Задача игр-занятий по сенсорному развитию детей
Главная задача игр-занятий для детей – это накапливать разнообразный сенсорный опыт, который бы на следующих этапах обучения и ИЗО и конструировании помогал систематически накапливать знания, получать новые и применять их в разных ситуациях.
— Какими играми вы пользуетесь дома для сенсорного развития?
— Как вы играете со своими детьми?
— Чему эти игры учат ребенка?
Важно, чтобы воспитатели при организации игр-занятий пользовались краткими речевыми инструкциями, не отвлекали детей словами от выполнений заданий.
Но множество исследований в сфере коррекционной педагогики показывают, что дети часто обладают недостаточно развитым восприятием: оно носит фрагментарный характер, неточное и нецеленаправленное. У дошкольников недостаточно сильно развиты сенсорные эталоны.
Поэтому есть потребность в создании условий, которые бы позволяли упражнять сенсорные функции во время систематических тренировок. Дети тренируются различать и классифицировать признаки окружающего мира, чтобы более точно и адекватно взаимодействовать с ним.
Эффективность дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников
Главные способы воздействия на сенсорные эталоны у дошкольников – это упражнения, дидактические и предметные игры. Это можно объяснить тем, что младшие дошкольники больше всего нуждаются в игровой активности.
В процессе дидактических игр можно не просто следить за формированием навыков и качеств ребенка, но также направлять и корректировать их в нужном направлении.
Дидактические игры вызывают у детей способность мыслить самостоятельно, применять имеющиеся знания в разных условиях согласно поставленным задачам. Также нужно отметить, что упражнения и игры нужно проводить в определенной системе в связи с тем, как проходит воспитание и сенсорное обучение детей.
Учитывая это чтобы развивать сенсорные эталоны и повышать уровень развития сенсорики, мы разработали комплекс дидактических игр.
Работая с сенсорным развитием, я последовательно и систематически используют упражнения и дидактические игры. Именно это является главным средством воспитания сенсорики. Стараюсь внедрять их в те или иные формы образовательного процесса.
Во-первых, я составила перспективный план по формированию сенсорных эталонов. Материал старалась распределять в той последовательности, которая предусматривает постепенный переход от легкого к трудному.
К примеру, сначала дети должны познакомиться с определенными сенсорными свойствами – формой и величиной объектов, которые исследуют с помощью ощупывания. Затем они способны воспринимать цвет с помощью зрения.
Принцип последовательности применяется также и в том, что сначала дети знакомятся со свойствами, которые резко различаются друг от друга, а затем уже те, которые имеют близкие признаки. Более того, нужно учитывать возраст дошкольников и то, на какой стадии находится их развитие.
Развивая у дошкольников представления о разных цветах, нужно действовать поэтапно. Сначала дошкольники должны научиться ориентироваться в контрастных цветах и подбирать к образцам подобные предметы.
С этой целью организуют дидактические игры, в которых дети могут раскладывать вещи по тарелочкам, находить подобные мячики и показывать похожую мозаику. С первых занятий важно не просто называть, каким цветом предметы, но и прикладывать плотно одни предметы к другим.
На следующем этапе дети учатся развивать способность ориентироваться в контарстных цветах: зеленом и желтом, синем и красном. Для этого используют задания, в которых дети подбирают согласно образцу подобные предметы.
Для этого существую разные дидактические игры. Дети привязывают к шарикам ниточки, ставят букеты в вазы, прячут мышек, раскладывают предметы по цветам, садят бабочек на цветки. И если на первых порах дети ошибаются, то им помогают, показывая правильный образец действий.
Чтобы детям было интереснее, можно применять разные дидактические материалы, стараясь чередовать их во время всего занятия.
На данном этапе у дошкольников как правило развивается понимание того, что один и тот же цвет может быть у разных предметов. Подбираются игрушки и природные материалы, обладающие нужным цветом.
Дети могут выполнять следующие задания: «Отыщите предметы лишь синего или красного цвета». Чтобы развивать представления о том, какую форму имеют предметы, нужно помогать детям сравнивать их.
К примеру, я могу задать вопрос: «Скажите, ребята, какую форму имеет этот мячик?». А затем говорю им: «У этого мяча круглая форма, как у апельсина». Затем я предлагаю детям самим находить объекты с похожим признаком.
При этом нужно учить детей выполнять такие практические действия, как накладывание фигур, переворачивание их и прикладывание. Дети обводят контуры фигур пальцами и выполняют другие действия.
Когда ребенок выполнил ряд практических действий, ему проще узнавать фигуры, которые нужно знать в младшем дошкольном возрасте. Чтобы правильно определить величину предмета, у дошкольников нужно развивать способность подбирать объекты с той же величиной, что и у образца.
Потом детям дают задания, которые бы развивали их способность различать предметы по их величине, накладывая или прикладывая их друг ко другу.
Это позволяет закреплять названия предметных свойств. Во время игр на определение величин нужно использовать как можно больше предметов, которые подготавливаются заранее. Это могут быть игрушки, имеющие разные размеры.
С помощью дидактических игр нужно формировать мышление детей и их внимание. Эти процессы неразрывно связаны с приобретением нового сенсорного опыта.
Все это позволяет закрепить представления о величине. Чтобы формировать тактильные ощущения, нужно использовать упражнения и игры с применением тактильных дорожек и сенсорных панно.
Детям предлагаются цветные палочки и красивые шнурки, а также детские прищепки. Ребятам нравится играть с разноцветными пробками, липучками, с закручивающимися предметами и щетками.
Нужно также отметить, что развитие сенсорики – это неотъемлемая часть образовательной деятельности. Но и в совместной деятельности, а также в режимных моментах мы этому тоже уделяем внимание.
В зависимости от возраста ребенка осуществляются разные подходы для организации дидактических игр.
Сенсорное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 «Берёзка», г. Иркутск, Иркутская область
Воспитатель
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Семенова С.Г. Сенсорное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр // Совушка. 2016. №1. URL: https://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120188.html (дата обращения: 03.01.2022 ).
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, при этом немалую роль в познании играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное развитие, в процессе сенсорного воспитания, в этот период занимает важнейшее место, так как является еще и основой для умственного развития. Полноценному восприятию окружающей действительности помогают дидактические игры, которые служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. По мнению Э.Г. Пилюгиной, В.И. Логиновой, эффективное управление сенсорным развитием детей младшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях или в организованной деятельности. Педагог, системно планируя проведение дидактических игр по сенсорному воспитанию, способствует эффективному развитию ощущений и восприятия, что влияет на сенсорное развитие ребенка. Наблюдая за работой своих коллег-педагогов, я поняла, что в дошкольной организации не всегда используют планомерно дидактическую игру для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в образовательной деятельности. Поэтому, для себя поставила несколько задач, решая которые, я увидела влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей младшего возраста в процессе образовательной деятельности. Сенсорика – это совокупность чувствующих подсистем организма. В сенсорику любого человека входит несколько подсистем: зрительная, вестибулярная, слуховая, проприоцептивная, тактильная. Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны: 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений. 2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объёмно воспринимать окружающий мир. Следовательно, сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания. Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Для сенсорного развития педагог может использовать различные возможности:
- в изобразительной деятельности: цвет и оттенки;
- в конструктивной: форма, величина, пространственные отношения, свойства поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая);
- в музыкальной деятельности: темп, ритм, характер музыки;
- на лепке: свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);
- в ознакомлении с окружающим миром: цвет, запах, звук и т.д.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте осуществляется в трех направлениях: развитие органов чувств; овладение сенсорными эталонами; усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов). По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, я опиралась наследующие задачи:
- развивать восприятие детей в различных видах деятельности; создавая условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
- обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
- совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;
- развивать образные представления.
Все эти задачи я решала с помощью игры. Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра, являясь формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Большая роль в умственном воспитании детей принадлежит дидактическим играм. Эти игры имеют готовое содержание и четкие правила. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов). Для сенсорного воспитания детей младшего возраста, я использовала следующие виды дидактических игр:
- Игры – поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т.д. (матрешка, пирамидки и др.).
- Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезанию предмета, их поиску и нахождению.
- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Что здесь?», «Что изменилось», «Волшебный мешочек».
- Сюжетно-дидактические игры – изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных («Напоим Машу чаем», «Постираем кукле платье», гуси, медведь, зайчик и т.д.).
Используя дидактическую игру в рамках образовательной деятельности, я планомерно и в системе осуществляла сенсорное развитие детей. При этом использовала дидактическую игру в образовательной деятельности как самостоятельную форму и как метод в одной из его части. Для того, чтобы сделать свою работу наиболее эффективной, я всех детей разделила на две подгруппы, учитывая уровень развития каждого ребенка. Также мной были спланированы следующие дидактические игры, которые были направлены:
- на формирование представлений о цвете и оттенках (два оттенка каждого цвета);
- на формирование представлений о форме;
- на формирование представлений о величине и размере;
- на формирование умения обследовать и обозначать свойства реальных предметов;
- на развитие глазомера.
Название дидактической игры | Дидактическая задача |
Воздушные шары | Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра — «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый». |
Спрячь мышку | Закреплять у детей представления о шести цветах. |
Подбери по цвету 1 вариант | Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения). |
Подбери по цвету 2 вариант | Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения). |
Подбери по цвету 3 вариант | Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения). |
Лебедушка | Дать детям представление о том, что цвет — признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра. |
Украсим елочку | Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет. |
Какие бывают фигуры Вариант 1 | Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их). |
Какие бывают фигуры Вариант 2 | Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат — треугольник, квадрат — прямоугольник, круг — овал. |
Подбери фигуру | Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания. |
Подбери по форме Вариант 1 | Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины |
Подбери по форме Вариант 2 | Дидактическая задача. Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. |
Кому какая форма Вариант 1 | Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. |
Кому какая форма Вариант 2 | Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. |
Найди предмет такой же формы | Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. |
Что лежит в мешочке? | Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. |
Геометрическое лото | Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. |
Три квадрата | Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой». |
Башня Вариант 1 | Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами. |
Башня Вариант 2 | Дидактическая задача. Закрепить представления об отношениях по величине между плоскими и объемными объектами. Научить располагать в порядке убывания величины четыре предмета. |
Лесенка | Продолжать учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины. |
Построим лесенку | Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки. |
Соберем пирамидку | Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки. |
Сделаем столбики | Формировать умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины. |
Сбор фруктов | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. |
Все дидактические игры были проведены мной в строгой последовательности. Сначала были проведены игры, направленные на развитие цвета, затем на развитие восприятия формы, затем на развитие восприятия величины, и в завершении на развитие глазомера. В процессе проведения большинства дидактических игр развивала навыки обследования у детей. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину. Чтобы привлечь внимание детей я вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты: «А кто это стучится к нам?», «Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!» и т.д. Дети младшего дошкольного возраста быстро устают, и чтобы их внимание не ослабло, все объяснение, и проведение дидактических игр осуществляла в процессе предметной практической деятельности. Для того, чтобы разнообразить деятельность детей я использовала физкультурные минутки, такие как: «Зайка серенький сидит…», «Буратино» и др., пальчиковую гимнастику: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик, где ты был?» и т.д. А затем снова возвращалась к решению дидактических задач. В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх. Во время игр и образовательной деятельности старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей («пришла Катя посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь» и т. д.). Все полученные представления о сенсорных эталонах я закрепляла с помощью продуктивных видов деятельности. На занятиях по изобразительной деятельности я закрепляла с детьми основные цвета, форму. Во время конструктивной деятельности закреплялись все сенсорные представления детей: цвет, форма, размер (величина) с непосредственной практической деятельностью. Кроме того, я использовала игры для закрепления знаний на одном из этапов образовательной деятельности. Например, в водной части (предметные дидактические игры), в основной в качестве физкультминутки и подготовки мелкой моторики рук к рисованию (на данном этапе проводились словесные игры). В заключительной части использовала настольно-печатные игры. Всё вышеперечисленное я использовала на занятиях по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, и, соответственно отражала в перспективном планировании.
Перспективный план использования дидактических игр в продуктивных видах деятельности
№ | Название образовательной деятельности | Дидактическая игра |
1 | Рисование «Рисование шаров» | Дидактическая игра «Найди шар по цвету» Цель: закреплять название цветов, учить находить шарик определенного цвета по слову воспитателя (вводная часть). |
2 | Рисование «Апельсин» | Дидактическая игра «Найди предметы по цвету и форме» Цель: закреплять название цветов, учить находить предметы определенного цвета и формы по слову воспитателя (основная часть). |
3 | Лепка «Бусы для мамы» | Дидактическая игра «Собери бусы для мамы» Цель: учить чередовать цвет в определенной последовательности нанизывая на нитку: сначала крупный зеленый шарик, затем более мелкий красный шарик (заключительная часть) с переходом в самостоятельную игровую деятельность. |
4 | Рисование «Курочка и цыплята» | Мозаика «Курочка и цыплята» Цель: закрепление представления детей о том, что цвет может являться признаком и используется для обозначения (заключительная часть) с переходом в самостоятельную игровую деятельность. |
5 | Лепка «Вишенки» | Дидактическая игра «Найди по форме и величине» Цель: учить находить по слову воспитателя предметы схожие по форме и цвету на картинках. |
6 | Рисование «Огоньки ночью» | Дидактическая игра «Весёлый бассейн для пальчиков» Цель: закреплять у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее» (вводная часть). |
7 | Рисование «Украшение матрешки» | Дидактическая игра «Собери матрёшку» Цель: закреплять умение определять размер предметов на глаз. Складывать матрешку от маленькой к большой (основная часть). |
8 | Рисование «Одуванчики и жук» | Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Цель: Закреплять умение обследовать предмет с закрытыми глазами, называть его на основе осязательных ощущений по форме и величине (вводная часть). |
Также в работе использовался индивидуальный подход к детям, у которых был низкий уровень сенсорного развития. Таким образом, благодаря дидактическим играм, данная группа детей продемонстрировала умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый); сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера. В результате нашей совместной работы с детьми по развитию сенсорных способностей, могу с уверенностью сказать, что дидактические игры следует подбирать опираясь на возрастные и психологические особенности детей; знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни. Это обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, а также развитию сенсорной культуры ребенка. И, конечно, система дидактических игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребенок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями. Дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.
Список использованной литературы:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 2008. 315 с.
- Венгер Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 13. С. 42-46.
- Дерягина Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей. СПб: Литера, 2005. 32 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Учебная литература, 1996. 25 с.
Методика организации дидактических игр для сенсорного развития
Рассмотрим методику организации дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.
- У младших дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Наглядность для них более действенная, чем слово. Поэтому целесообразно объяснить им правила и продемонстрировать само игровое действие. Если в игре есть разные правила, не стоит сообщать их все за один раз.
- Игры нужно проводить таким образом, чтобы они позволяли детям испытывать радость и бодрость.
- Нужно научить детей играть так, чтобы они не мешали друг другу, постепенно учились объединяться для игры в небольшие группы и осознали, что вдвоем играть намного интереснее.
- Воспитатель с младшими дошкольниками должен стараться сам включаться в игровой процесс. Сначала нужно привлечь детей поиграть с дидактическими материалами. Затем нужно разбирать их и собирать вместе с ребятами. Нужно пробудить у детей интерес к дидактическим материалам и научить с ним играть.
- В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие окружающей действительности. Беря это во внимание, воспитатель старается подобрать такой материал, который можно было бы исследовать и активно с ним действовать.
- Знакомые для ребят игры станут еще более увлекательными, если в их содержание вводить что-то сложное и новое, что требует активизации умственных процессов. Поэтому нужно повторять игру в различных вариациях, постепенно усложняя их правила.
- Когда объясняются правила игры, воспитатель должен обратить свое внимание на разных игроков, чтобы каждый подумал, что рассказывают об игре лично ему.
- Чтобы игра становилась более успешной, педагог должен подготовить ребят к игровому процессу: до игры дети должны познакомиться с предметами, которые будут использованы, с изображениями и их свойствами.
- После игры воспитатель должен обязательно подметить положительные стороны: похвалить детей за то, что у них получилось.
- Интерес к играм усилится, если воспитатель предложит им играть с теми игрушками, которые были использованы во время игры.
Методическая разработка Мастер-класс «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
4
Приложение 47
Родительское собрание в младшей группе
Мастер-класс
«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Цель:
помочь
родителям
с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по
сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики младшего
дошкольного возраста в домашних условиях.
План:
1. Игра – главный вид деятельности ребенка.
2. Сенсорное развитие. Что это такое?
3. Дидактические игры в сенсорном развитии
.
4. Практическая часть. Какие игры нужны детям
?
5. Итог. Памятки для родителей
:
«Навыки и умения, сформированные в результатесенсорного развития детей третьего года жизни», «Картаразвития детей 2-3 лет
».
(слайд-2) «Без игры нет
, и не может быть полноценного умственного
развития
. Игра — это огромное светлое окно,
через
которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.
1. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым
, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
(слайд 3) 2. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания
, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому
развитию детей
. Лучший способ
развивать и закреплять сенсорные
навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в
первую очередь
– пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня
сенсорного развития детей
, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
(слайд 4) Сенсорное
воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении
детей
предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями)
(слайд 5) Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшего возраста
:
Зрения – цвета, формы, размера.
Осязание – вес, фактура, температура
Обоняния — запахи,
слух – речь, звуки
вкус
Сенсорное
воспитание означает целенаправленное совершенствование,
развитие у детей сенсорных процессов
(ощущений, восприятий, представлений).
(слайд 6) Значение сенсорного
воспитания состоит в том, что оно:
— является основой для интеллектуального развития
;
— развивает наблюдательность
;
— готовит к реальной жизни;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения
;
— развивает внимание
;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной
, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
3. Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическими играми
, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома.
Дидактические игры
имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов
детей в сенсорном воспитании
. Они
развивают внимание
, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир
сенсорики
.
Дидактическая
игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Сущность дидактической игры заключается в том
, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
4. И сейчас, уважаемые родители
, предлагаю вам поиграть в
дидактические игры для сенсорного развития детей с 2-х лет
.
Задание для родителей
. Вам нужно взять игру, рассмотреть её, поиграть и решить, что
развивает эта игра
.
(слайд 7)
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений
:
«Чудесный мешочек»
Определи на ощупь, (найти предметы, различающиеся по одному признаку)
Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
(слайд Дидактические игры
и упражнения для закрепления понятия формы.
Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
Из каких фигур состоит, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
,Какая фигура лишняя (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
(слайд 9) Дидактические игры
и упражнения на закрепления понятия величины.
Сравни предметы по высоте,
Самая длинная, самая короткая (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
Разноцветные кружки (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
В какую коробку (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
Дальше — ближе (предложить по рисунку определить положение игры и предметов
: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры
и упражнения на закрепление цвета.
- Какого цвета не стало,
- Какого цвета предмет (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
- Собери гирлянду (предложить по памяти собрать
гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
- Какие цвета использованы (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
- Уточним цвет (учить различать и называть близкие цвета)
Поиграем в Дидактическое упражнение
«Угадай, где позвонили».
Цель: развитие
слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Описание игры
: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники
игры встают в круг
. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
Игры на развитие тактильных ощущений
.
Цель: развитие тактильной памяти
, мелкой моторики пальчиков, воздействие на умственный потенциал ребенка.
Предлагается найти пару каждому типу поверхности;
Предлагается назвать ощущение от прикосновения к поверхности (гладкий, скользкий, шершавый);
Предлагается сгруппировать
карточки в соответствии с цветом (текстурой).
Игры на развитие
зрительного восприятия.
Дидактическая игра
«Собери бусы»
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый)путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать
два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
В ходе игры
дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка — не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки — пробы.
(Высказывания родителей
)
Навыки и умения, сформированные в результате сенсорного развития
детей третьего года жизни
.
— Дети выделяют и учитывают форму, цвет, величину, фактуру при выполнении ряда практических действий.
— Группируют
по свойствам предметы в соответствии с образцом.
— Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине.
— Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками
: море, солнце, вода, лес…
— Используют «опредмеченные» слова-названия (кирпич, мяч, крыша, трава, цыплёнок)
— Отбирают предметы для самостоятельной сюжетной игры
.
— Начинают активно пользоваться словами названия цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.
Быстрое включение сенсорных
систем является одной из ключевых
способностей человека, основ его полноценного развития
.
5. Сегодня вы познакомились с малой частью того, чем Вы можете занять вашего ребёнком дома. Все эти игры
можно приобрести в магазине. Но дома также можно поиграть и в
игры с крупой
, прищепками, камушками, шишками, посудой и многим другим. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.
Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры
. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! И на прощание хочется вас подарить памятки – ориентиры: «Навыки и умения, сформированные в результате
сенсорного развития детей третьего года жизни
», «Карта
развития детей 2-3 лет
».
Спасибо за внимание.
Сенсорные игровые системы и условия их использования
В методической литературе содержится информация о разных игровых системах. Такие системы были разработаны в том числе и Т.В. Башаевой. Они позволяют развивать восприятие дошкольников и младших школьников. ИССО разрабатывалась на основании закономерностей развития восприятия в дошкольный период и на психологических аспектах перевода внешних действий во внутренний план. Также учитывались законы овладения сенсорных эталонов.
Чтобы реализовать каждый вид восприятия, были созданы игровые системы, которые основаны на принципе постепенного усложнения согласно этапам развития перцептивных действий. В начале дети играют с реальными предметами с помощью взрослых, так они начинают воспринимать то, какими свойствами обладают разные предметы. Потом в игровую систему вводятся модели, с помощью которых свойство можно выделить специально, чтобы облегчить их восприятие.
Играя с моделями, дети учатся манипулировать свойствами как в реальных действиях, чтобы расчленить внешние действия и сами предметы на составляющие их элементы. Это дает возможность проще усвоить перцептивные действия и перевести их на уровень зрительного восприятия объектов.
Каждый вид восприятия должен завершаться зрительным различением и узнаванием свойств явлений или предметов, с помощью чего можно определить, развит ли у дошкольника механизм восприятия изучаемых свойств.
Игровые методы формирования представления о цвете
Главное место занимают упражнения и игры на различения цветов. С их помощью дошкольник может познакомиться с общепринятой системой оттенков и цветовых тонов, которые включаются в виде переходных фраз.
Игры эти очень важны, ведь дети при восприятии цвета в окружающей обстановке, рисуя его с помощью красок и карандашей не способны самостоятельно научиться систематизировать оттенки и тона.
Г.С. Швайдо предлагает собственную модель построения игр на различение и узнавание цвета. Сначала ребенок должен запомнить близкие друг для друга цвета. Затем он должен научиться различать цвета по темным и светлым оттенкам.
После этого дети должны научиться различать оттенки для одного цвета. Сначала выбирают два оттенка. Затем несколько.
Чтобы прочно усвоить сенсорные эталоны, нужно множество раз повторять игры. Но повторность нужно организовать в различных вариантах. Если повторять дидактические игры без изменений, это даст возможность детям в процессе упражнений закрепить приобретенные умения и знания.
Но если немного усложнять знакомые игры, это развивает к ним интерес. Решение новых задач приносит детям чувства удовлетворения и радости, дети разжигаются желанием вести умственную активность.
Формирующая среда и игровые методы
Согласно Р.А. Курашовой, можно выделить предметную развивающую среду, являющуюся одним из условий развития сенсорных эталонов у дошкольников.
Сегодня по мере совершенствования системы воспитания, по мере того, как внедряются принципы гуманизации процесса образования, большое значение придается созданию формирующей среды.
Среда, которая включает в себя окружения ребенка, состоит из семьи, ближайшего окружения и социальной среды. Среда может как активизировать, так и сдерживать развитие ребенка. Но она не может не влиять не его развитие вообще.
Развивающая предметная среда – это комплекс объектов материального мира, с которыми ребенок взаимодействует. Она позволяет моделировать содержание физического и духовного облика ребенка.
Чтобы дидактические игры давали результат, нужно следовать общедидактическим принципам в их организации.
Например, нужно придерживаться принципа последовательности и систематичности, которые проявляются в том, что система знаний должна передаваться детям в логической последовательности с учетом познавательных возможностей учащихся. Еще один принцип – это принцип обучения. Он подразумевает организацию процесса из нескольких шагов. Он приносит больше результатов, если делать меньше перерывов, не нарушать последовательность и не допускать неуправляемых моментов.
Исходя из всего этого, дидактические игры должны проводиться последовательно от простых к сложным.
Согласно В.Н. Аванесовой, во время занятий, которые основываются на прямом воздействии взрослых на обучающего, невозможно осуществить все зачади по сенсорному воспитанию: большую роль по-прежнему играют дидактические игры.
Исследовательница считает, что в некоторых случаях игры являются определенной игровой формой проведения занятий. Их можно организовать со всеми дошкольниками во время занятий. В других же случаях игры нужно использовать в повседневной жизни, когда ребенок играет самостоятельно.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор: Ибрагимова Ирина Петровна воспитатель первой категории ГБОУ Школа №199 дошкольное отделение №5 (ГБОУ детский сад №368) город Москва
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: игре, рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. Сенсорный опыт ребенка обогащается посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок младшего дошкольного возраста, как правило, выделяет один наиболее яркий признак, и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании, лепке — через форму, цвет.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В системе дидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности. Дидактические игры систематически обучают, в игровой форме закрепляют знания детей. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил, дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного развития детей. Однако, как обнаружилось во многих исследованиях, на занятиях по продуктивной деятельности нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественно установленными сенсорными эталонами.
Много общего с рассматриваемыми упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками, сборно — разборными игрушками и вкладышами: матрешки, башенки, шары, кубики. В содержании дидактических игрушек выражены особенности природы, быта того или иного народа, национального характера. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности это отличительная особенность дидактических игр. Рассмотрим некоторые приемы и методы руководства дидактическими играми. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.
Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями и действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, сначала берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить.
Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей. Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и её ход. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.
Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения.
Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя. В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е любую вещь, которая в конце отыгрывается. Игра не терпит принуждения, скуки. Дидактические игры, проводимые вне занятия или являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3 — 4 лет проводятся последовательно, систематично. Одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста также является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.
Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно — творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов. Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения, общей активности. Игра — это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер.
Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру детей и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины. Проводя такие игры с детьми дошкольного возраста, воспитатель объясняет правила по ходу игры. Можно привести следующие примеры дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников:
1. Игра «Спрячь зайку».
Цель: Закреплять у детей представления о шести цветах (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).
2. Игра «Подбери по цвету».
Цель: Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
3. Игра «У кого какое платье».
Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.
4. Игра «Подбери фигуру».
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, упражнять в
их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык
обследования геометрических фигур приемом обведения и накладывания.
5. Игра «Кому какая форма».
Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
6. «Геометрическое лото».
Цель: Учить детей сравнивать форму изображаемого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.
7. «Соберем пирамидку».
Цель: Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.
8. «Башня».
Цель: Закрепить представление об относительности величины предметов.
Дать представление об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными.
9. «Что там?»
Цель: Учить детей устанавливать отношения трех предметов по величине при составлении матрешек.
10. «Узкая и широкая дорожка».
Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.
11. «Постройка горки со скатом».
Цель: Учить детей строить лестницу, приставляя наклонно к самой высокой стороне пластины. Развивать глазомер и координацию движений.
Дидактическая игра предоставляет широкие возможности для сенсорного развития детей. Существуют методические приемы подготовки и организации игры, которые помогают воспитателю осуществлять обучение детей в интересной для них форме. Многообразие дидактических игр дает возможность воспитателю подбирать дидактические игры, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности детей.
Дидактические игры повышают интерес ребенка к овладению сенсорной культурой. Большое разнообразие дидактических игр позволяет воспитателю выстроить комплекс занятий с детьми.
Список используемой литературы
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка, от рождения до 6 лет. — М.: Просвещение.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение.
- Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. — М.: АПН РСФСР
- Костина Э. П. Роль дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников. — М.: Прогресс.
Следующая > |
Дидактические игры для мотивации обучения
Дидактические игры – это игры, которые создаются и приспосабливаются специально для обучения детей.
Это разновидность игр с правилами, которые специально создаются педагогами для воспитания и обучения детей.
Дидактические игры – это достаточно сложное педагогическое явление, состоящее из множества планов. Игра – это и игровой метод, и форма обучения, и самостоятельная деятельность, и средство для личностного воспитания.
Дидактические игры как методы обучения изучаются нами в двух видах: это занятия и дидактические игры. Во время занятий ведущую роль берет на себя воспитатель, который старается повысить у дошкольников интерес к занятиям с помощью игровых приемов. Он может создавать соревновательные элементы, внедрять игровые ситуации. Применение разных компонентов игровой деятельности можно сочетать с указаниями, с показом, с объяснениями и с вопросами.
Исследователи в области игр выделяют ее структуру: задачи, правила и действия.
Игра, которую используют для обучения, включает в себя дидактическую, обучающую задачу. В процессе игры дети стараются решить задачу в увлекательной для них форме, которую можно достичь определенными игровыми действиями.
Каждая дидактическая игра наделяется развернутым игровым действием. Согласно группе педагогов, дидактические игры становятся игрой благодаря тому, что в них присутствуют игровые моменты: неожиданности и ожидания, элементы соревнования и движения, загадки и распределения ролей.
Мотивация для выполнения дидактических задач – это естественное желание ребенка играть, достигать игровых целей, выигрывать. Именно это побуждает их более внимательно вслушиваться и всматриваться, быстрее ориентироваться на нужные свойства, выбирать предметы и группировать их как это требуют условия игры и правила.
Обычно педагоги смешивают понятия «игровое упражнение» или «игра». И игровые упражнения иногда педагоги ошибочно называют играми.
Но если использовать игровые упражнения вместо игр, то часто интерес детей может быстро угаснуть. Н.Я. Михайлено выделяет такие компоненты игры: это действия, правила, выигрыш.
Если в той деятельности, которую педагог предлагает для детей, нет соревновательного компонента и невозможно фиксировать первенство как выигрыш, то это просто игровое упражнение. Чтобы игра не превратилась в игровое упражнение, нужно вводить в процесс игровые действия с соревновательным компонентом.
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры
Екатерина Петрова
Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры
«Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры»
Сенсорное развитие ребенка с самых первых дней его жизни является залогом его успешного развития и становления полноценной личностью, а так же помогает в осуществлении разных видов деятельности. Сенсорное развитие способствует формированию различных способностей, которые определяют ребенка и его готовность к дальнейшему обучению в школе.
Уровень сенсорного воспитания во многом определяет успешность умственного, физического и эстетического воспитания ребенка. Другими словами сенсорное воспитание определяет то, насколько совершенно ребенок слышит, видит и осязает окружающее.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка,формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
В детском возрасте основной формной и содержанием организации жизни является игра. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
Именно через игру ребенок учится осязанию, восприятию, сравнению, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения, усваивает основные сенсорные эталоны, а самое главное путем игры ребенок познает мир и развивается как личность. Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Дидактическая игра (о греч. Didaktikus – поучительный)
— специально созданная игра, выполняющая определенную
дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями
Цель: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством дидактических игр.
Задачи:
— формирование общей сенсорной способности;
— обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение материал из которого сделан предмет, цвет и форма, размер и т. д. ;
— получение новых знаний, закрепление навыков действий с различными предметами;
— умение общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:
-является основой для интеллектуального развития
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром
-развивает наблюдательность
-готовит к реальной жизни
-позитивно влияет на эстетическое чувство
-является основой для развития воображения
-развивает внимание
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
-влияет на расширение словарного запаса ребенка
-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти
Исходя из целей и задач можно выделить принципы:
1. Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания на основе дидактической игры.
2. Актуальность дидактического материала (наглядные пособия, правила игры, заинтересованность в получении результата и т. д.).
3. Коллективность, позволяющая сплотить детский коллектив в единую группу.
4. Соревновательность (создает у ребенка стремление выполнить задание быстрее)
Для достижения поставленных целей и задач, мной была разработана программа кружка «Занимательная сенсорика»
, цель которого подбор системы
дидактических игр, позволяющих эффективно развивать сенсорные способности у детей дошкольного возраста. Идея заключалась в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей.
Основная форма работы – дидактические игры.
В своей работе часто использую большое количество дидактических игр, которые направлены именно на сенсорное развитие детей разных возрастов. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах –общепринятых образцах внешних свойств предметов: эталоны формы, цвета, величины, слухового восприятия, вкуса, обонятельного восприятия.
Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма и величина
Развитиевосприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:
1. развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой»
,
«не такой»
; действовать по подражанию;
2. познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый)
;
3. развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и сравнивать его, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.
Примерные игры «Цвета»
,
«Собери по цвету»
,
«Найди лишнее»
,
«Разложи радугу»
Восприятие формы конкретизируется в следующих задачах:
1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;
2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;
3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;
4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;
5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.
Примерные игры: «Построй домик»
,
«Укрась платочек»
и т. д.
Восприятие величины конкретизируется в следующих задачах:
1. развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;
2. закреплять словесное обозначение величин («большой»
,
«маленький»
,
«больше»
,
«меньше»
);
3. формировать отношение к величине, как к значимому признаку;
4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный»
,
«короткий»
,
«высокий»
,
«низкий»
,
«широкий»
,
«узкий»
;
5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;
6. обратить внимание на относительность величины предметов;
7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.
Примерные игры: «Построй башню»
,
«Найди по величине»
,
«Разложи по размеру»
и т. д.
Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.
Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.
Тактильная (поверхностная)
чувствительность
(ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.)
.
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности.Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Также применяются игры со шнуровками, прищепками, палочками, спичками и другими природными материалами.
В результате опыта работы пришла к выводу, что при внедрении дидактических игр к концу года у детей наблюдается совершенствование творческих способностей, любознательности, наблюдательности.
-В формировании математических способностейдошколенка положительная динамика: закрепление знаний цвета, величины и формы предметов.
Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что дидактические игры имеют огромное значение и эффективны для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста. Значит, что целесообразно дальнейшее применение дидактических игр для сенсорного развития ребенка.
Список литературы:
1. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет)
. Павлова Л. Ю.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С. 424
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315
4. www.infourok.ru
5. www.vremyaznani.ru
Типы дидактических игр для сенсорного развития
А.Н. Аванесова, учитывая опыт сенсорного развития детей, выделила несколько типов дидактических игр:
- поручения, которые основываются на увлечении детей действиями с предметами и игрушками: их можно собирать, раскладывать, вставлять и выполнять другие операции с ними;
- прятание и поиск: дети увлечены неожиданному исчезновению или появлению предметов, их нахождением и поиском;
- отгадывания и загадывания, в которых детей привлекает неизвестность;
- сюжетно-ролевые: дети попадают в изображенные жизненные ситуации и выполняют роли взрослых людей: покупателей, почтальонов, продавцов и т.д;
- соревнования, в которых дети стараются быстрее достичь игрового результата и победить;
- фанты: в них дети стараются сбросить карту, избавиться от чего-либо, удержаться, избежать штрафного предмета, не произнести запретного слова.
Согласно А.Н. Аванесовой для развития у дошкольников представлений о цветах, о солнечном спектре, нужно сначала проводить дидактические игры, во время которых дети могли бы научиться различать основные цвета, узнавать их и называть правильно.
После этого дошкольников знакомят с дополнительными цветами. Затем дети выполняют упражнения, в которых учатся называть и различать оттенки для главных и дополнительных цветов.
Так формируются представления об определенных системах цветовых отношений, о последовательности всех цветов в солнечном спектре и об их месте там.
Приобретенные детьми знания о цвете позволяют развиваться умственно и сенсорно. Применяя эти знания в качестве эталонов, дети стараются быстрее и лучше, точнее и осознаннее ориентироваться в пространстве. Их деятельность приобретает боле совершенные формы.
Полученные сенсорные представления не говорят о том, что дети будут использовать их на практике.
Дидактические игры как раз позволяют расширить практику применения эталонов, расширить практические ориентировки.
Функция дидактической игры в результате становится не учебной, а направленной на применение уже имеющихся знаний.
Игры можно использовать в каждом занятии. Лучше всего сопровождать их потешками и загадками, что позволяет детям эмоционально осознавать и воспринимать игровые образы, понимать их эстетический характер, формировать воображение и образное мышление.
Похожие записи:
- Педагогические условия формирования сенсорных представлений о цвете у детей Условия формирования сенсорных представлений о цвете у детей дошкольного возраста:…
- Организация игр-занятий в процессе формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста Описание опыта работы по формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного…
- Расширение словарного запаса через ознакомление с животным миром Ознакомление детей дошкольного возраста с миром животных помогает формировать у…
- Что такое фольклор и как использовать его формы? Малые формы фольклора успешно используются в разных видах деятельности для…
Введение
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Основным средством сенсорного воспитания младших дошкольников являются дидактические игры, основная задача которых – это накопление разнообразного сенсорного опыта.
Каково же значение сенсорного воспитания?
Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).
Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра. Замечу: что дидактическая игра — эффективный метод закрепления знаний — она не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает детей только в том случае, если дает радость и удовольствие.
Специфика игровой деятельности и ее значение для сенсорного развития детей дошкольного возраста
Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей бесспорна. Решая дидактические задачи игры, дети тренируют внимание, память, мышление, развивают умение сравнивать, классифицировать, группировать предметы, ощущать, характеризовать их. Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия очень нравятся детям, развивают наглядно-действенное мышление, а затем наглядно-образное.
На 2-3 году жизни у ребенка накапливаются представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, получение этих представлений проходит в форме игры, через игровые ситуации, в которые вносится та цель, та задача, то умение, которое необходимо освоить ребенку. Вследствие заинтересованности детей в развитии сюжетной линии, сопереживания героям, дети в процессе активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, учатся определять последовательность и результативность своих действий. Как результат, переход от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значений и возможности использования в жизни.
Объектом восприятия в сенсорных играх является цвет, форма, размер. К играм на восприятие цвета относятся: «Разноцветные льдинки», «Летите в свою стайку», «Цвета», «Какого цвета предмет», Игры на восприятие формы: «Дорисуй фигуру», «Формы», «Опиши предмет» Игры на восприятие величины: «Зверята выстраиваются», «Сравни предметы», «Разноцветные льдинки».
Особенно велика роль игр в развитии сенсорного воспитания для дошкольников. Среди всех психических процессов в этом возрасте важная роль остается за восприятием: во многом поведение и сознание определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас. Восприятие ребенка непосредственно связано с мышлением – ребёнок мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями. Уже в младшем дошкольном возрасте у ребенка начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно появляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
С помощью игр дошкольники знакомятся с цветом, оттенками, учатся смешивать краски, получать новые тона, осваивают форму и величину предметов. Дидактические игры направлены как на решение образовательных сенсорных задач, так и на улучшение взаимоотношений детей. Они помогают заинтересовать детей, способствуют их самостоятельной деятельности, помогают играть рядом с другими детьми, не мешая друг другу.
Многие дидактические игры по сенсорному воспитанию связаны с обследованием предмета, с различением признаков, они требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи»), в таких играх дети классифицируют предметы по определенному признаку, сравнивают их по тому или иному качеству. В результате чего педагоги подводят детей к обобщению на основе выделения существенных признаков, таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.
Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:
1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
2) игры с прятанием и поиском — в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета — геометрические игры (мозаики, конструкторы «Лего»).
5) сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие в которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых (продавца, покупателя, почтальона, врача) или животных (волка, зайчика, котика).
6) игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть – «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».
В играх с предметами участвуют игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, способствуют развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации), совершенствуется речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимание.
Игры-инсценировки дают возможность уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»). Развитию координации мелких движений и зрительного контроля за ними способствуют игры с бирюльками, кеглями.
В дидактических играх используется многообразие игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они способствуют уточнению и расширению представлений детей об окружающем мире, систематизированию знания, развитию мыслительных процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, паззлы.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей — сложный процесс осмысления, работы воображения.
В настоящее время большой популярностью пользуются паззлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (животных, транспорт, посуда, фрукты, сказочные герои). В процессе дидактических игр развитие сенсорной культуры у детей младшего возраста будет более успешным, если специально создать педагогические условия. Они заключены в отборе дидактических игр в соответствии с поставленными целями, в организации совместных игр взрослого с ребенком и обеспечении педагогического руководства самостоятельными играми детей младшего дошкольного возраста.
Роль дидактической игры в развитии сенсорного воспитания заключается не только в том, что дети познают свойства — цвет, форму, величину и др., но и в том, что благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивают умение играть рядом с другими, не мешая им.
Вывод
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что сенсорное развитие направленнo на тo, чтoбы нaучить детей тoчнo, пoлно вoспpинимать предметы, их рaзнooбразные свoйства и oтнoшения (цвет, форму, величину т. д.). Сенсорное развитие, которое направлено на формирование более полного восприятия окружающей действительности, является основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть того насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Дидактическая игра выступает в качестве средства сенсорного развития детей раннего возраста. Она решает задачи умственного, физического и эстетического развития каждого ребенка. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Все эти элементы игры развивает умственные способности ребенка.
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Список литературы
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада — М.: Просвещение, 2000.- 267с.
- Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Сенсорное воспитание в детском саду / / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьяковой, Метод. Указание — М.: Просвещение, 2001.
- Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/ Ю.М Хохрякова: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014.