Интегрированные и комплексные занятия
Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.
Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
В разделе сайта интегрированные и комплексные занятия в детском саду для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя по обучению детей на разные темы:
- Сценарий интегрированного занятия в детском саду
- Интегрированный урок по аппликации и экологии в детском саду
- Конспект интегрированной НОД в детском саду с детьми 3-4 лет
- Конспект интегрированной НОД с детьми 2 – 3 лет в детском саду
- Конспект занятия для младшего возраста интегрированное занятие во 2 младшей группе
- Конспект интегрированного НОД подготовительная группа детского сада
- Конспект НОД в детском саду
- Конспект интегрированного занятия в средней группе детского сада
- Конспект интегрированного занятия ко Дню Победы в детском саду
- Конспект интегрированного занятия в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста
- Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности
- Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей во второй младшей
- Интегрированное занятие в подготовительной группе
- Конспект интегрированного занятия по русскому языку и окружающему миру для подготовительной к школе группы
- Интегрированное открытое занятие с детьми подготовительной группы
- Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада
- Интегрированное открытое занятие
- Интегрированное занятие для средней группы
- Открытое интегрированное занятие развитие речи, окружающему миру и математике в подготовительной группе детского сада
- Конспект интегрированного занятия по экологии и развитию речи старшая разновозрастная группа
- Конспект интегрированной ООД в старшей группе
- Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе
- Конспект интегрированного занятия в детском саду
- Конспект итогового интегрированного занятия в первой младшей группе
Самое важное на интегрированных занятиях в ДОУ — единство целей, понимание приёмов, методов, задач, которые определяют гармоническое развитие личности ребёнка, другими словами, способность «вползать», «входить» в педагогический процесс, без создания стрессов для детей, буквально физически снижаясь до уровня их глаз и ориентируясь, в организации своей работы, на их правополушарные особенности. Принципиально важным моментом в организации интегрированных занятий в ДОУ будет являться активизация всех психических процессов, которые обеспечивают успешное обучение.
Современное направление развития образовательной системы затронуло все без исключения детские сады страны. Теперь популярными и самыми действенными считаются интегрированные занятия в ДОУ. Министерство образования одобряет и поощряет всестороннее развитие воспитанников, о чем свидетельствует целый ряд рекомендаций ФГОС. Что собой представляют интегрированные занятия. В целом обучение по подобному принципу предполагает одновременное развитие ребёнка.
Интегрированное занятие в детском саду — соединяет знания из разнообразных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга (например: такое понятие как «осень» рассматривается средствами музыки, искусства, живописи, экологии). При этом на таком занятии воспитатель решает несколько задач развития.
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определённой темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
СПЕЦИФИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕСТКОМ САДУстатья (старшая группа) по теме
СПЕЦИФИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ
ЗАНЯТИЙ В ДЕСТКОМ САДУ
Воспитатель
Атемарского д/с
«Теремок»
Глазкова И.В.
В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей, в организации комплексной и интегрированной НОД (непосредственно-образовательная деятельность) «Закон об образовании», предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:
· сохранение здоровья ребенка;
· развитие творческих способностей;
· формирование целостного восприятия окружающего мира;
· построение образовательного процесса на основе игры, как основного вида деятельности дошкольника.
Целью же интегрированных занятий являются: разностороннее, осознанное изучение понятия; предметы или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой доступной детям этого возраста.
Любая программа детского сада ориентирована на целостное развитие ребенка, которое должно пониматься как единство индивидуальных способностей, личностных качеств. Система интегрированного обучения дает возможность сохранить количество занятий, освободить время для самостоятельной и игровой деятельности, увеличить время, отведенное для прогулок.
Интегрированное обучение является новой моделью, направленной на потенциальное развитие личности, личностно-ориентированного обучения и воспитания детей, с учетом их склонностей и способностей.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.
Наиболее эффективные методы и приемы
· Сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
· Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как узнал?» и др.
· Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Требования к структуре интегрированных занятий:
· Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
· Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программ на каждом занятии.
· Взаимообусловленность, взаимосвязанность предметов на каждом этапе занятий.
· Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
· Систематичность и доступность изложения материала.
· Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Примерная структура занятия
Вводная часть: Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»)
Основная часть: Детям даются новые задания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть: Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. .
Характеристика интегрированного занятия
· Является одним из направлений межпредметной интеграции.
· Имеет среднюю степень интеграции.
· Форма имеет смешанную структуру.
· Предметом анализа выступают многоплановые объекты, сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой.
Педагогические возможности интегрированного занятия:
· Формирование в единстве знаний и умений.
· Коммуникативность умений.
· Повышение интереса к учению.
· Снятие напряженности, страха, неуверенности.
Преимущества интегрированных занятий:
· способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
· в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
· углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;
· эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.
Методика подготовки интегрированного занятия
· Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
· Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого, наиболее важна.
· Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
· Определить одно или несколько базовых направлений интеграции. Выявить основной принцип построения системы интегрированных занятий.
· Продумать развивающие задачи.
· Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной лексики).
· Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).
· Использовать в работе с детьми и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование).
Учет условий при планировании и организации интегрированных занятий
· Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.
· В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов.
· При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.
· Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.
· Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.
· На интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т.д.
Специфика анализа
Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)
Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается: :
— в создании нового раздела (программы);
— цикла (блока) периодически повторяемых занятий;
— единичных интегративных занятий.
Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников.
Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию.
Формы проведения .
Количество педагогов, участвующих на интегрированном занятии. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия.
Результаты деятельности детей в интегрированном занятии.
Работая в данном направлении можно сделать некоторые выводы:
1.Занятия интегрированного характера способствуют формированию картины мира, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон: теоретической и практической;
2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;
3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс;
4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
5. Такие нод способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщесто;
6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
Таким образом, интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Зная интегрированные механизмы, воспитатель может соединять разные виды деятельности и создавать модель-схему занятия. Занятия интегрированного характера вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.