LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Хьюго_Пьюго_рукоделие
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Структура занятий по развитию словаря у детей дошкольного возраста
Когда-нибудь планирую отвести свою дочку в развивающий центр для детей дошкольного возраста. А сейчас просматриваю подобные сайты, сравниваю цены, условия, перечень услуг. Последнее где я была это «Умка» — развивающий детский центр, который кроме огромного спектра услуг еще предлагает танцы для детей в марьино… С первого взгляда впечатление о сайте и этом центре остается благоприятное…
А теперь непосредственно по теме этого поста. Представленный материал является деликатесом для педагогов дошкольного образования (воспитателей). Я еще не встречала учебника или методички, где так подробно и доступно была бы расписана обобщеная структура разных занятий по развитию речи у дошкольников. Спасибо тому, кто так переработал и систематизировал материал.
Таблица 1
Структура занятий по развитию словаря у детей дошкольного возраста (составлено по Сохину Ф.А.)
Занятия по рассматриванию предметов (игрушек) | Занятия по рассматриванию картин | Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов | Занятия по сравнению предметов | Занятия по формированию обобщающих понятий | Занятия по обучению детей отгадыванию загадок. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Общее | Конспект оформляется традиционно На одном занятии может решаться сразу несколько словарных задач – некоторые слова мы узнаем впервые = расширение словаря, некоторые слова вводим в речь детей = активизация словаря, некоторые уточняем и закрепляем… | |||||
Методические указания | До старшей группы на занятии рассматривается 1, редко 2 предмета, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более предметов одновременно. Если предмет(ы) рассматриваются впервые, то берем на рассмотрение меньше деталей, подробностей, уточнений, а рассматриваем наиболее общие, яркие моменты. | Можно проводить рассматривание разных картин – предметных, сюжетных, пейзажей. И прочее. До старшей группы на занятии рассматривается 1, редко 2 картины, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более картины одновременно. Если картина рассматривается впервые, то берем на рассмотрение меньше деталей, подробностей, уточнений, а рассматриваем наиболее общие, яркие моменты. | До старшей группы на занятии рассматривается 1, редко 2 предмета, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более предметов одновременно. Предполагается, что на данном занятии рассматриваются предметы, по которым уже проводились занятия. | До старшей группы на занятии рассматривается 2 предмета, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более предметов одновременно. Предполагается, что на данном занятии рассматриваются предметы, по которым уже проводились занятия. Необходимо особое внимание уделить подбору предметов, которые будут рассматриваться на занятии – должно быть много характеристик, доступных для сравнения детьми (цвет, форма, величина, части, детали. Назначение, материал и пр.) Это должны быть предметы схожие, которые можно перепутать (сумка-портфель, кепка-панама, журнал-книга и др.) | В подготовительной группе дети должны свободно называть30-40 обобщающих понятий (см. программу) До старшей группы на занятии вводится 1 обобщающее понятие, после старшей группы можно на одном занятии вводить 1 новое обобщающее понятие и затем сравнивать его с уже выученным обобщающим понятием. До старшей группы, для сравнения 2-х обобщающих понятий, необходимо вначале провести занятие по одному обобщающему понятию, затем провести занятие по другому обобщающему понятию, затем занятие по сравнению этих обобщающих понятий. Данный вид занятий можно проводить для ознакомления и сравнения двух разных обобщающих понятий (животные – птицы) и для уточнения уже изученного обобщающего понятия (животные – дикие, домашние, хищные, северные и т.д.) | |
1 часть (вводная). | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление картины | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета | Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия) — Организационный момент — Заинтересовывающий / сюрпризный момент — Постановка цели для деятельности детей / мотивация. — Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета |
2 часть (основная). | 1.Рассматривание предмета. В это время воспитатель описывает предмет, многократно называя те, качества предмета, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 1.Рассматривание картины. В это время воспитатель описывает картину, многократно называя те, слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 1. Рассматривание 2-х и более предметов и выполнение заданий (опытов) воспитателя, которые затрагивают, именно те свойства предмета, которые запланированы к изучению в программном содержании. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 1. Рассматривание предметов (кратковременное, до потери к ним интереса детей). | 1. Рассматривание предметов или картин (кратковременное, до потери к ним интереса детей). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | |
2. Вопросы к детям по только что услышанному – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 2.Вопросы к детям по только что услышанному – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 2. Вопрос к детям – почему с одними предметами задание воспитателя выполнить получается, а с другими нет. Дети сами дают в ответе название того свойства, которое запланировано к изучению в программном содержании. Если дети не могут подобрать точного слова, то его вводит воспитатель. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 2. Дети отвечают на вопрос воспитателя – чем эти предметы отличаются. Воспитатель выслушивает ответы детей, исправляет их или обобщает (то есть повторяет своими, более грамотными словами). Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 2. Рассматривание каждого из представленных предметов отдельно и вопросы по ним. Воспитатель должен задавать вопросы на выявление тех признаков, по которым в последствии эти предметы будут отнесены в одно обобщающее понятие. Всего должно быть 3-5 признаков. При этом обобщаем ответы детей (то есть переформулируем их ответы так, как потом дети будут доказывать принадлежность этих предметов к одному обобщающему понятию) Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | ||
3. Ознакомление с назначением предмета. Воспитатель называет основные действия, которые можно производить с помощью предмета и (если возможно) демонстрирует их. Рассказываем только о тех действиях, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 3. Ознакомление с назначением или смыслом изображенного на картине. Воспитатель называет основные действия, изображенные на картине, или которые можно производить с помощью изображенного предмета и (если возможно) демонстрирует их. Рассказываем только о тех действиях, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 3. Закрепление только что освоенного понятия – воспитатель выкладывает перед детьми дополнительные предметы (специально подготовленные) а дети показывают предметы, в которых это свойство есть и в которых оно отсутствует, обязательно объясняя почему они так решили (как догадались). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 3. Если дети перечислили не все отличия, воспитатель задает наводящие вопросы и дети освещают оставшиеся отличия. Как правило, воспитатель привлекает внимание детей к деталям предметов и их назначению. Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 3. Вопросы к детям – что же общего во всех этих предметах. Ответы детей должны содержать общие признаки, свидетельствующие о принадлежности этих предметов к одному обобщающему понятию. (мы это уже с детьми разобрали в начале занятия, всего 3-5 признаков). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | ||
4. Вопросы к детям о назначении предмета (по только что услышанному) – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 4. Вопросы к детям о по только что услышанному – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 4. Закрепление с детьми уже освоенных обследовательских действий – воспитатель объясняет как (в каком опыте) можно узнать есть в этом предмете заданное свойство или нет, показывает, дает детям самостоятельно провести обследовательские действия с предметами. Желательно, что бы это были новые предметы, и в большом количестве – раздаточный материал на каждого ребенка. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 4. Вопросы воспитателя – чем эти предметы похожи. Когда дети перестанут находить признаки схожести, воспитатель задает наводящие вопросы. Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 4. Подводим вывод – в этих предметах много общего, а кто знает, как их всех назвать одним словом – то есть введение обобщающего понятия. Если дети затрудняются с ответом, то обобщающее понятие вводит воспитатель и проводит с ним словарную работу (многочисленные повторы) Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | ||
5. Игровые действия с предметом. Может служить физкультминуткой. Задания подбирать согласно возрасту детей. Примеры: неожиданное исчезновение и поиск предмета, пантомима с предметом или изображение действий, которые можно совершать с этим предметом, озвучивание (если возможно) предмета, показ предмета по слову воспитателя, поиск предмета в ряду аналогичных, поиск в группе таких предметов и др. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. Для 2-ой младшей и средней группы, этого уже может быть достаточно и можно проводить традиционный итог занятия. Для старшей и подготовительной группы занятие с усложнениями продолжается. | 5. Игровые действия по услышанному материалу. Может служить физкультминуткой. Задания подбирать согласно возрасту детей. Примеры: неожиданное исчезновение и поиск картины, пантомима с изображенным предметом или по сюжету картины, озвучивание (если возможно) предмета или сюжета, поиск в группе таких предметов и др. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. Для 2-ой младшей и средней группы, этого уже может быть достаточно и можно проводить традиционный итог занятия. Для старшей и подготовительной группы занятие с усложнениями продолжается. | 5. Предлагаем детям в группе найти предметы с только что изученными свойствами (воспитатель предусмотрительно разложил предметы с изученными свойствами на видных и доступных для детей местах). Дети принося предметы, обязательно рассказывают и показывают как они обнаружили это свойство у предмета. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 5. Вопрос воспитателя – а как мы сразу узнаем и отличим эти предметы? Выслушиваем ответы детей и обобщаем их. Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 5. Повторный разбор предметов по вопросам воспитателя – что это; а каким другим (новым) словом можно его назвать; а почему ты решил что это… (ребенок перечисляет 3-5 признаков); а какие ты еще знаешь … Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | ||
6. Повторное рассматривание предмета с привлечением внимания к частям и деталям предмета, тех деталей и частей, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 6. Повторное рассматривание картины с привлечением внимания к частям и деталям, тех деталей и частей, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 6. Аналогичным образом, по тому же плану рассматривается новое свойство предмета. Рассматривание 2-х и более предметов и выполнение заданий (опытов) воспитателя, которые затрагивают, именно те свойства предмета, которые запланированы к изучению в программном содержании. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 6. Физкультминутка, желательно связанная с темой занятия Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | |||
7. Вопросы к детям по только что услышанному, – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 7. Вопросы к детям по только что услышанному, – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 7. Вопрос к детям – почему с одними предметами задание воспитателя выполнить получается, а с другими нет. Дети сами дают в ответе название того свойства, которое запланировано к изучению в программном содержании. Если дети не могут подобрать точного слова, то его вводит воспитатель. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 7. Игры и задания на закрепление обобщающего понятия. Наиболее удачная игра: «Назови одним словом». При проведении данной игры обязателен вопрос «Почему ты так решил?» И ребенок приводит свои «доказательства» — 3-5 признаков. Возможны и другие игры и задания. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. Для средней и начала старшей группы этого достаточно и занятие можно завершать – итог занятия традиционный. Для второй половины старшей и подготовительной группы, занятие продолжается. | |||
8. Знакомство со свойствами и качествами предмета (из чего сделано, какое на ощупь, хрупкое или нет, мнется, рвется, прозрачное и пр.) Каждое выявленное свойство дети должны попробовать и проверить (ощупывание, поглаживание, приподнимание = взвешивание, восприятие на слух, запах, вкус и пр.) Возможность обследовать предмет должен иметь каждый ребенок, поэтому необходимо запланировать наличие раздаточного материала. Каждое качество рассматривается только в паре (что бы понять что такое тяжелый, тут же пробуем что-то легкое, соленый, сладкий и так далее) Рассматриваем только те качества, которые запланированы на это занятие. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 8. Вспоминание свойств и качеств изображенного предмета или явления (из чего сделано, какое на ощупь, хрупкое или нет, мнется, рвется, прозрачное и пр.) Рассматриваем только те качества, которые запланированы на это занятие. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 8. Закрепление только что освоенного понятия – воспитатель выкладывает перед детьми дополнительные предметы (специально подготовленные) а дети показывают предметы, в которых это свойство есть и в которых оно отсутствует, обязательно объясняя почему они так решили (как догадались). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | 8. Отграничение освоенного обобщающего понятия от схожего (например: овощи – фрукты, одежда, головные уборы, дикие животные – домашние животные) Удобно это проводить в игре «Четвертый лишний». При проведении игры обязателен вопрос «Почему ты так решил» И ребенок дает развернутый ответ с доказательствами (3-5 признаков). Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. | |||
9. Различные игры с рассматриваемым предметом или со словами, отрабатываемыми на данном занятии. Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей. Для старшей группы на этом занятие можно и закончить, а можно и продолжить, для подготовительной группы, занятие продолжаем. < |
Методы и приемы речевого развития у дошкольников
Методы и приемы развития речи.
Актуальность.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму — четырём основным видам речевой деятельности.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой — средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.
Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:
— является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передаёт их);
— является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т.е. речь используется для того, что бы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т.д.);
— используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;
— является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении в определённой группе лиц (человек, как существо социальное не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживать и сопереживать). Поэтому тема « Методы и приемы развития речи в детском саду» актуальна.
Цель
работы: воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении детей.
Задачи
развития речи:
1.Воспитание звуковой культуры речи.
2. Обогащение и активизация словаря воспитанников.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.
Система работы по развитию речи в детском саду:
Роль развития речи
Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.
Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Методы развития речи.
Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. «Переработать» ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Поэтому занятия по развитию речи является важной составляющей общего развития воспитанников.
Развитие речи
— (или
онтогенез речи
, от англ.
Language development
) процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов
— наглядные, словесные и практические.
Наглядные методыиспользуются в детском саду гораздо чаще, нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы.
Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства — это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов.
Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.
Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы: заучивание наизусть, пересказ, рассказывание без опоры на наглядный материал (рассказ без показа (в группах раннего возраста) рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых (в дошкольных группах)), обобщающая беседа (старших дошкольном возрасте для закрепления накопленных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору).
Данные методы требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах используются наглядные приемы обучения: показ предметов, игрушек, рассматривание иллюстраций, картин, или демонстрация наглядного объекта для разрядки детей или отдыха (чтение стихов, загадок и т. д.).
Практические методынаправлены на:
—
обучение детей применять полученные знания на практике;
— усвоение и совершенствование речевых умений и навыков.
В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
К практическим методам относятся различные дидактические игры (игры с наглядным материалом и словесная игра — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи), игры-драматизации (работа со знакомым литературным текстом), игры-инсценировки, хороводные игры, дидактические упражнения (ознакомление с новым, закрепление умений или навыков, творчески переработать усвоенную информацию). Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.
В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.
Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.
Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.
Вывод. Методы обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.
Приёмы развития речи.
Прием является основным элементом метода. В настоящее время методика развития речи не располагает устойчивой классификацией приемов, однако по роли наглядности и эмоциональности их можно разделить на словесные, наглядные, практические (игровые)
Наиболее широкое распространение в детском саду приобрели словесные приемы
. К ним относятся: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец— правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки для повторения, подражания. Он произносится четко, громко и неторопливо.
Повторное проговаривание— преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Объяснение— раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Широко используется в словарной работе — для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания— разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Указания воспитателя можно разделить на указания обучающего характера, организационные и дисциплинирующие.
Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Оценка детской речи— развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.
В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» — попытаться исправить свой ответ.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа, это задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По своему содержанию вопросы разделяются на:
- основные (требующие констатации (репродуктивные), отвечающие на вопросы: кто? что? какой? какая? где? как? куда?)
- вспомогательные (поисковые, требующими установления связей и отношений между явлениями, отвечающие на вопросы: почему? зачем? чем похожи?. Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Каждый вид вопроса по-своему ценен. При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
Наглядные приемы
— показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.— также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или действия по замыслу. Вызывают интерес и повышают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
Практические методы (
игровые приемы )
направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, также показ положения органов артикуляции, при произнесения звуков, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Вывод: Приёмы, предлагаемые методикой, направлены на:
— накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности;
— воспитание культуры поведения детей;
— развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным.
Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, на занятиях художественного — эстетического цикла — с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно — прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов. Вариативность интегрированного метода довольно многообразна:
— Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);
— Частичная интеграция (худ. литература и изодеятельность)
— Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.
Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике используют мнемонику.
Мнемоника, или мнемотехника — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания. На разных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования:
— Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.
— Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.
— Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине. Замещение основывается на каком — либо различие между предметами, их признаками.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения, что и требует от воспитателя ФГОС ДО.
8
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Выполнила: Капитонова Мария Александровна Воспитатель МБДОУ №4 «Семицветик» Г.Отрадное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вид образовательной деятельности: «познавательная»
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное».
Предварительная работа
Подготовка сюжетных картинок по сказкам в электронном виде.
Обучающие:
- Вырабатывать у детей учебные навыки: отвечать на вопросы «Где это?, кто это?, что это?»
- Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на предыдущих занятиях.
- Закреплять знания о диких, домашних животных.
- Понимать смысл задания.
- Учить детей эмоционально реагировать на окружающую среду.
- Закрепить знания русских народных сказок.
- Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.
Развивающие:
- Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление, речь.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать речь, наблюдательность.
- Закрепить умение работать с ИКТ. (презентация к занятию)
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к Художественной литературе, бережное отношение к книжкам.
- Воспитывать умение сопереживать другим, выражать готовность помогать тем, кто нуждается в помощи.
- Формировать коммуникативные качества детей.
Организованная образовательная деятельность в режимных моментах:
Рассматривание иллюстрационного материала, дидактические игры познавательного содержания.
Взаимодействие с родителями: Индивидуальная работа, Анкетирование
«Книжки дома».
Индивидуальная работа: Дидактические игры, беседа по картинкам, чтение сказок перед дневным сном, показ театрализованных представлений, плоскостной театр, драматизация сказок.
Методы и приемы:
Словесные (художественное слово, объяснение, вопрос- ответ);
Игровые (подвижная игра, игровой момент);
Практические (упражнения на закрепление знаний);
Наглядный (демонстрация иллюстрационного материала при помощи ИКТ).
Ожидаемые результаты: Повторить ранее изученный материал, вызвать интерес у детей к познавательной деятельности.
Оборудование: книга, игрушка заяц, ноутбук, проектор.
Цель: Развитие речевого творчества дошкольников через ознакомление со сказками. Формирование интереса к русским народным сказкам. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь, умение работать сообща.
Задачи:
- Способствовать развитию образности, интонационной выразительности речи, овладению звуковой, лексической и грамматической культурой речи, развитию связной, диалогической речи
- Способствовать развитию умения у дошкольников самостоятельно строить речевое высказывание при пересказе знакомых художественных произведений и сочинении собственных историй;
- Развивать у детей творческое мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
- Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
- Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
- Развивать интерес к творческому пересказу, желание фантазировать, самостоятельно придумывать собственные истории;
- Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать художественный вкус.
Самоанализ открытого интегрированного занятия во 2 младшей группе на тему «В гости к сказке». Провела воспитатель группы «кКолокольчики» Капитонова Мария Александровна
Цель: Развитие речевого творчества дошкольников через ознакомление со сказками. Формирование интереса к русским народным сказкам. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки, желание им помочь, умение работать сообща.
Задачи:
- Способствовать развитию образности, интонационной выразительности речи, овладению звуковой, лексической и грамматической культурой речи, развитию связной, диалогической речи
- Способствовать развитию умения у дошкольников самостоятельно строить речевое высказывание при пересказе знакомых художественных произведений и сочинении собственных историй;
- Развивать у детей творческое мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей;
- Уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
- Развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
- Развивать интерес к творческому пересказу, желание фантазировать, самостоятельно придумывать собственные истории;
- Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать художественный вкус.
На занятии были использованы следующие методы и приёмы: демонстрация (иллюстрации, показ образца, способа действий ИКТ), словесные (объяснение, рассказ). Они встречались на каждом этапе занятия. Использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки), смена видов деятельности дало возможность избежать перегрузки детей.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Выполнение СанПинов к проведению занятий
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 14 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа — сидя на ковре, пальчиковая игра, работа за столами с динамической моделью – сидя на стульчиках, перемещение по комнате, физкультминутка, решение проблемной ситуации. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Коммуникация» (развитие монологической и диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками) и «Социализация» (умение по примеру взрослого выражать доброжелательность, сопереживать настроению других людей), «Здоровье» (дыхательная гимнастика), «Физическая культура» (физкультминутка).
В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых воспитатель побуждал детей к самостоятельной, эвристической деятельности, применению накопленного опыта. Например, при угадывании сказок по вопросам воспитателя.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».
Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д.). Старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Все, что было запланировано, удалось реализовать в полном объеме. Для этого была проведена предварительная работа с детьми:
— подготовка сюжетных картинок по сказкам в электронном виде.
Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000.
2Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. — М, 2003.
3. Л.В. Белкина, «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», ТЦ «Учитель», 2006г.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 255 с.
5. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. — М.: Педагогика, 2003
6. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание — 2005. — N 1.
7. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 9.
8. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001.
9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
10. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду /Дошкольное воспитание, /2004. — N 11
11. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. — N10.
12. Кравцова Е.Е. «Разбудить в ребенке Волшебника» М.: Просвещение, 2007
13. http: / / www. Maam. ru — detskijsad / konspekt — otkrytogo -zanjatija-po-razvitiju-rechi.
Следующая > |