Подготовительный этап
Дети подросли, и для них доступны новые техники работы с пластилином. От лепки на плоскости, подразумевающей создание своего рода картин, пластилиновых барельефов на листе картона или бумаги, и от простых форм (шарики, комочки, фигуры без сложных деталей) ребята переходят к объёмным стоящим и идущим фигурам, требующим учёта пропорций и законов равновесия.
Игры с пластилином — важная часть подготовки к школе
Какие способы лепки из пластилина можно применять
Ребята 6–7 лет уже знакомы с конструктивным (композиция создаётся из отдельных деталей, наподобие конструктора), скульптурным (все части фигурки делаются из одного куска) и комбинированным способами (совмещение конструктивного и комбинированного). Для лепки фигуры в движении удобнее использовать конструктивный способ — так легче передать мелкие детали, такие как, например, ладони, рельефность лица и т. д.
Приёмы лепки
В этой группе дети закрепляют уже освоенные ранее способы лепки, среди которых:
- раскатывание элементов (создание «шарика»);
- скатывание (перекатывание «колбасок»);
- вдавливание, то есть создание пальцами углублений на форме;
- сплющивание (изготовление «блинчиков» из шариков);
- прищипывание (зажим кусочка и сплющивание его двумя пальцами);
- оттягивание (вытягивание элемента из куска);
- присоединение;
- примазывание (наращивание элементов на основу и размазывание границ соединения);
- защипывание (зажим детали, но без сплющивания);
- вытягивание (растягивание элементов при сохранении общей формы);
- сглаживание (плавный переход элементов поделки друг в друга).
Практически все эти способы пригодятся при работе с фигурой человека.
Варианты композиции на тему «Человек в движении»
Лепка нестатичной фигуры может быть представлена в следующих вариантах тем для композиции, которые можно приурочить к определённому образовательному блоку:
- «Девочка играет в мяч» (при изучении тем, касающихся летних забав);
- «Лыжник» (в процессе изучения материалов, касающихся зимних видов спорта);
- «Девочка и мальчик пляшут» (например, в преддверии Нового года);
- «Солдат» (эта композиция может быть посвящена 23 февраля или 9 Мая) и т. д.
Как видно из этих примеров, большинство вариантов такой лепки в календарно-тематическом планировании соотносится с зимней темой. Это объясняется просто: ко 2 семестру ребята повторяют и закрепляют все основные приёмы и способы лепки, что позволяет создавать усложнённые конструкции, к которым относится и фигура человека.
Предварительная работа с группой
Хотя методика лепки фигуры человека относительно несложна, воспитатель на занятиях по развитию речи и на физкультурных разминках предварительно разбирает с детьми особенности позы человека, обращая их внимание на такие нюансы, как:
- угол наклона тела;
- поворот головы;
- сгиб рук и ног и пр.
Кроме того, ещё до начала работы с пластичным материалом взрослый максимально индивидуализирует процесс. То есть
- делит обязанности по подготовке рабочего места и необходимого инструментария между ребятами;
- позволяет выбрать цветовую гамму пластилина для поделки;
- помогает определиться с положением конечностей (если дети выполняют композицию, где поза фигурки может варьироваться) и т. д.
Желательно, чтобы выбор цветовой гаммы костюма человечка оставался за ребёнком
Мотивация
Уже на этапе индивидуализации (то есть подготовки к занятию) начинается мотивация карапузов. Однако и первая часть занятия должна быть спланирована так, чтобы малыши заинтересовались и результатом работы, и — что очень важно — самим процессом лепки. Для этого воспитатель может использовать ряд приёмов.
Это интересно. Известный итальянский педагог, философ и гуманист конца XIX — начала XX века Мария Монтессори говорила: «Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например, карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах».
Одним из вариантов мотивации может быть предварительный рисунок-образец человечка в движении
Беседа и наглядность
Если составлять рейтинг самых действенных способов настроить детей на работу, то, безусловно, у беседы будет первое место. Главное только правильно её выстроить. Обычно это вопросы взрослого, на которые малыши отвечают по одному или хором. Например, перед созданием фигуры танцующих детей вопросы могут быть такие:
- Когда танцуют люди?
- Вы любите танцевать?
- Как располагаются ноги и руки танцующих в движении?
- Во что должен быть одет человек, занимающийся танцами?
Однако эти вопросы не могут носить умозрительный характер. Дети воспринимают мир образно, так что без наглядности не обойтись. Это могут быть картинки с изображением спортсменов, кадры из известных мультфильмов (например, «Ну, погоди!») или же фотографии самих детей. Если же малыши лепят композицию «Девочка играет в мяч», то для мотивации можно предложить всем ребятам повторить 2–3 упражнения с мячом, а потом обсудить, какие движения были одинаковые, какие различались, а также — какие позы принимало тело.
Игра
Особую заинтересованную рабочую атмосферу занятию придаёт сюжетная игра. Если говорить о работе над пластилиновыми фигурками, то таким персонажем, включающим ребят в работу-игру, может стать герой мультфильма или книги. Например, на занятие по теме фигуры лыжника в гости может прийти символ прошедшей в Сочи Олимпиады — Чебурашка, который предложит малышам создать собственную команду лыжников.
Дети с особым удовольствием работают на занятии, если к ним в гости «приходит» любимый герой
Стихотворения
Ритм и динамика рифмованных строк также хорошо организует ребят и настраивает на рабочий лад.
- Однажды природа и люди О первенстве спор завели. Примчались тут бури и вьюги, Снега всё до крыш замели. «Ура! — ликовала природа, — В снегах не пройти им, не выжить!..» Смекалка не зря у народа… И люди придумали ЛЫЖИ!
- Если вам с утра не спится, Сон куда-то убежал, Так и тянет в пляс пуститься — Значит, танца день настал!
- Я военный капитан! Мне не страшен ураган! Вся команда на подбор, Мы ведём корабль в шторм. На посту стоим не зря! Защитим тебя, страна!
Методика составления конспекта
Работа над составлением плана занятия начинается с формулирования целей и задач. Основными целеполагающими факторами лепки движущегося человека можно назвать:
- обучение делать сложную сюжетную композицию;
- работа над умением соблюдать пропорции тела и других сопутствующих элементов композиции;
- воспитывать самостоятельность и терпение.
Задачи занятия носят более конкретный характер:
- закрепить способ создания валика-цилиндра для создания основы фигурки;
- развитие умения передавать лепной конструкцией несложные телодвижения (сгибание рук/ног, наклон тела);
- обучение передавать динамику движения человека;
- продолжать отрабатывать сглаживания;
- закрепление навыка передавать динамику тела человека в пластичном материале;
- повторить изученные геометрические фигуры (круг, овал, цилиндр, шар и т. д.);
- развивать умение работать со стекой;
- продолжить тренировать мелкую моторику, глазомер и зрительное восприятие;
- расширять границы воображения;
- воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
После того как цели и задачи сформулированы, воспитателю необходимо распланировать этапы занятия так, чтобы каждая минута была задействована, и дети, соответственно, не успевали отвлекаться.
- Вводная часть — 5 минут. Это время для мотивации карапузов к работе.
- Основной этап — 20 минут. В этот отрезок времени дети выполняют поделку. Обратите внимание, что эта часть занятия предполагает обязательные физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
В конспекте занятия обязательно должно быть отведено время под физкультминутку
- Заключительный этап — 5 минут. Выставка работ, слова благодарности за хорошую работу от воспитателя, самоанализ. Что касается последнего, то дети, отвечая на вопросы, дают оценку своей работе, поделкам своих товарищей и высказывают свои эмоции относительно занятия в целом: «Хорошо ли у меня получился человечек?», «Какая поделка нравится тебе больше всех?», «Что тебе понравилось на занятии, а что нет?».
Пример конспекта занятия (в сокращении) – таблица
Каргина Наталья «Зимние забавы, лепка фигуры человека в движении» | Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением человечка в движении. Далее демонстрирует позу человека в движении с помощью наглядного пособия — фигуры человека. Обращает внимание детей, на то, как располагаются руки и ноги лыжника. После ознакомления с характерными особенностями человека находящегося в движении, воспитатель задаёт вопрос детям: «Ребята, как должен быть одет лыжник?». Ответы детей: «На нём должна быть тёплая куртка, штаны, варежки, шарф, ботинки». Воспитатель: правильно. А теперь давайте сейчас каждый из вас слепит своего лыжника и подберёт свой цвет одежды для него. |
Последовательное выполнение:
Воспитатель: Ну, вот и готов наш лыжник. Какие вы молодцы. Какие хорошие лыжники у нас получились! | |
Воспитатель подводит итоги занятия: Ребята выставляют своих лыжников на заснеженную равнину макета, подготовленного заранее, под названием: «Зимняя прогулка». (Воспитатель заранее оформляет площадку из пенопласта и гофрированной бумаги). Рассматривают, у кого какой получился. Воспитатель: Ребята, теперь вы можете представить себя в роли своих вылепленных лыжников и поиграть с ними у макета… |
Конспект НОД для подготовительной группы по лепке «Девочка играет в мяч»
Конспект ННОД по лепке по теме «Девочка играет в мяч»
Дата:
15.10.2019г.
Программное содержание:
Закреплять умение лепить фигуру человека в движении, передавать форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке.
Материалы и оборудование:
Картинка с изображением девочки, играющей в мяч, пластилин, дска для лепки, стеки, влажные салфетки.
Содержание образовательной деятельности:
1Вводная часть
Воспитатель называет ребятам тему и задание занятия. Предлагает ребятам по очереди продемонстровать, как можно играть в мяч, какие движения совершаются в процессе игры (подбрасывание мяча, игра в «лягушку», волейбольная подача мяча снизу и сверху, баскетбольный бросок мяча в корзину, чеканка мячом и т. д.). 2 Основная часть:
Проведение игры «Непоседа мячик»: Ребята становятся в круг лицом к середине, в центре — водящий с мячом. Тот, кто водит движением ноги пытается выкатить мяч за круг (участники отбивают мяч ногами). Тот, кто пропустил мяч за круг, становится водящим.
Самостоятельная деятельность детей:
Эта композиция состоит из двух частей: лепка девочки и создание мяча. Если время позволяет, оба задания можно выполнить за одно занятия.
В противном случае лучше разделить этапы работы на 2 занятия. Последний вариант более рациональный, так как предложенная композиция предполагает лепку девочки с чертами лица и искажениями ткани платья в процессе движения, то есть поделка довольно сложная. Поэтапная инструкция (человечек):
Берём пластилин красного цвета, скатываем в шарик, потом формируем цилиндр. По нижнему краю прищипываем «юбочку».
Скатываем 2 небольших шарика того же цвета, фиксируем их в виде плеч. Из пластилина бежевого цвета делаем 2 «колбаски» — ручки девочки, стекой делаем надрезы-пальцы.
Крепим руки к плечикам.
Делаем ещё 2 колбаски — ножки, крепим снизу под платьем.
Из кусочков жёлтого пластилина делаем два овала, вдавливаем углубление, вставляем ножки.
Приступаем к голове.
Из светлого пластилина формируем шарик.
На него примазываем 2 кусочка для ушей и 1 для носа. Располагаем эти детали на голове.
По обе сторону от верхней части носа накладываем по кусочку белого пластилина, на него примазываем белый кружок, на белый — чёрный.
Так мы сделали нашей девочке глаза. Из материала розового цвета примазываем по кусочку румянца на щёки, а также кусочек для губ, которые стекой делим пополам.
Из бежевого пластилина делаем нетолстую короткую колбаску — шею — и крепим её на голове.
Чёрный пластилин крепим на голове, стекой показываем локоны чёлки. Ещё кусочек чёрного делим пополам — это хвостики.
Из жёлтого делаем бантик. Для этого колбаску слегка сплющиваем, делаем перетяжку и стекой наносим складочки. Накладываем бантик на голову, крепим также хвостики.
Шею примазываем к туловищу.
Из красного пластилина делаем шарфик, стекой формируем бахрому. Накидываем аксессуар на шею.
Ручки девочки нужно хорошо примазать к основе, чтобы их можно было сгибать-разгибать
Поэтапная инструкция (мяч): Скатываем шарик синего цвета.
Формируем 2 колбаски жёлтого и 2 колбаски красного цвета.
Каждую колбаску приплющиваем и растягиваем в форму овала. Для создания полосок на мячике дети используют приёмы сплющивания и растягивания
Накладываем на шарик, немного примазываем.
Из 2 кусочков белого пластилина делаем блинчики, которыми скрываем места, где сошлись цветные полосочки.
Готовый мячик вкладываем в руки девочки
Рефлексия:
Молодцы, ребята! Какие замечательные девочки у вас получились! Давайте поставим их на ваши картинки.