Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Образовательная область: коммуникация. Интеграция образовательных областей: «здоровье», «социализация». Название НОД: развитие речи. Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев». Коррекционно – образовательные задачи: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества; закреплять умения связно, последовательно, выразительно передавать содержание сказки без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; использовать выразительные средства (интонация, мимика, жесты), учить замечать несоответствие тексту в пересказах друг другу, правильно оценивать ситуацию. Коррекционно – развивающие задачи: развивать зрительную и слуховую память, внимание; координацию и двигательную активность; выразительность речи, коммуникативные навыки. Коррекционно – воспитателные задачи: воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, уверенность в себе, умение устанавливать партнёрские взаимоотношения во время коллективного пересказа. Словарь: слова, обозначающие эмоциональные состояния – ласковая, испуганная, жадная, злая, удивлённая, встревоженная, указ, зябнут, фотовыставка, Терентьюшко. Демонстрационный материал: изображение лисиц в разных эмоциональных состояниях, мольберт, шаль для сказочницы, шапочки лисы и тетерева, кукла бибабо лиса, макет дерева. Предварительная работа: чтение русских народных сказок с участием лисы, рассматривание иллюстраций тетерева, чтение рассказа Г. Скребицкого «Тетерюк». Ход НОД. 1. Организационный момент. — У меня для вас, ребята, сюрприз, сегодня на занятие у нас будет гость. А кто это, попробуйте, отгадайте. Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет. — Почему вы решили, что это лиса? ( Ответы детей) — Давайте посмотрим, так ли это. (Убираем ширму, на подставке кукла бибабо лисы, на шее у неё фотоаппарат) 2. Вступительная беседа. — Здравствуй, Лисичка, мы рады тебя видеть. С чем к нам пожаловала? — Здравствуйте, ребята. Я очень люблю фотографировать своих подруг и хочу вас пригласить на свою фотовыставку. (Дети подходят к мольберту, на мольберте изображение лисиц в разных эмоциональных состояниях). — Кто здесь изображён? -Какое настроение у лисы на этой фотографии? Как вы думаете, чего или кого она так испугалась? Что задумала эта лиса? Как вы думаете, а почему так разозлилась эта лиса? За что лисе стыдно? — А в каких сказках присутствует персонаж лисы? — Как в сказках ласково называют лису? ( лисичка, лисушка, лисонька, лисичка – сестричка, Лиса Патрикеевна) 3. Чтение сказки «Лиса и тетерев». Видишь, Лисичка, как много о тебе знают ребята. А сегодня хочу прочитать вам ещё одну сказку, которая называется «Лиса и тетерев». Ты его в лесу встречала, а мы с ребятами про эту птицу много читали. Садись, послушай вместе с нами. 4.Чтение произведения. 5. Беседа по содержанию сказки. — Где лиса увидела тетерева? — Что лиса сказала когда увидела тетерева? -Зачем лиса выдумала этот указ? — Почему она так ласково к нему обратилась? — Как Лиса решила перехитрить Тетерева? — Как вы думаете, Тетерев догадался, что Лиса хочет его обмануть? — Что он ответил Лисе? — Как вы думаете, кого имел ввиду тетерев? Кто мог идти по лесу? Что мог нести на плече? Кого вести за собой? — Что ответила лиса? — Почему лиса не стала больше ждать пока тетерев спустится с дерева, а убежала домой? — Кто в этой сказке кого перехитрил? 6. Физминутка. Давайте мы с вами превратимся в лисичек. Раз, два, повернись и в лисичек превратись. У лисицы острый нос У неё пушистый хвост Шуба рыжая лисы Несказанной красоты Я охотница до птицы! Кур ловить я мастерица! Как увижу – подкрадусь! И тихонько затаюсь. После прыгну и схвачу, деткам в норку отнесу. (Повторить 2 раза) 7. Повторное чтение сказки и пересказ её детьми. Сейчас я ещё раз прочту вам сказку «Лиса и Тетерев». А вы слушайте внимательно, запоминайте и попробуете рассказать её сами. 8. Драматизация сказки. Чтобы Лисичке было интересно вас слушать, давайте мы ей не только расскажем, но и покажем. — Кто хочет быть Лисичкой? Кто Тетеревом? Кто сказочницей? — Как ты будешь разговаривать с тетеревом в начале сказки? ( ласково, вкрадчиво) — А как в конце сказки (торопливо испуганно) — А как отвечал лисе тетерев? (спокойно, уверенно) (Дважды пересказать сказку. Оценивая рассказы, обратить внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонации). 9. Итог НОД. — Понравилось тебе. Лисичка, у нас в гостях? — Очень понравилось. Послушала вас – как в театре побывала и решила: не буду фотографом, а буду артисткой. А свои фотографии вам оставлю. Чтобы меня не забывали Бродич Татьяна Николаевна. Воспитатель логопедической группы МБДОУ №24 «Космос»
Следующая >

Занятие

Тема. Развитие связной речи

Цель: обучение пересказу; расширение и активизация словарного запаса; формирование внутреннего плана пересказа; развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование:

магнитная доска(наборное полотно); сюжетная картинка «Лето» и предметные картинки: Маша, дом, клумба, куры, петух, корова, котенок; карточка с восклицательным знаком.

Примечание. Педагоги должны дополнить комплект карти­нок карточкой с восклицательным знаком, которая будет обо­значать предложения, отражающие оценку событий, отноше­ние к происходящему. Например: Маше нравится отдыхать у бабушки. «Какая красивая рыбка.» — подумала Маша. До свидания! и т.п.

Ход занятия

Педагог, прикреплял к магнитной доске (наборному полотну) картинки сверху вниз одну под другой, читает текст:

— Вот и пришло долгожданное лето. Маша поехала к бабушке в деревню. У бабушки большой красивый дом. Под окнами — клумба с цветами. По двору бродят пестрые куры. За ними приглядывает важный петух. Протяжно мычит корова Зорька. Зевает и жмурится на крыльце ма­ленький серый котенок. Маше нравится отдыхать у бабушки.

Поочередно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предло­жении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа, педагог переворачивает картинки че­рез одну тыльной стороной и предлагает одному из детей вос­произвести содержание рассказа.

Такое расположение картинок объясняется тем, что на последующих этапах используются не только предметные картинки (денотаты), но и графические схемы предложений.

Примечание. При возникновении затруднений, ребенок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восста­новить содержание предложения.

После успешного пересказа можно перевернуть все кар­тинки. Количество карточек на доске будет соответствовать количеству предложений в тексте.

Примечание. Обратите внимание — в текстах будут встречать­ся предложения с однородными членами. В этом случае в од­ном ряду могут располагаться две картинки. А количеству предложений в тексте будет соответствовать количество ря­дов картинок. В конце занятия или на следующий день проводится более сложный вид работы. На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Педагог читает текст и после прочтения просит кого-либо из детей расположить кар­тинки в нужной последовательности. Все дети помогают и контролируют правильность выполнения задания. После чего можно еще раз повторить пересказ всего текста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]