Что должно быть в уголке противопожарной безопасности в детском саду

В соответствии с ФГОС, воспитатели ДОУ должны прививать воспитанникам навыки безопасного обращения с огнем и источниками его возникновения. Противопожарный уголок в детском саду призван: познакомить ребенка с понятием пожар в игровой форме; предупредить об опасности, грозящей человеку при столкновении с дымом и открытым огнем; ознакомить с правилами безопасного обращения со спичками, бытовыми приборами; показать, как предупредить опасность; рассказать, какие меры нужно принять при наступлении ЧС; кому и как сообщить о возгорании. Оформление стендов — полезный творческий процесс, который поможет привить ребенку культуру обращения с бытовыми источниками огня.

Необходимость знания правил поведения при пожаре в детском саду

Пожар — чрезвычайная ситуация, в ходе которой может пострадать имущество людей, их здоровье и жизнь.

Обратите внимание! Опасность пожара грозит человеку независимо от возраста, поэтому с раннего детства родители, воспитатели и учителя должны рассказывать детям о правилах поведения при неконтролируемом распространении огня.

Пример уголка пожарной безопасности

Что делать дошкольнику, если объявлена пожарная тревога

Пожарная тревога не должна застать ребенка врасплох. Каждый воспитанник детского садика, ученик общеобразовательной школы должен четко знать, как вести себя в случае ЧС, какие действия предпринимать.

Что нужно знать ребенку:

  • план выхода из ДОУ на открытый воздух;
  • правила поведения (четко следовать инструкции воспитателя, не поддаваться панике, не пытаться прыгать из окон, не укрываться от пламени внутри помещения, звать на помощь);
  • при задымлении помещения надеть на лицо ватно-марлевую повязку или закрыть органы дыхания влажной тряпкой;
  • организованно по два человека продвигаться по направлению к выходу максимально близко к полу, т. к. внизу концентрация вредных веществ в воздухе ниже;
  • участвовать в перекличке.

Эти меры помогут сохранить здоровье и жизнь.

Как организованно покинуть помещение

Необходимость такого обучения

Работая с детьми в этом направлении, воспитатели детских садов и учителя начальных классов в школе закладывают в детях основы пожарной безопасности.

К которой подрастающие дети будут ещё много раз возвращаться. В разных вариациях, в разных исполнениях.

Эти поделки, как и многие другие, помогут им лучше понять окружающий мир. Почувствовать фактуру материалов на ощупь, на податливость.

Дети при создании поделок учатся творить. А значит, когда они вырастут – они создадут что-то новое, чего ещё не было. И это прекрасно.

Общие правила по оформлению стенда

Для стенда разработан стандартный размер: 490 Х 770 мм, но он может варьироваться. Главное требование — хорошее восприятие информации. Картинки должны быть четкими и яркими, а легко читаемый текст и схемы оформлены на контрастном фоне. Важные сведения нужно донести простым языком, разбить на блоки внимания.

Пример стенда

Современные средства привлечения внимания: инфографика, книжки-раскладушки

Благодаря свойствам зрительной памяти ребенок надежно усвоит информацию по теме пожара.

Сценарии для дошкольных агитбригад по ПДД в детском саду

Уголок пожарной безопасности в дошкольном учреждении может включать:

  • тексты и изображения, иллюстрирующие риски при использовании спичек, бытовых электроприборов, розеток;
  • возможные последствия неосторожного обращения с ними;
  • порядок действий при наступлении ЧС;
  • описание деятельности огнеборцев;
  • телефоны, по которым нужно звонить при возникновении нештатной ситуации;
  • тематические игрушки: пожарные машинки, фигурки спасателей, огнетушители;
  • книжки-раскладушки, персонажи которых показывают правильные и опасные примеры обращения с электроприборами в быту;
  • другие материалы для знакомства ребенка с правилами техники безопасности.

Обратите внимание! Важная информация быстро и понятно воспринимается и усваивается ребенком благодаря использованию элементов инфографики. Она передает данные посредством изображений, таблиц, схем.

Еще один пример противопожарного уголка

Действия при пожаре в картинках

Иллюстрации, дополненные текстом, помогут наглядно рассказать дошкольнику об основных причинах возгораний.

Среди них:

  • неосторожные действия;
  • игра со спичками;
  • включенные электроприборы и газовые плиты;
  • использование пиротехники.

Дошкольник должен усвоить правила поведения в случае, если огонь начал распространяться:

  • набрать телефон пожарной службы 01 и вызвать спасателей;
  • погасить незначительный огонь при помощи одеяла;
  • выбраться из здания и закрыть за собой дверь, а если это невозможно, выйти на балкон, дышать через влажную ткань.

В отдельном блоке следует использовать картинки, на которых показано, что нельзя:

  • заливать электрические приборы водой;
  • прятаться в глубине помещения;
  • пользоваться лифтом и лестницей при наличии задымления.

Плакат «Борьба с возгоранием»

Методики подачи материала к картинкам по пожарной безопасности для детей

Всегда старайтесь максимально втягивать малышей в процесс обучения. Не сводите занятие к сухому перечислению каких-то фактов. Разыграйте сценку, сочините рассказ и прочитайте сказку, используйте дидактические игры.

Например, придумайте историю, как мальчики Саша и Володя пошли в лес, как один не хотел зажигать костер, но второй смеялся над ним. Как их предупреждали белочки и ёжик, но они не послушались. Пусть ваши малыши дополнят рассказ, пусть скажут, как они поступили бы на месте ребят.

Расскажите про том, как загорелся огонь в доме старшего брата Дениса и девочки Вики. Как девочка хотела спрятаться за шкаф, но брат сказал, что надо делать, сказал, как будет правильно поступить. Брат учил информацию в школе и знает куда надо звонить при пожаре. А знают ли ваши дети?

Подобной информацией сопровождайте каждое изображение, и процесс обучения детей будет очень эффективным.

Что должно быть в уголке пожарной безопасности

Уголок должен включать плакат с тематической графической и текстовой информацией, игрушки и игрушечные средства пожаротушения для разыгрывания с детьми сценок тушения огня и электроприборов.

Схема действий при пожаре

Схема действий должна иллюстрировать безопасные способы выхода из помещения в условиях ЧС.

Обозначения:

  • стрелками показано направление движения к выходам;
  • эвакуационные выходы;
  • основные и запасные пути;
  • отмечены места расположения средств противопожарной защиты, аптечки, кнопки пожарной сигнализации, пункты обесточивания.

Обозначения выхода

Плакат о первичных средствах пожаротушения

На плакате, посвященном первичным средствам тушения пожара, следует поместить их изображения:

  • пожарный щит и его содержимое;
  • огнетушители, их разновидности и правила использования;
  • ящик с песком + лопата;
  • емкость с водой и ведра;
  • стеклоткань для тушения незначительных очагов возгорания;
  • шланг для подсоединения к крану.

Занятие по ИЗО на тему «Солдат на посту» в старших группах ДОУ

Правила работы с огнетушителем

Огнетушитель предназначен для устранения небольших очагов возгорания, когда пожар только что начался.

Уголок пожарной безопасности должен включать:

  • плакат, посвященный правилам использования этого прибора;
  • изображение огнетушителя, его составных частей с подписями каждого элемента;
  • правила расположения прибора;
  • подготовку к использованию и применение.

Каждый этап должен быть проиллюстрирован и сопровождаться текстовой информацией.

К сведению! Для начала работы устройства нужно сорвать пломбу и дернуть чеку. Затем расположить распылитель в направлении очага возгорания и нажать на рычаг.

Использование:

  • тушить следует с наветренной стороны;
  • на открытой поверхности направлять струю следует к основанию пламени, а в нишах — вверх;
  • наиболее эффективно работать в группе и использовать несколько огнетушителей;
  • нельзя перегибать шланг;
  • при тушении электроустановки не нужно приближать порошковый прибор ближе, чем на 1 м к источнику горения;
  • тушить рекомендуется с временным интервалом 5 сек.;
  • при работе с углекислым огнетушителем нельзя прикасаться к раструбу из-за опасности обморожения рук.

Огнетушитель и его использование

План эвакуации ДОУ

План эвакуации детсада должен быть представлен на плакате в виде схемы всех помещений садика. В нижней части стенда следует указать номера служб спасения и сведения, которые следует сообщить пожарным (адрес учреждения, место возгорания, свою фамилию). Все условные обозначения и их значение должны быть в виде иконок.

Знаки пожарной безопасности и другие картинки

Людмила Максимчук, поэтесса, писательница, художница, Член Союза писателей России, Московской городской организации

* * * У меня недавно вышла в свет книга «Огонь и Огонёк», сочинения для детей на противопожарную тему, с авторскими иллюстрациями. Вот — отрывки. * * * Поэма «Огонь и Огонёк»

Вместо вступления

Отдыхали как-то дети На полянке у реки. Целый день они купались, Загорали и играли, Землянику собирали, И цветов домой нарвали, Уж идти домой собрались – Глядь, откуда-то сбежались К той полянке огоньки.

Это солнечные блики Заблестели тут и там На листочках земляники, Пробежались по цветам.

Вдруг один из огоньков Словно ожил, ярче стал, Между собранных цветов Засиял и засверкал,

Ростом стал повыше – Изумил детишек!

А потом заговорил – Ещё больше удивил:

«Вы, ребята, успокойтесь, Не бегите во всю прыть. Мне давно хотелось с вами По душам поговорить».

Самый старший паренёк Высказался смело: «Кто же ты, и до тебя Нам какое дело?»

«Я – весёлый Огонёк, Легкий, ясный светлячок.

Я за вами уж давно Тихо наблюдаю И хочу сказать одно: Вам помочь желаю,

Обижать не собираюсь, Научить вас попытаюсь, Чтоб в беду не угодили, Чтоб счастливыми вы были.

Только не пугайтесь, Ближе придвигайтесь. От рассказа моего Вы не отвлекайтесь!»

Друг на друга посмотрели Дети, а потом На зелёной травке сели Рядом с Огоньком.

Глава I. Рассказ Огонька

…Я – в гирляндах новогодних, В блеске солнечных лучей, Я – в весенних хороводах И в цветении полей,

В тёплых капельках росы, В брызгах у речной косы,

В летних играх у костра, В зимних сказках до утра.

Человеку я послушен, Я несу тепло и свет, Я везде, повсюду нужен, Без меня и жизни нет.

Я – в движении машин, Самолётов, кораблей, Человек – мой господин, Я – помощник для людей.

Только знайте с малых лет: У меня есть старший брат, Появился он на свет Много тысяч лет назад.

Он – Огонь, не Огонёк, Он – коварен и жесток,

Ненасытен, беспощаден, Всё сметает на пути, Стены, двери и запоры – С эти братом не шути!

Утверждают не напрасно, Что пожар – всегда опасно.

Значит, думать приучитесь И стихии берегитесь.

Ведь хватает легкой вспышки, Чтоб из искорки-малышки Стать Чудовищем-Огнём. Что вы знаете о нём?

Но откуда взялся он? Почему так страшен он? И зачем так грозен он?

Глава II. Древняя легенда

…Всё не так-то просто в мире, На Земле и в Небесах. Раньше предки наши жили На равнинах и в лесах,

Жили голодно и скудно, Жили коротко и трудно,

То от сырости страдали, То от холода дрожали И тепла почти не знали, Ждали солнышка и лета, Ждали солнечного света, Их пещеры согревались Только ярким светом дня; А огня не зажигали – Просто не было огня.

Но случилось, что однажды Очень смелый и отважный Знаменитый Прометей Пожалел простых людей.

Зная скорбную их долю, Он с Небес принёс с собою Избавление от бед, Высший Дар – тепло и свет.

Прометей – особый случай, Удивительный герой! Он за это поплатился. Очень дорогой ценой –

Так он свой исполнил долг, А иначе жить не мог!

…Вот Огонь попал на Землю, Чтобы людям послужить, И, конечно, нужно было Дар беречь и сторожить.

Как же люди поступили? Как подарок оценили?

Стали радоваться люди И природой управлять; Ведь с Огнём – и ночью видно, Ведь с Огнём – тепло и сытно, Ведь с Огнём – уже не будешь Замерзать и голодать!

…Жаль, что люди не сумели Дар Небесный оценить, Но зато вообразили, Что теперь они – всесильны, Что теперь они – свободны, Одолеют что угодно, Что не страшен дикий зверь, Что они – цари теперь.

Без присмотра оставляли Печи, топки и костры, Враждовали, воевали, И дома врагов сжигали, Разрушали их дворы.

И чего ж они дождались? С чем в итоге оставались?

…Так бедняга-человек, Неразумный человек, Наказал себя навек:

Осторожность потерял, И за это пострадал.

С той поры Огонь проворный, Дерзкий, алчный, непокорный, Все готов спалить и сжечь; В три минуты что угодно Превратит в большую печь;

Обещает он тепло, Но таит большое зло!

Глава III. Встреча с Огнём

Не успели оглянуться, Сам Огонь – уж тут как тут: «Кто здесь спит? Пора проснуться! Хватит мне и двух минут,

Может, хватит и одной…» – «Братец, ты уж слишком злой!» –

«Я не сразу стал такой, Как рисуют пламя. Это люди, братец мой, Виноваты сами!»

Ребятишек напугал Великан огромный: Перед ними встал, как вал, Сильным жаром задышал, Чёрный дым вокруг пускал Братец вероломный.

И ребята испугались – Моментально разбежались, Притаились и не знают, Как им дальше быть… Но веселый Огонёк Попросил остыть

Брата неуёмного, Дерзкого, бездомного.

Возражает Огонёк Брату бессердечному: «Не сердись и дай мне срок – Люди выучат урок И детей научат впрок Доброму и вечному!»

Усмехается Огонь – Огоньку в ответ: «Уж не снится ли мне сон?» Брат промолвил: «Нет.

Я детишек позову, Всё, что нужно, расскажу. Только ты мне не мешай, На глазах не возникай!»

Обещал Огонь пощаду, Тот, с которым нету сладу:

«Нет покоя у меня, Всемогущего Огня, Так порою злюсь – Сам себя боюсь, Если распущусь, Если разойдусь!!!

Я людишек знаю – Всех их презираю! Но тебя уважу – И компанию твою, Так и быть, не обращу В пепел или в сажу.

Что ж, пока я обожду, На детишек погляжу, Глупых, непонятных И неаккуратных.

Посижу в сторонке, У бензоколонки!»

…В самом деле – отошёл По сухому следу.

Огонёк решил скорей Продолжать беседу. Он детей опять позвал, Усадил в кружочек: «Приготовились уже?» – «Начинай, дружочек!»

Улыбнулся Огонёк: «Я для вас – всегда дружок!

Но хочу предупредить – Буду строго вас учить!»

…Дети были поначалу Очень невнимательны, Только девочка одна Слушала старательно,

Вспоминала, как недавно Видела пожар… Огонек невозмутимый Дальше продолжал:

«Знайте, дети, не бывает Безобидного огня! Пламя жалости не знает… Вот, послушайте меня».

Глава IV. Как это бывает? Как происходят пожары?

Так и начал Огонёк, Легкий, ясный светлячок.

История первая

Вот утюг включила мама, Вдруг соседка к ней пришла. Про утюг забыла мама, И беседа потекла;

По душам разговорились… А уж дым густой валил! Тут они и спохватились, Заметались, закрутились, Едким дымом отравились, Потеряли много сил.

В «01» – не позвонили И забыли, где вода… К счастью, дети в школе были, Их не тронула беда.

Ну, когда в окошке – пламя, А в подъезде – дым и смрад, А вверху, над этажами, Гарь, и свист, и чёрный град –

То пожарные машины Сами чуют, где горит, И пожарная дружина На призыв стрелой летит.

Хорошо, что подоспели, Хорошо, людей спасли… Три квартиры прогорели. Хорошо, что только три…

И соседи пострадали Те, что были ни при чём. Раньше – горюшка не знали, Нынче – знают, что почём!

История вторая

Закурил в постели папа – На работе он устал. Не прошло и получаса, Как тихонько задремал.

Повезло, что сын увидел, Сигарету потушил, Кто же шутит с сигаретой? …Да ведь папа не шутил.

Поутру проснулся папа, Сын ему и говорит: «Если кто-то курит лёжа – Значит, заживо сгорит!»

История третья

Ёлки стройны и нарядны, Огоньки на них горят. Новогодние гирлянды Привлекательно блестят,

А фонарики цветные, А подарки – чудеса! Хорошо, когда на счастье Новогодняя краса.

…Как-то в Новогодний праздник Были гости до утра. Торт, конфеты, «Фанта», сласти, Фейерверки, смех, игра,

Басни, танцы, песни, речи – Чуть не рухнул потолок! …Опрокинутые свечи Подвели всему итог.

Жизнь хозяйки – под вопросом; Пятерых – едва спасли, Вместе с Дедушкой Морозом На носилках унесли.

…Новый год – такая «басня», Повторит себя опять… До чего ж опасен праздник, Если так его встречать!

История четвёртая

Телевизор самый новый, Наконец, купили; К электрической розетке Тут же подключили,

А точнее, не к розетке – К тройнику с нагрузкой: «Ну и что? Сойдёт на время – Попросту, по-русски!»

Калорифер – по соседству, А компьютер – через стенку, На софе – электрогрелка И электроплед. Сколько техники в квартире, А контроля нет!!!

Где-то что-то сообщали, И инструкции писали, Требовали что-то, Чтоб пожар предотвращали Правильным подходом.

Эх, зачем никто не слушал Умные слова? Простота порой бывает Хуже воровства.

День за днём сходило с рук, Но однажды или вдруг…

Разве кто-то мог подумать, Что случится странность? – В телевизоре наружу Вышла неисправность.

Телевизор моментально Вспыхнул, как солома… Только бабушка и дети Оставались дома.

Так старушка испугалась, Что закрылась в спальне… У истории печальной – И конец печальный.

К счастью, дети уцелели, (Чёрные, чумазые), Потому что подоспели Вовремя пожарные.

И других соседей тоже По штурмовке сняли. Опоздай немного помощь – Выжили б едва ли!

История пятая

Ничего страшнее нет, Чем пожар на кухне. Здесь работает плита, Здесь – приборов куча,

Пламя газовой конфорки, Сильный жар электроплит. Стоит только зазеваться, Тут же вспыхнет и горит

То пролитый жир, то тряпка… То забытое бельё Над духовкой в беспорядке Сохнет ночью, сохнет днём…

А потом… Уже известно, Что случается потом. «…Как ребята, интересно? Да и сам я, критик честный, Не наскучил вам притом?»

…Дети слушают рассказы И переживают, А потом наперебой Бойко отвечают:

«Нет, дружочек, продолжай, Нам нужна наука. Мы уж поняли: пожар – Не простая шутка».

«Ладно, – молвил Огонёк, – Пусть учёба будет впрок!

Что мы с вами позабыли? Что ещё не охватили?»

Ребятишки вспоминают, А потом перечисляют,

Огонёк их поправляет И детали уточняет:

«Вот в лесу костёр зажгли, Но не погасили… Вот окурки потушить Впопыхах забыли Или в мусорный бачок Выбросить решили…

Вот со смехом поджигали Прошлогоднюю траву… Вот со спичками играли, Не во сне, а наяву,

За поленницею дров. Тут уж точно – не до снов!!!

Вот – валялась зажигалка У бензоколонки… Вот петарду дали в ручки Маленькой сестрёнке…

Пиротехника вообще Для людей опасна, И детей к ней допускают Взрослые напрасно!»

Октябрь 2012 г.

Пластилиновые поделки

Среди поделок изготовленных своими руками, на тему пожарная безопасность, довольно много вариантов присутствует из пластилина.

Этот материал позволяет создавать как объёмные фигурки, так и аппликации на картоне. Используя пластилин разного цвета, можно с лёгкостью слепить пожарную машину, лестницу и пожарников.

Используя этот материал, дети смогут не только изучить особенности пожарной безопасности, но и получат минимальные навыки рукоделия. При наличии таланта в изобразительном искусстве, можно создать реальную картину пепелища, детально рассказав ребёнку о негативных последствиях игр с огнём.

Объёмные поделки

Изучая фото поделок на тему пожарной безопасности, можно отметить и объёмные проекты. Но их изготовление требует определённых творческих навыков.

Существует несколько вариантов создания объёмных поделок:

  1. Объёмная фигура. В качестве примера можно использовать костёр, который является одной из наиболее распространённых причин пожаров. На картонном листе раскладывают поленья, в качестве которых выступает цилиндр из плотной бумаги. В середине располагается пламя, которое предварительно вырезают из красной, жёлтой и оранжевой бумаги.
  2. Объёмная картина в форме двустворчатой открытки, изготовленной из плотной бумаги. На внутренней части одной из половинок за предварительно отогнутый край клеят разнообразные фигуры: костёр, деревья, пожарники, которые прижимают с помощью второй створки. На второй половине формируется аппликация или рисунок.


Для детей старшего возраста доступны варианты более сложных поделок. К примеру, можно создать композицию «тушение пожара» с использованием разных элементов, конструктора, пластилина, спичек.

Такой вариант композиции подойдёт даже для районных или городских творческих конкурсов.

Каждый из представленных вариантов поделок, позволит ребёнку лучше окунуться в тему пожарной безопасности. Если с детских лет даже в игровой форме объяснять ребёнку как опасна игра с огнём, то в дальнейшем удастся избежать массы неприятностей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]