки, второй), «Чей дом, башня выше».
- Научить детей определять пространственное положение предметов относительно друг друга, своё положение относительно других предметов (перед каким кубиком, под каким кубиком, слева/справа от кубика).
- Развивать мелкую моторику рук, речевую активность.
- Отрабатывать грамматические категории: согласование числительных с существительными, согласование числительных, прилагательных и существительных; употребление существительных во множественном и единственном числе именительного и родительного падежей. Игры «Посчитай, сколько кубиков синего, красного, желтого или белого цвета», «Из скольких кубиков/какого цвета построен забор, дорожка», «Сколько кубиков мы отобрали для постройки дома?».
У всех детей (5-6 лет) группы компенсирующей направленности для детей с ТНР к концу года сформированы приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), дошкольники научились ориентироваться на плоскости, определять пространственное положение предметов относительно друг друга (перед каким кубиком, под каким кубиком, слева/справа от кубика), использование данной игры позволило качественно улучшить такие высшие психические функции, как (память, внимание, мышление, восприятие) и конструктивные способности.
Использование развивающей игры «Сложи узор» положительно сказалось и на количественно-качественной характеристике словаря, грамматическом строе речи и слоговой структуры слов у детей.
В игре проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер ребенка.
В результате использования в индивидуальной работе развивающей игры «Сложи узор» мною были созданы условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля детей, что имеет огромное значение для их будущей учебной деятельности, а также для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность! Б.П.Никитин
Марченко Т.В., учитель-логопед
- Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи
- Профессиональная подготовка логопеда к использованию компьютерных технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями
- Работа над словарными словами на логопедических занятиях с детьми, страдающими нарушениями письменной речи
- Развитие речи и мелкой моторики рук на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с тяжелыми нарушениями речи
- Использование основ экологической культуры в коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи)
(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Игра «Кубики для всех»
Игра развивает способности к пространственному мышлению, помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы чертеж.
Занятия начинаете с того, что показываете ребенку рисунок-задание, и предлагаете построить модель рисунка из кубиков. Успешно построив одну, переходите к следующему более сложному рисунку.
Ребенку нужно выбрать из всех фигур нужные и правильно расположить их в модели.
Творческая работа начинается тогда, когда ребенок придумывает свои собственные модели и по ним рисует задание-рисунок для взрослых.
Основные педагогические принципы Никитина
- Максимально раннее начало развития ребенка, начиная с внутриутробного.
- Максимально разностороннее развитие сенсорной и скелетно-мышечной системы организма.
- Тщательная отработка развивающих методик и стимулов до начала применения.
- Создание разнообразной среды для деятельности с рождения ребенка (с учетом увлеченности).
- Работа на наивысший конечный результат в развитии ребенка: физические параметры — на рекорд, психические — без предела.
- Полная свобода и самостоятельность детей во всем.
- Заинтересованность взрослых во всех детских делах.
Игра «Уникуб»
Эти универсальные кубики для детей от 2 до 15 лет. Развивают пространственное мышление, учат четкости, внимательности, точности, аккуратности.
Все 27 кубиков — разные, хотя для их окраски использованы всего три цвета. Сначала, родители предлагают ребенку найти кубик с двумя гранями одинакового цвета. Потом построить «башню», «дом», «лесенку».
Задания в «Уникубе» трудные, их нельзя давать сразу много. Чаще всего достаточно одного задания, реже два или три, в зависимости от способностей ребенка.
Задания детям дается или с помощью рисунка или устно. Надо постепенно подводить ребенка к тому, чтобы он хорошо воспринимал задания и в устной форме, и в форме рисунка.
Вся мыслительная и строительная работа должна проводиться ребенком самостоятельно, без вмешательства взрослых. Задача взрослого – порадоваться успешному выполнению задания, похвалить за труды ребенка. Если постигла неудача, вы огорчаетесь, но верите, что завтра или через неделю у ребенка обязательно все получится.
Отношение к здоровью детей
Никитин считал, что дети способны сами решить все связанные с ними проблемы от природы (естественное воспитание). Опытным путем родители выработали правило отношения к здоровью детей:
- рекомендации медиков воспринимать информативно;
- за основу брать результаты наблюдений за ребенком, его самочувствием, реакцией;
- вести дневник наблюдений;
- контролировать показатели физразвития детей по собственным тестам;
- при проблемах дополнять наблюдения знаниями из разных источников, до полного уяснения сути проблемы и ее решения.
Они считали, что здоровье будет крепким только тогда, когда будут развиты физические способности ребенка.
Как играть в игры Никитина
И в заключение – несколько общих правил для всех интеллектуальных игр Никитина.
- Игры не должны находиться в свободном доступе для ребенка, доставайте их только тогда, когда у малыша есть настроение и желание в них поиграть.
- Не стоит расстраиваться, если у ребенка не получится выполнить задание с первого раза — возможно, он еще до этого не дорос и у него все получится позже.
- У ребенка должно сохраняться чувство «недоигранности», а не «переигранности», поэтому завершайте игру раньше, чем он утомится.
- Подходите к играм творчески. Придумывайте вместе с детьми новые виды узоров, рисунков, вариантов игры.
- Взрослый не должен выполнять задание за ребенка, указывать на ошибки или подсказывать. Можно лишь подтолкнуть малыша, помочь самостоятельно найти правильное решение.
Основные принципы воспитания «по-никитински»
По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность. То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.
Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.
В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.
Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.
Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще — в самой жизни детей.
У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.
Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.
Плюсы и минусы методики Никитиных
«Плюсами» методики Никитиных являются:
- Ребенок хорошо развивается физически, мало болеет, закален.
- Ребенок рано учится логически мыслить: обобщать, выделять главные свойства, делать выводы и применять их на практике. Умеет применять полученные знания в дальнейших играх.
- Развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти;
- Развитие интереса, любознательности и учебной мотивации;
- Развитие самостоятельности;
- Развитие креативности, творческого воображения
- Методика хорошо подготавливает основу для изучения точных наук.
«Минусы» методики Никитиных:
- Методику Никитиных нужно дополнять другими развивающими программами, поскольку она не содержит в себе игр, обучающих чтению, подготовку к письму.
- Методы закаливания считаются слишком радикальными, не все родители последуют такому примеру. Необходимо будет получить рекомендации педиатра.
- Спартанские условия жизни и недоедание не всем придутся по вкусу.
- Никитины в своей системе воспитания совсем не предусматривают детских сюжетно-ролевых игр. Ребенок Никитиных не должен играть в машинки, куклы, магазины, «войнушки» и «дочки-матери». Он должен с самого раннего детства приучаться к труду, самообслуживанию. Должен уметь вести домашнее хозяйство. А просто играть он не умеет.
Если методику Никитиных воспринимать как хороший инструмент для развития логики, математических навыков ребенка, его физического развития и дополнить ее другими хорошими инструментами для более разностороннего развития, то это будет прекрасный вариант для родителей, педагогов и психологов. Это и описывает Елена Данилова в свое книге «Новый взгляд на игры Никитиных». Она дополняет и обогащает задания к играм Никитина и помогает родителям взглянуть на его игры немного по-другому.