Мария Монтессори — это итальянский педагог, ученый, психолог, врач. Она работала с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения, плохо говорящими детьми. М. Монтессори разработала и апробировала комплекс развивающих упражнений и игр, благодаря чему ее воспитанники удивляли результатами в своем развитии. Итак, развивающие игры Монтессори.
На сегодняшний день это самая популярная и выбираемая родителями методика развития для детей. Развивающие игры Монтессори предусматривают развитие у ребенка следующих навыков: работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, уметь сортировать (выделять основные признаки, приоритеты и т. п.). Все эти игры, направленные на развитие навыков, позволяют сформировать и успешно развивать у малыша чувство самоуважения.
Работая с детьми, Мария Монтессори определила для себя направления, в которых нужно помогать развиваться ребенку.
Основные направления развития ребенка в системе Монтессори
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ» — чтобы ребенок свободно владел многими жизненными умениями, приобретал жизненные навыки; «СЕНСОРИКА» — развитие чувственного восприятия окружающего мира у ребенка; «МАТЕМАТИКА» — зарядка для ума; «ЯЗЫК» — развитие речи, умения общаться с другими ; «КОСМОС» — развитие способностей и талантов ребенка, способных переродиться в будущую профессию.
В направление «космос» М.Монтессори относила изучение детьми основ химии, биологии и физики.
По методике Монтессори возможно организовать и другие занятия: рисование, музыку, иностранный язык или физическое развитие ребенка. Все пособия в духе Монтессори можно сделать самостоятельно.
Вывод
Занятия по Монтессори от 1 года – это целый мир для детей. Здесь могут соседствовать специальные игрушки и обычные предметы, структурированные задания и свободный полёт фантазии, совместная работа с взрослым и самостоятельные занятия малыша.
В занятиях по Монтессори для детей 1-2 лет важнее всего соблюдать баланс активностей: не заставляйте малыша продолжать, если тот устал, помогайте ему находить новые интересные игры, побольше болтайте с крохой, умейте вовремя отпустить его в самостоятельное времяпрепровождение и следите за физической активностью ребенка в течение дня.
Развитие навыков самообслуживания у детей
Игра на развитие мелкой моторики «Золушка»
Цель игры: развитие мелкой моторики ребенка, развития глазомера, развитие навыка работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, уметь сортировать (выделять основные признаки, приоритеты и т. п.), развитие речи.
Необходимые материалы: поднос, 3 миски, 3 вида крупы (дополнительно можно предложить щипцы, китайские палочки)
Ход игры:
- На большом подносе расположить три пустые миски.
- На середину подноса высыпать по горсти семян: фасоль, горох, бобы.
- Предложить ребенку поиграть в «Золушку» и разобрать семена пальчиками по разным мискам.
- Показать пример, как нужно раскладывать. Назвать ребенку названия семян и спросить чем они отличаются? Чем схожи (цвет, форма, ощущения)?
- Если ребенок справляется, то отойти и дать ему закончить игру самостоятельно. Обязательно похвалить в конце игры
- Сварите разобранные семена и дайте попробовать ребенку их на вкус, Узнайте, чем они отличаются по вкусу.
- Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
Усложненные варианты игры:
- Разбирать семена на ощупь с завязанными глазами
- Взять для игры более мелкие крупы: гречку, рис, манку
- Взять для игры большее количество круп (4-5-6 видов)
- Разбирать семена пинцетом (китайскими палочками)
Игра может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.
Обучающая игра «Шнуровка»
Цель игры: развитие мелкой моторики ребенка, развития глазомера, развитие навыка работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, подготовка к шитью реальной иглой.
Необходимые материалы: цветные шнурки, картонные фигурки с отверстиями от дырокола
Ход игры:
- Дайте в руки ребенку шнурок и картонную заготовку. Предложите ребенку зашнуровать второй картонный «ботинок».
- Покажите и объясните на первом «ботинке» как держать шнурок, как продевать в отверстия, в какой очередности должны продеваться два конца у шнурка.
- Дайте ребенку самостоятельно выполнить шнуровку на втором картонном образце. Похвалите при правильном выполнении.
- Если ребенок ошибся и сделал что-то не так, предложите расшнуровать его «ботинок», внимательно посмотреть на ваш образец, подумать и попробовать еще раз выполнить задание.
- После удачного выполнения, научите ребенка завязывать бантик из шнурков. Образец выполнения бантика продемонстрируйте на своем «ботинке». Ребенок далее пробует выполнить на своем.
- Если не получается, развяжите свой бантик и покажите еще раз. Так до тех пор, пока у ребенка не получится выполнить самостоятельно.
- Для закрепления навыка, предложите ребенку зашнуровать настоящие ботинки и завязать бантик. Обязательно поддержите ребенка похвалой. О таком «подвиге» неплохо похвалить ребенка перед другими значимыми взрослыми (отцом, бабушкой или дедушкой). Это придаст уверенности ребенку в дальнейших заданиях.
- Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
Усложненные варианты игры:
- Предложить более сложные шнуровки «ботинок».
- Предложить без демонстрации взрослого посмотреть ребенку на новый образец шнуровки и попробовать самостоятельно его сделать на своем образце «ботинка».
- Подготовить другие шаблоны (матрешка, жираф, слон, домик) и предложить выполнить узоры шнурками в технике «шитье» или «вышивка»
Обучающая игра «Косы»
Ц
ель игры: тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Необходимые материалы: Приготовить две картонные заготовки с закрепленными нитяными отрезками для плетения. Существуют также и в продаже.
Ход игры:
- Дайте в руки ребенку картонную заготовку с распущенными «волосами».
- Покажите и объясните на первом образце как плести простую косу.
- Дайте ребенку самостоятельно выполнить плетение на втором картонном образце. Похвалите при правильном выполнении.
- Если ребенок ошибся и сделал что-то не так, предложите распустить косу, внимательно посмотреть на ваш образец, подумать и попробовать еще раз выполнить задание.
- Если коса получилась, предложите завязать косу бантиком. Продемонстрируйте на своем образце и попросите ребенка выполнить то же самое.
- Похвалите ребенка за старательность и аккуратность.
- Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
Усложненные варианты игры:
- Предложить заплести на образце много мелких косичек.
- Предложить более сложное плетение косы (в 4 пряди, в 5 прядей)
Обучающая игра «Аккуратные ручки»
Цель игры: тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук, научить стричь ногти при помощи ногтегрызки и ножниц
Необходимые материалы: Две картонные заготовки рук с изображением ногтей.
Ход игры:
- Дайте в руки ребенку картонную заготовку руки.
- Покажите на ногтевые пластины, сравните их с нарисованными и объясните ребенку, что ногти нужно подстригать и сделать это можно двумя инструментами: ногтегрызкой, ножницами.
- Расскажите ребенку, что нельзя стричь близко к коже, потому что будет ранка и пойдет кровь. Предложите для понимания ребенка, как нужно стричь, карандашиком начертить линию отреза на заготовке.
- Продемонстрируйте это на своей заготовке.
- Дайте ребенку самостоятельно выполнить черчение линии отреза на втором картонном образце. Похвалите при правильном выполнении.
- Продемонстрируйте как отрезать ноготь ногтегрызкой.
- Предложите ребенку самостоятельно выполнить действие. Похвалите при правильном выполнении.
- Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
Усложненные варианты игры:
- Предложить выполнить те же действия с помощью ножниц.
- Предложить подстричь «ногти» на образце без отчерчивания линии отреза с помощью ножниц.
- Девочке можно предложить разукрасить ногти каким-нибудь цветом и оформить украшения по желанию.
Игры по методике Марии Монтессори — упражнения с жидкостью
Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме. Важно в процессе игры ничего не пролить.
Обратите внимание! Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан. Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.
Упражнения с жидкостью
Развитие сенсорики у детей
Игра на развитие мелкой моторики «Рваная аппликация»
Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук, развитие творческого мышления
Необходимые материалы: Лист из разукрашки, цветная бумага, старые журналы
Ход игры:
- Покажите ребенку, что разукрашивать картинку можно не только красками и карандашами, но и клочками цветной бумаги.
- Покажите ребенку, как аккуратно можно отщипывать нужный цветной клочок и приклеивать к рисунку.
- Предложите самостоятельно «разукрасить» таким способом рисунок.
- Занятие считается законченным, когда все инструменты убраны на свое место. На рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
Усложненные варианты игры:
- Предложить ребенку «разукрасить» картинку с помощью мятых бумажных шариков. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики, а затем приклеивать. Обратите внимание на поверхность рисунка, что такая объемная аппликация хорошо смотрится для выполнении шубки животного, например барашка.
- Предложите ребенку оформить рисунок при помощи скатанных «в улитки» полосок бумаги. Научите ребенка аккуратно скатывать и приклеивать бумажные полоски. Обратите внимание по красивый бумажный орнамент такой работы.
Игра на внимательность «Веселый садовод»
Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие зрительной памяти, координации внимания
Необходимые материалы: десять яблок (груш, апельсин) одного сорта
Ход игры:
- Разложите на столе перед ребенком подготовленные 10 фруктов одного сорта. Покажите ребенку, что все они одинаковые, но каждое имеет свою особенность.
- Возьмите в руку одно яблоко и продемонстрируйте в чем его отличие от других (например, отсутствие палочки или пятнышко или окрас отличается)
- Предложите ребенку выбрать один фрукт и внимательно рассмотрев, найти отличия от других. Пусть назовет вслух все отличия.
- Верните все яблоки на стол, предложите ребенку отвернуться, и перемешайте.
- Предложите найти ребенку свое яблоко среди других.
- Занятие считается законченным, когда на рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
- Более весело и познавательно игра проходит со всей Исемьей.
Усложненные варианты игры:
- Предложить ребенку большее количество фруктов (15-20 шт.)
- Предложить ребенку менее различные образцы: грецкие орехи, абрикосы, сливы
Игра может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.
Семейная игра «Букет для мамы»
Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие зрительной памяти, координации внимания
Необходимые материалы: полевые и садовые цветы, вода, ваза (банка)
Ход игры:
- Разложите на столе перед ребенком подготовленные цветы.
- Налейте воду в банку, показав уровень ребенку. Если пролили воду, сотрите тряпочкой.
- Покажите ребенку, как готовить цветы в букет: обрезание нижних листьев и кусочка стебля, выравнивание длины стебля цветов.
- Продемонстрируйте как распределить цветы в вазе (банке), добавляя по одному.
- Подарите свой букет ребенку, сказав добрые пожелания в его адрес.
- Предложите ребенку повторить все действия.
- Если ребенок ошибается в действиях (например, слишком коротко обрезает стебель) не мешайте ему, пусть сам это заметит.
- После работы предложите вместе навести порядок на столе и расставить букеты дома.
Игра развивающая сенсорику «Чудесный мешок»
Ц
ель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, развитие тактильной памяти, координации внимания
Необходимые материалы: непрозрачный мешочек, небольшие предметы, помещающиеся в руке, игрушки из Киндер-сюрприза, флакончики, школьные принадлежности и т.п.
Ход игры:
- Найдите дома обычный непрозрачный мешочек из ткани или льна, в который вы сложите небольшие предметы: пластмассовые или деревянные геометрические фигуры, объемные флакончики, тканевые игрушки небольших размеров, игрушки из Киндер-сюрприза, разные камни.
- Предложите ребенку просунуть руку в мешок и найти что-то руками.
- Далее нужно не вытаскивая предмет ощупать его рукой, описать из чего он сделан, состоит и предположить – что это может быть такое.
- Вынуть предмет и убедиться в правильности или ошибочности своего ответа.
- В эту развивающую игру интересно играть всей семьей, образуя очередность. Родители могут подать пример ребенку, как правильно описывать предмет, на что обратить внимание при отгадывании.
Игра на развитие зрительного восприятия «Простые пазлы»
Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия развитие зрительной памяти, координации внимания
Необходимые материалы: старые открытки, ножницы
Ход игры:
- На столе перед ребенком разложите старые открытки. Предложите выбрать одну.
- Когда ребенок сделает свой выбор, попросите внимательно рассмотреть открытку, запомнить, что где находится.
- Потом на глазах ребенка вы разрезаете картинку на 8-10 квадратиков. (Если ребенок маленький, то достаточно первый раз разрезать на 4-6 квадратов). Перемешиваете части открытки.
- Попросите ребенка сложить этот пазл правильно.
- Если ребенок справляется, то следующую картинку можно разрезать на более мелкие части (треугольники, многоугольники).
- Если ребенок не справляется, не ругайте, отложите этот пазл. Он соберет его позже. Потренируйтесь на более простых вариантах, разрезая открытку на меньшее количество фрагментов.
- Каждый разрезанный пазл лучше сохранить в отдельном конверте.
- На следующий день и далее, ребенок вернется к этой игре. И она будет иметь уже другой развивающий смысл, т.к. зрительный образ открытки уже будет забыт ребенком. И надо будет подключать мышление, чтобы составить картинку.
- Занятие считается законченным, когда на рабочем месте не осталось мусора. Стол протерт тряпочкой. Все это должен сделать ребенок самостоятельно.
По развитию сенсорики и мелкой моторики ребенка, читайте также:
Развитие сенсорики ребенка «Песочная терапия»
Развитие мелкой моторики «Рисование пластилином»
Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать
Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности. Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.
Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.
Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце. На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.
Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития.
Выбор предметов с одинаковой текстурой (2–5 лет)
Эта игра подходит для развития тактильных ощущений. Вам понадобится набор деревянных квадратов или кругов, одна из поверхностей которых имеет отличающуюся текстуру. Создать ее можно, если нанести тонкий слой клея и приладить кусочек ткани, липучку, семена, песок или что-то еще. Предметы должны быть парными — чтобы текстура поверхности двух кругов или квадратов была одинаковой на ощупь. Если же их перевернуть, все они должны выглядеть одинаково.
Предложите ребенку с закрытыми или завязанными глазами «увидеть» предметы кончиками пальцев и найти парные. При переворачивании предметов ребенок сможет наглядно убедиться, насколько верным был его выбор.
Монтессори детский сад HappyBee
Адрес: Островной проезд, д. 12 к. 1. Это красивое и тихое место, без городской суеты. Территория садика отлично охраняется.
Интерьер, безопасность
В центре большие комнаты с высокими потолками и просторными окнами. Мебель изготовлена из качественной древесины, соответствует росту ребенка. Все дидактические материалы безопасны, оригинальны, имеют соответствующие сертификаты.
Режим работы, группы
В HappyBee имеется 2 Монтессори группы:
- Toddler (возраст 18 месяцев – 3 года). Она работает ежедневно с 9.00 до 17.00, предусмотрено 3-х разовое питание;
- Primary (возраст 2,5-6 лет). Режим работы с 9.00 до 19.00, 4-х разовое питание.
Особенности
В HappyBee работают сертифицированные педагоги, огромное внимание уделяется изучению английского языка. С этой целью в команду центра были приглашены носители английского языка. Ежемесячно администрация садика проводит семейные мероприятия и тренинги, родители регулярно получают фотоотчеты об успехах детей.
Совмещение разноцветных табличек (3–5 лет)
В монтессори-школах используются готовые наборы разноцветных деревянных табличек, при помощи которых дети учатся различать основные цвета, тона и оттенки, а также узнают их названия. Таблички можно сделать самостоятельно.
Из табличек можно создать три отдельных набора цветов. В наборе элементы должны быть одного размера и отличаться только цветом.
Малышам можно начать с набора, содержащего 6 табличек трех цветов: по две желтые, красные и синие. Попросите ребенка совместить парные таблички и выучите с ним названия 3 основных цветов.
Когда ребенок освоит это задание, подготовьте набор табличек из 11 пар основных цветов и тонов: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, черный и белый. Предложите найти парные таблички и назвать цвета.
Чтобы усложнить задачу, создайте третий набор табличек, состоящий из 7 оттенков каждого из 9 цветов (желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый). Предложите ребенку расположить их по порядку от самого светлого до самого темного. Когда все таблички будут аккуратно выложены на подносе, у вас получится красивая демонстрация разных цветов.
Есть также много игр с такими табличками. Например, попросите ребенка найти табличку цвета, который ближе всего к цвету какого-то предмета в комнате. Еще один вариант: покажите ребенку табличку из третьего набора цветов и попросите его по памяти найти табличку с цветом, который на один тон светлее или темнее показанного вами.
Третий вариант — научить создавать более светлые или темные оттенки, добавляя белую или черную краску в основной цвет. Начав с основного цвета и понемногу добавляя белую краску, ребенок может создать набор оттенков от темного к светлому, похожий на набор из деревянных табличек.