Конспект по лепке на тему «Кто живет в лесу» в подготовительной группе.


ЛЕПКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Особенности пластической формы, создаваемой детьми подготовительной к школе группы

Лепные изделия детей подготовительной группы выразительнее, интереснее и разнообразнее, чем у детей 5 лет. Объясняется это тем, что у них накопился больший запас зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительные процессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явления окружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются в пространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношению друг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительной деятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; их начинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ. Дети понимают, что руки и ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлять и поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаются выразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении должен находиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть. Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображении бегущего зайца, крадущейся лисы.

По сравнению со старшей группой дети все чаще пользуются способом вытягивания из целого куска, широко используют стеку, совершая ею многие операции.

Несмотря на то, что весь процесс создания образа стал более творческим и самостоятельным, форма, вылепленная с большим пониманием ее строения, продолжает оставаться очень обобщенной, например, голова часто изображается в виде шара, туловище – яйцеобразной (овальной) формы. Это свидетельствует о том, что детям 6 лет еще недоступно полное изображение всех особенностей формы, и они передают лишь ее основу, бессознательно отбрасывая сложности строения. Но для того чтобы дети могли изобразить предмет, даже в таком обобщенном виде сделать его понятным для окружающих, они должны хорошо представить себе облик предмета со всеми его особенностями.

Задачи обучения

Программа обучения детей в подготовительной к школе группе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с программой старшей группы.

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основным должен являться пластический способ – лепка из целого куска.

Одновременно, опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конуса, шара, овоида, цилиндра), дети должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов.

Педагог, развивая творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбрать темы, выразительные средства и способы изображения.

Все перечисленные задачи конкретизируются по кварталам.

Прохождение программы

I квартал

В I квартале перед воспитателем стоит задача – научить детей лепить характерную форму предметов. Для этого в начале года им предлагают изображать овощи и фрукты. Если в старшей группе дети лепили разные по форме овощи (огурец и свеклу), чтобы лучше понять их особенности по контрасту, то в подготовительной к школе группе задача усложняется: детям предлагают вылепить два однородных предмета различной формы, например одно яблоко овальной формы (крымское), а другое округлой формы (антоновское), несколько видов огурцов и т.д.

Из вылепленных фруктов или овощей можно составлять с детьми общую композицию на тарелке, в корзине или в вазе. При повторении каждый может создать по представлению небольшую композицию из вылепленных овощей или фруктов, но для этого лучше использовать не глину, а пластилин, цвет которого явится дополнительным выразительным средством.

Нужно учить детей создавать фигуры по игрушке или скульптуре, изображающих предмет в действии: поющий петух с горделиво поднятой головой, котенок, играющий в мяч, и т.д. Глядя на игрушку, ребенок должен понять основное направление формы и сразу установить основную часть в том положении, в котором будет находиться изображаемый предмет (рис. 19).

Рис. 19. Изображение петушка в разных положениях.

Дети лепят животных по представлению. Они должны четко представить себе характер формы основной части и те особенности, которые отличают данное животное от других. Например, отличие собак разных пород, медведя от волка, утки от гуся, петуха от курицы. Лепка по представлению дает возможность свободно фантазировать при изображении положения частей фигуры, действия, фактуры. Дети могут использовать разные изобразительные и технические приемы (лепить из целого куска и по частям, передавать фактуру углубленным рельефом при помощи стеки или путем налепа). Дети могут передать предмет в любом состоянии и положении, например кошка сидит на задних лапах и опирается на передние; кошка играет клубком, крадется за мышью. Создавая изображение по представлению, дети будут руководствоваться общими знаниями о строении животных и теми, которые они получили во время лепки с натуры.

Дети могут передавать довольно тонкие отличия, например у собак разных пород в длине и форме туловища, в длине ног, в строении головы и морды.

Успешное изображение предметов зависит от способов соединения частей. Кроме примазывания одной части к другой, можно соединять их путем вставления одной части в углубление на другой, предварительно сделав насечки на конце той части, которая вставляется. Во время изображения отдельных предметов дети продолжают учиться устанавливать фигурки в вертикальном положении на подставках.

В I квартале дети продолжают лепить фигуру человека.

Сначала это несложные фигурки, повторяющие по способу лепки те, что лепили в старшей группе. Постепенно во время лепки с натуры (как правило, куклы) дети уточняют форму, пропорции человеческой фигуры. Воспитатель вместе с детьми сравнивает по размерам части и устанавливает, сколько раз голова умещается во всем туловище куклы. Фигурки людей можно лепить и по игрушкам дымковских мастеров. Они сложнее по своим пропорциям и прежде всего потому, что в основном изображают взрослого человека, у которого голова укладывается в туловище 7–8 раз. В старшей группе дети лепили эти фигуры, но в подготовительной возрастают требования к изображению формы и пропорций. Вводится способ лепки, которым пользуются дымковские мастерицы: голову и кофту лепят из одного куска, а юбку отдельно в виде колоколообразной формы из расплющенного пласта глины. Этот способ дает возможность сделать юбку полой, отчего изделие делается легче. Голова с кофтой и юбка соединяются воедино и плотно примазываются друг к другу, а руки прикрепляются по отдельности, сначала одна, потом другая. Все мелкие детали – оборки, фартук, рюши, кокошник – выполняются путем налепа (рис. 20). Детей учат изображать человека и по представлению. Темы могут быть разные: «Мальчик или девочка держат флажок», «Мальчик идет в школу». Во время лепки на подобные темы открывается возможность для проявления детской фантазии в выборе образа, передачи формы и действия, использования способов лепки.

Рис. 20. Изготовление куклы с юбкой колоколом.

Начиная с I квартала дети могут лепить сказочные персонажи: Бабу Ягу в ступе, Чиполлино и другие. Это позволяет развивать у них творческую инициативу. Характерные черты сказочных героев помогают детям достичь сходства в изображении, повышают интерес к лепке. Так, ребятам нравится лепить ступу бабы Яги, ее крючковатый нос, а при изображении Чиполлино они с удовольствием лепят голову-луковицу.

Темы по мотивам сказок могут звучать и так: вылепить самого доброго или самого злого героя. Такая формулировка темы способствует творческим проявлениям, самостоятельному выбору того или иного персонажа для изображения, отбору выразительных средств.

II квартал

Во II квартале отрабатывается умение лепить из целого куска. Детей учат создавать двух-трехфигурные композиции, используя умения, полученные в I квартале.

Передавая сюжет сказки, дети учатся соблюдать взаимосвязь между фигурами, соразмерять их и плотно прикреплять к подставке, которая может быть любой формы, а толщиной не менее чем 1 см. Чтобы все фигуры композиции были устойчивы, детей обучают устанавливать их с третьей точкой опоры. Так, например, фигура медведя с коробом на спине может опираться о палку-посох; опорой для мальчика, который лепит снеговика, может явиться снежный ком.

Большие возможности открываются перед детьми в декоративной лепке, к которой относятся изображения по типу народных игрушек (куклы, козлы, кони), а также посуда и пластинки, украшенные узором.

В подготовительной к школе группе детей обучают лепке посуды из колец, а также путем выбирания глины стекой. Лепка сосудов из колец заключается в том, что кольца, сделанные из валиков, укладывают одно на другое и плотно соединяют, замазывая места соединения с внутренней и внешней стороны (рис. 21).

Лепка путем выбирания глины из цилиндрической или шарообразной формы делается обычной стекой или стекой-петлей, при этом левая рука держит изделие, а правая рука стекой делаетуглубление, постепенно увеличивая его (рис. 22).

Рис. 21. Лепка посуды из колец.

Рис. 22. Лепка посуды способом выбирания глины.

Первым способом можно вылепить кружку, миску, солонку, вазу для цветов, а вторым лепят горшочки, кувшины, округлые и цилиндрические вазы.

Одновременно детей учат обрабатывать поверхность изделия путем заглаживания ее мокрой тряпочкой для последующего украшения рельефом или росписью ангобом или гуашью. Кроме сосудов, дети могут делать декоративные пластинки, при изготовлении которых они учатся заранее создавать эскиз в виде рисунка, а затем по нему лепить изделие из глины.

III квартал

B Ill квартале воспитатель обучает детей коллективной лепке.

На основе ранее полученных знаний и умений дети создают коллективные композиции: футбольное или хоккейное поле, где персонажи находятся в разных положениях, птицеферму, зоопарк и т.д. В процессе коллективной лепки дети учатся соразмерять свою работу с работами других, сопоставляя фигуры на глаз, или, например, ребенок может к большой фигурке поставить маленькую и посмотреть, на сколько одна больше или меньше другой. Можно раздать детям палочки (мерки), соответствующие по длине и высоте тем фигуркам, которые они будут лепить. Дети учатся проявлять инициативу, внося свои предложения для решения общей композиции, стараются делать свою работу так, чтобы она была не хуже, чем у других. Дети, которые хорошо лепят, могут помочь тем, кто лепит хуже. Таким образом, коллективная лепка, кроме задач обучения изобразительным и техническим приемам, предусматривает задачи воспитательного характера.

Программа III квартала строится на изображении по представлению, но это не отменяет лепку с натуры, по картинке.

По представлению изображаются звери для игры в зоопарк. Это задание требует большой предварительной работы по накоплению у детей зрительных образов. Кроме того, детям предлагают лепку животных непосредственно с игрушек, например слона, жирафа, бегемота, медведя (рис. 23 и 24). Игрушка, как правило, статична, поэтому на последующих занятиях может быть дано изображение этих животных по картинкам, где звери представлены художником в разных позах. Во время лепки по игрушке дети осваивают форму и пропорции предмета со всех сторон, а работая по картинке, они в основном видят ее с одной стороны. Во время лепки животных, используя свои умения и знания, дети должны самостоятельно решать, какой способ они будут применять: лепку из отдельных частей, из целого куска глины – или будут действовать и тем и другим способом. Например, голову и хобот слона лепят из одного куска глины, вытягивая пальцами хобот от объема, предназначенного для головы, а туловище и ноги – из другого при помощи рассекания глины стекой, после чего обе вылепленные части соединяются. Уши слона, так как они большие, делаются отдельно и прикрепляются к голове. Таким же способом можно вылепить и многих других животных.

Рис. 23–24. Лепка жителей зоопарка.

IV квартал

В IV квартале дети совершенствуют свои умения в лепке. Создают предметы, которые используют во время игры. Занимаются декоративной лепкой, создавая посуду для своих игр, вазы для цветов и пластинки, которые объединяют в декоративные фризы.

Методы и приемы обучения

В подготовительной к школе группе дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов может быть проведен по предложению воспитателя и по замыслу детей.

На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности. Занятия по замыслу проводятся в течение всего года по мере накопления детьми знаний и умений. Иногда воспитатель может направлять замысел детей, например предложить вылепить любой персонаж из сказки А. Толстого «Золотой ключик», передать любой эпизод из сказки А.С. Пушкина «Золотая рыбка».

Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображений. Для этого с детьми наблюдают и рассматривают предметы, отмечая в них красоту и пластику формы, характерные, свойственные данному предмету черты. Для выразительного изображения животных детям нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и форме частей туловища в зависимости от движения. Внимание детей направляют на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время нения, как запрокинута голова у курицы, которая пьет воду, как вытянуты туловище и хвост в одну ровную линию у убегающей лисы или как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания должны помочь детям во время лепки сделать образ выразительным. Взрослый использует любую возможность, чтобы показать животных в разных положениях. Иногда проводят целенаправленные наблюдения. Дети рассматривают форму туловища, сравнивают по размеру его части. Если перед подобными наблюдениями детей предупреждают, что они будут рассматривать петушка, а потом лепить его из глины, то дети внимательно рассмотрят и лучше запомнят особенности животных. Во время наблюдений воспитатель задает детям вопросы, направляющие их внимание на то характерное, что поможет передать животное более выразительно. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, где персонажи представлены в разных положениях.

Изображение человека наиболее сложно для детей, поэтому воспитатель организует рассматривание разных кукол (санитарка, космонавт, школьница и т.д.), проводит наблюдения людей на улице, детей во время прогулки: на катке или в парке. Он обращает внимание детей на форму частей фигуры человека, пропорциональные отношения между частями, предлагает сравнить фигуру взрослого и ребенка. Организуя подобные наблюдения, воспитатель задает детям вопросы, например, «Кто выше: девочка или ее мама? У кого из них больше голова, длиннее руки, ноги?» Выразительность готовых фигур будет зависеть и от того, как дети передадут одежду. Поэтому воспитатель привлекает их внимание к тому, что на ногах у девочки – валенки, а у ее мамы – сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с пумпоном, а у ее мамы – большая меховая шапка. Чтобы дети лучше поняли движение, можно прибегнуть к показу его самими детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда мальчик бежит на лыжах, туловище мальчика и голова немного наклонены вперед, одна нога согнута в колене и выставлена вперед, а другая нога, которой он отталкивается, сзади выпрямлена; одна рука с палкой несколько согнута в локте и находится перед лыжником, а другая отведена назад.

Успешная передача динамики в лепке зависит и от того, как она преподносится воспитателем. Лучше всего, когда при объяснении действие расчленяется на составные части, например во время лепки по стихотворению Л. Воронковой «Маша-растеряша» воспитатель говорит: «Для того чтобы заглянуть под стол, Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол».

Для рассматривания детям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушки особое внимание детей направляется на пластику переходов от одной части к другой, на то, какими способами они вылеплены и оформлены. Для лучшего ознакомления детей с народной игрушкой проводятся дидактические игры: «Магазин игрушек» (где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей) или «Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, дети отбирают лишь те, которые нужны для выставки).

Могут быть организованы также выставки декоративных пластинок с доступным содержанием, керамической посуды. При рассматривании посуды воспитатель задает детям вопросы о форме сосудов, о том, каким способом их сделать из глины. Знания детей можно дополнить рассказом о гончарных мастерских, где работают мастера, которые на специальных станках лепят посуду. Хорошо сводить детей на выставку или в музей прикладного искусства.

В подготовительной к школе группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель наблюдает за тем, как лепят дети, и, если нужно, задает им вопросы. Например, во время лепки на тему «Звери зоопарка» воспитатель видит, что ноги у слона, которого изобразил ребенок, очень тонкие, а хобот короткий. Воспитатель предлагает вспомнить, какой толщины ноги у слона, и подумать, сможет ли таким хоботом слон переносить бревна.

При обучении детей предметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественную литературу. Произведения подбираются так, чтобы персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировались живые действенные образы. После чтения сказки ребятам предлагают подумать и выбрать какой-либо персонаж или эпизод для изображения, продумать, какого размера должны быть персонажи по отношению друг к другу, в каком положении они находятся и какого размера должна быть подставка, чтобы все участники эпизода на ней уместились.

В подготовительной к школе группе можно применять игровые приемы, например провести игру в гончарную мастерскую. Воспитатель рассказывает о том, как мастера создают посуду и другие изделия, а дети, увлеченные рассказом, начинают лепить посуду для игры (в посудный магазин).

Возможно создание и других увлекательных ситуаций. Например, детям предлагают вылепить декоративные плитки, чтобы подарить их в День Победы бывшим фронтовикам или мамам к празднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например фриз из бабочек (рис. 25). Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка – эскиза, который создается за день или два до занятия. Вся работа над пластинкой ведется в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливается пластинка. Это техническая работа, которая требует от ребенка точности движений и аккуратности. Подготовленные пластинки завертываются в полиэтиленовую пленку и сохраняются до следующего занятия, на котором дети по эскизу будут делать рельеф. Так же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняются углубленным или высоким рельефом, а затем, если нужно, подвергаются росписи ангобами.

Рис. 25. Лепка фриза.

Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывается и организуется процесс занятий. Если в старшей группе в основном воспитатель с дежурными подготавливали рабочее место для каждого ребенка, раздавая глину и оборудование, то в подготовительной группе каждый ребенок может сам взять себе то количество глины, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети сидя за обычными столами, на доске или поворотных станках (рис. 26). В том случае если лепка связана с окраской ангобами, то занятие делится на две части: первая часть занятия – лепка предметов, а вторая часть – окраска их.

Рис. 26. Поворотный станок для лепки.

ВОПРОСЫ

1. Какова специфика лепки как вида изобразительной деятельности?

2. Какова программа по лепке для каждой возрастной группы?

3. Как решаются задачи обучения лепки по кварталам?

4. В чем состоит усложнение техники лепки от младшей группы к подготовительной?

5. Какие виды лепки проводятся в детском саду, их место в каждой возрастной группе?

6. Какие методы и приемы применяет педагог для обучения детей лепке и развития их творчества?

ЗАДАНИЯ

1. Проанализировать занятия по лепке в разных возрастных группах в соответствии с требованиями программы и методики.

2. Составить конспекты занятий по различным видам лепки.

3. Охарактеризовать выразительные средства детской лепки.

4. Подобрать варианты тем для лепки на определенное программное содержание.

5. Описать методику проведения различных видов занятий по лепке (лепка с натуры, декоративная, по замыслу, сюжетная).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]