Как организовать график дежурств?
Основой для оформления дежурства в детском саду, создания расписания и графика может послужить ватман. На листе лучше всего разместить фотографии воспитанников либо закрепить за каждым ребенком собственный символ. Подобное обозначение пригодится в дальнейшем. Очередь дежурств можно выстроить в алфавитном порядке фамилий детей, по желанию либо по принципу парт, сначала дежурят дети за первым столом, в конце месяца — дети за последним.
За хорошее поведение, помощь и внимательность по окончании дежурства ребенок будет получать карточку. Если, к примеру, бумага красного цвета, значит, ребенок справился со своими обязанностями на отлично. Если что-то в процессе дежурства не получалось — то карточка может быть другого цвета.
На ватмане с графиком дежурств в детском саду своими руками можно добавить небольшие кармашки под фотографиями воспитанников, в которых будут храниться листочки, указывающие на достижения ребенка. Либо можно обойтись без фотографий детей и складывать изображения специальных символов, которые характеризовали бы воспитанника, сразу в специальную сумочку.
Например, дежурный выбрал себе белочку как собственный символ, и за успешно проделанную работу в кармашке будут появляться красные карточки с изображением белочки. Это будет означать, что именно этот воспитанник прекрасно справляется со всеми задачами.
Таким образом, дежурство развивает еще одну черту в детях — умение фантазировать. Ведь при создании уголка дежурств в детском саду своими руками воспитанники смогут в полной мере проявить свои творческие способности, так же как и при выборе личной картинки, которая станет символом успешной работы.
МБДОУ «Д/с № 47»
Рекомендации по работе дежурных групп
Из Указа Губернатора Красноярского края от 04.04.2020 № 81-уг
«Министерству образования Красноярского края, главам муниципальных образований Красноярского края, частным образовательным организациям обеспечить с 6 апреля 2022 года по 30 апреля 2022 года включительно работу дежурных групп для воспитанников дошкольных образовательных организаций (детских садов), родители (законные представители) которых выполняют трудовые функции в организациях, осуществляющих деятельность в сферах, в отношении которых решениями Президента Российской Федерации или настоящим указом не были приняты ограничительные меры».
- В период объявленных нерабочих днях с 7 апреля по 30 апреля 2020 г. в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (далее – ДОО), организовать дежурные группы для воспитанников по запросам родителей (законных представителей), которые оба (или в неполной семье один) работают в структурах, обеспечивающих необходимую жизнедеятельность общества, определенных УказомГубернатора Красноярского края от 27.03.2020 № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края»,Указом Губернатора Красноярского края от04.04.2020 № 81-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Красноярского края от 27.03.2020 № 71-уг «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края».
- Для зачисления ребенка в дежурную группу работодателю необходимо предоставить сведения в управление образования, родителям (законным представителям) необходимо предоставить в ДОО следующие документы:
- — заявление на имя руководителя дошкольной образовательной организации (приложение 1), если это ребенок с другого детского сада;
- — справку работодателя (приложение 2), утвержденную Постановлением Правительства Красноярского края «Об утверждении Порядка установления и соблюдения предписаний и ограничений гражданами режима самоизоляции в период распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Красноярского края» № 188-п от 01.04.2020 .
- В случае если у родителя нет справки работодателя, он направляется в свою организацию к работодателю.
- Дети принимаются в ДОО со справкой, которую родители могут получить в кабинете доврачебной помощи в поликлинике по месту жительства, начиная с 07.04.2020.
- Дежурные группы работают по 5-дневной рабочей неделе (с выходными днями в субботу и воскресенье).
- Количество дежурных групп в ДОО устанавливается приказом руководителя.
- Наполняемость группы составляет не более 15 воспитанников.
- Дежурные группы могут быть сформированы как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу.
- Дежурные группы функционируют в соответствии с режимом и продолжительностью работы ДОО.
- Организация работы дежурных групп предусматривает обязательное наличие необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, соблюдения правил пожарной безопасности.
- Прием воспитанников сопровождается измерением температуры («жесткий утренний фильтр»). При приеме детей сотрудники детского сада, медицинские работники используют индивидуальные средства защиты (маски, перчатки).
- Обязательно наличие медицинского работника в ДОО на весь период функционирования дежурных групп (график работы медицинских работников, возможность смены работников в течение дня, а так же в период работы дежурной группы).
- Ограничить допуск родителей (законных представителей) в помещения ДОО. Прием детей осуществляется при входе в ДОО. Для оптимизации порядка приема около входа должен находиться дежурный администратор (либо несколько дежурных воспитателей ), которые провожают воспитанников в группы.
- Воспитанники дежурных групп обеспечиваются полноценным питанием в соответствии с утвержденным 10-дневным (20-дневным) меню.
- Педагогами дежурных групп ведётся учёт посещения группы воспитанниками, поступающими в дежурные группы, в установленном порядке, определенными локальными актами ДОО.
- В дежурных группах в данный период осуществляется присмотр и уход за детьми в соответствии с режимом дня, действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с учётом возраста воспитанников. Образовательная деятельность не ведется. Непосредственная организованная деятельность заменяется игровой, музыкальной ,физкультурной, продуктивной деятельностью, наблюдением. Прогулки проводятся в соответствии с Сан ПиН, соблюдая дистанцию не менее 2 метров от других групп. Строго на игровых площадках.
- Работа сотрудников ДОО осуществляется согласно графику на период нерабочих дней.
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В МЛАДШИХ ГРУППАХ
· Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:
. Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.
· Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.
· С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.
· Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.
· Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.
· Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.
· Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
· Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:
«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».
· Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.
Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».
Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».
· «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»
· Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:
«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».
· Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.
· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.
· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.
· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.
Дежурство в учреждении дошкольного образования в разных возрастных группах.
Тема: Дежурство в учреждении дошкольного образования в разных возрастных группах.
План:
- Педагогическая ценность дежурств.
- Виды дежурств, их содержание в разных возрастных группах.
- Методика руководства работой дежурных.
- Педагогическая ценность дежурств.
Дежурство
— требует от ребенка большой степени самостоятельности. Имеет большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
В отличие от выполнения поручений, на дежурствах у детей возникает возможность самостоятельных принятий решений. Содержание дежурств в дошкольном возрасте очень разнообразно. В процессе дежурств не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от детей при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел вызывает у детей особый эмоциональный настрой, способствуют формированию таких качеств: как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда.
Воспитатель, оценивая труд каждого из дежурных, указывает на ошибки, отмечает, кто из ребят уже научился дежурить, а кому еще надо постараться. Он разъясняет детям, что работа дежурных очень нужна для всей группы, хвалит тех, кто старательно выполняет задание: «Оля и Сережа были настоящими дежурными, обо всех позаботились»; «Игорь сегодня совсем не отвлекался и быстро разложил все, что нужно».
Постепенно педагог воспитывает положительное отношение к работе дежурных.
2. Виды дежурств, их содержание в разных возрастных группах.
Для воспитанников средней группы ведущей формой организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться умение и желание трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям. Следует иметь в виду, что дети этого возраста не всегда могут справиться с порученным заданием, хотя и видят, как действует воспитатель, проявляют старание и желание выполнить работу успешно. В этом случае взрослый должен разъяснить ребенку способы выполнения задания, помочь ему или работать вместе с ним.
Большое место в работе с детьми пятого года жизни отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых дошкольников обучают приемам выполнения трудовых действий и воспитывают у них интерес к труду, а также закрепляют недостаточно усвоенные трудовые навыки, знания и умения. Постепенно поручения, даваемые детям, усложняются. Если в начале года выполнение их состояло из одного — двух действий (что-то подать, подвинуть, поднять), то позже ребенок совершает несколько действий, соблюдая при этом определенную последовательность. С этой целью педагог предлагает воспитаннику сначала перечислить, какие предметы будут нужны, затем вместе с ним проверяет, не забыто ли что-нибудь, и помогает расставить вещи в определенном порядке.
Одновременно детей обучают соблюдать последовательность действий. С этой целью хорошо использовать предметные картинки, которые ребенок предварительно может выложить на доске, фланелеграфе. Придерживаясь наглядно представленного в картинках плана и способа действий, воспитанник без особых затруднений сможет выполнить задание.
В средней группе дети продолжают дежурить по столовой. Такие дежурства обеспечивают систематическое участие в труде всех детей. Дежурные ставят на столы хлебницы, вазы с салфетками, раздают ложки, проверяют, у всех ли детей есть стулья, чтобы не носить их и не двигать, когда няня раздает: пищу.
Организуя дежурство, педагог должен помнить, что дети пятого года жизни еще не воспринимают эту деятельность как свою обязанность, поэтому она нуждается в стимулировании, указаниях, напоминаниях, а часто и в непосредственной помощи взрослых.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Необходимость этого труда воспитатель мотивирует тем, что дети стали старше, а занятия — более сложными и поэтому нужны постоянные помощники. Дежурные вместе с воспитателем готовят необходимые для занятий предметы на отдельном столе. Затем каждый воспитанник подготавливает свое рабочее место. По окончании занятия ребята уносят свои предметы на общий стол. Дежурные моют инвентарь и убирают все на место. Такой порядок приучает детей к самостоятельности.
Основная форма организации хозяйственно–бытового труда детей старшей группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.
3.Методика руководства работой .
В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили, и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств – до двух дней, а можно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и умение по уходу за животными и растениями организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том кто, что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т.д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них животными, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.
Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и в поведении животных. При оценке дежурств, следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждение о качестве, об отношениях к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).
В уголке природы не бывает буквального повторения одних и тех же действий, поэтому дети должны постоянно проявлять инициативу, смекалку. Все это обязывает воспитателя тщательно планировать работу детей по уходу за обитателями уголка.
Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель показывает и рассказывает, в чем заключаются обязанности каждого дежурного, знакомит с содержанием шкафчика, в котором хранятся предметы, нужные для дежурных, показывает, где висят фартуки, где стоят половые щетки и т. п., объясняет, в каком порядке их нужно оставлять после дежурства.
По окончании дежурства воспитатель проверяет, все ли сделано правильно: не стоят ли кормушки и поилки под жердочками, чистые ли жердочки, дает оценку работе и указывает, как нужно исправить ошибки, которые были допущены. Дежурных к концу года лучше назначать, на два-три дня.
Периодически проводится уборка уголка природы с участием всей группы. При правильной организации уборка проходит спокойно и весело. Все предметы, которыми дети пользовались во время уборки, должны быть оставлены чистыми и сложены в порядке на определенные места. По окончании работы воспитатель проводит беседу с детьми о том, как проявил себя каждый участник уборки, какое значение имеет общая уборка и как дежурные должны поддерживать чистоту и порядок в уголке.
Для успешной организации дежурства в уголке природы важно уделить внимание ознакомлению детей с предметами ухода за растениями и животными, показать и рассказать, где что лежит, висит, что для чего нужно, договориться о порядке пользования инвентарем. Дети должны правильно называть те предметы, которыми они пользуются
Особенности организации дежурств во второй младшей и средней группе ДОУ
Организация дежурств начинается со второй младшей группы со второй половины учебного года. Детей начинают привлекать к помощи при подготовке к завтраку, обеду или ужину, посредством поручения выполнения простейших действий, например, правильно расставить стульчики возле стола, салфетницы и хлебницы на столе и т.д.
Прежде, чем привлекать детей к дежурствам, воспитатель проводит с ним беседы, в которых рассказывает о том, как нужно готовиться к дежурству (мыть руки, надевать фартуки и косынки и т.д.). Первое время воспитатель напоминает детям последовательность подготовки и помогает им приготовиться. Делается это до тех пор, пока дети не усвоят последовательность действий, и не будут выполнять их самостоятельно.
На первых этапах организации дежурств во второй младшей группе, воспитатель и помощник воспитателя используют следующие приемы:
- совместное с ребенком накрывание на стол;
- проведение тематических дидактических игр («День рождение Мишки», «Куклы пьют чай» и т.п.);
- проведение бесед, обсуждений и т.д.
Замечание 2
Таким образом, во второй младшей группе перед детьми на первых этапах организации дежурств ставится задача оказать посильную помощь младшему воспитателю в накрывании стола. Задачей воспитателя и младшего воспитателя является установление доброжелательного взаимодействия, создание положительное эмоционально-психологическое отношение к работе во время дежурств.
В средней группе дети продолжают оказывать помощь по столовой. Отличием является то, что дежурных назначают пару, которая полностью накрывает столы (расставляет посуду, раскладывает салфетки и т.д.) и помогают младшему воспитателю убирать со столов.
Во второй половине года, в средней группе вводятся дежурства по занятиям. Во время дежурств дети самостоятельно готовят столы к учебным занятиям (раскладывают кисточки, ставят баночки с клейстером, кладут индивидуальные салфетки и т.д.). По окончанию занятия дети помогают воспитателю убирать со столов.
Задачей воспитателя является показать ребенку значимость его труда, поддерживать положительную мотивацию на проведение дежурств. Воспитатель учит детей работать в паре, организовывать свою работу, разделять обязанности, оказывать друг другу помощь. Каждый раз, при проведении дежурства, воспитатель напоминает детям значимость их труда не только для всей группы, но и для самого воспитателя и младшего воспитателя, помощь которым они оказывают.
Замечание 3
Таким образом, в средней группе содержание и форма труда во время дежурств усложняются. Расширяются обязанности дежурного.
Организация самостоятельной деятельности старших дошкольников
К возрасту 5–6 лет происходят важные изменения в поведении и качестве мыслительных и физических действий детей. Это связано с формированием основных процессов нервной системы, развитием различных видов памяти и мыслительных способностей. При подготовке условий для самостоятельной деятельности и продумывании методов организации детской активности, воспитатель старшей группы учитывает возрастные особенности подопечных:
- У детей 5–6 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются. Дети способны наблюдать за каким-либо объектом или процессом в течение длительного времени, создавать масштабные постройки из конструктора, собирать мозаику из значительного числа деталей.
- Дети способны к намеренному запоминанию. Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и способы действий и воспроизводят их позже в самостоятельных занятиях: например, проводят опыты в уголке исследований или создают поделки в центре творчества.
- Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов. Становится возможным осознанное экспериментирование, самостоятельно спланированное и выполненное. Если ребёнок хочет провести опыт с веществами, он должен сначала проговорить воспитателю правила техники безопасности. Педагог наблюдает со стороны за самостоятельным экспериментированием детей в мини-лаборатории.
- Расширяются познавательные интересы, дети изучают отдалённые объекты: планеты, космические корабли, морские глубины, динозавров, на основе новой информации дети создают рисунки. Усложняется игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры строятся по обсуждаемым заранее правилам, среди участников распределяются роли.
- Мелкая моторика развита, дети работают и играют с мелкими предметами: собирают конструктор из небольших деталей, делают украшения из бусин и бисера.
- Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно выбирать партнёров для опытов, игр и бесед, обсуждать интересующие их самих темы.
Старшие дошкольники умеют сотрудничать друг с другом во время исследовательской и игровой деятельности
Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) не называет самостоятельную деятельность детей как отдельную область обучения и большее внимание уделяет совместной работе педагога и воспитанников. Однако целевым ориентиром для каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) является поощрение инициативности в детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Формирование исследовательского типа мышления и создание положительной мотивации к творческому решению проблемных ситуаций создаёт прочную базу для успешного обучения в школе. Цель организации самостоятельной деятельности в детском саду — развитие в ребёнке независимого творца и исследователя.
Развитие навыка самостоятельного поиска информации — одна из целевых основ образования в ДОУ
Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе
- Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата. У старших дошкольников начинает формироваться способность к самоанализу и оценке выполненных действий.
- Совершенствование процессов саморегулирования: умение рассчитывать затрату энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или отдыха. В возрасте 5–6 лет активно развиваются процессы нервной системы: ребёнок обладает усидчивостью, положительно реагирует на советы и конструктивные замечания.
- Развитие способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости, стремление к выполнению задумок без помощи взрослых.
- Закрепление навыков самообслуживания. Выполнение действий по одеванию и раздеванию, соблюдению правил личной гигиены и чистоты помещения должно быть доведено до автоматизма.
- Развитие самостоятельности через выполнение трудовых поручений: дежурство по столовой, игровой зоне, спальне и т. д.
При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях. Принципы функционирования центров детской активности: доступность, безопасность, обогащение временными материалами (например, в центре познавательной активности можно организовать выставку ко Дню космонавтики, в уголке природы весной выставить ящики с луковицами гиацинтов или тюльпанов, дополнить игровую зону набором дорожных знаком во время изучения ПДД на занятиях НОД и прогулках).
Составление графика дежурств — приём формирования навыка самообслуживания через трудовые поручения
Формы организации предметно-пространственной среды
- Центр познавательно-исследовательской активности: центр науки, уголок знаний, опытная мастерская, лаборатория, экспериментариум. Оснащается подборкой энциклопедий и альбомов с познавательными иллюстрациями, схемами, карточками, макетами и фигурками объектов для изучения, материалами (в т. ч. природными) и инструментами для проведения опытов. Перед самостоятельным проведением какого-либо эксперимента в лаборатории воспитанники должны обращаться за разрешением к педагогу и проговаривать предварительно правила техники безопасности. К общественным праздникам и мероприятиям в детском саду устраиваются временные выставки в уголке исследовательской деятельности: «Бережём планету», «Тайны Солнечной системы», «Строение вулкана», «Как жили первобытные люди».
В центре познавательно-исследовательской деятельности воспитанники участвуют в поиске новых знаний
- Игровой центр: зоны с наборами игрушек и костюмами для сюжетно-ролевых игр («Регулировщик и водители», «Больница», «Продуктовый магазин», «Кухня»), центр развивающих игр (стеллажи с настольными и дидактическими играми, головоломками). Для закрепления и совершенствования навыков самообслуживания игровые уголки дополняются материалами по соответствующей тематике: одежда для игрушек с различными видами застёжек, предметы для разыгрывания проблемных ситуаций («Кто устроил на кухне беспорядок», «Кукла Катя, наведи порядок в шкафу», «Мишка собирается в детский садик»).
В игровой форме дети воспроизводят то новое, что они узнали во время занятий
- Спортивный уголок. Центр физической активности может быть оснащён специальным инвентарём: обручи, мячи разных размеров, скакалки, резиночка для прыжков, наборы для игры в городки, кегли.
Центр физической активности обеспечивает детей инвентарём для подвижных игр и упражнений
- Центр экологической деятельности: уголок природы, живой уголок, зимний сад, мини-огород (ящики с землёй на подоконнике для выращивания зелени и овощей). Воспитанники старшей группы самостоятельно проводят длительные наблюдения за ростом растений, занимаются трудовой деятельностью со знанием особенностей представителей растительного мира: осуществляют полив, увлажняют листья, рыхлят почву, следят за световым и температурным режимом в уголке природы.
Старшие дошкольники самостоятельно ухаживают за растениями в группе
- Центр искусства/художественно-эстетической деятельности: уголок искусства или народных промыслов (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле), театральный уголок (декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей, аквагрим), зона продуктивного творчества (материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, в т. ч. для оригами), музыкальный островок (коллекция аудиозаписей — детских и праздничных песен, звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, музыкальные инструменты — ксилофон, бубен, детский синтезатор, кастаньеты, балалайка и др.).
Инсценировка эпизодов любимых историй и импровизация в разыгрывании различных сюжетов — одна из форм самостоятельной деятельности дошкольников
- Центр психологического комфорта: уголок отдыха, зона тишины, волшебная комната (палатка, шатёр, гамак, диванчики, где дети могут отдохнуть и тихо пообщаться). Дети самостоятельно выбирают способы расслабления: рассматривание книжки, тихая игра с куклой, спокойная беседа друг с другом.
В группе необходимо организовать место, где ребёнок может побыть немного в тишине, расслабиться
Виды самостоятельной деятельности старших дошкольников: таблица
Вид самостоятельной деятельности | Формы реализации |
Исследовательская | В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания. Старшие дошкольники проводят исследования осознанно. Они проводят наблюдения в уголке природы, центре науки, во время прогулки и проводят опыты в мини-лаборатории. Воспитатель всегда готов ответить на возникающие вопросы ребят. |
Игровая | Ребята самостоятельно разыгрывают сюжеты из сказок, мультфильмов или бытовые ситуации при помощи игрушек. К старшему дошкольному возрасту наблюдается разграничение в тематике игр у мальчиков и у девочек: мальчики играют в машины, солдатиков, роботов, строят из конструктора крепости и корабли, девочки предпочитают играть с куклами, посудкой, плюшевыми игрушками. Игровая деятельность детей часто носит подражательный характер профессиям людей и общественно-бытовым мероприятиям: «В магазине», «Дочки-матери», «Парикмахерская» или «Салон красоты», «Банк», «В кабинете доктора/стоматолога», «Регулировщик и пешеходы», «Игра в детский сад/школу». |
Художественно-речевая | В течение учебного года дети знакомятся с литературными произведения и учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, пересказывают сюжет. Самостоятельная художественно-речевая деятельность проявляется во время инсценировки сказок в театральном уголке, где есть декорации, костюмы, маски знакомых сказок. Воспитатель может побудить к действиям ребят, находящихся в игровой зоне, поставив в уголке набор для пальчикового или кукольного театра по мотивам изученной сказки. Способность художественного пересказа реализуется в беседах воспитанников друг с другом, когда хочется поделиться особенно понравившимся эпизодом художественного произведения. |
Двигательная | У старших дошкольников физическая активность реализуется в сюжетно-ролевых подвижных играх: «Белые медведи на льдине», «Мышеловка», «Зайцы и охотники», «Не оставайся на полу», «Казаки-разбойники», «Море волнуется — раз!» и др. Девочки учатся прыгать через скакалку и резиночку разнообразными способами. Мальчики любят играть в футбол. |
Художественная | Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов. Творческие работы детей отражают их представления о предметах. Овладевая техникой рисования карандашом и красками, лепки и аппликации, ребёнок начинает ощущать желание не просто показать, а сделать красиво. Дошкольники так любят рисовать в свободное время! У ребят старшей группы в рисунках появляется сюжет. Их рисунки — это видение объектов и ситуаций и отношение к ним одновременно. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно. В уголках развивающей деятельности непременно должны содержаться разнообразные материалы для детских поделок, украшения готовых работ: нитки, бусины, пайетки, наклейки, природный и бросовый материал, пуговицы, камешки, ракушки, ленточки, открытки, блёстки. |
Трудовое воспитание | Лучший стимул к самостоятельной трудовой деятельности у дошкольников — пример перед глазами. Ребята охотно помогают воспитателю в уборке территории детского сада или помещения группы, ухаживают за посадками на площадке, зимой расчищают дорожки и скамейки от снега. Введения графика дежурств совершенствует умение ответственно подходить к поручениям старшим, стараться выполнить работу качественно. Наглядный материал в виде напечатанных алгоритмов на стене мотивирует ребят 5–6 лет самостоятельно справиться с задачей (расставить столовые приборы и посуду) и затем сравнить свои действия с заданной схемой, оценить результат — всё ли правильно выполнено. Старшие дошкольники любят помогать младшим: отвести из спортивного зала в группу, застегнуть одежду, вытереться и т. д. |
Экологическое воспитание | Бережное отношение к природе — ценное качество личности в современном мире. Детям нравится ухаживать за растениями в центре природы и на участке, кормить животных и птиц. |
Самообслуживание | Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания, культуре приёма пищи и правил поведения за обеденным столом. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого. В старшем дошкольном возрасте осуществляется закрепление навыка следить за своим внешним видом и порядком предметного окружения, следовать правилам гигиены. |
Игровая деятельность остаётся одним из ведущих видов активности в старшем дошкольном возрасте
Мотивирующее начало занятия
Самостоятельная деятельность детей проявляется в различных режимных моментах в течение дня: во время прибытия в сад утром, на прогулке, во время досуга во второй половине дня. Чтобы у ребят получалось при помощи фантазии и набора умений занять себя в свободное время в центрах занятости, педагогом должна быть достигнута результативность детской активности во время образовательных занятий. Взаимодействуя с воспитанниками, педагог методом прямого показа словесных инструкций формирует и развивает у подопечных способность выделять главное — вопрос или проблему. Та деятельность будет наиболее интересной и продуктивной, которая была направлена на достижение конкретного результата (изготовление поделки, экспериментирование, составление завершённого рассказа по картинкам, выполнение трудового поручения, проведение спортивной игры). Усвоив алгоритм действий и способы реализации, дети переносят отработанные с воспитателем формы деятельности в активность индивидуальную.
Важно не занимать время, отведённое под детские игры, другими видами деятельности. Игра у старших дошкольников по-прежнему остаётся способом закрепления практических навыков, снятия умственного перенапряжения, взаимодействия со сверстниками.
Игра для дошкольников не только развлечение, но и форма общения
Структура самостоятельной деятельности дошкольников состоит из трёх этапов:
- мотив,
- действие,
- результат.
Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Возникновение желания работать самостоятельно бывает разной природы: игровой, познавательной, волевой, социальной и эмоциональной. Создание дружеской и доверительной атмосферы — непременное условие успешной деятельности ребят. Воспитатель следит, чтобы перед началом и во время занятия каждый ребёнок находился в хорошем настроении. Социальная направленность мотивов к работе выражается в положительном отношении к коллективной деятельности, желании обсуждать изучаемое или создаваемое, способность прислушиваться к мнению и желаниям одногруппников. Под волевой мотивацией подразумевается направленность действий ребёнка к достижению конкретной цели, интерес к проявлению своих способностей. Игровой и познавательный мотивы часто возникают стихийно, однако педагог может инициировать эти виды мотивации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования.
Воспитатель прогнозирует при помощи мотивационного начала занятия независимую деятельность детей в играх
Мотивирующее начало занятия | Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников |
Изучение наглядного материала. Воспитатель рассматривает с ребятами макет земли в доисторические времена: на земле, в воде и в небе царствуют динозавры. Ребята называют отличия древних ящеров, определяют особенности строения (пластины, шипы, частичное оперение, мощные когти). | Поиск информации, расширение представлений о динозаврах в познавательном центре: рассматривание иллюстрированной энциклопедии. Игра с фигурками динозавров. |
Проведение беседы. — Ребята, что мы делаем перед тем, как садимся за обеденный стол? — Моем руки. — Для чего мы это делаем? — Чтобы смыть грязь, обезопасить себя от попадания микробов с немытых рук в организм во время приёма пищи. — Когда ещё в течение дня нужно мыть руки и умываться? — Утром после пробуждения, по возвращении с улицы, после работы с пачкающимися материалами или игрой с домашними животными, перед сном. | Игра с куклами и умывальником, стилизованным под Мойдодыр из стихотворения К. И. Чуковского. |
Проведение эксперимента. Воспитатель демонстрирует способность соли растворяться в воде. | Исследовательская деятельность в опытной лаборатории по расширению представлений о способности веществ растворяться в воде (сахар, пищевые красители, песок, глина). |
Сюрпризный момент. В группу приходит посылка от сказочного персонажа, в ней воспитанники находят набор для создания кукольного театра. | Инсценировка в игровой форме известных воспитанником сказок («Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса», «Лиса и волк»). |
Чтение стихотворений, загадок. Воспитатель загадывает детям загадки об игрушки и на каждый правильный ответ зачитывает соответствующее стихотворение А. Барто из цикла «Игрушки». | Активность в игровой зоне с художественно-речевой деятельностью. |
Привлечение к игре. Воспитатель показывает детям резиночку и спрашивает, какие они знают способы прыжков через неё и варианты игры («Олимпиада, мамина помада», «Путаница» и др.). Вместо резиночки можно предложить для игры скакалки. | Подвижные игры с резиночкой. |
Если предложить ребятам показать, как можно играть со знакомым предметом, они втягиваются в игру
Примеры самостоятельной деятельности в старшей группе детского сада
Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности старших дошкольников в различных режимных моментах.
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»: видео
Старшая игра — свободная деятельность (подвижная игра): видео
Игровая деятельность по тематике ПДД: видео
Условия организации самостоятельной деятельности на прогулке: видео
Театрализованная деятельность: видео
Самостоятельная деятельность (дидактические игры): видео
Уголок уединения в старшей группе: видео
Зачем нужно дежурство?
Первое слово, которое ассоциируется с понятием «дежурство» — это «ответственность», и не только за жизнь и безопасность ребенка со стороны воспитателя, но еще и за развитие личности. Подобный вид трудового воспитания, когда малышу самостоятельно необходимо посильно помочь педагогу в организации занятия или накрыть на стол, формирует у детей изначальное понимание слова «труд».
Подобная методика позволяет осознать ребенку, что все находящееся вокруг нас не само собой появилось, кто-то это создал. Эта мысль формирует желание также попробовать что-то сделать, побуждает к самостоятельному труду.
Несколько интересных идей по оформлению уголков дежурства
Как правило, стенд, то есть основа уголка выполняется в виде панно, на котором расположены название, карманы для картинок-знаков (или фото) и элементы декора. Разнообразить и сделать уголок необычным помогут несколько идей по оформлению.
С названием уголка дежурных обычно не возникает сложностей, поскольку в большинстве групп его так и именуют: «Уголок дежурства, дежурных». Существуют также варианты: «Мы дежурим, сегодня дежурят». Но насколько интереснее и полезнее в плане развития и воспитания детей назвать уголок «Мы любим дежурить», «Маленькие помощники», «Трудолюбивые Солнышки, Пчёлки, Ромашки» (в зависимости от названия группы).
Ребятишкам непременно захочется узнать, что означает надпись, и куда приятнее будет услышать в ответ не просто фразу, а похвалу. Это вызовет желание участвовать в процессе труда и может даже послужить темой увлекательной воспитательной беседы: «Как вы думаете, почему так назван наш уголок? Кого называют трудолюбивым? Как вы можете помочь воспитателю, няне, своим друзьям по группе?»
Вариантов индивидуальных карточек-символов тоже существует несколько:
- Фигурные: в виде цветов, тучек, грибочков с индивидуальной картинкой и именем ребёнка. Сам стенд в таком случае должен быть соответственно оформлен — как лужайка, солнечное небо, полянка в лесу.
- С креплением на кнопки-гвоздики. В этом случае на стенде размещают картинки, обозначающие виды дежурства, а под ними — кнопки с выступающей пластиковой частью, так называемые гвоздики. Карточки детей в этом случае делают с петельками или прорезями, вешая их на кнопки. Крепить кнопки на стенд нужно надёжно, не просто втыкая, а дополнительно зафиксировав суперклеем, чтобы они не выпали и не стали причиной травмы.
- В виде флажков. Под картинками дежурных по столовой, природе и занятиям располагают полку, а на ней по два держателя для флажков к каждому виду дежурства. На флажки наклеивают индивидуальные картинки или фото детей и вставляют в держатели.