Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Как создать радугу

Мария Савченко

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Как создать радугу

Введение

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался природным чудом – радугой. Многие, наверное, замечали, что радуга, как правило, появляется после дождя. Я много раз видела радугу, мне захотелось узнать – что же такое радуга и как она появляется, можно ли получить радугу искусственным путем в домашних условиях.

Цель исследования: выяснить, можно ли получить радугу в домашних условиях.

Объект исследования –природное явление радуга.

Предмет исследования -виды радуги и возможность получения их искусственным путём.

Проблема исследования:как создать разные виды радуг в домашних условиях?

Задачи исследования:

1. Выяснить, что такое радуга, как она появляется.

2. какие виды радуг существуют в природе и возможно ли получить их искусственным путем.

3. Поставить опыты получения радуги в домашних условиях.

Гипотеза:

Предположим, что радугу можно получить,если заменить солнечные лучи:

1. искусственнымсветом – лампой,

2. при помощи воды и фломастеров.

3. при помощи конфет «Скителс»

выбранные мною опыты позволят увидеть радугу в домашних условиях.

Основные методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.

1.Актуальность:

Как появляется радуга?

Еще со старшей группы мне известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. По начальным буквам этих поговорок я запомнила названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга. Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Ответ на этот вопрос мы искали вместе с моим воспитателем в энциклопедии, интернете, смотрели познавательные мультики про радугу. Мы узнали, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов, разбрызгиваемых поливальной машиной.

Вывод: радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.

2. Какие виды радуг существуют.

Увидев в энциклопедии радугу, я решил узнать, какие ещё радуги существуют.

Зимняя радуга — явление очень редкое, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, а в кристалликах льда.

Туманная или белая радуга

Она появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из мелких капелек.

Красная радуга

В последние пять или десять минут перед заходом солнца все цвета радуги, кроме красного, начинают исчезать и, наконец, остается только одна красная дуга.

Практическая часть

Радуга – это чудо природы. А можно ли создать это чудо самому, в домашних условиях? Я решила попробовать это сделать и провела несколько экспериментов, вместе с моим воспитателем.

Опыт№1 «Создание радуги в домашних условиях»

Мифы о радуге

Радуга – это великолепное красочное явление, которое издавна поражало воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. Может быть поэтому, человечество связало радугу с множеством мифов и легенд.

В христианстве радуга символизировала прощение, договор между Богом и человеком, знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа.

В христианской символике Средневековья три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый).

В Китае считали, что радуга – это небесный дракон, союз Неба и Земли.

У западных славян есть поверье, что колдунья может украсть радугу и спрятать ее, а значит, произвести на земле засуху.

Ирландский лепрекон прячет горшок золота в месте, где радуга коснулась земли.

Согласно поверьям многих африканских народов, радуга – небесная змея, которая служит стражем сокровищ, и в тех местах, где радуга касается земли, можно найти клад.

А в мифологии австралийских аборигенов Радужный змей считается покровителем воды и дождя.

Как объяснить «Радугу» дошкольникам

Завершить интересный урок стоит пояснением свойств воды. Воспитатель может рассказать детям, что чем плотнее материал – бумага по сравнению с салфеткой – тем медленнее он намокает. Поэтому точки от фломастеров растекаются дольше.

Описание опыта для детей «Радуга в стакане» во втором варианте включает следующее объяснение: свет состоит из полного спектра цветов, а с помощью зеркала он распадается на составные части.

В третьем эксперименте нужно рассказать, что чем больше сахара или соли растворено в стакане, тем более плотной становится жидкость. Именно поэтому цвета не перемешиваются.

Значение слова «радуга» в энциклопедических словарях

Из Толкового словаря русского языка Ожегова С.И. , мы узнали, что:

Радуга — разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

По данным Нового Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:

Радуга — всем известное оптическое явление в атмосфере; наблюдается, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем. Явление это представляется в виде одной, реже — двух концентрических светлых дуг, рисующихся на небосводе со стороны падающего дождя и окрашенных кон цветов.

Внутренняя, наиболее часто видимая дуга окрашена с наружного края в красный цвет, с внутреннего — в фиолетовый; между ними в обычном порядке солнечного спектра лежат цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Вторая, реже наблюдаемая дуга лежит над первой, окрашена обыкновенно более слабо, и порядок расположения цветов в ней обратный.

По словарю В.Даля:

Радуга — претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья дуга.

Пошаговая инструкция опыта для детей «Радуга в стакане»

Воспитатель рассказывает группе, что в ходе фокуса получится сразу три радуги. Они будут разными, но любую из них можно повторить с родителями в домашних условиях.

Для первого опыта малыши вырезают из салфетки и плотного картона полоски шириной 5 см. На расстоянии 3 см от края каждой из них проводят поперечную линию простым карандашом. На них дети ставят точки фломастерами 7 цветов радуги.

Полоски бумаги опускаются в воду так, чтобы она на 1 см не доходила до точек. Через несколько минут цвета на салфетке растекаются. На плотной бумаге это происходит медленнее.

Описание опыта для детей «Радуга в стакане» во втором варианте потребует выключить в группе лампы. В стакан или другую емкость с водой воспитатель наполовину опускает зеркало. Дети направляют на него свет фонарика и смотрят, где появится радуга. Можно попробовать поймать ее на лист бумаги.

Пошаговая инструкция для третьего эксперимента «Радуга в стакане» более сложная:

  1. Выставить в ряд стаканчики по числу красителей. Первый оставить пустым, во второй положить одну ложку сахара или соли, в третий – 2, в четвертый – 3 и так далее.
  2. Добавить во все стаканчики по 45 мл теплой воды и растворить в ней содержимое. Главное не перепутать порядок.
  3. Ввести пищевые красители или гуашь и перемешать. В емкость с самым большим количеством сахара добавить пару капель красного цвета, в следующий – оранжевого, желтого и так далее.
  4. С помощью шприца аккуратно наполнить разноцветными жидкостями пустой стакан по порядку. Разная плотность не даст им перемешаться.

Чтобы поделиться с родителями успехами малышей, можно снять проведенный в детском саду опыт «Радуга в стакане» на видео или сделать яркие фотографии участников с результатами экспериментов.

Сколько цветов у радуги

Радугу всегда видели по-разному в разные периоды истории и в разных народах. В ней различали и три основных цвета, и четыре, и пять, и сколько угодно.

Первым, кто объяснил природу радуги, был Аристотель. Он определил, что «радуга — это оптическое явление, а не материальный объект». Аристотель выделял только три цвета: красный, зеленый, фиолетовый.

Радужный Змей австралийских аборигенов был шестицветным. Некоторые африканские племена видят в радуге только два цвета — темный и светлый.

Хотя явление радуги объяснил преломлением солнечных лучей в каплях дождя еще в 1267 году Роджер Бэкон, но проанализировать свет додумался только Ньютон и, сначала он насчитал пять цветов: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый. Но впоследствии, узрев ещё один цвет (оранжевый), посчитал это богословским наваждением (число 6 для него было несчастливым) и, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра, числом основных тонов музыкальной гаммы и количеством дней недели, Ньютон прибавил к шести перечисленным цветам спектра ещё один – индиго (синий).

Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. (Приложение 1)

Так Ньютон стал «отцом» семицветной радуги.

Конспект ООД «РАДУГА — ДУГА»

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для дошкольников «РАДУГА — ДУГА»

Воспитатель: Сесорева М.А.

Цель:

Развитие исследовательских способностей детей, закрепление знании о цветовой гамме радуги.
Задачи:
• Совершенствовать умения наблюдать и анализировать объекты окружающего мира; • Развивать желание участвовать в творческой деятельности; • Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру,
План:
1. Беседа «Сказочная радуга» 2. Разучивание фразы-акростиха «Каждый охотник…» 3. Опыт- эксперимент «Радуга на диске» 4. Рисование «Цветик — семицветик» 5.Чтение: «Легенда о мальчике по имени радуга»
Ход занятия:УТРО1. БЕСЕДА «СКАЗОЧНАЯ РАДУГА»
Радуга – одно из самых сказочных явлений природы. Радуга является

спутницей дождя. Радуга может возникнуть как перед дождем, во время дождя, так и после окончания дождя.

Что такое радуга? Радуга представляет собой цветную дугу. Её можно увидеть на фоне дождя. Радуга наблюдается в той стороне неба, которая противоположна солнцу, при этом солнце не закрывается облаками. Чаще всего такие условия создаются летом, во время так называемых «грибных» дождей. В радуге семь цветов. — Где ещё, кроме неба, можно увидеть радугу? (ответы детей)

— Радугу можно увидеть около фонтана или водопада, на фоне капель поливальной установки. Радугу можно увидеть в то время, когда параллельно с ливнем светит Солнце. Чтобы ее увидеть, нужно находиться строго между Солнцем и дождем. При этом Солнце должно находиться сзади, а дождь – впереди. — Откуда же берется исходящий от радуги удивительный красочный свет? Источником радуги является солнечный свет. Этот свет перемещается по небосводу таким образом, что видится исходящим от той части небосвода, которая противоположна Солнцу.
2. РАЗУЧИВАНИЕ ФРАЗЫ-АКРОСТИХА «КАЖДЫЙ ОХОТНИК…»
Каждый — Красный; Охотник — Оранжевый; Желает — Жёлтый; Знать — Зелёный; Где — Голубой; Сидит — Синий; Фазан — Фиолетовый.
3. ОПЫТ- ЭКСПЕРИМЕНТ «РАДУГА В СТАКАНЕ»(с использованием компакт диска)
— Возьмите компакт- диск, и протрите его, чтобы он не был пыльным. — Положите его на плоскую поверхность, под свет или перед окном. — Смотрите на диск и наслаждайтесь радугой. Можете покрутить диск, чтобы увидеть, как передвигаются цвета.
4. РИСОВАНИЕ «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК
5.ЧТЕНИЕ:

«ЛЕГЕНДА О МАЛЬЧИКЕ ПО ИМЕНИ РАДУГА»

Это случилось в старые-старые времена. Тогда на Земле был только один большой остров среди океана. И жили на этом острове разноцветные люди. Школы у них не было, поэтому все они были невоспитанными, жадными и злыми. Разноцветные люди постоянно ругались друг с другом, вредничали, обзывались. Однажды на этом острове появился мальчик с серебристой кожей и золотыми волосами. Его звали Радуга. Он был сыном Солнца и Тучки. Радуга всегда смотрел на людей сверху и очень хотел с ними познакомиться. Он же не знал, какие они на самом деле. Разноцветные люди казались ему очень красивыми, веселыми и дружными. Мальчик долго уговаривал своих родителей отпустить его на Землю. И вот, наконец, он получил разрешение и оказался на острове среди людей. Он радостно шел по улице и здоровался со всеми, кого встречал. Но в ответ люди грубили ему, дразнились и зло смеялись. Радуга пришел на большую площадь. Здесь было много разноцветных людей. И все они, как и всегда, кричали и обзывались, даже некоторые дрались. Мальчик очень расстроился. Теперь люди казались ему страшными, кривыми и злыми. Радуге захотелось убежать, вернуться домой к родителям. Но он был очень добрым мальчиком и решил помирить всех разноцветных людей. «Надо, чтобы они увидели себя со стороны, какие они страшные и некрасивые, — думал Радуга. – Но как же это сделать?» В те времена на Земле не было зеркала. Тогда мальчик придумал: «Их надо нарисовать!» Но Радуга еще не умел рисовать большие картины, а единственный художник на острове не согласился его учить. Но Радуга не сдавался. Он каждый день стал ходить в сад, где единственный художник рисовал свои картины. Мальчик прятался в кустах и внимательно следил за работой единственного художника. Потом Радуга брал кисти и краски, которые выпросил у своей тетушки Природы, и пробовал рисовать. Так и учился. Шло время. И вот однажды Радуга проснулся и понял, что готов нарисовать свою картину. Долго он трудился. Ходил по улицам, наблюдал и рисовал, наблюдал и рисовал. И вот, картина готова! Радуга установил ее на самой большой площади и накрыл черным покрывалом до утра. А сам отправился спать. Но разноцветные люди в эту ночь не спали. Им давно хотелось как-то навредить этому добрячку Радуге. И вот, когда картина появилась на площади, они придумали злую шутку. Разноцветные люди пробрались на площадь, стащили черное покрывало с картины и залили ее черной краской. Они так были заняты своим злодейством, что даже не посмотрели, что нарисовано на картине. Утром Радуга прибежал на площадь и хотел снять черное покрывало с картины. Но оно не снималось. Мальчик удивился, но потом понял, что случилось, и заплакал. А разноцветные люди стояли вокруг и хохотали. Потом стали брызгать в него разноцветными красками. Всего перепачкали. Этого Радуга выдержать не мог и попросил родителей забрать его домой. Дома Радуга смыл с себя всю краску, только волосы не смог отмыть. Так и остались они разноцветными. Потом мальчик все рассказал родителям, и попросил маму Тучку смыть черную краску с картины, а папу Солнце – осветить картину ярко-ярко. Пусть разноцветные люди посмотрят на себя со стороны. Мама Тучка и папа Солнце выполнили просьбу сына. Разноцветные люди все еще были на площади. Они кричали и спорили, дрались и кусались. И даже не заметили, как пришла мама Тучка и смыла дождем черную краску с картины. Но вот появился папа Солнце и ярко-ярко осветил картину сына. Шум потихоньку начал стихать. И вдруг все разноцветные люди покраснели. Это каждый увидел себя на картине. И им всем стало очень-очень стыдно. Все стояли и молчали. Тогда папа Солнце решил, что разноцветные люди слишком сильно отличаются друг от друга. Будет лучше, если они станут одноцветными. Он стал сиять все ярче и ярче, обжигая людей и нанося на них загар. Но одни люди стояли на самом солнце и стали темно-коричневыми, другие были в тени, и их кожа стала белого цвета, а третьи стали желтоватого цвета. Так на Земле появились три расы: негры, европейцы и монголы. Но Солнце не только перекрасило людей, но и сделала их сердца теплыми и добрыми. С тех пор все люди на Земле стали дружить. Затем единственный большой остров поделился на несколько островов, но дружба между такими разными людьми не прекращается. И каждый раз, когда мама Тучка умоет Землю, а папа Солнце осветит ее, мальчик Радуга смотрит на людей, таких разных, но дружных и счастливых, и радуется. А от радости его волосы начинают переливаться разноцветными красками, и на небе появляется радуга.

Возникновение радуги в природе

Радугу можно наблюдать перед дождем или после него. И только в том случае, если одновременно с дождем сквозь тучи пробивается солнце. Лучи Солнца проходят через капельки дождя. А каждая такая капелька разделяет белый свет Солнца на его составляющие — лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета. Причем капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в разноцветную полосу, которую называют спектром. (Приложение 2)

Форма радуги определяется формой капелек воды (они более или менее круглые), в которых преломляется солнечный свет. Поэтому для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга — часть окружности.

Вы можете видеть радугу только в том случае, если находитесь строго между солнцем и дождем.

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный.

Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Однако радугу можно наблюдать не только после дождя. Зимой в сильный мороз, в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой. Хотя это явление достаточно редкое.

Описание опыта

Для многих экспериментов достаточно ингредиентов, которые есть в любом доме. Радуга в стакане – опыт для детей, который познакомит их со свойствами воды. Эта тема объединяет три разных опыта, которые можно провести в группе детского сада или дома. Для них не требуется специальных приспособлений и реактивов, а разноцветный результат фокуса понравится участникам. Первый эксперимент раскрывает понятие плотности воды, второй – впитывающую способность бумаги, а третий – преломление света.

Описание опыта для детей «Радуга в стакане» можно найти в формате видео, для его подготовки требуется немного времени и гуашь или пищевой краситель нескольких цветов.

Радуга экспериментальным путем

Для того чтобы убедиться, что в радуге действительно семь цветов, и исследовать это природное явление, нами был проведен ряд опытов. (Приложение 3)

Опыт 1. Искусственная радуга

Необходимый материал:

Емкость с водой, лист белой бумаги, фонарик, зеркало.

Ход опыта:

В емкость наливаем воду и опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный луч света нужно «поймать» на бумагу. Из-за преломления луча на листе появляется радуга.

Объяснение:

Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – семь цветов радуги.

Опыт 2. Радужные мыльные пузыри

Необходимый материал:

Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.

Ход опыта:

Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри.

На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.

Объяснение:

Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал изучать Исаак Ньютон.

Опыт 3. Разложение белого света в спектр с помощью CD-диска

Необходимый материал:

CD- диск, белая бумага, фонарик.

Ход опыта:

Возьмем диск. Направим на него фонарик так, чтобы на его зеркальную поверхность попадали лучи света. Направляем свет с помощью диска на белый лист бумаги. Изменяем наклон CD-диска, и тогда мы сможем увидеть множество «радужных» узоров.

Объяснение:

Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть радугу.

Опыт 4. Как из Радуги получить белый цвет

Необходимый материал:

Бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; спичка – ось.

Ход опыта:

Делаем из спички ось в центре бумажного круга. Начинаем быстро вращать. Вместо цветного круга, мы увидим белый.

Объяснение:

Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.

Опыт 5. Радуга в телефоне

Необходимый материал:

Телефон, настольная лампа, CD- диск.

Ход опыта:

Светим на зеркальную поверхность диска лампой. Включаем камеру на телефоне и направляем на диск. На всей поверхности диска появляется радуга.

Объяснение:

Камера телефона, подобно нашему глазу, воспринимает свет. Диск раскладывает белый свет фонарика на семь цветов спектра. Поэтому мы можем через камеру телефона наблюдать радугу на зеркальной поверхности диска.

Заключение

В начале работы, нами было выдвинуто предположение, что радуга в природе появляется только после дождя и имеет семь цветов.

В ходе изучения литературы, мы выяснили, что капли дождя могут разделить белый цвет на семь цветов спектра, но только когда светит солнце.

В ходе проведения практических опытов нами было установлено, что для образования радуги экспериментальным путем существует несколько способов, и что радуга действительно имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Следовательно, можно сделать следующие выводы:

  • Радуга – природное явление, изучение которого требует больших усилий и является очень интересным.
  • Главным условием для появления радуги в природе является наличие солнечного света и дождя.
  • Получение радуги экспериментальным методом позволяет провести более подробное исследование этой радуги.

Практическая часть этой работы заключается в том, что приобретая информацию о ранее неизученной теме можно не только обогатить запас собственных знаний, научиться получать знания из дополнительных источников, анализировать полученный материал, но и делиться своими результатами со сверстниками, которым данная тема, по нашему мнению, будет интересна.

Благодаря такой работе возрастает активность в познавательной сфере деятельности, что является главным фактором для развития личности школьника.

Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000.- 736 с.
  2. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. – СПб.: Речь, 2006.-64с.
  3. Левкиевская Е. Е. Мифы народов мира. — М.: Астрель, 2000. — С. 90. — 528 с.
  4. Новый энциклопедический словарь / Под общ. ред. акад. К. К. Арсеньева. — СПб.: Изд-во Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, 1911—1916. — Т. 26.
  5. Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света / Перевод Вавилова С. И. — изд-е 2-е. — М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1954. — С. 131. — 367 с.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  7. Яковлева М.А. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты в комнате. –М.:Эксмо, 2012. – 64 с.

Приложение 1. Цветовой Спектр Ньютона

Подготовительный этап

Чтобы провести эксперимент «Радуга в стакане» в детском саду, воспитатель может выучить вместе с группой стишок, который помогает запомнить порядок цветов радуги. Это будет главное заклинание. Пусть малыши попробуют на вкус воду, решат, какого она цвета, добавят немного краски и перемешают. Они увидят, что жидкость полностью меняет оттенок. Экспериментирование научит детей аккуратности при обращении с водой, разовьет мелкую моторику и умение рассуждать.

Что понадобится для эксперимента

Чтобы продемонстрировать опыт «Радуга в стакане» для дошкольников, потребуются несложные приготовления. У каждого участника на столе должен быть следующий набор:

  • сахарный песок или соль, около 0,5 кг;
  • по 6 пластиковых стаканчиков (можно больше);
  • пищевые красители или гуашь 5 цветов;
  • теплая вода;
  • шприц без иглы;
  • салфетка и лист плотного картона;
  • цветные фломастеры;
  • маленькое зеркало;
  • фонарик.

Детям может потребоваться помощь в том, чтобы аккуратно смешать ингредиенты и сохранить их пропорции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]