Виды и значение сюжетно-ролевых игр в разном возрасте

Как быстро взрослеют наши дети! Кажется еще вчера малыш с трудом удерживал в маленьких ручонках погремушку и с интересом наблюдал за движением мобиля, а сегодня он уже укладывает спать свою куклу, смешно копируя ваши слова и интонации. Это значит, что пришла пора сюжетно-ролевых игр. Их значение в развитии детишек очень велико. Они учат оценивать поступки, осознавать себя частью коллектива, быстрее усваивать правила поведения. О том, какие виды сюжетно-ролевых игр бывают и какое значение они имеют для дошкольников — читайте в нашей статье.

Виды сюжетно-ролевых игр

Когда заходит разговор о сюжетных играх, многим на ум приходят только «дочки-матери» или «войнушка». Это действительно одни из самых распространенных развлечений, но далеко не единственные. Детская фантазия способна моделировать сотни вариантов своеобразных «театрализованных представлений», где каждый может примерить на себя понравившуюся роль, передать ее особенность и характер. Сюжетных игр очень много, их можно разделить на несколько групп: постановочные, общественные, бытовые, патриотические и основанные на сюжетах литературных произведений. Рассмотрим подробнее каждый вид.

Постановочные

В таких играх ребенок сам придумывает сценарий и, как правило, говорит за всех участников постановки. За основу берутся сказки, мультфильмы или реальные жизненные ситуации. Дети учат кукол действовать в соответствии с возложенной на них ролью, наделяют их воображаемыми характерами. Постановочный тип можно обозначить одной фразой — «Сам себе режиссер».

Общественные

Этот тип развлечений отражает трудовую деятельность людей. Для этих забав темы берутся из окружающей жизни и основаны на тех знаниях, которые ребенок успел получить. Больница, детский сад, школа, почта, парикмахерская, цирк, театр, строительство домов, полиция, пожарные — список можно продолжать бесконечно. Такие занятия, чтобы стать полноценными, требуют специальных «реквизитов»: тематических наборов для врача, полицейского или пожарного, инструменты для создания причесок, кубиков для возведения сооружений.

Бытовые

Малыши очень любят играть в семью. Они с удовольствием нянчат, воспитывают «детей», устраивают праздники, дни рождения. Часто в процессе игры, через кукол, ребятишки высказывают то, что их волнует или тревожит, показывают отношения в своей семье. Присмотритесь и прислушайтесь к тому, что говорит ребенок и какие эмоции он при этом испытывает. Может пришла пора скорректировать свое поведение и убрать негативные моменты из общения с окружающими. Ведь оказывается, «неразумное» дитя все понимает и очень переживает.

Патриотические

Трудно найти мальчугана, который бы не любил поиграть в войну, почувствовать себя героем, сражающимся с врагами. Такие забавы необходимы для воспитания мужских качеств характера, знакомства с понятиями «честь», «долг», «совесть», «отечество». Конечно, для развлечений подобного рода понадобится целый арсенал оружия: от средневековых мечей до современных бластеров. Чем разнообразнее будут орудия, тем больше сценариев можно предложить маленьким защитникам униженных и оскорбленных. Они смогут стать былинными богатырями и сражаться с «чудищами погаными», храбрыми разведчиками, бесстрашными солдатами времен ВОВ или освободителями неведомой планеты, захваченной злыми монстрами.

Основанные на литературных сюжетах

В этих играх дети проживают целые эпизоды из прочитанных сказок, кинофильмов или любимых мультиков. Они подражают героям и примеряют характер персонажей на себя. Волк и Заяц, черепашки-ниндзя, сказочные принцессы и мужественные воины-освободители — благодаря детскому воображению они легко перемещаются со страниц книг, экранов телевизоров, театральных сцен в квартиры и становятся действующими лицами в сюжетно-ролевых представлениях.

Воспитатели в детском саду зачастую используют дидактические игры, предлагая дошкольникам виды сюжетов, в которые включены элементы обучения правилам поведения в обществе. Такие занятия позволяют быстрее усвоить социальные отношения, характерные для взрослого мира, выработать правильную реакцию на различные ситуации. К примеру:

  • Поиграв в больницу, дети перестанут бояться врачей. Занятия в школе «понарошку» дадут представление о взаимодействии учителя и ученика, правилах поведения на уроках, помогут преодолеть страх перед преподавателем.
  • Вести себя правильно за столом научит игра, действия которой происходят в кафе. Также это развлечение даст знания о том, как красиво сервировать стол и пользоваться незнакомыми приборами.
  • Покупая товары в импровизированном супермаркете, малыши смогут сделать это в настоящем магазине, а также поймут в чем состоит профессия продавца и узнают названия многих продуктов.
  • Изучить правила поведения на улице, познакомиться со светофором, легче в игровой форме, поделив роли инспектора ГИБДД и пешеходов между детьми старшей группы.

Социализация детей — это важная задача, которую легко решить с помощью игровых занятий, но их влияние на ребенка намного глубже. Более детально ознакомится с игрушками по сюжетам сказок можно в соответствующем разделе сайта.

Значение сюжетно-ролевой игры

Независимо от того какие виды сюжетно-ролевых игр предпочтет ваше чадо, они помогут ему подготовиться к переходу на более высокую ступень развития. Такого рода забавы не только увлекают и развлекают, они:

  • Учат соблюдать правила. Детям сложно делать то, что не хочется. Само собой желание следовать правилам не появится. Этому научат сюжетно-ролевые игры, ведь их сущность и состоит в соблюдении норм поведения. Осваивая жизнь взрослых, дети начинают понимать их моральные принципы, мотивацию и цели деятельности. Кроме того, у ребятишек формируется положительное отношение к жизни людей, их поступкам, правилам поведения в обществе.
  • Формируют эмоции. Ребенок отличает фантазию от действительности, это подтверждают его слова «понарошку», «взаправду», «как будто», однако это не мешает ему переживать настоящие эмоции. Игровые занятия выявляют и формируют чувства детей. Представляя себя мамой «маленького ребеночка», которого изображает кукла, девочка не просто повторяет за родителями определенные манипуляции, а любит его по-настоящему. Когда ребенок выступает в роли героя, выполнившего важное задание, он испытывает чувство гордости, ответственности за порученное дело. Эти переживания оставляют глубокий след в сознании, формируют эмоциональный мир малыша.
  • Развивают интеллект. В процессе игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте пробуждается интерес к жизненным событиям, профессиональным занятиям взрослых, появляются любимые герои, которым они стремятся подражать. Зачастую забава не ограничивается одним днем, ее повторяют неоднократно. При этом сюжет обрастает новыми деталями и подробностями. Благодаря этому, мышление детей становится целенаправленным и переходит на более высокую ступень развития.
  • Тренируют воображение. В любой детской забаве присутствует импровизация. Заранее придуманный сюжет наполняется непредсказуемыми поворотами: пойманный вражеский лазутчик оказывается «своим», белые медведи в Арктике очень хотят кушать, а принцессе, собирающейся на бал, срочно требуется нанести макияж. Развитие воображения сказывается на включение в процесс комбинаций из различных жизненных ситуаций, элементов из сказок или театральных постановок.
  • Расширяют словарный запас. Между речью и игрой есть двусторонняя связь. С одной стороны — развлечение развивает и активизирует речь, с другой — увеличение словарного запаса делает сюжет более интересным. Ребенок словом обозначает свои действия, что позволяет ему их осмысливать, дополнять, выражать мысли и чувства. Особенно значительно развитие словарного запаса в «режиссерских» постановках, где приходится говорить за всех героев по-очереди.

Сюжетно-ролевые игры начинают интересовать малышей примерно с трех лет. В этом возрасте детишки уже могут пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и согласно придуманному сценарию. Чем раньше они начнут примерять на себя разные образы, тем быстрее будут развиваться и обогащать свои занятия. Можно увидеть, как меняется сложность развлечений по мере взросления детворы. Больше информации об игрушках и их роли в жизни детей читайте в нашей новой статье.

Организация

Организация ролевой игры также предполагает, что методика взаимодействия игроков может отличаться, в зависимости от возраста. Так, на старших отрядах можно моделировать деятельность во время сражений, медицинских операций и прочее. Для младших ребят характерна такая особенность, что их геймплей во многом квестовый, т.е. подразумевает линейное прохождение заранее подготовленных мастерами событий. Средний возраст может осуществлять любую игровую деятельность, если видит прямую мотивацию к действию. Все это условности, но мастера всегда учитывают возрастные особенности участников своих игр.

Важным элементом в подготовке к деятельности на ролевой игре является этап создания роли. Старший возраст может быстро адаптироваться к игровым условиям и погрузиться в жизнь своего персонажа, даже если та насчитывает несколько листов личной вводной. Основной способ заинтересовать младших ребят – продемонстрировать вид игрового процесса воплоти, чтобы участники могли прочувствовать, чем им может быть интересна ролевая игра. Так, в Нити Ариадны перед началом сюжетно-ролевого взаимодействия участники смены играют в так называемые малые ролевые игры. Они направлены на то, чтобы каждый ребенок смог потренироваться в отыгрыше своей роли, а также понять, что из себя представляет ролевая игра сама по себе.

Уровни сюжетно-ролевой игры: от 3 до 7 лет

Основным показателем развития игры считается ее последовательность: начало процесса, кульминация и логическое завершение. Наблюдение за детьми во время занятий помогает взрослым заметить поведенческое отклонение в раннем возрасте и приложить усилия, чтобы его устранить. Детские психологи находят взаимосвязь между возрастом ребенка, уровнем его развития и сложностью игровой деятельности:

  • 3-4 года. В основном малыши играют со взрослыми, помощь которых на данном этапе довольно значительна. Родители придумывают сюжет, удерживают воображаемую ситуацию, направляют ребят и осуществляют руководство. Нередко детки пытаются играть самостоятельно, но такие занятия, как правило, кратковременны и ограничиваются парой действий: помыть посуду, уложить куклу спать, накормить медвежонка. Дальше сюжет не разворачивается — никто не ест, не хвалит за чистые тарелки и не просыпается. На данном этапе игра должна научить детвору действовать согласно сценарию, развивать фантазию и обогащать словарный запас.
  • 4-5 лет. С этого возраста ребята начинают осваивать простые сюжетные направления, в которых примеряют на себя различные образы: мамы, сестры или врача из детской поликлиники. Они активно взаимодействуют с игрушками, разговаривая за себя и за них. В этом возрасте ребятишки уже могут объединяться в группы (2-3 человека) для совместных занятий. Компания помогает 4-5 летним игрокам развивать коммуникативные способности, учит вести диалог, самостоятельно распределять обязанности и подбирать игрушки.
  • 5-6 лет. Основным направлением игры становятся отношения между людьми, роли которых дети распределяют между собой. Игрушки подбираются под придуманный сценарий. Бытовая тема дополняется трудовой деятельностью и яркими событиями в жизни. Нужно соответствовать характеру и действиям порученной роли. Играя, ребенок развивает умения определять правила и менять сюжет, активизирует диалогическую речь, обогащает свой социальный опыт (узнает правила поведения на дороге, в транспорте, кафе, магазине и т.д.)
  • 6-7 лет. На данном этапе дети действуют осмысленно, осознавая свои отношения с партнерами. Проигрывая сцены, они ревностно следят за соблюдением друзьями общепринятых правил: «Папы так не поступают», «Обед не начинают со второго блюда», «Девочки себя так не ведут» — подобные фразы часто звучат в компании детей старшего дошкольного возраста. На первый план выходят творческие сюжетно-ролевые забавы с захватывающими сюжетами, содержанием, новыми героями, сказочным миром. Детвора сама готовит декорации и атрибуты, подбирает игрушки, добавляет в сценки элементы танца, пения.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника и занимает важное место в его жизни. Малыши переносятся из повседневной рутины в воображаемую ситуацию, примеряют на себя интересные роли, используют образы и фантазию для действия в игровом пространстве. Взрослые же в это время получают в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребенка, его поступки и характер. О пользе деревянных игрушек можно прочитатья в статье — «Деревянные развивающие игрушки: особенности и польза для детей».

LiveInternetLiveInternet

Младшая группа

Перечень игр:

1квартал: «Семья»

,
«Детский сад»
,
«Магазин»
,
«В гостях у матрешки»
,
«Кукольный спектакль»
,
«День рождения Мишки»
,
«Автобус»
,
«Уложим куклу спать»
,
«Мойдодыр в гостях у ребят»
,
«С куклой Соней на прогулку»
,
«Час обеда подошел»
.

2квартал: «Больница»

,
«Парикмахерская»
,
«Большая стирка»
,
«На празднике елки»
.

3квартал: «Магазин игрушек»

,
«Пароход»
,
«Зоопарк»
,
«Шоферы»
,
«Разговор по телефону»
.

Остальные игры с усложнением.

Средняя группа

Перечень игр:

1квартал: «Моряки»

,
«У зубного врача»
,
«Прачечная»
,
«Овощной магазин»
.

Остальные игры с усложнением.

2квартал: «Салон красоты»

,
«День рождения мишки Винни-Пуха»
, (Карлсона,
«Театр»
,
«Экскурсия в музей»
,
«Кукольный театр»
,
«Столовая»
,
«Концерт для кукол»
.

3квартал – все игры с усложнением.

Старшая группа

Перечень игр:

1квартал: «Кондитерская фабрика»

,
«Магазин»
(кондитерский, хлебный, молочный,
«Поликлиника»
,
«Жатва»
,
«Пароход»
(труд речников,
«Пароход»
(плывем по реке Ворона, Хопер,
«Транспорт»
(сухопутный, воздушный,
«Животноводы»
,
«Путешествие в Атлантиду или на другую планету»
,
«Путешествие в дальние страны»
,
«Больница с разными отделениями»
,
«Аптека»
,
«Строители космодрома»
.

2квартал: «Строим город будущего»

,
«Аэропорт»
,
«Мы – артисты»
,
«Ателье»
,
«Цирк»
,
«Путешествие с приключениями»
(на суше, на море,
«Пограничники»
,
«Мы – художники»
,
«Рыболовецкое судно»
,
«Библиотека»
.

3квартал: «Строим город Борисоглебск»

,
«Зоолечебница»
,
«Почта»
,
«Мамин праздник дома»
,
«Космическое путешествие»
,
«Мы — цирковые артисты»
,
«Газетный киоск»
,
«Кулинария»
,
«Дискотека»
,
«Лесная школа»
,
«Весенний бал»
,
«Уличное движение»
,
«В театре – премьера»
,
«В ботаническом саду»
.

Подготовительная группа

Перечень игр:

1квартал: «Школа»

,
«Путешествие по России»
,
«Фабрика игрушек»
,
«Осенняя ярмарка – дары природы»
,
«Мы – фермеры»
,
«Библиотека»
,
«Играем в театр»
,
«Мы едем в другую страну»
,
«Консервный
,
«Журналисты»
,
«Фотоателье»
.

2квартал: «Стадион»

,
«Семья»
(юбилей бабушки, дедушки или другой семейный праздник,
«Кинотеатр»
,
«Цирк»
,
«Скорая помощь»
,
«Проводы зимы»
,
«Телевидение»
,
«КВН»
,
«Я беру интервью»
,
«Театр пантомимы»
,
«Животноводы»
,
«Швейное ателье»
,
«Железная дорога»
,
«Космос»
.

3квартал: «Пожарная часть»

,
«Скорая помощь»
(ожоги, отравления,
«Зоолечебница»
,
«Мы – инопланетяне»
,
«Утренняя звезда»
,
«Карнавал в Африке»
,
«Стоматология»
,
«Поликлиника»
(укусы, травмы,
«Дом моды»
,
«Полет в космос»
,
«Поле чудес»
,
«Путешествие на батискафе»
,
«Аптека трав»
,
«Стадион»
(спортивные игры,
«Конкурс красоты»
(моделирование одежды,
«Скорая помощь»
(попадание инородных тел, доноры,
«Полет на луну»
,
«Дог – шоу»
,
«Пограничники»
.

Примерное распределение сюжетно-ролевых игр по годам обучения

Первый год обучения

Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль — обучение действиям с различными игрушками (куклами, животными — собака, кошка, курочка, лошадка, заяц, лиса, белка, медведь, еж).

Март, апрель, май — обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус).

Второй год обучения

Октябрь — последовательное обыгрывание куклы.

Ноябрь, декабрь — «Дочки-матери».

Январь — «Автобус».

Февраль — «Магазин игрушек».

Март — «Семья» (игры с куклой, поездки на автобусе, прогулки, посещение гостей и т. п.).

Апрель — «Доктор» (прием врача в детском саду).

Май — «Детский сад» (с использованием игры «Автобус» и «Семья»).

Третий год обучения

Сентябрь, октябрь — «Магазин игрушек» и «Продуктовый магазин».

Ноябрь — «Доктор».

Декабрь — «Семья» и «Автобус» (объединение сюжетов).

Январь — «Детский сад».

Февраль — «Парикмахерская».

Март — «Вызов врача на дом», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» (объединение сюжетов).

Май — «Кукольный театр» (в игру входят инсценировки сказок).

Июнь — «Зоопарк».

Четвертый год обучения.

Сентябрь — «Магазин» (Универсам). Октябрь — «Поликлиника». Ноябрь — «Поликлиника» и «Аптека». Декабрь — «Вызов врача на дом», «Скорая помощь». Январь — «Детский сад». Февраль — «Моряки». Март — «Почта».

Апрель — «Школа» и «Магазин школьных принадлежностей» (объединение сюжета). Май — «Зоопарк».

Примерный перечень тем для обыгрывания кукол (1-й год обучения

): «У нас в гостях кукла Аня (Ваня)»; «Кукла хочет спать»; «Завтрак куклы Ани»; «День рождения медвежонка Дани»; «Прогулка малышей»; «У матрешки новоселье»; «Купание малышей-голышей»; «Стирка»; «Праздник елки»; «К нам в новый дом пришли матрешки»; «К нам в гости пришли матрешки»; «Оденем доченьку на прогулку»; «Аня проснулась (утро куклы)»; «Поездка в гости на автобусе» и т. п.

Подготовительная работа: дидактические игры на уточнение названий предметов и действий; чтение детской литературы.

Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-животных

: «Идем во двор к собачке в гости (собачья будка…)»; «Нам подарили котенка»; «Покормим нашу курочку с цыплятами»; «Покатаемся на лошадке»; «Прогулка в лес (знакомство со зверушками)» и т. п.

Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-двигателей

: «Привезем на грузовике кубики для постройки дома»; «Новоселье» (перевозка на грузовике мебели); «Покатаем зверюшек в поезде»; «Покатаем зверюшек в автобусе» и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры «Семья

«: «Утро в семье»; «Обед в семье»; «Вечер в семье»; «Выходной день в семье»; «В семье заболел ребенок»; «Помогаем маме стирать белье»; «Большая уборка дома»; «Семья к семье пришла в гости»; «Переезд на новую квартиру»; «Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения и др.»

Подготовительная работа: рассматривание картины «Семья» и «Стирка белья» (см. различные наборы картин для детских садов); картинки «Предмет в действии», чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы), одежда для кукол; оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, набор «Маленькая хозяйка и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры «Детский сад

«: «Прием детей в группу»; «Поездка в автобусе в детский сад и прием детей в группу»; «Зарядка в детском саду»; «Работа няни утром — завтрак»; «Работа няни — уборка группы»; «Работа повара в детском саду»; «Работа в прачечной детского сада»; «Воспитатель проводит занятие в детском саду»; «Логопед проводит занятие в детском саду»; «Учитель проводит занятие в детском саду» (дети наблюдают работу логопеда, учителя-дефектолога и могут достаточно точно ее передать); «Музыкальный руководитель проводит занятие в детском саду» и т п.

Подготовительная работа: набор последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом няни, воспитателя, повара; картины из серии «Мы играем» (картины для детских садов); экскурсия в кабинет врача, на кухню, в прачечную, наблюдение за работой помощника воспитателя и воспитателя (в своей группе, в младшей группе), музыкального руководителя, учителя, логопеда и т. п.; чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры,, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, газовая плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты, различные игры (для игры в учителя и логопеда) и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры «Автобус

«: «Строим автобус»; «Учимся водить автобус»; «Едем в детский сад»; «Едем в парк»; «Катаемся по городу»; «Едем в гости»; «Едем в театр» и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картин «Шофер» (из серии «Кем быть?»), «Едем в автобусе» (из серии «Мы играем»), различных иллюстраций, картинок о транспорте и т. п.; экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом и работой шофера; чтение детской литературы.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры «Магазин

«: овощной, продуктовый, хлебный, магазин одежды, игрушек и т. п. С детьми старшего дошкольного возраста организуется игра «Универмаг», «Универсам».

Подготовительная работа: рассматривание картины «Продавец» из серии «Кем быть?»; набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом продавца, кассира; дидактические игры на классификацию, выделение лишнего и т. п. (овощи, фрукты, продукты питания, игрушки и др.); экскурсия в различные магазины (в зависимости от тематики игры), чтение детской литературы.

Для игры должны быть приготовлены деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей. Стационарный прилавок, на котором красиво разложены всевозможные товары (в зависимости от темы игры), при необходимости весы, рядом касса, счетная машинка, халат для продавца. Дополнительно включается все необходимое для определенного типа магазина.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»

: «Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)»; «Папа ведет сына в парикмахерскую (игры с куклой)»; «Дети идут с родителями в парикмахерскую (распределяются по залам)»; «Едем на автобусе в парикмахерскую»; «Моряки сошли на берег и пошли в парикмахерскую»; «Делаем прически к Новогоднему празднику»; «Приглашаем парикмахера в детский сад» и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины «Парикмахер» из серии «Кем быть?», набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом парикмахера; экскурсия в парикмахерскую; чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, большой и маленький фен, набор салфеток, пелерина, халат для парикмахера, одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы), ножницы, набор для бритья (все сделано из картона или используется детский набор «Парикмахер»), расчески, щетки, бигуди, ленты, альбомы с рисунками причесок (образцы причесок), набор специальных игрушек «Детский парикмахер». Для игры оборудуется салон, место для парикмахера — стол с зеркалом, стол с умывальником, стационарный фен (как в настоящих парикмахерских), место для ожидания (столик с набором картинок причесок, книжки, журналы и т. п.).

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры «Доктор

» (2-й год обучения): «На приеме у врача в детском саду»; «Вызов врача на дом (кукла заболела)», «Кукла Катя заболела (посещение врача в поликлинике)», «Папа вызывает врача на дом к больной дочке» и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть?», набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; экскурсия в медицинский кабинет; чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: халат, шапочка, сумка врача, игровой набор «Кукольный доктор», трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевых игр «Поликлиника

«, «Аптека», «Скорая помощь» (3-й и 4-й год обучения): «Прием врача и медсестры»; «Работа регистратора в регистратуре поликлиники»; «Работа врачей-специалистов: педиатра, ЛОРа, окулиста» (все знакомство ведется на самом доступном уровне); «Мама вызывает врача на дом»; «Вызов скорой помощи»; «Скорая помощь едет лечить Катю»; «Скорая помощь увозит Катю в больницу»; «Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы»; «Аптека и аптекарь»; «Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке».

Подготовительная работа: рассматривание картины «Врач» из серии «Кем быть?», набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; аптекаря; экскурсия в поликлинику, аптеку; наблюдение за скорой помощью на улице (во время любой прогулки, экскурсии); чтение детской литературы; дидактические игры.

В процессе всего обучения активно используется опыт детей, при негативном опыте детей важно не заострять на нем внимание, наоборот следует дать положительную оценку деятельности доктора, попытаться переключить ребенка на положительные эмоции.

Атрибуты: для этой игры необходимо оборудовать кабинет врача и приемную, где пациенты будут ожидать своей очереди. В кабинете к приему должны быть приготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стакане — термометры, в коробке — шприцы, пачка горчичников (аккуратно нарезанные прямоугольные листы из бархатной или простой желтой бумаги), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки или ушей, «спирт» для смазывания места укола, «йод» для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, таблицы для проверки зрения с картинками и т. п.

Необходимо оборудовать кабинет регистратора, сделать с детьми на занятиях по ручному труду для каждого свою карточку, номерки. Должно быть отведено и специальное место для организации аптеки. В ней необходимо представить большое разнообразие «лекарств», медицинских предметов, предметов для личной гигиены.

При организации этой игры надо особенно внимательно относиться к подбору вещей, к тому, из чего изготавливается все оборудование, т. к. дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта могут брать в рот, сосать лекарства и др. Нельзя использовать натуральные лекарственные средства!

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры » Моряки»: «Учимся строить корабль»; «Моряки плывут на корабле по морю»; «Моряки ловят рыбу, работают рыболовами»; «Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора»; «Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают»; «Моряки выходят на берег, идут в театр»; «Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин»; «Моряки приплывают в большой город и идут в «Зоопарк» и т. п. Таким образом, игра «Моряки» постепенно объединяется с играми «Автобус», «Поликлиника», «Магазин», «Кукольный театр» и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины «Моряк» из серии «Кем быть?», набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом капитана, матроса, корабельного доктора, рыболова; экскурсия в порт, на речную или морскую набережную (исходя из возможностей), привлечение родителей к данной экскурсии (индивидуальные экскурсии детей с родителями); экскурсии в Военно-Морской музей или любой другой соответствующего типа (с родителями); чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: корабль из крупного строителя, штурвал, якорь, бинокли, бескозырки, гюйсы, сети, рыбки и т. п.

Эту игру можно проводить и по другому сценарию. Для игры педагог из детских стульев делает большой корабль, на борт которого прикрепляется спасательный круг. В центре устанавливают большую трубу, кладут доску-трап, на пристани устанавливают билетную кассу. Пассажиры с детьми (куклами) берут с собой в дорогу еду, чтобы кормить детей, когда они проголодаются, а также деньги на билеты. Пассажиры прибывают на пристань — кто на автобусе, кто на машине, кто пешком; приобретают билеты и садятся на теплоход. Дежурный матрос стоит у трапа, проверяет билеты и помогает пассажирам садиться. По палубе ходит капитан с подзорной трубой, его приказа ждет рулевой; когда все размещаются, корабль отправляется. Корабль делает остановку, пассажиры идут гулять в лес, потом плывут назад домой.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры » Школа»: «

В магазин за школьными принадлежностями», «Урок веселого счета», «На большой перемене», «Кукольный театр в гостях у школьников», «Школьники на экскурсии по городу», «В школьной библиотеке», «Обед в школьной столовой», «На уроке физкультуры» и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины «Учитель» из серии «Кем быть?»; экскурсии в школу; видеофильм о школе (авторские материалы); чтение детской литературы; дидактические игры.

Оборудуется игровой уголок для игры в «Школу», в котором расставляются парты, стол для учителя, отгораживается коридор для прогулок в перемену, оформляется школьный буфет и т. п.

Сначала дети идут в «Магазин» (в группе оборудуется «Магазин школьных принадлежностей»), где покупают все необходимое для школьника. Большая часть этих принадлежностей предварительно изготавливается детьми с воспитателями на занятиях по ручному труду (маленькие тетради, альбомы, пеналы и т. п.). После этого могут пойти в парикмахерскую подстричься, чтобы быть аккуратными. Затем дети посещают поликлинику, где проходят медосмотр. Лишь после этого они идут в школу, где их встречает учительница. Роль учителя берет на себя в начале игры дефектолог. Она знакомит детей со школой, рассказывает, чем они здесь будут заниматься, как нужно вести себя в школе и т. п. В процессе последующих игровых занятий дети рассаживаются на места, учитель проводит урок. Во время перемены дети выходят из класса, гуляют по коридору, завтракают в буфете и т. д. Игра заканчивается тем, что дети идут после уроков домой.

Постепенно роль учителя передается каждому из детей группы, он с помощью учителя-дефектолога, воспитателей проигрывает весь сюжет или часть его. Особое внимание обращается на звонок, часы, показывающие время уроков и т. п.

Организуя игру, воспитатели постоянно придумывают различные ситуации общения, чередуют «уроки», ведут всю игру очень эмоционально, показывая детям, как интересно будет учиться в школе.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры » Зоопарк

«: «Строим клетки для зверей», «Экскурсия по зоопарку», «Едем на автобусе в зоопарк», «Плывем на корабле в зоопарк», «Где обедал воробей? (игра-инсценировка по стихотворению С. Маршака), «Убираем клетки для животных», «Кормим зверей» и т. п.

Подготовительная работа: экскурсия в зоопарк (при наличии его в городе); рассматривание картины из серии «Дикие животные»; рассматривание и конструирование по рисункам-образцам с последующим обыгрыванием «Зоопарка» из конструктора «Lego»; чтение детской литературы; дидактические игры.

Для игры педагоги вместе с детьми строят клетки для животных, в зависимости от размеров, удобно их размещает. Всю территорию обносят забором, делают ворота, а рядом с ними помещают кассу. В зоопарк дети едут на автобусе. При входе покупают в кассе билеты, которые затем проверяет контролер. В зоопарке их встречает экскурсовод (дефектолог), он рассказывает и показывает животных. Дети видят, как надо ухаживать за животными (ухаживает служитель, на первом занятии им может быть воспитатель): кормить, мыть клетки и т. п. После экскурсии дети могут купить мороженое, покататься на пони. В конце игры дети едут домой.

Сюжеты для данной игры могут разнообразиться, в игре педагогам предоставляется большая возможность для активизации речи детей, закрепления имеющихся представлений об окружающем.

Рекомендации для родителей

Маленькому «режиссеру-постановщику» трудно на первых этапах придумать интересный сюжет. Он еще недостаточно освоил мир, в котором живут взрослые люди. В этот период необходимо помочь малышу, показать, как и во что можно играть. От фантазии родителей будет зависеть разнообразие сюжетов, их продолжительность и эмоциональная насыщенность. При организации развлечений взрослым нужно соблюдать несколько правил:

  1. Не принуждать. Если у дитя нет настроения или он просто планировал сложить картинку из пазлов, не стоит разворачивать строительство космического корабля. Прежде нужно спросить, хочет ли малыш этим заниматься и только получив согласие приступать к активным действиям. При первых признаках потери интереса лучше прекратить занятие.
  2. Не загонять в жесткие рамки. Пусть малыш проявляет фантазию и вносит свою лепту в развитие сюжета.
  3. Создавать дружелюбную атмосферу. Отставить строгие интонации, раздражение и авторитарные замашки, они здесь совершенно не нужны. Играйте на равных, а лучше возьмите на себя второстепенные образы: больного в поликлинике, растрепанной модели в парикмахерской; неумелого участника дорожного движения. Направляйте действия своего чада потихоньку, исподволь, чтобы он этого не почувствовал.

Сюжетно-ролевые занятия не только развлекают, но и являются элементом образовательного процесса, позволяющего понять законы, по которым живут люди. Кроме того, они прививают подрастающему поколению коммуникативные навыки, помогают стать самостоятельными личностями, готовыми преодолеть любые жизненные невзгоды. Больше интересной информации про игрушки и развитие детей можно прочитать в нашем блоге.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]