Конспект НОД по развитию речи на тему: «Сочиняем сказку сами»


С чего начать

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более «простом» материале. Существуют разные «рецепты» организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого — дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами, а может быть, находясь в дороге).

Ребенок от года до двух

В возрасте от года до полутора полное единение малыша с мамой взрывается изнутри. Появляются два независимых человека: малыш и мама. В осознании ребенком этого изменения заключается кризис первого года жизни. В этом возрасте маленький человечек приобретает некоторую степень самостоятельности: первые слова, первые самостоятельные шаги, первые осознанные действия с предметами. Однако диапазон возможностей малыша еще очень ограничен.

В этом возрасте слова ребенка еще ситуативны. Его речь уже является средством общения и выражения желаний и эмоций. В то же время она еще лишена постоянных значений — одним и тем же словом или сочетанием звуков могут называться самые разнообразные предметы, действия или явления.

Ребенок сам не в состоянии узнать, как правильно использовать тот или иной предмет. Как держать ложку? Как надеть очки? Как пользоваться расческой? Поэтому почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек, который показывает и объясняет ребенку суть предмета. Поэтому общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится не только эмоциональным, но и речевым.

Сказка для ребенка от года до двух становится более протяженной по времени. История может длиться столько, сколько потребуется для изучения интересного предмета, в сюжет включаются активные действия самого ребенка. Игра может быть завершена в любой момент, как только маленький слушатель потерял интерес, и к ней можно вернуться в другой раз, когда возникнет обоюдное желание.

Посредством сказки может происходить обучение нормам поведения, необходимым навыкам самообслуживания, а также общее расширение кругозора. В этом возрасте могут появляться сказки, связанные с определенными ритуалами. Например, сказка, сопровождающая процесс чистки зубов.

Жили-были в ротике-домике маленькие зубки. И было их…. Открывайся, ротик-домик! … один, два, три, четыре, пять, шесть, семь… Решили зубки позвать к себе в гости щетку. А щетка позвала с собой пасту и стаканчик с водой. Пришли они стали с каждым зубиком здороваться, каждого потерла щетка своими щетинками с одного боку и с другого, спинки тоже. Зубкам щекотно, они смеются. После щетки пришла водичка — ополоснула каждый зубик. Стали зубки чистые и блестящие. Тут и сказочки конец, а у того, кто слушал, зубки будут крепкие и здоровые!

«Закончи сказку»

Надо дать ребенку задание — придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку — та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах — испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился, и вдруг видит… «

Здесь вы обращаетесь к малышу с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?» Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

Тезис 6. Место действия

Где должна происходить сказочная история? Да где угодно. Начиная от неведомого удаленного острова и даже иной планеты и заканчивая собственным жильем, где каждая мелочь знакома. Это еще больше возбудит интерес ребенка, который вдруг посмотрит на свои же вещи под иным ракурсом.

Чем хорош второй вариант, так это тем, что не надо углубляться в подробности описание обстановки. Ребенок с пары намеков поймет о чем речь, так как обстановка ему известна до мелочей. Тем и интереснее.

Если же события происходят вне знакомой обстановки, то вариаций может быть множество. Погружайте главных героев в самые невероятные обстоятельства:

  • Солнце испепеляет светом, низкие тяжелые тучи буквально прижимают к земле путников;
  • Жара высушивает до костей, а смертельный холод превращает в бездыханную ледяную глыбу;
  • Ураганный ветер уносит вдаль, а морская пучина затягивает в бездну.

Ну, а живой сказочный мир и вовсе может потрясать: вода разговаривает, деревья бегают, зеркала выворачиваются наизнанку, показывая прошлое, а местные животные не только ходят на головах, но и издают кучу непонятных звуков. При этом главный герой их прекрасно понимает, и от этого сказка становится еще забавнее.

Важно: Но имея возможность придумать все что угодно, не следует нагромождать в одной сказке много разного и пестрого. Это смажет общую картину, и за калейдоскопом разнообразия ребенок потеряет главную воспитательную линию сказки. Поэтому если, например, в сказке говорящие предметы (портфель), то вокруг него и с ним должны происходить все события.

Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, подобные упражнения нужны ему обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.

Цель данного задания — помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. Вам предстоит учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия — это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с малышом первый рисунок, обратите внимание ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?» Используя иллюстрации к сказкам, нужно обязательно обратить внимание малыша на то, что сюжет картинок сказочный (например, мышка играет в воздушный шарик и т.п.).

Начало сказки составляется по первой картинке («Жили-были…»). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: «Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?» Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

Экскурс в историю ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный не только как изобретатель, но и как писатель-фантаст. Свои фантастические в прямом и переносном смысле произведения он публиковал под псевдонимом Генрих Альтов. Его «Альфа Эридана» была горячо любима еще нашими мамами и бабушками, а в целом анналы отечественной фантастики пополнены несколькими десятками его сочинений [Г. Альтов, 1960].

Работа над теорией решения изобретательских задач началась после Второй мировой войны. Вскоре к исследовательской деятельности присоединился Рафаэль Борисович Шапиро (1926-1993), который тоже приобрел известность не только как изобретатель, но и как писатель, пишущий под псевдонимом Рафаил Бахтамов. Весьма известна его приключенческая повесть «Властелин Окси-мира» [Р. Бахтамов, 1965].

Такой симбиоз писательства и изобретательства в работе над ТРИЗ привел к интересному результату. В первую очередь, авторы ТРИЗ посчитали нужным изменить психологию изобретательства, а уж после говорить о технологической стороне процесса. Свои взгляды они изложили в работе «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956]. И уже позднее появилась книга «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы», выдержавшая несколько переизданий [Г. Альтшуллер, 2011].

Много внимания авторы уделяют необходимости правильной формулировки задачи, чтобы сразу исключить не слишком эффективные и перспективные варианты решения. В целом же в основу ТРИЗ положены несколько десятков приемов и типовых шаблонов решений, пригодных для широкого круга задач. Остается лишь выбрать наиболее подходящие из них. Как выбрать? А вот для этого нужно работать над развитием мышления по методике ТРИЗ, причем с самого раннего детства.

Коль скоро речь идет о детях, причем о самых маленьких, тут без сказок никак не обойтись. Как используются в ТРИЗ сказки для детей? В методике ТРИЗ сказки не только слушают и рассказывают. Дети сами становятся авторами, ведь в ТРИЗ сочинение сказок – это такой же естественный процесс, как заучивание стихов, букв и цифр в традиционном обучении, только более интересный. Как же происходит в ТРИЗ составление сказки?

Этот, безусловно, творческий процесс разделен на понятные детям составные элементы, из которых, как стенка из кирпичиков, вырастает самая настоящая волшебная сказка. Конечно же, юным сочинителям не обойтись без помощи взрослых. А самое интересное в этом то, что по технологии ТРИЗ сказки может сочинять абсолютно любой ребенок!

Коллективное сочинение

Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок? Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.
Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой — самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе составления истории активизирует внимание детей. Если дети уверенно справляются с сочинением сказки по предложенному плану, можно предложить дополнительные вопросы, подсказывая новые направления фантазирования. Предложите детям пересказать уже сочиненное, привлеките к обсуждению того, что сочинили другие. Сочиненную сказку стоит записать, чтобы прочитать ее на следующий день или при новой встрече друзей. Можно предложить детям сочинение сказочного «сериала».

Рекомендации для взрослых

Придумать короткую сказку про животных можно вместе с ребенком. А после попросить малыша нарисовать героев или слепить их из пластилина. Такое напоминание о совместном творчестве будет радовать ребенка и взрослого. При сочинении сказок следует придерживаться простых правил.

Поросенок Хрю идет в детский садик!.

Эту сказку про животных я сочинила для своего 3-х летнего ребенка перед тем как мы шли в детский садик что бы его заинтересовать и ускорить адаптацию к садику.

Также эта сказка поучительная, так как идет ознакомление детей с количеством дней в месяце и дней в неделе.

Еще в сказке делается акцент на название у животных мамы и ребенка (свинья — поросенок, овца — ягненок, лошадь — жеребенок, корова — теленок)

Итак, представляю вашему вниманию придуманную мною поучительную сказку про животных:

Инсценировка

Предложите малышу «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания — активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.

Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). Выбранная для инсценировки сказка может быть сочиненной или прочитанной ранее — в данном случае творчество заключается не в создании, а воплощении сюжета. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следят за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогают найти наиболее удачное воплощение образа, участвуют в его «проработке»). Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело). Участие взрослых в инсценировке позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).

От «Колобка» до «Гарри Поттера»: виды и жанры сказок

Раньше, до появления СМИ и телевидения с интернетом, сказки по-простому делились на волшебные, про животных и социально-бытовые. Сейчас же жанров и видов сказок столько, что разобраться в них досконально не может никто.

Но всё же я бы заранее определилась, к какому хотя бы направлению вы тяготеете: детские, волшебные, бытовые сказки (тесно связанные с повседневной жизнью), мистические истории, народный фольклор, юмористическая сказка, философская притча, фентези-истории, фантастика и так далее.

Почему стоит повнимательнее отнестись к жанрам? Потому что каждый имеет свою специфику, стилистические особенности и законы. Например, в фольклорной сказке недопустимо использовать современную лексику, если только вы не задумали пародию, а они, кстати, пользуются популярностью!

В общем, ограничений по большому счёту, нет. Но если у вас выраженная тяга к какому-либо определённому жанру – совет тот же, что и с возрастом: читайте сказки и истории похожие по стилю, отмечайте, что вам нравится и что вы бы могли использовать для своего творчества. Я отнюдь не призываю к плагиату. Я призываю учиться у мастеров и не вижу ничего плохого в подражательстве на ранних этапах творчества: на этом растут все творческие люди.

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки — все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения.

Подготовительный этап – научить ребенка ориентироваться в сказочном мире

Сказки – основной элемент духовной пищи ребенка. Погружаясь в волшебный сказочный мир, ребенок погружается в глубины своей души, где творится хаос. Ему приходится всему учиться, прилагать воображение, не бояться приключений, преодолевать опасность и импровизировать.

Здесь в скрытом от сознания пространстве происходят его встречи с разными персонажами, будоражащими психику. Возвращаясь в реальный мир, ребенок начинает чувствовать себя более свободным и уверенным.

На этом первоначальном этапе ребенку необходимо пережить немало сказок, а для этого родители должны позволить ему постоянно отлучаться в мир сказки, что будет для него подготовкой к тому, чтобы в будущем управлять собой и справляться с предстоящими трудностями в жизни.

Наверное, все родители сталкивались в своей жизни с такой знакомой ситуацией, которая много раз повторялась и в нашей семье.

В детстве папа рассказывал мне на ночь сказки. Сказку «Волшебная лампа Алладина» он пересказывал от начала до конца почти месяц. Все это время папе нельзя было отклоняться от эталона.

В случае какой-либо неточности его поправляли: «Там было все по-другому. Ты пропустил одну комнату…». Предложение перейти к другой сказке упорно отвергалось. Я до сих пор остро помню страх, который испытывала вместе с моим любимым героем Алладином. Мы проходили все испытания и радовались, добравшись до старой волшебной лампы.

Спустя время ни с того ни с сего я предложила папе рассказать мне новую сказку. И с новой сказкой произошла та же самая история.

Моя младшая дочь очень долго слушала сказку «Русалочку». К новогоднему утреннику она попросила сшить ей костюм Русалочки. Для нее было очень важно превращение в любимый персонаж. Она ассоциировала Русалочку с собой и все ее разговоры были только о ней. Прожив несколько недель в подводном царстве, девочка с легкостью перешла к другой сказочной роли.

Австрийский психотерапевт Бруно Беттельгейм в своей книге «Психоанализ волшебной сказки» пишет о том, что развитие детской и взрослой личности происходит скачками, другими словами ей требуется пройти определенные этапы или ступеньки. Каждая ступенька «обслуживается» собственной сказкой, которая помогает сформировать одну из сторон души так, чтобы можно было подняться на следующую ступеньку.

По словам Беттельгейма, отношение ребенка к той или другой сказке раскрывает природу психической травмы, полученную ребенком в семье или вне семьи. Работая над сказкой, он залечивает свою душевную рану, находит выход своему страху, распознает суть добра и зла, делает для себя какое-то новое открытие… Вот чем полезно отлучение в сказку!

3 забытых секрета о том, как рассказывать сказку ребенку

  1. Определитесь с выбором сказки (сказка должна соответствовать возрасту ребенка). Маленькие дети легко перевоплощаются в своих героев и им не важно какой будет сказка мальчишечьей или девчачьей. Для них вопросы пола не важны, поэтому мальчики отождествляют себя золушками или красными шапочками, а девочки – прекрасным принцем или Иванушкой.
  2. Сказка – это художественное произведение, поэтому у нее не бывает канонического (одного-единственного) прочтения. Она может перечитываться много раз и для каждого возраста по-своему. Ребенок извлечет из нее что-то нужное ему в зависимости от душевного состояния, настроения, потребностей.
  3. Сказки лучше не читать, а рассказывать. Тогда родитель может наблюдать за тем, как дочь (сын) слушает сказки и путешествия в мир сказки будут совместными. Очень важно, чтобы ребенок осознавал, что мама или папа поддерживает и одобряет его отлучки в мир сказки, считает их здоровым и нормальным поведением.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Часто именно такие затруднения встречаются у домашних детей при поступлении в школу.

Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы — например, кровать или сумка. Обращайте внимание ребенка на интересное, занимательное в содержании сказки, на ее словесное оформление. В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.

Сочинять сказку – значит наводить порядок в душе

Мы, взрослые, разговаривая с близким человеком, часто просто выговариваемся, то есть в процессе рассказывания извлекаем из темноты души на свет что-то тайное, наболевшее, мучительное. Этот способ помогает нам в наведении порядка в душе. Ребенок, у которого еще очень слабый интеллект, не может обсуждать с кем-либо свою проблему, ему свойственно только играть с тем, что его волнует.

Сказка прекрасно подходит для такой игры. В ней нет оттенков (сложных чувств), каждый персонаж является либо хорошим, либо плохим. Дети легко накладывают свои запутанные чувства на сказочных персонажей, которые довольно просты. Это абсолютное зло или абсолютное добро. Здесь в сказке все конкретно, герои выражают свои чувства поступками или действиями: человек от страха бежит, от обиды плачет…

Лес ассоциируется у ребенка с чувством покинутости, дом — с чувством защищенности. Здесь происходит нереальная трансформация личности в виде смерти и второго рождения, возрождения от капли живой воды или поцелуя, появления из чрева животного… Сказочные превращения помогают детям понять противоречивые чувства, разобраться в раздвоении личности (раздвоенные герои, как мать и мачеха, отец и король…)

В приключениях сказочных персонажей особую роль играют волшебные предметы (ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, скатерть-самобранка…) и добрые волшебники (Морозко, царевна-лягушка…). Они берутся за невыполнимые задачи и решают их.

Точно также взрослые умеют делать вещи, которые дети считают фантастическими и невыполнимыми без помощи взрослых. В сказке, совершая подвиги, ребенок нуждается в конкретной поддержке и эту поддержку он находит в выдуманных волшебных предметах или добрых волшебниках…

Сказка об игрушках

Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку». Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и из этого словарного материала строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или друзьям, пришедшим в гости.

Лисёнок

Сказка-это маленькое чудо, Без неё на свете скучно жить, Даже, когда взрослыми мы будем, То не сможем сказку позабыть.Разных сказок много на планете, Есть в них доброта и красота, Мудрым сказкам радуются дети, В них всегда сбывается мечта!

Да, много написано интересных сказок. А еще больше сказок ненаписанных — хороших, добрых, умных. На этой странице вы найдете сказки, придуманные маленькими сказочниками — детьми дошкольного и младшего школьного возраста. О ком? Конечно же, о животных. О чем? О самом важном: о дружбе, о доброте, о взаимопомощи.

Дети моей старшей группы (МК ДОУ Павловский детский сад №8, Воронежская обл.) написали (с небольшой моей и своих родителей помощью ) несколько сказок, которые мы объединили в сборник «Осенние сказки Волшебного леса».

А еще дети сами придумали сказочных героев и сделали к своим сказкам иллюстрации.

Осенние сказки Волшебного леса

Присказка или Давайте познакомимся.

В одном маленьком Волшебном лесу жил – был старичок – Лесовичок. Он был очень добрый и мудрый. Лесовичок помогал всем лесным жителям. А в лесу их было немало: черепаха Тортила, ежик Колючка, змейка Миссис Кэтти, медвежонок Медок, зайчик Попрыгунчик, сова Совушка, птичка Милашка, лиса Хитра, лебедь Лебеденок. А еще Лесовичок следил, чтобы люди не обижали его лес: не мусорили, не ломали деревья, не разоряли птичьи гнезда, не рвали первоцветы, не обижали животных.

Авторы: коллективное творчество детей

Ягодное варенье

Однажды пришел к Лесовичку Медвежонок Медок грустный-прегрустный.

— Что случилось, Медок? – спросил старичок – Отчего ты такой грустный?

— Мы поссорились с лисичкой Хитрой. Я насобирал целую корзину ягод, а она ее съела. И вот теперь мы с ней не разговариваем.

«Что же делать? Как помирить друзей?» — подумал Лесовичок. Долго он думал, но ничего не смог придумать. И вот однажды, когда Лесовичок наводил порядок в лесу, он увидел целую поляну лесных ягод. «Идея!» — подумал он. Лесовичок попросил помочь лисичку и медвежонка в сборе ягод. Долго они их собирали. Ягод было так много, что друзья и наелись, и полные корзины собрали. А потом все дружно пили чай с ягодным вареньем. И остальных жителей леса позвали в гости к Лесовичку. Так и помирились!

Авторы: Кравченко Саша, Кравченко Алина Александровна (мама Саши)

Миссис Кэтти нашла друга.

Миссис Кэтти – длинная розовая змейка, жила в уютной норке под корягой. Она носила симпатичную розовую шляпку с желтым цветочком и очень этим гордилась. Каждое утро Миссис Кэтти выползала из своей норки и грелась на солнышке. А еще она очень любила ползать по опавшим осенним листочкам, ведь они так весело шуршали! Миссис Кэтти было очень добрая, но никто об этом не знал. Все лесные жители боялись змейку и обходили ее норку стороной. Это огорчало Миссис Кэтти, ведь ей так хотелось иметь настоящего друга!

И вот однажды, когда Кэтти, как обычно в одиночестве грелась на солнышке, она вдруг услышала, что кто-то жалобно плачет. Змейка быстро поползла туда, откуда доносился плач, и вдруг увидела, что в глубокую яму попала лисичка Хитра. Она не могла выбраться и горько плакала.

«Не плачь», — крикнула змейка испуганной лисичке, — «Сейчас я тебя вытащу!» Миссис Кэтти опустила свой длинный хвост в яму. «Крепче держись за мой хвост» — крикнула она лисичке. Лисичка Хитра схватила за хвост змейку, и та поползла. Трудно было змейке потому, что лисичка была очень тяжелая. Но Кэтти справилась с этой трудной задачей. С тех пор, змейка Кэтти и лисичка Хитра стали верными друзьями. Теперь они вместе весело шуршали осенними листиками и грелись на солнышке.

Авторы: Плотникова Арина, Плотникова С. Н. (мама Арины)

Как медвежонок стал вежливым

В самой чаще леса в берлоге жил медвежонок Медок. Он был ужасный сладкоежка! Но больше всего на свете он любил мед. За это медвежонка прозвали Медком. Однажды, когда у медвежонка закончился весь мед, он отправился к диким пчелам, которые жили в большом улье на дереве. Медок залез на дерево, посмотрел в улей, потом сунул туда свою лапу и зачерпнул целую горсть меда. Пчелы разозлились на него, и давай кусать наглого воришку! Медвежонок бросился бежать со всех ног, но пчелы оказались быстрее. Они догнали Медка и давай кусать его, приговаривая: «Не бери чужое!» Медок вернулся в берлогу с пустыми руками. Медвежонок подумал и решил, что идти за медом надо, когда пчел не будет дома. Он дождался, когда пчелы улетят на поляну собирать нектар и полез в улей. Медок даже и не подозревал, что в улье остались пчелы-охранники, которые тут же бросились на сладкоежку. Медвежонок еле ноги унес.

Сидит Медок на пеньке и плачет.

— Что ты плачешь? — спросил Лесовичок, который проходил мимо.

— Я хотел забрать мед у пчел, а они не отдают, а только кусаются. Знаешь, как больно!

— Забрать? Без спроса? Теперь понятно, почему пчелы разозлились на тебя. В следующий раз ты просто попроси у них мед, только просить надо очень вежливо. И не забудь про волшебное слово «пожалуйста». На следующий день Медок опять пошел к улью. Он очень боялся, что пчелы опять его покусают, но собрав всю свою смелость, попросил так вежливо, как только мог: «Милые пчелки, пожалуйста, дайте мне немножечко вашего вкусного меда». И тут произошло чудо: пчелы не набросились на медвежонка, а полетели в улей и вылетели оттуда с большой колодой меда! «Пожжжжалуйста, угощайся!» — прожужжали довольные пчелки. С тех пор медвежонок никогда не забывал говорить волшебное слово «пожалуйста»!

Авторы: Гусаков Максим, Решетникова Н. Н. (воспитатель)

Чаепитие

Жил-был в лесу зайчик Попрыгунчик. Однажды он подумал: «Надоело мне есть эту траву! Пойду – ка, поищу что-нибудь вкусненькое. Хорошо было бы найти сладенькую морковочку!» Зайчик улыбнулся, вспомнив, как сама ему утром готовила морковный салат и облизнулся. На опушке, где жил зайчик, морковка не росла, и Попрыгунчик отправился на ее поиски в чащу леса. Здесь росли такие большие деревья, что солнечные лучи с трудом пробивались сквозь ветки. Попрыгунчику стало страшно, он даже хотел уже заплакать. И тут он увидел чью-то берлогу. Из берлоги вышел медвежонок Медок и спросил зайчика:

— Как дела, дружище? Что ты делаешь так далеко от дома?

— Я ищу морковку, — ответил Попрыгунчик.

— Ты что, приятель, морковка в лесу не растет.

— Очень жалко, а мне так хочется сладенького.

— Не беда, у меня есть целая колода ароматного сладкого меда. Заходи ко мне в гости пить чай с медом.

Зайчик с удовольствием согласился. А после чаепития медвежонок проводил Попрыгунчика до самого дома, чтобы зайчику было не страшно!

Авторы: Блиновсков Матвей, Решетникова Н. Н. (воспитатель)

Колючий защитник.

Под большим пнем в норке жил серый ежик Колючка. Звали его так потому, что у него были ужасно острые иголки. Просто настоящие колючки! Из – за них никто не хотел играть с ежиком: все боялись уколоться.

Как-то раз в Волшебном лесу появился злой голодный волк. Он увидел зайчика Попрыгунчика и стал осторожно к нему подкрадываться. Это заметил ежик, который сидел на пеньке и грустил. Ежик тут же свернулся в клубок и покатился прямо под ноги волка. Волк взвизгнул от боли и отскочил в сторону. Ежик покатился за волком. Он снова и снова колол своими острыми иголками волка, пока тот не убежал из их Волшебного леса.

-Как хорошо, что у тебя такие острые иголки, — сказал зайчик Попрыгунчик, который подошел поблагодарить ежика – Если бы не ты и твои колючки, меня бы волк съел.

Все лесные жители были рады, что ежик спас Попрыгунчика. А Лесовичок попросил ежика стать защитником лесных жителей и охранять всех от злого волка. И, волк, помня острые иголки ежа, больше никогда не появлялся в Волшебном лесу.

Авторы: Колодяжный Денис, Решетникова Н. Н. (воспитатель)

Совушка

В Волшебном лесу жила сова Совушка. Она была совсем молодая, поэтому не очень мудрая. Однажды, она проснулась и увидела, что дикие утки готовятся куда-то улетать.

Совушка очень удивилась.

— Куда это они собираются лететь? – спросила Совушка у Лесовичка.

— Диким уткам пора улетать в теплые края – ответил ей Лесовичок. – Там тепло и много еды для них.

— Ух, ты! Надо и мне туда лететь, раз там так хорошо!

Совушка попросила уток взять ее к себе в стаю. Утки согласились. На следующее утро, утки долго ждали сову, но она так и не явилась. Не дождавшись Совушку, они улетели без нее. Оказывается, Совушка проспала. Ведь совы — ночные птицы: они ночью просыпаются, а утром ложатся спать и спят до самого вечера. Так и осталась Совушка зимовать в Волшебном лесу! Но, ей и здесь было хорошо!

Авторы: Пащенко Коля, Решетникова Н. Н. (воспитатель)

Черепаха Тортила и её друзья.

На берегу лесного пруда жила черепаха Тортила. Каждый день она медленно ползала по берегу, а когда пугалась или хотела спать, она втягивала свою маленькую голову и лапки в панцирь. Жизнь черепахи была скучна и однообразна. У неё не было друзей, и она чувствовала себя очень одиноко. Вот однажды, ранним утром, черепаха пригревшись под лучиками солнца, лежала на берегу и до неё доносилась из далека звонкая песенка: Солнышко встало, ве-се-лись! Утро настало, ве-се-лись! Зайка проснулся, ве-се-лись! Всем улыбнулся, ве-се-лись!

Вскоре к черепахе подбежал серый зайка Попрыгунчик и поприветствовал её словами: -Доброе утро! -Доброе! ответила она ему. — Какая у тебя весёлая песенка! — Хочешь, мы её будем петь вместе? И они громко запели:

Солнышко встало, ве-се-лись! Утро настало, ве-се-лись! Мы уже проснулись, ве-се-лись! Всем улыбнулись, ве-се-лись!

Весёлую песенку услышал собирающий грибы ёжик Колючка, и поспешил к лесному пруду. — Здравствуйте, поприветствовал Колючка Тортилу и Попрыгунчика. — Какая весёлая песенка у вас! Можно я буду её петь вместе с вами? — Конечно! Втроём нам будет веселее! И они дружно запели:

Солнышко встало, ве-се-лись! Утро настало, ве-се-лись! Мы уже проснулись, ве-се-лись! Всем улыбнулись, ве-се-лись!

На их весёлую песенку подплыл к берегу лебедь Лебедёнок. — Какая у вас дружная компания и весёлая песенка! сказал он. — Давайте петь все вместе» предложил Попрыгунчик. Вдруг, все услышали, что кто-то плачет под кустиком. Все поспешили туда и увидели маленькую птичку Милашку. — Что ты так горько плачешь? — спросила у неё Тортила. — У меня случилась беда- ответила она. Поднялся ветер и я случайно выпала из гнезда. Я ещё летать не умею, а как мне попасть обратно, я не знаю. — Садись ко мне на крылышко, и я тебя доставлю в твоё гнёздышко. Милашка так и сделала. Лебедёнок взлетел и доставил птенчика до места. Поблагодарила Милашка Лебедёнка и помахала крылышком. А все друзья запели любимую песенку:

Солнышко встало, ве-се-лись! Утро настало, ве-се-лись! Мы уже проснулись, ве-се-лись! Всем улыбнулись, ве-се-лись! Будем вместе мы дружить, Счастье, радость, доброту дарить!

Черепаха была очень рада, что у неё появилось столько замечательных друзей. Время, проведённое вместе с ними, было для неё самым замечательным.

Авторы: Гуляев Макар, Гуляева Л. А. (мама Макара)

Не удержалась и я и сочинила сказку про птичку Милашку. Правда, идею сюжета мне подсказали дети.

Больное горлышко

В Волшебном лесу росло старое большое – пребольшое дерево. На одной из веток этого дерева было маленькое гнездышко, сделанное из перьев и травинок. Жила в этом гнездышке птичка Милашка. Просыпалась Милашка рано: раньше всех лесных жителей и начинала петь свою веселую песенку. Каждое утро Милашка летала над Волшебным лесом и пела так звонко и радостно, что у всех лесных жителей поднималось настроение. От песенок этой маленькой птички у всех было хорошо и радостно на душе, от этого все становились добрее.

Однажды, одним хмурым осенним утром проснулись лесные жители и ничего не могли понять – почему им так грустно и тоскливо? Начавший моросить дождик только еще сильнее испортил всем настроение. Вылезли лесные обитатели из своих берлог и нор, из – под коряг и камней хмурые и неприветливые. «Что случилось? Почему и у меня, и у моих друзей сегодня такое плохое настроение?» — подумал Лесовичок. Он стал присматриваться, прислушиваться и тут все понял: сегодня не было слышно песенки Милашки. Что могло с ней случиться? Чтобы это узнать, Лесовичок отправился к старому большому дереву, на котором жила маленькая певунья.

«Милашка!» — позвал птичку Лесовичок. Птичка, дремавшая в гнездышке подлетела к нему. Она села Левовичку на плечо и тихим хриплым голоском рассказала, что с ней произошло и почему она в это утро не пела.

Милашка проснулась раньше обычного и, уже собралась было запеть, как вдруг увидела родник. Вода в нем была такая прозрачная и свежая! А как красиво блестели капельки воды, переливаясь разными цветами в солнечных лучах. Милашке сразу захотелось испить этой чистой водицы. Она подлетела к роднику и начала маленькими глоточками пить. Вода в роднике оказалась очень холодной, просто ледяной. Милашка понимала, что холодную воду пить нельзя, но очень уж вкусная была водичка. Она пила и пила. «Ну, вот, напилась, теперь пора спеть мою утреннюю песенку, под которую просыпается Волшебный лес и все его жители!». Маленькая певунья открыла клювик, чтобы запеть звонко и нежно, но вместо этого из ее горлышка послышался грубый хриплый крик. И тут Милашка почувствовала, как сильно у нее болит горлышко!

Теперь она не могла петь.

«Что же делать? Как помочь Милашке?» — подумал Лесовичок. На большой сосне жил дятел, к нему то и отправился Лесовичок.

— Дорогой дятел, тебя называют «лесным доктором». Может, ты вылечишь горлышко нашей Милашке?

— Нет, я лечу только деревья: избавляю их от насекомых и личинок. А Милашку ты и сам можешь вылечить. Все, что нужно для этого, есть в твоем лесу. Мед попроси у диких пчел. Он уменьшит боль в горле. Возле озера растет малина. Она снизит температуру. А на опушке леса уже поспел шиповник. Он поможет больной окрепнуть и набраться сил.

Лесовичок поблагодарил дятла и пошел на поляну, где уже собрались лесные жители. Лесовичок все рассказал своим друзьям и они решили помочь: медвежонок пошел к диким пчелам попросить немного меда, лисичка нарвала малины, зайчонок с ежиком нарвали целую корзину шиповника, из которой Лесовичок сварил целебный отвар, лебедь Лебеденок дал немного перьев, чтобы согреть Милашку, а черепаха Тортила вызвалась все это отнести Милашке. Но все вежливо отказались от ее предложения: ведь каждый знает, как медленно передвигается черепаха, а помочь Милашке надо было срочно! Лесовичок сам все отнес и вскоре Милашка выздоровела. Она снова могла петь. И песни ее были еще лучше и звонче, ведь пела она для друзей, которые не оставили ее в беде.

Мы очень надеемся, что наши сказки вам понравились. А если, и вы захотите сочинить сказку о животных, будет здорово!

Присылайте нам и вы обязательно увидите ее на нашем сайте!

Сказка на свободную тему

Этот жанр — вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача мамы — создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.

Екатерина Асонова педагог, филолог

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]