Мастер-класс для педагогов с использованием социоигровых технологий «Улица города»
Библиографическое описание:
Соколова, О. В. Мастер-класс для педагогов с использованием социоигровых технологий «Улица города» / О. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (9). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2563/ (дата обращения: 03.01.2022).
Ключевые слова: социо-игровые технологии, посыльный, команда, взаимодействие
Цель:
− повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками. Построение эффективного взаимодействия в команде.
Задачи:
- Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо-игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
- Обучить приемам социо-игровой технологии;
- Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
- Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Оборудование: 4 стола, колокольчик, нарисованный макет улицы, разделенный на 4 части; любой некрупный конструктор, ножницы, фломастеры, клей, разноцветный картон, мелкие игрушки для обыгрывания (для 4-х команд); мольберт, мел.
Ход мастер-класса:
Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы научиться организовывать учебную деятельность детей с использованием социо-игровых технологий.
Я предлагаю вам поиграть в одну из игр для рабочего настроя — «Скажи приятное другу».
Ход игры: все участники встают в круг, ведущий или любой педагог (как договорятся), передает соседу колокольчик и говорит что-то приятное.
Например: «Вы всегда так любезны, у вас обаятельная улыбка и т. п».
Ведущий: Чтобы продолжить нашу работу, нам необходимо разделиться на команды. Я предлагаю разделиться на команды по временам года — зима, весна, лето, осень. (Кто в какое время года родился).
Участники мастер-класса делятся на 4 команды иподходят клюбому из четырех столов.
Ведущий: Сейчас вам надо выбрать одного посыльного от каждой команды, который подойдет ко мне, чтобы получить первое задание. За каждым новым заданием будет подходить новый посыльный. (Если в команде закончились участники, которые уже были посыльными, то посыльные выбираются по второму кругу).
К ведущему подходят первые посыльные иполучают первое задание. Придумать название своей команды. Название должно состоять из двух слов, относящихся к городу. Когда команда придумает название, то все члены команды должны взяться за руки, поднять их вверх и прокричать хором: «Мы готовы!»
Посыльные возвращаются к своим командам.
Когда все команды готовы, они, хором, кричат по очереди название своей команды, ведущий записывает эти названия на доске.
Ведущий подзывает вторых посыльных для получения нового задания.
Рис. 1.
Посыльные получают по одной части макета улицы города и разрешение взять только по 10 любых деталей конструктора и построить свою часть улицы на полученном макете. (Если какие-то детали конструктора не подошли, то их можно обменять на другие любые детали, но общее их количество должно быть 10).
Посыльные возвращаются к своим командам и объясняют другим членам команды, что надо делать.
Следующие посыльные получают новое задание.
Можно взять дополнительный материал (бумагу, картон, ножницы, клей, фломастеры) и благоустроить свою часть улицы.
Члены команд подходят за дополнительным материалом и сообща придумывают, как благоустроить свою часть улицы.
Рис. 2.
Когда команды закончат свою работу, ведущий сдвигает все столы вместе, чтобы получилась одна большая улица.
Рис. 3.
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам подойти к столам поближе и отметить, что интересного построили другие команды.
Следующие посыльные получают новое задание.
Предложить по одной гласной букве.
Ведущий записывает эти гласные на доске. Затем всем командам сразу дается новое задание.
Придумать название улицы, чтобы в названии использовались первые буквы названия команд и предложенные гласные. (Количество слов в названии улицы не ограничивается). Из предложенных вариантов выбирается наиболее понравившееся название.
Следующие посыльные получают новое задание.
Можно взять предложенные игрушки (машинки, деревья, человечки) и обыграть постройки.
Итог.
Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые приемы организации учебной деятельности и использования социо-игровой технологии в работе с детьми подготовительного к школе возраста. Надеюсь, они пригодятся Вам в вашей повседневной работе. Желаю Вам успехов!
Литература:
- Букатов В. М. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов.
- Букатов В. М. «Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада».
- Букатов В. М. Ершова А. И. «Возвращение к таланту» учебное издание.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: команда, социо-игровая технология, посыльный, ведущий, часть улицы, дополнительный материал, задание, участник мастер-класса, член команды.
в работе педагога-организатора »
Разработала
Мурашова И.Ю.
педагог-организатор
МБОУ УСОШ №4
Игра наряду с трудом и обучением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра
— это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
— развлекательную
(это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
— коммуникативную:
освоение диалектики общения;
— функцию самореализации
в игре как полигоне человеческой практики;
— игротерапевтическую:
преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическую:
выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— функцию коррекции:
внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— межнациональной коммуникации:
усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
— социализации:
включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
— свободная
развивающая деятельность
,
предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
— творческий,
в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
— эмоциональная приподнятость
деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
— наличие
прямых или косвенных
правил,
отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Наблюдение показывает, что многие современные дети не умеют организовать свою деятельность, наполнять её смыслом. У многих не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Бедность и примитивность игры пагубно отражается на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно её правила, сюжет, распределение ролей – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывая действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игра помогает педагогу сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.
В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.
Игра – особый вид деятельности. Во-первых
, потому что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.
Спросим малышей и подростков, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Услышим единодушный ответ: «Да!». Спросим старшеклассников, длинноногих, басовитых, широкоплечих, а любят ли играть они, такие серьезные и важные. Их ответ обрисуется сияющим блеском загоревшихся глаз и дополнится сдержанным, но столь единодушным: «Да!». Столь же радостно вступаем в игру и мы, педагоги. Человек есть «человек играющий».
Во-вторых
, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не сможет поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет «взахлёб».
В-третьих,
любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенным человеком. Вот почему игра – дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащённым, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.
В-четвёртых,
в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придаёт интригу, держит интерес играющих на уровне высокой активности. О свободе мечтают и малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых,
игра – самый демократичный вид деятельности, в игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого не достаёт в социальном мире. Ребёнок оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение на равных.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Понятие «игровые педагогические технологии»
включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе игровой метод
используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения новых понятий;
- как элемента более обширной технологии,
- как технологии внешкольной работы.
Реализация игровых приемов
происходит по таким направлениям:
- педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;
- учебно-воспитательная деятельность школьников подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства игры;
- успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.
Игровые технологии в обучении и воспитании детей среднего и старшего школьном возрасте
отличаются качественным своеобразием.
- психофизиологическое обоснование
: В поведении и деятельности детей подросткового возраста наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры детей подросткового возраста является нацеленность ребенка на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска событий, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. - педагогический принцип:
Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры. - решение педагогических задач:
Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, развития творческих способностей. Игровые технологии в воспитании и обучении детей подросткового возраста, с одной стороны, способствуют развитию зрелых социальных установок подростка, с другой — способствуют компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Игровые технологии выполняют следующий спектр целевых ориентаций:
• дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков;
• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;
• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Игровые технологии различаются:
- по виду деятельности (интеллектуальные, т.е. умственные; коррекционные; психологические; физические, т.е. двигательные, трудовые);
- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; творческие; коммуникативные; диагностические, профориентационные,
- по игровой методике (предметные, сюжетные, дидактические, ролевые, деловые, имитационные).
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
В своей работе с детьми я применяю игровые технологии для решения следующих педагогических задач: расширения кругозора; развития внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей; воспитания коммуникативности, активности, повышения самооценки.
Для этого я использую подвижные, интеллектуальные, деловые, ролевые, познавательные, развивающие, сюжетные и ролевые игры.
В процессе игры мне удаётся лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей.
Поэтому первоочередное внимание направляю на создание в коллективе наилучшей психологической атмосферы как непременного условия игрового действия. Организуя коллективные игры, привлекаю каждого ребёнка к выполнению ролей; готовлю вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры. В совместном труде у детей появляется интерес к содержанию игры, будущим ролям и развёртыванию сюжета; непосредственно участвую в игре, выполняю наряду с детьми игровую роль.
Беря на себя роль в игре, я имею возможность естественно (изнутри) видеть всю игру; контролировать правильность выполнения игровых действий, связанных с использованием знаний и умений; при затруднениях оказывать помощь в виде вопросов, разъяснений, советов; подчёркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива; вызывать положительные эмоции, настроение; стимулировать инициативу и творчество.
Осуществляю индивидуальный подход к детям (учитываю знания, интересы, способности, игровые навыки и умения каждого ребёнка):
- подбираю роли, соответствующие возможностям ребёнка, его игровым интересам и навыкам;
- предлагаю решение посильных задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, проявлении активности и самостоятельности;
- поддерживаю атмосферу доброжелательности, творчества, создавая специальные ситуации для застенчивых и неуверенных в себе детей.
Во время игры чрезвычайно важно сохранить этику взаимоотношений, не допуская обидных и грубых выпадов детей друг против друга, которые они могут допустить в запальчивости. Здесь многое зависит от нашего с вами тона, в котором должна совмещаться мягкость, весёлость, чёткая распорядительность, исключающая небрежное отношение к человеку.
Завершающим этапом каждой игры является рефлексия. Дети обычно говорят: «Мне было интересно и хорошо… Я понял, что… Теперь я постараюсь…». Приведу пример одного высказывания подростка: «Я никогда не слышал, что мужчина должен иметь при себе два носовых платка, один – для себя, другой – для дамы, которой вдруг нужна будет помощь».
А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в играх, которые я провожу со своими детьми.
Для расширения словарного запаса детей, развития речи я провожу развивающие игры, например, «Звуковые цепочки» и ««Да» и «Нет» не говорить…».
Игра «Звуковые цепочки». Правила игры: первый игрок произносит слово. Следующий игрок придумывает слово так, чтобы последний слог сказанного слова стал первым в новом слове. Например: машина – народ – родня – няня…
Проводится игра «Звуковые цепочки»
Старинную народную игру ««Да» и «Нет» не говорить…» очень любят все дети. Она развивает быстроту переключения и распределения внимания, познавательную активность. Правила игры: водящий говорит:
Бабушка прислала сто рублей,
Что хотите, то купите,
Черное и белое не берите.
«Да» и «Нет» не говорите.
Затем игрокам предлагается ответить на вопросы, при этом запрещается говорить «да», «нет», «черное» и «белое».
Кто нарушил правила — выбывает из игры.
Примерные вопросы:
- Ты любишь зиму?
- А тебе не бывает холодно?
- А какого цвета лежит снег?
- Почему ты надела белую блузку?
- А ты умеешь кататься на коньках?
- А какого они у тебя цвета?
- Ты завтра пойдёшь на работу?
- А каким цветом у тебя в клубе потолок?
Проводится игра ««Да» и «Нет» не говорить…»
С целью развития внимания, математических способностей с детьми можно проводить интеллектуальные игры «Узнай своё число», «Не скажу» и «С листком календаря».
Игра «Узнай своё число». Правила игры: вызывается четыре человека и каждому к спине прикалывается табличка с числом. Никто не должен знать какое число ему досталось, но сумма чисел (21) объявляется всем. Задача каждого из играющих состоит в том, чтобы определить, какое число у него на спине. Выяснить это можно единственным способом: подсмотреть, какие числа на спине у остальных трёх играющих и сумму этих чисел вычесть из объявленной суммы – 21. Но никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать своё число. Поэтому все передвигаются осторожно, стараясь оказаться позади других играющих, чтобы возможно скорее узнать все числа и одновременно скрыть своё. Стоять на месте, прислонившись к стене, не разрешается. Зрители должны сидеть молча, не подсказывать. Побеждает тот, кто первым назовёт своё число.
Проводится игра «Узнай своё число»
Игра «Не скажу!». 1-ый вариант игры:
игроки встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку до 30, но вместо чётных чисел говорят «Не скажу!».
2-ой вариант
: вместо чисел, которые делятся на 3, говорить «Не скажу!».
Проводится игра «Не скажу»
Игра «С листком календаря». Содержание игры: всем играющим прикалываются на грудь по листку из отрывного календаря. Задания:
- Выстроиться по дням недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье);
- Найти вчерашний день (например, «7 декабря», если сегодня «8 декабря»);
- Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась 19 (9+8+2), 25 (15+9+1), 30 (20+9+1);
- Собраться так, чтобы образовался 2012 год.
STEM-технология – новая ступень в дошкольном образовании
STEM-технология – новая ступень в дошкольном образовании
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества образования. Современный педагог — это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?.. Конечно же, STEM-технология. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.
Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что STEM-технология может успешно использоваться в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.
Целью использования
STEM-технологии
в дошкольном образовательном учреждении является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Что такое STEM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, T –technology, E – engineering, M -mathematics (естественные науки, технология, инженерное искусство, математика). STEM-технологию необходимо использовать уже в работе с детьми дошкольного возраста, так как наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности.
Сегодня можно встретить множество разнообразных образовательных модулей, которые входят в STEM-технологию:
LEGO-конструирование
.
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.
Математическое развитие
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.
Экспериментирование с живой и неживой природой
Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.
Дидактическая система Ф. Фребеля
;
Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста
Мультистудия «Я творю мир»
Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма
Робототехника
Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования.
В сентябре 2022 года мы начали внедрять STEM-технологию.
В нашем дошкольном образовательном учреждении мы применяем STEM-технологию как в образовательной деятельности, так и в игровой деятель-ности. Использование STEM-технологии в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике. Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, пришли к выводу, что применение STEM-технологии позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по познавательному развитию детей, потому что STEM-технология направлена на развитие мышления, воображения, интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. На этот учебный год мы определили для себя 2 образовательных модуля. Первый модуль – LEGO-конструирование. Второй модуль – Математическое развитие.
Педагогами изготовлены дидактические пособия для игр, кольца Луллия. Наладили тесную связь с коллегами из Центра дополнительного образования детей, имеющих опыт работы по использованию LEGO-конструирования. В работе по внедрению STEM-технологии участвуют пока две группы дошкольного возраста от 3 до 7 лет, что составляет 38 % от общего количества детей ДОУ.
В нашем дошкольном образовательном учреждении созданы педагогические условия для работы с детьми. Работа строится в соответствии с требованиями Основной образовательной программы, разработанной на основе ФГОС ДО и в сочетании с комплексом методической литературы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» под редакцией В.А.Марковой и др.
Следует заметить, что STEAM-компетенции можно формировать у детей с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки, создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями: высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и конструировать. LEGO –детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать совершенно разные конструкции.
Игровые технологии для дошкольников
Возраст детей, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетенция называется дошкольным. Он является уникальным и решающим в начале ступени развития ребенка. Обучение в игровой форме должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это понятие отличается от игр тем, что они имеют четко поставленную цель и соответствующий ей педагогический результат. Игровая педагогическая технология включает в себя различные методы и приемы организации педагогического процесса в форме игр. Результат игр обоснован, наблюдается в явном виде и характеризуется определенной воспитательной направленностью.
Целью игровой технологии — является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Игры в основном, являются собственной инициативой детей, поэтому педагог при организации игровой деятельности должен руководствоваться следующими требованиями:
— выбор игры. Должен выступать как средство удовлетворения интересов и потребностей детей. Обычно выбор игры зависит от воспитательных задач, которые требуют своего логического разрешения. То есть дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей — происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые;
— предложение игры. Создаётся игровая проблема. Для ее решения детям предлагаются разные игровые задачи, такие как техника действий и правила;
— объяснение игры. Педагог кратко и чётко объясняет правила и технику действий игры, но только после возникновения интереса детей к игре;
— игровое оборудование. Должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
— организация игрового коллектива. Игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно;
— развитие игровой ситуации. Характеризуется принципами: отсутствием принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличием игровой динамики; поддержанием игровой атмосферы; взаимосвязью игровой и неигровой деятельности;
— окончание игры. Результат игровой деятельности детей должен быть проанализирован и нацелен на применение в реальной жизни.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
— обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
— познавательные, воспитательные, развивающие;
— репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
Виды педагогических игр могут быть очень разнообразны. Они подразделяются:
- По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.
- По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
- По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
- По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
- По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Компонент игровой технологии – это непосредственное взаимодействие и общение педагога и детей, который носит непосредственный и систематический характер. Компонент игровой технологии:
— активизирует воспитанников;
— повышает познавательный интерес;
— вызывает эмоциональный подъём;
— способствует творческому развитию ребенка;
— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
— дает возможность педагогу изменять стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач, в зависимости от уровня освоения материала.
Игровая технология организуется как целостное образование, которое охватывает некоторую часть учебного процесса, а также объединяет общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Задачей каждого воспитателя является составление игровых технологий из отдельных игр и элементов. В последнее десятилетие, в связи с развитием мирового сообщества, приоритетом в центре системы образования и воспитания стала человеческая личность. Главным компонентом формирования человеческой личности становиться педагог, который одновременно является и носителем общечеловеческих ценностей и созидателем творческой личности. Постоянные колебания и перемены общества определяют сложность для педагога и ставят его перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности. Другими словами, основой деятельности педагога является определение и использование своего личностного творческого потенциала , что является системообразующим фактором авторской педагогической системы, восхождением от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от стандартных технологий к креативным, личностно – ориентированным, в основу которых должен быть положен диалогический подход, педагогический тренинг, сюжетно – ролевые игры, анализ педагогической ситуации, создание “ситуации успеха”, сотворчество в проведении и подготовке творческих комплективных воспитательных дел.
Если педагог использует новейшие педагогические технологии, какими качествами он должен обладать? На сегодняшний день приоритетными и востребованными качествами педагога становятся такие личностные качества (имидж), как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить “новообразования”, перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях, реакциях. Так, игровые технологии помогают раскрепоститься детям и проявить уверенность в себе, при этом способствуют легкому усвоению материала любой сложности, путем приближения игровой ситуации к реальным условиям жизни.
Литература:
- Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М. , 2010.
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.