Картотека настольно- печатных игр
Когда это бывает?
Дидактическая задача
: Закрепить знания детей о временах года. Воспитывать внимание, наблюдательность, партнерские отношения.
Игровые правила
: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.
Игровое действие
: Составление времени года по приметам на кругах Луллия. Составление небольшого рассказа о времени года по приметам.
Дидактический материал
: круги Луллия на каждого ребенка с сюжетными карточками примет.
Ход игры
Детям раздают круги Луллия с сюжетными карточками по временам года. Дети должны на всех кругах подобрать сюжетные карточки по временам года и рассказать:
На самом маленьком круге состояние солнца: солнце с лучами, за тучкой, без лучей и т.д.
На втором круге деревья и растения по временам года: с листочками, с желтыми листочками, заснеженные деревья и т.д.
На третьем круге занятия взрослых и детей в разное время года: купаются в реке, катаются на санках, собирают овощи на грядке и т.д.
— Это время года лето. Потому что светит ярко солнце. На деревьях зеленые листочки, цветут цветы. Люди загорают и купаются в речке.
— Это время года весна. На деревьях появляются зеленые листочки. По дорожкам бегут ручейки. Солнце светит, но лучики пока еще маленькие. Люди сняли теплые вещи и надели куртки и резиновые сапоги. И т.д.
Какой ветер?
Дидактическая задача
: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: свойства ветра.
Игровые правила
: Определить положительные или отрицательные свойства ветра.
Игровое действие:
Рассматривают сюжетную картинку и определяют, какой ветер — хороший или плохой.
Дидактический материал
: сюжетные картинки о ветре.
Ход игры
Воспитатель на магнитной доске выставляет картинку с изображением. Дети должны определить, какой ветер: хороший или плохой?
— Открытое от ветра окно, разбитая ваза на полу.
— Девочка с помощью пылесоса убирает комнату.
— Дети пускают воздушного змея.
— Девочка успокаивает плачущего ребенка и протягивает ему воздушный шарик.
— Мальчик пускает по воде кораблик.
— Сильный ветер в лесу и поломанные деревья.
— На улице сильный ветер, а дети гуляют во дворе.
Подбери ключик
Дидактическая задача:
Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: солнце, луна, тучки.
Игровые правила:
Дети подбирают картинки соответствующего цвета, собирают картинку и находят по картинке соответствующий предмет. Отгадывают загадки по сигналу воспитателя.
Игровое действие
: Собирают разрезные картинки, находят соответствующий предмет, отгадывают загадки. Диалог воспитателя и детей.
Дидактический материал
: разрезные картинки с изображением ключика — цветные, по количеству детей. Объемные предметы — ключи разной формы. Сундучок с загадками.
Выбор игры с учётом особенностей возрастного развития ребенка
Выбор игрового материала обусловлен возрастной группой детей. В возрасте 5-6 лет настольно-печатные игры учитывают такие особенности развития, как:
- необходимость работы в небольших группах (2-4 человека). Для этого подойдут лото и домино с картинками, кубики, паззлы (например, «Сложи узор»).
- осознанность командной работы. Этой особенности отвечают игры из предыдущего пункта и другие, например, игры с картой-полем. Активно используются материалы на закрепление знаний о видах транспорта, использовании предметов;
- в этом возрасте возможно проявление нетерпимости в отношении помощи воспитателя или другого взрослого, что требует самостоятельности в игровом процессе. У старшего сохраняется роль ведущего. Подойдет занятие с обозначением противоположных понятий, задания на усвоение профессий.
При работе с детьми следят, чтобы всем хватило реквизита. У каждого ребенка должен быть свой набор карточек, фишек или часть паззла. При первом знакомстве с материалом воспитанникам понадобится время на изучение предложенного прежде, чем начнется игра. В старшей группе детям предлагаются разные сюжеты паззлов, поскольку сам процесс объединения элементов уже отходит на второй план. При наличии свободного времени дети могут обменяться наборами элементов мозаики.
Домино «Сказочные герои»
Возраст детей: 3-5 лет.
Материал: карточки с рисунками героев Фиолетового Леса – 200 штук. карточки с рисунками половинок героев – 400 штук. Они разобраны более мелкими партиями.
Инструкции к игре:
1. Игра домино в обычном варианте: карточки раздаются детям по 6- 10 штук. Выбирают водящего любым способом. Дети ходят друг за другом, выставляя свои карточки на поле. При необходимости берут дополнительные карточки в «базаре». Выигрывает тот, у кого у первого закончатся карточки и их не будет в «базаре».
2. Разложить карточки друг за другом, не повторяя рисунок героя, а ставя каждый раз другой – Гео, Ворон, Лопушок, Всюсь, Долька, Гусеница Фифа и так далее. Посчитать, какая длинная получилась дорожка, если не повторять рисунки героев.
3. Построить столбики картинок, где в первом столбике первая картинка Малыш Гео. Второй столбик первая картинка – Ворон Метр. Третий столбик первая картинка – Лопушок . И так далее. При этом в первом ряду в каждом столбике ставить одинаковых героев. Например, в первом ряду у всех стоит Мишик, во втором ряду – китенок Тимошка, в третьем – Незримка Всюсь. Посчитать сколько столбиков получилось, сколько рядов в каждом столбике.
4. Задания детям – заселить домик в 5 этажей и 5 подъездов, чтобы жители не повторялись. Малыш Гео пошел в гости к своим друзьям – в первом подъезде он шел на 2 этажа наверх – к кому он пришел в гости?, по 3 этажу он пошел на 2 квартиры вправо – к кому он пришел?, оттуда он шел на …любое направление. Малыш пришел в среднюю квартиру на среднем этаже — у кого он был в гостях?. Куда он теперь может пойти (направление движения и количество этажей или квартир) – игра «Муха».
5. Выстроить таблицу из домино – 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 и т.д., чтобы рисунки героев не повторялись. Спрашиваем у детей – кто где стоит, кто с кем дружит, кто над кем, под кем, кто соседи справа, слева, стоит между кем. Различные варианты вопросов на ориентирование на плоскости.
Временной план игры
Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:
- Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
- Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
- Подведение итогов — 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.
Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого
Пример хронометража игры «Где это можно купить?»
При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.
- Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
- Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
- Подведение итогов (3 минуты).
Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире
Настольные игры для детей 3-4 лет (средняя группа)
В возрасте с 3-х лет ребенок уже активно общается с окружающими его сверстниками и в силах совместно с ними что-то изучать и открывать. На данном этапе настольные игры для детей 3-4 лет могут приобретать новые правила, а педагог выступает в роли арбитра на «поле». Совместное занятие призвано развивать чувство справедливости — малыши учатся радоваться не только личной победе, но и успехам сверстников. Девочка с удовольствием примется увлеченно играть в одевалки, будь то бумажные героини с различными самодельными нарядами или объемные куклы. Одевалками можно увлечь не только ради разнообразия досуга, но и ради понимания принципа и алгоритма одевания одежды. Мальчик прекрасно справится с не самым сложным конструктором.
Те настольные игры для детей 3-4 лет, которые были успешно приняты детьми в младшей группе садика, могут быть немного усложнены для средней. Например, в качестве задачи, поставленной перед ребенком, будет не просто назвать предмет на картинке, а дать ему разностороннюю характеристику (цвет, особенности, назначение). Развивайте речь детей, предлагая развернуто отвечать на вопросы, применять мимику, выговаривать отдельные звуки.
«Мой дом» Детям предлагаются отдельные части дома (дверь, окна, труба, лестница) или комнаты (диван, люстра, картина, холодильник), которые необходимо собрать в одну конструкцию. При этом каждая добавленная деталь должна быть озвучена и аргументирована. 4-летний малыш может сделать расстановку на примере собственной квартиры. |
«Лото» Детям раздаются карточки с различными изображениями. Из общей коробки воспитатель (или кто-то из ребят) достает по одной фишке и называет то, что изображено на ней. Малыши должны внимательно изучить карточки на предмет соответствия. Кто быстрее заполнит свою карточку правильно, тот и победил. |
«Кубики» Необходимо составить картинки, сопоставляя все стороны имеющихся кубиков. Это усложненные пазлы. |
«Перестановки»
Возраст детей – от 3-4 лет – легкие задания на 3-4 клеточках «Коврографа Ларчика», 4-7 лет – задания на 4-10 клеточках «Коврографа Ларчика».
Задачи игры: — формировать и совершенствовать умение обследовать условия задач, умение планировать решение задач, умение сознательно решать задачи до конца; — развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания, зрительное восприятие; — развивать способность ориентироваться на плоскости – влево, вправо, вверх, вниз, вправо вверх — Павлин, вправо вниз — Пони, влево вверх — Лев, влево вниз – Лань; — развивать навыки счета – количество шагов по клеточкам, вычитать из большего меньшее число.
Материалы и оборудование: «Коврограф Ларчик», карточки цифр любого варианта (цифрята-зверята, цифры из игры «Прозрачная цифра», «Домино», набора цифр на ковролине).
Ход игры.
Вариант 1. Для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. На «Коврографе Ларчик» в первом ряду, в каждой клеточке сверху располагаются цифры от 1 до 10 по порядку. Одной из цифр нет — 1, 2, 3, 4, 5, 6, …, 8, 9, 10. (нет 7).
На втором ряду цифры от 1 до 10 располагаются в произвольном порядке. Нет цифры той же, что и в первом ряду. 2, 5, 6, 1, 3, …., 10, 4, 8,9.(нет 7).
Задание: переставить цифры во втором ряду так, чтобы они стояли так же, как и в первом, по порядку возрастания.
Условие: ставить цифру можно только на пустое место.
Игровая ситуация: одинаковые цифры (цифрята-зверята) гуляли парами по дорожкам Ковровой Поляны, но один из них хотел побаловаться и убежал от друга, и потом заблудился. Давайте, ребята, поможем ему найти и догнать своего друга.
Вопросы к детям:
— соседи чисел на первом ряду; кто за каким числом стоит; кто перед каким-то числом; кто стоит между двумя числами; кто стоит после какого-то числа; кто стоит пятый (любой) от конца. — кто стоит на первом месте во втором ряду; кто 2-й, 3-й, 4-й и т.д; кто стоит перед 5, после 4, за 7, между 4-6 и т.д. — какая цифра справа сверху от 6 на втором ряду; слева снизу от 5 в первом ряду; любой вопрос по ориентированию — Лев, Павлин, Пони, Лань; — какой цифры не хватает в первом ряду? – 7; — какое место пустое во втором ряду? – 6 клеточка; — на каком месте стоит цифра, которую нужно сюда поставить? – цифра 6 стоит в 3 клеточке; — какую цифру мы можем поставить на свое место? – 6; — как это сделать? – передвинуть 6 на 3 клеточки вправо; — как проверить, правильно ли мы сделали? – 6-3=3 шага вправо; — какую следующую цифру мы можем поставить на свое место? Какая клеточка пустая? – цифру 3 поставить на 3 клеточку; — где сейчас стоит цифра 3? – на 5 клеточке; — как мы должны её передвинуть? — влево на 2 клеточки; — как проверить? – 5-3=2 шага влево; — какая клеточка стала пустая и какую цифру мы можем туда поставить? – в 5 клеточку можно поставить цифру 5; — где сейчас стоит 5? Как ее переставить на свое место? – цифра 5 стоит во второй клетке, переставить на 3 клетки вправо; — как проверить? – 5-2=3 шага вправо; — что будем делать дальше? – пустая 2 клетка, в нее поставить цифру 2, сейчас она стоит в 1 клетке, передвинуть ее на 1 шаг вправо, проверить 2-1=1 шаг вправо; — что делаем дальше? – пустая клетка 1, цифра 1 стоит в 4 клеточке, ее надо переставить на 3 шага влево, проверить 4-1=3 шага влево; — следующие действия? – пустая клетка 4, цифра 4 стоит в 8 клетке, ее надо переставить на 4 шага влево, проверить 8-4=4 шага влево; — что дальше? – пустая клетка 8, цифра 8 стоит в 9 клетке, нужно ее переставить на 1 шага влево, проверить 9-8=1 шага влево; — дальше? – пустая клетка 9, цифра 9 стоит в 10 клетке, надо ее передвинуть на 1 шаг вправо, проверка 10-9=1 шаг вправо; — и какая цифра последняя стоит не на своем месте? – цифра 10, она стоит в седьмой клеточке, нужно ее передвинуть вправо на 3 шага, проверка 10-7=3 шага вправо; — теперь все цифры на своих местах, в первом и втором ряду одинаково? – да; — какой цифры не хватает в обоих рядах? — 7.
Вариант 2. Начиная с 3 лет.
На «Коврографе Ларчик» в трех клеточках на первом ряду расположены две любые фигуры (могут быть: изображения геометрических фигур, предметов, букв, цифр, людей, героев «Фиолетового Леса», животных, транспорта – на любую тему, изучаемую в данный момент в группе).
Во втором ряду, под ними, в трех клеточках, расположены эти же две фигуры в другом порядке (например, в 1 ряду – квадрат, пустая клетка, круг; во 2 ряду – пустая клетка, круг, квадрат).
Задание: переставить фигуры во втором ряду так, чтобы они стояли в том же порядке, как и в первом ряду.
Условие: ставить фигуру можно только на пустое место.
Дети могут переставлять фигуры сами на «Коврографе Ларчик» по очереди; воспитатель побуждает детей проговаривать необходимые действия: какая клеточка свободная, что туда нужно поставить, где стоит нужная фигура, как можно поставить фигуру — на сколько клеточек вправо-влево её нужно передвинуть.
Для детей, успешно выполняющих разные варианты заданий, упражнений, задействуют в игре большее количество клеточек – 4, 5, 6 и до 10.
Вся группа детей на своих «Миниларчиках» выполняет ту же работу, что и на «Коврографе Ларчик». Можно сначала попросить детей самостоятельно переставить фигуры на своих ковриках. Потом проверить, как получилось, на Коврографе, каждый раз ребенок должен проговаривать свои действия – какая клеточка пустая, какую фигуру нужно туда поставить, где находится эта фигура, как ее переставить на пустую клеточку.
Варианты решения задач могут быть у каждого ребенка разные, в зависимости от расстановки фигур. Когда дети справляются с легкими заданиями на 3-х клеточках, увеличиваем количество клеточек от 4 до 10.
Многофункциональная дидактическая игра «Помоги навести порядок»
Авторская игра для детей старшего дошкольного возраста для подгруппы детей или индивидуальной деятельности.
Эта игра была задумана нами для дошкольников подготовительной группы, чтобы показать им упорядоченное расположение бытовых предметов в доме и пробудить желание поддерживать этот порядок. Дети проявили интерес к созданию игрового комплекта: они участвовали в выборе расположенных в каждой комнате дома или квартиры предметов мебели, посуды, одежды, обуви, игрушек и других необходимых вещей; помогали их раскрашивать и вырезать, участвовали в создании интерьера комнат.
Цель игры
: формировать представления об организации быта в семье.
Обучающие задачи
: расширять и уточнять представления о предметах домашнего обихода, их свойствах и назначении; активизировать словарь по теме «Мой дом».
Развивающие задачи
: развивать зрительное и слуховое внимание, память, связную речь, мыслительные операции сравнения, обобщения, группировки, умение ориентироваться в пространстве рисунка.
Воспитательные задачи
: воспитывать интерес к играм со сверстниками, желание поддерживать порядок в доме.
Описание игры
В игровой комплект «Помоги навести порядок» входят 5 игровых карточек формата А 4 с изображением 5-и комнат в квартире/доме и 50 карточек размером 3х3 см и 4х4 см с изображением предметов домашнего обихода. В прихожей, гостиной, детской, кухне и ванной комнате с помощью дошкольников мы изобразили мебель и оборудование, соответствующие назначению помещений. На маленьких карточках среди других представлены следующие предметы: для гостиной – книга, кресло, часы, диванная подушка, диван, ваза; для детской – игрушки пирамидка, карандаш, клоун, книга, мяч, щенок, машина, домик, медведь, воздушный змей; настольная лампа; для кухни – миска, разделочная доска, сковорода, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник; для прихожей – шапка, перчатки, тапочки, шарф, вешалка, коврик, зонт; для ванной – мыло, шампунь, мочалка, полотенце, зубная паста, зубная щётка.
Наведём порядок вместе
Правила игры. Вариант 1
. В игре участвуют от 1-5 детей. Большие карточки с изображениями комнат расположены на столе вниз картинкой. Каждый участник игры выбирает одну карточку и переворачивает её. Ведущий создаёт беспорядок в комнатах: он перемешивает все маленькие карточки, распределяет их по комнатам и предлагает дошкольникам убрать из своей комнаты и положить в центре стола карточки с изображением предметов, которые для неё не предназначены. Предлагаем детям объяснить свой выбор. Если в игре участвуют от 2-х до 5-и детей, то выигрывает дошкольник, который быстрее всех справился с заданием. Если участвует только один ребёнок, то скорость выполнения задания не учитываем.
Вариант 2
. Дети наводят порядок в комнатах, как в варианте 1 игры. Затем каждый ребёнок выбирает из всех убранных из комнат и расположенных в центре стола предметов только те, которые подходят для его комнаты.
Вариант 3
. На больших карточках уже разложены изображения бытовых предметов. Ведущий предлагает детям рассмотреть их и оставить только подходящие для каждой комнаты.
Лото «Каждой вещи своё место»
Правила игры. Вариант 1
. В игре участвуют от 2-х до 5-и детей. Каждый дошкольник выбирает по одному изображению комнаты. У ведущего маленькие карточки с изображением бытовых предметов, он последовательно называет их и показывает картинки. Дети размещают эти карточки в комнаты с учётом назначения предметов. Выигрывает ребёнок, который быстрее соберёт все предметы для своей комнаты.
Вариант 2
. После того, как дошкольники разместили предметы в комнатах, ведущий предлагает им назвать расположение указанного предмета по отношению к другим вещам.
Вариант 3
. Маленькие карточки лежат в центре стола. Ведущий предлагает играющим выбрать для своей комнаты только те предметы, которые обладают названным им свойством. Например: найдите все предметы жёлтого цвета; расположите в комнате все мягкие предметы; расставьте в комнате только хрупкие предметы. Выигрывает ребёнок, который соберёт в комнате больше предметов с указанными свойствами.
Вариант 4
. В этом варианте игры принимают участие от 2-х до 5-и и более детей. У каждого участника своя задача. Например, одному ребёнку предлагаем найти в квартире все мягкие предметы, второму — все твёрдые предметы, третьему — все лёгкие предметы. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Покажем возможность использования игрового комплекта «Помоги навести порядок»
в НОД «Наша квартира».
Задачи
: уточнять и расширять словарный запас; развивать речевой слух, зрительное внимание, память, диалогическую речь.
Ход игры
Педагог располагает на рядом стоящих мольбертах изображения комнат, предлагает детям рассмотреть их и назвать. Дошкольники называют кухню, ванную комнату, гостиную, прихожую и детскую комнату. Затем педагог привлекает внимание детей к предметным картинкам на столе и предлагает по очереди назвать изображения. Когда все картинки рассмотрены и названы, он предлагает объединить их в группы по функциональному признаку и назвать, используя обобщающие слова посуда, одежда, игрушки, мебель и другие. Дошкольники выполняют задание.
На следующем этапе деятельности педагог предлагает детям разместить эти картинки на мольбертах под изображениями подходящих для них комнат.
Дошкольники берут по одной картинке, по очереди называют их, указывают назначение предметов и выбирают для них комнаты. Например: Это диван. Он нужен, чтобы отдыхать, спать. Диван стоит в гостиной. Это гоночная машина. Она нужна, чтобы играть. Машина стоит в детской комнате вместе с другими игрушками.
По ходу выполнения заданий педагог задаёт уточняющие вопросы; создаёт условия для участия детей в обсуждении свойств и назначения предметов быта, обращаясь к их опыту; поощряет участников диалога. Можно использовать игровой комплект и для решения других задач, например, для закрепления навыков счёта или отгадывания загадок описательного характера.
Светлана Воронина
воспитатель, МБОУ д/с № 13г. Павлово, Нижегородская обл.