Конспект занятия по математике «Волшебный круг» 2 мл. гр.
Конспект занятия по математике во второй младшей группе на тему: «Волшебная фигура «Круг»»
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель:
создать условия для формирования элементарных математических представлений. Закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах.
Задачи:Образовательные:
познакомить с новой геометрической фигурой – кругом и его свойствами, продолжать учить видеть геометрические фигуры в форме окружающих предметов. Закреплять умение сравнивать круг и квадрат путём наложения.
Развивающие:
развивать внимание, логическое мышление наблюдательность; умение анализировать, сравнивать, выполнять действия по образцу воспитателя.
Речевые:
развивать речь, анализировать, сравнивать, классифицировать;
Воспитательные
: воспитывать интерес к математическим действиям; воспитывать умение слушать воспитателя и друг друга.
Возрастная группа:
вторая младшая (возраст 3 года). Материал и оборудование:
Зрительный ряд:
фигуры круг, квадрат, иллюстрации с изображением предметов, похожих на круг.
Раздаточный материал:
круги красного и синего цветов, квадраты красного и синего цветов.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель предлагает детям отгадать
загадку
: Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой друзья?
(Круг)
Посмотрите-ка вокруг! Пальчиком рисуем круг. Куклы были вместе в ряд, А теперь в кругу сидят.
Наше солнышко в окне — Золотой круг в вышине. Круглый мячик здесь лежит, В ручки к вам он поспешит.
Воспитатель:
Правильно, ребята, это круг.
Давайте пальчиком в воздухе нарисуем круг. Ребята, какие предметы похожи на круг? (Тарелка, обруч, колесо, часы). Воспитатель демонстрирует картинки с изображением предметов, похожих на круг.
У круга нет углов, поэтому его можно катить. У вас лежат свои «круги» — покатайте их. Почему они катятся? (Круглые – дети обводят пальцем по контору).
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук да тук, тук да тук — раздается всюду стук
(стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой
(показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой,
(складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок,
(движениями губ показываем дым)
На двери висит замок,
(руки в замок)
Кто его открыть бы мог? Мы замочек покрутили, покрутили, потянули, постучали и открыли.
(соответственно словам выполняем движения руками)
Отворяем ворота, Проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны)Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?
— Медвежонок. — Посмотрите, медвежонок принес корзинку, в которой лежат геометрические фигуры. Медвежонок хочет проверить, насколько хорошо вы запомнили их.
Воспитатель достаёт из корзинки круг.
— Ребята, как называется эта фигура? — Это круг. — Ребята, какого цвета круг? — Красного. — У круга есть углы? — Нет. Он круглый. — Что умеет делать круг? — Он катится.
Воспитатель показывает как катится круг. И предлагает покатать детям круги, которые лежат у них на столах
Воспитатель достаёт следующую фигуру из корзинки.
— Ребята, а как называется эта фигура — Квадр — Какого цвета квадрат? — Синего. Воспитатель, используя прием наложения круга на квадрат, обращает внимание детей на то, что у квадрата есть уголки.
— Ребята, что есть у квадрата? — Уголки. — Квадрат катится? Воспитатель демонстрирует детям, что квадрат не катится. — Нет. — Как вы думаете, что ему мешает? — Уголки. Воспитатель предлагает детям сделать так же. Используя приём наложения круга на квадрат. Физкультминутка.
— Мы едем, едем, едем
(имитация руля)
В далекие края. Хорошие соседи, веселые друзья.
(руки разводят в стороны)
Нам весело живется,
(хлопают в ладоши)
Мы песенку поем. А в песенке поется, О том, как мы живем. Тра-та-та, тра-та-та
(руками стучат по коленям)
Мы везем с собой кота-
(сгибают пальчики)
Чижика, собаку, кошку, забияку Обезьяну, попугая- Вот! руками»)
Игра «Найди такую же фигуру»Воспитатель:
— Ребята, перед вами лежат геометрические фигуры- круги красного и синего цвета, квадраты синего и красного цвета. Сейчас какую фигуру я буду поднимать, вы тоже должны такую же найти у себя на столе, поднять ее и назвать.
Зрительная гимнастика:
«Мы с фигурками играли, наши глазоньки устали Раз, два, три, четыре, пять будем глазками моргать.
(моргают)
Пусть немного отдохнут
(закрывают глаза)
И опять моргать начнут.
(открываю глаза и моргают)Подведение итогов:
Ребята, вы были сегодня очень внимательными и дружными. А вам понравилось игра с медвежонком? — Да. — Медвежонок говорит вам «До свидания», ему пора отправляться в гости к другим ребятам, а к нам он придет еще в гости. Дети прощаются с медвежонком, говорят ему «До свидания».
Проект по ФЭМП во второй младшей группе «В мире геометрических фигур»
Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные знания о геометрических фигурах.
Материал, используемый при проведении проекта:
Картотека дидактических игр
Игра «Найди лишнюю фигуру».
Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».
Игра «Чудесный мешочек».
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.
Игра «Построим фигуру».
Детям предлагают составить из палочек квадрат, треугольник.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной;
Игра «На что похоже»
Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик.
Дидактическая игра: «Укрась варежку»
Цель:
формирование умений правильно называть геометрические фигуры, развитие зрительной памяти, мышления, мелкой моторики рук.
Материалы:
варежки разных цветов, вырезанные из картона, геометрические фигуры, вырезанные из картона.
Ход игры:
воспитатель показывает детям варежки и предлагает их украсить. Ребенок должен подобрать подходящую геометрическую фигуру на варежку.
Дидактическая игра: «Геометрическое лото».
Цель:
формирование умений у детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал:
5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), по 5 карточек с изображением предметов разной формы.
Ход игры:
воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная).
Игра «закрой окошечко».
Цель
: выбирать и соотносить предметы двух заданных форм из трех.
Материал
: для каждого ребёнка пластинка с отверстиями двух форм, различные по форме вкладыши четырёх видов – круги, треугольники, квадраты.
Ход игры
: педагог рассказывает детям, что перед ними необычный домик, с разными окошечками, обращает внимание на форму. Закрыть окошечки можно только такими же по форме вкладышами. Показывает как правильно нужно действовать используя слова – такой, не такой, разные. Воспитатель побуждает детей использовать способ расчленённого обследования сенсорных свойств при сравнении вкладышей.
Конспект занятия во второй младшей группе по математике: «Геометрическая страна»
Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Задачи:
— развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении фигур, воспроизводить их;
— развивать внимание и память;
— воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение действовать сообща.
Ход занятия
Дети заходят в комнату, перед ними на полу выложена дорожка из геометрических фигур, вырезанных из цветного картона.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путь по волшебной дорожке из геометрических фигур, в страну, где живут фигуры и все вокруг состоит из них.
Дети садятся за столы, пройдя по дорожке.
Воспитатель: Вы попали в страну, жители которой приготовили вам несколько заданий, выполнив которые, вы вновь попадете домой. Вы готовы? ( На доске перед детьми изображения человечков, на рубашках, которых геометрические фигуры, а также картинки из фигур.)
Дети: Да!
Воспитатель: Первое задание — фигур в стране очень много, а вы назовете и покажете только те, с которыми вы знакомы. (Демонстрация воспитателем цветных круга, квадрата, треугольника) А теперь, покажите мне точно такие же и того же цвета. ( Дети работают с раздаточным материалом).Молодцы, верно! Скажите мне, а чем отличается от других фигур круг, что он умеет делать, а другие фигуры нет?
Дети: Круг можно покатить, у него нет уголков, как у круга и квадрата.
Воспитатель: Верно, а еще одно свойство круга вы узнаете, выкладывая фигуры из палочек. Но, прежде чем приступить к работе с палочками, давайте разогреем и оживим ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Наши пальчики бежали,
По дорожке вверх скакали,
Мы немножко отдохнем,
Дружно палочки возьмем.
Дети выкладывают геометрические фигуры из счетных палочек и испытывают затруднения при выкладывании круга.
Воспитатель: Можно ли выложить круг из палочек?
Дети: Нет! А квадрат и треугольник можно.
Воспитатель: Да. Ребята, мы с вами в волшебной стране, то выложите не просто фигуры, а изображение какого-либо предмета, к примеру, домика, и назовите фигуры, которые вы использовали для его строительства.
Дети: Крыша – треугольник, дом – квадрат.
Воспитатель: Правильно. А теперь, внимание! Не только увидев, мы сможем назвать, но даже потрогав, мы сможем узнать. Одно из заданий жителей страны фигур, игра в «Чудесный мешочек». Проводиться дидактическая игра с плоскими геометрическими фигурами, которые дети называют, узнавая на ощупь, опуская руку в мешочек.
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. А сейчас, жители предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Каждая фигура живет в своем домике, и с наступлением вечера возвращается в тот дом на двери которого изображена соответствующая фигура. Вы тоже должны найти свой домик, а фигура, которая у вас в руке, подскажет вам кто, где живет. Играем два раза.
На полу в обручах лежат геометрические фигуры, дети в руках держат такие же из цветного картона. По команде воспитателя «день», они прыгают, ходят, изображают разные виды деятельности. По команде «ночь», занимают места в круге, в соответствии с фигурой в руке. После игры сели на стулья за столы.
Воспитатель: Уже наступает весна, все становится ярким, красочным и поэтому, следующим заданием у вас будет оживление фигур цветом. На карточки трафареты вам нужно положить те же самые фигуры, но только цветные. (Дети работают с раздаточным материалом.) Молодцы! Выполнили! Наше путешествие закончилось, с заданиями жителей волшебной страны вы справились, дорожка расколдована, вы можете вернуться обратно домой!
Приложение:
Турлевская Оксана Анатольевна, воспитатель МАДОУ №1 «Аленушка», г. Асино, Томская область, Россия.
Материал размещён в авторской редакции
Квадрат. Большой — маленький. Слева-справа.
2 кіші «Гномики» тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің коспектісі
Коспект организованной учебной деятельности 2 младшая группа «Гномики»
Өткізу күні/ Дата проведения:
16.10.2018.
Тәрбиеші/ Воспитатель:
Бокарева Е. П.
Білім беру саласы/ образовательная область:
Познание.
Пән/ предмет:
ФЭМП.
Өтпелі тақырып/ сквозная тема:
«Моя семья».
Тақырыбы/ тема:
Квадрат. Большой — маленький. Слева-справа.
Мақсаттары/ цели:
формирование понятия о квадрате, умение узнавать и называть геометрические фигуры. Продолжить учить сравнивать два контрастных по длине предмета (коротки-длинный); продолжить ориентироваться на листе бумаги (слева-справа); познакомить с геометрической фигурой –квадрат; развивать умение обследовать квадрат осязательно-двигательным путем; обводить квадрат по точкам, понимать, что квадрат могут быть разного размера (большой-маленький), ориентироваться на листе бумаги; воспитывать интерес к рисованию новой геометрической фигуры.
Ресурстармен қамтамасыз ету / ресурсное обеспечение:
квадрат (большой-маленький) по одному, рабочая терадь, карандаши красного и синего цвета на каждого ребенка.
Словарная работа:
квадрат.
Полигвалдық компонент / полигвальный компонент:
төртбұрыш-квадрат.
Ұйымдастарылған оқу қызметінің барысы – ОУД:
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/ организационный момент:
Сюрпризный момент.
(медведь в коробке с геометрической фигурой- квадрат). Включает грамзапись с ревом Медведя. Заинтересовывает детей и спрашивает: -Кто же это ревет? Кажется, он ревет где-то в нашей группе, давайте его поищем. Проявляют интерес. Слушают грамзапись с ревом, называют Медведь.. -Ой, а нам Медведь что-то принес и достает из коробки геометрическую фигуру-квадрат. Мишка предлагает вспомнить: -Какие геометрические фигуры вы уже знаете? Находят вместе с педагогом коробку, которая шевелится, открывают ее и достают игрушку медведя. Круг. -А вы хотите познакомиться с новой геометрической фигурой? Посмотрите я принес вам –квадрат. Откройте свои тетради, найдите такую же фигуру. Открывают тетради.
2. Негізі бөлімі/основная часть:
Игра «Обведи квадрат».
Работа с рабочей тетрадью (задание 1, рис.1)
.
Предлагает рассмотреть новую геометрическую фигуру-квадрат. Рассматривают.
Словарная работа:
квадрат. Повторяют: квадрат.
Билингвальный компонент:
квадрат- төртбұрыш
.
Повторяют: квадрат-төртбұрыш. Дает задание провести пальчиком по стрелкам, как показано на рисунке. Красным карандашом обвести по точкам большой квадрат, а синими- маленький квадрат. Выполняют задания. -Какой квадрат обвели красным карандашом? Большой. -А какой квадрат обвели синим карандашом? Маленький. -Как называется геометрическая фигура, которую вы обвели? Квадрат. Проводит индивидуальную работу.
Игра «Угадай первым»
(задание 2, рис.2) Привлекает внимание детей к рисунку и говорит, что это две сестры, они очень похожи, и только самые внимательные дети смогут назватьи найти различия между сестрами. Рассматривают рисунок. -Чем они отличаются? У одной сестры короткие косы, а у другой -длинные косы.
Физкуль.
Как косолапый Миша, Пойдем мы все потише, Потом пойдем на пятках. А после на носках. Потом быстрее мы пойдем И быстро к бегу перейдем.
Выполняют движения по тексту стихотворения.
Игра «Подскажи дорожку»
(задание 3, рис.3)
.
Загадывает загадку: Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. Слушают и отгадывают загадку. Медведь. Мишка радуется, что загадка о нем. Мишка предлагает найти его на рисунке, говорит, что он любит мед. -Кто находится слева от мишки? Пчелы. -Что находится справа от мишки? Бочонок с медом.
Мишка спрашивает у детей: -В какую сторону пойти ему, чтобы найти мед? Направо. -И просит детей нарисовать дорожку от мишки к бочонку с медом. Рисуют дорожку от мишки к бочонку с медом.
3. Қорытынды /итоговая часть:
Мишка благодарит детей, что ему помогли выбраться из коробки, помогли провести дорожку к меду и за это он им дарит геометрическую фигуру –квадрат. Проявляют радость. Прощается и уходит. Прощаются с мишкой. -Какую новую геометрическую фигуру подарил мишка детям? Квадрат.