Картотека пальчиковых игр для детей ясельной группыкартотека по развитию речи (младшая группа)


Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка

Исследованиями было доказано, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развития ручной моторики. При высоком уровне хорошо развиты: логика, связная речь, память и внимание. При этом, если по достижении четырех лет малыш не может донести в соединенных ладонях воду до лица, значит его ручная мелкая моторика отстает в развитии. Тогда-то родители и обращаются за помощью для своих малышей к пальчиковой гимнастике.

Пальчиковая гимнастика

Методика и цели пальчиковой гимнастики в детском саду

В ДОУ занятия проводятся на музыке, физической культуре, и даже на прогулках. В плане работ общеобразовательного учреждения выделяются такие цели, как:

  • Развитие ловкости пальцев, воображения и внимания.
  • Активизация речевых центров.
  • Создание позитивного настроя в группе.

Обратите внимание! Пальчиковая гимнастика в детском саду основывается на методике воздействия кистями рук на внутренние органы ребенка.

Например:

  • Точка большого пальца ответственна за работу головного мозга;
  • За функционирование желудка отвечает указательный;
  • Средний палец контролирует целостность позвоночника и кишечного тракта;
  • Печень связывается с безымянным пальцем;
  • Сердце — с мизинцем.

Дополнительное привлечение внимания ребенка

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?статья по развитию речи на тему

Что такое пальчиковые игры?

Для чего нужны пальчиковые игры?

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Пальчиковые игры для самых маленьких

У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Внимание, родители: чем чаще у ребенка «включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие.

Тренировать пальцы у ребенка можно уже с шести-семи месяцев с помощью массажа кистей рук и каждого пальчика в отдельности, каждой его фаланги. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибают и разгибают по очереди. Такие незатейливые занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут.

С 10-месячного возраста надо начинать развитие тонких движений пальцев и всей кисти. Давайте малышу перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы. Ребенок может катать деревянные шарики различного диаметра, перебирать крупные бусы, нанизанные на резинку, собирать пирамидки, конструировать из кубиков, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговицы. Важно, чтобы в движение были вовлечены все пальчики. Помогайте карапузу координированно и ловко манипулировать пальцами в повседневной жизни. Обращайте внимание на овладение такими простыми, но в то же время важными умениями – держать чашку, ложку, карандаш, умываться. Ну и, конечно, в этом возрасте уже вовсю играют с малышом в «Сороку-белобоку»:

Сорока, сорока, Где была? – Далеко! Кашку варила, На стол становила. На крыльцо скакала, Гостей поджидала. Этому кашки, Этому бражки, Этому малины, Этому калины, А этому шишок, Шишок – под носок! Он мальчик мал, Крупку не драл, По воду не ходил, Кашки ему не дадим! И маленькому Сашке Не досталось кашки! Шуг-шуг! Полетели, На головку сели, Песенки запели!

А вот другая концовка «Сороки-белобоки»:

Зачем дров не колол? Знай наперед: Воды не носил? Здесь водичка холодненька (поглаживание ребенка по запястью). Здесь – тепленька (поглаживание по сгибу локтя). Здесь – горяченька (поглаживание по плечу). А здесь – кипяток, кипяток! (Щекочем ребенка).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Пальчиковые игры для детей постарше

С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например с пришитыми пуговицами разных размеров и соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку, используя подручный материал или с помощью приобретенных в специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша на долгие годы. С двух с половиной лет познакомьте малыша с мозаикой – это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. В три годика пора «подружиться» с ножницами и пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам чадо должно уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности ребенка призваны ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Пальчиковая игра для ребенка 1-3 года

«Моя семья» Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно.Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – дедушка, Ну, а этот пальчик – я, Вот и вся моя семья. На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.

Пальчиковая игра для ребенка 1,5-2,5 года

«Каждому пальчику свой карманчик»

Возьмите перчатки и помогите чаду найти домик каждому пальчику. Обязательно делайте это с удовольствием! Увидите, ребенок будет очень доволен такой игрой.

Пальчиковая игра для детей 2-3 года

«Пальчики здороваются» Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.«Человечек» Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.«Корни деревьев» Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.«Слоненок» Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.«Паучок» Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой – с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.«Моторчик» Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.«Перетяжечки» Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.«Колечки» Сомкнутые большой и указательный палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой – большое. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Пальчиковая игра для ребенка 3-4 года

«Ласточка, ласточка, перепелочка» Правая ладонь карапуза ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно взрослый произносит: «Ласточка», одновременно пальцами правой руки проводя по большому пальцу малыша от основания до кончика; затем с тем же словом поглаживает другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев малыша таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача малыша – быть бдительным и как можно быстрее одернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка. Освоив игру, малыш сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» – палец взрослого.

Пальчиковая игра для ребенка 4-5 лет

«Расскажи и покажи»

Маленький Мизинчик Плачет, плачет, плачет. Безымянный не поймет: Что все это значит? Средний пальчик очень важный, Hе желает слушать. Указательный спросил: – Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом, Тащит рису ложку, Говорит: – Hе надо плакать, Hа, поешь немножко! Пальчики ребенок показывает сам, по мере того как взрослый читает стихотворение, раскрывая их из кулачка.

Еще немного о пальчиковых играх

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

Здравствуй, пальчик, выходи,На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.) Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?Тянем-потянем, тянем-потянем!Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!Вытянули репку.

Простые правила игры Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые). Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление.

Пальчиковые игры в быту

  • Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»);
  • Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает;
  • Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;
  • Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Правила проведения пальчиковых игр

  • Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;
  • Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично ,особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Виды упражнений для кистей и пальцев

В результате проведения игр для кистей рук укрепляется их мускулатура, ребенок учится контролировать напряжение и расслабление конечности. Обязательным условием является показ взрослым упражнения, даже если оно знакомо дошкольнику.

Одно из таких упражнений — ворота. Ладони направлены пальцами друг к другу, ставятся на ребро. Пальцы при этом напряжены и выпрямлены. На команду: «Ворота открываются» ладони разворачиваются параллельно, пальцы при этом направляются по направлению от себя. По команде: «Ворота закрываются» — руки возвращаются в исходное положение.

Используя упражнение «Погладим животное» можно не только расслабить кисти рук, но и вывести ребенка на диалог о питомце, которого он имеет или хотел бы иметь — что также поспособствует развитию воображения, мышления и речи. Само задание простое — сначала одной рукой, затем второй ребенок «гладит» воображаемого зверя.

Важно! Проведение пальчиковых занятий можно начинать с младенчества — поглаживаниями и массажем мамой ручек малыша. Однако осознанное выполнение заданий ребенком будет производиться не раньше 4-х лет. В результате выполнения исчезнет скованность движений пальцев рук и кистей, появится гибкость и подвижность.

Гимнастика для пальцев рук для детей. Примеры:

  • Очки. Большие и указательные пальцы рук соединяются друг с другом. Получившиеся «очки» подносятся к глазам.
  • Пароход. Обе ладони ставятся на ребро и соединяются, мизинец к мизинцу, образуя ковшик. Большие пальцы при этом оттопырены и направлены вверх.
  • Стул и стол. Стул — одна ладонь выпрямлена, а вторая находится в кулачке. Та, что в кулаке, приставляется к низу выпрямленной ладони, образуя стул. Стол делается по похожему принципу, только выпрямленная ладонь кладется на кулак горизонтально.

Проведение пальчиковой гимнастики в старшей группе

Младшая группа

Представляем простые и забавные пальчиковые игры для младших дошкольников.

Мышата

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем полевых мышат считать: — дети сгибают и раскрывают кулачки;

Один в норке спит, — сгибают оба больших пальчика;

Второй по тропинке бежит, — сгибают указательные;

Третий колоски сгибает, — средние;

Четвертый зернышки срывает. — безымянные;

А пятый лапки потирает, — сгибают мизинцы;

Обед ожидает. — потирают ладоши друг о друга.

Ежик

Шагает ежик по тропинке, — воспитанники растопыривают пальчики;

Несет грибы на своей спинке. — «шагают» указательным и средним пальцами по горизонтальной поверхности;

Грибочки надо подсчитать,

Пальцы наши загибать. — поочередно сгибают пальчики на левой, затем на правой руке.

Зимний сон

Спят в норе барсук и еж, — дети сгибают большой и указательный пальчики;

И медведь в берлоге тоже. — средний;

Дремлют пчелки, муравьи, — безымянный и мизинец;

Дожидаются весны. — разводят руки над головой в разные стороны.

Зайчик

Зайчик под кустом сидит, — воспитанники сжимают кисти в кулаки;

От мороза все дрожит. — сгибают и разгибают пальчики;

Холодно в снегу сидеть, — трут себя руками, будто им холодно;

Нужно лапки разогреть. — трут ладоши одну о другую.

Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ

Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.

Уроки рисования для первых младших групп

Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы.

Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.

В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.

4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).

В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.

Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений.

К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.

Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах

Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:

  • 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
  • 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные» в средней группе

Предлагаем пальчиковые игры для совершенствования моторики и мышечной силы пальцев и кистей у дошкольников средней возрастной группы.

Белка

Белка по сосенкам скачет, — воспитанники быстро передвигают пальчиками по горизонтальной поверхности;

Ловко шишки рвет и прячет, — асинхронно сжимают и раскрывают правый и левый кулаки;

Ищет семена в траве, — трут ладоши друг о друга;

И хранит в своем дупле. — складывают кисти чашеобразно.

Дружба

Звери — верные друзья: — дети соединяют кисти вертикальной «лодочкой»;

Друг есть в речке у бобра, — постукивают мизинцами друг о друга;

Друг есть у ежонка, — постукивают безымянными;

У серого зайчонка, — средними пальцами;

Дружбу водят кабаны, — указательными;

Дружат даже муравьи. — постукивают большими пальчиками друг о друга;

Играют, веселятся, — вращают кистями влево-вправо;

Друзья в лесу резвятся. — трясут кистями, будто стрясают с них что-то.

Кто в лесу живет?

В лесу семья большая: — дети растопыривают пальцы на поднятых кистях, изображая лес;

Под пнем еж роет яму, — сгибают левым указательным пальцем правый мизинец;

Под сосной живет лиса, — сгибают правый безымянный;

За холмом жилье лося, — правый средний;

Под кустом сидит зайчонок, — правый указательный;

А в дупле живет совенок. — сгибают левым указательным пальцем правый большой;

Всех животных посчитали,

Про их домики узнали. — быстро сжимают и раскрывают кулачки.

Лисичка

Лисичка-красавица

Красотою хвалится: — воспитанники трут одну ладонь о другую;

Хвостом пушистым,

Шубкой золотистой. — растопырив пальцы, гладят их на одной руке, потом на другой;

По кустам шныряет, — «бегают» указательным и средним пальчиками по горизонтальной поверхности;

Зайчишек разгоняет. — асинхронно ударяют кулаками по ровной поверхности.

Белка и воробей

Белка, выглянув с дупла, — воспитанники складывают правые и левые пальчики в шепотки, затем совмещают, при этом поднимают указательные;

Увидала воробья: — крестообразно складывают раскрытые кисти, зацепляют один большой палец за другой — получаются птичьи крылья, которыми они машут;

Залетай в дупло скорее,

Здесь спокойней и теплее. — шарообразно складывают кисти.

Пальчиковая гимнастика в детском саду — картотека игр с целями по ФГОС на год

Время проведенияТема игрыЦельМладшие дошкольники (2-4 года)Старшие дошкольники (5-7 лет)
I период (Октябрь, Ноябрь, Декабрь)Животные, насекомые и птицыРазвить подвижность и гибкость суставов руки, обогатить пассивный и активный словарь
  • «Кошечка» — имитируют лапы животного ладонями.
  • «Птичка» — имитируют взмахи крыльев руками.
  • «Ежик» — крепко сжимают кулачки.
  • «Зайчик» — в статике и динамике. Выпрямлены указательный и средний пальцы, остальные собраны в кулак.
  • «Пчела жалит» — указательный палец совершает вращательные движения вдоль воображаемой оси.
II период (Январь, Февраль, Март)Приход зимыПознакомить детей с зимними праздниками, научить напрягать и расслаблять кисти рук посредством проведения зарядки для рук для детей
  • «Фонарики» — все пять пальцев рук попеременно сжимаются в кулачок и разжимаются.
  • «Новогодние игрушки» — малыши попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
  • «Строим снеговика» — поставить один кулачок на другой.
  • «Лыжник» — указательный и средний пальцы «шагают по поверхности», имитируя ходьбу. Усложнить можно, дав детям по 2 палочки от мороженого, на которые они должны встать пальчиками как на лыжи.
  • «Снежки» — малыши делают воображаемые снежки и кидают ими друг в друга.
III период (Апрель, Май, Июнь)Семья, дружба, одеждаРасширение детского кругозора, развитие воображения, улучшение способностей к математике и родному языку«Семья» — крепко сжать кулак и постепенно распрямлять по одному пальцу. «Стол» — на сжатый кулачок горизонтально кладется выпрямленная ладонь второй руки. «Встреча друзей» — ладони обеих рук медленно соприкасаются друг с другом.
  • «Очки» — делаются средним и указательным пальцами.
  • «Колечки» — поочередно соединять большой палец руки с остальными, образуя колечки.
  • «Пишу письмо» — взять в руку воображаемую ручку и водить по воздуху, имитируя написание письма.
  • «Вертолет» — сжать в кулак пальцы все, кроме большого. Его же направить вверх и совершать вращательные движения, имитируя вертолет.

Тема «Масленица» на уроках рисования в средних группах детского сада

Помимо представленных выше упражнений картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.

Важно! Заниматься пальчиковой гимнастикой можно и в домашних условиях — на видео-ресурсах можно увидеть огромное множество примеров выполнения упражнений. Главное помнить, что каждая игра должна сопровождаться тематической сказкой или небольшим стихотворением. Помимо представленных выше упражнений, картотека может содержать в себе задания на темы детского сада, деятельности человека или окружающего ребенка предметного мира.

Подгрупповое занятие

Примеры упражнений пальчиковой гимнастики для мозга для подростков и взрослых

Чередование движений

Необходимо на протяжении некоторого времени прикасаться правым коленом к левому локтю и правым локтем к левому колену. Затем прикасаться правой рукой левой ноги и левой рукой правой ноги.

Эффекты:

  • улучшает написание, слух, память, чтение и понимание;
  • улучшает координацию движений левой и правой сторон тела;
  • усиливает дыхание;
  • вызывает увеличение энергии.

Шапочка мыслителя

Большими пальцами нужно взяться за ушные раковины и массировать их (вытягивая назад и сжимая большим и указательным пальцем). Массаж начинать сверху и продвигаться вниз к мочке уха.

Эффекты:

  • улучшает внимание, слух, распознавание, различение, восприятие, память;
  • способствует хорошей работе кратковременной памяти;
  • аудирование с пониманием;
  • улучшает навыки пения и игры на музыкальных инструментах.

Ленивые восьмёрки для глаз

Для начала, нужно вытянуть левую руку перед собой, сжать её в кулак, а большой палец направить вверх. Затем нарисовать плавным непрерывным движением в воздухе восьмёрку (символ бесконечности), следя за рукой глазами, а голову держа неподвижно. Начинать следует с центра, рисовать восьмёрку в сторону, противоположную движению часовой стрелки – вверх, вниз, и вокруг, и обратно, внутрь. После 5 повторений восьмёрки одной рукой, использовать другую руку (тоже 5 раз), а затем 5 раз двумя руками вместе.

Эффекты:

  • координация зрения;
  • развитие периферического зрения;
  • улучшает механизм чтения (движения глаз слева направо);
  • способствует лучшему распознаванию символов при написании;
  • улучшает плавность письма;
  • способствует осознанному чтению;
  • увеличивает чувство равновесия и способность восприятия обоими глазами.

Массаж рёбер

Одну руки нужно положить на пупке. В это же время другой рукой нужно массировать углубления между 1-м и 2-м ребром, прямо под ключицей, справа и слева от грудины.

Эффекты:

  • улучшает кровоснабжение и оксигенацию мозга;
  • снимает зеркальное отражение букв и цифр;
  • способствует правильному положению тела во время чтения.

Перекрёстное положение

Упражнение заключается в пересечении ног в лодыжках. Затем скрещиваются руки, ладони соединяются вместе. После этого нужно переместить одну руку над другой, соединяя внутренние стороны ладони большими пальцами вниз и закрыть их сложенными пальцами. Потом нужно опустить перекрещенные руки вниз и в сторону тела так, чтобы они спадали на грудь локтями вниз. Затем нужно закрыть глаза, языком прикоснуться нёба и свободно подышать.

Эффекты:

  • улучшает внимание и слух;
  • повышает эффективность обучения и реагирования на раздражители;
  • полезно для контроля собственного поведения;
  • восстанавливает концентрацию;
  • снижает уровень стресса, например, перед тренировкой.

Свободные наклоны

Необходимо встать, скрестить ноги в лодыжках, сделать свободный наклон туловища вперёд, вытянув руки перед собой (как будто отдавая тело действию земного притяжения).

Эффекты:

  • чувство заземления и стабильности;
  • визуальная интеграция;
  • способствует осознанному чтению;
  • улучшает подсчёту в памяти;
  • развивает абстрактное мышление.

Изгиб ноги

Нужно сесть, согнуть ногу в колене и положить её на бедро другой ноги. При этом наружная лодыжка должна касаться бедра. Кончиками пальцев необходимо взять основу и место крепления мышцы голени, затем сгибать и поднимать ногу.

Эффекты:

  • развитие чёткой речи и языковых навыков;
  • понимание во время чтения и аудирования;
  • способность творческого письма;
  • способность следовать за логикой задачи и завершать её.

Кобра

Для упражнения необходимо сесть, положить руки на стол, держать плечи расслабленными, начать дышать так, как будто «от основания позвоночника». Сосредоточится на дыхании так, как будто оно является главным источником силы.

Эффекты:

  • расслабление центральной нервной системы;
  • бинокулярное зрение;
  • аудирование с пониманием устной речи;
  • развитие речевых навыков;
  • контроль тонкой моторики.

Энергетическая зевота

Нужно прикоснуться кончиками пальцев того места, где соединяется нижняя челюсть с верхней, массировать эти места, слегка приоткрыв рот и представляя желание зевоты.

Эффекты:

  • улучшение сенсорного восприятия;
  • улучшение двигательных функций глаз и мышц, отвечающих за жевание;
  • повышение внимания и визуального восприятия;
  • повышение коммуникации, поиска информации, чтения вслух и публичных выступлений.

Пальчиковая гимнастика помогает разнообразить учебно-воспитательный процесс, способствует всестороннему развитию ребёнка и улучшает мелкую моторику. А это в свою очередь закладывает основу в формировании каллиграфического правильного письма. Пальчиковые игры – настоящий «must have» для развития умственных способностей ребёнка!

Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ

Диагностика проводимых упражнений состоит из 3-х этапов:

  1. Фиксируется уровень развития детских навыков в сентябре;
  2. Замеряются промежуточные результаты в середине года (январь — февраль);
  3. Подводятся итоги эффективности пальчиковой гимнастики в конце года (июнь).

Обратите внимание! Проведение пальчиковой гимнастики позволяет в игровой форме оценить и корректировать координацию движений и развитие мелкой моторики, как младших, так и детей дошкольного возраста

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]