Циклограмма деятельности воспитателя разных групп, взаимодействие с детьми

Работа воспитателя детского сада предполагает четкое и грамотное планирование всего учебного и воспитательного процесса. При этом приходится учитывать множество различных факторов, включающих в себя специфику каждого возраста воспитанников, уровень обучаемости и внимательности конкретного ребенка, необходимость использования большого количества разнообразных методов воспитания и обучения в течение одного дня. В этом случае на помощь приходит циклограмма деятельности воспитателя ДОУ по ФГОС. С ее помощью каждый воспитатель сможет распланировать свою работу таким образом, чтобы она соответствовала возрасту детей в группе, вмещала в себя необходимый объем знаний, не перегружала детей, способствовала качественному образованию и воспитанию, соответствуя при этом требованиям передовой педагогической науки.

Что такое циклограмма

Сам термин «циклограмма» является заимствованным. Ранее он использовался в космической отрасли, и обозначал расписание команд, которые передавались управляемому аппарату (ракете, спутнику) автоматическими системами или людьми из Центра управления полетами. Также термин применяется и в других отраслях промышленности, связанных с регулярным, цикличным повторением процессов.

Изначально термин был предложен в позапрошлом веке для исследования движений.

В применении к педагогике циклограммой называют одну из форм планирования образовательного и воспитательного процесса в детском учреждении. Она применяется и в детских дошкольных учреждениях (садах, детдомах, интернатах, специализированных заведениях), и в школах.

Составляется циклограмма своей деятельности специалистами разного типа и уровня, то есть от младшего воспитателя до старшего и так вплоть до администрации ДОУ и профильных специалистов – дефектологов, логопедов, психологов, предметников и так далее.

Циклограмма может быть рассчитана на работу в течение различных временных отрезков. Если в документе планируются мероприятия на разное время, то она может иметь вид списка. При этом в нее сначала вносятся виды ежедневной деятельности воспитателя, а затем уже идет список мероприятий, проводящихся каждую неделю, и так далее. Если в циклограмме планируется еженедельная работа воспитателя, то она должна иметь вид таблицы.

Циклограмма деятельности воспитателя с детьми является опорной частью составления всей остальной плановой документации. На ее базе компонуется рабочая программа, она помогает в грамотном, четком составлении календарного плана, помогает экономить время на работу с документами.

Распределить нагрузку образовательной программы

Согласно требованиям ФГОС цель программы должна быть в разностороннем развитии ребенка и подготовке к школе. На этапе распределения программы нужно правильно скомбинировать самостоятельную работу с групповой и учесть все основные направления развития. Одноразовые задачи, такие как родительские собрания или подготовку к праздникам, лучше вынести в отдельный список.

Пример таблицы по распределению программы:

Учебная программа состоит из 4-х основных направлений развития. Во время занятий любого направления воспитатель следит, чтобы все дети были увлечены и никто не скучал.

Физическое развитие

Главная задача физического развития – сделать детей подвижными. Попутно дети развивают координацию, силу, скорость и овладевают основными движениями. Заполняя раздел циклограммы о физическом развитии, нужно включить утреннюю зарядку, упражнения и активные игры после обеда. Что касается самостоятельного развития, не забудьте добавить в план одиночные спортивные игры, например, катание на велосипеде или на санках.

Социально-личностное развитие

Основная задача социально-личностного развития научить детей общепринятым нормам поведения, общению с другими ребятами и со взрослыми, а также сформировать ценность к собственному и чужому труду.

Чтобы развивать детей в этом направлении, воспитатели:

  • дают детям поручения и назначают на дежурства,
  • проводят индивидуальные и совместные игры, типа “Море волнуется раз”,
  • просят детей о помощи в расстановке инвентаря,
  • проводят беседы, подчеркивая пользу режимных моментов,
  • побуждают общаться с другими ребятами.

Познавательно-речевое развитие

Занимаясь познавательно-речевым направлением дети учатся взаимодействовать с окружающим миром – наблюдают за природой, развивают любопытство, общаются с ребятами и формируют собственную картину мира. Задача воспитателя – побудить детей разговаривать и поддержать интерес к внешнему миру.

Включите в циклограмму следующие задачи:

  • найти отличия на рисунках,
  • посмотреть и обсудить мультики,
  • поиграть в формате диалога и обсуждений.

Не забудьте добавить самостоятельные занятия для детей, чтобы они читали короткие стихи или собирали пазлы, разрисовывали “умные раскраски” или играли в настольные развивающие игры. Кроме групповых и самостоятельных занятий в развитии речи важен индивидуальный диалог с воспитателем. В циклограмме вы указываете тему и цель беседы. Например, поговорить с ребенком о его семье, о растениях, о друзьях, об одежде.

Художественно-эстетическое развитие

Музыка, рисование и чтение помогают ребенку развивать творчество и выражать себя через искусство.

В циклограмме должны быть:

  • игра на бубне, колокольчиках, небольшом барабане,
  • лепка и аппликации,
  • танцы и пение, прослушивание музыки,
  • рисование и конструирование.

Художественно-эстетическое развитие должно проходить как в группе, так и во время индивидуальных занятий.

Ознакомление и дополнение

Разобраться в этой теме мне предложила одна из моих читательниц – младший воспитатель в группах детей с ОВЗ, которой приходится трудиться за одну ставку на двух должностях, выполняя дополнительные обязанности коридорной няни.

Как известно, общедоступные циклограммы младших воспитателей могут лишь примерно указывать на распорядок рабочего дня, а вот четкий инструктаж и ознакомление с должностными обязанностями сотрудник получает во время устройства на работу от непосредственного руководителя – заведующего ДОУ.

Особенно внимательно следует изучать документацию будущим сотрудникам частных детских садиков, так как руководство имеет право дополнять циклограмму младшего воспитателя по ФГОС своими требованиями, если они не идут в разрез с законодательством РФ.

Все совместить

Когда вы составили режим дня и расписали учебную программу, у вас есть вся информация для составления циклограммы.

Форма итоговой циклограммы может выглядеть следующим образом:

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник статьи: https://www.akbiz.ru/publications/doshkolnoye_obrazovaniye/ciklogramma-dlya-vospitatelya-po-fgos-sovety-po-sostavleniyu

Особенности должностной инструкции

Унифицированного стандарта по составлению должностных инструкций не существует. В связи с этим каждая организация имеет право вносить свои изменения в этот документ. Несмотря на большую степень свободы, многие работодатели придерживаются единой структуры инструкции, состоящей из четырех глав:

  1. «Общие положения»;
  2. «Должностные обязанности»;
  3. «Права»;
  4. «Ответственность».

В данном случае к указанному плану был также добавлен пункт «Взаимодействие» — его присутствие объясняется спецификой работы воспитателя и необходимостью частых контактов с сотрудниками.

Важно! Должностная инструкция распечатывается в единственном экземпляре – для каждого работника. В задачи младшего воспитателя входит ознакомление с ее содержанием и подтверждение согласия своей подписью. Помимо сотрудника документ также подписывается руководителем учреждения.

Содержание инструкции

В верхнем правом углу документа место отводится для руководителя организации (в конкретном случае – для заведующего). Среди данных, которые должны быть отражены в этой части, числятся:

  • занимаемая должность;
  • наименование ДОУ;
  • Ф.И.О.;
  • подпись и расшифровка.

Основная часть

Первый раздел инструкции посвящается общим вопросам, таким как оповещение сотрудника о системе рабочей иерархии и предоставление общих сведений о законодательной базе документа. Указывается лицо, которому младший воспитатель обязывается подчинятся, и которое производит прием на работу и последующее увольнение – заведующий ДОУ.

Далее идет ознакомление с минимальными требованиями к квалификации работника. В рассматриваемом случае детский сад соглашается взять соискателя без опыта работы, однако наличие у него теоретических знаний в сфере педагогики является обязательным пунктом.

В завершении приводятся все документально закрепленные акты, которые регулируют права как сотрудника, так и работодателя. К числу этих документов относятся как Федеральные законы, так и локальные правила, выработанные в конкретной организации.

Второй раздел

Второй раздел полностью посвящен перечислению обязанностей, выполнения которых наниматель будет требовать от сотрудника. Поскольку каждое учреждение имеет свои особенности функционирования, содержание этой главы варьируется. К примеру, в одном детском саду может быть один младший-воспитатель на группу, а в другом – несколько. Это приведет к разделению функций между сотрудниками.

Третий раздел

Третий раздел затрагивает права младшего воспитателя и перечисляет те сферы деятельности, в которых он может проявить инициативу. В процессе использования своих прав работник получает возможность взаимодействовать как с вышестоящими, так и с нижестоящими сотрудниками. Целью такого общения является повышение эффективности выполняемой работы, а также устранение возникающих неполадок.

Четвертый раздел

Четвертый раздел указывает на границы ответственности сотрудника и содержит перечень действий, за которые тот может понести наказание. В качестве наказания работодатель вправе использовать увольнение, временное отстранение от должности, штраф и так далее. Характер применяемой санкции зависит от того, какой именно закон был нарушен.

Пятый раздел

Пятый раздел посвящается проблемам коммуникации младшего воспитателя со своими коллегами. К примеру, он имеет право обратиться к воспитателю с предложением провести профилактическую беседу с воспитанником – при наличии объективной причины. Также сотрудник может взаимодействовать с завхозом или медработником, поскольку для решения многих вопросов требуется вовлеченность нескольких коллег.

В конце инструкции указываются данные младшего воспитателя, а именно:

  • Ф.И.О.;
  • наименование дошкольного образовательного учреждения;
  • паспортные данные;
  • подпись;
  • дата ознакомления с инструкцией.

Примерная циклограмма

Работа двух младших воспитателей по сменно: 1 смена с 07.30 ч. до 13.00 2 смена с 13.00 ч до 18.00

Если на группе один младший воспитатель, рабочий день короче. За более точной информацией обращайтесь к своему работодателю.

Циклограмма младшего воспитателя
7.30-8.00Начало рабочей смены. Протирание пыли во всех помещениях группы. Проветривание спальни.
8.00 – 8.10Получение завтрака. Сервировка столов.
8.10 – 8.30

Завтрак.

Раскладывание пищи по тарелочкам. Встреча детей. Помочь детям сесть за стол. Постоянно находится у стола, убирает посуду. Провожает и встречает детей из уборной.
8.30-9.00Убирает, моет, замачивает посуду. Протирает столы, пол. Проветривает группу.
9.00-9.40Уборка согласно графику. Влажная уборка спальной комнаты.
9.40-9.55Сервировка стола. Второй завтрак. Мытьё посуды.
9.55-10.00Отправляет поевших детей в уборную комнату, выполнение требований КГН.
10.00-11.50

11.40

Получение обеда

Проветривание групповых помещений. Влажная уборка. Сопровождает детей во время прогулки. Подготовка кроватей ко сну детей (расправление). Сервировка столов.
11.50-12.15 Встречает детей, помогает детям снять обувь. Провожает детей в группу.

Помогает детям снять одежду. Раскладывает пищу (1 блюдо).

12.15-12.45

Обед.

Постоянно находится возле стола. Убирает посуду, накладывает 2-е блюдо. Контролирует КГН детей и сопровождает их в спальню. Помогает раздеться. Замачивает посуду.
12.45-14.00Проветривание групповой комнаты. Мытьё посуды. Влажная уборка.
14.00-14.30Перерыв.
14.45. Получает полдник.

Сервировка столов. Раскладывание пищи.

15.00-15.10 Помощь детям во время закаливающих мероприятий.

Помощь в одевании и обувании. Причесывание детей.

15.10-15.30

Полдник.

Встречает детей из спальни, приглашает за стол, помогает сесть за стол. Заправляет кровати. Проветривает спальню.

Сопровождает детей в уборную комнату после приема пищи. Убирает, моет посуду.

15.30-16.00 Уборка по графику. Организует деятельность по заданию воспитателя. Проветривает групповые помещения.

16.00. Получает ужин.

16.10. -18.00. Ужин Сервировка столов.

Раскладывает пищу. Встречает детей у стола, помогает сесть. Находится у стола, убирает посуду.

Замачивание посуды. Мытьё посуды. Влажная уборка. Вынос мусора. Уход домой.

Надеюсь, я смогла раскрыть тему вопросов о работе младших воспитателей. Пишите, спрашивайте – я всегда рада помочь. На этом все. Не забывайте подписываться на обновления блога и приглашать в нашу дружную компанию друзей. До свидания и до новых тем!

С уважением Татьяна Сухих

Кстати, рекомендую прочитать:

Быть во всеоружии

Так или иначе, решившись на должность младшего педагога нужно быть готовым к тому, что работы много, а оплаты мало. Ранее я уже рассказывала в статье «Обязанности младшего воспитателя – кому они подходят?» отличительные особенности няни и младшего воспитателя.

Последний помогает основному специалисту с воспитательной частью и организационной работой. Он должен иметь средне-специальное образование как минимум.

Таким образом, чтобы быть во всеоружии, лучше обратиться к дополнительным ресурсам повышения квалификации. Офлайн вебинары и курсы, по моему мнению, это отличное решение повышения квалификации для специалиста ДО.

И вот еще один вариант, для того, чтобы пройти профессиональную переподготовку по программе педагогического образования в специализациях: воспитатель-гувернер, младший воспитатель, помощник воспитателя, воспитатель-аниматор.

Однако вернемся к вопросам нашей читательницы – что гласит нам должностная инструкция младшего воспитателя-няни в соответствие с правилами ФГОС?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]