ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный проект, 1 недели.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.
Возраст детей: 6-7 лет.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Актуальность: Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.
Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.
Книжка – малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.
Книжка-малышка- это и развлечение, и времяпрепровождение с ребёнком, а также обучение.
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Гипотеза: Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей.
Цель:
Воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей детей.
Задачи:
- Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.
- Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки.
- Расширить представление детей о сказках.
- Развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
- Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- Воспитывать культуру речи.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
- Воспитание эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
- Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
- Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
- Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности (создание книжки-малышки).
Продукт проекта: Книжка-малышка по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди».
Ожидаемые результаты по проекту:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам
- закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях
- воспитание чувства дружбы и коллективизма
- получить эмоциональный отклик от своей работы
- пополнение книжного уголка книжками-малышками, сделанными своими руками.
I этап «Подготовительный»
- Изучение литературы по проектной деятельности.
- Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций по сюжетам русских народных сказок.
- Разработка конспектов совместной деятельности, сценарии викторины по теме «Что за чудо эти сказки!».
- Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, пальчиковый,); в игровую зону – маски,
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
5. подбор наглядно-дидактического материала.
II этап «Информационно-творческий»
Познавательное развитие:
- СОД: «Русские народные сказки».
- ФЭМП (развивающие игры): «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт),
- Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).
Речевое развитие:
1. СОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики».
СОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».
СОД: Творческое рассказывание: «Придумай конец сказки».
2. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.
3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.
4. Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку»
5. Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок), «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо».
Социально-коммуникативное развитие:
- Игра-драматизация по русской народной сказке «Красная шапочка».
- Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок»
- Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
- Отгадывание загадок.
- Заучивание наизусть считалок, стихотворений.
- Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» ( «Играем и учимся»), «Мои любимые сказки» ( «Умка» развивающие игры – узнай по тени), «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки», театр сказок.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», глазная и дыхательная гимнастика.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».
3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).
4. Рисование песком «По мотивам русских народных сказок».
5. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».
6. Лепка «Мои любимые герои».
8. Театр своими руками.
9. Показ воспитателем театров по сказкам: «Три поросенка» (теневой), «Гуси лебеди» (Настольный), Теремок (плоскостной).
10. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
11. Спектакль в саду «По мотивам русских народных сказок».
12. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
Совместная работа родителей и детей:
- Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
- Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
III этап «Заключительный»
Результаты проекта:
- В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
- Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
- Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
- Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
- Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
- Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении театров.
Продукт проекта:
- Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песко, лепка).
- Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).
- Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.
- Викторина «Что за чудо эти сказки!» (дети и родители).
- Лэпбук «Добро пожаловать в сказку»
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «По страницам наших сказок»; сблизила детей и педагогов нашей группы.
Список используемой литературы:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
- Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
- Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004.
- Иванова Мария Петровна
- Никонова Татьяна Васильевна
Воспитатели, Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №11 Пушкинского района г. Санкт — Петербург
Следующая > |
Проект «Сказки для малышей»
Краткосрочный проект в группе раннего возраста. Название проекта:
«Сказки для малышей» в группе раннего возрастаАвтор проекта:
Москаева С.Ф.
Продолжительность проекта:
1 неделя
Тип проекта
: познавательно-речевой
Участники проекта:
воспитатель, дети группы «Солнышко»; родители.
Возраст детей:
2-3года
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка. В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения, не чувствуют красоту литературной речи. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности. У дошкольников недостаточные знания о сказках. Необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, так как именно сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечают природе маленького ребенка, близки его мышлению. Проект представляет собой ежедневную смену сказки в течении недели. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных способностей и развития речи детей в процессе проекта «Сказки для малышей»
Задачи проекта:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками. 2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию. 3. Обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи; 4. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности. 5. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Итоговое мероприятие:
Сказка «Колобок» театр в ободках-масках (Дети актеры) показ сказки для ребят своей группы.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный — Определение темы проекта. — Работа и подбор методической литературы — Подбор детской художественной литературы для чтения детям. — Подбор сюжетных картинок и иллюстраций. — Папка-передвижка «Воспитание сказкой» — Составление анкеты для родителей 2 этап – Основной
Понедельник:
1.Работа с родителями Анкетирование на тему «Насколько дети знакомы со сказками…» Папка-передвижка «Воспитание сказкой» 2.Беседа «Мои любимые сказки», «Как вылечить книжку?». 3. Чтение РНС « Репка», «Курочка Ряба». Рассматривание иллюстраций. Цель: Учить детей слушать сказки внимательно. Отвечать на вопросы воспитателя. Формировать любовь к р.н.с.
Вторник:
1. Показ настольного театра: сказки «Теремок». 2. Рисование: «дорожка для колобка» Цель: Развитие творческих способностей детей. 3. Лепка «Для дедушки для бабушки я спеку оладушки» (пластилин) Цель: вспомнить с детьми сказки которые начинаются «Жили-были дед и баба», развивать доброжелательность, уважение к старшим.
Среда:
1. Оформление книжной выставки «Моя любимая книга». 2. Акция «Поможем книгам». Цель: учить детей «лечить» книги с помощью воспитателя. Развивать бережное отношение к книгам. 3. Дидактические игры: «Собери сказку из частей», «Угадай сказку» Цель: Закрепить знания детей о сказках. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам.
Четверг:
1.театр би-ба-бо «Колобок»-показ воспитателем 2.Дидактическая игра «Корзина сказок — герои сказок» Цель: Формировать умение рассматривать игрушки-герои сказок, описать внешний вид с помощью воспитателя. Вспомнить из какой сказки герой. 3.Показ плоскостной театр «Заюшкина избушка»(на магнитной доске) Цель: Вызвать желание смотреть и слушать сказку. Создать у детей радостное настроение от просмотра сказки.
Пятница:
Показ сказки «Петушок –золотой гребешок» на интерактивном экране. Цель: Знакомить детей с новой сказкой. Вызвать положительные эмоции от просмотра
Итоговое мероприятие:
Сказка «Колобок» театр в ободках-масках (Дети актеры) Ожидаемые результаты: — Дети получили дополнительные знания о русских народных сказках. — Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. — Речь детей стала более, связной, выразительной; — Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость. — Дети могут пересказывать короткие сказки или отрывок из неё с помощью воспитателя
Проектная деятельность «Путешествие по сказкам»
ПЛАН
работы с детьми старшей группы по проекту «Путешествие по сказкам»
Автор: Мухаметдинова А.Я.
Актуальность проекта.
В век компьютерных технологий, прогресса очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети к сожалению, меньше общаются с книгами, исчезает интерес к истокам художественной литературы – устному народному творчеству и авторских сказок. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. А ведь знакомство с лучшими образцами устного народного творчества и авторских сказок совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
Дошкольный возраст – это богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. В этот период происходит накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, обыгрывание сказок – всё это значительно развивает художественно-эстетическое восприятие детей.
Учитывая актуальность проблемы, мы, педагоги и воспитатели, должны понять и принять понимание и значение устного народного творчества и авторских сказок в художественно-эстетическом развитии детей. Духовно-нравственные понятия, которые ярко представлены в образах героев, закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Для повышения интереса к сказкам, любви к устному народному творчеству был разработан данный проект «Путешествие по сказкам
».
Данный проект поможет погрузиться в разнообразную совместную деятельность (художественно-эстетическую, коммуникативную, проектно-исследовательскую) и объединит детей, воспитателей и педагогов.
Цель проекта:
способствовать формированию положительного эмоционального отношения к устному народному творчеству (сказкам) и авторским сказкам через совместную деятельность детей и взрослых.