Цель:
научить детей видеть, оценивать сложившуюся ситуацию, придумывать пути ее решения.
Ход занятия
Педагог (предлагает ситуацию): Петя дома один. Раздается звонок. Детский голос за дверью: «Я живу этажом выше, вышел вынести мусор, а дверь в мою квартиру захлопнулась. Ключи остались дома. Я замерз и не знаю, что делать. Помогите мне!» А что могло бы произойти дальше? Дети: — Петя откроет, а там что-нибудь придумает. Например, вызовет милицию, позвонит родителям, соседям. — Попробует сломать замок, если не получится, то пригласит домой. Пусть погреется. — Нет, Петя точно не откроет! Это опасно. Вдруг это бандиты или цыгане голос изменили? Взрослые могут говорить детским голосом. А Петя ведь не видит, кто стоит за дверью.
— А у нас на балконе окно выходит в подъезд, и видно, кто стоит у дверей. Если ребенок, то можно открыть. (Дети соглашаются.) Педагог: Безопасно ли это?
Дети: А вдруг бандиты или цыгане подговорили мальчика за игрушку, чтобы он попросил помощи? И когда Петя открыл бы, ворвались. Нет, он не откроет. Да, лучше не открывать. Педагог: Вы считаете, что лучше не открывать? Но ведь, возможно, мальчик попал в беду и просит о помощи. И Петя откажет? Дети: —Нужно придумать что-нибудь, не открывая дверей. Можно позвонить в милицию и сказать адрес, они приедут и помогут. А если бандиты, то заберут. —Можно кричать с балкона о помощи, стучать соседям в стенку.
Педагог: Ну а если Петя живет высоко? Будет кричать — никто не услышит. И соседей может не быть дома. Дети:
— Тогда можно сбросить на улицу пакет с водой, он разорвется, люди поднимут головы вверх, и Петя скинет им письмо о помощи.
— Нет, можно облить людей, и тогда Петю будут ругать.
— Петя должен спросить номер телефона его родителей и позвонить им. Вот и все.
— А если мальчик не помнит?
Педагог: А если у мальчика дома нет телефона? Что он сделает? Как может помочь Петя мальчику, не подвергая себя опасности? (Детям предлагается разбиться на пары и обыграть сложившуюся ситуацию. Ставится ширма-дверь. Задача: Вася должен убедить Петю помочь ему, а Петя должен что-то сделать, не подвергая себя опасности. Далее три пары детей разыгравают эту ситуацию. Следующий вариант получился наиболее удачным и, по мнению детей, решил задачу. Ира в роли мальчика, Арина в роли Пети.) Мальчик (плачет, уговаривает): Открой! Петя: Не открою. И не плачь. Слезами дверь не открыть! Мальчик: Но мне холодно, помоги мне! (Очень жалобно.) Представь себя на моем месте! Помоги, открой! (Мальчик сначала делал акцент на том, чтобы Петя немедленно открыл дверь, затем стал мотивировать тем, что замерз, а потом уже предложил Пете примерить ситуацию на себя.) Петя: Успокойся, я не брошу тебя. Сейчас что-нибудь придумаем… (Пауза.) Сначала начни прыгать, при движении теплее. (Мальчик прыгает.) Мальчик: Ну а дальше-то что? Петя: Попробуй позвонить в дверь соседям, живущим на другом этаже. Где-нибудь взрослые обязательно будут дома. Точно, на третьем этаже живет тетя Таня, у нее есть телефон. Беги к ней и звони в милицию. Давай быстрее, пока не замерз. Мальчик (многозначительно): Ну, спасибо, помог. Педагог: А помог ли Петя мальчику, так и не открыв дверь? Дети: Да! Самое главное — Пете ничего не угрожало. И мальчик, последовав совету Пети, точно найдет помощь у других соседей. Педагог: А закончилось бы все так хорошо, если б Петя открыл дверь? Дети: И да, и нет! Могло произойти все, что угодно! Педагог: Продолжите дома с родителями составлять рассказ, в котором Петя открыл дверь.
Проект по ОБЖ. «Хочу всё знать. Один дома» (группа старшего дошкольного возраста)
Транскрипт
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 48 «Росток» Проект по ОБЖ «Хочу всё знать. Один дома» (группа старшего дошкольного возраста) Выполнила: воспитатель Кузнецова Е.В. г. Сургут 2016
2 Проект: краткосрочный. Вид проекта: творчески информационный Продолжительность проекта: 1 неделя. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители Цель проекта: формирование осознанного правильного поведения, позволяющего избегать ситуации дома. Закрепление знаний о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами, способствовать осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. Задачи: Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту; Научить соблюдать определенные правила поведения дома; Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности; Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения. Участники проекта: педагоги, дети и их родители. Планируемый результат: дети старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения дома, умеют действовать в различных ситуациях. Интеграция образовательных областей: Социально коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие. Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, тренингсоревнования, чтение художественной литературы, работа с родителями. Этапы проекта: Подготовительный. Работа с родителями Цель: повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в быту. Анкетирование; Консультации: «Безопасность в вашем доме», «Опасные ситуации в жизни детей», «Оставлять ли ребенка одного дома»; Досуг для детей и родителей: «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» КВН для детей и их отцов «Один дома»
3 Беседы Художественное творчество Непосредственно образовательная деятельность Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию основ безопасного поведения детей дома. Реализация проекта Работа с детьми проводится на протяжении всей недели. Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, цель дня, в конце дня подводятся итоги. Темы дня: Понедельник: «Ребенок дома (осторожен будь с водой)» дети должны знать, что в доме необходимо быть осторожным с водой, текущей из крана. Вторник: «Домашние вещи могут быть опасными. Электроприборы в доме» дети должны знать, что электрический ток помогает людям, но он может быть опасен. Среда: «Таблетки не конфетки» дети должны знать, что таблетки, даже самые красивые, ни в коем случае нельзя брать в рот. Четверг: «В мире опасных предметов» дети должны знать, какие предметы брать нельзя, какие можно брать только со взрослыми, какими пользоваться самостоятельно, но осторожно. Пятница: «Опасный незнакомец» дети должны знать, что с незнакомыми людьми общаться нельзя. Понедельник Тема дня: «Ребенок дома (осторожен будь с водой)». Цель: объяснить детям, какие ситуации могут возникнуть дома, как правильно действовать в этих ситуациях, как их можно избежать. Беседа «Опасные ситуации дома». Чтение художественной литературы: Т.А.Шорыгина, сказка «Наводнение в кукольном домике»; Г.Блинов, «Приключения Стобеда». Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто-чисто». Сюжетно-ролевая игра «Больница». Дидактическая игра «Можно-нельзя».
4 Рассматривание плаката «Что случилось». Беседа «Чтобы не было беды». Тренинг-соревнование «Разложи правильно». Составление рассказов на тему «Что было бы, если бы?». Продуктивная деятельность (рисование) «Опасные места в моем доме». Вторник Тема дня: «Домашние вещи могут быть опасными. Электроприборы в доме». Цель: закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими. Просмотр мультипликационного фильма «Кошкин дом». Беседа «Ток бежит по проводам». Чтение художественной литературы: Г.Блинов, «Стобед и непослушная розетка», С.Я.Маршак «Пожар». Отгадывание загадок на эту тему. Дидактические игры: «Правильно-неправильно», «Четвертый лишний». Сюжетно-ролевая игра «Магазин электроприбор». Беседа «Какой бывает огонь». Рассматривание предметных картинок. Рассматривание плаката «Советы огнетушителя». Продуктивная деятельность (рисование): предложить детям нарисовать знаки «Нельзя самому пользоваться», «Осторожно пользоваться». КВН для детей старшей группы и их отцов. Цель: повышение роли отца в семье, в воспитании и обучении дошкольников. Помочь отцам научиться уважать ребенка как личность. Среда Тема дня: «Таблетки не конфетки». Цель: дать детям представление о таблетках, их пользе и вреде. Беседа «Лекарство не игрушка».
5 Чтение художественной литературы: Г.Блинов, «Непослушный Стобед рассказывает сказку», Т.Шорыгина, сказка «Неосторожная Резвушка». Отгадывание загадок на эту тему. Сюжетно-ролевая игра в аптеке. Дидактические игры «Аскорбинка и ее друзья», «Угадай на вкус». Беседа «Витамины и здоровье». Продуктивная деятельность (рисование): предложить детям нарисовать и раскрасить таблетки, пузырек с микстурой, витамины и шкафчик, где хранятся лекарства. Подвижная игра-эстафета «Лекарства друзья или враги». Викторина «Знатоки правил безопасности». Четверг Тема дня: «В мире опасных предметов». Цель: уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Тематическое занятие НОД «Мир опасных предметов». Чтение художественной литературы: Т.Шорыгина, рассказ «Данилка и пилка», сказка «Хороший совет». Чтение стихотворения «Опасные ситуации». Беседа о мелких предметах (пуговицы, горошинки, бусинки, гвоздики). Видеозапись «Уроки тетушки Совы». Дидактические игры «У нас порядок», «Как избежать неприятностей». Сюжетно-ролевая игра «Больница». Продуктивная деятельность: оформление выставки «Опасные предметы в моем доме». Вечер загадок: предметы разные опасные и безопасные. Пятница итоговое мероприятие Тема дня: «Опасный незнакомец». Цель: дать знания детям о том, как правильно вести себя при встрече с незнакомыми людьми. Беседа «Почему незнакомец может быть опасным».
6 Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Кот, Лиса и Петух»; главы из сказки А.Толстого «Приключения Буратино». Театральная инсценировка по русской народной сказке «Колобок». Дидактические игры «Ребята с нашего двора», «Правильно-неправильно». Сюжетно-ролевая игра «Путешествия по городу». Игра с мячом «Свой. Чужой. Знакомый». Рассматривание иллюстраций к сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Литературная викторина «Знатоки правил безопасности». Составление рассказов на тему «Новый приятель». Итоговое мероприятие: досуг для родителей и детей «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок» Результаты проекта: у детей дошкольного возраста сформировалось представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях и предметах, которые встречаются в быту.