Картотека сюжетно-ролевых игр: как упорядочить развивающую деятельность в детском саду?


Что представляют собой карточки по сюжетно-ролевым играм?

Поскольку как вы знаете, игра является самым главным методом обучения дошкольников, я стараюсь максимально разнообразить игровые моменты для деток, но при этом процесс должен быть не спонтанным, как Бог на душу положит, а упорядоченным и соответствовать требованиям по ФГОС. Дидактические материалы в садике – это обязательный атрибут в работе воспитателя. Каждое свое слово, жест мы сопровождаем наглядными пособиями.

Немудрено, что такому большому пласту в воспитательной работе как игры по сюжету посвящена отдельная картотека. Это может быть папка с вложенными картонными листами, на которых размещена информация о конкретной забаве, или коробка, где удобно хранить карточки.

Можно вставить каждый лист в файл или заламинировать, чтобы обеспечить долгую «жизнь» карточкам. Вообще этот дидактический материал – своеобразная шпаргалка для воспитателя. Мы сами для себя записываем все моменты, которые нужно учитывать при организации детской развивающей забавы.

Строгих требований к оформлению нет. Но структура, в принципе, одинаковая: на одной стороне может быть картинка, изображающая сценку из сюжетной игры, на второй стороне – конкретные данные об игре:

  • Название и задачи сюжетной забавы, иными словами – программное содержание;
  • Атрибуты или игровой материал;
  • Краткое описание подготовительной работы: перечисление тематических стихов, рассказов, тематик бесед, возможно – экскурсии и т.п.;
  • Перечень предполагаемых ролей по сюжету игры;
  • Перечисление возможных тематических подсюжетов;
  • Краткое описание действий во время игры.

Я пишу, как мне удобно, но вместе с тем предполагаю, что мои материалы будут просматривать коллеги, руководство, поэтому стараюсь делать все красиво и четко. В детском саду обычно воспитатели либо заимствуют идеи оформления у других или стремятся выделиться, сделав что-то эксклюзивное, не такое, как у всех.

Можно наклеить вместо тематических картинок фотографии воспитанников во время ролевой забавы, это будет более интересно, я считаю. Возможно, кто-то из читателей захочет поделиться своим опытом составления картотеки? Буду очень признательна!

Интернет-новинки из мира обучающей и методической литературы

К слову, об оформлении картотеки. Если есть деньги, но нет желания заморачиваться с карточками, можно спокойно купить готовые наборы по темам, например, в «УчМаге» я нашла разрезные карты на тему «Больница». Не сказать, что прямо копейки, но раз в жизни можно закупить материалы и пользоваться все свою трудовую деятельность.

Вы также сможете отыскать карточки по теме семья (игра для детей 3-4 лет и старше). Также родителям будет удобно планировать свои игровые занятия с использованием карточек… «УчМаг» еще подготовил специальный обучающий компакт-диск с информацией на тему: «Игровое пространство как эффективное условие развитие ребенка», материалы будут интересны педагогам и активным родителям, которые хотят развивать малыша согласно «последнему слову науки».

Мамам и папам с активной позицией также рекомендую прекрасную книгу Натальи Краснощековой «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Я считаю, что такое пособие обязательно должно быть не только в домашней библиотеке, но и лежать на прикроватном столике для постоянного изучения в свободную минуту.

Еще одна неплохая методичка «Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет» серии «Растем гражданами и патриотами». Здесь представлены, если можно так выразиться, глубокие материалы по нашей теме.

Кстати, забыла сказать, что эти две книги можно купить в «Лабиринте.ру» – хороший портал для читающих людей.

Вообще организация НОД (непосредственной образовательной деятельности) в детском саду невозможна без качественных дидактических материалов, которые являются показателем профессионализма воспитателя. Как говорит руководство: любо-дорого смотреть на картотеку или папки, упорядоченные, грамотные, аккуратные, солидные.

Мнение психологов

Ролевые игры для детей представляют собой последний этап в развитии такой деятельности у детей – это подтверждается психологией становления личности. В возрасте до 6 лет они являются основным элементом своей деятельности.

В процессе роста кроха, его игры развиваются и совершенствуются. Итак, от простых и примитивных сюжетов мы очень быстро переходим к тем, которые охватывают практически все виды деятельности человека.

Психологи говорят, что именно ролевые игры играют важную роль в психологическом развитии любого ребенка, поэтому игнорировать их нельзя. К другим положительным моментам можно отнести следующие качества:

  • способность контролировать свои поведенческие навыки;
  • развитие произвольного внимания;
  • правильное формирование памяти;
  • формирование характера.
  • следить за своей импульсивностью и эмоциями;

Если в детские ролевые игры играть со сверстниками, у них также развиваются:

  • умение вести переговоры;
  • основы общения;
  • действовать как команда;
  • умение отстаивать свое мнение и вести переговоры в спорных ситуациях.

В процессе игры ребенок играет несколько ролей, которые могут охватывать различные стороны жизни человека, и при этом происходит активное развитие мыслительной деятельности. В таких игровых процессах ребенок привыкает к своеобразному образу, своими действиями воспроизводит впечатления, размышляет и переосмысливает свои роли. Несмотря на то, что все выдумано, дети скорее чувствуют искру эмоций, переживаний, которые обогащают их внутренний мир.

Ролевые игры для детей становятся актуальными для детей с двухлетнего возраста. При этом ребенок начинает активно копировать поведение окружающих взрослых, пытается использовать предметы по прямому назначению или по их фиктивным правилам.

Какие разделы должны быть в картотеке сюжетно-ролевых игр?

Я уж столько писала о сюжетных забавах для деток разного возраста, что внимательные читатели могут легко перечислить самые популярные из них. Понятно, что с возрастом количество сюжетов растет, они становятся более сложными. Но перечень основополагающих сюжетов для игр практически неизменный для всех возрастных групп.

Каждый общий сюжет, например «Семья», для деток младшей группы содержит пару-тройку подсюжетов (мама готовит ужин, мама укладывает ребенка спать, папа идет на работу и т.п.), а для деток постарше данная категория может включать 10 подсюжетов.

Я сейчас перечислю примерный список тем для сюжетно-ролевых игр, которые обязательно нужно включить в картотеку, а потом подробно расскажу о каждой категории отдельно:

  • Семья;
  • Магазин (супермаркет);
  • Больница (поликлиника);
  • Детский сад;
  • Парикмахерская (салон красоты);
  • Кафе;
  • Зоопарк;
  • Почта;
  • Профессии (водители, строители, моряки, космонавты и т.д.)

В подготовительной группе логично добавить игру в школу, правила дорожного движения. Естественно, что каждый воспитатель на свой выбор добавляет свои сюжеты, если есть собственные хорошие наработки и атрибуты. Но базовый перечень игр необходимо отрабатывать в любом случае, ведь такие игры – это путь малыша во взрослую жизнь.

Чем вообще регламентирован выбор именно этих тем для сюжетно-ролевых игр? Если вы заметили, то тематика охватывает самые наши «животрепещущие» реалии. Иногда меня спрашивают: зачем, мол, играть с детками в забавы по реальным сюжетам, ведь и так дети наблюдают наши реалии ежедневно. Например, если малыши посещают детский сад, нужно ли еще и играть, изображая привычные условия?

В этом и весь смысл сюжетно-ролевых игр, что именно через проигрывание бытовых ситуаций ребята осознают свое место в мире, учатся взаимодействовать с другими людьми, «тренируются», как они будут вести себя в самостоятельной жизни.

Какие задачи выполняют сюжетно-ролевые игры?

  • Активное коммуницирование со сверстниками, взрослыми людьми, обучение правилам общения, внимательности к другим участникам процесса;
  • Развитие способностей к творчеству через поиск интересных сюжетных линий в игре, придумывание нестандартных решений, подбор атрибутов;
  • Обучение самоорганизации путем самостоятельного распределения ролей, решения конфликтов споров;
  • Выработка чувства такта и уважения к товарищам;
  • Активизация умственной деятельности, умения анализировать и планировать свои действия;
  • Выявление разнообразных талантов, интересов, наклонностей к выразительному чтению, актерской игре и т.п.;
  • Пробуждение интереса к профессиям и занятиям взрослых, уважение к труду;
  • Воспитание положительных человеческих качеств: сопереживание, доброта, желание прийти на помощь;
  • Проявление чувства юмора и воспитание доброжелательного отношения к чужим и своим ошибкам;
  • Повышение самооценки детей, путем выявления перед коллективом их талантов и способностей;
  • Воспитание чувства локтя и сплочение детей в группе;
  • Формирование умения использования предметов-заместителей с целью развития фантазии и нестандартного мышления;
  • Приучение к аккуратному и бережному использованию игрушек и раздаточного материала;
  • Обучение основам актерской игры посредством передачи характера роли по сюжету;
  • Вырабатывание навыков дисциплины и умения следовать установленным сообща правилам игры;
  • Закрепление стойкого интереса к сюжетно-ролевым играм как наиболее важному способу познания мира.


Но вернемся к картотеке сюжетно-ролевых игр. Поскольку на каждой карточке с названием игры желательно указывать цели, которые ставит перед собой воспитатель, предлагая детям ту или иную забаву, вполне логично воспользоваться приведенным выше перечнем задач и просто вписывать некоторые из них, чередуя в зависимости от направления игры.

Особенности проведения ролевых игр в зависимости от возраста малыша

Как уже было сказано, по мере роста ребенка в его ролевой игре происходят изменения. Дети набираются опыта по мере взросления и пытаются воплотить его в этом процессе.

Родителям важно знать и понимать, в каком возрасте ребенку будет интересно то или иное занятие, только в этом случае вам и вашему ребенку будет интересно проводить время вместе.

  • Детские ролевые процессы для крохи. В 2–3 года ребенок полностью зависит от родителей и черпает всю информацию только из их поведения. Поэтому в этот период мамам и папам, бабушкам и дедушкам очень важно поддерживать своего ребенка в его начинаниях.

В этом возрасте сюжетная линия и игровые ситуации могут быть разными: от моделирования жизненных ситуаций (поход в магазин, клинику, выставку) до воплощения сказочных ситуаций.

Если в это время вы оставите ребенка без внимания и участия родителей, времяпрепровождение будет для ребенка бессмысленным и неинтересным.

Попробуйте смоделировать ролевую игру о походе в магазин с ребенком. При этом вовлекать ребенка во все процессы: подготовка, выбор товара, покупка и продажа, размещение ценников. Необязательно использовать реальные деньги. Психологи утверждают, что именно превращение предметов в нечто иное отлично развивает воображение крохи.

  • Возраст младших групп в детском саду (3-4 года). За это время особой популярностью у взрослых детей становятся детские ролевые игры. С их помощью ребенку легче находить общий язык со сверстниками, легче адаптируется к новой среде.

При этом ребенок пробует новые образы, фантазирует и находит для себя что-то новое и интересное. В этом возрасте детям интересно играть в «больницу», «семью».

Я уже умею самостоятельно распределять роли. Отслеживая поведение детей во время игры, вы можете точно определить лидерские качества детей или их отсутствие и со временем скорректировать процессы обучения.

  • Дошкольный возраст (5-6 лет). Здесь ролевые игры для детей становятся более детализированными, развитыми, и именно дети вносят свои предложения по их развитию. В этом возрасте у детей уже достаточно навыков и умений, чтобы воплотить в жизнь сюжет любимой сказки.

В этот возрастной период дети начинают говорить более сложные диалоги. При этом родители, наблюдая или участвуя в сюжетной ролевой игре, продолжают внимательно следить за своим ребенком.

Что еще почитать: Консультация для воспитателей «Особенности восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста», воспитатель Мануйлова Л.М.

При этом ребенок показывает свой взгляд на окружающий мир, а внимательный родитель всегда корректирует его поведение.

Мамам и папам следует помнить, что для них ролевые игры с ребенком – это своего рода образовательный процесс. Поэтому не следует игнорировать свое, пусть даже косвенное, участие в этом процессе.

1. Какие отношения дети отражают в своей ролевой игре?

Основным видом деятельности дошкольников является игра, в ходе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплина, ловкость и так далее. Кроме того, игра – своеобразный способ усвоения социального опыта, характерный для дошкольного возраста.

Особое место занимают игры, созданные самими детьми – их называют творческими или сюжетными ролевыми играми. В этих играх дошкольники исполняют роли всего, что они видят вокруг себя во взрослой жизни и деятельности. Творческая игра более полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – это отражение жизни. Здесь все «как бы», «фальшивка», но в этой условной среде, которая создается детской фантазией, присутствует многое: действия игроков всегда реальны, их чувства, переживания искренние, искренние. Ребенок знает, что кукла и медведь – всего лишь игрушки, но любит их как живые, понимает, что он не «хороший» летчик или матрос, но чувствует себя храбрым пилотом, храбрым моряком, который умеет не боится опасности, искренне гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует реальность, он сочетает разные жизненные впечатления с личным опытом.

В игре дети отражают отношения между учителем и учениками.

Тема игры – феномен жизни, который будет представлен: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает разные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития воображения. Таким образом, на одну и ту же тему можно создавать разные истории. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, водитель) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки – матери, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Точно так же в роли летчика или космонавта характеристики героя сочетаются с характеристиками ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но образы в игре всегда индивидуальны.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой опыта ребенка. Он чувствует необходимость отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с чувствами, которые он испытывает к близким, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы впечатлений жизни самые яркие, те, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших учителей убеждает нас, что единственный правильный способ управлять игрой – вызвать интерес к тому или иному жизненному событию, повлиять на воображение и чувства детей. Чтобы сделать интересную игру, детям недостаточно просто увидеть, как они строят дом, перевозят товары, шьют одежду и так далее. В результате игра будет дрянной и без содержания. Необходимо глубоко взволновать детей жизненными событиями, трудовыми делами людей, чтобы они захотели им подражать, экспериментировать с ними. Книга, картина, фильм, кукольный театр помогают выполнить эту задачу.

Очки оказывают сильное влияние на игры, особенно на телевидение, которое стало частью повседневной жизни каждой семьи. Сериалы предоставляют интересный материал для игр. Многие игры возникают под воздействием специальных детских программ, а также программ о событиях, которыми живет вся наша страна. Дети дошкольного возраста, как и взрослые, с увлечением смотрят программы, посвященные космическим полетам, с живым интересом расспрашивают о подвигах космонавтов. Как и взрослые, маленькие горожане гордятся достижениями наших спортсменов, стараются имитировать их в своих играх. Педагог поддерживает эти игры, помогает их развивать.

Что еще почитать: Во что можно играть вдвоем — вечная классика, которая не стареет

Основываясь на интересах детей, их представлениях, педагог руководит выбором игры. Используя различные техники, напомните детям, что они видели и читали. Для детей, например, важно визуальное напоминание: игрушки: игрушечное пианино предлагает урок музыки, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы дать детям представление об игре, можно показать им кукольный спектакль или театр. Повторяя постановку, мальчики, по сути, повторяют это снова, сочетая то, что показано, с их личным опытом: например, доктор Айболит лечит не животных, а кукол, больных гриппом.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь о цели игры и ее содержании. Однако практика показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники могут выбрать тему игры и поставить конкретную цель. Перед началом игры учитель спрашивает: «Во что ты будешь играть? Что будешь строить? Куда поедешь поездом? Кем ты будешь? Какие игрушки тебе понадобятся?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основную сюжетную линию, которая может измениться в будущем. Постепенно игра становится все более целенаправленной, содержательной, интересной. В более старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогают детям самим придумывать разные интересные истории. Педагогу просто нужно словесное напоминание об экскурсии, книге, фильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным стимулом для игры также является беседа, раскрывающая смысл увиденного и прочитанного, характеры персонажей, их переживания. Если вам удастся увлечь детей сюжетом, игра получится естественной даже без подсказки учителя. Но учитель также может посоветовать детям предмет игры, если он знает, что это заинтересует их.

Если в младших группах важно только научить детей осознанно выбирать игру, то со старшими дошкольниками необходимо вместе обсудить не только тему игры, но и в общих чертах наметить план развития сюжета, определить деятельность каждого из игроков. Конечно, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета вводится много нового, но фантастика

Содержание карточек по сюжетно-ролевым играм

Сейчас я подробно расскажу о том, что именно можно написать в карточки по конкретным ролевым забавам. Поскольку самое значимое в жизни каждого человека – это его семья, то начну с этого раздела картотеки.

Семья. Игра для детей 4-5 лет не должна иметь сложных сюжетных линий. Лучше поделить многогранное понятие на подсюжеты и строить свою работу по небольшим сюжетикам. Я приведу примеры подсюжетов, а вы выбираете для каждой возрастной группы детей наиболее понятные им: Утро в моей семье; Время обеда; Как проходят выходные? Папа (мама) на работе; У меня появился младший брат (сестра); Мама (папа) возвращается с работы; Моя папа – строитель (водитель, пожарный, полицейский); Мама (папа, ребенок) заболела; Мы убираем в доме; Помогаем маме стирать белье; Помогаем папе мастерить табуретку; Принимаем гостей; Празднуем семейные праздники; В доме появился питомец.

Эти сюжеты годятся для игр в средней группе, младшеньким деткам не стоит предлагать много подсюжетов игры. Берем, например, «Мама заболела» и «Помогаем маме стирать белье» и проводим сюжетно-ролевую игру.

А для детей старшей группы можно дать сразу несколько подсюжетов и объединить их в одну игру. Итак, написали название игры, выписали задачи. Затем указываем инструментарий – те атрибуты, которые имеются в группе. Обычно это мебель, посуда, куклы, машинки и т.п.

Роли: папа, мама, ребенок, может, бабушки-дедушки, если мама заболела, то приходит врач. Если нужно идти в аптеку, то аптекарь еще нужен.

Предварительная работа: беседы на тему семья, стихи, рассказы (конкретные названия).

Далее описываем игровые действия: мама пришла с работы и сказала, что у нее болит горло (голова, нога и т.д.). Папа предлагает маме лечь и дает ей градусник или кладет на ногу (голову) компресс. Далее можно вызвать врача, можно вместо мамы постирать белье, приготовить ужин и принести маме.

Короче, что-то в этом роде пишем и доводим до какого-то логического завершения. Например, бабушка сделала маме лечебный чай, и у мамы горло перестало болеть.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Магазин для детей 3-4 лет – любимая забава после дочки-матери, конечно. Этот сюжет тоже делится на подсюжеты по видам магазинов: супермаркет, зоомагазин, спортивных товаров, одежды и т.д. Либо по причине, по которой нужно идти в магазин: покупаем Маше подарок на День рождения, папе нужны новые ботинки, мама выбирает новое платье, Денис хочет купить попугайчика и т.п.


Задачи игры стандартные, плюс – можно написать об обогащении словарного запаса путем ведения новых слов. Так и запишем: словарь – касса, товар, витрина, чек и т.п.
Инструментарий – чем богаты, то и записываем. Помните, я уже писала статью о том, как сделать атрибуты своими руками? Вот, проявляем смекалку и фантазию!

Роли: члены семьи, продавцы, покупатели, шоферы автобуса или грузового транспорта. Предварительная работа: читаем стихи, рассказы, проводим беседу, можно пойти на экскурсию в ближайший магазин. Если есть тематические настольные игры, записываем и это.

Игровые действия: Продавцы приходят на работу и готовятся к открытию, раскладывая товары на полки. Семья едет на автобусе в большой магазин, чтобы купить продуктов на несколько дней. Покупатели заходят в продуктовые отделы, берут разные товары и складывают в тележку или корзинку. Затем идут к кассе и платят за покупки.

Грузовик подвозит партию нового товара, его шофер разгружает и передает продавцам. Для подготовительной группы можно придумать сюжет, вроде приезжает корреспондент и спрашивает покупателей, довольны ли они работой продавцов и качеством товара. Заканчиваем игру тем, что магазин закрывается или семья, совершив необходимые покупки, складывает их в автомобиль и уезжает домой.

Ролевая игра «Больница (поликлиника)»

К сожалению, поликлиника или больница – место, где с детками дошкольного возраста мы бываем частенько. Возможные сюжеты: поранил Мишка лапу, болит ушко у Зайчика, вызываем врача домой, Лисенку нужно сделать прививку, у мамы болит горло.

Задачи игры: формирование интереса к профессии врача, вырабатывание навыков доброжелательного общение, развитие творческих способностей и актерского мастерства, развитие речи и еще выбираем несколько пунктов из моего списка.

Словарь: прививка, фонендоскоп, витамины и т.д. Понятно, что для каждой возрастной группы слова соответственно возраста.

Инструментарий: все, что относится к больнице. Я как-то рассказывала, как из компакт-диска сделать зеркало лор-врача, а из деревянной палочки от мороженого – градусник. Но не забываем о предметах-заместителях!

Я к родителям обращаюсь: не думайте, что использование палочки вместо игрушечного градусника – это удел бедных детей, которым родители не могут купить игрушки. Использование предметов-заместителей является важным этапом в формировании воображения, фантазии, смекалки. Не бегите сразу в магазин, если видите, как малыш трогательно приспособил крышечки от пластиковых бутылок под чашечки и тарелки для кукол. Пусть воображает, что это посуда!

Роли: родители, ребенок, врач, медсестра, водитель скорой помощи.

Предварительная работа: как обычно, стихи, рассказы, посещение медкабинета в садике, изготовление атрибутов к игре.

Игровые действия: все, как в жизни. Вызываем по телефону врача, медсестра накладывает бинт, ставит укол, делает прививку. Врач слушает жалобы, выписывает рецепт.

Уголок для игры в БОЛЬНИЦУ

Одни из самых популярных сюжетов у детей — это поликлиника, больница, стоматологический кабинет. Уже с детства малыши понимают всю важность такой профессии, как доктор. Игра в больницу — это неотъемлемая часть детского игрового досуга.

Как правило для организации уголка необходима специфическая мебель: детская кушетка и шкафчик с красным крестом. Если ент возможности организовать кушетку, то шкафчик должен быть обязательно. Что туда необходимо положить, я думаю, догадаться не сложно — муляжи медицинских инструментов, баночки, вату, бинт и другие предметы, которые у детей ассоциируются с больницей. Так же хорошо заготовить бланки для рецептов и назначений, которые будет выписывать ваш доктор. Наборы врача продаются в любом магазине, приобрести их не сложно и не дорого. Отличный и широкий выбор есть у «Полесья» от докторских тележек — до самых простых и бюджетных наборчиков.

Сюжетная игра «Салон красоты (парикмахерская)»

Эту игру очень любят девочки, а мальчишки выступают в роли клиентов. Уголок «Парикмахерская» есть в каждой группе, я думаю, как и уголок «Больница». Принцип заполнения карточек такой же.

Задачи: вызвать интерес к профессии парикмахера, сформировать понятия о мужской и женской стрижке, показать ценность труда, расширить словарный запас, воспитать культуру общения и все в этом роде.

Сюжеты: мама едет к парикмахеру, делаем прически на новогодний утренник, папа идет к мужскому мастеру, стилист делает прически куклам и т.п.

Словарь: стрижка, укладка, фен, мастер, пелерина, маникюр.

Атрибуты: все, что относится к теме игры. Я как-то рассказывала, какие в продаже есть классные наборы для игры в салон красоты. Если нет фондов в группе, то хотя бы пелерину сшить и зеркало с полочкой повесить можно. Также сгодятся пустые флаконы от косметических средств, расчески.

Роли: клиенты, мужской и женский парикмахер, маникюрщица, уборщица.

Предварительная работа: беседа на тему профессии парикмахера, чтение тематических рассказов и стихов, создание своими руками атрибутов для игры и альбома причесок. Отлично было бы сходить в ближайшую парикмахерскую на экскурсию.

Игровые действия: клиенты приходят в салон, садятся в кресло и рассказывают мастеру, какую прическу они хотят. Далее все, как мы привыкли в жизни: моем голову, стрижем или завиваем локоны, сушим. При этом комментируем свои действия, как настоящие мастера. Уборщица убирает после стрижки. Клиенты благодарят парикмахеров.

Я все этапы описываю чисто схематически. Любой воспитатель отлично знает, как организовать сюжетно-ролевую игру. Просто когда дело доходит до заполнения карточек, то по своему опыту знаю, что как-то теряешься и не можешь сформулировать предложение.

Действуем с умом

Если игры старших дошкольников бедны по содержанию, причин тут две: неразвитое воображение и недостаток знаний. Поэтому воспитателю необходимо расширять представления детей об окружающем мире через чтение книг, просмотр мультфильмов, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.

Чтобы дети быстрее включились в новую сюжетно-ролевую игру, вместе с ними подготавливается группа, создаются макеты корабля, дома, ракеты. Важно с самого начала задать тон, предложить детям интересную игровую ситуацию. Ключевые роли лучше раздать ребятишкам с богатой фантазией. Во время игр воспитатель не должен называть реальные имена детей, все указания и замечания делаются с учетом выбранного сюжета. Сам он вскоре выходит из игры, вмешиваясь в двух случаях:

  • При возникновении конфликта.
  • При угасании интереса к игре. В этом случае можно предложить неожиданный поворот сюжета (на корабль напал огромный спрут) или ввести нового персонажа (в парикмахерскую приходит Баба-яга).

Задача взрослых — не допустить исчезновения из жизни детей сюжетно-ролевой игры. Ведь именно через нее происходит социализации ребенка, развиваются воображение, умение регулировать свое поведение в соответствии с исполняемой ролью.

Как заполнить карточку на игру «Ферма (зоопарк)»?

Выбор тематики сюжетно-ролевых игр зависит и от местности, в которой живут дети. Лучше подбирать сюжеты о том, что детки знают. Например, если в вашем поселке есть ферма, то играйте в нее. Деткам будет понятней. А вот зоопарк для малышей, которые никогда там не были, не подойдет. Они растеряются и не поймут, что от них требуется. Это касается младшей группы.

Детки постарше уже отлично знают и про зоопарк и про ферму, даже если не видели собственными глазами домашних или диких животных.

Итак, задачи сюжетно-ролевой игры «Ферма»: познакомить детей с животным миром, рас ширить словарный запас, развить теплые чувства к домашним животным, сформировать потребность ухаживать за животными. Научить взаимодействовать во время игры. И далее выбирайте из уже знакомого вам списка задач.

Словарь: домашние и дикие животные (названия), фермер, ветеринар, загон для скота. Роли: фермер, скотовод, ветеринар, тракторист, свинарки, животновод, доярка.

Предварительная работа: чтение тематической художественной литературы, просмотр мультфильмов о животных, беседы, изготовление атрибутов для игры. Если есть возможность – посещение фермы или скотоводческого хозяйства.

Игровые действия: фермер и его помощники утром идут кормить животных, если животное заболело – приглашают ветеринара для осмотра и лечения. Тракторист привозит корма животным, разносит по кормушкам. Помощники подметают скотный двор, убирают за животными. Доярки наливают молоко в бидоны и тракторист отвозит бидоны в магазины.

Вообще описание игровых действий зависит от выбранного конкретного сюжета.

Ясельная группа

Дети раннего возраста только учатся манипулировать игрушками. Организация сюжетно-ролевой игры пока невозможна, так как малыши не умеют взаимодействовать друг с другом. В течение первого полугодия воспитатель учит их производить простые игровые действия: качать куклу, катать машину, кормить мишку. При этом активно используются предметы-заместители: брусок вместо утюга, кусочки бумаги вместо каши. Игры предполагают задействование одного ребенка или группы малышей, каждый из которых выполняет одинаковое действие.

Со второго полугодия педагог учит выстраивать цепочки из двух-трех ситуаций: куклу надо покормить, а потом укачать и уложить в кроватку. Сначала он сам проигрывает сюжет на глазах детей. Затем, покормив куклу, просит одного из малышей укачать ее, а другого — отнести в постель и укрыть одеялом. Все действия должны быть хорошо знакомы ребятишкам из собственного опыта.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Малыши всегда охотно воображают, что они кого-то кормят, угощают или готовят лакомства. Помните, как можно сделать пирожные, пиццу, пельмени, яичницу из волока, хозяйственных губок и салфеток? Эти атрибуты отлично подойдут для игры «Кафе».

Задачи игры: познакомить детей с особенностями профессии повара, кондитера, официанта. Привить ребятам умение вести себя в общественном месте, делать заказ, аккуратно кушать, благодарить официанта, проявлять заботу о других людях. Обогатить словарный запас, научить взаимодействовать в игре, проявлять внимание и тактичность к другим ребятам.

Словарь: обслуживание, кондитерская, официант, меню, аниматор.

Подготовительная работа: беседы, чтение тематической литературы, изготовление атрибутов своими руками.

Роли: официанты, посетители, уборщица, кондитер (повар), водитель, аниматоры.

Игровые действия: кукла Маша пригласила друзей на День рождения в детское кафе. Игрушки приходят в кафе, их встречают аниматоры, дарят воздушные шары, развлекают. Все поздравляют Маша и дарят подарки. Затем все усаживаются за столики и выбирают из предложенного официантом меню разные лакомства.

Официанты все приносят, красиво раскладывают. Куклы кушают, не забывают аккуратно вытирать ручки салфетками, благодарить официантов, правильно пользоваться приборами. Покушав и потанцевав, игрушки садятся в такси и едут домой.

Я думаю, вы поняли, как заполнять карточки на сюжетно-ролевые игры, не так ли? Всё просто, если выработать определенный алгоритм. Я не стала подробно описывать все виды сюжетно-ролевых игр, думаю, по аналогии вы все сделаете.

Вдруг вам понравилась статья, прошу кликнуть по значкам соцсетей и показать материалы друзьям. Подписка тоже все еще актуальна!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]