Развитие речи в первой младшей группе. Занятия по развитию речи в ДОУ


Когда и как происходит развитие речи

Развитие речи рекомендуется начинать с рождения ребёнка. Уже в младенческом возрасте малыш вычленяет человеческую речь из потока других звуков, прислушивается к словам взрослых, пытается подражать услышанному. До года ребёнок «гукает» (издаёт звуки, похожие на [г], [к], [х]), «гулит», лепечет, а после первой в своей жизни круглой даты пытается произносить слова.

В дошкольном учреждении речи воспитанников уделяется пристальное внимание. Целенаправленная работа по формированию речевых умений начинается уже в группах раннего возраста. Развитие речи в первой младшей группе – одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах.

Коммуникативная деятельность развивается в процессе общения. Чтобы понять, как работает воспитатель над развитием речи детей, необходимо рассмотреть формы общения, характерные для дошкольников.

Формы общения в детстве

Применительно к младенчеству, раннему детству и дошкольному возрасту учёные выделяют ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения. Первая возникает на первом году жизни, когда у ребёнка появляется комплекс оживления. Малыш узнаёт близких взрослых, улыбается, машет ручками. В этот период мамам, папам и другим родственникам важно разговаривать со своим чадом, петь ему песенки, рассказывать потешки.

О ситуативно-деловом общении уместно говорить, когда малыш умеет сидеть и учится взаимодействовать с предметами: трясёт погремушку, ставит кубик на кубик, вкладывает одну деталь игрушки в другую. Взрослый показывает способы действий, подбадривает малыша.

Внеситуативно-познавательное общение начинается с 2-3-х лет, когда кроха задаёт вопросы об окружающем мире. Ответы взрослого помогают узнавать много нового и развиваться. Смещение интересов ребёнка в сторону отношений между людьми, места и роли человека в обществе свидетельствует о появлении внеситуативно-личностного общения. Готовность беседовать на подобные темы появляется к 6-7 годам.

Развитие речи в первой младшей группе

Первую младшую группу посещают малыши от двух до трёх лет. Поскольку в этом возрасте происходит переход от ситуативно-делового к внеситуативно-познавательному общению, развитие речи у детей осуществляется в процессе диалога. Педагог беседует с воспитанниками о том, что находится в поле их зрения. Крохи учатся понимать и выполнять поручения воспитателя, просьбы сверстников, формулировать собственные высказывания.

Педагог учит воспитанников правильно артикулировать звуки [а], [о], [у], [и], [ы], [м], [б], [п], [н], [т], [д], [к], [г], [в], [ф], воспроизводить интонации, темп, ритмический рисунок речи, следить за речевым дыханием.

Воспитатель расширяет словарный запас детей. Помимо существительных – названий игрушек, одежды, предметов посуды, интерьера, вводятся прилагательные («белая чашка»), глаголы, наречия («чашка стоит на столе»), предлоги («Оля подошла к столу»).

Обращается внимание малышей и на словообразовательные возможности языка («половичок лежит на полу», «погремушка гремит»), обобщения («игрушки», «одежда», «посуда»). Звукоподражательные и облегчённые слова («ав-ав», «би-би») заменяются общеупотребительными («собака», «машина»).

Грамматический строй речи детей – тоже предмет заботы воспитателя. Под руководством педагога малыши:

  • изменяют существительные по числам и падежам («одна ложка – много ложек»), глаголы по лицам и числам («я иду и ты идёшь – мы идём»), временам («мишка идёт, мишка пришёл»);
  • учатся использовать повелительное наклонение глагола («зайчик, попляши»);
  • образуют уменьшительно-ласкательные наименования («куколка», «машинка»);
  • строят простые и сложные предложения («кукла захотела спать, и я положила её в кроватку»).

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ в 1 младшей группе

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ Обогащение пассивного и активного словаря

• Содействовать расширению представлений детей об окружающем мире и выражению своих знаний, впечатлений в словах:

— существительными: предметы, их части; объекты и явления природы (деревья, листья, трава, цветы, снег, дождь, ветер, названия животных);

— обобщающими словами: игрушки, посуда, одежда, животные;

— глаголами, обозначающими действия с предметами (поставить, положить и др.); действия, характеризующие отношение к людям, в том числе к сверстникам (жалеть, дарить, помочь); трудовые действия свои и взрослых людей (убрать, собрать, поднять, постирать и др.); действия, выражающие эмоциональное состояние и отношения (радуется, смеется, плачет, жалеет);

— глаголами не только в настоящем, но в прошедшем, будущем времени

— (иду, ходил, пойду, рисую, рисовал, буду рисовать);

— прилагательными, обозначающими качественные характеристики предметов (маленький, круглый, мягкий, тяжелый, легкий) и явлений природы (сильный ветер, черная туча, ясное небо);

— местоимениями (я, ты, он, она, мы, они, мой, твой, мне, тебе);

— наречиями, обозначающими пространственные и временные отношения (вверху, внизу, рядом, быстро, медленно).

Формирование грамматического строя речи

• Согласовывать существительные и местоимения с глаголами и прилагательными.

• Использовать в речи предлоги (в, на, за, под), союзы (потому что, чтобы).

• Употреблять вопросительные слова (Куда? Где? Кто? Что? и др.) и различные фразы.

Воспитание звуковой культуры речи

• Создавать условия для развития фонематического слуха, артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания. Учить произносить изолированные гласные, согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных), правильно воспроизводить звукоподражания и слова.

• Формировать интонационную выразительность речи.

Развитие связной речи

• Совершенствовать понимание речи взрослых: умение выполнять его поручения; слушать и воспринимать небольшие рассказы без

• наглядного сопровождения.

• Развивать умение вступать в диалог, обращаться с вопросами, просьбами, используя вежливые слова («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и др.); стимулировать инициативные обращения в совместных действиях и играх.

• Развивать умение слушать и пересказывать сказки (совместно со взрослым — подговаривать за ним). Содействовать развитию умения по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать об изображенном на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта (как правило, в основном во второй половине года).

Развивать интерес, положительное отношение детей к совместному со взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений

• предпосылку развития потребности чтения художественной литературы.

• Развивать понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведении, учить выражать свое отношение: словом (реплики, повторы, вопросы), эмоциями и действиями (несет книгу, действует с игрушками, персонажами кукольного театра).

Поддерживать и развивать художественные предпочтения ребенка.

• Содействовать развитию у детей воображения.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Развитие речи происходит в процессе содержательного общения с детьми в разных видах деятельности. При реализации содержания разных образовательных областей. Общение сопровождает совместные игры, совместную предметную деятельность и т.п. Взрослый в этот период — притягательный для ребенка объект общения, интересный сам по себе, особенно близкий

взрослый. Но и среди близких людей ребенок предпочитает тех, кто с ним интересно общается, по-деловому, поскольку ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметная деятельность,

отвечающая потребности познания предметного мира и способов действия с предметами. Так называемый «предметный фетишизм», по определению психологов, доминирующий в системе потребностей ребенка в этот период, проявляется во всех видах деятельности: игровой, изобразительной,

конструктивной и др.

Однако процесс познания и освоения этого мира без взрослого невозможен. Поэтому для малыша взрослый — образец поведения, выполнения действий, интересных для детей. Взрослый — носитель образца, нормы, объясняющий и помогающий, сотрудничающий с ребенком в процессе освоения предметов, его окружающих. Взрослый — партнер и в то же время ценитель, доброжелательный, поддерживающий, оптимистичный в оценке процесса и возможностей достижения ребенком результата, приходящий на помощь в случаях затруднений, верящий в возможности ребенка, исключающий ситуации безысходности, горьких неудач — диапазон

взаимодействия с ребенком в зоне его ближайшего развития.

скоро понимает важность и необходимость вербальных способов общения и осваивает их.

Таким образом, содержательная совместная деятельность, требующая согласования интересов, способов действия, достижения интересного для ребенка результата — основа возникновения у ребенка потребности делового общения, удовлетворение которой требует вербальных способов взаимодействия в детско-взрослом сообществе.

Важнейшим условием освоения вербальных способов общения является четкая, ясная, грамотная речь людей из ближайшего окружения. Родной язык, естественное речевое пространство, нейтральное, может быть, по отношению к конкретному ребенку, не обращенное непосредственно к нему в той или иной ситуации и потому более сложное по содержанию, по словарному, грамматическому сопровождению, так же необходимо.

Ребенок из контекста, спонтанно усваивает смысл отдельных слов, способы построения предложений и нередко уместно репродуцирует их по собственной инициативе в конкретной ситуации. Еще более важны целенаправленные естественные диалоги с детьми в ситуациях совместных игр, конструирования, рисования, познавательных наблюдений.

Образец речевого общения взрослого, простые по содержанию, лаконичные и доступные по словарному составу и предложениям пояснения, вопросы, комментарии, целенаправленная активизация в речи детей словаря, простых предложений, незаметное для ребенка упражнение в их применении

— важная составляющая содержательного взаимодействия с детьми.

Образцовое речевое пространство немыслимо без художественного слова, воздействующего одновременно на познавательную и эмоциональную сферу ребенка. Поэтому важно создавать условия для развития понимания и эмоционального отношения к словесному художественному образу. На этой основе нужно содействовать самостоятельному, инициативному обращению ребенка к художественному образу: рассказывать сказки и стихотворения, рассматривать книги и иллюстрации, предлагать что-то почитать, инсценировать потешки, короткие стихи, фрагменты сказок.

Нередко дети переносят художественный образ в разные жизненные ситуации, близкие по содержанию к сути этого образа. Например, ребенок забрался на горку и кричит детям: «Высоко сижу, далеко гляжу»; малыш черкает фломастером на листке и комментирует свои каракули: «Это коровка, а это коровкина нога. А это акула-каракула подскочила. Видишь? Сейчас съест!»).

Такое обращение к художественному слову, перенос его в новые ситуации — начало творческого отношения к художественному образу. Насыщение жизни ребенка общением с книгой, уместное использование художественных образов в жизнедеятельности ребенка — основа для последующего становления и развития у человека не просто грамотной, но образной, яркой, красивой, нестандартной, убедительной речи человека. Поэтому нужно продолжать формировать интерес у детей к литературе, используя художественное слово в разных видах деятельности, в которые органично и естественно оно

может войти.

Рекомендуемые художественные произведения (примерный перечень)

По мотивам русского фольклора. «Рукавички новые», «Сова- совушка», «Ну-ка, милый пастушок», «Дубы-дубочки», «Уж я Танюшке пирог испеку», «Ладушки, ладушки, пекла баба оладушки», «Гу-гу-гу-гу-гу- гу, на зеленом на лугу», «Пошел котик на торжок», «Курочка-рябушечка», «Наши уточки с утра — кря-кря-кря», «Как у нашего кота», «Заинька по сеничкам», «Летели две птички», «Жили у бабуси», «Волк-волчок», «Гуси вы, гуси», «Зайчишка-трусишка», «Гуля, гуля-голубок», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Дождик, дождик, пуще!», «Радуга-дуга».

Сказки. «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» (в обработке К.Д. Ушинского), «Теремок», «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова).

Авторские произведения. Э.Э. Мошковская. «Доктор, доктор, как нам быть?»; Г.М. Новицкая. «Речка льется»; Р.С. Сеф. «Тот, кто моет руки с мылом», «Я хотя и не большой»; Р.А. Кудашева. «В лесу родилась елочка»; М. Родина. «Снежинки».

Стихотворения. А.Л. Барто. «Игрушки» («Зайка», «Мишка», «Бычок»», «Самолет» и др.), фрагменты из стихотворений «Девочка- ревушка», «Девочка чумазая», «Апрель»; В. Бирюков. «Жук проснулся»;

A. Г. Костецкий. «Босоногий гусенок»; Э.Э. Мошковская. «Уши»; Г.Р. Лагздынь. «Петушок», «Почему один Егорка?», «Грядка», «Стирка»; Е.А. Благинина. «Вот какая мама», «Мы пускаем пузыри» (отрывок), «Радуга», «Наша Маша»; Е. Гарлапак. «Снежная баба»; Г.А. Ладонщиков. «Зима»; З.Н. Александрова. «В рукавичках маленьких», «Валенки», «Вкусная каша», «Мой мишка»; Н.П. Саконская. «Где мой пальчик?»; И.П. Токмакова. «Каша», «Сад», «Осенние листья», «Поиграем», «Баиньки», «Как на горке — снег, снег»; Н.В. Пикулева. «Приглашение к обеду»; Л. Герасимова. «Ножки пляшут», «Вишневый сад», «Подарок кукле», «Весна»; Э.Н. Успенский. «Про мальчика, который дерется лопаткой», «По девочку, которая все время сосет палец»; Г.А. Ладонщиков. «Играйте вместе», «На песке»; Л.М. Квитко. «Качели» (отрывок); С.Я. Маршак. «Мяч»; Л. Герасимова. «Солнечный зайчик», «Рисую горошки», «Я рисую вечер», «Строим крепость из песка»;

B. Д. Берестов. «Больная кукла», «Воробушки», «Веселое лето»; П.А. Образцов «Лечу куклу»; С.Б. Капутикян. «Маша рисует» (отрывок), «Маша обедает»; С.Я. Маршак. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»; Л.Н. Толстой. «Была у Насти кукла», «Три медведя»; К.И. Чуковский. «Цыпленок»; В.Г. Сутеев. «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Кто сказал «мяу»»; В.Ф. Коркин. «Что растет на нашей грядке?»; П.Н. Воронько. «Пирог»; М.А. Познанская. «Снег идет»; О.И. Высотская. «Снежный кролик»; Б.В. Заходер. «Строители»; В.А. Левин. «Воробьиное купанье» (отрывок); А.Н. Плещеев. «Осень наступила»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; А.Я. Яшин. «После дождя».

Формы работы по развитию речи

Развитие речи в саду происходит на специально организованных занятиях и в повседневной жизни. С малышами 2-3 лет педагог играет в разные игры, предлагает крохам выполнять речевые упражнения, рассказывает сказки, читает наизусть потешки и короткие стихи. Занятия проводятся по подгруппам.

Воспитатель беседует с детьми утром, на прогулке, во время игр, после дневного сна или в другое свободное время. Разговор возникает спонтанно или планируется (педагог ставит задачи повторить выученное стихотворение, автоматизировать неподдающийся звук и т. д.). Если воспитатель разговаривает с одним ребёнком, то это индивидуальная работа. Так происходит развитие речи у детей.

Средства речевого развития

К средствам развития речи в первой младшей группе относятся игрушки, картинки, книжки, дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика. Для развития речи подойдёт любая интересная и безопасная игрушка, но гораздо удобнее и эффективнее иметь заранее подготовленные наборы. Например, дидактическая кукла. Это обычная кукла, но к ней прилагаются комплекты одежды для разных сезонов, игрушечной посуды, принадлежностей для ванной комнаты, предметов обихода и т. д. К игрушкам относятся и персонажи кукольного театра.

Картинки подразделяются на предметные и сюжетные. На первых изображены предметы или объекты природы, на вторых – какие-либо события (дети играют в песочнице, водитель ведёт грузовик и т. д.). Также бывают картинки с изображением людей, животных.

В этом возрасте для развития речи используются произведения А. Барто, Е. Благининой, З. Александровой, других детских прозаиков и поэтов, малые формы детского фольклора.

Дидактической называют игру, которую организует педагог с целью обучения детей. Речевые упражнения также направлены на обучение, но в них нет всех компонентов игры (игровая задача, сюжет, правила). Во время пальчиковой гимнастики воспитанники произносят текст небольшого стихотворения или потешки и выполняют движения руками. Эффект заключается в том, что в головном мозге речевые и двигательные зоны расположены рядом, поэтому воздействие на одну из них активизирует другую.

Приведём примеры пальчиковой гимнастики, дидактических игр и упражнений на развитие речи в первой младшей группе.

1. Пальцы складываются в щепотку, как будто это кисточка. Ребёнок двигает кистью руки вверх-вниз, приговаривая: «Мягкой кисточкой покрашу стул и стол, и кошку Машу».

2. «Слижем варенье с губ». Педагог предлагает воспитанникам представить, что у них на губах варенье, и его надо слизать. Дети совершают характерные движения языком. Упражнение способствует увеличению подвижности языка, следовательно, более чёткой артикуляции.

3. «Кто за ёлкой». Воспитатель демонстрирует картинку, на которой звери спрятались за ёлкой, видны только хвосты животных. Дети определяют, кто спрятался.

4. «Лисичка, пляши». Малыши просят игрушечную лисичку поплясать. Если форма глагола употреблена неправильно, то персонаж отказывается выполнять действия, и просьбу формулирует другой ребёнок. Лисичка пляшет, а дети голосом изображают звучание музыкальных инструментов.

Особенности речевого развития детей первой младшей группы

Екатерина Владимировна Кучеренко

Особенности речевого развития детей первой младшей группы

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основная форма педагогического процесса в детском саду — НОД (в данном случае по речевому развитию)

. Здесь конкретизируются и уточняются знания
детей, которые они приобрели практическим путем или получили, действуя с предметами ближайшего окружения.
Какая же деятельность может обеспечить развитие активной речи ребенка?

Прежде всегосовместная деятельность взрослого с ребенком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для малыша поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи.Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер: ребенок говорит лишь то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Следовательно, организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагогунеобходимо быть готовым к импровизации, к встречной активности ребенка. В процессе совместной деятельности у ребенка постепенно формируется позиция младшего партнера, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить некоторые особенности детей раннего возраста:

• им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

• их внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

• их поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

• им свойственна подражательность, легкая внушаемость;

• у них преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление[1].

Воспитатель обязан помнить, что при решении задач речевого развития детей раннего возраста деятельность, которую он организует,должна быть:

— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта)

и ритмична
(двигательная и умственная деятельность должны чередоваться)
;

—процессуальна (дети раннего возраста испытывают большуюпотребность в развитиинавыков в бытовых процессах: им нравится сам процесс умывания, одевания, приема пищи и т. д. Для развития активной речи ребенка воспитателю необходимо сопровождать действия ребенка словами, побуждать его к их проговариванию).

В своей работе по развитию речи детейраннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

— наблюдение и элементарный труд в природе;

— сценарии активизирующего общения;

— разговор с самим собой, параллельный разговор;

— игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

— слушание художественной литературы с использованием красочных картинок;

— инсценирование и элементарную драматизацию литературных произведений;

— игры на развитие мелкой моторики рук;

— дидактические игры и упражнения;

— бытовые и игровые ситуации;

— элементарное экспериментирование;

— средства устного народного творчества [4].

Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности, поэтому мы расскажем о тех, что, на наш взгляд, наиболее интересны и действенны.

Игра — ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Игра, отвечая естественным потребностям ребенка, способствует нормальному развитиюего познавательных процессов: восприятию, мышлению, речи, памяти, воображению.

Учиться, играя! Эта идея всегда увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевому общению ребенка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, отношение к нему взрослого. Именно взрослым принадлежит ведущая роль в речевом развитии малыша: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Для обучения через игру созданы дидактические игры. Мы проводим их с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные)

.Игровые действия позволяют активизировать имеющийся запас слов ребенка:малыш попадает в ситуации, когда вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как «Кукла Маша проснулась»

,
«Магазин игрушек»
,мы помогаем своим воспитанникам закреплять знания о названии одежды, столовой посуды, активизируя и обогащая их речь.

Используя настольно-печатные игры «Парные картинки»

,
«Лото»
и т. д. ,мы формируем речь
детей, закрепляем их знания о растениях, животных и их детенышах, овощах и фруктах. Таким образом, в процессе накопления существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные)
.

Манипулируя с игрушками в процессе игры,обозначаем действия: идет, спит, кушает т. п., т. е. учим детей употреблению глаголов. С помощью игр «Больше — меньше»

,
«Чудесный мешочек»
формируем умение
детей видеть особенности предметов и выделять их характерные признаки и качества, закрепляя знания о цвете и величине, обогащая словарьмалышей прилагательными.
В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для обогащения и активизации словарного запаса малышей используем дидактические упражнения «Чудесный мешочек»

,
«Угадай, что звучит»
. Обогащаем словарь
детей и с помощьюдидактических игр «Отгадай и назови»
,
«Отгадай, кто к нам пришел»
,
«Кто что делает»
,
«Назови животных и скажи, кто как кричит»
. Таким образом, дидактические игры — это обучающие игры, которые
способствуют уточнению и обогащению словарядетей раннего возраста,активации их речи.
Создание эмоционально-благоприятной ситуации помогает вызвать у ребенка желание активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра способна создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

Следовательно, театрализованная игра, оказывая большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует его активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса)

.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). Разумеется, в таких играх тема, содержание и последовательность отображаемых явлений не определяются заранее взрослыми, а основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми.

Первые совместные игры воспитывают в детях чувство коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступая в ролевое взаимодействие. В таких играх, как «Парикмахерская»

,
«На приеме у врача»
, мы знакомим ребят с названиями профессий, учим брать на себя роль, выполнять соответствующие действия
(постригать, причесывать, лечить, делать уколы и т. д.)
. Изначально дети подражают тому, что им показываешь, затем начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаем
детей к называнию предметов, которые они используют, проговариванию действий, которые они выполняют.
Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.

Проводя подвижные игры с текстом,мы используем соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, побуждаем к повтору текста. Обязательно вовлекаем в игру и застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, они учатся общаться с окружающими. В подвижных играх для принятия сюжета малышом мы даем характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаем правдивую игровую ситуацию.

Развивающая предметно-пространственная среда способствуетне только творческому, но и речевому развитию детей на основе игровой деятельности. Эта среда обеспечивает игровую деятельность, а также призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом. Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы с его помощью ребенок в любое времямог легко включиться в игровую ситуацию.

Игровая деятельность создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Кроме того, игровая деятельность выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребенком.

Работу по приобщению детей к играм мы проводим и среди родителей. В уголке для родителей выставляем папку с играми, где сообщаем цель и ход игры. На формирование детских интересов заметно повлиялоположительноеотношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями. Родители прислушиваются к нашим консультациям, часто сами обращаются за советом. Такой диалог между воспитателями и родителями способствует доверительному общению родителей с детьми.

Работа, систематически проводимая в детском саду и подкрепляемая дома, дает положительный результат. Уже можно отметить, что дети охотнее играют вместе, могут договориться об использовании игрушек. Участие воспитателя в игре теперь вполне естественно.

В заключение необходимо отметить, что мы постоянно работаем с детьми младшего дошкольного возраста и в конце учебного года свои результаты предоставляем воспитателям старших групп, к которым переходят наши воспитанники.

Литература

1. Арушанова, А. Г. Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте[Электронный ресурс]. —

Режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/konsultac13.htm#_ftnref1

2. Арушанова,А. Г. Речьиречевоеобщениедетей: книга для воспитателей детского сада. — М.:Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

3. Карпухина,Н. А. Конспектызанятийвпервоймладшейгруппе детского садапрактическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж, 2007. — 207 с.

4. Колычева, Т. И. Развитие речи детей раннего возраста на занятиях ив повседневной жизни[Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac146.htm

Методы и приёмы развития речи

Основной метод речевого развития в этом возрасте – беседа. Побуждая детей к разговору, педагог задаёт репродуктивные («кто это?», «что это?») и поисковые вопросы («почему на улице лужи?», «зачем надевать шапку?»), стимулирует обращение к сверстникам, взрослым («спроси у Маши, будет ли она с нами играть»).

Следующий метод – рассказ. Рассказы педагога должны быть небольшими по объёму, интересными и содержательными. Например: «Ребята, посмотрите, какая у меня красивая кукла. Её зовут Катя. У Кати мягкие, пушистые волосы, карие глаза, белая кофточка с пуговицами и цветастый сарафан».

Речевому развитию малышей способствует и художественная литература. Воспитатель читает стихи и потешки наизусть, пересказывает короткие сказки. Если произведение знакомо детям, то можно использовать приём договаривания. Педагог начинает фразу, а воспитанники заканчивают:

Наша Таня громко…(плачет),

Уронила в речку…(мячик).

Поскольку крохи ещё не умеют мыслить абстрактно, дошкольное развитие речи представляет собой сочетание словесных методов с наглядными: демонстрация игрушек, небольших картинок, книжных иллюстраций, сценок кукольного и теневого театров.

Практические методы – это организация дидактических игр и упражнений, о которых говорилось выше.

«Чудесный мешочек»

Цель:

ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка — побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»

Планирование работы по развитию речи

Развитие речи в ДОУ осуществляется на основе перспективного плана, который составляет педагог в соответствии с программой воспитания в детском саду или иным программным документом. Перспективный план оформляют в виде списка или таблицы. Указываются название месяца, тема и программное содержание занятия. Пример перспективного плана показан в таблице 1.

Таблица 1. Перспективный план работы на октябрь

Тема занятияПрограммное содержание
1К нам пришёл котик Закреплять представления об игрушке, расширять активный словарь в области звукоподражательных слов («мяу», «бух»), существительных («киса», «котик», «уши», «хвост»), прилагательных («гладкий», «пушистый»), глаголов («иди», «дай»). Развивать внимание, мышление. Воспитывать отзывчивость, доброту.
2На прогулку в осенний лес Формировать представления об осеннем лесе, расширять активный словарь в области существительных («осень», «лес», «дерево», «листья»), прилагательных («жёлтый», «красный»), глаголов («желтеют», «падают»), предлогов («с», «на»). Развивать внимание, восприятие, мышление. Воспитывать любознательность.
3

На основе перспективного плана составляется конспект по развитию речи. Помимо темы и программного содержания занятия, в конспекте указывается используемый материал (игрушки, картинки и т. д.), описывается предварительная работа (если проводилась), подробно расписываются реплики и действия педагога, предполагаемые ответы детей. Конспект – это тоже своего рода план. Развитие речи происходит системно. Молодые специалисты пишут развёрнутые планы-конспекты, а опытному педагогу достаточно перспективного плана.

Конспект занятия по развитию речи для первой младшей группы «Зайчик в гости к нам пришёл»

Конспект занятия по развитию речи для первой младшей группы «Зайчик в гости к нам пришёл»

Задачи:
ОО «Речевое развитие»:
— учить отчетливо и длительно произносить звук «ау». — активизировать речь детей, побуждая отвечать на вопросы.
ОО «Познавательное развитие»:
— продолжать учить различать красный и зеленый цвета. — воспитывать интерес к познанию окружающего мира
ОО «Физическое развитие»:
— формировать выразительность движений, развитие координации движений.
Методы:
Наглядные, игровые.
Оборудование:
игрушки
(заяц, капуста, морковь)
Ход занятия

Приветствие «Все захлопали в ладоши»

Все захлопали в ладоши, Дружно, веселее! Застучали наши ножки, Громче и быстрее! По коленочкам ударим. Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем, Выше, выше, выше! Завертелись наши ручки. Снова опустились. Покружились, покружились И остановились.
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришел гость. Вы хотите узнать кто это?
(Да)
Тогда отгадайте загадку.
Загадка
У него большие уши, Коротышка — круглый хвост. Любит он капусту кушать, Кто же это? Вот вопрос!
(Заяц)Воспитатель:
Молодцы, правильно угадали это заяц.
(Воспитатель показывает игрушку – заяц.)
Ребята, а какой зайчик?
(Серенький, Мягкий, Пушистый)
Давайте с ним поздороваемся.
(Дети здороваются с зайкой. Он здоровается с детьми. Дети рассматривают зайца.)
Зайка – побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?
(Морковка)
Какая морковка?
(Красная)
А это?
(Капуста)
Какая капуста?
(Зеленая)
Правильно. Ребята, зайка просит у нас с вами помощи? поможем зайке засолить капусту на зиму? Ответы детей
(Да)Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим-рубим.
(Руками показывать как мы рубим капусту)
— Мы морковку трем-трем.
(Ручками показывать как мы трем морковку)
Мы капусту солим-солим.
(Пальчики щепоткой-солим)
Мы капусту мнем мнем.
(Ручками «мнем» капусту)Дидактическая игра «Научим зайку правильно говорить»Цель:
Развивать интонационную выразительность.
Воспитатель:
Зайчик принес с собой чудесный мешочек. В нем лежат разные картинки. Зайчик будет говорить. Что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите говорить его правильно. Ишка – дети поправляют «мишка» Елочка – белочка Оник – слоник После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.
Игровая ситуация «Прогулка по осеннему лесу»Воспитатель:
«Ребята, зайчик предлагает нам погулять по лесу большими и маленькими ножками». Большие ноги шли по дороге – ТОП, ТОП, ТОП,
(дети шагают большими шагами)
Маленькие ножки бежали по дорожке – топ, топ, топ
(дети бегут на носочках)
Ой, ребята, а куда наш зайчик убежал? Давайте его поищем? Все вместе его позовем! Ау Ау Ау Ау Ау Ау Зайка! — Молодцы, малыши, мы нашли зайчика. Зайка благодарит вас за помощь и предлагает поиграть вместе с ним.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
— Ребята, мы помогли зайке?
(да)
. — А как мы помогли зайке?
(ответы детей)
. — А ещё зайка приготовил вам подарки
(медальки, угощенье)
. — Давайте попрощаемся с зайкой. Скажем ему до свиданья. И пойдем обратно в детский сад. По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке, Шли мы шли, шли мы шли В детский сад пришли.

Рекомендации родителям по развитию речи у детей

Чтобы развитие речи в первой младшей группе было успешным, усилий воспитателя недостаточно. Многое зависит от родителей и близких родственников ребёнка. Педагоги советуют мамам и папам чаще разговаривать с детьми, обсуждать различные вопросы («почему растёт цветок?», «какого цвета небо?», «чем покормим котика?» и т. д.).

Речь взрослого должна быть чёткой и умеренно громкой. Нельзя копировать высказывания ребёнка, произносить слова так, как это делает малыш.

С помощью родителей можно разыгрывать кукольные спектакли по сюжетам знакомых произведений, заучивать короткие стихотворения. Перечень книжек и тексты стихов воспитатель размещает в родительском уголке.

Следует внимательно относиться к детским вопросам. Если не получается сразу удовлетворить любознательность малыша, то ответ можно дать позже, поискать нужную информацию в книгах.

К речи ребёнка нужно относиться очень внимательно, выполнять рекомендации воспитателя, при необходимости обращаться к логопеду.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]