Организация спортивных игр с детьми дошкольного возраста


Организация спортивных игр с детьми дошкольного возраста

Воспитатель КДУЗ № 000

П.

Для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста особое значение имеет использование спортивных игр и спортивных упражнений в учебно-воспитательном процессе).

Содержание физического воспитания направлено на гармоничное развитие детей и ценностное отношение к занятиям физическими упражнениями. Существующие программы нацелены на последовательное обучение детей основным двигательным умениям и навыкам. В программах воспитания детей («Дитина», «Впевнений старт»), реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений перечислены спортивные игры — хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон и спортивные упражнения — катание на санках, велосипеде, самокате, лыжах, коньках, плавание, скольжение по ледяной дорожке, которые должны быть включены в двигательный режим детского сада.

Только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу для здоровья.

Обучение таким играм обеспечивает всем детям равные возможности в овладении физической культурой и даст каждому ребёнку право выбора.

Обстановка соревнований побуждает детей к движению, общению со сверстниками и повышает двигательную активность. При этом малоактивные дети так увлекаются движением, что забывают об усталости, о том, что что-то не умеют делать, о своей неуверенности, что способствует формированию у малоподвижных детей основных движений, силы воли и умения организовать двигательную деятельность. Участникам игры просто необходимо договариваться о порядке действий, соблюдении правил и таким образом они учатся самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность

У дошкольников ещё недостаточно развито чувство ответственности за свои действия перед товарищами, но совместные переживания придают эмоциональную окраску, отношениям с другими участниками, так как в процессе соревнований они переживают радость победы или горечь поражения, что способствует развитию внутренних мотивов для совершенствования движений.

Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации о спорте. Цель их – вызвать интерес, сформировать желание заниматься. Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок. После этого дать детям возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению.

Влияние спортивных игр на развитие ребенка.

Спортивные игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.

Они дают возможность:

· укреплять крупные группы мышц;

· развивать психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость;

· повышать умственную активность, ориентировку в пространстве;

· развивать сообразительность, быстроту мышления;

· согласовывать свои действия с действиями товарищей;

· воспитывать сдержанность, самообладание, ответственность, волю и решительность;

· обогащать сенсомоторный опыт;

· развивать творчество.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.

Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

Правила подбора спортивных игр и упражнений.

Главное правило подбора – соответствие спортивных игр и упражнений возрастным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям дошкольников.

В работе с дошкольниками мы используем такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча, лазание, пролезание и т. д. Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, спортивные игры — бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол.

Использование спортивных игр в режиме дня.

Большое значение имеет использование в режиме дня различных спортивных игр и упражнений.

Спортивные игры и упражнения преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Так, в теплое время года отдается предпочтение спортивным упражнениям и играм с мячом, бегу (умеренному, быстрому, на выносливость), играм в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола; купанию, плаванию, езде на велосипеде; зимой_ катанию на санках, развлечениям со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, бегу на коньках.

Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладениями знаниями, навыками и умениями на занятиях.

На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой.

Их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности творческими, и пр.

В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми.

При подборе упражнений для вечернего времени учитываем, что работоспособность детей начинает снижаться через 2-3 часа после дневного отдыха. Но и не сразу после сна, так как дети ещё вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно.

В дни, когда нет физкультурных занятий на воздухе создаем условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, в процессе которой они могут возвращаться и к знакомым элементам техники спорта, упражнениям.

Роль воспитателя

в организации спортивных игр и упражнений.

В нашем дошкольном заведении № 000 физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателями всех возрастных групп. При планировании учебного материала воспитатель учитывает методику проведения спортивных игр и упражнений. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности.

Воспитатель должен:

— знать программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты);

— проводить диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;

— знать особенности состояния здоровья воспитанников и планировать занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

— формировать у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

— использовать средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально – волевых) качеств у воспитанников;

— контролировать физическую нагрузку по внешним признакам утомления;

— использовать средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;

— осуществлять закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;

— обеспечивать безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

— оказывать детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

— планировать, проводить и анализировать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры на улице);

— информировать родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Обучение детей спортивным играм.

Обучать детей спортивным играм следует постепенно, переходя от простого к сложному. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис. Предлагаю вам опыт работы нашего детского сада по обучению детей элементам спортивных игр и упражнений, в том числе систему подводящих упражнений игры в баскетбол, которые помогут детям овладеть их основными приёмами.

Бадминтон (мяч с перьями)

— спортивная игра с воланом и ракетками. Цель игры — не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника.

Простота правил, возможность играть на любой небольшой площадке делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребенка учат правильно держать ракетку: ее держат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не давая ему упасть.

Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре, воспитатель должен подготовить их по следующим показателям:

1) выработать соответствующую осанку;

2) сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т. д.;

3) выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;

4) сформировать у ребенка умение играть в мяч;

5) разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска;

6) подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил;

7) отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).

После освоения этих упражнений предлагается игра вдвоем.

Настольный теннис.

Для игры в настольный теннис используют ракетка, столы, вертикальные и горизонтальные цели — это металлические кольца, чурки с прикрепленными кольцами. Ракетка используется и для упражнений в беге по наклонной плоскости, и для ролевых игр. Они ходят и бегают по залу с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его; ловят ракеткой мяч после его отскока от пола или стены, подбирают мяч и т. п. После таких упражнений детям предлагается игра с мячом парами, затем можно предложить упражнения на столе.

Упражнения:

1. Бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; партнер тоже ловит рукой.

2. То же самое, только ударить и отражать мяч ракеткой.

3. Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол также с отскоком от стола партнеру.

Затем дети выполняют упражнения вдоль теннисного стола без сетки (одновременно занимаются 4—5 пар).

4. Ударить по мячу так, чтобы он стукнулся о стол несколько раз; после этого партнер с воздуха отбивает мяч обратно.

5. Мяч должен коснуться стола один раз, затем партнер его отражает.

6. Розыгрыш мяча без сети по правилам игры на два отскока от стола — на своей половине, затем на половине партнера — только потом игрок его отражает.

Хоккей

В подготовительный период дети осваивают основные понятия: клюшка, крюк клюшки, шайба и т. п. Вначале дети играют с маленькими клюшками без коньков. В этот период руки ребенка привыкают к отягощению клюшкой, дети приобретают ловкость, учатся маневрировать, бить по шайбе и т. п. Маленькими клюшками дети стараются загнать льдинку в лунку, круг или воротца. Играют в игры «Передай шайбу», «Кто быстрее догонит шайбу до круга» и т. п. С самого начала важно научить правильно, непринужденно держать клюшку двумя руками — правой (сильной) рукой за конец палки, хватом сверху (отступив 1,5—2 см), а другой рукой немного ниже — хватом снизу. Клюшку нужно держать так, чтобы крюк нижним ребром целиком прилегал ко льду. Во время игры не следует перехватывать клюшку руками. В руках игрока она должна быть легкой, послушной. Для этого детям предлагаются упражнения: махи руками с клюшкой, перенос клюшки вокруг туловища, из одной руки в другую, вращение клюшки, держа ее двумя руками и т. п.

В подготовительный период детям даются упражнения для развития чувства ловкости, умения маневрировать и т. п. Детям предлагается проскользнуть между городками, стараясь не задеть ни одного; пробежаться, подгоняя тряпичный мяч или деревянную шайбу клюшкой; или пробежать всем вместе на коньках до черты. Каждый ведет клюшкой по льду свою шайбу. Побеждает тот, кто пересечет черту первым.

Когда на прогулке планируется игра в хоккей, воспитатель тщательно продумывает план игры. Дети, надев коньки, выполняют ряд упражнений в быстром темпе сначала без клюшки, а затем с клюшкой. После этого детям предлагается разучивание какого-нибудь приема, например, броски шайбы слева и т. п., затем проводится игра.

Городки

— старинная русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты.

Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой — прямой рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них.

Игры проводятся с группой детей и индивидуально.

Футбол

— спортивная игра. Играть в футбол, применяя простейшие правила, дети могут на любой ровной площадке.

Чтобы научить детей играть в футбол, целесообразно использовать следующие подвижные игры: «Ударь не глядя», «Пробеги с мячом», «Сумей выбить мяч», «В парах»,«Мяч в кругу», «Закати мяч в лунку», «Забей в ворота», «Вратарь». После всех игр и упражнений следует разделить детей на команды и провести соревнование.

В нашем дошкольном заведении № 000 особое внимание уделяется спортивной игре баскетбол. Работает кружок «Веселый мяч», составлен и утвержден перспективный план кружка (утвержден МУМЦ). Поэтому хочу остановиться более детально на этапе подготовки и проведении этой игры.

Баскетбол

— это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью.

Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре и требующая подчинения правилам, довольно жёстким и не всегда подчиняющимся желаниям играющих.

Поэтому элементы игры в баскетбол мы начинаем осваивать с детьми со старшей группы.

Игра организуется на спортивной площадке размером 18 на 12 м, диаметр центрального круга для спорных бросков – 3 м, линия штрафного броска на расстоянии 3,6 м от щита, высота щита 2,6 м, нижний край щита на высоте 2,35 м от поверхности земли, размер щита 1,2 на 0,9 м, прямоугольник на щите размером 45 на 59 см, внутренний диаметр кольца 45 см, длина сетки 40 см, вес мяча 450-500 г, окружность – 60-73 см.

Обучение игре в баскетбол начинаем с подготовительных упражнений, которые организовываем по подгруппам или фронтально, последовательно отрабатывая их. Переходим от одного упражнения к следующему только после того, как оно освоено большинством детей группы.

Подготовительные упражнения:

· Обучать детей правильно держать мяч, обхватив его с боков двумя ладонями;

· Передавать мяч друг другу (от груди двумя руками, от плеча одной рукой в сочетании с движением);

· Ловить мяч, летящий на разной высоте – на уровне груди, над головой, сбоку, внизу у пола, с разных сторон. При ловле научить детей правильному способу: встречать мяч руками как можно раньше, а как только мяч коснулся кончиков пальцев, схватить его и подтянуть к груди мягким движением;

· Бросать мяч в корзину двумя руками, используя способ от груди и от плеча;

· Ведение мяча ударами об пол одной рукой, используя разные варианты: передавая мяч из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, двигаясь с остановками. ( Важно научить ребенка при ведении мяча накладывать кисть на мяч сверху и от себя, пальцы свободно расставлены, рука согнута.) мяч должен направляться вниз так, чтобы ударялся несколько сбоку от играющего и тот не мог подбить его ногой. На 2 шага приходится примерно один удар мячом.

· От уровня владения мячом зависит темп выполнения упражнений и протекание игры. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом.

Играйте с желанием,

получайте от этого удовольствие,

будьте здоровы!!!

Для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста особое значение имеет использование спортивных игр и спортивных упражнений в учебно-воспитательном процессе).

Содержание физического воспитания должно быть направлено на гармоничное развитие детей и ценностное отношение к занятиям физическими упражнениями. Существующие программы нацелены на последовательное обучение детей основным двигательным умениям и навыкам. В программах воспитания детей («Дитина», «Впевнений старт»), реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений перечислены спортивные игры — хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон и спортивные упражнения — катание на санках, велосипеде, самокате, лыжах, коньках, плавание, скольжение по ледяной дорожке, которые должны быть включены в двигательный режим детского сада.

Только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу для здоровья.

Обучение таким играм обеспечит всем детям равные возможности в овладении физической культурой и даст каждому ребёнку право выбора.

Обстановка соревнований побуждает детей к движению, общению со сверстниками и повышает двигательную активность. При этом малоактивные дети так увлекаются движением, что забывают об усталости, о том, что что-то не умеют делать, о своей неуверенности, что способствует формированию у малоподвижных детей основных движений, силы воли и умения организовать двигательную деятельность. Участникам игры просто необходимо договариваться о порядке действий, соблюдении правил и таким образом они учатся самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность

У дошкольников ещё недостаточно развито чувство ответственности за свои действия перед товарищами, но совместные переживания придают эмоциональную окраску, отношениям с другими участниками, так как в процессе соревнований они переживают радость победы или горечь поражения, что способствует развитию внутренних мотивов для совершенствования движений.

Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации о спорте. Цель их – вызвать интерес, сформировать желание заниматься. Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок. После этого дать детям возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению.

Влияние спортивных игр на развитие ребенка.

Спортивные игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста.

Они дают возможность:

· укреплять крупные группы мышц;

· развивать психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость;

· повышать умственную активность, ориентировку в пространстве;

· развивать сообразительность, быстроту мышления;

· согласовывать свои действия с действиями товарищей;

· воспитывать сдержанность, самообладание, ответственность, волю и решительность;

· обогащать сенсомоторный опыт;

· развивать творчество.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.

Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

Правила подбора спортивных игр и упражнений.

Главное правило подбора – соответствие спортивных игр и упражнений возрастным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям дошкольников.

В работе с дошкольниками мы используем такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча, лазание, пролезание и т. д. Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, спортивные игры — бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол.

Использование спортивных игр в режиме дня.

Большое значение имеет использование в режиме дня различных спортивных игр и упражнений.

Спортивные игры и упражнения преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Так, в теплое время года отдается предпочтение спортивным упражнениям и играм с мячом, бегу (умеренному, быстрому, на выносливость), играм в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола; купанию, плаванию, езде на велосипеде; зимой_ катанию на санках, развлечениям со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, бегу на коньках.

Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладениями знаниями, навыками и умениями на занятиях.

На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой.

Их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности творческими, и пр.

В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми.

При подборе упражнений для вечернего времени учитываем, что работоспособность детей начинает снижаться через 2-3 часа после дневного отдыха. Но и не сразу после сна, так как дети ещё вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно.

В дни, когда нет физкультурных занятий на воздухе создаем условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, в процессе которой они могут возвращаться и к знакомым элементам техники спорта, упражнениям.

Роль воспитателя

в организации спортивных игр и упражнений.

В нашем дошкольном заведении № 000 физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателями всех возрастных групп. При планировании учебного материала воспитатель учитывает методику проведения спортивных игр и упражнений. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности.

Воспитатель должен:

— знать программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты);

— проводить диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;

— знать особенности состояния здоровья воспитанников и планировать занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

— формировать у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

— использовать средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально – волевых) качеств у воспитанников;

— контролировать физическую нагрузку по внешним признакам утомления;

— использовать средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;

— осуществлять закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;

— обеспечивать безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

— оказывать детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

— планировать, проводить и анализировать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры на улице);

— информировать родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Обучение детей спортивным играм.

Обучать детей спортивным играм следует постепенно, переходя от простого к сложному. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис. Предлагаю вам опыт работы нашего детского сада по обучению детей элементам спортивных игр и упражнений, в том числе систему подводящих упражнений игры в баскетбол, которые помогут детям овладеть их основными приёмами.

Бадминтон (мяч с перьями)

— спортивная игра с воланом и ракетками. Цель игры — не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника.

Простота правил, возможность играть на любой небольшой площадке делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребенка учат правильно держать ракетку: ее держат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не давая ему упасть.

Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре, воспитатель должен подготовить их по следующим показателям:

1) выработать соответствующую осанку;

2) сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т. д.;

3) выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;

4) сформировать у ребенка умение играть в мяч;

5) разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска;

6) подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил;

7) отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).

После освоения этих упражнений предлагается игра вдвоем.

Настольный теннис.

Для игры в настольный теннис используют ракетка, столы, вертикальные и горизонтальные цели — это металлические кольца, чурки с прикрепленными кольцами. Ракетка используется и для упражнений в беге по наклонной плоскости, и для ролевых игр. Они ходят и бегают по залу с ракеткой, на которой лежит мяч, стараясь не уронить его; ловят ракеткой мяч после его отскока от пола или стены, подбирают мяч и т. п. После таких упражнений детям предлагается игра с мячом парами, затем можно предложить упражнения на столе.

Упражнения:

1. Бросить мяч рукой так, чтобы он коснулся стола один раз; партнер тоже ловит рукой.

2. То же самое, только ударить и отражать мяч ракеткой.

3. Разрешается брать мяч не только с воздуха, но и от пола, направляя его на стол также с отскоком от стола партнеру.

Затем дети выполняют упражнения вдоль теннисного стола без сетки (одновременно занимаются 4—5 пар).

4. Ударить по мячу так, чтобы он стукнулся о стол несколько раз; после этого партнер с воздуха отбивает мяч обратно.

5. Мяч должен коснуться стола один раз, затем партнер его отражает.

6. Розыгрыш мяча без сети по правилам игры на два отскока от стола — на своей половине, затем на половине партнера — только потом игрок его отражает.

Хоккей

В подготовительный период дети осваивают основные понятия: клюшка, крюк клюшки, шайба и т. п. Вначале дети играют с маленькими клюшками без коньков. В этот период руки ребенка привыкают к отягощению клюшкой, дети приобретают ловкость, учатся маневрировать, бить по шайбе и т. п. Маленькими клюшками дети стараются загнать льдинку в лунку, круг или воротца. Играют в игры «Передай шайбу», «Кто быстрее догонит шайбу до круга» и т. п. С самого начала важно научить правильно, непринужденно держать клюшку двумя руками — правой (сильной) рукой за конец палки, хватом сверху (отступив 1,5—2 см), а другой рукой немного ниже — хватом снизу. Клюшку нужно держать так, чтобы крюк нижним ребром целиком прилегал ко льду. Во время игры не следует перехватывать клюшку руками. В руках игрока она должна быть легкой, послушной. Для этого детям предлагаются упражнения: махи руками с клюшкой, перенос клюшки вокруг туловища, из одной руки в другую, вращение клюшки, держа ее двумя руками и т. п.

В подготовительный период детям даются упражнения для развития чувства ловкости, умения маневрировать и т. п. Детям предлагается проскользнуть между городками, стараясь не задеть ни одного; пробежаться, подгоняя тряпичный мяч или деревянную шайбу клюшкой; или пробежать всем вместе на коньках до черты. Каждый ведет клюшкой по льду свою шайбу. Побеждает тот, кто пересечет черту первым.

Когда на прогулке планируется игра в хоккей, воспитатель тщательно продумывает план игры. Дети, надев коньки, выполняют ряд упражнений в быстром темпе сначала без клюшки, а затем с клюшкой. После этого детям предлагается разучивание какого-нибудь приема, например, броски шайбы слева и т. п., затем проводится игра.

Городки

— старинная русская игра. Эта игра развивает глазомер, точность движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты.

Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой — прямой рукой, отведенной в сторону — назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них.

Игры проводятся с группой детей и индивидуально.

Футбол

— спортивная игра. Играть в футбол, применяя простейшие правила, дети могут на любой ровной площадке.

Чтобы научить детей играть в футбол, целесообразно использовать следующие подвижные игры: «Ударь не глядя», «Пробеги с мячом», «Сумей выбить мяч», «В парах»,«Мяч в кругу», «Закати мяч в лунку», «Забей в ворота», «Вратарь». После всех игр и упражнений следует разделить детей на команды и провести соревнование.

В нашем дошкольном заведении № 000 особое внимание уделяется спортивной игре баскетбол. Работает кружок «Веселый мяч», составлен и утвержден перспективный план кружка (утвержден МУМЦ). Поэтому хочу остановиться более детально на этапе подготовки и проведении этой игры.

Баскетбол

— это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью.

Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре и требующая подчинения правилам, довольно жёстким и не всегда подчиняющимся желаниям играющих.

Поэтому элементы игры в баскетбол мы начинаем осваивать с детьми со старшей группы.

Игра организуется на спортивной площадке размером 18 на 12 м, диаметр центрального круга для спорных бросков – 3 м, линия штрафного броска на расстоянии 3,6 м от щита, высота щита 2,6 м, нижний край щита на высоте 2,35 м от поверхности земли, размер щита 1,2 на 0,9 м, прямоугольник на щите размером 45 на 59 см, внутренний диаметр кольца 45 см, длина сетки 40 см, вес мяча 450-500 г, окружность – 60-73 см.

Обучение игре в баскетбол начинаем с подготовительных упражнений, которые организовываем по подгруппам или фронтально, последовательно отрабатывая их. Переходим от одного упражнения к следующему только после того, как оно освоено большинством детей группы.

Подготовительные упражнения:

· Обучать детей правильно держать мяч, обхватив его с боков двумя ладонями;

· Передавать мяч друг другу (от груди двумя руками, от плеча одной рукой в сочетании с движением);

· Ловить мяч, летящий на разной высоте – на уровне груди, над головой, сбоку, внизу у пола, с разных сторон. При ловле научить детей правильному способу: встречать мяч руками как можно раньше, а как только мяч коснулся кончиков пальцев, схватить его и подтянуть к груди мягким движением;

· Бросать мяч в корзину двумя руками, используя способ от груди и от плеча;

· Ведение мяча ударами об пол одной рукой, используя разные варианты: передавая мяч из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, двигаясь с остановками. ( Важно научить ребенка при ведении мяча накладывать кисть на мяч сверху и от себя, пальцы свободно расставлены, рука согнута.) мяч должен направляться вниз так, чтобы ударялся несколько сбоку от играющего и тот не мог подбить его ногой. На 2 шага приходится примерно один удар мячом.

· От уровня владения мячом зависит темп выполнения упражнений и протекание игры. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом.

Играйте с желанием,

получайте от этого удовольствие,

будьте здоровы!!!

Игры-эстафеты для подготовительных групп

Игры-эстафеты – это командные подвижные игры с соревновательным элементом. Они проводятся, как правило, в конце основной части физкультурного занятия, на спортивных праздниках, в походах. Цели игр-эстафет, проводимых с детьми старшего дошкольного возраста, бывают следующими:

  • общая и специальная разминка;
  • улучшение эмоционального состояния детей;
  • повторение и закрепление изученных ранее упражнений.

В игры-эстафеты включаются разнообразные движения – бег с метанием, с преодолением препятствий, ведением мяча и т. д. Важно, чтобы все действия, совершаемые детьми, не несли в себе никакой опасности. Не рекомендуется включать в эстафету лазанье по канату, акробатические кувырки назад и вперед, бег по узкому буму. Опасность представляют такие подвижные игры в спортивном зале, в которых требуется добежать до стены и коснуться ее. Некоторые дети в дошкольном возрасте еще не могут вовремя затормозить.
Примеры игр-эстафет для дошкольников

Название эстафеты и необходимые предметыИтоговая цельИнструкция к подвижным, спортивным играм (эстафетам)
«Солнышко», обруч и гимнастические палкиРазвитие у детей быстроты, ловкости, командных способностейНачало эстафеты начинается с подачи сигнала. Первый ребенок берет обруч и бежит на противоположную сторону спортивного зала. Там участник оставляет обруч, возвращается к своей команде и передает эстафету. Второй участник берет гимнастическую палку и бежит класть к обручу «лучик», а потом возвращается. Следующие участники повторяют это действие. Побеждает та команда, которая первая «нарисует» солнышко
«Шапка», стойка и шапкаРазвитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей ногПо сигналу первый участник от каждой группы бежит к установленной на противоположной стороне зала стойке, снимает с нее шапку и возвращается с ней в команду. Шапка передается второму участнику. Он бежит до стойки, надевает на нее вещь, возвращается и передает эстафету. Выигрывает та команда, которая быстрее всего завершает игру

«Сложи картинку»

Возраст: 5 – 7 лет. Картинки с изображением видов спорта разрезаны на различные геометрические фигуры. Цель формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику. Как играть: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребенок рассказывает, что изображено на картинке. Выглядит так:


Игру Сложи картинку можно приобрести в формате ПДФ для цветной печати
Дидактическая игра

Примерные игры для больных и ослабленных детей

Подвижные игры I и II групп используют в условиях стационара. Также их предлагают тем деткам, у которых недостаточная общефизическая подготовка или которые находятся в санатории. Игры I группы рекомендовано проводить со 2-3 недели после уменьшения активности патологического процесса, т. е. в период ремиссии. В качестве примера можно привести «Кач-кач». Это игра, рассчитанная на детей в возрасте от 2 до 9 лет. Исходное положение – лежа или сидя на полу с вытянутыми ногами. По команде дети начинают ступни ног раскачивать в правую и левую сторону, а также сгибать и разгибать, сопровождая эти действия словами «кач-кач». Повторяют такую игру от 2 до 6 раз.

Относящиеся к следующей группе игры начинают предлагать больным и ослабленным детям через 3-4 недели после уменьшения активности патологического процесса. Во время физических занятий разрешается сидеть, стоять, ходить. На игру выделяют от 10 до 15 минут. Пример игры – «Скульптор» для детей от 7 до 14 лет. Организатор игры (кто-то из взрослых) становится в центре. Дети образуют круг вокруг него. Организатор, играющий роль скульптора, имитирует любые движения. Дети идут по кругу и им подражают. В один из моментов скульптор хлопает в ладоши и замирает. Все дети останавливаются, тоже замирают в любой желаемой позе и словно превращаются в статуи. Лучшая «статуя» становится новым «скульптором», и игра продолжается.

Спортивные развлечения, подвижные игры из III группы используются через полгода после выздоровления. Они предлагаются и в стационарах, и в санаториях, и в пионерских лагерях, и в детских садах санаторного профиля. Рассчитаны эти игры на тех детей, которым рекомендован тонизирующий режим, а также на школьников специальной и подготовительной групп. Занятия продолжительностью в 30 минут проводятся в спортивном зале, на улице летом и зимой при хорошей погоде. Одна из подходящих игр – это «Школа мяча» для детей от 6 до 14 лет. Она может представлять собой комплекс упражнений:

  • подбрасывание мяча, хлопок в ладоши за спиной и ловля мяча;
  • подбрасывание мяча вверх, поворот вокруг и ловля мяча;
  • подбрасывание мяча, принятие сидячего положения на полу со скрещенными ногами и ловля мяча и т. д.

Игры из IV группы рассчитаны на детей в состоянии стойкой ремиссии имеющегося заболевания. Занятия, как правило, состоят из довольно разнообразных упражнений. От детей требуются движения с большой амплитудой, бег, быстрота реакции.

В заключение стоит отметить, что спортивные и подвижные игры на прогулке, в школе или детском саду – это незаменимые методы физического воспитания. Они не только развивают и укрепляют детский организм, но и способствуют получению знаний об окружающем мире, развитию мышления, смекалки, важных морально-волевых качеств.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]