Работа воспитателя детского сада предполагает четкое и грамотное планирование всего учебного и воспитательного процесса. При этом приходится учитывать множество различных факторов, включающих в себя специфику каждого возраста воспитанников, уровень обучаемости и внимательности конкретного ребенка, необходимость использования большого количества разнообразных методов воспитания и обучения в течение одного дня. В этом случае на помощь приходит циклограмма деятельности воспитателя ДОУ по ФГОС. С ее помощью каждый воспитатель сможет распланировать свою работу таким образом, чтобы она соответствовала возрасту детей в группе, вмещала в себя необходимый объем знаний, не перегружала детей, способствовала качественному образованию и воспитанию, соответствуя при этом требованиям передовой педагогической науки.
Что такое циклограмма
Сам термин «циклограмма» является заимствованным. Ранее он использовался в космической отрасли, и обозначал расписание команд, которые передавались управляемому аппарату (ракете, спутнику) автоматическими системами или людьми из Центра управления полетами. Также термин применяется и в других отраслях промышленности, связанных с регулярным, цикличным повторением процессов.
Изначально термин был предложен в позапрошлом веке для исследования движений.
В применении к педагогике циклограммой называют одну из форм планирования образовательного и воспитательного процесса в детском учреждении. Она применяется и в детских дошкольных учреждениях (садах, детдомах, интернатах, специализированных заведениях), и в школах.
Составляется циклограмма своей деятельности специалистами разного типа и уровня, то есть от младшего воспитателя до старшего и так вплоть до администрации ДОУ и профильных специалистов – дефектологов, логопедов, психологов, предметников и так далее.
Циклограмма может быть рассчитана на работу в течение различных временных отрезков. Если в документе планируются мероприятия на разное время, то она может иметь вид списка. При этом в нее сначала вносятся виды ежедневной деятельности воспитателя, а затем уже идет список мероприятий, проводящихся каждую неделю, и так далее. Если в циклограмме планируется еженедельная работа воспитателя, то она должна иметь вид таблицы.
Циклограмма деятельности воспитателя с детьми является опорной частью составления всей остальной плановой документации. На ее базе компонуется рабочая программа, она помогает в грамотном, четком составлении календарного плана, помогает экономить время на работу с документами.
Распределить нагрузку образовательной программы
Согласно требованиям ФГОС цель программы должна быть в разностороннем развитии ребенка и подготовке к школе. На этапе распределения программы нужно правильно скомбинировать самостоятельную работу с групповой и учесть все основные направления развития. Одноразовые задачи, такие как родительские собрания или подготовку к праздникам, лучше вынести в отдельный список.
Пример таблицы по распределению программы:
Учебная программа состоит из 4-х основных направлений развития. Во время занятий любого направления воспитатель следит, чтобы все дети были увлечены и никто не скучал.
Физическое развитие
Главная задача физического развития – сделать детей подвижными. Попутно дети развивают координацию, силу, скорость и овладевают основными движениями. Заполняя раздел циклограммы о физическом развитии, нужно включить утреннюю зарядку, упражнения и активные игры после обеда. Что касается самостоятельного развития, не забудьте добавить в план одиночные спортивные игры, например, катание на велосипеде или на санках.
Социально-личностное развитие
Основная задача социально-личностного развития научить детей общепринятым нормам поведения, общению с другими ребятами и со взрослыми, а также сформировать ценность к собственному и чужому труду.
Чтобы развивать детей в этом направлении, воспитатели:
- дают детям поручения и назначают на дежурства,
- проводят индивидуальные и совместные игры, типа “Море волнуется раз”,
- просят детей о помощи в расстановке инвентаря,
- проводят беседы, подчеркивая пользу режимных моментов,
- побуждают общаться с другими ребятами.
Познавательно-речевое развитие
Занимаясь познавательно-речевым направлением дети учатся взаимодействовать с окружающим миром – наблюдают за природой, развивают любопытство, общаются с ребятами и формируют собственную картину мира. Задача воспитателя – побудить детей разговаривать и поддержать интерес к внешнему миру.
Включите в циклограмму следующие задачи:
- найти отличия на рисунках,
- посмотреть и обсудить мультики,
- поиграть в формате диалога и обсуждений.
Не забудьте добавить самостоятельные занятия для детей, чтобы они читали короткие стихи или собирали пазлы, разрисовывали “умные раскраски” или играли в настольные развивающие игры. Кроме групповых и самостоятельных занятий в развитии речи важен индивидуальный диалог с воспитателем. В циклограмме вы указываете тему и цель беседы. Например, поговорить с ребенком о его семье, о растениях, о друзьях, об одежде.
Художественно-эстетическое развитие
Музыка, рисование и чтение помогают ребенку развивать творчество и выражать себя через искусство.
В циклограмме должны быть:
- игра на бубне, колокольчиках, небольшом барабане,
- лепка и аппликации,
- танцы и пение, прослушивание музыки,
- рисование и конструирование.
Художественно-эстетическое развитие должно проходить как в группе, так и во время индивидуальных занятий.
Ознакомление и дополнение
Разобраться в этой теме мне предложила одна из моих читательниц – младший воспитатель в группах детей с ОВЗ, которой приходится трудиться за одну ставку на двух должностях, выполняя дополнительные обязанности коридорной няни.
Как известно, общедоступные циклограммы младших воспитателей могут лишь примерно указывать на распорядок рабочего дня, а вот четкий инструктаж и ознакомление с должностными обязанностями сотрудник получает во время устройства на работу от непосредственного руководителя – заведующего ДОУ.
Особенно внимательно следует изучать документацию будущим сотрудникам частных детских садиков, так как руководство имеет право дополнять циклограмму младшего воспитателя по ФГОС своими требованиями, если они не идут в разрез с законодательством РФ.
Все совместить
Когда вы составили режим дня и расписали учебную программу, у вас есть вся информация для составления циклограммы.
Форма итоговой циклограммы может выглядеть следующим образом:
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Источник статьи: https://www.akbiz.ru/publications/doshkolnoye_obrazovaniye/ciklogramma-dlya-vospitatelya-po-fgos-sovety-po-sostavleniyu
Особенности должностной инструкции
Унифицированного стандарта по составлению должностных инструкций не существует. В связи с этим каждая организация имеет право вносить свои изменения в этот документ. Несмотря на большую степень свободы, многие работодатели придерживаются единой структуры инструкции, состоящей из четырех глав:
- «Общие положения»;
- «Должностные обязанности»;
- «Права»;
- «Ответственность».
В данном случае к указанному плану был также добавлен пункт «Взаимодействие» — его присутствие объясняется спецификой работы воспитателя и необходимостью частых контактов с сотрудниками.
Важно! Должностная инструкция распечатывается в единственном экземпляре – для каждого работника. В задачи младшего воспитателя входит ознакомление с ее содержанием и подтверждение согласия своей подписью. Помимо сотрудника документ также подписывается руководителем учреждения.
Содержание инструкции
В верхнем правом углу документа место отводится для руководителя организации (в конкретном случае – для заведующего). Среди данных, которые должны быть отражены в этой части, числятся:
- занимаемая должность;
- наименование ДОУ;
- Ф.И.О.;
- подпись и расшифровка.
Основная часть
Первый раздел инструкции посвящается общим вопросам, таким как оповещение сотрудника о системе рабочей иерархии и предоставление общих сведений о законодательной базе документа. Указывается лицо, которому младший воспитатель обязывается подчинятся, и которое производит прием на работу и последующее увольнение – заведующий ДОУ.
Далее идет ознакомление с минимальными требованиями к квалификации работника. В рассматриваемом случае детский сад соглашается взять соискателя без опыта работы, однако наличие у него теоретических знаний в сфере педагогики является обязательным пунктом.
В завершении приводятся все документально закрепленные акты, которые регулируют права как сотрудника, так и работодателя. К числу этих документов относятся как Федеральные законы, так и локальные правила, выработанные в конкретной организации.
Второй раздел
Второй раздел полностью посвящен перечислению обязанностей, выполнения которых наниматель будет требовать от сотрудника. Поскольку каждое учреждение имеет свои особенности функционирования, содержание этой главы варьируется. К примеру, в одном детском саду может быть один младший-воспитатель на группу, а в другом – несколько. Это приведет к разделению функций между сотрудниками.
Третий раздел
Третий раздел затрагивает права младшего воспитателя и перечисляет те сферы деятельности, в которых он может проявить инициативу. В процессе использования своих прав работник получает возможность взаимодействовать как с вышестоящими, так и с нижестоящими сотрудниками. Целью такого общения является повышение эффективности выполняемой работы, а также устранение возникающих неполадок.
Четвертый раздел
Четвертый раздел указывает на границы ответственности сотрудника и содержит перечень действий, за которые тот может понести наказание. В качестве наказания работодатель вправе использовать увольнение, временное отстранение от должности, штраф и так далее. Характер применяемой санкции зависит от того, какой именно закон был нарушен.
Пятый раздел
Пятый раздел посвящается проблемам коммуникации младшего воспитателя со своими коллегами. К примеру, он имеет право обратиться к воспитателю с предложением провести профилактическую беседу с воспитанником – при наличии объективной причины. Также сотрудник может взаимодействовать с завхозом или медработником, поскольку для решения многих вопросов требуется вовлеченность нескольких коллег.
В конце инструкции указываются данные младшего воспитателя, а именно:
- Ф.И.О.;
- наименование дошкольного образовательного учреждения;
- паспортные данные;
- подпись;
- дата ознакомления с инструкцией.
Примерная циклограмма
Работа двух младших воспитателей по сменно: 1 смена с 07.30 ч. до 13.00 2 смена с 13.00 ч до 18.00
Если на группе один младший воспитатель, рабочий день короче. За более точной информацией обращайтесь к своему работодателю.
Циклограмма младшего воспитателя | |
7.30-8.00 | Начало рабочей смены. Протирание пыли во всех помещениях группы. Проветривание спальни. |
8.00 – 8.10 | Получение завтрака. Сервировка столов. |
8.10 – 8.30 Завтрак. | Раскладывание пищи по тарелочкам. Встреча детей. Помочь детям сесть за стол. Постоянно находится у стола, убирает посуду. Провожает и встречает детей из уборной. |
8.30-9.00 | Убирает, моет, замачивает посуду. Протирает столы, пол. Проветривает группу. |
9.00-9.40 | Уборка согласно графику. Влажная уборка спальной комнаты. |
9.40-9.55 | Сервировка стола. Второй завтрак. Мытьё посуды. |
9.55-10.00 | Отправляет поевших детей в уборную комнату, выполнение требований КГН. |
10.00-11.50 11.40 Получение обеда | Проветривание групповых помещений. Влажная уборка. Сопровождает детей во время прогулки. Подготовка кроватей ко сну детей (расправление). Сервировка столов. |
11.50-12.15 | Встречает детей, помогает детям снять обувь. Провожает детей в группу. Помогает детям снять одежду. Раскладывает пищу (1 блюдо). |
12.15-12.45 Обед. | Постоянно находится возле стола. Убирает посуду, накладывает 2-е блюдо. Контролирует КГН детей и сопровождает их в спальню. Помогает раздеться. Замачивает посуду. |
12.45-14.00 | Проветривание групповой комнаты. Мытьё посуды. Влажная уборка. |
14.00-14.30 | Перерыв. |
14.45. | Получает полдник. Сервировка столов. Раскладывание пищи. |
15.00-15.10 | Помощь детям во время закаливающих мероприятий. Помощь в одевании и обувании. Причесывание детей. |
15.10-15.30 Полдник. | Встречает детей из спальни, приглашает за стол, помогает сесть за стол. Заправляет кровати. Проветривает спальню. Сопровождает детей в уборную комнату после приема пищи. Убирает, моет посуду. |
15.30-16.00 | Уборка по графику. Организует деятельность по заданию воспитателя. Проветривает групповые помещения. 16.00. Получает ужин. |
16.10. -18.00. Ужин | Сервировка столов. Раскладывает пищу. Встречает детей у стола, помогает сесть. Находится у стола, убирает посуду. Замачивание посуды. Мытьё посуды. Влажная уборка. Вынос мусора. Уход домой. |
Надеюсь, я смогла раскрыть тему вопросов о работе младших воспитателей. Пишите, спрашивайте – я всегда рада помочь. На этом все. Не забывайте подписываться на обновления блога и приглашать в нашу дружную компанию друзей. До свидания и до новых тем!
С уважением Татьяна Сухих
Кстати, рекомендую прочитать:
Быть во всеоружии
Так или иначе, решившись на должность младшего педагога нужно быть готовым к тому, что работы много, а оплаты мало. Ранее я уже рассказывала в статье «Обязанности младшего воспитателя – кому они подходят?» отличительные особенности няни и младшего воспитателя.
Последний помогает основному специалисту с воспитательной частью и организационной работой. Он должен иметь средне-специальное образование как минимум.
Таким образом, чтобы быть во всеоружии, лучше обратиться к дополнительным ресурсам повышения квалификации. Офлайн вебинары и курсы, по моему мнению, это отличное решение повышения квалификации для специалиста ДО.
И вот еще один вариант, для того, чтобы пройти профессиональную переподготовку по программе педагогического образования в специализациях: воспитатель-гувернер, младший воспитатель, помощник воспитателя, воспитатель-аниматор.
Однако вернемся к вопросам нашей читательницы – что гласит нам должностная инструкция младшего воспитателя-няни в соответствие с правилами ФГОС?