«Дидактические игры по патриотическому воспитанию»


Патриотическое воспитание через игру

Консультация для воспитателей.

Игра как средство патриотического воспитания детей

дошкольного возраста

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине В.А. Сухомлинский

«Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это просторы родного края родные напевы, мелодичные звуки курая . С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: « Абзалил» , « Алп-батыр», « Аминбек» . Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа есть свои сказки, песни, игры, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, и в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств. Современные условия дошкольного образования характеризуются обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому именно проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении. Для того, чтобы знания, полученные на занятиях, в беседах были прочными, необходимо их постоянно закреплять в повседневной жизни .Использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Считаю необходимым использовать игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей деятельности мы всегда обращаемся к игре. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра формирует справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Велико значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости за свою страну, за свой народ прививают дидактические игры с национальным калоритом, помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Такие игры как : « Юрта», «Сабантуй», «Стрелок», «Солнце и луна».Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром, формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Дидактические игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.Виграх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Так, например, при ознакомлении детей с народными промыслами успешно используются вышивки, посуда разных мастеров, куклы, матрешки, берестяные изделия. Настольно — печатные дидактические игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки», «лабиринты» С помощью настольно-печатных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, воспитываем у детей дух патриотизма.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей.Онипостроены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств.

Неоспоримо значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном развитии дошкольников. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей. Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности.

Хороводная игра постепенно исчезает из жизни современного ребенка, поэтому мы должны возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами.

Нашим детям нужны современные хороводы, которые наполнены близким для них содержанием, динамичны и увлекательны. Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, подражать им, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми. Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством.

Театрализованная игра, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: муку хранили в амбарах, сусеках, с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству, заготавливали рыбу на зиму – дед в сказке наловил рыбы целые сани. Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения: «Битый небитого везёт», «Жили-поживали», «У страха глаза велики», «Утра вечера мудренее», «Души не чают».

Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, как бы «прожить» в них определённый период, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, расписной кушак на поясе; оценить преимущества и недостатки русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.

Кроме фольклорной основы для игр-драматизаций, есть литературный материал, имеющий патриотическую направленность. Это экологические сказки. В этих сказках воспитывается любовь к родной природе, чувство сопереживания, сочувствия, желание помочь, защитить природу.

Воспитание чувства патриотизма в играх-драматизациях на фольклорной и экологической основе идёт, как бы опосредовано. Здесь прямо не говорится о том, что Родину нужно любить, беречь, защищать.

Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, значит, знакомим детей с тем, что их окружает, а именно с детским садом, с помещениями, находящимися в нем. Знакомство проводим в форме экскурсий. Рассказываем о труде людей, работающих в детском саду. Читаем соответствующую литературу и рассматриваем тематические иллюстрации. Полученные новые знания дети используют и закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Детский сад», «Мы песенку поем», «Кто ухаживает за нами в детском саду», «Мы — поварята». Старшие дети играют в такие игры, как «Дом моды», «Кафе», «Макдоналдс».

Задача воспитателей — создать эмоционально благополучную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Тогда дети будут испытывать любовь и привязанность к родному дому, детскому саду, с удовольствием ходить в детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, расположенным на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д. Необходимо рассказать об их назначении и подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Полученные знания используются в таких играх, как «Школа», «Почта», «Аптека», «Ателье». Более детально познакомиться с родными местами позволяют следующие игры: «Это улица моя», «Путешествие на автобусе», «Я — парикмахер», «Наша больница», «Овощной магазин».

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. С этой целью проводятся экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых. Дети очень любят игры-путешествия, поэтому реализуют свои знания в сюжетно-ролевых играх «Путешествие по родному городу», «Путешествие на автобусе». Часто сюжетно-ролевые игры соединяются со строительными играми, что побуждает детей отправиться в дальнее плавание («Подводники», «Моряки») или в полет («Путешествие к далеким планетам», «Летчики»). Дети при этом строят лодку или самолет, корабль.

Данная схема позволяет охватывать множество тем. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о Родине. Некоторые темы повторяются и с возрастом представления детей обогащаются и совершенствуются.

Планирование включает обязательную предварительную работу: наблюдения за предметами и явлениями окружающей жизни; экскурсии по памятным и историческим местам, на природу; подбор художественной литературы по теме; рассматривание картин, иллюстраций; занятия лепки, аппликаций, рисования и т. д

Пальчиковые игры помогают в пополнении словарного запаса и в развитии речи детей, дают возможность узнать педагогический опыт русского народа, который интуитивно угадывал связь между речью и пальчиковой моторикой. Эти игры все помнят с детства: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза Дереза» и т. д.

Игры объединяют ребенка с близкими ему людьми: сидят дома, в тишине, два родных существа в наше суетное время, играя пальчиками. Дети понимают маму, а мама – детей, растет их духовная связь.

Большинство игр многим воспитателям давно известны, их любят и знают дети, наша задача состоит в том, чтобы собрать их все из разрозненных источников в один сборник, которым воспитателям было бы просто и удобно пользоваться в работе. Я уверена, что воспитатели смогут разработать и новые игры по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

Подвижные и сюжетно — ролевые игры будут способствовать в закреплении знаний об обычаях, традициях и быте башкирского народа и коренных жителей Башкортостана.

В дидактических и настольных играх пополнится запас знаний детей о домашних и диких животных Башкирии, природных зонах, городах, водоёмах и полезных ископаемых, об обычаях и традициях, о культурном наследии предков.

Самое главное в работе по воспитанию патриотических чувств у детей, считаю, что через игру педагог должен зародить в детях интерес и желание узнавать о своём родном городе, крае, а также умение делиться полученной информацией со своими близкими.

Используемая литература:

1.Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста — Двоеглазова И. А.

2. Использование дидактических и народных игр в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников – Минина Е.И.

3.Патриотическое воспитание средствами театрализованных игр —

Щербина Л. С.

4.Игра, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста — Житенёва С.В.

5.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности воспитателя — Гудовская Н.Ф.

Ход игры:

А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как часто вы встречаетесь (аналогично о бабушке? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. (Информация о родословном дереве на обороте)

.

12. Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цели:

1. Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2. Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе.

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Березка» общеразвивающего вида Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе. Подготовила: воспитатель Баруткина Е.А. г.гусиноозерск 2016г.

2 Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего возраста «Мой адрес» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал: мяч Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. «Наш детский сад» Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада. По плану дети ориентируются в пространстве. «Поиски добрых слов» Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова. «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений» Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие «Наша страна» Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Материал: иллюстраций, фотографий Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают. «Малая Родина» Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г.гусиноозерска Материал: картинки иллюстраций, фотографий города Гусиноозерска. Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают по картинке.

3 «Где находится памятник?» Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе Материал: изображения памятников Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. «Узнай по описанию кто это?» Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира. Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают. «Народные промыслы» (собери узор) Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел, дети называют и собирают. «Флаг России и Бурятии» Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал: разрезные картинки Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России и флаг Бурятии, убирает и предлагает в том порядке собрать разрезные картинки. «Герб России и Бурятии» Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, города, закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России и Бурятии, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки. «Кто и в какой стране живет?» Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, африка-африканец.. «Страны и народы» Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

4 «Жилище человека» Цель: Закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине. Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека. Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба. «Какие праздники ты знаешь?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку. «Продолжи пословицу» Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Материал: Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. «Назови кто» Цель: знакомить детей с главными людьми РФ и Бурятии. Материал: портреты известных соотечественников Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. «Расскажи о своей семье» Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи «Вежливые слова» Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д. Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине. «Путешествие по городу Гусиноозерску» Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры. Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

5 «Где находится памятник?» Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе Материал: изображения памятников Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. «Узнай по описанию кто это» Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира. Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают, «Народные промыслы» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел Дети называют.

Ход игры:

Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]