РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Так, Е.Е. Кравцова утверждает, что «игра — определённое отношение мира к ребёнку и ребёнка к миру, ребёнка ко взрослому и взрослого к ребёнку, ребёнка к сверстнику и сверстника к нему» [5, с. 68]. Игровая деятельность в отличие от игры — «понятие более узкое, оно предполагает специальные действия детей по моделированию мира» [10, с. 201]. По мнению Д.Б. Эльконина, игровая деятельность включает «этапы её развёртывания: потребность, мотив, цель, структуру, «констатирующие моменты». Последние, в свою очередь, включают воображаемую ситуацию, игровую роль и правила игры» [10, с. 225]. Как правило, понятие «игровая деятельность» трактуется как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [6, с. 5].
Игровая деятельность тесно связана с предметной деятельностью. В монографии «Психология игры» Д.Б. Эльконин приводит данные экспериментального психолого-педагогического исследования Ф.И. Фрадкиной, подтверждающие тот факт, что «все основные предпосылки игры возникают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними» [10, с. 197].
В результате освоения предметных действий ребёнок под руководством взрослого усваивает общую схему действия с предметом, связанную с его общественным назначением. По результатам исследований Н.Я. Михайленко, Ф.И. Фрадкиной, Л.С. Славиной, «путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, — таков схематически путь к ролевой игре» [10, с. 218].
Игровая деятельность невозможна без игрового замысла, ролевых действий, а также игрового реквизита. Важнейшим условием состоятельности игровой деятельности является эмоциональная вовлеченность ребёнка в игру, осознание её субъективно эмоциональной и развлекательной значимости. В статье «Роль игры в дошкольном возрасте» С.О. Кожакина характеризует разновидности сюжетной игры:
— игру, связанную с условным (игровым) действием в воображаемой ситуации;
— собственно ролевую игру (когда ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация);
— режиссерскую игру (когда ребенок — режиссер, а игрушки — актеры) [4, с. 24-25].
Обязательным атрибутом любого игрового действия является игрушка. Игровое оборудование позволяет ребёнку моделировать воображаемую реальность, опираясь на опыт предметной деятельности и опыт социального взаимодействия с окружающими. Количество и качество игрового оборудования определяют характер игры (индивидуальный или коллективный), форму игры, количество задействованных участников. Игрушка со строго фиксированным функциональным назначением устанавливает определённый набор ролевых действий с предметом. Использование такой игрушки, как правило, ограничено индивидуальным пользованием и лишает потенциальных участников игры возможности «приписать» игровому предмету различные свойства, обусловленные сюжетным наполнением игры. По мнению педагогов и психологов, в частности О.А. Степановой, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко, в детских играх должен присутствовать «полифункциональный игровой материал, т. е. предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики и т. п.), так как готовая игрушка во многом тормозит проявление детской фантазии» [9, с. 22].
Игрушки для сюжетных игр
Игра — самая естественная деятельность ребёнка. С раннего возраста игра становится и самой любимой его деятельностью.
Цель игры: развивать игровой опыт каждого ребёнка; помогать детям в осваивании окружающего мира; побуждать детей к первым творческим проявлениям; воспитывать у ребёнка стремление к игровому общению со сверстниками.
Игрушкам и игровой деятельности детей уделялось большое внимание ещё в древности.
Изготавливали игрушки из любых подручных материалов: сначала из кости, дерева, глины растений, позднее из ткани, стекла кожи и железа. Помимо выполнения игровых функций, игрушки были связаны с различными формами религий в качестве оберегов, а также как часть различных ритуалов.
С древних времен известны погремушки, трещотки, фигурки животных (коров, собак, кошечек и др., куклы, мячи, волчки). В древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения «Крокодил», «Тигр», «Месильщик текста». Популярными игрушками того времени, особенно в Древней Греции были фигурки коня. в археологических раскопках находят так же кони — каталки, сделанные в V в. до н. э.
По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизации, что говорит о высоком профессионализме мастеров.
Известно так же и о различиях в выборе игрушек у детей разного пола. Мальчики играли деревянными мячами, щитами и лошадками. Девочки предпочитали кукол. Сложность изготовления кукол была различной — от простого чурбанчика без рук, без ног, до кукол с плечевыми, локтевыми и коленными суставами причёской и сложно вырезанным туловищем. С тех времён существуют и куклы-марионетки. В ходе раскопок часто находили миниатюрные наборы посуды, которые, вероятно, предназначались для игр с куклами.
Куклы были традиционными и в русских семьях. Причём играли тряпичными куклами и девочки, и мальчики до 7–8 лет и только потом их игры начинали строго разделять.
Игры и игрушки, перетерпев ряд изменений, сохранили популярность и в наши дни, оказывая влияние на детское развития.
В современных детских садах и школах игра выступает как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков.
По мере взросления ребёнка игра видоизменяется и усложняется. От рождения до 2–3 лет преобладают игры — манипуляции. В них дети совершают с предметами и игрушками различные действия — манипуляции, например трогают, двигают, качают, трясут, кидают предметы, стучат ими.
В игровом наборе у детей этого возраста должны быть мячи, пирамидки, вкладывающиеся друг в друга листочки разных размеров, разноцветные кубики разных размеров, разноцветные кубики, юла, игрушки — неваляшки.
Такие игрушки развивают моторику и мышление ребёнка. Игрушки должны быть яркими и разной формы. Хорошо если в игровом наборе будут присутствовать игрушки, издающие звуки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др.)
К концу третьего года у детей развивается сюжетно — ролевая (творческая) игра. Первые такие игры представляют собой многократно повторяющийся простые сюжетные цепочки из 2–3 действий (например мальчик катает машинку, девочка моет куклу). Дети 2–4 лет в играх ситуациях лечат, кормят, укладывают спать кукол и зверей, готовят еду, совершают поездки на транспорте. Для детей 4–5 лет характерны игры в «Магазин», «Больницу», «Аптеку», «Стройку» и т. д.
Важная роль в становление игры принадлежит сюжетно-образным игрушкам, которые являются как бы вспомогательными и вместе с тем необходимыми средствами изображения. Дети охотно включаются в игру, если наряду с предметами-заместителями представляется возможность использовать реальные предметы: зонты, сумки, одежду, посуду, условные знаки. Так отделы магазина могут быть обозначены соответствующими вывесками (фрукты, овощи, одежда и др.) в качестве изобразительных средств используются и театральные костюмы.
Для осуществления сюжетно-ролевых игр детям необходим следующий набор игрушек.
1. Кукольное семейство: куклы разного пола и возраста. Куклы нужны как девочкам, так и мальчикам, играя и идентифицируя себя с ними, ребёнок усваивает мир человеческих отношений и представлений, строит и создаёт самого себя. Посредствам таких игр дети учатся правильно вести себя в тех или иных ситуациях, у них формируются матрицы поведения, необходимые для правильной социализации и адаптации в обществе. Важно поощрять такие игры, играть вместе с детьми, вести диалог от лица игрушек, создавая различные ситуации.
2. Кукольные принадлежности: кукольная одежда по сезону, домик, мебель, посуда, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доски, счёты, строительные инструменты, телефоны и т. д. Различные застёжки, молнии, пуговицы помогают развитию мелкой моторики. Необходимо помнить, что большое количество излишне детализированных игрушек не оставляет места для детских придумок, сотворения недостающего и развития воображения.
3. Фигурки животных (домашних и диких) кошка, собака, волк, лиса, зайчик, лошадь, медведь и др. Желательно, чтобы они соотносились по размеру между собой и с человеческими персонажами. для формирования правильной картины мира у ребёнка важно, чтобы фигуры животных отражали их реальный облик, а не очеловеченный (на задних лапах, в штанах и рубахах) юмористические и очеловеченные образы понятны позже.
4. Транспортные средства — машины, самолёты, поезда, лодки, вертолёты, автобусы и т. д. Важным моментом при выборе этих игрушек является возможность размещать в них водителя, пассажиров, строительных материалов. А возможность конструирования из обычной машины такой, которая отвечает замыслу игры, развивает гибкость ума, творческие способности, моторные навыки, образное мышление.
5. Материалы для различных сооружений (горка, дома, машины, корабли, больницы и т. д.) — столы, стулья, доски, покрывала и подушки. Хорошо подходят для такого строительства крупноблочные деревянные конструкторы. Сооружения таких конструкций позволяет формировать крупную и мелкую моторику, пространственные представления и волевые качества ребёнка.
6. Подручные средства (тряпочки, камушки, веточки, шишки, жёлуди), которые с помощью детской фантазии могут быть превращены в любые необходимые для игры материалы.
Театральные, пальчиковые игры помогут ребёнку понять и прочувствовать литературные произведения, развивать речь, мелкую моторику и творческие способности детей. Для таких игр подойдут наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, театральные персонажи, куклы — марионетки, куклы для пальчиковых игр, костюмы, элементы декораций, маски и др.
В особую группу входят игрушки — самоделки, стимулирующие развитие творчества, формирующие умение воплощать замысел. Создание таких игрушек дает возможность самовыражения и способствует повышению самооценки у ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте проявляется интерес к игрушкам — забавам, которые развивают чувство юмора и любознательность, вызывают у детей положительные эмоции. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципы действия.
Куклы барби надо использовать с большой осторожностью. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребёнка не на красоте, а в первую очередь на чувствах заботы. По отношениям к куклам девочки должны чувствовать себя мамами, взрослыми. Куклы необходимы для того, чтобы их кормить, лечить, одевать, мыть и т. д. Через барби же транслируется образ жизни, связанной с бесконечными нарядами и развлечениями. Известно так же, что пропорции барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой — комплекс неполноценности приводящий к нервозу.
Игры детей с оружием (солдатики, ружья, автоматы, пистолеты, танки, мечи и т. д.) способствуют выходу внутренней агрессии, скрытой в каждом человеке. Если она выплёскивается через «военные игры», то в реальной жизни ребёнок становится более спокойным и уравновешенным. Однако такие игры обязательно должны сопровождаться комментариями взрослых и иметь определённый сюжет.
Технические оснащенные, электронные и интерактивные игрушки, которые сами двигаются, говорят и поют, служат больше для развлечения, чем для развития.
Игрушки не должны быть работающими копиями взрослых предметов, чтобы оттачивать какие — то полезные навыки из взрослой жизни. Поэтому специфические предметы ему нужны лишь как атрибуты, помогающие войти в роль. В этом случае лучше всего подходят условные обозначения предметов. В руках ребёнка любая палочка может стать и билетиком на поезд и ложкой, и саблей. В этом и проявляется фантазия и свободное творчество ребёнка.
Для ребёнка важно разнообразие, а не количество игрушек. Для того, чтобы игрушки служили инструментом развития ребёнка, необходимо научить детей играть с ними. А активное участие родителей в играх с детьми вообще благоприятно влияет на отношения в семье и на детское развитие.
Литература:
1. Журнал Современное дошкольное образование № 1, 2010 г.
2. Журнал Современное дошкольное образование № 8 (50), 2014 г.
3. Современное дошкольное образование.
4. Современное дошкольное образование № 4 (30), 2012 г.
5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду, составитель Н. В. Нищево.
6. Образовательная область. Социализация. Игра. О. В. Акулова, О. В. Солнцева.
7. Сюжетно-ролевые игры для детей, Издание № 7, Н. В. Краснощёкова.
8. Современное дошкольное образование теория и практика, 6 (48), 2014 г.
9. Журнал Современное Дошкольное образование теория и практика, 3 (45), 2014 г.