Картотека на тему «Подвижные игры по сезонам для второй младшей группы»
5.«Бездомный заяц».
Цель: улучшать быстроту реакции на звуковой сигнал, учить детей играть по правилам
Ход: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки (дома, и каждый встает в него).
«Бездомный заяц»
убегает, а
«охотники»
его догоняют.
«Заяц»
может спастись от
«охотника»
, забежав в любой кружок; тогда
«заяц»
, стаявший в кружке, должен сейчас же убегает, потому что теперь он становится бездомным и
«охотник»
будет ловить его. Как только
«охотник»
поймал зайца, он сам становится
«зайцем»
.
6.«Лохматый пес»
Цель: развивать внимание, быстрый бег; учить по-разному, обозначать предметы в игре.
Ход: дети стоят на одной стороне площадки. Водящий — пес — на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой, уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим, что-то будет!
После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.
7.«Хитрая лиса»
Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность и ловкость.
Ход: играющие стоят в кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором 3 раза (с небольшим интервалом)
спрашивают
(сначала тихо, потом громче)
:
«Хитрая лиса, где ты?»
После третьего вопроса хитрая лиса быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит:
«Я здесь!»
. Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит
(дотрагиваясь рукой)
. После того как лиса поймает 2-3 ребят и отведет их в свой дом, воспитатель произносит:
«В круг!»
. Игра
повторяется
.
8.«Лисичка и курочки»
Цель: развивать быстрый бег, ловкость.
Ход: на одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков)
ходят по площадке, делая вид, что клюют зерна. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат:
«Ку-ка-ре-ку!»
По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается дотронуться до любого из игроков. Если водящему не удается дотронуться до кого-либо из игроков, то он снова водит.
9.«Такой листок — лети ко мне»
Цель: развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь.
Ход: воспитатель с детьми рассматривает листья, упавшие с деревьев. Описывает их, говорит, с какого они дерева. Через некоторое время, раздает детям листья от разных деревьев, находящихся на участке, и просит внимательно его послушать. Показывает лист от дерева и говорит: «У кого такой же листок, бегите ко мне!»
Подвижные игры народов для детей младшего возраста
Быховец Л.А. Подвижные игры народов для детей младшего возраста // Совушка. 2022. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 03.01.2022).
Заказ № 76321
ПРИЛОЖЕНИЕ: Перспективный план знакомства детей младшего возраста с народными подвижными играми
«Давайте детям больше и больше
содержания общего, человеческого,
мирового, но преимущественно
старайтесь знакомить их с этим через
родные и национальные явления»
В. Белинский
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.
Подвижная игра активирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию. Формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир. Активирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.
В процессе воспитания детей на идеях народной педагогики средствами народной игры решается комплекс задач социально-коммуникативного, эмоционально-нравственного, познавательно-речевого, физического развития:
- Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к играм народов Южного Урала.
- Создавать условия для проявления детской игровой культуры.
- Обогащать познавательно-речевую сферу ребенка знанием правил народных игр, основ истории и культуры народов Южного Урала.
- Способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов южноуральского региона.
- Создавать условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.
- Закреплять игровой опыт детей на основе использования нравственных ценностей взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями в большей степени могут использоваться игры, такие как: игры-забавы, игры с народными игрушками (бабинские матрешки, богородские игрушки, яйца-вкладыши и др.), подвижные и хороводные игры.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве, литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные подвижные игры.
С учётом демографических данных в Уральском регионе проживает большой процент представителей русской, башкирской и татарской национальности. Поэтому, на наш взгляд, игры данных народов необходимо использовать в образовательном процессе нашего детского сада.
В жизни современных детей народные игры — это хорошо забытое старое, возвращение на «круги своя». Эти игры прошли испытание временем.
У каждого народа сложилась своя копилка игр. Русская нация общественно образующая, поэтому вокруг неё объединились другие народности.
В народных играх жителей Южного Урала много общего.
Они созданы с целью воспитания детей, развлечения (создавались веками).
Все народные игры относятся к играм с правилами (автор — народ).
Игры имеют игровой зачин в форме считалок и диалогов.
В играх отражается менталитет народа, основные занятия — мусульманские народы — это охота, скотоводство, казачество – охрана границ.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку.
Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом.
Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей, поочерёдно включая подвижные, словесные, хороводные.
Значение народных игр и их развивающий эффект многоплановый:
- В играх народная мудрость.
- С помощью народных игр дошкольники могут познакомиться с менталитетом других народов.
- Народные игры несут информацию о промыслах.
- Уважение другим народам (толерантность)
- Вносят элемент новизны в современную культуру детей
- Сглаживается проблема отцов и детей, т.к. дети не знают, во что играли их родители.
- Терапевтический эффект (получение удовольствия)
В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр, в большей степени, могут использоваться, такие как: игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества), игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.
Подвижные игры в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования еще не доступны малышам. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.
Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников — волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры.
Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. В одной игре малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другой игре прыгают, как зайчики, и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят имитационный характер.
Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Зайцы и волк» и др.).
В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли — волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры — зайцев — двигаться быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей.
Поскольку в играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и взаимоотношения. Малыши приучаются к согласованным коллективным действиям в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: птички быстро улетают в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.
Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в группах раннего возраста особенно популярны.
Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны детям младшего возраста.
Цель: двигательная активность — как фактор, влияющий на здоровый образ жизни. Развитие внимательности, ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях народов через подвижную игру.
Задачи:
- Формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм народов; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность подвижными играми, не только детей, но и их родителей.
- Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.
- Развивать различные виды памяти.
- Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.
- Развивать мыслительные операции через игру.
- Развивать воображение.
- Учить снимать эмоционального напряжения с помощью игры
Литература:
- Бабунова Е., Градусова Л. Левшина Н., Лопатина Е., Обухова С., Турченко В. Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, 2014.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие /авт.-сост. Белкина Л.В. Воронеж: Учитель, 2004.
- Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развитие движений. М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет. М.: ИД РИПОЛ классик, ДОМ. XXI век, 2006.
- Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М., 1994.
- Шишкина В.А. Движение +движение. М.,1992.