Принципы, виды и уровни самостоятельной работы
Помимо целей и задач, у самостоятельной работы есть принципы, виды и формы, а также разные уровни сложности. Их понимание позволяет разобраться с методологической основой, на которой строятся цели и задачи самостоятельной работы, оценивать уровень сложности заданий и отслеживать свой собственный прогресс.
Принципы самостоятельной работы
Выделяют такие основные методологические принципы самостоятельной работы:
- целенаправленность;
- системность;
- регулярность;
- логичность;
- полезность;
- научность.
Это значит, что цели и задачи самостоятельной работы, которые преподаватель предварительно озвучивает, а студент уточняет в процессе работы, должны соответствовать этим принципам.
Виды самостоятельной работы
Виды самостоятельной работы могут отличаться по месту проведения, а также по характеру заданий. По месту выделяют аудиторную и внеаудиторную деятельность. А вот видов самостоятельной работы по характеру заданий значительно больше и преследуют они разные образовательные цели:
- предварительное изучение материала;
- прослушивание лекций, доработка конспектов;
- работа с рекомендованными источниками информации;
- выполнение специальных заданий в рамках учебной программы;
- подготовка к контрольным, зачётам, семинарам;
- подготовка рефератов, эссе, их защита;
- подготовка докладов и научных исследований для выступления на конференциях и семинарах;
- анализ научных исследований и монографий по предмету.
Большая часть этих видов самостоятельной работы относится к обязательным. А дополнительные задания со звёздочкой для самых умных — это доклады, исследования, анализ научных трудов и выступления на конференциях.
Уровни самостоятельной работы
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
«Исполнение автоматического акта не задаёт нашему уму никакой задачи. Нет затруднения — значит нет потребности, а следовательно, нет и сознания».
Эта цитата Льва Семёновича Выготского — прекрасно объясняет, почему важно учитывать не только виды, но и уровни заданий для самостоятельной работы студентов.
Условно все виды заданий делят на три уровня:
- репродуктивный;
- продуктивный;
- творческий.
Чтобы справиться с задачей любой сложности, нужно не забывать своевременно отдыхать
Репродуктивный уровень
Это задания, основные цель и задачи которых закрепить уже имеющиеся знания. Сюда входит чтение разных литературных источников, дополнение и изучение конспекта, выполнение заданий по аналогии с теми, которые студент уже умеет решать.
Продуктивный уровень
Это непосредственная работа с новым материалом. Главная цель и задачи, которые стоят перед заданиями продуктивного уровня — углубление знаний, закрепление умений и навыков на практике. Виды заданий этого уровня:
- оформить план-конспект книги;
- составить библиографический список;
- составить диаграммы, схемы;
- подготовить устные и письменные ответы по вопросам;
- оценить письменную работу однокурсников.
Творческий уровень
Цели и задачи самостоятельных работ творческого уровня — самостоятельно искать знания, показать самостоятельность мышления и умение анализировать, а также работать с большим и сложным материалом. Задачи этого уровня:
- подготовить реферат;
- написать эссе;
- провести исследование;
- собрать материал и написать диплом;
- подготовить и защитить доклад.
Выбирая уровень заданий для самостоятельной работы, помните, что он должен каждый раз повышаться. Это укрепит веру в свои силы и повысит профессионализм.
Нужно написать самостоятельную работу? Узнайте, как подготовиться к ней быстро и успешно и по каким критериям её будут оценивать.
А если нужна помощь в подготовке и написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис. Эксперты справятся с любой темой, раскроют её с учётом целей и задач, а также учтут вид и уровень сложности.
Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка Читать далее: Игра как средство обучения самостоятельности
2.2 Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной деятельности дошкольников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной деятельности трактуется неоднозначно:
Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. [19,124]
Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной деятельности дошкольника: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.
Попробуем более точно определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.
“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности дошкольника в конкретной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.
“Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.
“Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
“Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.
“Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.
Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой дошкольника в группе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности в процессе воспитания.
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для воспитателя это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и осознанное его формирование у дошкольников как некоторой схемы освоения предмета или действия в ходе решения новых задач. Но в целом это параллельно существующая занятость дошкольника по выбранной программе усвоения какого-либо материала в процессе обучения.
В-третьих, самостоятельная деятельность рассматривается как высший тип учебно-познавательной деятельности, требующий от ребенка достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ему удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания. [22,86]
Эффективность воспитательного процесса и познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму воспитания в связи с рядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от воспитателя к ребенку так, как передаются материальные предметы. Каждый ребенок овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, разбор и осмысление материала, анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры.
Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем.
В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности дошкольников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции. [17,95]
Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная деятельность – это высшая работа познавательной деятельности дошкольника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Глава 3. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности
Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка Читать далее: Игра как средство обучения самостоятельности
Информация о работе «Формирование у дошкольников самостоятельности»
Раздел: Педагогика Количество знаков с пробелами: 59230 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Формирование воли дошкольников
61188
0
0
… Н. А. Бернштейн, Л. К. Анохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания. 2. Развитие отдельных волевых свойств Важное место в формировании воли дошкольников уделяется также развитию таких качеств, как произвольность, самосознание, а также мотивационная деятельность. Рассмотрим подробнее эти явления. Развитие произвольности Считается, что все …
Формирование у дошкольников 6-7 лет элементарных математических представлений
212928
0
0
… в новые условия. Необходимо помочь ребенку убедиться в том, как важно уметь считать, измерять, определять форму предметов. В процессе формирования элементарных математических представлений важно пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям. Это явится залогом успешного обучения математики в школе. Распределение программного материала по кварталам. В первом квартале выделяется по …
Формирование у дошкольников положительного отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми
11616
1
0
… происходящему и, вместе с тем, у детей с более высокими темпами развития не тормозятся, а успешно развиваются творческие способности. Формирование положительного отношения к труду у детей возможно только в условиях, при которых обеспечивается систематическое включение их в деятельность. Так как дети находятся круглосуточно в условиях детского дома, это позволяет увеличить частоту включения их в …
Педагогические условия интеллектуалного развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений
131247
4
8
… воззрений. Именно педагоги высокого класса способны внести в действие резервы главного воспитательного возраста — дошкольного. 1.4. Педагогические условия интеллектуального развития старшего дошкольника в процессе формирования первичных математических представлений Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, …
Цели и задачи самостоятельной работы
Какое главное отличие самостоятельной работы от других видов работ в университете?
Это деятельность, в процессе которой студент выполняет задание самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя.
Среди дополнительных признаков этого вида работ часто называют такие:
- наличие проблемной задачи, которая требует решения;
- ограниченное время для выполнения работы;
- умственное усилие в процессе поиска решения;
- сознательный и самостоятельный подход студента, активность.
Именно эти предпосылки определяют основные цели и задачи, которые должна решать самостоятельная работа.
Существует мнение, что реальными умениями и навыками становятся только те знания, которые человек пропустил через себя и подкрепил самостоятельной деятельностью.
Цели самостоятельной работы
Чаще всего цели самостоятельной работы студентов задаёт преподаватель. В зависимости от изучаемого предмета и уровня сложности они могут меняться, но основными, как правило, выступают следующие:
- укрепить и систематизировать знания, полученные в процессе обучения;
- сформировать умение эффективно работать с научной литературой и другими источниками информации;
- самостоятельно извлекать знания и применять их на практике;
- формировать критическое мышление, аналитические и исследовательские способности;
- выработать навык планирования и организации времени;
- развивать навыки самоконтроля и оценки работы.
Умение ставить цели и задачи, выделяя главное — полезный навык
Пример: цели самостоятельной работы учащихся по направлению «Дипломатическое и консульское право» специальности «Юриспруденция»:
- систематизация и укрепление знаний студентов, полученных при изучении;
- формирование умений использовать, применять, толковать нормативно-правовые акты, анализировать теоретические источники;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
На определение содержания и основных целей самостоятельной работы студентов влияют требования Федерального государственного образовательного стандарта, учебные планы и программы конкретных дисциплин, утверждённых высшим учебным заведением.
Задачи самостоятельной работы студентов
Если цели — это главное, глобальное видение, то задачи — конкретные шаги по их достижению. Они определяются логикой обучения и помогают разбить процесс выполнения на этапы. Какие же задачи может решать самостоятельная работа:
- повторить пройденный материал;
- углубить и усвоить новые знания;
- закрепить теоретическую информацию;
- обобщить и систематизировать изученное;
- формировать практические навыки и профессиональные умения;
- применить знания на практике;
- решить конкретные задания или кейсы.
Пример: задачи самостоятельной работы учащихся по направлению «Дипломатическое и консульское право» специальности «Юриспруденция»:
- овладеть теоретическими (фундаментальными) знаниями по дипломатическому и консульскому праву;
- изучить основные понятия;
- изучить и проанализировать международные договоры, обычаи и национальное законодательство по дипломатическому и консульскому праву;
- решить задачи и задания, предложенные в учебно-методическом пособии по практическим и семинарским занятиям;
- сформировать опыт собственной поисковой, творческой, научно-исследовательской деятельности.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.