Корригирующая гимнастика после сна в старшей группе


Гимнастика после сна в детском саду: теория и практика

Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

  1. Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
  2. Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.

Гимнастику после пробуждения стоит делать под музыку

Подробнее о гимнастике после сна в подготовительной группе можно узнать из нашей статьи — Проводим гимнастику после сна в подготовительной группе детского сада.

Виды гимнастики, или немного о терминах

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo — выпрямляю, исправляю) — это вид лечебной гимнастики — специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

  • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
  • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  • упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Игры для детей с использованием массажного коврика

Из-за непривычного рельефа коврика ребенок может отказываться от занятий. Наличие ярких элементов, геометрических фигур, разноцветных выпуклостей коврика можно использовать для игры. Игра привлечет детское внимание и будет стимулировать к выполнению упражнений.

Игра “Жук”

В этой игре ребенок должен обыграть действия в стишке. В игровой форме произойдет массаж стоп и ладоней.
На цветочке два жучка танцевали гопачка
– маршируем на месте,
Правой ножкой топ-топ
– топаем правой ногой 2 раза,
Левой ножкой топ-топ-топ
– топаем левой ногой 3 раза,
Крылышки подняли вверх: “Кто летит быстрее всех?”
– нужно спрыгнуть и оббежать коврик,
Вот и прилетели, на цветочек сели
– возвращаемся на место, приседаем и дотрагиваемся ладонями к коврику.

Игра “Охотники за сокровищами”

Это групповая игра, тренирует стопы и направлена на профилактику плоскостопия.

По коврику раскидываем монеты или другие игровые элементы. Дети ждут стартовый сигнал и собирают “сокровища” пальцами ног. Выигрывает тот, кто соберет их больше всего.

Игра “Гуси”

Игра укрепляет мышцы туловища, рук и стоп.

Старт – в начале коврика. Дети должны пройти по коврику “гусиным” шагом на корточках. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет к концу коврика.

Игра “Зайчики-попрыгунчики”

Игра развивает внимание игроков.

Дети должны слушать стишок и на слово “прыг” запрыгивать на коврик, а на “скок” – спрыгивать с него. Для поддержания внимания иногда вместо “скок”, говорите “прыг”. Кто ошибется, тот выбывает из игры.
Шел зайка-попрыгайка Увидел пенек – “прыг” на него Надоело сидеть на пеньке – “скок” с пенька Дальше идет Видит лису-красу – “прыг” на пенек Лиса ушла – зайка “скок” с пенька и т.д.

Игра “Кошки-мышки”

Игра поможет укрепить мышцы ног, тренирует бдительность.

“Мышки” бегают по территории от “кошки” и прячутся в домики – запрыгивают на коврик. Выигрывает последний, кого не поймала “кошка”.

Правила проведения бодрящей гимнастики

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:

  1. Температура воздуха в спальне не должна быть ниже +16/+18 градусов.
  2. Выбирать комплекс упражнений нужно с учётом занятий, которые были до сна. Например, перед обедом у малышей была сюжетная игра, значит, после сна можно больше внимания уделить блоку с приседаниями, пробежками, а также поворотам тела.
  3. Для тех карапузов, которые просыпаются раньше, неплохо было бы подготовить 1–2 комплекса упражнений, например, «ленивого» вида.

Деток, которые просыпаются раньше, нужно занять упражнениями, чтобы они не разбудили тех, кто ещё спит

Методика проведения

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

Таблица: картотека упражнений после сна

ДатаНазвание упражненияОписание
СентябрьГимнастика в кровати
«Велосипед»И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)
«Котёнок»И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котёнок встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз).
«Массаж рук»И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец (6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 разаЯ прошу подняться вас — это раз, Повернулась голова — это два. Руки вниз, вперёд смотри — это три. Руки в стороны — четыре, С силой их к плечам прижать — пять. Всем ребятам тихо сесть — это шесть.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Рычание»Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряжённые пальцы рук, как когти.
«Сердитый пёс»Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлёст по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.
ОктябрьГимнастика в кровати
«Потягушки»И. п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперёд и двумя руками вверх (6 раз).
«Чебурашка»И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
«Буратино»И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»( 6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения, повторяют 3–4 раза.Скачут, скачут в лесочке, Зайцы — серые клубочки, Прыг — скок, прыг — скок. Встал зайчонок на пенёк, Всех построил по порядку, Стал показывать зарядку. Раз — шагают все на месте. Два — руками машут вместе. Три — присели, дружно встали. На четыре потянулись. Пять — прогнулись и нагнулись. Шесть все встали снова в ряд, Зашагали как отряд.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Перочинный ножик»И. п. : лёжа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3–4 раза.
«Насос»И. п. — стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6–8 раз.
«Кто лучше надует игрушку?»Вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1–8).
АпрельГимнастика в кровати
«Восхищение»И. п. : лёжа на спине. Поглаживание в области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».( 6 раз) .
«Потягивание»И. п. : лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперёд, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперёд, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .
«Тестомес»И. п. : сидя по-турецки. Ребёнок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. (6 раз)
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5–6 разВот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног) Притаился — мышку ждёт. (приседания, руки к коленям) Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся) И к коту не подойдёт (руки в стороны).
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Носик гуляет»Вдох и выдох через нос. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик балуется»При вдохе надавливать на крылья носа (мешать вдыхать). Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик нюхает приятные запахи»Поочерёдно закрывать пальцами ноздри и делать глубокий вдох. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик поёт песенку»На выдохе постукивать по крыльям носа и говорить ба, бо, бу. Выполнить 10 – 20 раз.

Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.

Наглядность для проведения гимнастики

Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:

Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших — младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.

Если есть возможность продемонстрировать малышам слайды, например, с тем героем, который пришёл их сегодня будить, то такой переход к бодрствованию будет лёгким и здоровым.

Массажный коврик также может быть обыгран в качестве средства наглядности: например, если он — лесная тропинка или мостик через речку

Видео: гимнастика после пробуждения (средняя группа)

Схема анализа гимнастики после сна

Чтобы понять, эффективно ли проведение упражнений после сна в конкретной группе детского сада, нужно оценить каждый из этапов её проведения по схеме. Для начала нужно указать:

  • название дошкольного учреждения и группы;
  • имя педагога;
  • дату проведения;
  • возраст детишек;
  • количество малышей в группе.

Таблица: образец схемы анализа

№ п/пЭтап гимнастикиПеречень и описание упражненийВременные рамкиВывод (цели достигнуты или нет)Примечания
1Начало подъёма, туалет3 минуты
2Упражнения в постели
3Упражнения на коврике4 минуты
4Дыхательные упражнения3 минуты

Гимнастика после сна для детей очень важна. Ведь с её помощью малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Комплекс для лечения и коррекции при косолапости

Комплекс помогает при косолапости, когда происходит отклонение стопы от продольной оси голени внутрь.

  1. Ходьба вперед-назад – по 5 минут.
  2. Ходьба на пятках – 3-5 минут.
  3. Ходьба с отводом стоп врозь – 3-5 минут.
  4. Ходьба “иксом”, стараясь встать на внутреннюю часть стопы – 3-5 минут.
  5. Ходьба “по-клоунски”: ставим пятки вместе, а мыски отводим в стороны, как можно дальше. Ходим, стараясь сохранить первоначальное положение – 2-3 минуты.
  6. Ходьба с высоко поднятыми коленями – 5 минут.

Комплекс гимнастики пробуждения от сна для старших групп ДОУ

День детей, посещающих детский сад, разделен пополам дневным сном. Пробуждение является переходным моментом, который определяет настроение ребенка на весь оставшийся день. Отдых в послеобеденное время оказывает значительное воздействие на физическое и интеллектуальное развитие детей, помогает им восстановить силы для новых свершений. При этом очень важно правильно организовать пробуждение и взбодрить ребенка. В этом поможет ежедневная гимнастика после сна.

Для чего нужно заниматься на массажном коврике?

О пользе массажного коврика мы уже подробно расписывали в статье “Как выбрать массажный коврик для детей”. Стоит выделить основные причины для занятий:

  • Хождение босиком по неровной поверхности воздействует на точки стопы, связанные с внутренними органами.
  • Воздействие на нервные окончания стимулирует нервную систему и работу коры головного мозга, помогая в общем развитии.
  • Стимуляция определенных рефлексогенных зон стимулирует иммунитет.
  • Тренировка мышц и связок ног с раннего возраста – профилактика деформаций стоп.
  • Занятия на ортопедическом коврике содействуют лечению косолапости, плоскостопия и других патологических изменений ног.

Гимнастика после сна в старшей группе

Поддерживать здоровый дух в здоровом теле ребенка и взбадривать его помогает воспитателям небольшая по продолжительности гимнастика после дневного сна. Она бережно и плавно помогает детям проснуться, наполниться силой и бодростью.

Бодрящая гимнастика после сна

Что это такое и для чего нужно

Гимнастика после сна в старшей группе — это комплекс упражнений, помогающий детям постепенно перейти от состояния покоя к бодрствованию. На выполнения упражнений после пробуждения старшим дошкольникам отводится в среднем после пробуждения от 5 до 8 минут.

Гимнастика необходима для следующего:

  • эффективного пробуждения;
  • улучшения настроения и эмоционального состояния;
  • укрепления здоровья;
  • профилактики простудных заболеваний;
  • повышения тонуса мышц;
  • предотвращения развития нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, сколиоза и плоскостопия;
  • формирования привычки ведения здорового образа жизни.

Важно! За выполнением упражнений воспитатель должен пристально следить и объяснять воспитанникам, что они должны выполняться плавно, без резких движений. В противном случае не исключены растяжения мышц и появление головокружения.

Основной целью упражнений после дневного сна является предотвращение у дошкольников раздражительности (если они еще хотят спать), тревожности и формирование благоприятного эмоционального фона в группе, а также совершенствование и развитие координации движений у детей.

Чтобы от комплекса упражнений добиться желаемых результатов, очень важно их проводить правильно. Конспект занятий рекомендуется составлять с учетом тех, которые предшествовали до этого. Сразу после пробуждения воспитатель должен настроить воспитанников на выполнение упражнений. При их выполнении в помещении должна поддерживаться температура от 16 до 18 градусов. Если некоторые воспитанники просыпаются раньше остальных, то для них рекомендуется придумать дополнительные занятия, которые они смогут выполнять. Детям не рекомендуется ходить босиком в период вспышек ОРВИ.

Как правильно заниматься на массажном коврике для детей?

Гимнастика на коврике положительно скажется на здоровье Вашего ребенка. Чтобы занятия не навредили, помимо выполнения упражнений, нужно соблюдать элементарные правила:

  • Придерживайтесь чистоты – перед занятиями мойте ноги, а после – промывайте коврик под проточной водой с мылом.
  • Упражнения делаются босиком.
  • Выполняя упражнения, важно не сутулиться и не напрягать тело.
  • Жесткость коврика должна соответствовать возрасту.
  • Начните с трех минут основных упражнений, постепенно увеличивайте время и интенсивность тренировки.
  • Если появляется боль при выполнении определенного упражнения – пропустите его.
  • Обязательно выполняйте разминку перед тренировкой, особенно на первых порах.

Разминка

Разминку необходимо делать перед тренировкой на ортопедическом коврике, чтобы ноги привыкли к непривычному рельефу и не было неприятных ощущений. Простые упражнения помогут подготовить мышцы, суставы и связки ноги к нагрузке. Ее можно выполнять после тренировки для расслабления мышц. Отведите на каждое упражнение 30-60 с.

  1. Нужно встать перед ковриком, одну ногу поставить на изделие, а второй – держать равновесие.
  2. Слегка надавите ногой на поверхность коврика, постепенно увеличьте усилия.
  3. Плавные перекаты стопы с пятки на носок и наоборот.
  4. Поставьте ногу на внутреннюю сторону стопы и плавно поверните на наружную.
  5. Повторите упражнения второй ногой.
  6. Встаньте на поверхность массажера обеими ногами и постойте.
  7. Если выполняете разминку после тренировки, можно прилечь на поверхность коврика и полежать несколько минут.

Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ

Чтобы гимнастика после сна в старшей группе приносила ожидаемые результаты, она должна сочетать в себе несколько разновидностей упражнений. Не рекомендуется включать в состав занятий после сна силовые упражнения или упражнения на выносливость. Оценить адекватность выбранной нагрузки можно по самочувствию детей после выполнения упражнений. Если упражнения бодрят, делают детей энергичными и веселыми, в таком случае нагрузка выбрана оптимально.

Обратите внимание! В старшей группе детского сада воспитанники могут без воспитателя повторять ранее изученные упражнения, так как в этом возрасте у детей очень развита память.

Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ

Составление временного плана

Чтобы поддерживать детский интерес и эмоциональный настрой, рекомендуется придерживаться временного плана, который регулирует выполнение каждого блока.

После пробуждения, в течение 1,5-2,5 минут упражнения проводятся в кроватках. Затем осуществляется переход к активному блоку, который подразумевает выполнение гимнастики возле кроваток. Его продолжительность должна варьироваться от 2 до 3 минут. После него выполняются на протяжении нескольких минут дыхательные упражнения. Завершает комплекс ходьба в течение одной минуты по массажным коврикам.

Конспект гимнастики пробуждения в старшей группе

При составлении конспекта многие воспитатели в средней группе детского сада предпочитают пользоваться книгой «Физическая культура Пензулаева 4-5». В ней подробно описаны все упражнения, которые помогают дошкольникам правильно развиваться физически, быть веселыми и бодрыми.

Обратите внимание! При составлении конспекта важно понимать, что основной целью занятий является формирование привычки к ЗОЖ и самостоятельному занятию дома.

Упражнения после сна

Анализ проведенной зарядки

Чтобы составить общее впечатление об эффективности проводимой детской гимнастики после побудки в старшей группе, необходимо регулярно проводить анализ. Разработка схемы анализа осуществляется методическим коллективом детского сада. Мониторинг проводится каждый месяц и определяет, насколько эффективно используются те или иные приемы.

При проведении анализа обязательно пишется аналитический отчет, в котором указывается наименование ДОУ, имя воспитателя, возраст воспитанников и их количество и обязательно дата проведения гимнастики. После этого уже непосредственно вписываются результаты деятельности.

Упражнения на массажном коврике

Занятия на массажном коврике – хорошая профилактика плоскостопия, косолапости и вальгусной установке стоп. Начинайте профилактику с раннего возраста, когда ребенок делает первые шаги. Детский опорно-двигательный аппарат податливый к изменениям, гибкий и эластичный, поэтому ему легче помочь правильно сформироваться. Предлагаем 3 комплекса упражнений для разного уровня подготовки.

Основные упражнения на массажном коврике

Основные упражнения являются базовыми для гимнастики на коврике, их разные вариации встречаются во всех комплексах. Они стимулируют кровообращение, развивают координацию и положительно воздействуют на свод ноги. Способны повышать иммунитет за счет воздействия на рефлексогенные зоны стоп.

Исходное положение – руки на поясе. Следите, чтобы спина была ровной.

  1. Хождение босиком по поверхности коврика вперед-назад. Время выполнения – от 3 до 5 минут.
  2. Ходьба на наружном своде стопы. Время выполнения – от 2 до 5 минут.
  3. Ходьба на внутреннем своде стопы. Время – от 2 до 5 минут.
  4. Перекаты с пятки на носок. Время – от 3 до 5 минут.

Начальный комплекс упражнений

Эти упражнения обязательны для выполнения новичкам.

Исходное положение – ровная спина и руки на поясе.

  1. Хождение по коврику вперед, а потом назад – по 3 минуты в каждую сторону.
  2. Ходьба на наружном и внутреннем своде стопы – от 2 до 3 минут для каждого свода.
  3. Перекаты с пятки на носок – 5 минут.
  4. Ходьба спиной вперед – 5 минут.
  5. Хождение, перекатываясь с пятки на носок – 5 минут.
  6. Ходьба на носочках и пяточках – по 5 минут.

Укрепляющий комплекс упражнений

Цель этих упражнений – укрепление подошвенных мышц и голеностопного сустава.

Исходное положение – прямая спина, руки на поясе.

  1. Ходьба вперед-назад – по 5 минут в каждую сторону.
  2. Ходьба на носочках и пяточках– по 5 минут.
  3. Нужно приподнять пальцы ног и растопырить их – удерживайте пальцы в таком положении 10-15 секунд, повторите 5-10 раз.
  4. Потягивания, вставая на носки – 10-15 раз.
  5. Нужно стоять попеременно на каждой ноге – по 2 минуты на каждой.
  6. Ходьба с поднятием колен – 5 минут.
  7. Прыжки на обеих ногах – 3 минуты.
  8. Обычная ходьба с приседанием – 3 минуты.

Интенсивный комплекс упражнений

Содержит в себе усложненные варианты упражнений начального комплекса с высокой интенсивностью. Можете дополнять их к основным или укрепляющим.

Исходное положение – прямая спина, руки на поясе.

  1. Перекрестный шаг вперед-назад – по 5 минут в каждую сторону.
  2. Перекрестный шаг на внешнем и внутреннем своде стопы – по 5 минут.
  3. Топтание на носках и пятках – по 5 минут.
  4. Прыжки попеременно на каждой ноге – по 3 минуты.
  5. Бег по коврику вперед-назад – 5 минут.
  6. Шаг-присед – 6 раз.
  7. Ходьба на корточках “по-утиному”, руки на коленях – 3 минуты.
  8. Прыжки с пластины на пластину – 3 минуты.
  9. Приседаем, не отрывая пяток от коврика, обнимаем руками колени и прижимаем к ним голову. Перекатываемся вперед-назад, как неваляшка, перенося вес с пятки на носок – 1 минута.

Комплексы оздоровительной гимнастики после сна для детей 5-6 лет

Оздоровительная гимнастика в старшей группе за последние годы приобрела особую актуальность. Объясняется это в первую очередь тем, что у дошкольников стало стабильно ухудшаться здоровье. В комплекс упражнений после сна должны быть включены только щадящие упражнения и элементы закаливания.

Обратите внимание! Выполнять ее должны только те дети, у которых нет противопоказаний и ограничений к их выполнению.

Гимнастика в постели

Перед тем как приступить к зарядке, воспитатель должен тщательно подготовить помещение. Он должен распахнуть шторы, открыть форточку, особенно летом, весной и осенью, и поставить тихую мелодию. Для детей старшей группы рекомендуются следующие упражнения в постели:

  1. Потягивание — дети ложатся на спину и опускают руки вдоль туловища. Затем поочередно поднимают руки вверх и тянутся.
  2. Самомассаж головы — воспитатель просит детей сесть на кровати и имитировать мытье головы.
  3. Отдыхаем — воспитанники ложатся на живот с опорой на локти. Подбородок поддерживается ладонями. Воспитатель просит детей поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Обратите внимание! Упражнения в постели помогают постепенно восстановить тонус мышц после сна и подготовить их к активным действиям.

Гимнастика в постели

Профилактика плоскостопия

Профилактики плоскостопия в детских дошкольных учреждениях уделяется особенное внимание, так как такое заболевание стало очень распространенным среди малышей. Детский возраст более благоприятен для того, чтобы корригировать стопы. После сна в детских садах с целью профилактики используются массажные ортопедические коврики. Дети ходят по ним босыми ногами сразу после дневного сна.

Профилактика нарушений осанки

У детей с раннего возраста должна формироваться правильная осанка, поэтому очень важно, чтобы в детском дошкольном учреждении с воспитанниками выполняли специальные упражнения, направленные на профилактику сколиоза. Основными мероприятиями, которые помогут предотвратить нарушения осанки, считаются комплексы упражнений, направленные на ее улучшение.

Обратите внимание! Детям дошкольного возраста рекомендуется выполнять специальные упражнения, стоя около вертикальной плоскости. Поэтому многие воспитатели предпочитают делать упражнения с детьми после сна возле их кроваток.

Дыхательно-звуковая гимнастика

Комплекс специальных упражнений, которые направлены на укрепление здоровья и формирование умения у ребенка расслабляться классифицируется как дыхательно-звуковая гимнастика. Основной целью воспитателя при выполнении таких упражнений является желание научить каждого ребенка глубоко и правильно дышать, уметь координировать собственные движения, развить речевой аппарат и взбодриться после дневного сна.

Помимо всего прочего, элементарные упражнения помогают формировать звуковую культуру речи и исправить нарушения звукопроизношения в детском возрасте. Самыми распространенными и эффективными считаются следующие упражнения:

Обратите внимание! Если у ребенка полностью отсутствуют проблемы с речью, отказываться от дыхательно-звуковой гимнастики в детском саду не стоит, так как упражнения никогда не повредят.

Конспект занятия по корригирующей гимнастике в детском саду

Конспект занятия по корригирующей гимнастики в ДОУ «Весёлое путешествие».
Задачи: 1. Общее укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. 2. Увеличение силовой выносливости мышц живота. 3. Профилактика плоскостопия Специально организованное рабочее место: спортивный зал, разложены коврики, гимнастические палки. Оборудование: коврики, гимнастические палки, дорожка «Волна», мат со следками, деревянная дорожка для профилактики плоскостопия, обруч, кочки, мешочки с песком, резиновые коврики, следки, цветки, смайлики для награждения, магнитофон.
Ход занятия:

Дети входят в зал и строятся по линии. — Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать? — Сегодня ребята, мы с вами отправимся в путешествие на чудесный остров. Наденем рюкзачки, поправим правую лямку рюкзачка, левую (круговые движения плеч назад). Спина у нас ровная, прямая. Животы втянули. — На право! В обход налево, в поисках приключений марш!
Вводная часть: Упражнения в ходьбе:
Впереди высокие деревья (руки вверх, ходьба на носках); тропа широкая (руки в сторону ходьба на пятках); трава высокая (ходьба с высоким подниманием бедра); каменистая дорожка, идем осторожно (руки на поясе, перекаты с пятки на носок). А в лесу том медведи живут (ходьба на наружной стороне стопы); Давайте пойдем тихонько, что бы они нас не заметили (руки за головой, ходьба в полуприседе на носках). Ребята смотрите впереди муравьи! (ползем на четвереньках); а на встречу им большие слоны (выпрямляем ноги и руки, следим за коленями); гуси вышагивают важно, с длиной прямой шеей (руки на коленях, ходьба в низком присяде, спина прямая, подбородок приподнят); Ой, аккуратней на пауков не наступите (ползем «паучком»); Вот вижу речку. Перебираться через нее мы будем по канату. (Идем руки на поясе, ходьба по синей линии или по веревки). А речка впадает в синее море, на берегу которого гуляют грациозные цапли (руки в сторону, ходьба на носках держа равновесие на одной ноге). Переправимся через море мы на корабле, но для этого нам надо размяться, а то не справимся с управлением корабля.
ОРУ. Встаем в круг у ковриков, берем наши весла (гимнастические палки). 1) И.п.: стоя ноги вместе, палка в обеих руках, руки опущены в низ. 1 — руки вверх, правая нога назад на носок, прогнуться. 2 — и.п. 3-4 то же другой ногой. 2) И.п.: стоя ноги вместе, палка в обеих руках, руки опущены в низ. 1-руки вперед; 2-руки вверх; 3-руки вперед 4-и.п. 3) И.п.: стоя ноги вместе, палка в обеих руках, широкий хват, руки опущены в низ. 1-руки медленно поднимаем вверх; 2-руки опускаем за спину, стараясь не сгибать руки в локтях; 3-руки вверх; 4-и.п. 4) И.п.: стоя ноги вместе, руки в сторону, палка вертикально в правой руке. 1-руки махом вперед — перехват палки левой; 2- развести руки в стороны рывком назад; 3-4 аналогично перехват палки правой, и. п. Дыхание произвольное. 5) И.п.- широкая стойка, палка горизонтально на плечах, хватом за концы. 1 — наклон в право, локтем касаемся туловища; 2 — и.п.; 3 — наклон в лево; 4 — и.п. 6) И.п. — широкая стойка в наклоне, руки сверху на палке,опираемся прямыми руками. Три пружинистых покачивания вверх – вниз, опираясь на палку. 4-и.п. 7) И.п.: стоя ноги вместе, палка в обеих руках, широкий хват, руки вверху. 1 — наклон вперед вниз положили палку на пол; 2 — выпрямились руки вверх; 3 — наклон вперед вниз, взяли палку широким хватом; 4 — и.п. 8) И.п. – ноги вместе, руки сверху на палке. 1 — присели, спина прямая, держим равновесие; 2 — встали; 3 — 4 то же. 9) И.п. – стоя ноги вместе, руки на поясе, палка на ступнях. 1-поднимаем носки вверх, держим равновесие стоя на носках. 2-и.п. 3-4 то же. 10) И.п. – стоя на палке ноги вместе, руки на поясе Ходьба по палке вправо и влево. (по дорожке мы шагали ножки выше поднимали, через лес дремучий шли, к морю синему пришли) Мы носочки поднимали, пятки то же поднимали (стоя на гимнастической палке поднимаем вначале носки, затем пятки). Основная часть: Теперь можно взобраться и на корабль. Лежа на животе, руки вытянуты вперед, в руках палка, ноги вместе. Поднимаем руки верх и задерживаемся в этом положении до пяти, потом до десяти. Лежа на животе, ладони прижаты к полу. Поднимаем ноги вверх, задерживаемся в этом положении. Лежа на животе, поднимаем одновременно и руки, и ноги вверх задерживаемся в этом положении, и качаемся как кораблик на волнах. Вытянулись как брёвнышки (руки вместе в вытянуты вперед, ноги вместе), и перекатились на спину. -Берем штурвал в руки и управляем кораблём. Лежа на спине, руки в сторону, ноги подняты перпендикулярно вверх (проверили что бы поясница была прижата к полу) «Право руля» — ноги опускаем в право; «Лево руля» — ноги опускаем в лево. «Дальше плыть нельзя, слишком мелко, пересаживаемся на водные велосипеды». Сидя в упоре на предплечье, выполняем упражнение велосипед. Возле берега много водорослей надо их преодолеть (выполняем движения руками «ножницы») Ребята какая кругом красота, на берегу отдыхают кузнечики и любопытные змеи (упражнение змея) Ой кто-то оставил корзину полную фруктов (упражнение «корзиночка») А рядом лежит девочка, спит (вытягиваем спину, руками стараемся как можно дальше потянуться за руками); А теперь она перевернулась (садимся на пол, ноги по бокам, медленно ложимся на спину, руки вдоль туловища, стараемся колени опустить на пол). Она проснулась и испугалась, давайте её успокоим, рассказав наш любимый стишок «Повстречались кот и кошка» Повстречались кот и кошка — Сед руки в упоре за спиной.
И пошли мы по дорожке —
Носки натянуть от себя, потом на себя.
Видим дом —
Сидим на коленях,
А в нем окошко —
Руками показываем окно
Там пьют чай кот и кошка —
Показываем упражнение кошка с махом ногой.
Ребята, девочки очень понравился стишок, но она не разу не видела кошки. Давайте мы ей покажем добрую кошечку (в упоре на коленях прогибаем спину). Злую кошку (в упоре на коленях выгибаем спину). Девочка развеселилась и попросила нас её проводить. Поставила корзину с фруктами на голову и пошла по тропе. Ребята, а Вы справитесь с такой ношей?
Ходьба по корригирующим дорожкам с мешочком на голове. — деревянные дорожки; — дорожка «волна»; — кочки; — обруч; — резиновые коврики; — следки; — мат со следками. Вот мы и проводили девочку до её деревни, которая располагалась на чудесной цветочной поляне. Игра «Цветочная поляна»
На лугу растут цветы, небывалой красоты. Красный, желтый, голубой, выбирай себе любой. (разложить на коврики цветочки, дети ложатся на коврики) Днем цветы благоухают, землю нашу украшают (дети лежат на спине, руки в сторону, глаза открыты) Ночью листья отдыхают, пчелки мед не собирают (дети выполняют группировку) А теперь сели ребята по турецкий и представили, что вы маленькое семечко. Солнышко начало пригревает, и наше зернышко стало прорастать все выше и выше и выросло в чудесный цветок (встать без помощи рук). Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Наша незнакомка поблагодарила Вас, за то, что вы помогли ей дойти до её деревни и подарила вам медальки.
Награждение смайликами.
А на этом наше занятие на сегодня закончено, до свидания ребята, до новых приключений!
Список используемой литературы: 1. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) – 2006 г. 2. Асачева Л. Ф., Горбунова О. В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста – 2013 г.

Рекомендуем посмотреть:

Использование нестандартного физкультурного оборудования в условиях ДОУ Конспект физкультурного занятия в старшей группе детского сада Конспект физкультурного занятия в ДОУ для дошкольников 5-6 лет Конспект ООД по физическому развитию в детском саду в старшей группе

Похожие статьи:

Физкультурное занятие в старшей группе. Конспект

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «В деревне»

Картотека гимнастики пробуждения для старшей группы с целями по ФГОС

Согласно ФГОС, комплекс упражнений для старшей группы после пробуждения должен выполняться ежедневно в одно и то же время. Упражнения способствуют пробуждению и добавляют энергии. В результате этого общее самочувствие ребенка улучшается, он чувствует себя прекрасно на протяжении всего оставшегося времени. Кроме этого, упражнения помогают формировать привычку вести здоровый образ жизни и систематически выполнять упражнения.

Комплекс занятий после сна оказывает благоприятное воздействие на процесс формирования личности ребенка. Благодаря ему при соблюдении всех рекомендаций у дошкольников повышается физическая выносливость, концентрация, развиваются навыки общения с людьми, а также прививается любовь к здоровому образу жизни и спорту.

На жизнеспособность и хорошее самочувствие напрямую влияет распорядок дня у ребенка. Очень важен для здоровья детей полноценный и нормальный сон, который в детском саду является режимным моментом.

Обратите внимание! Эффективная и правильно подобранная гимнастика является важным условием. Поэтому воспитатели разрабатывают специальный комплекс упражнений, которые направлены на быстрое пробуждение, активизацию всех групп мышц, создание оптимальных условий для продолжения дня, а также повышение самочувствия и улучшение настроения.

В старшей группе детского сада время проведения занятия по сравнению со средними и младшими может быть увеличено. Также в комплекс рекомендуется включать занятия со спортивными предметами и тренажерами. Ребятам такая идея очень нравится, так как в этом возрасте они активные и подвижные. Как показывает практика, чем большее количество упражнений выполнить детям предлагает воспитатель, тем больший восторг у них это вызывает.

Проведение упражнений также можно совмещать с играми на сообразительность и специальными зарядками для развития ума. Дети в таком случае остаются довольными и прекрасно себя чувствуют на протяжении оставшегося дня.

Гимнастика пробуждения от сна для старшей группы — неотъемлемая часть дня в детском саду. Отдых в послеобеденное время поможет детям восстановить силы для новых свершений. Однако важно придерживаться определенных правил пробудки, используя специальные методики.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Упражнения после сна в дестком саду

Удивительные люди — воспитатели детских садов. Сколько хитростей нужно знать, чтобы целый день беречь и охранять, кормить и одевать, занимать и развивать мальчишек и девчонок, да ещё так, чтобы они при этом были дружными, весёлыми, здоровыми! Поддерживать здоровый дух в здоровом теле каждого ребёнка помогают специальные комплексы гимнастических упражнений.

День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Именно поэтому гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.

Виды гимнастики после сна

В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.


При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду
Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.

Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.

Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.

Комплексы упражнений для лечения и коррекции деформаций стопы и ног

Занятия на коврике-массажере могут помочь в лечении и реабилитации заболеваний ног. Предлагаем комплексы упражнений, которые помогут вылечить распространенные деформации – комбинированное плоскостопие, вальгусная установка стоп и косолапость. Эти упражнения не стоит применять как самостоятельное лечение этих заболеваний.

Комплекс для лечения и коррекции комбинированного плоскостопия

Этот комплекс содержит упражнения, воздействующие на поперечный и продольный свод.

Исходное положение – прямая спина, руки на поясе.

  1. Хождение на массажном коврике вперед-назад – 5 минут в каждую сторону.
  2. Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы – по 5 минут.
  3. Плавные перекатывания с пятки на носок – 3-6 минут.
  4. Ходьба вперед спиной – 5 минут.
  5. Ходьба на носочках и пяточках – по 5 минут.
  6. Потягивания, стоя на носках – 3-6 минут.
  7. Ходьба на корточках “по-утиному” – 3-6 минут.
  8. Попеременно стойте на одной ноге – по 3 минуты на каждой.
  9. Прыжки с опорой только на носки – 3-6 минут.
  10. Ходьба на носочках перекрестным шагом – 3-6 минут.
  11. Ходьба на внутренней и наружной стороне стопы перекрестным шагом – 3-6 минут.

Комплекс для лечения и коррекции вальгусной установки стоп

Комплекс поможет исправить отклонение большого пальца ноги и Х-подобное искривление ног, которыми характеризуется вальгусная установка.

  1. Ходьба вперед-назад – 5 минут.
  2. Ходьба с высоко приподнятыми коленями – 5 минут.
  3. Обычная ходьба с приседаниями – 4 минуты.
  4. Шаг-присед – 10-15 раз.
  5. Ходьба “по-утиному” – 5 минут.
  6. Ходьба с опорой на наружную и внутреннюю сторону стопы – по 5 минут.
  7. Ходьба боковым приставным шагом в разные стороны – по 4 минуты в каждую сторону.
  8. Прыжки вперед и назад – по 3 минуты.

Элементы гимнастики после сна

Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ. Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.

Видео-пример утренней гимнастики:

Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

Комплекс упражнений «Солнечный лучик»

Гимнастика после сна в средней группе

Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

Комплекс упражнений «Цветочки»

Гимнастика после сна в старшей группе

В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Так что чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.

Комплекс упражнений «Мы ходили в зоопарк»

Гимнастика после сна в подготовительной группе

Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действа, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения можно совмещать с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.

Комплекс упражнений «Спортивный алфавит»

Вот так весело, дружно и увлечённо, с учётом возрастных особенностей, можно проводить занятия гимнастикой после сна в детском саду. Фантазируйте вместе с детьми – и у вас всё получится!

Мастер-класс (для педагогов МБДОУ)

«Методика проведения корригирующей и утренней гимнастики в соответствии с ФГОС ДО и индивидуальными особенностями воспитанников»

Подготовила: инструктор по физической культуре МБДОУ «Ручеёк» Бабенко Елена Юрьевна. ЯНАО., г. Ноябрьск

Цель:

• Ознакомлениепедагогов с современными приемами и подходами к проведению утренней гимнастики и корригирующей гимнастики в ДОУ, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей, успешное формирование и совершенствование двигательных навыков дошкольников; формирование умение педагогов организовать и провести утреннею и корригирующую гимнастику, вызывающую у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, вырабатывающую привычку осознанного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

• Осветить задачи и значение утренней гимнастики для дошкольников

• Определить содержание утренней гимнастики в соответствии с возрастными потребностями и возможностями дошкольников.

• Представить методику проведения утренней гимнастики с педагогамив форме мастер-класса.

Актуальность: В свете решения приоритетной задачей государства о сохранении здоровья населения, основным направлением работы педагогов в ДОУ является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОУ, направленных на полноценное физическое развитие и укрепления здоровья детей.

Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей дошкольного возраста, утренняя гимнастика, способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желание ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.

Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить»

организм ребенка на весь предстоящий день.
Утренняя гимнастика проводится в зале, в групповой комнате, на участке весной, летом, осенью.
Общеразвивающие упражнения должны быть подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц. Упражнения, которые включаются в комплекс, должны быть знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии и только после выносится на утреннюю гимнастику. Каждый комплекс проводится две недели. В младших группах больше используется игровых приемов, все упражнения дети выполняют вместе с воспитателем. В старших группах педагог старается дать четкое объяснение вместо показа упражнения самому или упражнения показывает ребенок. Комплекс утренней гимнастики состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания)

. Это небольшая разминка. Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами
(флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т. п.)
Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении
гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе, так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка. В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:
• Упражнения на восстановление дыхания

• Пальчиковые гимнастики,

• Упражнения для глаз,

• Упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.

Гимнастика после дневного сна. Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – это общеукрепляющие упражнения, которые являются составляющими деятельности ребенка с нарушением зрения, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения)
предусматривают решение главных задач:
— укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;

— профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп;

— укрепление мышц брюшного пресса;

— предупреждение вторичных отклонений.

Каждое упражнение корригирующей гимнастики выполняется по 6 раз.

Методика проведения гимнастики после дневного сна.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднятие настроения и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

Общие задачи гимнастики:

• Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие сохранению правильной осанки, стопы и исправлению искривлений позвоночника.

• Способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, формированию красивой осанки, грациозности.

• Развивать двигательные способности ребенка, пластичность, выдержку, осознанность при сохранении правильной осанки.

Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей:

1. Гимнастика в постели

2. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия

3. Дыхательная гимнастика

4. Индивидуальные задания

5. Водные процедуры

Пока дети спят, педагог готовит «холодную»

комнату (игровую, где температура с помощью
проветривания снижается вначале на 3-5 градусов, по сравнению с «тёплой»
комнатой. Пробуждение происходит под звуки плавной музыки с постепенным нарастанием громкости.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3минут.

Затем дети переходят в «холодную»

комнату.

В «холодной»

комнате дети выполняют
корригирующую гимнастику: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полу приседе на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, ходьба по корригирующим дорожкам. Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Затем дети выполняют упражнения на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей можно использовать кубики, гимнастические палки, мячи, погремушки и т. д. Длительность этой части составляет 2-3 мин.
Затем выполняется дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Выполнение упражнения дыхательной гимнастики «Паровоз»

: руки согнуты в локтях, ходить по игровой комнате делая попеременные движения руками и приговаривая: ЧУХ-ЧУХ-ЧУ. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек до 2-3 мин.

Практическая часть (проведение утренней гимнастики): А, сейчас, уважаемые педагогимы будем в роли детей подготовительной к школе группы. И выполним комплекс упражнений утренней гимнастикис гимнастическими палками.

Оборудование: зрительные ориентиры, гимнастические палки с метками, индивидуальные коврики, музыкальное сопровождение.

1. Вводная часть. Построение в шеренгу по росту. Выполнение команд.

Инструктор: Каждый день у нас, ребятки, начинается….Педагоги: С зарядки!

Инструктор: И конечно, очень важно, чтоб зарядку делал …Педагоги: Каждый!

Перестроение в колонну по два поворотом в движении и в две шеренги (напротив)

поворотом на месте. Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастическими палками
«Мы спортсмены» (подготовительная к школе группа).
I часть. Вводная. Ходьба и бег в колонне по одному, с ускорением, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба и бег с ускорением. По сигналу педагога взять палки.Перестроение в 2 колонны с захождением двойками.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.
Скачали: 134 раз(а)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]