Сказкотерапия как средство развития речи у детей 4-5 лет

Сказкотерапия представляет собой «лечение сказкой» и является довольно новым методом в прикладной психологии. Такой способ применяют многие врачи, психологи, педагоги, а также сами родители.

В дошкольных учреждениях такую терапию используют широко. Ведь дети очень любят, когда им читают сказки, поэтому данный метод подходит каждому ребенку и позволяет ему справиться с любой жизненной проблемой.

В чем польза терапии?

Сказки известны людям еще с древних пор, как и легенды, басни, притчи. Произведения, написанные несколько сотен лет назад, пользуются большой популярностью, так как рассказывают про мир, его закономерности и понятия.

Сказкотерапия как средство примерки на себя определенной роли несет в себе определенный смысл, который читатель должен уметь увидеть в описанной ситуации. Он может быть:

  • Познавательным, с помощью которого дети знакомятся с окружающим миром.
  • Воспитательным, который позволяет различать понятия добра и зла.
  • Коррекционным, помогающим исправить плохое поведение детей, приводя подобный пример из сказки.

Родители, сами того не подозревая, применяют приемы сказкотерапии, когда читают своим деткам различные произведения на ночь. Такое лечение является очень полезным и интересным, поэтому его можно осуществлять и в домашних условиях, если родители чувствуют, что их ребенку нужна психологическая помощь.

Сказкотерапия для дошкольников позволяет благоприятно воздействовать на поведение детей, а именно:

  • различать такие понятия, как добро и зло;
  • воспитывать положительные качества характера;
  • исправлять недостатки в поведении;
  • указывать, что ребенок в конкретной ситуации не прав, и научить его поступать правильно;
  • помочь создать доверительные отношения между детьми и родителями;
  • формировать связную речь;
  • развивать способность ребенка фантазировать.

Особенно сказкотерапия как средство избавления от психологических проблем проводится, если в поведении малыша наблюдается агрессивность или нервозность, он не может что-то сделать или чего-то боится. С помощью данного метода можно легко определить, какие детские проблемы и переживания присутствуют, и каким образом можно их решить.

С помощью сказкотерапии можно справиться со многими трудностями в воспитании ребенка. Например, малыш совсем не хочет кушать овощи и фрукты, которые так необходимы подрастающему организму. В этом случае можно подобрать историю, в которой употребление данных продуктов восхваляется. Но при этом ни в коем случае нельзя заставлять детей кушать, если они этого категорически не хотят. До ребенка нужно постараться донести, что употреблять полезные продукты важно для его здоровья, чтобы он мог самостоятельно понять требования родителей. Точно таким же методом можно повлиять на детей, если они не желают ложиться спать вовремя, садиться на горшок, умываться, убирать игрушки и так далее.

Если родители самостоятельно не могут сориентироваться в выборе нужной сказки для сказкотерапии, то следует посетить детского психолога, который поможет подобрать соответствующие произведения и скажет, на что нужно обратить внимание в конкретном случае.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Сказкотерапия – как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи в частности и всестороннего развития в целом дошкольников посредством сказкотерапии
  • разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.
  • оформить в группе центр книги
  • взаимодействовать с родителями и педагогами по теме самообразования, привлекать к обогащению РППС группы
  • способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая сказки; воспитывать культуру речи, учить рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей; побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
  • воспитывать чувства дружбы и коллективизма; снизить уровень тревожности и агрессивности у детей
  • развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.

Актуальность

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики: развитие всесторонней личности ребенка.

Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему развития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.
  • чтение сказок детям педагогом; ответы на вопросы педагога, дополнительные разъяснения педагога, разбор ситуаций; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
  • инсценировка вместе с детьми отрывков из текста;
  • загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • раскрашивание черно-белых иллюстраций к сказкам;
  • имитация процесса чтения в эгоцентрической речи — это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
  • воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
  • сочинение собственных сказок на основе прочитанного взрослым текста;
  • рисование и лепка на основе прочитанных взрослым сказок;
  • придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
  • придумывание вопросов героям текста;
  • проигрывание придуманного конца сказки.

Формы работы с родителями:

  • консультации, мастер-класс
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

  • усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе
  • осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм
  • понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых
  • знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
  • сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
  • Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

Волю — сложное и многогранное качество личности.

Веру в себя — умение противостоять неудачам.

Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

Обязательность — умение держать слово.

Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

Доброту и честность.

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. С помощью сказки мы развиваем у ребёнка: умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память; воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
  • Презентация на родительском собрании
  • Презентация педагога по теме самообразования.

Виды сказок:

  1. Дидактические (в форме учебного задания).
  2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают ( «колдуют»).
  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, ставят спектакли.
  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать.
  5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки).
  6. Народные (с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему).
  7. Сказки о животных.
  8. Бытовые сказки.
  9. Волшебные сказки.

Для того, чтобы детям было интересно, использую метод фантазирования и приёмы:

  • Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке
  • Придумывание разных слов (длинных, смешных)
  • Произношение слов.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Приёмы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Этапы работы со сказкой

  1. Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  2. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  4. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Процесс сказкотерапии не должен ограничиваться чтением сказки. Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

После прочтения он должен сопровождаться подробным обсуждением её сюжета. Когда вы читаете или рассказываете истории ребёнку, в его сознании формируется так называемый банк жизненных ситуаций, ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Жизненные уроки и поиск параллелей с реальными явлениями происходит в тот момент, когда взрослый обсуждает с ребёнком сказочные истории. Именно тогда активизируется и развивается банк знаний о мире. Ребёнок размышляет о своём предназначении, исследуя собственные способности и возможности, и естественным путём формирует возможность видеть причинно-следственные связи, и осознано действовать.

Следующим этапом работы могут быть терапевтические задания, игры, релаксационные упражнения. Так как, например, рисунки могут отражать реальные проблемы ребёнка, где конфликт разрешается в адекватной форме выражения и проигрывания травмирующих событий в различных вариантах (заштриховываете персонажей, вызывающих страх у ребёнка).

Заключительный этап может содержать проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивно окрашенным прогнозом на будущее.

Какие книги выбрать для сказкотерапии?

Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.

После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.

Виды сказок, используемые в качестве материалов для терапии

  • Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста), овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры.
  • Народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
  • Диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает. Например, если ребенок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайчишка-трусишка. То можно предположить, что ребенок достаточно застенчивый, спокойный и, возможно, боязливый.
  • Психологические сказки создают специфические условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с героем общих страхов, адекватному переживанию чувства неудачи и победы, обретению уверенности в себе.
  • Медиативные сказки Отсутствие злых героев, конфликтных ситуаций, борьбы добра со злом позволяет этой группе сказок создать атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снятия напряжения и возбуждения.

Комбинируя различные приёмы сказкотерапии, можно помочь каждому ребёнку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнётся во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Таким образом, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. (По А.Бердниковой).

Список используемой литературы:

  1. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. – СПб.: Речь, 2013. – 224 с.
  2. Огненко, Н. Волшебная сила сказки: осуществление мечты и полцарства в придачу/ Н. Огненко. – СПб.: Речь, 2008 – 207 с.
  3. Ломакина, Г. Р. Сказкотерапия: воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем / Г. Р. Ломакина. – М., 2010. – 158 с.
  4. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психологической работы / Л. Д.Короткова: «РОН», 2013 – 350 с.
  5. Исаева, Е. Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Е. Н. Исаева // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С. 19 –24.
Следующая >

Какие есть виды сказок?

Можно найти много различных классификаций сказок. Для сказкотерапии для дошкольников могут использовать следующие виды произведений:

  • Народые или художественные сказки. Они позволяют воспитать в детях духовные и нравственные ценности, научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.
  • Поучительные сказки. Они расширяют кругозор читателя о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях, какие последствия вызывает неправильное поведение.
  • Диагностические сказки. Такие произведения позволяют выявить черты характера малыша, а также то, как он относится к этому миру.
  • Психологические сказки. Совместно с героями этих историй дети учатся справляться с трудностями, страхами, обретают собственную уверенность.
  • Логопедические сказки, предназначенные для развития речи. Данные произведения применяются, как средство формирования развития речи дошкольников.

Таким образом, для сказкотерапии для дошкольников используют различные виды сказок, которые направлены на выполнение конкретной задачи в развитии ребенка, в том числе и как средство развития связной речи.

Формируем ЗКР во второй младшей группе

В работе по формированию ЗКР в детском саду у детей 2 младшей группы стоит задача развить:

  • артикуляционный аппарат;
  • правильное произношение;
  • слуховое восприятие, фонематический слух;
  • длительный ротовой выдох, речевое дыхание;
  • интонационную выразительность речи;
  • мелкую моторику.

В календарный план работ занятия по ЗКР включают ежедневно, по коммуникации и чтению — дважды в неделю.

Пример проекта по развитию речи во второй младшей группе

После проведения диагностики детей по ЗКР и анкетирования родителей составляют план проекта по развитию речи во второй младшей группе. Для этого можно использовать методические разработки ФГОС.

Пример проекта по ЗКР

Игры по ЗКР во второй младшей группе

Поскольку ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра, эта форма активно используется в занятиях. Для составления урока можно использовать готовые конспекты специалистов.

Пример занятия по ЗКР

Картотека игр по звуковой культуре речи

В картотеку подбирают игры по каждому направлению ЗКР. В группе формируют речевой уголок. В него входят:

  • дидактические игры по ЗКР 2 младшая группа картотека с целями;
  • сборники сказок, стихотворений, в том числе и придуманных детьми.

Пример картотеки по ЗКР

Тема для родительского собрания во второй младшей группе по развитию речи

Родители — главные воспитатели детей. Поэтому важно стимулировать их педагогическое самообразование. Родительское собрание — одна из самых эффективных форм просвещения семьи, которая резко повышает эффективность работы с малышами.

Пример методики проведения родительского собрания

Таким образом, значение сказки как малой формы фольклора важно для обучения и воспитания детей. Метод сказкотерапии дает педагогу большое пространство возможностей и является способом всесторонне использовать роль родного языка в формировании ЗКР и развития личности ребенка дошкольного возраста.

Как проводят сказкотерапию в дошкольных учреждениях?

Сказкотерапия как средство от плохого поведения, страхов и речевых дефектов часто применяется в детских садах и специализированных дошкольных учреждениях. Специалисты используют различные методики для сказкотерапии для маленьких детей дошкольного возраста. К самым распространенным способам относятся такие, при которых воспитатели:

  • Читают произведения всей группе детей, а затем вместе с ними обсуждают какие-то темы, поведение персонажей и прочее.
  • Выбирают сказку, которую хорошо знают все дети, и распределяют для каждого ребенка роль, и проигрывают сценку.
  • Разбирают произведение и задают в соответствии с ним разнообразные задания. К примеру, деткам нужно сделать рисунок, который отразить суть сказки, либо поделиться своим мнением о том, правильно ли вел себя герой, нужно ли что-то исправить.
  • Помогают сочинить сказку полностью или частично, например, сначала прочитать настоящее произведение, а затем вместе с ребятами сделать из него идеальную сказку, где все герои будут положительными.

Подобные упражнения являются очень полезными для развития речи, формирования восприятия и психики детей. Каждый малыш имеет возможность примерить на себя роль того или иного персонажа, затем научится совершать правильные поступки и понять, почему нельзя делать по-другому.

В настоящее время родители и воспитатели могут найти уже готовые примеры сказок для такой терапии. Но наиболее существенный эффект могут произвести те произведения, которые родители подбирают самостоятельно для своих детей.

Становление звуковой культуры речи во второй младшей группе

Речь — это уникальная возможность обмена информацией, на формирование которой природой отведен короткий отрезок времени — ранний и дошкольный периоды детства. В этот срок в наиболее благоприятных условиях развития проходит становление устной и закладка фундамента для письменной ее формы. Воспитанию звуковой культуры речи уделяют основное внимание именно на раннем этапе детского развития.

Сказкотерапия направляет творческую активность детей

Для формирования фонетической и орфографической правильности речепроизношения, его выразительности (с помощью дикции, тональности, мимики, жестов) важна полноценная среда, в которой происходит постоянное, мотивированное условиями практической деятельности общение детей и взрослых.

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Для определения уровня освоения языка ребенком ориентируются на нормы речевого развития детей четвертого года жизни. Существует ряд признаков, по которым несложно проверить навыки малыша:

  • проговаривание собственного имени, отчества, фамилии, а также имен близких людей;
  • восприятие образов и описывание увиденной ситуации;
  • распределение предметов погрупповым признакам;
  • называние действий;
  • точное повторение услышанного;
  • изложение короткими фразами из3-4 слов;
  • пересказывание мультфильма, короткой сказки.

Важно! Согласно ФГОС, словарь (как активный, так и пассивный) в этот период увеличивается до 800-1000 слов.

Несовершенства касаются неправильного порядка слов в построении фразы несогласованности («пришло много гостев» пришло много гостей), недостатков произношения («лисипед» — велосипед), перестановок звуков в словах («певрые» — первые); пропусков согласных в стечении звуков («босая девича» — большая девочка).

Такие ошибки считают допустимыми и легко исправляемыми в процессе регулярных курсовых занятий.

Однако если речь идет об отклонениях, их следует вовремя выявить и корректировать у специалистов.

Отклонения речевого развития диагностирует специалист

Роль родного языка в развитии личности ребенка

Феномен речи как средства связи человека с внешним миром основан на знаковой сущности языка — возможности кодировать окружающую действительность, социализироваться, усваивать культурный опыт общества и на его основе заложить систему смыслов. Таким образом, роль родного языка в развитии личности ребенка состоит в постепенном переходе от познания мира к познанию себя.

Обратите внимание! Сказка предоставляет уникальную возможность посредством речи через освоение культурных ценностей формировать систему личностных смыслов ребенка.

Алгоритм проведения сказкотерапии для родителей

Каждый родитель, решивший попробовать сказкотерапию, должен следовать определенному алгоритму. В первую очередь необходимо определить, какая у ребенка присутствует проблема, и что именно спровоцировало его плохое поведение.

Затем внимательно подобрать сказку для сказкотерапии для конкретной цели. Главный персонаж должен быть похож на малыша, например, внешним видом, чертами характера, местом проживания. После этого описать ситуацию, в которой данный персонаж совершает плохой поступок либо боится чего-то.

При этом необходимо акцентировать внимание ребенка на том, как реагируют на подобный поступок окружающие лица, как они выражают свое недовольство. Затем родителям нужно пересказать сюжет произведения так, чтобы персонаж осознал негативность своего поведения либо беспочвенность своих страхов.

После рассказа необходимо обсудить с ребенком историю, дать ему возможность самому высказать собственное мнение о действиях главного героя и способах его исправления.

Также в процессе прочтения нужно обращать внимание детей на то, что человек должен вести себя хорошо, помогать людям, которые старше, говорить вежливые слова. Он должен понять, что добро всегда побеждает зло, вследствие чего отрицательных героев ждет наказание.

Не менее важным моментом для сказкотерапии для дошкольников является то, что при выборе произведения требуется учитывать потребности детей, которые актуальны именно в данном возрасте. Таким образом, главный персонаж должен быть:

  • Активным. Роль, которую будет примерять на себя читатель, должна быть максимально подвижной. Причем все его действия должны быть успешными, приносить победу в борьбе.
  • Самостоятельным. Персонаж должен сам принимать решения, совершать поступки, ни от кого не зависеть, что помогает ребенку быть не просто самостоятельным, но ответственным, умеющим отстаивать свою точку зрения.
  • Высоко оценивающим собственные знания и навыки. Положительный герой всегда должен быть способен справляться со своими страхами, трудностями, что помогает ему побеждать зло. Благодаря этому улучшается самооценка ребенка и приобретается уверенность в себе.

Развитие речи с помощью сказок

Сказка как средство развития связной речи широко применяется воспитателями и логопедами. По сказкам можно создавать мнемотаблицы, с помощью которых дети учатся объединять разные отрывки из сказки в целостный сюжет.

В мозге ребенка активизируются процессы создания длинных предложений, что благотворно влияет на развитие речи.

Артикуляционная гимнастика в сказках, также используется педагогами, как средство развития связной речи дошкольников. Именно такая гимнастика позволяет решить проблему, связанную с работой артикуляционного аппарата. В ходе ее проведения дети выполняют комплекс специальных упражнений, которые нацелены на то, чтобы укрепить и развить мышцы данного аппарата. Для того чтобы закрепить полученные навыки необходимо много раз повторять их, что обычно очень надоедает и интерес к выполняемым действиям пропадает. Как раз в этом случае отлично подходят артикуляционные сказки, с помощью которых у детей создается положительный эмоциональный настрой.

Такие логопедические сказки для развития звукопроизношения производят заметный положительный эффект. Для закрепления звуков нужно не только читать произведения, но и разыгрывать сценки. Такая необходимость заключается в том, что человек легче запоминает то, что видит или делает сам. Поэтому хорошо, если прочтение будет совмещаться с действиями.

Артикуляционные сказки, как средство развития связной речи дошкольников, помогают детям говорить наиболее четко и ясно, правильно произносить звуки. Эта методика очень важна для выполнения в дошкольных учреждениях, так как в таком возрасте намного легче правильно сформировать речевые навыки.

Сказкотерапия для дошкольников предоставляет деткам уникальный шанс без вреда для себя пережить различные ситуации из жизни. При применении скрытого в сказках опыта прошлых поколений, дети могут проникнуть в свой собственный мир переживаний и чувств. Это и является главной особенностью данной терапии, которая позволяет добиться огромных успехов в работе с малышами, нуждающимися в психологической и логопедической помощи.

Сказкотерапия как средство развития речи у детей 4-5 лет

Сказкотерапия как средство развития связной речи у дошкольников средней группы ДОУ

(методическая разработка)
Содержание. 1. Введение 2. Сказка как жанр художественной литературы 3. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста 4. Методы развития связной речи дошкольников посредствам сказок 5. Заключение 6. Список литературы 7. Приложение Введение Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг. В.А. Сухомлинский
В настоящие время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и связно строить высказывания являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящие из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку видеть добро и зло. Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего- то нового, неожиданного… А чудо — совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Работая по методике сказкотерапии, мы старались, чтобы эта мысль стала основной в работе. Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств. Основные возможности сказкотерапии заключается в следующем: развитие связной речи, интеграция личности, развитие творческих способностей и адоптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а так же обучение, диагностика и коррекция. Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, — естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, — лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. При чем же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно лечит. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни. Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. Таким образом, Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки имеют огромное влияние на развитие связной речи и поэтому целью данной работы является изучение роли сказокотерапии в развитии связной речи дошкольников. Сказка как жанр художественной литературы Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку. Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Онапринадлежит к развлекательным жанрам. Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, — специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой. Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения. Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий. Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Фундаментом ей послужила сказка народная. «Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (Литературный энциклопедический словарь.М.,1988). «Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел» (С.К.Нартова-Бочавер. Хрестоматия. Сказки народов мира. М.,1996). И это далеко не полный перечень определений сказки Л.С. Выгодский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком. В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства . Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников. Бруно Беттельхейм пишет: «Сказка в разнообразных формах сообщает ребенку, что борьба с жизненными невзгодами неизбежна, это органическая часть человеческого существования. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо обстрактными объектами (величинами объема, числами и пр.), новыми понятиями. Хорошей сказке, считал С.Я. Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Наро – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира и решать проблему неопределенности (т. е. прогнозировать события). Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий. Действительно, понятия добра, зла, хитрости, времени, пространства, меры и т. д. недоступны ребенку-дошкольнику в измерениях логического мышления, однако эти понятия вполне осмысленны и функциональны, когда они имеют образно-символические обозначения внутри пространства сказки. Методы развития связной речи дошкольников посредствам сказок. Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать и творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику, Дж. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития речи, мышления, воображения. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро. Существуют различные методики, например универсальная методика Л.Б. Фесюковой, развивающие образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе. Поскольку, сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, Л.Б. Фесюковой разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Название сказки Нравственный урок. Воспитание добрых чувств. Речевая зарядка. Развитие мышления и воображения. Сказка и математика. Сказка и экология. Сказка развивает руки. Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. В большинстве своеммы привыкли традиционно, относится к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д. Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка. Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи. Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец,Л. Венгер, А. Фромм и др.)умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки. Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л.Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы: • Срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; • Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого – по словечку». Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения, по мнению Л.Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще и срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, Л.Б. Фесюкова предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. Важным, по мнению Л.Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками: • Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; • Сочинить длинное и в то же время смешное слово; • Разбирать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер); • Объяснить этимологию слова; • Произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его. Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом). Так же Л.Б. Фесюкова предлагает использовать игры, например: « А если бы..», «Хорошо – плохо», придумывать новые названия сказок, не искажая идеи произведения. Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе. Заключение Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и умении встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования. Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии связной речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Были выработаны рекомендации воспитателям и родителям Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения и т.д. С помощью сказки ребенок может объяснить множество явлений. Но, к сожалению, в настоящие время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора т. к. смотреть сказки легче и интереснее, чем читать и слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникает ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное. Мы рекомендуем подходить к работе со сказкой не традиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то есть уча детей мыслить оригинально, не правильно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе. Используемая литература. 1. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. – М.: Лабиринт – К, 1998. 2. Вартанян Н. Семинар-практикум для родителей «Учимся у книги»: журнал Ребенок в детском саду,№1,2011. с47-51 3. Гриценко З. Ребенок и книга: журнал Дошкольное воспитание,№3, 2000. с49-64 4. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1999 5. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева – М.:изд. «Педагогика», 1998-138с. 6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: АОЗТ « Златоуст», 1998. 7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь,2000. 8. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2004. 9. Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей: журнал Логопед №6, 2009 с64-71 10. Пропп В.Я. Русская сказка. –М.:изд. «Лабиринт»,2000-416с. 11. Расскажи мне сказку./Сост. Э.И. Иванова. –М:изд. «Просвещение»,1993.-464с. 12. Синицына Е.И. Умные пальчики. М.: Лист,1998. 13. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо – Пресс, 2001. 14. ФесюковаЛ.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста.-М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2000.-464с. 15. Цвынтарский В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.: Изд – во « Лань»,1998. Приложение План программа работы по развитию связной речи с использованием сказок Тема занятия Цели: Методы, приемы: Блок 1 (4 занятия) Сказка «Репка» Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать 1. Рассказывание сказки. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактические игры: «Что умеют делать звери», «Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить», «От каждого по словечку». 4. Развивающая игра «А если бы…» 5. Придумывание нового названия сказки. 6. Придумывание нового конца сказки. Блок 2 (4 занятия) Сказка «Колобок» Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умение подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные с существительными. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. 1. Чтение сказки. 2. Беседа. 3. Дидактические игры: «Напишем письмо герою», «Закончи предложение», «Кто знает другое слово». 7. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо» 4. Сочинение загадок. 5. Пересказ эпизода сказки от имени героя. 6. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя. Блок 3 (4 занятия) Сказка «Маша и медведь» Продолжать формировать умение подбирать антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки. 2. Пересказ с помощью иллюстрации. 3. Придумывание нового названия сказки. 4. Сочинение загадок. 5. Дидактические игры: «Дополни предложение» , «Какой, какая, какое?», «Задай вопрос герою» 8. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо» 6. Придумывание нового конца сказки. 7. Изменение сюжета сказки. Блок 4 (4 занятия) Сказка «Гуси – лебеди» Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умение подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки. 2. Беседа. 3. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить», «Назови ласково», «Задумай слово», «От каждого по словечку». 4. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо» 5. Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию. 6. Придумывание нового названия сказки. 7. Придумывание нового конца сказки. 8. Изменение сюжета сказки. Блок 5 (4 занятия) Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Формировать умение отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки. 2. Беседа. 3. Изображение героев геометрическими фигурами. 4. Рассказывание сказки по схеме. 5. Дидактическая игра: «Скажи наоборот» 6. Придумывание истории. 7. Придумывание нового названия сказки. 8. Сочинение загадок. 9. Придумывание другого конца сказки. 10. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо» 11. Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя. Блок 6 (4 занятия) Итоговый. 1 занятие. Итоговое по пройденным сказкам. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память. 1. Рассказ эпизода сказки по иллюстрации. 2. Дидактическая игра: «Разные слова». 3. Самостоятельное составление рассказа о любимом герое. 2 занятие. Придумывание новой сказки. Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значения слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание. 1. Дорисовывание кляксы на бумаге. 2. Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Речевые ситуации». 3. Придумывание сказочной истории про кляксу. 3 занятие. Придумывание сказочной истории по игрушке. Формировать умение заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение и мышление, мелкую моторику. Продолжать формировать умения самостоятельно составлять связное высказывание. 1. Дидактические игры: «Какой, какая, какое?», «Закончи предложение». 2. Придумывание сказочной истории про игрушку. 3. Рисование истории. 4 занятие. Придумывание сказки по сюжетной картинке. Формировать умения классифицировать предметыпо цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Дидактические игры: «Какое что бывает?», «Что умеют делать звери?» 2. Рассматривание картинки. 3. Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке. Блок 4 (4 занятия) Сказка «Гуси лебеди» Занятие №1 Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: иллюстрации к сказке. Ход занятия. , Воспитатель читает сказку. Беседа по сказке: — Понравилась сказка? Что понравилось? Почему? — А вот мне не все понравилось. Что могло мне не понравиться? — Кто помог Аленушке спасти братца Иванушку? — А как бы вы поступили на месте Аленушки, если бы вам родители наказали заботиться о младшем братике? — …. Если бы вам печка сказала, что поможет найти братика, только нужно съесть пирожок? — А как бы вы поступили на месте печки, яблоньки и речки? Вы стали бы помогать Аленушке спрятаться с братом от Гусей-Лебедей? Занятие №2 Цель: Систематизировать представления о значении слов. Формировать умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: иллюстрации к сказке. Ход занятия. — Отгадайте к какой сказке иллюстрация? Пересказ сказки по цепочке с опорой на иллюстрацию. — Почему сказка называется Гуси-Лебеди? — Давайте придумает другое название сказки. Игра «Назови ласково» — Вам нравятся герои сказки? А когда нам кто-то или что-то понравится, мы называем их ласково. Давайте назовем ласково: сестру, брата, яблоню, мышь, печь, дерево, реку, дом, кисель, молоко. Игра «Задумай слово» -Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Она маленькая, серенькая и пищит. Занятие №3 Цель: Формировать грамматический строй речи, умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: нарисованные вагоны поезда, иллюстрации к сказке. Ход занатия. — Отгадайте сказку по словам: «Унесли они ее братца», «Яблонька, красавица, спрячь нас». — Давайте вспомним всех героев этой сказки. Игра «От каждого по словечку». — А сейчас мы с вами составим поезд. Поезд — это предложение, а каждый из вас назовет по одному слову — это будут вагоны. Будем браться за руки, так сцепим вогончики-слова. И если поезд составлен правильно — он сможет поехать, (каждому ребенку, назвавшему слово, дается нарисованный вагон). Придумывание предложений про Аленушку, Гусей-Лебедей, Бабу- Ягу, печку, яблоньку. Игра «А если бы…» — А если бы печка, яблонька и река отказались помогать девочке, что тогда ей пришлось бы сделать, чтобы спастись самой и спасти братика? Игра «Хорошо-плохо» — Мышка помогла девочке убежать от Бабы-Яги. Что в этом хорошо, а что плохо? — Река молочная. Что в этом хорошо, а что плохо? — Печка умеет разговаривать. Что в этом хорошо, а что плохо. Занятие №4 , Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: иллюстрации к сказке. Ход занятия. Узнать к какой сказке иллюстрация. Рассказать эпизод сказки, изображенный на иллюстрации. -Какие герои в этой сказке хорошие, а какие плохие? — Гуси-Лебеди какие? Почему? — А если бы Гуси -Лебеди служили доброму волшебнику, какие тогда они были бы? — Баба-Яга какая? Почему? — А если бы Баба-Яга оказалась доброй, как тогда закончилась бы сказка? — Но если Баба-Яга добрая, зачем Гуси-Лебеди унесли Иванушку? — Давайте придумаем сказку, где Аленушка стала злой, а Баба-Яга — доброй. Блок 5 (4 занятия) Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Занятие №1 Цель: Формировать грамматический строй речи , умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать. Развивать умение использовать заместители при пересказе конкретного эпизода сказки. Развивать умение строить связное высказывание. Продолжать Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: фланелеграф, полоски разной длины и ширины, иллюстрации к сказке. Ход занятия. • Чтение воспитателем сказки. Беседа по содержанию сказки: — Можно назвать Пузыря, Соломинку и Лаптя друзьями? — Почему? — За что вы любите своих друзей? Составление схемы сказки. — Давайте зашифруем сказку на фланелеграфе. — Какую полоску лучше выбрать для обозначения Пузыря, Соломинки, Лаптя, речки? Пересказ детьми сказки по схеме. — Давайте придумаем загадки про героев сказки, а потом вы их загадаете родителям. — Какой Пузырь? (круглый, легкий) — А что еще такое же? (воздушный шарик) — Получилась загадка : круглый и легкий, но не воздушный шарик. Придумывание загадок про остальных героев.
Скачать Сказкотерапия, как развитие связной речи детей 4-5 лет

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Сказкотерапия для детей 5-8 лет Сказкотерапия с песком Сказкотерапия для малышей раннего возраста

Похожие статьи:

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]