Проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе «Я хочу быть здоровым!»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №72» города Магнитогорска
Я хочу быть здоровым!
Проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе
Выполнила: воспитатель
Сайфутдинова Э.Ф.
Магнитогорск, 2019
Актуальность проекта и постановка проблемы
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость
сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют
ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает
рождаемость.
Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных,
социально-экономических, экологических, деятельности системы
здравоохранения.
Согласно данным ВОЗ соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
1. Условия и образ жизни, питание — 50 %
2. Генетика и наследственность — 20 %
3. Внешняя среда, природные условия — 20 %
4. Здравоохранение — 10 %
Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье
также влияют:
питание
качество окружающей среды
тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка)
Из этих данных ВОЗ, очевидно, что первостепенная роль в сохранении,
формировании и укреплении здоровья все же принадлежит самому человеку.
Но все же современный человек в большинстве случаев перекладывает
ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по
отношению к себе, здоровью своего организма. В настоящее время,
укрепление здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого
человека.
В последнее время ухудшилось здоровье жителей России, особенно детей.
По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14%
детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–
40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в
начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в
необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от
общего числа учащихся.
Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами:
наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; рост объема
познавательной информации и умственной нагрузки; снижение двигательной
активности и др.
Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их
функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на
состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции
модернизации российского образования, в том числе его первой ступени –
дошкольного.
Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью –
главная задача не только ДОУ, но и современного образования.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Вашему вниманию предлагаем использовать план работы творческой группы по формированию основ здорового образа жизни воспитанников.
Руководитель творческой группы:
- Колегова Е.М., инструктор по физической культуре
В составе творческой группы работали педагоги:
- Василенкова А.А.., инструктор по ФИЗО
- Лопатина Е.Н., педагог – психолог
- Сорокина Т.В., воспитатель,
- Кандаурова Ю.Н., воспитатель
- Новикова Г.А., воспитатель
- Шабаева Л.В., воспитатель
- Хижняк З.Ф., воспитатель
- Исламова Р.А., воспитатель
Для реализации годовой задачи Учреждения совершенствование сотрудничества детского сада и семьи в решении задач по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, их физического развития, приобщения к здоровому образу жизни творческой группы определены направления:
- повышение профессиональной компетентности педагогов по совершенствованию организации двигательной деятельности в образовательном процессе
- формирование высокой физической подготовленности воспитанников посредством двигательной активности
- использование активных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников
- интерактивное взаимодействие с родителями с использованием раздела «К здоровой семье через детский сад» на официальном сайте Учреждения
С целью повышение профессиональной компетентности педагогов по совершенствованию организации двигательной деятельности в образовательном процессе были проведены следующие мероприятия:
Семинар — практикум «Детская инициатива в двигательной деятельности» (ноябрь). Познакомили педагогов с уровнями и показателями проявления инициативы в двигательной деятельности, с задачей педагога на каждом уровне проявления инициативы. Педагогам было рекомендовано оценить ситуацию в целом по своей группе и исходя из этого создавать условия для проявления детской инициативы в двигательной деятельности. Также на семинаре инструктор по физической культуре, познакомила педагогов с карты-схемы, использования их для развития и совершенствования двигательных навыков и умений, а также проявления детской инициативы в самостоятельной деятельности.
На педагогическом совете (январь) совместно с воспитателями на примере младшего, среднего и старшего дошкольного возраста был предоставлен видеоматериал о проявлении детской инициативы в двигательной деятельности и роли педагога. Также в рамках педагогического совета педагогами был представлен опыт работы «Образовательный терренкур – альтернатива прогулки в детском саду». Данный опыт направлен на оздоровление воспитанников, повышения уровня двигательной активности, совместная познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.
Также были проведены консультации для педагогов:
«Новый формат оздоровительной работы с детьми — геокешинг». Данная технология позволяет организовать и разнообразить оздоровительной работу с детьми. Это инновационная технология, которая позволит решить задачи сразу нескольких образовательных областей: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Консультация, помогла воспитателям в дальнейшей организации летней-оздоровительной работы.
«Советы педагога – психолога: «Как воспитателю общаться с ребенком – провокатором» (отв. Лопатина Е.Н.,).
Формированию высокой физической подготовленности воспитанников посредством двигательной активности способствовали следующие мероприятия:
В ноябре детском саду организована традиционная «Неделя здоровья», каждый день во всех возрастных группах прошли следующие мероприятия: спортивный праздник «День здоровья», «Увлекательное путешествие в страну Здоровья» (старшие группы), Квест – игра «Здоровье – это здорово» (подготовительные группы), «День подвижных игр» (младшие и средние группы), интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему: Знатоки за ЗОЖ (подготовительные группы).
В январе успешно прошли малые зимние олимпийские игры. Каждый день недели Олимпийских игр был посвящен определенному виду спорта, принимали участие воспитанники средних, старших и подготовительных групп.
В феврале с воспитанниками старших и подготовительных групп было проведено развлечение, приуроченное к 23 февраля «Богатырские сражения», с целью воспитания чувства патриотизма, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества.
Продела большая работа по подготовке детей с высоким уровнем физического развития к губернаторским состязаниям. Воспитанники в течении года посещали кружок «ОФП» (общая физическая подготовка). По результатам мониторинга можно отметить, что физические качества улучшились вдвойне, двое воспитанников Андреева Софья и Дерезенко Леонид зарегистрированы на сдачу тестов «ГТО».
Также дети с повышенными физическими способностями принимали участие в городском забеге «Кроха-спринт», где были награждены медалями за призовые места, спортивные соревнования «Осенний марафон» между детскими садами, где воспитанники заняли 1 место. Также был организован выход на «Лыжню России» 2022.
В работе с родителями (законными представителями) воспитанников в течении года использовались активные форм сотрудничества.
Для родителей и детей младшего дошкольного возраста продолжил свою работу родительский клуб «Здоровый малыш», который направлен на педагогическое просвещение родителей в вопросах оздоровления детей. В рамках родительского клуба прошло 3 встречи.
На первом заседании родительского клуба по теме «Роль подвижных игр в оздоровлении детей» проведен мастер – класс по организации подвижных игр, направленных на оздоровление и укрепление здоровья детей. Родителям предложена картотека подвижных игр для использования в домашних условиях. Вторая встреча прошла в дистанционном режиме, для родителей проведен мастер-класс «Изготовление нетрадиционного оборудования для занятия физкультурой в домашних условиях». Заключительная встреча прошла в форме консультации на тему «Совместные игры на воде в летней период.
Эффективной, успешной формой взаимодействия с семьями воспитанников стал конкурс «Семья года», который проводился с целью формирования потребности у детей и взрослых в здоровом образе жизни, в совместных занятиях физической культурой и спортом.
Также в этом году реализована работа интерактивного взаимодействия с родителями с использованием раздела «К здоровой семье через детский сад» на официальном сайте Учреждения.
Родители своевременно и в полной мере получают информацию о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в дошкольном учреждении, её результатах и путях улучшения, рекомендации по физическому развитию и организации занятий физическими упражнениями детей в семье. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, и информация на сайте способствует повышению их физической грамотности.
Проделанная работа творческой группы способствовала совершенствованию сотрудничества детского сада и семьи в решении задач по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, их физического развития, приобщения к здоровому образу жизни.
Руководитель творческой группы: Е.М. Колегова
Следующая > |
Инновационные подходы к здоровьесбережению в ДОО
Инновационный проект: «Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»
Инновационный образовательный проект разработан в рамках реализации Программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10» г. Зима, Иркутской области. Разработчики инновационного проекта: Авторский коллектив – заведующий МБДОУ «Детский сад №10» Е.Ю.Комарова; заместитель заведующего по воспитательно – методической работе О.Н.Кара; учитель – логопед Е.М. Малюченко Актуальность инновационного проекта в системе регионального и муниципального образования. Здоровье нации – одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьезным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Общеизвестно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Как свидетельствует большинство научных исследований, факторы внешней среды в формировании здоровья ребёнка имеют преимущественное значение. Поэтому так важно создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях, т.к. только здоровый ребёнок может успешно усваивать всё то, чему его учат, справляться с предъявляемыми требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться. Это обязывает дошкольные учреждения считать приоритетным направлением своей работы укрепление здоровья детей, предупреждение возможных отклонений в их развитии. В Федеральном законе «Об образовании» один из сформулированных принципов государственной политики в области образования предполагает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Процесс формирования здоровья детей – это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нём пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Педагогическое содействие обеспечению паритета образованности и здоровья детей в воспитательно-образовательном процессе предполагает выявление внешних и внутренних резервов здоровьесбережения дошкольников, создание условий реализации этих резервов в процессе усвоения детьми уровня образованности. Достаточно активно в последние годы проводятся исследования, посвящённые проблеме сохранения здоровья детей. Особое внимание уделяется этому вопросу в научных трудах медиков: физиологов и гигиенистов Л.П. Банниковой, Н.Н. Даниловой, А.А. Минха, Н.И. Обреимовой, Л.Е. Панина, Р.С. Тулинской. Н.А.Фомина. Большую роль играют исследования учёных в области валеологии И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесниковой, Т.В. Кружилиной, Н.И. Куинджи, Т.Ф. Ореховой. Л.Г. Татарниковой, а также исследования, посвящённые разработке здоровьесберегающих технологий в образовании (Б.Б. Егоров, Ю.Ф. Змановский, В.Т. Кудрявцев, Т.А. Тарасова, Л.С. Власова и др.). В этой связи можно сказать, что образованию предъявлен крупнейший социальный заказ, направленный на поиск путей сохранения российского этноса, его здоровья, его трудовой, репродуктивной, валеологической достаточности и, как следствие, выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач дошкольного образования. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит вопрос о совершенствовании работы по реализации принципа здоровьесбережения образовательной деятельности в процессе проектирования содержания дошкольного образования. Реализация принципов здоровьесбережения в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ставит необходимость пересмотра содержательного компонента образовательных программ ДОУ. С целью удовлетворения потребностей в развитии детей дошкольного возраста на основе учета их потенциальных возможностей и особенностей возникает необходимость в развитии вариативности содержания ООП ДО, АООП ДО (в части программы, формируемой участниками образовательных отношений). На уровне ДОУ необходимо вести работу над систематическим обновлением содержания образования на основе мониторинга особенностей развития детской аудитории, спроса родителей на образовательные услуги. Обновление содержательного компонента программы, на основе учета принципа индивидуализации, приводит к возникновению системных изменений и в организационных аспектах деятельности (изменения пространственной предметно-развивающей среды, развитие материально-технического оснащение и методического обеспечения). Таким образом, необходимым стало изучение современных инновационных методик по укреплению и сохранению детского здоровья, особое построение коррекционно-воспитательного процесса, способствующего интеграции детей с ОВЗ. Возникла необходимость повышения компетентности в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей, в том числе и с ОВЗ, совершенствования и обновления развивающей предметно-пространственной среды. Характеристика инновационного проекта Структурные компоненты инновационного проекта Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта-Нормативно-правовыми документами для разработки инновационного проекта выступают следующие документы федерального, регионального и муниципального уровней: Конституция Российской Федерации; Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 г. № 1662-р); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р); Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497); Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ; Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2022 гг.; Профессиональный стандарт Педагог (учитель, воспитатель), утверждённый Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 544н; Концепция социально-экономического развития Зиминского городского муниципального образования до 2020 г. (утверждена решением Думы ЗГМО от 27.01.2011 г. № 155); Муниципальная программа Зиминского городского муниципального образования «Развитие образования» на 2016-2018 г. г. (утверждена постановлением администрации ЗГМО от 28.08.2015 г. № 1566).
Характеристика направленности инновационного проекта-Инновационный проект имеет интегрированную направленность: образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная направленность проекта отражается в совершенствовании содержания ООП ДО (основной образовательной программы дошкольного образования). Воспитательная направленность проекта отражается в совершенствовании и развитии здоровьесберегающей образовательной среды ДОУ, создании условий трансформации ценностей здоровьесбережения в традиции семейного воспитания. Развивающая направленность проекта сосредоточена на создании на базе ДОУ условий для развития дополнительного образования детей средствами физической культуры и детского спорта.
Характеристика основных понятий, используемых в инновационном проекте –
В рамках инновационного проекта мы исходим из следующих определений понятий. Здоровье – рассматриваем как комплексные категорию, характеризующуюся переживанием состояния физического, психического, социального и нравственного благополучия (в интерпретации ВОЗ). Основные компоненты здоровья: 1. физическое – уровень роста и развития органов и систем организма; 2. психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта; 3. социальное – адаптация к социальной среде, социализация личности с учетом возраста; 4. нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно -информативной сферы жизнедеятельности. Здоровьесберегающие технологии – рассматриваем как систему мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровеьсберегающие образовательные технологии – совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога (в интерпретации Н.К. Смирнова). Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду /Г.М. Андреева/. Адаптация к социуму – это вхождение человека в социальную среду и его приспособление к культурным, психологическим и социальным факторам. Важнейшим микросоциумом, кроме семьи, является дошкольное образовательное учреждение, которое включает различные сферы деятельности детей: общение в детском коллективе, учебную, игровую, двигательную, трудовую сферы. Развитие детей в условиях ДОУ происходит посредством интеграции деятельности специалистов ДОУ и внешних образовательных структур через организацию дополнительных услуг.
Концептуальные основы инновационного проекта
• признание самоценности детства как важного этапа в жизни подрастающего человека, концептуальные идеи о взаимообусловленности процессов формирования здоровья детей и обеспечение их успешной социализации и адаптации к социуму /В.П. Лебедев, В.А. Орлов, В.А. Ясвин, Г.М. Андреева/; • опора на комплексные гуманитарно-естественнонаучные исследования психического развития ребенка и психического здоровья в контексте причинно-следственной связи /И. Дубровина/, определение здоровья – как образовательного продукта /В.А. Орлов, В.И. Панов/; • учет гуманистические идеи /А. Маслоу/ о психическом здоровье как стремлении к гуманистическим ценностям; • опора на психофизиологические основы организации образовательной деятельности, внедрение принципов психодидактики /В.И. Панова, Е.Д. Дзятковской, А.В. Сименович, Ю.В. Микадзе/.
Актуальность реализации инновационного проекта на уровне ДОУ По данным мониторинга соматического здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников ДОУ. По результатам медицинского осмотра воспитанников преобладает I группа здоровья, как у девочек, так и у мальчиков. Девочки 74%, мальчики 61 %. Со II группой здоровья девочек 26 %, мальчиков 37%, есть один ребенок с III группой здоровья 2%. При оценке физического развития можно отметить, что в целом у девочек и мальчиков преобладает средне-нормальный уровень развития. Девочки со средне-нормальным уровнем физического развития составляют 73%, высокий уровень физического развития представлен у 16% девочек. Мальчики со средне-нормальным уровнем физического развития составляют 77 %, высокий уровень физического развития выявлен у 17% мальчиков. Уровень физической подготовленности детей (по данным диагностики выпускников ДОУ) составляет в пределах от 75-80% по усредненным показателям в динамике за 3 года. По данным мониторинга психологической зрелости, показателей адаптации и социализации воспитанников ДОУ. По данным психолого-педагогического обследования в динамики от младшего, среднего и старшего возраста наблюдается следующая динамика. В младшем дошкольном возрасте в период адаптации детей к детскому саду нормативные показатели психологической зрелости составляют не более 35%. Эти дети демонстрируют трудности сформированной КГН, трудности вхождения в социальное сообщество со сверстниками. В среднем возрасте показатель психологической зрелости возрастает на 10-15%. Основные трудности детей проявляются в незрелости речевой деятельности, снижении показателей эмоционального интеллекта. В старшем дошкольном возрасте наблюдается наибольший прогресс в развитии ребенка. Дети, проявляющие показатели психологической незрелости, трудностей адаптации и социализации составляют от 5 до 15%. В основном трудности этих детей связаны с незрелостью когнитивных процессов. По данным мониторинга сформированности здоровьесберегающей позиции педагогических работников ДОУ. Показатели сформированности здоровьесберегающей позиции педагогических работников характеризуются устойчивым интересом к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей как образовательному результату. В тоже время, в качестве основных трудностей педагогические работники отмечают проблему выбора эффективных методов и приемов, обеспечивающих реализацию здоровьесберегающих технологий на уровне ДОУ. По данным мониторинга сформированности здоровьесберегающей позиции родителей воспитанников ДОУ: Родители воспитанников ДОУ отмечают ценность здоровья собственных детей как наивысшую. В тоже время, здоровьесберегающая компетентность у 70% родителей не сформирована, что выражается в скудности знаний правил сохранения и укрепления здоровья детей, плохой ориентировке нормативных показателей психофизиологического развития детей, в несформированности навыков и опыта организации здоровьесберегающего пространства в условиях семейного воспитания.
Содержание инновационного проекта
Образовательный проект предусматривает реализацию серии взаимосвязанных мероприятий образовательной, воспитательной и развивающей направленности. Система мероприятий по реализации принципа здоровьесбережения образовательной деятельности в процессе проектирования содержания дошкольного образования. В контексте данного направления предусмотрена работа педагогического коллектива над совершенствованием содержания и системы оценки качества реализации ООП ДО и АООП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений с позиции усиления здоровьесберегающей и здоровьеформирующей позиции. Предусмотрена разработка и реализации парциального образовательного модуля «Здоровые дети». В рамках освоения данного образовательного модуля детям дошкольного возраста будет предоставлена возможность овладения элементарными навыками саморегуляции функциональных состояний (страх, тревожность, снижение работоспособности), навыками ведения ЗОЖ и безопасного поведения в условиях детского сада и дома. Для детей с ОВЗ, в рамках реализации АООП ДО предусмотрена введение парциального модуля «Ритмопластика». Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста: 1) технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая; 2) технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС); 3) коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. Система мероприятий воспитательной направленности ориентирована на формирование здоровьесберегающей компетентности у всех участников образовательных отношений. В работе с детьми предусмотрена разработка и внедрение здоровьесберегающих режимов дня на основе индивидуальной и групповой диагностики функциональных возможностей, показателей работоспособности. Создание ППРС различной функциональной направленности (зоны релаксации, зоны активной деятельности, рабочей зоны, игрового пространства различной двигательной активности). В работе с педагогическими работниками внедрение программы «Школа здоровья педагога». Целевая направленность – формирование осознанного отношения к ценности своего здоровья, ценности здоровья детей. Формирование навыков и опыта сохранения и укрепления здоровья посредством доступных средств. В работе с родителями воспитанников внедрение на базе ДОУ программы «Здоровый ребенок в семье». Целевая направленность – формирование осознанного отношения к ценности своего здоровья и как следствие обеспечения ценности здоровья своих детей. Формирование навыков и опыта сохранения и укрепления здоровья посредством доступных средств. Система мероприятий развивающей направленности. Создание условий для реализации программ дополнительного образования с детьми средствами физической культуры и детского спорта. Программы дополнительного образования сезонной направленности: зимние виды спорта (элементы зимних видов спорта – сноубординг, лыжный спорт, фигурное катание, хоккей, санный спорт), летние виды спорта (элементы летних видов спорта – футбол, гандбол, легкая атлетика, езда на велосипеде, теннис).
Ожидаемые результаты инновационного проекта 1) положительная динамика показателей здоровья воспитанников ДОУ, снижение заболеваемости, повышение показателей адаптации и социализации воспитанников в соответствии с возрастными особенностями; 2) развитие вариативности содержания, форм, методов, средств, технологий организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста (наличие вариативных образовательных моделей здоровьесберегающей направленности в рамках основного общего дошкольного образования, программ дополнительного образования для разных категорий детей, интенсификация основного образования, внедрение вариативных здоровьесберегающих технологий с учетом психофизиологических возможностей детей); 2) увеличение количества детей (в том числе детей с ОВЗ), включенных в освоение программ дополнительного образования различной направленности с учетом потребностей, интересов и возможностей детей; 3) повышение качества готовности детей к школьному обучению (в том числе детей с ОВЗ); 4) развитие сетевых форм реализации образовательных программ, с привлечением образовательных, общественных организаций, организаций культуры и спорта, здравоохранения, представителей различных сфер бизнеса; 5) повышения уровня профессиональной компетенции и профессиональной квалификации педагогических работников; 6) увеличение количества педагогов, включенных в реализацию инновационной деятельности ДОУ, в том числе участие в профессиональных конкурсах, обобщение опыта педагогической деятельности; 7) удовлетворенность участников образовательных отношений качеством дошкольного образования; соответствие профессиональной деятельности педагогических работников требованиям профессионального стандарта. 9) повышение уровня здоровьесберегающей компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей
Из опыта работы воспитателя ДОУ по здоровьесбережению детей младшей группы
Из опыта работы по здоровьесбережению детей младшего дошкольного возраста.
Автор публикации: Зинаида Аркадьевна Старцева, воспитатель МБДОУ «Детский сад №40» п. Майский, Пермский край.Назначение материала: В течение дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей своей группы, начиная с утреннего приёма и заканчивая уходом детей с родителями домой. Моя работа будет интересна воспитателям детских образовательных учреждений, родителям. Всем, кто любит детей, кто заинтересован в сохранении и укреплении здоровья малышей. Материал можно использовать для сообщений на родительском собрании, в качестве консультации для родителей. Описание: предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по здоровьесбережению детей в младшей и средней группе детского. «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В. А. Сухомлинский. В течение дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей своей группы. Начнём с утреннего приёма: приветствие, улыбка, ласковое обращение по имени к ребёнку, в эти первые минуты воспитателю очень важно: выразить свою радость от прихода ребёнка в группу. Удивиться, восхититься, любой мелочи (красивому платьицу, новой шапке, погоде на улице), создавая тем самым благоприятный эмоциональный фон; далее видя настроение ребёнка, воспитатель осуществляет индивидуальный подход, предлагая ребёнку: совместную деятельность, индивидуальную работу, включение в игру со сверстниками ярко иллюстрированную книгу, или просто подремать, сидя на диванчике. В восемь часов детей собираю в спальне. Своего рода уединение, утренний круг. Стулья ставим по кругу, или садимся на коврик (в зависимости от температуры воздуха), чтобы видеть глаза друг друга, начинаем пальчиковые игры, которые тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, развивают пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции: «Доброе утро» Придумано кем-то просто и мудро пальцы обеих рук поочередно «встречаются»
При встрече здороваться: «Доброе утро!»,
пальцы обеих рук соединяются в «замочек»
«Доброе утро!», солнцу
пальцы обеих рук широко расставлены, как солнечные лучики
и птицам,
кисти рук изображают «птицу»
«Доброе утро!», улыбчивым лицам,
ладони «полочкой» сложены под подбородком, на лице улыбка
И каждый становится добрым, доверчивым
обеими руками гладим себя по голове
Пусть доброе утро длится до вечера.
рисуем руками высокий и широкий полукруг над головой«Здравствуйте» «Здравствуйте», — ты скажешь человеку! правая рука вперёд открытой ладонью вверх
«Здравствуй», — улыбнётся он в ответ
левая рука накрывает правую, образуя »замочек»
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
руки «в замке», покачиваются влево-вправо
А здоровым будет много лет!
рисуем руками высокий и широкий полукруг над головой
. Слова этих пальчиковых игр создают доброжелательного настрой на предстоящий день. Пальчиковые игры плавно перетекают в самомассаж: Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха здоровьесбережения.
Растираем, разминаем, надеваем колечки на каждый пальчик правой руки, проговаривая
Этот палец самый сильный, самый толстый и большой,
(большой палец)
Этот палец для того, чтоб показывать его,
(указательный палец)
Этот палец самый длинный, он стоит посередине,
(средний палец)
Этот пальчик безымянный, ох, избалованный самый,
(безымянный палец)
Этот пальчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
(мизинец)
Чтобы размять пальчики левой руки, используем другую пальчиковую игру:
«Утро» Утро настало, солнышко встало! Эй, братец Федя, разбуди соседей! Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Серёдка! Вставай, Сиротка! И ты, Крошка-Митрошка! Привет, ладошка!
Самомассаж. «Строим дом» Строим, строим, строим дом, (большими пальцами обеих рук растираем энергично крылья носа,до лба)
и с окошком,
(указательным пальцем «колем» кончик носа)
и с трубой
(большим пальцем энергично растираем лоб сверху вниз, снизу вверх)
из трубы идёт дым
(большим пальцем энергично растираем лоб слева-напрвао, справа-налево)
бровки пощипали; по носику постучали
(указательными пальцами «стучим» по крыльям носа, произнося долго звук «ммм»)
«Колючка»:
(проговариваем шутливо: «я вас дети уколю» указательным и большим пальцами, колем перегородку носа)
«Нет, нет, нет,»,
(колем точку под носом)
«Нет, нет, нет,»,
(колем точку под нижней губой)
«Кошечка»: «мяу, мяу»
(мягкими ладошками нежно поглаживаем шею впереди снизу вверх)
«Разбудим косточки»,
(энергично растираем ярёмную ямку)
и приговариваем«Доброе утро, косточки, пора вставать!» «Не хотим!» »Надо!» «барабаним»
(кулачками по грудине, массируя точку иммунитета)
«Парад красных ушей»
(энергично растираем уши до красна)
«Ослик»
(тянем уши вниз за мочки)
«Зайка»
(тянем уши вверх)
«Обезьянки»
(тянем уши назад)
«Чебурашка»
(тянем уши в стороны)
«Мартышка»
(тянем уши вперёд)
«Бабочка»
(указательный пальчик сверху за ушком, большой пальчик снизу,соединяем пальчики легко хлопая ушками)
«Слон»
(четыре пальчика за уши и медленно хлопаем ушами)(Средний пальчик постучал по козелочкам)
«Пельмешки готовы?» «Защипываем пельмени»
(защипываем, как пельмешки края ушей, снизу вверх)
«Чистим уши»
(указательным пальцем тщательно проминаем уши изнутри, проминая все ямки)
«Вилочка»
(указательным за ухом, средним пальцем впереди растираем уши)
«Похлопали от радости»
(хлопки ладонями по ушам)
«Стряхнули водичку»
(мизинчиком «стряхнули водичку с ушей»)
«Погладили ушки» «Гусеничка»
(пальчики «побежали», по рукам, начиная с кистей до шеи, гладим шею сзади, голову и приговариваем,) мальчики:
«Я молодец, я удалец, я сильный, я смелый, я ловкий, я умелый»
Девочки:
« Я умничка, я разумничка, я хорошая, я пригожая, я добрая, я нежная» Самомассаж выполняемый ребёнком улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует физическому укреплению ребёнка, и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж — это профилактика простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Артикуляционная гимнастика. Простые игровые упражнения (с одновременным проговариванием стишков) для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Если позволяет время: игры «Подарки», «Добро по кругу», «Поделись словечком» — дарим друг другу добрые слова. Настрой на предстоящий день: что будем делать, когда, с кем. Далее утренняя гимнастика вновь положительный настрой на день, а также у детей формируются ритмические умения и навыки, благодаря музыкальному сопровождению. Умывание водой комнатной температуры, своего рода закаливающая процедура и массаж ладошек, пальчиков.
Завтрак, обед, полдник, любой приём пищи это короткие беседы о пользе продуктов, из которых приготовлены блюдо и повторение правил этикета.«Овощи и фрукты – полезные продукты»; «Пейте, дети, молоко, будете здоровы»; «Кто хлеб бросает, тот силу теряет» Полоскание каждым ребёнком после приёма пищи горлышка и ротика водой комнатной температуры, профилактика кариеса, закаливание горла.
Далее самостоятельные игры, в ходе которых реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении.
Физкультурные, музыкальные занятия также проходят в движении, в игровой форме. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка. Продуктивная деятельность способствует развитию навыков пальчиковой умелости, самостоятельности, мышления, внимания, уверенности в себе, в своих силах. «Я могу»; «Я научусь»; «Каждый имеет право на ошибку». Гимнастика для глаз. Просмотрели вверх, на потолок, вниз, пальчик к носу- смотрим близко, пальчик далеко- посмотрели далеко, и ещё дальше в окно. . Высоко- низко, далеко- близко. Физминутки способствуют снятию усталости, напряжения, переключения на другой вид деятельности, расслабляют.
Общие игры: хороводные, игры малой подвижности укрепляют социальное здоровье. Прогулка способствует оздоровлению организма детей: свежий воздух, плюс солнечные ванны, плюс движение, общение друг с другом, общение с природой, наблюдение за явлениями природы, объектами живой и неживой природы, игра, трудовые навыки, игры с природным материалом (снегом, листьями, водой,веточками, песком), закаливание.
Одевание, раздевание – наработка навыков самостоятельности, аккуратности, самоутверждение: «Я могу, я умею», навыков взаимопомощи: «Можно я тебе помогу?», умения обратиться с просьбой, умения договариваться. Всё это способствует укреплению социального здоровья детей. Дневной сон способствует расслаблению, отдыху, сохранению, укреплению физического и психического здоровья. Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, его выполняют только те дети, которые проснулись на данный момент. Так как постепенный подъём никто не отменял. Подъём с поглаживанием, с девочками договариваемся, какую причёску будем делать, расчёсывание волос также способствует оздоровлению организма. Затем обширное умывание: руки до локтей, лицо, уши, шея). После полдника массаж ладошек грецкими орешками, упражнения для профилактики плоскостопия, воспитания правильной осанки, Для профилактических целей каждым родителем были изготовлены «волшебные следочки» с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по ним в любое свободное время. Такая дорожка прекрасно массажирует ступни детей, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом. Кроме того, подлезаем в воротики, тянемся к нашим сосулькам-змейкам, подвешенным у потолка. Осенью тянулись вверх к листочкам, зимой вытягиваемся вверх, тянемся к снежинкам, а весной и летом к Солнышку!. Серия игровых занятий «Здоровейка» также является одним из здоровьесберегающих компонентов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Мною разработан цикл занятий по валеологическому воспитанию дошкольников и формированию представлений о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволяет повысить интерес детей к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. «Я здоровье берегу! Сам себе я помогу» Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья. В вечернее время после чтения сказок, дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Наши дети используют персонажей кукольного театра, самостоятельно организуют ролевые игры, в которых перевоплощаются в разных сказочных героев.
Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Для психического здоровья детей как раз необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Соблюдение гигиены в течение дня также способствует сбережению здоровья детей. Такие факторы, как выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима питания, режима дня. Предметно-пространственная развивающая среда физкультурного уголка (скакалки, гантели, кегли, кубики пластмассовые, мячи разных размеров, кольцеброс, массажёры, палочки, флажки, ленты, «снежки», воротики) также является средством сбережения здоровья детей, так как способствует развитию личности ребёнка, является источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает физическую активность детей, является основой для их самостоятельной двигательной деятельности.
Общение с родителями в вечернее время. Дети радуют родителей своими работами по рисованию, аппликации, лепке, конструированию, делятся своими успехами. Одобрение родителей ещё один фактор эмоционального здоровья ребёнка. Информационная работа с родителями через папки раскладушки, папки-передвижки, информационные стенды, родительские собрания, консультации, беседы в течение утреннего приёма и в вечернее время, также является здоровьесберегающим фактором.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения: 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим только добра!
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма»
Развитие творческих способностей у дошкольников Проект в подготовительной группе «Отчего идет дождь» Организация двигательной активности у детей младшего возраста на прогулке в зимний период
Похожие статьи:
Включение музыкальных физкультминуток в НОД и режимные моменты ДОУ
В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетической направленности «Умелые руки» для детей седьмого года жизни
Как подготовить руку ребёнка к письму
Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
- смене вида деятельности;
- предупреждении утомляемости;
- снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
- активизации кровообращения;
- активизации мышления;
- повышении интереса детей к ходу занятия;
- создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- улучшить работу внутренних органов;
- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
- тренировать дыхательный аппарата;
- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- повысить защитные механизмы организма;
- восстановить душевное равновесие, успокоиться;
- развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
- осязательных ощущений;
- координации движений пальцев и рук;
- творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
- массаж;
- действия с предметами или материалами;
- пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
- снятия напряжения;
- предупреждения утомления;
- тренировки глазных мышц;
- укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
- проведение психофизической разрядки;
- развитие познавательных психических процессов;
- нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
- коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
- этюдов с использованием мимики и пантомимы;
- этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
- этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
- восполнение «двигательного дефицита»;
- развитие двигательной сферы детей;
- укрепление мышечного корсета;
- совершенствование познавательных процессов;
- формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
- проявить эмоции, переживания, фантазию;
- самовыразиться;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- избавиться от страхов;
- стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
- улучшение самочувствия и настроения детей;
- профилактика простудных заболеваний;
- решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
- фитотерапию;
- цветотерапию;
- музыкотерапию;
- витаминотерапию;
- физиотерапию;
- гелиотерапию;
- песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.