Игры и задания по теме «Дикие животные наших лесов» для детей старшей и подготовительной к школе группе


LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Татьяна57

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки,соболь, норка, крот, берлога, шатун. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый. ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ СЕМЬЮ: Медведь, медведица, медвежонок. Заяц, зайчиха, зайчонок… ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ: Бурый, косолапый, неуклюжий — … Серый, зубастый, страшный — … Хитрая, пушистая, рыжая — … НАЗЫВАТЬ МАМУ: Медвежонок у медведицы, лисенок у …, зайчонок у … КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ: Лиса – тявкает, медведь – рычит, волк – воет… КТО ГДЕ ЖИВЁТ: В норе живет – лиса. В берлоге — … В логове — … В дупле — … КОМУ ЧТО ДАДИМ: Мясо – волку, малину -…, мёд — …, морковку — …, орехи — … ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ К ГЛАГОЛУ: Охотится — … Крадется — … Воет — … Кусается — … Скачет — … Хитрит — … Переваливается — … ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: Волк (какой?) -…. Лиса (какая?) — … Ёж (какой?)- … ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ: Медведь (что делает?) — … Лиса (что делает?) — … Заяц (что делает?) — … ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? След – волчий, лисий, заячий… Уши – медвежьи, заячьи, беличьи… Голова – лосиная, ежиная, волчья, лисья… ОБРАЗОВЫВАТЬ НОВЫЕ СЛОВА С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК: Ходит — переходит, отходит, обходит, проходит, входит, заходит, сходит, находит, уходит, подходит, доходит, приходит, выходит, переходит. СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ. Как называется? Где живет? Какое у него жилище? Какой внешний вид? Какие повадки? Чем питается? Как добывает пищу? Какие у него враги? Как защищается? Как зовут детеныша?

Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята. Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата. Волк –хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной. Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном. Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ». Этот зверь живет в бору, У стволов грызет кору. Летом в шубке серенькой, А зимою — в беленькой. (Заяц) — Что весной кушает заяц? (траву, листочки). Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) -Что ест медведь? (корни, травы, жуков, мышей, зайцев). Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, И в рыжей шубке — летом. (Белка) — Чем кормится белка? (шишками, орехами). Всю зиму между елками Проспал мешок с иголками. «Ф-ф.ф — хватит спать, Пора вставать!» (Еж) — Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами). Серый и зубастый. Воет в день ненастный: «У-у-у.,.» (Волк) — Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, овец). Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) — Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев).

«Животные дикие и домашние»

1. Введение в ситуацию.

Дидактический задачи: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Утром, заходя в группу дети видят игрушки животных (кошку, собаку, волка, лису, зайца, медведя, корову, овцу и т.д). Спрашивают у воспитателя, почему у нас так много животных? Откуда они?

Воспитатель: этих животных нам отдали, но я не знаю, что с ними делать. Как вы думаете, что можно придумать? Дети: предлагают поиграть с животными.

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: Актуализировать знания детей о животных.

Проводится игра «Дикие и домашние животные»

Дидактические задачи: закрепление знаний детей о животных. Умение их классифицировать.

Проводиться зарядка с дикими и домашними животными.

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение, координацию движения.

Под музыку дети выполняю движения, показывают (изображают) животных.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

  1. Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о животных их среде обитания;
  2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель: я вам предлагаю вам построить домики для животных. Как вы думаете, какие дома мы им построим? Вспомним с вами, где живёт кошка? Где живёт корова? Где живёт лиса? И т.д.

Ответы детей: дом, нора, конура, лес и т.д.

Воспитатель: а мы можем построить дом один на всех?

Ответы детей: Нет

Воспитатель: Почему?

Ответы детей: дикие животные живут в лесу, а домашние рядом с человеком.

Воспитатель: предлагаю вам разделится на группы. Одна группа будет строить среду обитания для домашних животных, другая для диких.

4. «Открытие» нового знания.

Дидактическая задача:

  1. Организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции — ана­лиз, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, инициатив­ность, творческие способности, речь.

Воспитатель объясняет детям, у каждого есть свой дом, своя кровать, свои игрушки. Вот и мы с вами построим макет для наших животных. Для домашних животных мы построим хлев, поставим изгородь, посадим во дворе деревья и цветы.

А для других лес, норы, реку.

Ответы детей: дети с помощью педагога выполняют задания.

Воспитатель: наши макеты готовы, как вы думаете, куда лучше всего их поставить?

Дети: в уголок природы.

Воспитатель: вы можете подойти и поиграть с ними в любое время.

Художественное творчество «Чем покормим животных»

Дидактические задачи: развивать воображение, творческие способности.

Дети самостоятельно рисуют, продукты которым будут кормить животных. (капусту, морковку, хлеб, воду в ведре и т.д)

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.

Дидактическая задача:

  1. Закрепление у детей нового знания.
  2. Тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Воспитатель: ой, что то наши животные заболели, как вы думаете почему?

Дети: мы их плохо покормили, они простыли и т.д

Воспитатель: кто знает, какой доктор лечит зверей?

Прочтение книги «Доктор Айболит»

Дидактическая задача: использование нового знания совместно с ранее полученными.

Воспитатель: а наших животных он вылечит?

Ответы детей: нет (да)

Воспитатель: правильно, конечно вылечит, даст им малину, лимон, мед, ромашку, липу.

Театрализация детей «Доктор Айболит»

Дидактическая задача: создать условия для развития воображения, умение играть роль, доводить начатое дело до конца.

6. Осмысление.

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей, что они делали в течении дня, и создать ситуацию успеха.

Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего?

Дикие животные леса

Заяц

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца — это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Лиса

Лиса — дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса — хищный зверь. Основная еда лис — насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Волк

Волк — животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Ёж

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Бурый медведь

Бурый медведь — дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей — ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо — полакомится яйцами, найдет улей диких пчел — поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Белка

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Животные пустыни

Верблюд

Верблюды живут в пустыне и полупустыне. Жилище они не строят. Питаются травой (и сухой, и свежей), веточками деревьев, верблюжьей колючкой, эфедрой, полынью, жуют веточки саксаула. Верблюд накапливает в горбах питательные вещества, поэтому подолгу может обходиться без еды.

Фенек

Фенек живет в пустынях и полупустынях. Он роет себе нору в песке. Фенек всеяден. Питается насекомыми, ящерицами, яйцами птиц, мелкими грызунами, кореньями растений, которые удается выкопать в пустыне.

Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>

На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.

А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах:

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных:

белка, дупло, лиса, нора, еж, заяц, волк, логово, лось, медведь, берлога, рысь, лес, олень, рога, копыта, туловище, клыки, шерсть, мех, иголки, шкура, пасть, лапы, брюхо, когти;
глаголов:
добывать, прыгать, рыскать, выть, рычать, пищать, реветь, охотиться, прятаться, тявкать, фыркать, учить, охранять, сосать, петлять, лакомиться;
прилагательных:
крупный, мелкий, лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, красивый, острые, полосатый, могучий, гибкий, неповоротливый, осторожный, хищный;
наречий:
быстро, ловко, медленно, опасно, страшно.

Учим ребенка составлять загадки-описания про диких животных

. Первыми словами в загадке обязательно должны быть слова: это животное. Следующими словами может быть уточнение размера животного (крупное, мелкое, небольшое и т.п.). Затем надо рассказать о характерных особенностях внешности (пушистый, мохнатый, колючий, неуклюжий), чем питается животное.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]