Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Беседа об осени»
Поднялись, как стрелки, ушки. Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. Зайка путает следы,
Убегает от беды. Прыгнул вбок и обернулся,
И под кустиком свернулся, Словно беленький клубок,
Чтоб найти никто не смог. (свернулся в клубок)
Пальчиковая игра «Волк и лиса» Серый волк бежит по лесу А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою. Два пушистеньких хвоста.
Воспитатель: Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь -месяц хмурый, мокрый. Как его называют? (Листопадом.) «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?
(Октябрь очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливый моросит, а то первые снежинки запорхают.)
Воспитатель: Все приметы осени были когда-то подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.
Поздний листопад — к суровой продолжительной зиме.
Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.
— Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
Паутина стелется по растениям — к теплу.
Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
Воспитатель: Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?
Стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше
Воспитатель: Какие улетают чуть попозже?
(Журавли, грачи и кукушки улетают чуть позже, потому что они могут охотно поменять свой корм на ягоды, плоды и зерна.)
Воспитатель: Какие птицы улетают последними?
(Последними улетают гуси, утки и лебеди, пока водоемы не замерзли, корма им хватает.)
Воспитатель: Какие птицы летят в одиночку? (Кукушка, сокол.) Все птицы улетают по-разному. Как летят журавли? (Клином). Утки? (Прямым фронтом) Гуси? (Косяком) .
Попрощаемся с ними и скажем им «спасибо» за песни красивые и радостные, за то, что деревья защищали от вредителей, за то, что, поднимаясь в небо, помогают нам мечтать о полёте.
Птиц, которые улетают в теплые края, как мы их называем? (Перелетными.)
Воспитатель: Птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.) В народе их называют «зимовщики». И мы должны о них заботиться. В чем заключается наша забота? (Мы можем сделать кормушки и подкармливать наших пернатых друзей)
Воспитатель: Чем занимаются в октябре люди?
(Грибники по лесам бродят в надежде, что найдется поздний гриб. «Появится поздний грибок — будет поздний снежок». Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. Не зря в народе говорят: «Сентябрь пропах яблох ми, а октябрь — капустой».)
Конспект открытого занятия по ФКЦМ в подготовительной группе «Математический турнир»
Тема занятия:
«Математический турнир»
Цель
: определение качества освоения детьми уровня математического развития в условиях соревнования
Задачи:
- учить детей применять приобретённые знания в весёлых, нестандартных заданиях;
- развивать сообразительность, внимание, быстроту реакции, находчивость;
- воспитывать познавательный интерес к математике, уверенность в себе;
Тип занятия:
закрепление знаний и способов деятельности при помощи современных игровых технологий.
Ход занятия:
1 часть. Организационный этап.
Педагог: —
Вы весёлые ребята
И не любите скучать,
С удовольствием сегодня
Будем в математический турнир играть!
— Вы сегодня совершите необычное путешествие в мир любопытных задач, загадок, вопросов. В этом вам помогут ваша смекалка, находчивость, сообразительность, соревнование и взаимопомощь. Что нужно сделать, чтобы узнать, кто в какой команде будет соревноваться? (ответы детей).
Правильно, надо разделиться на команды при помощи жетонов.
Разделение на команды.
Педагог: —
Сегодня у нас две команды, которые будут выполнять математические задания. Это команды «Знайки» и «Всезнайки».
Обе команды любят играть, хотят всё на свете знать и, конечно, побеждать. Давайте выработаем правила нашего турнира. Я буду озвучивать эти правила, если вы согласны со мной, то хлопните в ладоши.
- Играть честно;
- Обидно, когда проигрываешь, но не злись;
- Не злорадствуй, когда проигрывают другие;
- Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся;
- Будь спокойным, не унывай при неудачах;
2 часть. Основной этап.
- Конкурс – разминка: «Зарядка для ума».
Задание для команд:
«Знайки»
«Всезнайки»
- Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
- У животного 2 левые ноги, 2 правые, ещё 2 спереди ноги, 2 сзади. Сколько ног у животных? (4)
- Сколько дней в недели, из них выходных? (7, 2)
- На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько было мальчиков? Пришёл Володя. Сколько стало детей? (3
и 6
)
- Петя умнее Миши, Коля умнее Пети, следовательно, самый умный (Коля)
- Сколько передних и задних лап у утки? (2)
- Сколько времён года и зимних месяцев в году? (4 и 3)
- Катались 2 сына на трехколесном велосипеде, а их отец – на двухколёсном. Сколько было всего колёс? (8)
За каждый правильный ответ – жетон.
- Конкурс – игра: «Найди ошибку».
По одной карточке на команду. Например, команде «Знайки»: 10 13 14 15 16 17 18,19 20; команде «Всезнайки»: 10 11 12 13 15 16 18, 19 20;
3. Конкурс – игра: «Соседи числа».
У каждой команды на столе лежат 2 карточки, перевёрнутые вниз, на которых изображены числа второго десятка.
Один из членов команды выбирает карточку, переворачивает её, называет число, команда называет «соседей» выпавшего числа. Если, кто-то не справился или ошибся – помогает другая команда и зарабатывает дополнительные баллы.