Методические рекомендации «Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО»


Методические рекомендации «Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО»

Ершова Елена Викторовна

воспитатель высшей категории

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Республика Коми, г. Сыктывкар

Методические рекомендации

«Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО»

Тезис

Методические рекомендации посвящены вопросам эффективной организации игровой деятельности детей дошкольного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Правильно организованная игровая деятельность для детей в виде сюжетно-ролевой игры способствует развитию их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности.

Методические рекомендации адресованы специалистам дошкольных учреждений: воспитателям, старшим воспитателям.

Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями и интересами родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, фильмы и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

С принятием ФГОС игра действительно становится содержанием и формой организации жизни детей. И сегодня игровые моменты, ситуации и приемы на протяжении всего образовательного процесса в режиме дня включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Именно игра становится сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Современные требования и введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования предлагают нам осознанно переосмыслить подходы в организации образовательного процесса и определить особенности формирования игровой деятельности детей в режиме дня.

«Для реализации образовательной программы ДОУ, построенной в целом на игре, дети должны желать и уметь играть. Для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств детей, сама игра должна иметь определённый уровень развития, соответствующий возрасту».

Стандарт в обязательном порядке требует от педагога обеспечения условий «…для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», «… для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности «(пункт. 3.2.5 ФГОС ДО), что подразумевает «поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства».

Детство и игра – это две половинки единого целого. Проблема организации творческих игр детей дошкольного возраста всегда волновала воспитателей, но сегодня волнует по-особому. Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных в Стандарте. По данным Е.О.Смирновой уровень развития игры современных детей невысок – лишь 5% дошкольников имеют высокий уровень развития игровой деятельности. Прямым следствием недостаточного развития игровой деятельности является ряд проблем, которые фиксируются как специфические характеристики современных детей: — недостаточная социальная компетентность детей – неумение наладить отношения со сверстниками, невозможность самоорганизации детей; — трудности коммуникации: бессодержательное общение, детям неинтересно общаться друг с другом; — снижение энергичности детей, желания активно действовать; — не сформирована потребность играть, дети не проявляют инициативы в игровой деятельности; — несформированность воображения, детям трудно воспринимать информацию на слух, отмечается снижение любознательности; — недоразвитие воли и произвольности, ситуативность поведения; — несформированность психических процессов. Учитывая всё вышеуказанное, постараемся выстроить алгоритм встраивания игры в целостный образовательный процесс. В первую очередь нужно правильно определить место игры в режиме дня и структуре образовательной программы. Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность может продолжаться в течении всего времени пребывания ребёнка в ДОО. Образовательная деятельность в рамках занятий в обязательном порядке включает организацию дидактических игр (подвижные, музыкальные, математические, разнообразные обыгрывания предлагаемого материала и т.п.) в соответствии с содержанием работы по образовательным областям.

На прогулках. либо во вторую половину дня с отдельными детьми или небольшими подгруппами педагог может организовывать досуговые, подвижные, народные, театрализованные игры, игры с правилами и пр. Кроме того, выступая носителем игрового опыта, педагог передаёт его детям в ходе совместных сюжетных игр, которые лучше также организовывать не «фронтально» со всей группой, а с теми детьми, которые сами выражают желание поиграть. Подобная деятельность представляет собой организацию разнообразных культурных практик, о которых говорится в стандарте.

В режиме дня выделяется специальное время для свободной самостоятельной деятельности детей (утром до занятий и во вторую половину дня), ценное время для творчества, когда дети имеют возможность развернуть ту самую свободную самодеятельную («спонтанную») игру (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-экспериментирования, и пр.), о необходимости которой говорится в стандарте. Воспитатель наблюдает за играми детей, чтобы оценить уровень их развития, продумать, какие моменты следует включить впоследствии в совместно разыгрываемые сюжеты, чтобы обогатить игровой опыт детей, помочь в развитии сюжетных линий. Поощряет проявления разнообразной игровой активности, творчества, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнёров, способов и средств реализации собственной деятельности. Важно использовать разнообразные формы организации игровой деятельности в режиме дня: «День игры», «Час игры», «Час творчества», «День театра», «Поиграем в сказку» и др. Так создаются условия для становления и развития возрастных новообразований и целевых ориентиров, ожидаемых у воспитанников к концу дошкольного возраста.

Во-вторых, следует понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Педагог, развёртывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку из двух-трёх многократно повторяющихся действий. По мере накопления впечатлений и игрового опыта у малышей формируются и развиваются игровые действия, они начинают словом обозначать свою роль, понимать условности игровой ситуации. Сюжет игры малышей несложен: в нём дети преимущественно отражают быт семьи, детского сада. Всё это способствует становлению сюжетно-ролевой игры. Руководство играми детей среднего возраста проявляется в обогащении содержания возникающих игр, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры; формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Возникают новые темы, связанные со знаниями, полученными ребёнком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из мультипликационных фильмов и др. Одна игра включает в себя несколько взаимосвязанных игр («Путешествие с доктором Айболитом», «Мини маркет», «Морское путешествие», «Детское кафе», «Цирк»), что способствует расширению тематической направленности сюжетных игр, служит формированию высокого уровня игровой деятельности детей. У детей старшего дошкольного возраста обогащается игровой опыт, появляются более сложные игры. Их содержание развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни. В играх дети отражают специфику деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг другу в процессе труда («Салон красоты», «Ветеринарная лечебница», «Ателье мод», «Фотостудия», «Олимпиада», «Исследователи», «Аэропорт», «ГИБДД», «Служба спасения», «Путешествие во времени» и др.),. Свободная игровая деятельность детей сопровождается организацией педагогической поддержки перехода к играм-диалогам, играм фантазированиям, играм в самодеятельной предметной среде. На данном этапе дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом, организовать собственное игровое пространство.

В-третьих, следует использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности. Мы педагоги используем в своей работе традиционные методики: метод поэтапного формирования способов игры (Н.Я.Михайленко, Н,А,Короткова), метод комплексной поддержки самодеятельных игр (С.П. Новосёлова, Е.В. Зворыгина)

Комплексный метод включает в себя четыре компонента:

обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;

обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);

создание развивающей предметной среды;

активизирующее общение взрослых с детьми.

Если мы хотим, чтобы дети играли, мы должны задаться вопросом: а с чем они будут играть? Необходимо всемерно обогащать непосредственный и опосредованный опыт детей, их представления о предметном мире и о социальных взаимоотношениях в самых разных областях действительности. Причём эти знания должны иметь не столько «энциклопедический», сколько практический, действенный характер, это должно быть «живое» знание, такой опыт, который ребёнок мог бы применить на практике.

Непревзойдённой по своему развивающему эффекту и по влиянию на обогащение сюжетов детских игр была и остаётся хорошая детская художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами.

Художественные тексты, а также мультфильмы заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и темой игры. Так, игровая комната может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей; в опушку леса, где живёт Вини-Пух или Баба-Яга. Требования современной жизни заставляют нас постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Но одних только знаний и впечатлений для появления игры будет недостаточно. Детям нужно освоить способы реализации, воплощения этого опыта в игровой форме. Эту задачу решает второй компонент метода.

Этапы развития игровых умений детей подробно раскрыты в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой: в 2-3 года — формирование у детей условного игрового действия, в 3-5 лет — формирование ролевого поведения; в 5-7 лет — формирование способов творческого сюжетосложения.

Обогащение игрового опыта детей реализуется в ходе совместных игр с носителями игровой культуры (старшими детьми или «играющими» взрослыми). Знакомя детей с разными играми, не следует форсировать события, предлагая каждый день всё новые и новые их варианты. Принцип «Дайте детям наиграться» применим не только к дошкольному возрасту, но и к каждой конкретной игре в отдельности. Этот принцип приводит в соответствие обучающую инициативу взрослого и возможности детского развития: индивидуальный темп усвоения тех или иных содержаний, проживание значимых событий. овладение теми или иными умениями в самых разнообразных играх.

Для реализации того или иного игрового опыта необходима соответствующая игровая предметная среда. Организация предметно-игровой среды в группе предполагает не только учёт возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей. В младших группах какие-то игрушки можно временно убрать, какие-то вовремя предложить; показать детям, как можно использовать в игре предметы-заместители. В старших — отказаться от стандартных игровых уголков, предоставив детям возможность обозначать или создавать среду своей игры самостоятельно, используя и модульные варианты, и традиционные игрушки, и игрушки — самоделки.

Большую помощь в пополнении предметной игровой среды могут оказать родители, вовлеченные в образовательный процесс через проектную деятельность.

Но даже в самой замечательной игровой среде детям бывает нужна вовремя оказанная помощь, подсказанная идея, предложенный сюжет, новый персонаж или новый поворот развития событий. Активизирующее общение со взрослым позволяет решать эти задачи.

Для обогащения содержания детских игр младшим детям лучше помогать, задавая вопросы, помогающие им ставить и решать новые игровые задачи, а в старших группах хорошей стратегией, которую отмечали Е.Е. Кравцова, Л.В. Логинова и др., будет — «мешать игре», т.е. создавать критические ситуации, разрушать привычные игровые шаблоны, провоцировать на поиск новых игровых задач.

Вообще в самодеятельные игры старших дошкольников вмешиваться, как правило, не стоит. Исключение составляют случаи, когда они сами приглашают взрослого в свою игру или игра «разваливается» на глазах. Всё, что нужно, дети перенесут в свою игру сами.

Сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная деятельность, где ребенок ощущает свободу и в действиях, и в отношениях, и в суждениях. Учитывая наших детей, от нас, педагогов, требуется другое сочетание методов и приёмов в режиме дня. Проектная технология наиболее эффективно позволяет объединить комплекс условий, направленных на формирование сюжетно-ролевых игр. В ФГОС среди «психолого-педагогических условий необходимых для успешной реализации образовательной программы в детском саду выделяют поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности и возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения». Это является обязательными составляющими проектной деятельности детей.

Именно проектная технология позволит на протяжении всего дня активно вовлекать детей в игровой процесс, где действительно обучающие дидактические игры, проблемные ситуации, активизирующее общение по настоящему связаны с формированием сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе. Любой проект включает в себя комплекс форм, методов и приёмов, направленных на повышение роли игр.

Основные этапы метода проектов включают:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

— к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

— в каких источниках можно найти информацию;

— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

— с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта — практическая часть.

4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра («Играют мальчики. Играют девочки», «Наши сюжетно- ролевые игры», и др.), дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей. Понимая важность игровой деятельности в развитии детей наши родители — активные участники образовательного процесса и формирования сюжетно-ролевой игры.

Для вовлечения родителей в образовательный процесс следует использовать разнообразные формы работы: совместные мероприятия по физической культуре, день «Родитель-воспитатель», родительский день «Гость группы». конкурс семейных талантов «Минута славы мам и пап», «День матери», «ТВ-ШОУ счастливый миг», «В мастерской художника», дни добрых дел и др. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Это способствует развитию у родителей навыков играть со своими детьми.

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в различных видах детской деятельности необходимо для развития их собственного ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Итак, одним из главных условий становления и развития игры является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребёнком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую выполнение стандартов дошкольного образования.

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании// Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 3.

3. Трифонова Е.В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования //Детский сад от А до Я. 2015. №5. С.4.

Психологические и педагогические характеристики игры

Рассмотренные ранее определения игры, ее значение в личностном развитии дошкольников позволяют выделить следующие психологические особенности игры:

  • игра — это форма активного отражения ребенком окружающих его людей.
  • отличительной особенностью игры является также способ, который ребенок использует в этой деятельности. Игра осуществляется посредством сложных действий, а не отдельных движений (как, например, при работе, письме, рисовании).
  • игра, как и любая другая человеческая деятельность, имеет социальную природу, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
  • игра — это форма творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети привносят в свои игры много собственных изобретений, фантазий, комбинаций.
  • игра — это операция познания, средство его уточнения и обогащения, способ упражнения и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
  • в развернутом виде игра — это коллективная деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
  • благодаря разнообразию в развитии детей, сама игра также меняется и развивается. При систематическом руководстве со стороны учителя игра может измениться:
  1. От начала до конца;
  2. от первого матча к последующим матчам той же группы детей;
  3. наиболее значительные изменения в игре происходят по мере развития детей от младшего к старшему возрасту.
  • игра как вид деятельности направлена на то, чтобы дети узнавали об окружающем мире через активное участие в работе и повседневной жизни людей

Средствами игры являются:

  1. Знания о людях, их поступках, отношениях, выраженные в языковых образах, в опыте и действиях ребенка;
  2. курсы действий с определенными объектами в определенных обстоятельствах;
  3. Моральные оценки и чувства, которые проявляются в суждениях о хороших и плохих, полезных и вредных поступках людей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]