Программа Тематических классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию


Патриотическое воспитание в школе. Цели и задачи

Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости. Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность. Патриотическое воспитание не каприз государства. Это необходимое условие для воспитания достойных членов нашего будущего общества.

Будучи полноценной многоплановой образовательной деятельностью, патриотическое воспитание включает в себя несколько аспектов (целевые, социальные, функциональные, организационные).

Цель реализация государственной политики в области патриотического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

Основные задачи воспитания патриотизма у младших школьников

Цель воспитания патриотизма у младшей категории школьников заключается в развитии у младших школьников следующих качеств:

  • воспитание у школьников чувства личного самоуважения через его добродетельные поступки, проявление любви и уважения к членам семьи, почтительное отношение к старшему поколению;
  • формирование объективного представления о личном окружении человека, умения подать себя правильно в обществе на основе принятых норм;
  • через проявление интереса к собственной семейной истории, ее личным традициям, уважение к прошлому страны формируется любовь к своей малой родине, а также ответственность за ее будущее.

Вот самые основные качества, которые формируются у школьников в процессе патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание – определение

Некоторые важные особенности воспитания чувства патриотизма в младших классах Для детей в возрасте от 7 до 10 лет воспитание патриотизма должно осуществляться в игровой форме во время посещений интересных мероприятий, понятных школьникам этого возраста. В числе основных мероприятий, нацеленных на формирование патриотизма у младших школьников, находятся тематические классные часы, различные деловые игры, праздничные встречи с ветеранами, личные беседы, захватывающие викторины, коллективные соревнования, творческие дела, выездные экскурсии, различные поездки, ознакомление с важным историческим прошлым родного края, уникальными традициями и обычаями русского народа.

Обязательная часть любой школьной программы заключается в военно-патриотическом воспитании. Ее основная цель заключается в формировании чувства любви к Родине, формировании готовности к будущей службе в армии – предстоящей защите нашей страны. Эффективно справляются с поставленной приоритетной задачей коллективные экскурсии в исторические музеи, тематические походы по местам боевой славы. Все эти мероприятия помогают приобщению школьников к общей истории нашей страны, ее необъятной духовности.


Экскурсия в музей – метод изучения военной истории

Формирование чувства патриотизма у детей в раннем возрасте

Как уже было упомянуто ранее, огромная роль в привитии ребенку чувства патриотизма принадлежит его родителям. Многие нравственные качества закладываются у детей в младших классах. Закладывать основы патриотизма родители начинают с пробуждения у ребенка прекрасного чувства любви к зеленым деревьям, ароматным цветам, окружающей природе, такому близкому и родному дому. Истинная любовь и преданность отчизне начинается у ребенка с проявлений любви к родной матери, отцу, бабушке, приятного ощущения нужности, теплого отношения и любви, заботы, которыми он окружен.


Патриотическое воспитание начинается с первых дней в школе

Чувство любви к собственному народу начинает формироваться от любви к окружающим сверстникам и взрослым.

Из опыта работы классного руководителя. Патриотическое воспитание школьников

Патриотическое воспитание школьников. Из опыта работы классного руководителя.
Автор: Биткова Людмила Васильевна, учитель математики, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесная основная общеобразовательная школа», посёлок Лесной Зубова – Полянского района Республики Мордовия. Описание материала: В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Я им являюсь в течение всей своей педагогической деятельности. Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. В данной работе обобщен мой опыт по патриотическому воспитанию детей в школе. Данный материал пригодится классным руководителям, воспитателям, организаторам по воспитательной работе.


Актуальность темы: 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано. Цель темы: обобщение опыта работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников. Назначение темы: обмен опытом патриотического воспитания школьников.
Описание педагогического опыта

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал:
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека. Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма. Правительство и Министерство образования РФ считает патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» о. Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине. Поэтому роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. На протяжении всей педагогической деятельности (а это 43 года) я осуществляю работу с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию. Работа по воспитанию ведётся круглый год и поэтому мной составлена программа по этому направлению.
Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций. Для достижения этой цели решаю следующие задачи: — стимулирую познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края; — формирую способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание, — развиваю творческие способности, знакомлю с традициями края, страны, достижениями людей; — воспитываю трудолюбие, бережное отношение к результатам труда; — учу заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы; — учу бережному отношению к общественному достоянию; — прививаю уважение к культуре и традициям других национальностей; — прививаю чувство любви к своему Отечеству. — развиваю чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России. — воспитываю у детей неприятие агрессии, насилия и войны. — способствую физическому развитию учащихся, развиваю чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни. Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы. Традиционные формы работы: классные часы, с использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет. Инновационные формы работы: поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов. Ожидаемые результаты. В процессе реализации программы патриотического воспитания у обучающихся к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности: — активная гражданская позиция; — способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины; — чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству; — духовность, нравственность, личная и общественная ответственность; — способность к саморазвитию. В соответствии с целями, задачами Программы, а также с ожидаемыми результатами выделяю несколько направлений.
Направления патриотического воспитания
1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье


В рамках данного направления: — изучаем историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»
; — создали библиографический альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны; — провели конкурс сочинений – рассуждений на тему
«От истории семьи к истории страны»
; — проводим конкурсы рисунков
«Мама, папа, я – наша дружная семья»
,
«Пусть всегда будет мама»
и др.; — организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери,
«День пожилого человека»
,
«День добра и уважения»
, День семьи, 8 Марта,
«А мамины глаза»
и др. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы


При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы: — сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»
; — сбор материала и оформление стенда
«История школы»
; — проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя; — проведение акции
«Милосердие»
, поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной. Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.
3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.


Система мероприятий, направленных на познание историко — культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном поселке, районе. По данному направлению провела следующие мероприятия: — проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
; — сбор материала о героях своей семьи и размещение этого материала на сайт
«Дорога памяти»
; — оформление стенда о земляках нашего посёлка
«Они защищали Родину»
; — изучение истории возникновения нашего посёлка; — создание видеоролика
«Мой прадед – герой!»
; — проведение урока – путешествия
«Заповедные места родного края»
; — конкурс рисунков
«Красоты моего края»
; — проведение классного часа
«Край родной, Мордовия моя»
; — внеклассного мероприятия
«День земли»
; — в школьном музее проведен классный час
«Неизвестный солдат»
, — внеклассное мероприятие
«Не должно быть в России забытых героев»
, посвящённое Дню Неизвестного Солдата; — ухаживаем за обелиском в нашем посёлке. Около обелиска проводим внеклассные мероприятия.


Многие мероприятия были проведены в школьном музее.


Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.
4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего. Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников. По данному направлению провела следующие мероприятия: — ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами; — ежегодно 9 декабря провожу с учениками мероприятие «День Героев Отечества»
; — провела урок мужества
«Не забудется Афган»
, посвящённый 30-летию вывода советских войск из Афганистана, дню воинов-интернационалистов; — традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;


— конкурс
«Мальчишка — будущий солдат»
; — праздник Дня Защитника Отечества
«Русский солдат умом и силой богат»
;


— выпускаем стенные газеты к праздникам. Ежегодно в канун празднования
Дня Победы мы с ребятами участвуем: — в акциях «Георгиевская ленточка»
,
«Бессмертный полк»
; — в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы; Провела с детьми цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны: — провела классные часы
« Дети блокадного Ленинграда»
,
«Ленинград в годы блокады»
, посвященные снятию блокады Ленинграда;


— классные часы
«Ты же выжил, солдат»
,
«Дети Сталинграда»,
посвященные Сталинградской битве; — урок мужества
«Колокола нашей памяти»
, посвященный битве за Москву; — внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы
«Не забудем это никогда»
; — историко-музыкальная гостиная
«Песни опалённые войной»
; — историко-литературная гостиная
«Духовные корни Победы»
; — урок мира
«Вспомним всех поимённо»
. Подготовили проекты:
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
,
«Ветеран в моей семье»
. Создали по этим проектам презентацию, видео. Участвуем в акции
«Красная гвоздика»
, в период которой все ходим со значками, на которых изображена гвоздика.


Участвуем в акции
«Свеча памяти»
. Ежегодно в День памяти и скорби 22 июня зажигаем с учениками свечи в честь 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и всех павших в боях за Родину. Проводим митинг около обелиска, посвящённого Дню памяти и скорби — 22 июня на тему
«Защитникам – слава и память»;
— возложение венков и цветов к обелиску воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; На всех патриотических мероприятиях чтим память славных воинов минутой молчания. Эта акция большое имеет значение в воспитании детей. В местной газете печатаю иногда статьи, посвящённые делам класса. Многие разработки моих мероприятий опубликованы на сайте: Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества. В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:
«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» — Н. М. Карамзин.
Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!

Рекомендуем посмотреть:

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях реабилитационного Внеклассное мероприятие для школьников «День Первого Президента Республики Казахстан» Патриотическое воспитание школьников

Похожие статьи:

Социально-патриотическая акция, посвященная памяти воинов – интернационалистов

Классный час на тему патриотическое воспитание в 7-8 классах

Классный час: Афганистан, 5 класс

Классный час «Наша родина – Россия», 3 класс

Встреча с воинами интернационалистами в школе. Сценарий

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.

Последовательность проведения занятия может быть следующая:

  1. Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
  2. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
  3. Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».
  4. Прослушивание государственного гимна.
  5. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Старшая группа – флаг, герб, Россия

В старшей группе патриотическое воспитание приобретает постоянный характер. Регулярные беседы подкрепляются работой педагогов – специалистов (ИЗО, физкультура, музыка). Большая роль тут отводится работе музыкального руководителя. На музыкальных занятиях дети вплотную знакомятся с русским фольклором, что им доставляет массу приятных впечатлений. Совместная подготовка народных праздников – не просто развлечение для детей. Это тесное приобщение к родной культуре, знакомство с традициями. В этом возрасте детям даются понятия «Государство», «герб», «флаг», «гимн». В список бесед гражданско – патриотического воспитания включаются беседы на экологические темы. О том, что беречь окружающий мир – наша основная задача, как граждан и патриотов своей страны. В рамках познания своего региона, изучается климат. Флора и фауна местности. Согласно календарному плану проводятся беседы о полете Гагарина, о Великой Отечественной Войне.

Подготовительная группа – «Мы – патриоты»

Дети 6-7 лет – это, по сути, дети школьного возраста. Их способность внимательно слушать (а также слышать) позволяет проводить более глубокие и вдумчивые беседы, Беседуя с детьми подготовительной группы педагог побуждает их анализировать, рассуждать. Дети шести лет очень тонко чувствуют. Они живо откликаются на рассказы о подвигах героев, о горестях войны. Беседуя со старшими детьми, нужно быть предельно тактичным. В беседе о великой отечественной войне следует делать акцент именно на подвиг народа, его сплоченность и мужественность, но никак не на личности и национальности врага. Беседуя о подвигах и славе русского (советского) народа, недопустимо затрагивать честь представителей других национальностей. Это может привести к национальным конфликтам, как в детском саду, так и вне его стен. Деликатность, чувство такта вместе с убежденностью педагога – залог правильного и эффективного воспитания.

Организация патриотического воспитания в библиотеках

Основы нравственно-патриотического воспитания

Патриотическое воспитание должно стать частью образовательного процесса, а также прочно войти во внеурочную и внеклассную деятельность.

При решении задачи патриотического воспитания любому педагогу необходимо выстраивать свою работу на основании следующих условий и индивидуальных особенностей младших школьников:

  • учет актуальности подаваемых знаний для детей указанного возраста;
  • воспитательный процесс должен носить непрерывный, систематический характер;
  • к каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход с учетом его личных особенностей;
  • разнообразные виды деятельности должны использоваться им на основании возрастных особенностей младших школьников.


Система нравственных ценностей – перечень составляющих
В качестве основных параметров успешности воспитательной деятельности каждого педагога стоит выделить социальную активность младших школьников, их стремление к постоянному самосовершенствованию, развивающееся чувство собственной значимости, наличие общих моральных качеств, объективная оценка ребенка в качестве гражданина, патриота.

Создание кабинета ОБЖ

Внешкольное воспитание это интересно и продуктивно, но основные скрепы по патриотическому воспитанию закладываются именно на уроках. Важным уроком в плане формирования гражданского сознания является ОБЖ.

В школах иногда легкомысленно относятся к этому предмету, считая его подобием вспомогательного факультатива. Специальный кабинет есть далеко не во всех образовательных учреждениях, поэтому дадим базовые советы по его созданию. Важно обустроить уголок боевой Славы, здесь размещают материалы по воспитанию школьников на традициях предыдущих поколений. На стенах размещают символику России, можно указать информацию о соотечественниках-героях России.

Кабинет ОБЖ можно использовать не только для профильных занятий по предмету. На его базе проводят уроки Мужества, занятия по истории или литературе с патриотической составляющей, здесь организовываются встречи с военнослужащими и ветеранами. В специализированном кабинете ОБЖ удобно проводить просмотры патриотических видеофильмов и занятия военно-прикладных кружков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]