Мастер-класс «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»


Преемственность поколений

С детского сада начиная, тема патриотизма должна присутствовать в воспитании. Если в начальных классах школьнику нравится выполнять задание патриотическая поделка в школу, значит, ребёнок развивается в правильном направлении.

Из него растёт гражданин страны. Когда множество людей, особенно молодых, инициативных – чувствуют сопричастность друг к другу на всём пространстве необъятной страны – дела будут делаться хорошие, с чистыми помыслами.

Тут поделка – Вечный огонь – как символ преемственности славных страниц истории. С живым огнём, сделанным из цветной бумаги. Украшенный обрамлением из зелёной травы по сторонам. Как напоминание о том, что надо беречь заветы предков. Беречь свою Родину.

Мастер-класс на тему: «Все начинается с детства…» по нравственно — патриотическому воспитанию

1 слайд. Мастер- класс на тему: « Все начинается с детства… » 2 слайд. Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи: — повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно – патриотического воспитания; — обобщить знания педагогов о целях, задачах и средствах с помощью которых определяется нравственно – патриотическое воспитание дошкольников; — развивать способ анализа своей деятельности и деятельности другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт; — способствовать приобретению опыта коллективной работы. 3 слайд. Для детей: Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачами нравственно- патриотического воспитания дошкольников являются: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, до му, детскому саду, улице, селу формирование бережного отношения к природе и всему живому воспитание уважения к труду развитие интереса к русским традициям и промыслам формирование элементарных знаний о правах человека расширение представлений о городах России знакомство детей с символами государства ( герб, флаг, гимн) развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. 4 слайд. Актуальность. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в историю некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средство массовой информации усиленно пропагандируют западный, чужой нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно- патриотического воспитания детей. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. 5 слайд. Умные мысли. Большое внимание воспитанию чувству ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам, он вообще должен приобрести опыт переживания человеческого чувства. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие абстрактные для него понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство долга по отношению к родителям глубоко социально, складывается оно по крупицам и вместе с взрослением ребенка перерастает в чувство более высокое – чувство долга по отношению к обществу, Родине. Из всего вышесказанного следует, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека, и игровая деятельность поможет нам реализовать наши цели и задачи по нравственно- патриотическому воспитанию. Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появит ься этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России. 6 слайд. Начать наш разговор хочется со старой притчи. Притча «Проросшее семечко» Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: — Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые – трудно и остаются непрочны в нём? — Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец. — Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастёт, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики. — Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры. Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении. Поэтому нам педагогам нужно показать и рассказать детям, где мы должны хранить плохое семя, что бы никто в итоге не пострадал. 7 слайд. Задание. Педагогические ситуации. Прокомментируйте ситуации и найдите выход. В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист. Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть? ». Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего! ». 2. Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини- музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали. В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем- то из ребят: «А Ирина Андреевна( это няня группы, в которой была организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках! » 8 слайд. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм- сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки. «Узнай и назови пословицу по картинке»- п оказ картинок. Давайте и мы сейчас их вспомним: 9 слайд. 1. «Нет милее дружка, чем родная матушка» 10 слайд. 2. «Вся семья вместе, так и душа на месте» 11 слайд. 3. «Когда в семье лад, не нужен и клад» 12 слайд. 4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна» Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков. 13 слайд про ремесло. Педагог: В старину детей с трех летнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства. Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын- мешочек; у мамы веретено, у дочки- веретенце. Что ж, и нам нечего без дела сидеть! Задание 2. Рукодельница. Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу. 1 задание – изготовление домашних тапочек из ткани и устилок; 2 задание – изготовление печенья из печенья, масло, орехов, какао, сахара; 3 задание – изготовление прихватки из ткани и украшение элементами декора. Работа с залом. «Мозговая атака». Разгадывание ребуса. 10566406858000 14 слайд. 75879614323200 Герб 15 слайд. 75870427114500 Гимн 16 слайд. 82931029019500 Россия 17 слайд. Честь 758825- 44323000 18 слайд. 85090025019000 Родина 19 слайд. 85105013722400 Москва 20 слайд. 7588113492500 Война 21 слайд. 78955412066400 Победа 22 слайд. 7848602667000 Ордена 23 слайд. Память Слайд. «Черный ящик». Внимание! Вопрос! В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…. . ( Самовар) . Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из- за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это…( Яблоко) Подведение итогов Ремесел. слайд. Клип песни о Родине( красивый) . Рефлексия «Всё в наших руках» На основании проведенного мастер- класса, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно- патриотических чувств у дошкольников. Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам. «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. » А. С. Макаренко Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей в Ваших руках! ! ! Список литературы: Ветохина А. Я. «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Санкт- Петербург: «Детство- пресс», 2012г. Маханёва М. Д. «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников». — М: «Сфера», 2010г. Зеленова Н. Г. , Осипова Л. Е. «Мы живём в России». — Москва, 2009г. Козлова С. А. «Мой мир». — М: «Сфера», 2010г. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании детей». – М: , 2010г. Мосалова «Я и мир». – М. : «Детство», 2013г. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». – М: « Линк а- Пресс», 209г. Шорыгина Т. А. Родные сказки «Нравственно- патриотическое воспитание». — М: «Прометей; Книголюб», 2010г.

Разнообразие подходов к проблеме

Чаще всего военно-патриотические поделки не требуют особого расхода материала. Для изготовления нужно иметь:

  • ножницы;
  • картон и бумагу;
  • карандаш;
  • краски;
  • клей.

Применяя всё это, при умелом обращении с материалом, можно создать даже такие поделки, которые можно послать на выставку.

Но ведь патриотическая тематика шире, чем просто военная тема. Тут широкое поле для творчества. Вот, к примеру, макет памятника Родина-мать. Малышу это трудно сделать. А вот старшекласснику, если он хорошо лепит и рисует – посильная задача.

Сделать макет из гипса. И если получится – родители могут гордиться таким сыном или дочерью. Пусть гипс и мягкий материал, но создать из него скульптуру в миниатюре – не каждый сможет.

Историческая правдивость

При выполнении таких поделок важно соблюдать историческую правду. Ещё в самом начале, когда делается патриотическая поделка в детский сад, нужно помогать ребёнку отделять вымысел. Чтобы правда исторической действительности страны и народа сохранялась в поколениях

Надо объяснять, что Зоя Космодемьянская не была сумасшедшей, когда не выдала товарищей. Что она героиня. Что Матросов закрыл собой амбразуру с пулемётом, спасал товарищей сознательно, а не споткнулся.

Как пишут теперь недруги России. Надо объяснять ребёнку, что если бы не было тех подвигов, то и нас бы не было.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]