Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ


Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основой образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в деятельности педагога ДОУ.

По статистике только около 15 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические повреждения или выраженную патологию. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь человека отличает коммуникативная способность, т. е. исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет прямое отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения.

Возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины, проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. Общеизвестно, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не являются исключительно логопедической проблемой. Эти расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. У таких детей крайне низкая работоспособность. Как показывает практика, использование в работе с такими детьми обычных методов и приемов, не всегда дает эффективный результат. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей, стимулирующие их речевую активность.

Как пример, в нашем дошкольном учреждении музыкальные занятия проводятся совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Разучиваются песни, движения под музыку без слов (ритмопластика), движения под музыку со словами (лого ритмика), так же пальчиковая гимнастика, которая в большей мере способствует развитию речи ребенка.

Интегрированное построение образовательной деятельности, во-первых, дает детям возможность реализовать свои творческий потенциал, а именно: сочинять, фантазировать, думать, познавать, во-вторых, в интенсивно-игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное развивается познавательная активность. Свои эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят на речевую деятельность: голос, создание выразительного художественно-речевого образа. Культура слухового восприятия по средствам слуха позволяет ребёнку стать полноценным зрителем — слушателем доступных для него сказок, инсценировок, драматизации. Впечатлениями от прослушивания музыкальных произведений ребёнок делиться со сверстниками, взрослыми, тем самым развивая коммуникативную функцию речи. Мелодия, сопровождающая стихи, состоит из простых, повторяющихся оборотов, доступных для воспроизведения детьми дошкольного возраста. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют внимание на морфологическом признаке, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, предложно-падежных конструкций, словосочетаний, которыми максимально насыщена рифмовка в соответствии с сочетанием коррекционной задачи и с активизацией различных анализаторов, способствуют формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в более короткие сроки. Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту. Простой текст и мелодия рифмовки рассчитаны на то, что ребёнок сможет подпевать взрослому. Пропевание, а точнее, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Включение музыкально-логопедических средств языка способствует не только решению коррекционных задач, но и позволяет создать благоприятные условия для эмоционального взаимодействия взрослого и ребёнка, что особенно актуально как в период адаптации к дошкольному учреждению, так и на последующих этапах работы.

В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных — М. Монтессори, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Е. Н. Водовозова и других. Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны Е. М. Струниной и О. С. Ушаковой. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. В существующих программах обучения и воспитания детей подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний, возможностей использования её в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия являясь эклектическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами, сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает прочувствовать, к чему приведет тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать задачи как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций.

В русском фольклоре существует множество сказок, которые интересны и показательны для понимания малышей: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Воспитатели нашего детского сада совместно с музыкальным руководителем, тщательно разрабатывают сценарий сказок-спектаклей, развлечений, театрализованных игр, учитывая возрастные особенности и уровень развития детей. На этих занятиях дети не только зрители, но и активные участники происходящего, что вызывает у них радость, эмоциональный отклик, поддерживает интерес на протяжении всего игрового сюжета. Так, цель занятия «Приключение Колобка», как театрализованного развлечения с использованием нетрадиционной техники рисования, — закрепить знания русской народной сказки «Колобок», актуализировать знания о диких животных, изучить использовать нетрадиционные средства рисования, стимулировать речевую активность, тренировать в произнесении звукоподражаний, развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, артикуляционную и мелкую моторику, воспитывать интерес к народному творчеству, продуктивным видам деятельности, заботливое отношение к животным, а также активность, инициативность, способствовать развитию положительных эмоций.

В сказку-инсценировку и театрализованную игру легко и органично включаются:

− задания на развитие общей моторики (например, дети, путешествуя по лесу, идут по узкому мостику, перепрыгивают с кочки на кочку, помогают бабушке месить тесто, принимают участие в строительстве нового теремка для зверей);

− голосовые и дыхательные упражнения, задания на развитие артикуляционного аппарата (малыши громким лаем прогоняют хитрую лису; дуют на Колобок, остужая его; заблудившись в лесу, зовут на помощь: «Ау! Ау! Ау!»);

− игры и задания на развитие внимания и мышления (дети отгадывают загадки, вспоминают героев сказки).

Кроме того, мы используем в работе современные приемы: дети рисуют пальчиками, ладошками, используя сыпучие материалы, сухие листья; песочную терапию (помогают лисичке найти в песочнице потерявшиеся бусинки); музыкотерапию (воспитанники слушают песенки героев, подпевают им); элементы психогимнастики (изображают испугавшегося зайчика, неуклюжего медведя, храброго петушка).

Н. А. Сакович считает, что в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, духовным и физическим, невербальным и вербальным.

Путешествие по сказкам пробуждает фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Сегодня этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных. Достоинство и роль этого метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи сегодня неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно организовать диалог, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. — М.: Издательский , 1999.
  2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992.
  3. Кукушин В. С. Педагогика начального образования / В. С. Кукушин, А. В. Болдырева-Вараксина. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 592 с.
  4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос — Москва, 2010. — 288 c.
  5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5–6 лет. Дидактические материалы; Вентана-Граф — Москва, 2010. — 171 c.
  6. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс — Москва, 2008. — 224 c.
  7. Шалаева Галина. Грамота с мамой. Слово, АСТ — Москва, 2009. — 176 c.
  8. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1–3 года; Мозаика-Синтез — Москва, 2010. — 628 c.
  9. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. — М.: Просвещение, 2007. — 192 с.

Речевая терапия для детей: советы и упражнения

У некоторых детей встречается проблема: они могут говорить, но их речь прерывистая. Дети не могут выражать свои мысли с помощью завершенных предложений: их слова и даже слоги «ломаются». Такие дети могут заикаться, или их речь может быть путанной.

Эти проблемы мешают общению ребенка и иногда могут вызывать у него неуверенность в себе. Однако их можно решить с помощью речевой терапии. Рассмотрим, в чем она заключается, и какие игры и занятия можно использовать дома для того, чтобы устранить у ребенка речевые проблемы.

Что такое речевая терапия

Речевая терапия – это метод, направленный на улучшение речи ребенка, его способности распознавать речь. Также она призвана устранить такие проблемы, как плохая артикуляция отдельных звуков, заикание, фонологичеcкие и голосовые расстройства.

Речевая терапия помогает ребенку лучше выражать себя через вербальный и невербальный язык. Основное внимание в ней уделяется:

  • правильной артикуляции и свободному произношению звуков, слов и предложений. Дети, у которых есть проблемы с речью, как правило, плохо выговаривают слова и не могут бегло разговаривать. Речевая терапия направлена на решение данной проблемы и помогает лучше выговаривать слова;
  • работе над громкостью речи. Часто дети с нарушениями речи говорят или слишком тихо, или слишком громко. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка лучше выговаривать слова и регулировать громкость речи;
  • выразительности речи, которая достигается с помощью иллюстраций, знаков и букв. Детям, которые страдают от нарушений речи, бывает трудно общаться не только устно, но и письменно. Им бывает трудно правильно употреблять грамматические конструкции, правильно составлять предложения и описывать ситуации. Речевая терапия направлена на то, чтобы научить ребенка этому.

Часто бывает так, что дети разговаривают неохотно или делают паузы во время разговора. Родителям бывает трудно понять, о чем они говорят. Но это еще не означает, что ребенку нужна речевая терапия.

Как узнать, нужна ли ребенку речевая терапия

Прежде чем обращаться к логопеду, стоит понять, существуют ли у ребенка реальные проблемы с речью. Рассмотрим несколько критериев, которые помогут в этом разобраться.

1. Речевая терапия необходима, если:

  • людям трудно понять, что говорит ребенок, поскольку его речь неразборчива;
  • ребенку трудно произносить слова или выражать с помощью слов свои мысли;
  • ребенок заикается: повторяет звуки или слоги или произносит какой-либо звук слишком долго:
  • ребенок может произнести только одно-два простых слова (например, мама, папа и т. д.) и не может говорить предложениями из трех и более слов;
  • ребенок не развивает такие социальные навыки, как дружба и общение со сверстниками. Он не может заговорить с другими детьми, поиграть с ними или взаимодействовать каким-либо другим образом.

2. У вашего ребенка может быть хорошее произношение или он может рано научиться читать. Однако ему может понадобиться речевая терапия для того, чтобы научиться правильно использовать речь в разных социальных ситуацях: заговорить с кем-то, завести друзей или попросить о чем-то другого человека.

3. Ребенку может понадобиться речевая терапия из-за инвалидности или таких заболеваний, как аутизм или нарушения слуха, поскольку они влияют на способность ребенка к общению.

Если вы столкнулись с одним из указанных случаев, проконсультируйтесь с логопедом. Как правило, логопеды работают с детьми, начиная с самого раннего возраста и на протяжении школьных лет.

Существуют упражнения, которые можно выполнять вместе с ребенком дома в дополнение к занятиям с логопедом.

Если развитие речи у ребенка происходит с задержками, прежде всего следует убедиться, что у него нормально развит слух. Родители должны обращать внимание на то, реагирует ли ребенок на громкие звуки, поворачивается ли он к источнику звука, когда включают телевизор и т. д.

Советы родителям о том, как развить речь ребенка в домашних условиях

Главная рекомендация – избегать негативных комментариев по поводу того, как ребенок разговаривает. Если он заикается – не давите на него. Вместо этого следуйте таким советам:

1. Поощряйте ребенка говорить. Задавайте ему вопросы, которые заставят его размышлять. Задавая вопросы, требующие подробного ответа, вы мотивируете его лучше выражать свои мысли.

2. Внимательно слушайте ребенка. Дослушивайте его до конца, даже если он говорит медленно и с паузами. Когда ребенок видит, что вы его слушаете, он обретает уверенность в себе и разговаривает свободнее.

3. Попробуйте сделать такое упражнение: соберите в круг ребенка, его братьев, сестер или друзей. Скажите шепотом ребенку какую-либо фразу, затем он так же должен передать ее дальше по кругу. Последний ребенок в кругу должен озвучить фразу (в идеале – ту же, что вы сказали первому ребенку).

4. Мотивируйте ребенка читать. Купите ему несколько интересных книг и попросите читать их вслух. Просите ребенка перечитывать отрывки несколько раз. Это способствует развитию у ребенка разговорной речи и языковых навыков.

5. Оцените уровень развития ребенка. Посмотрите, в каких сферах развития у него возникают задержки. Это поможет вам понять, возникли ли проблемы с речью сами по себе или связаны с другими проблемами развития. Вы можете сравнить показатели развития ребенка с типичными показателями для данного возраста.

6. Сконцентрируйтесь на определенных сферах. Выберите конкретные сферы, которые вы хотите исправить. Сосредоточьтесь на достижении показателей, которыми обычно обладают дети данного возраста.

7. Решайте одну проблему за раз: разбейте проблему на мелкие задачи и затем последовательно их достигайте.

Например, если вы хотите научить ребенка правильно произносить звук «ф», сначала покажите ему, как правильно произносить сам звук, затем учите слог, в котором он содержится («уфф», «ффу»), затем переходите к словам («флаг»). Наконец, используйте слова в предложениях.

Вы можете попробовать несколько упражнений, чтобы улучшить речь вашего ребенка. Однако помните, что они должны нравиться ребенку. Ребенок не будет сотрудничать, если ему будет скучно.

Упражнения и занятия для речевой терапии

Рассмотрим несколько упражнений, которые нравятся детям и стимулируют развитие речи.

1. Карточки с картинками и вопросами

Положите перед ребенком несколько карточек с картинками и попросите сказать, что он видит на них. Начните с нескольких карточек и постепенно увеличивайте количество изображений. Если ребенку трудно произносить какое-либо слово, остановитесь на нем и уделите ему больше времени.

Можно также использовать карточки с вопросами. Выберите одну карточку и ребенку. Такая игра может вовлечь его в разговор. Например, вопросы могут быть такими: «Если бы ты мог сейчас получить любой подарок, что бы ты хотел?», «Если бы ты что-то мог изменить в школе, что бы это было?»

2. Упражнение с зеркалом

Зеркало является для ребенка хорошим средством обратной связи. Большинство детей с проблемами артикуляции не знают, какие движения ртом нужно делать, чтобы произнести определенный звук. Разговор перед зеркалом поможет ребенку увидеть, как правильно произносить звуки.

Встаньте перед зеркалом и покажите ребенку, как произносить разные звуки. Затем помогите ему увидеть различия между правильным произношением и тем, как произносит звуки он.

3. Классики

В ходе игры ребенок произносит то или иное слово 9 раз. Начните со слов, которые даются ребенку трудно.

Нарисуйте классики с цифрами от 1 до 9 и предложите ребенку произносить слово каждый раз, когда он делает прыжок. Когда он дойдет до числа 9, измените слово и начните игру сначала. Сначала можно играть с несколькими словам, а затем увеличивать их количество.

Когда ребенок правильно произнесет все слова, вознаградите его чем-то. Это повысит его уверенность в себе.

4. Игра с мячом

Возьмите мяч и бросайте его ребенку. Играя в мяч, ребенок может повторять новые слова. Таким образом, он одновременно развивает и физические, и речевые навыки.

5. Прогулки

Когда вы идете на прогулку вместе с ребенком, предложите ему повторять какое-либо слово, делая каждый шаг. Уделяйте этому небольшое количество времени, когда вы гуляете по парку или когда возвращаетесь домой.

Кроме игр и занятий, ребенок должен тренировать свой речевой аппарат.

Упражнения для тренировки речевого аппарата

Тренировки речевого аппарата задействуют мышцы губ, щек, нижней челюсти и языка. Мышцы могут быть сильными или слабыми, скоординированными или несогласованными.

Человеку нужны развитые ротовые мышцы для того, чтобы есть, пить и глотать. Рассмотрим несколько упражнений для тренировки речевого аппарата, которые вы можете практиковать с ребенком дома.

1. Движения губ

  • Предложите ребенку произнести звук «о-о-о», затем «э-э-э». Затем объедините звуки: «оо-ээ». Для этих звуков необходимы разные движения губ;
  • попросите ребенка широко улыбнуться, расслабиться и повторить упражнение;
  • затем предложите ребенку надуть щеки, не открывая рта. Затем он должен надуть одну щеку, а вторую расслабить;
  • попросите ребенка надуть воздушный шар или свиснуть;
  • проделайте то же самое с губами. Предложите ребенку надуть верхнюю губу, затем нижнюю;
  • Попросите ребенка расслабиться, затем повторите упражнение;
  • для тренировки губ предложите ребенку пить через соломинку.

2. Движения языка

  • начните со звуков, которые задействуют кончик языка: «т-т-т», «д-д-д»;
  • предложите ребенку сжать зубы и не прикасаться языком к губам и зубам. Для этого ребенок должен сжать язык, а затем расслабить;
  • предложите ребенку высунуть язык и делать круговые движения.

3. Движения щек

  • предложите ребенку сжать губы и втянуть щеки;
  • предложите ребенку вытянуть губы и делать круговые движения губами. Затем он должен расслабить рот и повторить упражнение;
  • для тренировки щек предложите ребенку пить через соломинку.

4. Выдувание мыльных пузырей

Пускание мыльных пузырей полезно для контроля дыхания и тренировки губ. Чтобы выдуть пузырь, ребенок должен сжать губы. Это хорошее упражнение для тренировки речевого аппарата.

5. Игра на губной гармошке

Игра на губной гармошке помогает ребенку контролировать дыхание и тренирует губы. Если ваш ребенок плохо контролирует дыхание, попросите его играть на гармошке громче, а если сила его губ слабая, попросите играть одну ноту.

Кроме этих занятий, вы можете использовать упражнения для того, чтобы развить речь ребенка. Их можно использовать с самого раннего возраста ребенка.

Упражнения для развития речи ребенка

Помните, что дети учатся разговаривать в индивидуальном темпе, поэтому не нужно на них давить. Данные упражнения стоит использовать только в том случае, если они нравятся ребенку. Не нужно заставлять ребенка выполнять их.

До 2-х лет

В этом возрасте ребенок еще не может разговаривать, а только издает отдельные звуки. Поэтому вы не можете знать наверняка, нужна ли ему речевая терапия. Но вы можете научить ребенка определенным упражнениям, чтобы научить его произносить звуки и слоги:

  • произносите слоги «ма», «ба», «па». Ребенок будет повторять их за вами;
  • делайте вид, что вы разговариваете с ребенком, когда он произносит звуки. Повторяйте звуки за ним – это побудит его «говорить» больше;
  • научите ребенка хлопать в ладоши;
  • говорите с ребенком во время купания или кормления. Вы можете говорить о чем угодно, главное – говорите;
  • используйте жесты: машите и указывайте руками на предметы;
  • объясняйте ребенку звуки животных, например: «Собака говорит «гав».

2-4 года

  • говорите с ребенком разборчиво, чтобы он учился этому у вас;
  • повторяйте то, что говорит вам ребенок, чтобы он понял, что вы его понимаете;
  • продолжайте реплики ребенка, например: «Яблочный сок? У меня есть сок. Хочешь сок?»;
  • научите ребенка задавать вопросы, чтобы понять услышанное. Сыграйте в игру «да или нет». Ребенок должен задавать вопросы, а вы отвечайте на них «да» или «нет»;
  • сложите в коробку несколько предметов. Затем попросите ребенка доставать предметы по одному, называть их и рассказывать, для чего они нужны. Например: «Это карандаш. С помощью карандаша я рисую и пишу»;
  • попросите ребенка прочитать вслух какое-либо предложение, медленно произнося каждое слово.

Если вы заметили небольшие нарушения речи у ребенка, не спешите обращаться к логопеду. Дайте ребенку время улучшить свои речевые навыки. Наберитесь терпения и будьте позитивными, когда помогаете ребенку научиться говорить. Ребенок получит наибольшую пользу, когда вы будете сочувствовать ему.

Ссылки по теме:

  • Формирование речи: этапы и рекомендации
  • Когда дети начинают разговаривать
  • Как помочь ребенку, страдающему заиканием
  • Больше статей о развитии детей

ДЕТСТВО-ГИД

Методическая разработка

«Нетрадиционные методики по развитию речевой активности детей»

Кашина Наталья Ильинична,

учитель-логопед МБ ДОУ № 136,

г. Новокузнецк

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления, что вызывает нарушение социализации ребенка [1].

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.

Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), игры на обогащение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде [3].

Смена парадигмы образования от знаниецентрической на гуманистическую вызывает необходимость пересмотра содержания и технологий обучения, в связи с чем особую актуальность приобретает вопрос использования инноваций и нетрадиционных способов обучения в образовательном процессе. Одним из таких способов коррекции является песочная терапия. С помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека [5].

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Более того, песок является экологически чистым материалом и соответствует всем обязательным требованиям, предъявляемым к детским игрушкам [14].Он очень удобен в обращении и безвреден. Песок не требует специальных условий для хранения, предназначен для многоразового использования. Песок не прилипает к рукам, не вызывает аллергических реакций, не засоряет глаза. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка:

  • во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей;
  • во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, а это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи;
  • но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.

Основные принципы игры на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность.

Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Направления коррекционной работы.

1. Развитие мелкой моторики. Эта часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию, а вот малыши только учатся, поэтому следует первоначально действовать «рука в руке». Примеры заданий:

— действия с песком: сжать его в кулачке, а потом разжать; то же двумя ладонями одновременно; тоже, с насыпанием дорожки из песка и т.д

— отыскать в песочнице предметы мелкие игрушки, пуговицы, бусины и т.п); определенный предмет; предмет с определенными характеристиками; охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте;

— рисование на песке (работа с контурами и шаблонами, закрепление образа букв через «печатание» их на песке и т.д.

2. Работа над фонетической стороной речи. Работа в песочнице позволяет не только решать задачу развития фонематического слуха, но и успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные логопедом звуки. Примеры заданий:

— выбрать фигурки с определенным звуком;

— активное называние слов (на этапе автоматизации);

— разделение пространства на две части и заселение в одну часть –предметов с одним звуком, в другую — со звуком-оппозиционером и т.д.

3. Работа над лексической стороной речи. Обогащение и закрепление слов родного языка – одна из самых важных задач развития или коррекции речи. Что же можно делать в песочнице? Примеры заданий:

— расширять и активизировать лексику (связанную, например, с песочницей: песок, песчинка, песчаный и др.);

— обогащать словарь детей соответствующими материалу глаголами (сыпать, гладить, грести, мочить и т.д.);

— обогащать словарь детей прилагательными, в том числе и с отвлеченными значениями (легкий, сыпучий, сухой, влажный, мокрый, золотой и т.д.);

— сочетать работу по развитию лексической стороны речи с развитием когнитивных процессов – операции классификации;

— уточнять значение новых слов через моделирование ситуации и т.д.

4. Работа над грамматической стороной речи. Говоря об этом разделе, мы подразумеваем способность в рамках языковой нормы образовывать новые слова, пользуясь префиксальным, суффиксальным и префиксально-суффиксальным способом.

Очень удачен опыт показа префиксов (приставок) на примере действий с песком. Демонстрация и повторение действия, сопровождаемое называнием, безусловно, будет лучше понято и усвоено. Положителен в данном случае пример сверстников, которые рядом выполняют необходимые движения: насыпь, засыпь, пересыпь и т.д. С большим успехом проходят занятия на понимание и употребление предлогов.

5. Работа над формирование фразовой речи.

В основе возможностей формирования фразовой речи лежит соединение методики цепного текста В.К. Воробьевой с активным действием (игрой) ребенка в песочнице. Мы заменили выстраивание цепной схемы текста реальными действиями. Иногда первичный рассказ, представляемый педагогом, имеет вид сказки, иногда-это рассказ, где главным героем выступает ребенок. Первоначально количество героев и совершенных ими действий резко ограничено, так как следует учитывать сниженные возможности памяти.

Для повышения мотивации можно предложить ребенку по ходу рассказа педагога создавать декорацию сюжета (деревья, дома, мебель) и, естественно, совершать все действия главного героя. После первичного рассказа ребенку предлагается повторить сказку (рассказ) для какого-нибудь игрового персонажа. Педагог побуждает и активизирует речь с помощью познавательных вопросов ребенку.

В психотерапевтической парадигме использования песочных техник возможно применение нескольких стратегий поведения: наблюдатель, любознательный путешественник, провокатор и молчаливый свидетель. При обучении рассказыванию вполне подходят три из перечисленных стратегии. В начале педагог вполне может создавать на глазах ребенка сказку или рассказ, выступая в роли наблюдателя-рассказчика. Ребенок слушает, переживает и высказывает комментарии. А в положении любознательного путешественника педагог может задавать много уточняющих вопросов, выяснять имена и названия, цвет, форму, величину и т.д. Начиная со стандартного разговора между персонажами, мы создаем ребенку мотив для активного говорения и ставим его в ситуацию успеха.

Проигрывание литературных произведений с последующим их пересказом детьми- еще одна возможность развития речи с использованием песочницы. Здесь можно применять как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Очень подходят народные сказки «Колобок», «Репка» и др. Подойдут так же разрезные фигуры настольного театра.

В эпоху тотального чувственного дефицита, в том числе и тактильного, получив приятные ощущения и заряд положительных эмоций, ребенок будет стремиться повторить опять, прикладывая к этому усилия- эмоциональные, волевые, когнитивные, что, несомненно, принесет хороший результат в коррекционной работе!

Библиографический список

1. Данилевич ТЛ. Песочные игры в формате звука [с] // Ло­гопед. 2013. № 9.

2. Довгалъ Н.В. Логопедические игры в песочной стране // Логопед. 2003. № 3.

3. Жесткова В.Ф. Занятия с использованием элементов пе­сочной сказкотерапии // Логопед. 2009. № 7.

4. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб., 2010.

5. Зинкевич-Евстегнеева Т Д., Грабенко Т.М. Чудеса на пес­ке. Практикум по песочной терапии. СПб., 2010.

6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2006.

7. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. СПб., 2010.

8. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Органи­зация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста: Метод, пособие для воспитателей и пси­хологов дошкольных учреждений. СПб.; М., 2011.

9. Никитина Т.О. Афанасьева МА. Песок как универсальное средство развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9.

10. Никонова А.В., Севастьянова И А., Павлова Е.Е. Песочная терапия в работе с дошкольниками с особенностями в разви­тии // Воспитатель ДОУ. 2000. № 9.

11. Сачкович НА. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб., 2008.

12. Фадеева ЮА., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2013.

13. Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5—7 лет. М., 2013.

14. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песоч­ная терапия. СПб., 2010.

Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Авторская кукла как средство активизации речевой деятельности у дошкольников среднего возраста с ТНР «Речевой дворик» как форма речевой развивающей предметно-пространственной среды >

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]