Квест-игра по пожарной безопасности«Пожарным можешь ты не быть, но правила ты знать обязан»
Квест-игра по станциям по противопожарной безопасности «Пожарным можешь ты не быть, но правила ты знать обязан»
Цель:
закрепление знаний учащихся о пожарной безопасности посредством игры.
Задачи:
1.закрепить знания о правилах пожарной безопасности; 2.развивать чувство коллективизма, взаимовыручки; 3.организация досуговой деятельности детей.
Подготовительная работа:
учащиеся разбиваются на количество команд по количеству станций ( у меня 10); команды формируются следующим образом: в каждой команде учащиеся с 1по 11 класс (по 1, 2 ученика). Игра проводилась на улице.
Предварительная работа:
подготавливаются маршрутные листы, на каждой станции стоит подготовленный взрослый.
Необходимый инвентарь:
бочка с разметкой, ведра, плакат по противопожарной безопасности, одежда (куртка, каска, варежки и пр. на выбор проводящего), конверт с разрезанной картинкой; медицинский инвентарь (по возможности).
Ход мероприятия: 1. Построение команд. 2.Вступительное слово.
Говорим – огонь нам друг! Но врагом он станет вдруг, Если мы о нем забудем, Отомстит он сразу людям. Пожалеете о том Вы в сражении с огнем. Тут он страшен и суров – И от дома куча дров. -Ребята, все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно все это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится. И, тем не менее, количество пожаров возрастает. Сейчас мы проверим, и закрепим наши знания о пожарной безопасности. Выберите, пожалуйста, капитанов!
3Объяснение правил игры.
-Вы должны быть дружными, быстрыми, ловкими и сообразительными, чтобы выиграть! Но это не значит, что вы должны торопиться! Удачи всем! Ребята начинают движение в соответствии с маршрутными листами.
1станция « Чем тушить пожар».
Учащимся предлагается перечислить все известные им средства тушения пожара (вода, пена, снег, земля, песок, углекислый газ, огнетушители и др). За каждый ответ 1 балл. Затем команде предлагается конверт, в котором находится разрезанная иллюстрация предмета относящегося к пожарной безопасности. Команды должны составить это изображение и назвать его. Затем от каждой команды участник должен рассказать, как им пользоваться. Оценивается правильность и точность выполнения. (Н-р, огнетушитель.)
2 станция «Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог».
Ребята отвечают на вопрос, применяя полученные знания на уроках. Начинают с младших ребят. Можно предложить выбрать необходимые медицинские препараты и инструменты, необходимые в данном случае (шприц, ножницы, бинт, вата, капли в нос, горчичники, зеленка, крем ( то, что ест в наличии). По идее, ребята практически ничего не должны выбрать. Затем взрослый на станции обобщает ответы детей: Различают четыре степени ожога: 1- покраснение кожи, припухлость; 2 — появление пузырей; 3 – в месте ожога образуется струп; 4 – обугливание ткани. Доврачебную помощь оказывают только при первой степени ожога. Сразу же нужно обработать чистой мягкой тканью, смоченной спиртом для обеззараживания и уменьшения боли. Впоследствии на поражённое место можно наложить повязку с фурацилином. Ожоги иных степеней не обрабатывают, их защищают сухой стерильной повязкой. Нельзя при ожогах использовать жир или вазелин, а также растворы “марганцовки» и “зелёнки”, которые затрудняют распознавание степени тяжести ожога. Оценивается работа на станции по 5-бальной системе.
3 станция «Водовозы» .
— Ребята, вспомните, как выглядит знак, который указывает на противопожарный водоем? — Где на территории нашего лагеря расположены эти знаки? -Чем чаще всего тушат пожары? (Водой). — Как должны работать пожарники? (Четко, слаженно). — Вот сейчас вы будете набирать воду в бочку, для этого вы должны выстроиться в цепочку и передавать ведро друг другу! На всю работу вам дается 3 минуты. Подумайте, как вам удобнее встать, кто и что будет делать. (На бочке разметка объема воды, количество и размер ведер на выбор проводящего мероприятие). В листах отмечается количество набранной воды, отмечается насколько четко ребята работали.
4 станция «Без отгадки не загадка»
Ведущий читает загадки каждой команде. За правильный ответ 1 балл. Красная корова всю солому поела. (Огонь.) В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички.) Закопай – не сгниет, кинь в воду – поплывет. (Уголь.) Красный бык стоит, дрожит, черный на небо бежит. (Огонь и дым.) Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра.) От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.) Стоит дом, пятьдесят сестричек в нем. Посоветую я детям, не играйте с домом этим! (Спичечный коробок.) Сколько бы ни ел, никогда сыт не будет. (Огонь.)
5 станция «Девиз пожарной охраны».
Каждой команде выдается отдельный лист с неполными девизами. Ребятам предлагается дописать строчки в девизе. Оцениваются при подведении итогов. • …………………………………………….. Что с огнем шутить нельзя! • Легче, чем пожар тушить, …………………………………………………….
6 станция «Вопрос – ответ»
Ведущий задает вопросы, за правильный ответ – карточку, очки присваиваются по количеству заработанных карточек. Вопросы: 1. Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? (Дыхание.) 2. Ожог, вызванный пламенем, кипятком, паром, прикосновением к горячим металлическим предметам. (Термический.) 3. Средство пожаротушения. (Огнетушитель.) 4. Какой выход надо искать во время эвакуации при пожаре в магазине, кинотеатре и других общественных местах? (Аварийный.) 5. Номер пожарной службы? ( 01.) Дети должны вспомнить и номер вызова машины с сотового телефона! 6. Почему телефон пожарной службы – 01? • 01 – простой, его всякий запомнит, • 01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута, • 01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона. 4. Каковы должны быть ваши действия, если из работающего телевизора или из какого-то другого электроприбора пошёл дым? Ответ: Выдерну вилку из сети и накину на телевизор влажное одеяло. 5. Чем нельзя тушить электропроводку под напряжением? Почему? Ответ: Нельзя тушить водой и пенными огнетушителями, так как вода является проводником электрического тока. 6. Как быть, если загорелся пролитый возле гаража бензин? Ответ: Затушу огнь песком или землёй
7 станция «Самый внимательный»
А) Ребятам предлагаются вопросы на внимание: -Где в нашем здании находятся огнетушители? — Где в здании загородной базы находится пожарный пульт? — Где висит план эвакуации? И др. Б) Подобрать подписи к плакатам. Ребятам предлагается плакат, с правилами пожарной безопасности. Предлагается подобрать подписи под картинками. (Плакат ребятам знаком, он висит при входе в здание лагеря). Оценивается правильность ответов – 1балл.
8 станция «Одень пожарного».
Два стула (скамейки, пеньки на площадке), команда стоит у одного стула, капитан у другого. На стуле куртка, варежки, каска, шланг (скакалка, гимнастическая палка). Каждый ребенок подбегает к капитану, капитан одевает ребенка, тот берет шланг, обегает стул, раздевается. Передает эстафету товарищу. Так проходят эстафету все дети. Учитывается время прохождения и спокойствие в действиях. После прохождения ведущий делает вывод с ребятами о том, что все нужно делать четко, последовательно, без суматохи.
9 станция «Выбор действия».
Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара, и на нём загорелась одежда? Ваши действия по порядку. Объяснить, на чём они основаны. Ребятам дается время подумать и подготовить ответ. Ответ: Нельзя бегать в горящей одежде, пламя от этого только усиливается. Если горит небольшой участок, одежду срывают и гасят вдали легковоспламеняющихся предметов. Когда пламя охватывает большую часть одежды, прежде всего, нужно принять горизонтальное положение, чтобы огонь не распространялся к голове, а затем тушить водой, снегом, песком, жидкой грязью, огнегасительным порошком, можно даже пенный огнетушитель. Пострадавший должен при этом закрыть глаза.
10 станция «Черный ящик».
Ведущий показывает черный ящик, в котором лежит предмет, связанный с пожарной безопасностью. Каждая команда по очереди задает вопросы о содержимом ящика. Ведущий может отвечать только “да”, “нет”, “горячо”, “холодно”. Оценивается по 5-бальной системе за более короткое время отгадывает предмет. (Утюг.)
После подсчета баллов и обсуждения хода игры подводятся итоги. Победителям и участникам призы и дипломы. Ведущий:
Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой. Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести. Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом. Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живете, и школу, в которой учитесь!