Общие рекомендации по проведению логопедического занятия на тему «Профессии» в ДОУ
Когда проводится логопедическое занятие «Профессии» важно учитывать особенности детского восприятия. Малыши пока еще не имеют навыков самодисциплины. Поэтому важно, чтобы занятие носило игровой характер и увлекало их.
Подсказка для составления рассказа
Развивающие виды деятельности для занятий
При проведении занятий могут применяться не только игры, расширяющие знания малышей, но и упражнения в том, чтобы учились правильно произносить звуки в словах и совершенствовали речевые навыки. Рекомендуется планировать обучение детей на ближайшие недели.
Игры по теме: «Профессии»
В этом случае задаются загадки и вопросы, ответы на которые расширяют знание детей о различных специальностях. Иногда делаются ложные утверждения для того, чтобы малыши нашли ошибку.
Составляются рассказы, относящиеся к различным специальностям.
Список литературы для чтения в группе
Когда рассматриваются лексические темы по логопедии, связанные с профессиями, для работы с детьми можно использовать, например, чтение следующих произведений:
- Дж. Родари «Какого цвета ремесла».
- Я. Аким «Неумейка».
- А. Шибарев «Почтовый ящик».
Обратите внимание! Чтение и обсуждение художественных произведений поможет детям лучше освоить изучаемую тему. Полезно, если такие чтения проводят дополнительно их родители дома.
Тематическая физкультминутка
Далее описан один из примеров физкультминутки.
Малыши выполняют движения под чтение стихотворения «Почтальон» воспитателем:
Что принес нам почтальон(Сжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он
Перевод, журнал, газету
В бандероли две кассеты (Малыши разгибают и загибают пальцы)
И письмо от тети Вали
Чтоб приезда ее ждали (Руки разводят в стороны).
Гимнастические упражнения
Обычно при занятиях используются физкультминутки, а также пальчиковая гимнастика. При этом воспитатель читает стишок, относящийся к рассматриваемой теме. В определенные моменты дети выполняют движения, которые относятся к произносимым фразам. Если необходимо, учитель подсказывает, что делать.
Использование интерактивных досок и ИКТ в процессе обучения
Использование ИКТ позволяет предложить малышам увлекательные обучающие компьютерные игры.
Например, им могут предлагаться картинки с людьми и предметами, которые они используют в работе. При этом дети должны будут описать словами то, что изображено на рисунках и составить небольшой рассказ об этой профессии. Использование компьютерной техники способно расширить возможности обучения дошкольников. Однако необходимо учить детей работать с ней на подгрупповых занятиях.
Возрастные особенности и коррекция речевых нарушений в процессе групповых занятий
Знание особенностей жизни взрослых, связанных с их работой жизненно важно для малышей, однако в разном возрасте подход к изучению вопросов, связанных с профессиями, должен быть разный. Он обязан учитывать возрастные особенности малышей.
Плакат о различных профессиях
Лексическая тема «Профессии» в средней группе
На занятиях в средней группе не только развиваются речевые навыки, но и даются начальные знания о том, что такое профессии и какими они бывают.
Цель и задачи занятия: знакомимся с разными профессиональными специальностями
Выполняются следующие задачи:
- При работе с детьми им дается понятие о том, что существуют различные профессии и рассказывается об их основных особенностях.
- Развивается словарный запас, совершенствуется артикуляция при произнесении звуков.
- У малышей развивают слуховое внимание, логическое мышление.
Рекомендуется провести планирование занятий на ближайшее время.
Краткий план-конспект занятия
С детьми выполняется пальчиковая гимнастика. Ее делают следующим образом:
Что делать, если ребенок в 3 года говорит только первые слоги слов
Много есть профессий знатных (При этом поочередно каждый палец правой руки соединяют с большим).
И полезных и приятных (Делают такие же движения пальцами левой руки).
Повар, врач, маляр, учитель, продавец, шахтер, строитель (Соединять пальцы левой руки и правой руки с большими).
Сразу всех не называю (При этом малыши сжимают и разжимают кулачки несколько раз).
Вам продолжить предлагаю (дети вытягивают руки вперед, держа ладони обращенными вверх).
Далее воспитатель проводит стихотворный диалог с малышами: «Был сапожник?/Был!/Шил сапожки?/Шил!/Для кого сапожки?/Для соседской кошки!» это упражнение предназначено для улучшения четкости дикции и работы над выразительностью произношения предложений.
В занятии используются скороговорки для развития отчетливости произношения, правильности выговаривания различных звуков. При этом учитель вместе с ребятами стараются произносить определенные фразы. Вот пример скороговорки: «Кран протекший очень хочет подкрутить водопроводчик».
Важно! В течение всего занятия с детьми проводят разнообразные лексические упражнения.
Тематические стихи и скороговорки
Стихотворная форма подачи материала детям помогает им лучше усваивать материал. Поэтому важно использовать стихотворения и читать их вслух воспитателю совместно с детьми. Один из вариантов упражнений — загадывать стихотворные загадки.
Вот несколько примеров:
- «Доктор но не для детей, а для птиц и для зверей. У него особый дар. Этот врач … .» (Ветеринар).
- «Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать.» (Учитель).
- «На работе день-деньской, он командует рукой. Поднимает та рука. Сто пудов под облака.» (Крановщик на стройке).
Скороговорки позволяют не только совершенствовать словарный запас, но и дают возможность улучшать дикцию детям.
Могут быть использованы такие скороговорки:
- «Матросы в матросках. Матроски в полосках».
- «Два дровосека, два дроворуба на дворе дрова топорами рубят».
- «Ткет ткач ткани на платье Тане».
При работе с детьми в логопедическом занятии на тему «Профессии» может быть использована следующая игра. Она называется «Стихи-небылицы».
Занятие логопеда с детьми
Ее целью являются: улучшение слухового внимания, совершенствование способности логически мыслить, развитие лексики детей, относящегося к теме профессий.
Игра состоит в том, что детям читают стихи о профессиях взрослых, причем в них воспитатель делает ошибочные утверждения. От малышей требуется, чтобы они определили, где правда, а где нет. При этом логопед и дети подробно обсуждают ответы.
Лексическая тема «Профессии» в старшей группе
Важно! В этом возрасте дети способны освоить не только начальные понятия о различных специальностях, но и приступить к созданию общих представлений о мире взрослых и месте, которая в нем занимает профессиональная деятельность.
Задачи занятия: формируем целостную картину мира
Малышей учат коротко рассказывать о профессиях. Во время занятия они больше узнают о видах занятий взрослых. Когда выполняются задания для детей логопедической группы по теме «Профессии», детей учат тому, что труд является необходимым, объясняют его общественную значимость.
Малыши тренируются образовывать от названий работников слова мужского и женского рода (военный и военная, воспитатель и воспитательница).
Обратите внимание! У ребят воспитывают способность распознавать речь на слух, совершенствуют зрительное восприятие, внимание. Им помогают развивать память, внимание и способность к связной речи.
В детях воспитывают активность, инициативность и способность к коллективному труду.
План-конспект занятия
При рассмотрении лексических тем в старшей группе сначала происходит тематическая физкультминутка.
Проводится беседа о том, что означает для взрослого человека профессия. Рассказывают о том, что профессии бывают разными, приводят соответствующие примеры. Говорят о необходимости зарабатывать деньги для покупки домашних вещей, которые необходимы семье.
Игры по звуковой культуре речи в средней и подготовительной группах
Рассказывается история от имени малышей, которые спорили, чья профессия главнее. Воспитатель и дети обсуждают этот спор и дают свои ответы.
Проводится игра в рифму. Произносятся, например, фразы о профессиях, связанных с транспортом: «Поезд водит … (Машинист). Пашет поле … (Тракторист) …» Дети должны заканчивать каждую фразу.
Дети достают карточки из конвертов и видят изображения работающего человека. Они должны рассказать о его специальности.
Дети с помощью воспитателя составляют свои рассказы о различных профессиях, руководствуюсь примерным планом и картинками.
Проводится физкультминутка. При этом читаются стихи о профессиях, во время которых дети имитируют соответствующие движения.
Воспитатель приводит фразы, а дети угадывают, кто мог их произнести.
Малышам предлагают назвать работников в мужском и женском роде (например, летчик-летчица).
В заключение подводятся итоги, воспитатель напоминает детям, что нового они узнали.
Детям рассказывают о профессиях
Игровые технологии в обучении
В процессе работы с ребятам активно используются лексические упражнения, проводятся физкультминутки. Малышей учат самостоятельно составлять несложные рассказы о различных специальностях. Активно используются вопросы и загадки, на которые дети должны находить ответ.
Лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе
В этом возрасте важно подготовить людей к школе, дать им знания о том, как живут взрослые люди.
Цель и задачи занятия
В занятиях с дошкольниками необходимо не только расширить словарный запас относящийся к рассматриваемой теме, но и сформировать кругозор, придать знаниям больше систематичности, развивать коммуникационные навыки детей, способность связно выражать свои мысли.
Виды деятельности
В это время по-прежнему важны физкультминутки и игровые моменты, однако особую важность приобретает формирование кругозора, умение выражать свои мысли и способность вести целенаправленный диалог с другими людьми.
Предварительная работа по изучению литературного материала
Учитель рассказывает детям об описаниях различных работников, которые имеются в детской литературе.
С детьми происходит чтение вслух тематических литературных произведений.
Оборудование
Когда рассматривается лексическая тема «Профессии» в подготовительной группе, нужны картинки в качестве раздаточного материала. На них должны быть изображены представители различных профессий.
Обратите внимание! У воспитателя должны быть подготовлены демонстрационные изображения по теме занятий. Может использоваться доска или ширма, на которой будет показан наглядный материал.
Примерный план работы по лексической теме «Профессии» в старшей группе
Примерный план работы
по лексической теме «Профессии» в старшей группе
Тема недели: «
Профессии
»
Образовательные задачи:
* Обогащать представление детей о труде взрослых, разнообразии профессий, развивать уважение к рабочим разных специальностей в беседах: «Все профессии важны, все профессии нужны!», «Какие бывают профессии?».
* Расширять посредством бесед, создания проблемных ситуаций: «Полезные, вредные продукты», «Если ты заболел», представление детей о питании, воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу, сохранять и укреплять собственное здоровье, вести здоровый образ жизни.
* Продолжать развивать у детей умение рисовать людей в движении, умение создавать композицию: «Кем я хочу стать».
* Учить детей прыгать через скакалку, закрепить технику вращения и прыжков через скакалку.
* Развивать у детей способность совместно с другими детьми, развертывать сюжетно ролевую игру: «Дизайнер»: сюжет «строим конструкторское бюро», умение договариваться, обсуждать действия всех играющих в игре.
* Учить считать в пределах 7
, образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
* Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему, составлять и употреблять в речи сложноподчинённые предложения.
* Развивать у детей знание о творчестве С.Михалкова; познакомить с произведением Дядя Степа, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
*Развивать у детей любознательность, внимание, через экспериментирование, опыты: «Сколько слоев почвы? Какие?», «Волшебник лимон», «Исследование свойств теста. Что можно приготовить из теста?».
* Развивать у детей навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.
* Продолжать развивать у детей знание об изменениях в природе, происходящих осенью, о приспособлении растений к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.
* Побуждать родителей на организацию совместного семейного досуга и на поиск способов и средств художественной выразительности для создания образа отдельно взятой профессии. Предложить родителям, помочь детям в составление альбома «Профессии бывают разные»
Словарная работа:
Существительные: Картограф, метеоролог, геолог,
тракторист, столяр, карта, врач, строитель, учитель, фотограф, повар, парикмахер, портной, сапожник, пекарь, писатель, водитель, библиотекарь, продавец, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, архитектор, педиатр.
Глаголы: лечит, учит, воспитывает, готовит, фотографирует, стрижет, укладывает, следит, шьет, кроит, печет, тушит, варит, пишет, сочиняет, продает, водит, возит, выдает, ухаживает, поднимает, управляет, красит.
Прилагательные: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный.
Наречия: легко, тяжело, добросовестно, умело.
Предметно-развивающая среда:
Внести в группу
наглядный материал по теме
«
Профессии
». Пополнить уголок книги следующими произведениями: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях), «А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа — милиционер» С. Михалков, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Доктор Айболит» К. Чуковский, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов, Я. Аким «Неумеха», С. Баруздин «Мамина работа», С. Маршак «Пожар».
Внести дидактические и настольные игры:
«Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы», «Кто изготовил эти предметы».Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы заместители для игр, пополнить с/р. игру «Пожарные»: Макет «Пожарный щит»; «Геолог», «Картограф» карты-схемы.Центр строительно-конструктивных игр
:
строительный материал (большой и маленький), конструктор «лего».Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера, раскраски на тему: «Профессии», «Детский сад». Ширма: «Опасные предметы в быту».
Итоговое мероприятие по теме недели:
Выставка рисунков: «Профессии». Коллаж: «Профессии наших родителей». КВН «Чем пахнут ремёсла».
Взаимодействие с детьми
Беседа (окружающий мир):
«Все профессии важны, все профессии нужны!», «Капитан, штурман – воздушных и морских судов», «Профессии мамы, папы!»
Беседа (познание):
«Профессии: «Картограф», «Метеоролог», «Геолог», «Какие бывают профессии?».
Беседа (валеология):
«Если ты заболел».
Оздоровительные игры:
Пальчиковые игры: «Швея», «Смелый капитан».
Босохождение по коврикам. Дыхательные упражнения: «Насос», «Маятник».
Гимнастика после сна:
«Весёлые художники».
Конструирование:
Из бумажных коробок: «Дома нашего города», «Мы строители-построим дом для своей семьи, гараж для машины, сарайчики для животных».
Игры-иммитации:
«Расскажи стихи руками», «Если нравится тебе, то делай так…», «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи»).
Развивающие игры
: Выкладывание фигур по схемам из счетных палочек на тему: «Профессии».
Дидактические игры:
«Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек». «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом». «Где можно это купить», «Назови профессию». «Что кому», «Кому без них не обойтись». «Кто, что делает?», «Кому что надо», «Что случилось, если бы не работал …».
Подвижные игры:
«Найди клад» — расшифровка карты, «Третий лишний», «Догони». «Ручеек», «Кто быстрей». «Водители», «Пилоты», «Пожарные на учениях». «Трамвай», «Паровоз и вагоны», «Нитка за иголочкой». «Пешеходы и такси», «Ловкий пешеход», «Светофор», «Рыбаки», «Самолет».
Спортивные игры:
Прыжки на скакалке. «Не забегай в круг», «Подбрось, поймай». «Сбей кегли», «Пожарники н
Сюжетно-ролевые игры:
«Дизайнер»: сюжет «строим конструкторское бюро». «Плывем на корабле, едем на автобусе». «Семья», «Едем по городу на автобусе». «Салон красоты», «Кафе», «Картограф». «Школа картографа».
Художественное творчество:
Раскраски: «Профессии». Рисование: «Все профессии важны». Аппликация: «Дизайн домов нашего города».
Чтение литературы:
«Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер. «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Доктор Айболит» К. Чуковский. «Знакомые профессии» Б. Житков, «Дядя Стёпа — милиционер» С. Михалков. Я. Аким «Неумеха». С. Баруздин «Мамина работа», С. Маршак «Пожар».
Пословицы, поговорки:
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»! «Труд человека кормит, а лень портит». «Как потопаешь, так и полопаешь».
Театрализованная деятельность:
Пантомима. «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем» по теме «Профессии».
Экспериментирование:
«Поможем воде «Иртыша» стать чистой». «Сколько слоев почвы? Какие?». «Волшебник лимон». «Исследование свойств теста. Что можно приготовить из теста?».
Рассматривание картинок, альбомов, презентаций, роликов:
Альбомы: «Детям о профессиях», «Профессия моих родителей». Картинки, иллюстрации к книгам с изображением разных профессий. Различные виды карт: «Картограф», «Метеоролог», «Геолог». Альбом: Просмотр мультипликационного фильма «Кем быть?». «Фиксики». Просмотр презентации: «Все профессии хороши». Картинки: «Правила обращения с колющими, режущими предметами».
ОБЖ.
Беседы: «Если с нами аккуратно обращаться, то и к докторам не придется обращаться». «Правила игр на прогулке. Игровые модули». Игровые ситуации: «Если случился пожар», «Помоги другу», «Вызови пожарных». Подвижная игра «Цветные автомобили».
Деятельность с детьми в рамках регионального компонента:
Беседа: «В нашей семье все трудятся».
Видеопрезентация: Виртуальная экскурсия, где работают наши родители «Гигант на Иртыше —
«
СИБУР
».
Образовательная деятельность.
ФЭМП
Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
Речевое развитие.
«Профессии» Составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
Речевое развитие
(чтение худ.литературы) С.Михалков «Дядя Стёпа»
Ознакомление с окружающим.
«В мире профессий».
Художественно-эстетическое развитие: Лепка
из теста «Хлеб и булочки для магазина».
Рисование
«Кем я хочу стать».
Взаимодействие с родителями воспитанников (законными представителями)
Устный журнал (рекомендации):
«Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
Памятка для родителей:
«Ребёнок один дома».
Ширма:
Консультация: «Формирование интереса у детей 5-6 лет к людям разных профессий».
Папка-передвижка:
Детям о профессиях — книги «Кем быть»?
Буклеты:
«Правила пожарной безопасности».
Деятельность с родителями в рамках регионального компонента:
Предложить родителям, помочь детям в составление альбома «Профессии в Тобольске, бывают разные»
Предложить родителям помочь детям составить рассказ «Профессия моих родителей».