«Путешествие в молочную страну», «Приключения Колобка»
В разработке «Приключения Колобка» дети приходят на помощь главному герою, выполняя задания. В разработке «Путешествие в молочную страну » узнают о пользе молока и молочных продуктов, исследуют свойства молока . Игровые ситуации в начале конспекта. Игровой сюжет для подготовительной группы
Образовательная область: Познавательное развитие.
Тема: «Путешествие в молочную страну»
Группа: подготовительная
Задачи:
- Дать детям представление о том, что молоко входит в состав многих продуктов, расширить знания детей о составе молока, о пользе его для человеческого организма;
- Развивать интерес к исследовательской деятельности, формировать исследовательские навыки, прививать навыки коммуникативного общения;
- Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Словарная работа:
- активизация: молочные продукты, витамины, полезные вещества;
- обогащение: кальций, калий, лактоза, фосфор, йод, молоко свернулось.
Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма организации детей на занятии: полукругом, подгрупповая.
Форма проведения занятия: беседа, экспериментирование
Предварительная работа: беседа с детьми о молоке и молочных продуктах, чтение художественной и познавательной литературы, разучивание поговорок, творческие задания.
Оборудование: проектор, usb-флеш-накопитель с кроссвордом, утюг, покрывало, лист бумаги с надписью «молоко», написанную молоком, глазированные сырки, письмо, сундучок, пакет молока, 4 пипетки, 2 ватные палочки, 4 пластиковые тарелки, лимон, пищевой краситель, средство для мытья посуды, кисточки, 12 листов бумаги, 2 разрезанные картинки с изображением коровы и козы с нарисованными на обратной стороне квадратами синего и зелёного цвета, 2 кубика синего и зелёного цвета, салфетки, мяч, палочки, музыкальное сопровождение к игре.
Ход занятия
Гости сидят у стены, дети выходят из спальни, здороваются с гостями.
В: Дети, к нам сегодня пришли гости, а с гостями принято здороваться.
(дети здороваются)
В: Дети, вы знаете, что вы не просто поздоровались: вы подарили частичку здоровья, потому, что сказали: « Здравствуйте!», т.е. пожелали здоровья нашим гостям. Недаром русская пословица говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь!»
В: Ребята, какого человека вы считаете здоровым?
Дети отвечают: спортом занимается, не болеет, закаляется, правильно питается и т.п.
В: Всё правильно вы сказали. Сегодня мы с вами поговорим и исследуем один очень полезный продукт питания. А какой именно, вы сейчас узнаете.
На стульях лежат карточки, возьмите одну и подойдите ко мне прослушать задание.
— Посмотрите на обратную сторону своей карточки, у кого зелёный квадрат, подойдите к столу с синим кубиком, у кого синий квадрат – к столу с зелёным кубиком. Соберите картину. Что у вас получилось? (коза, корова)
В: Ребята, вы догадались, о чём будет идти речь?
Дети отвечают.
Может, отгадав загадку, вы поймёте, о чём я говорю. Загадываю загадку:
Белая водица всем нам пригодится. Из водицы белой всё, что хочешь, делай: Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу, Творожок на пирожок, кушай, Ванюшка, дружок!
В: Ребята, чтобы нам убедиться окончательно в нашей правоте, я достану мой волшебный сундучок, может он нам поможет.
(Достаю и показываю лист с надписью, сделанной молоком)
— Ребята, вы что-нибудь видите? (нет). Как же нам это прочитать?
(звучит музыка из сундучка)
— Ой, здесь записка. Катя (Ксюша) прочитай, что написано.
ЧИТАЕТ: нагреть.
В.: Дети, написано нагреть, значит, этот лист надо нагреть, как мы можем это сделать? (предполагаемые ответы детей)
Для этого нам надо провести опыт – нагреть листок чем-то горячим. Я приготовила утюг, расскажите, как надо обращаться с электроприборами?
(дети отвечают, пока утюг нагревается)
— Проглаживаю надпись, хором читаем слово: «молоко» Дети, присаживайтесь на стулья. Вот и тема нашего исследования. Между прочим, слово «молоко» написано молоком. При нагревании молоко закипело, потемнело, и слово стало видимым. Вот такие волшебные чернила!
В: Ребята, что вы знаете о молоке?
Д: молоко – это белая жидкость, её получают от коровы, оно очень полезно, особенно детям и пожилым людям.
В: А чем полезно молоко?
Д: в нём содержатся белки, жиры, углеводы, витамины, это всё необходимо человеческому организму.
В: Максим Хромцов расскажет о пользе молока.
Обобщаю: в молоке много полезных элементов – кальций укрепляет кости, устраняет усталость, витамин «Е» не даёт нашему организму стареть, витамин «А» нужен для роста и хорошего зрения.
«В молоке полезных много витаминов и веществ, Пейте молоко почаще, чтобы кариес исчез, Чтобы кости были крепки, не болела голова, Настроение чтоб было превесёлое всегда»
В: В молоке есть вещество «лактоза» — это особое вещество – молочный сахар. Есть люди, организм которых не усваивает лактозу, поэтому они не могут пить молоко. В молоке есть казеин. От этого вещества молоко имеет белый цвет.
В: Ребята, скажите, какие пословицы и поговорки о молоке вы знаете?
Дети называют:
- молоко на губах не обсохло;
- была бы коровушка, будет и молочко;
- черна Бурёнушка, да бело молочко;
- в корове молоко не прокиснет;
- есть молоко, да достать далеко;
- корова на дворе, молоко на столе;
- хорошо тому коров водить, кто умеет молоко доить;
- обжёгся на молоке, дуешь на воду.
В: А сейчас мы с вами будем отгадывать кроссворд, в котором спрятаны слова, означающие продукты, которые приготовлены с помощью молока. Первое слово в нашем кроссворде – тема нашего занятия. О чём мы говорим?
Дети: о молоке.
В: правильно, первое слово «молоко», проверяем.
Дальше дети загадывают загадки сами друг другу.
КАТЯ: Чтобы жизнь стала прекрасна, вы на хлеб намажьте… масло;
ВЕРА Т.: Что за белые крупинки? Не зерно и не снежинки, скисло молоко, и в срок получили мы… творог;
РОМА: Он бывает в шоколаде, дети очень ему рады. Он сытнее, чем хот-дог глазированный… сырок;
ВЕРА Ю.: Жидок, а не вода, бел, а не снег. Начинается на «К» наш продукт из молока (кефир).
В: Ребята, кроссворд мы с вами угадали, вы правильно всё назвали. Вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови молочный продукт»
ФИЗМИНУТКА: Игра с мячом.
В: У меня в руках мяч, под музыку будем передавать мяч друг другу. Когда музыка закончится, у кого окажется мяч, тот называет молочный продукт.
В: Ребята, а теперь, вы превращаетесь в учёных, мы должны исследовать молоко. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы, вспомните, за каким столом вы сидите.
Опыт 1. Исследование молока на жирность. В тарелку с молоком добавить пищевой краситель, затем капнуть пипеткой средство для мытья посуды. Получается «салют в тарелке». В молоке есть молекулы жира. При смешивании мыло и жир движутся вместе, отсюда происходит перемена цвета. Итог: мыло, расщепляя жир, вызывает в тарелке бурю.
Опыт 2 «Свёртывание молока»
В: Сейчас я дам вам по половинке лимона. Самый сильный мальчик команды выжмет сок из лимона в тарелку с молоком, девочки размешают молоко. Посмотрим, что у нас получится.
Вывод: Произошло свёртывание молока. Запомните: пить сок сразу после молока нельзя.
В:
Бесценный клад в моей руке, для жизни всё есть в молоке: белки, жиры и углеводы – подарки матушки-природы.
А также чудо — витамины, все хвори с ними победимы!
В: Дети, а кто нам молоко даёт? В волшебном сундучке вам сюрприз от Бурёнки. Как вы думаете, что она могла вам отправить? (ответы детей).
Шлёт привет вам всем корова, пейте, дети, молоко, будете здоровы! (Достаю глазированные сырки, угощаю детей).
В: Дети, помните, мы начали нашу беседу с невидимого письма. Сейчас мы проведём с вами третий опыт. Вы возьмёте кисточку и нарисуете рисунок или напишите письмо молоком. А дома ваши родители нагреют вашу работу, и вы проверите, что получилось. А нашим гостям пора уходить, давайте попрощаемся с ними.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Провела: Савельева Наталья Александровна
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Молоко обладает высокой питательной ценностью и является одним из самых богатых витаминов, необходимых для формирования костей и зубов. К сожалению не все дети пьют молоко и едят блюда, приготовленные из молока и молочных продуктов. И поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть ценные качества молока, его значимость для растущего организма.
Тип проекта: исследовательский
Сроки проведения: краткосрочный
Участники проекта: дети, родители.
Ответственные: воспитатели
Цель:Расширить представления детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста и здоровья детского организма.
Задачи:
Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;
Научить детей составлять ежедневное меню с включением молочных продуктов;
Научить детей правильно выбирать молочные продукты;
Формировать умения использовать имеющиеся знания на практике.
Гипотеза исследования
Если дети узнают о ценности молока и молочных продуктов через собственный опыт, то у них появится желание употреблять его в пищу, так как они поймут, что для нормального роста и развития деткам просто необходимо кушать творог и пить молоко.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (создание развивающей среды, подбор информационных ресурсов, энциклопедической и художественной литературы, создание проблемно – игровых ситуаций)
Практический (наблюдение, поисковая работа, экспериментирование)
Заключительный (вызвать желание употреблять в пищу молоко и молочные продукты)
Подготовительный этап:
- Подбор информационных ресурсов, энциклопедической и художественной литературы
- Чтение стихов и потешек о молочных продуктах, коровах.
- Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», сказок «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Трое из Простоквашино»,
- Д. Мамин-Сибиряк «Притча о молочке и овсяной кашке»,
- М. Бородицкая «Убежало молоко»
- Организация выставки из упаковок молочной продукции «Простоквашино»
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин молочных продуктов»
- Сюжетно –ролевая игра «Магазин молочных продуктов»
- Поделки из упаковок молочной продукции
Практический этап
«Молочные продукты. Как они получаются?» (просмотр презентации)
Экскурсия в магазин молочных продуктов
Экспериментирование с молоком (проведение опытов)
Опыт №1
Превращение молока в кефир
Налить в два стакана молока. Один стакан поставили в холод, другой в тепло.
Вывод: в холоде молоко не изменяется. В тепле молоко прокисает и превращается
в кефир.
Опыт №2 Как получается молочный коктейль и йогурт
В один стакан налить молоко и положить свежие ягоды или варенье. В другой стакан налить кефир и положить варенье, сухофрукты и фрукты. Взбить все миксером.
Вывод: Если в молоко добавить ягоды и варенье, то получится молочный коктейль. Если в кефир добавить варенье или фрукты, то получится питьевой йогурт.
Опыт №3 Рисунок молоком
С помощью кисточки нарисовать молоком рисунок. Готовый подсохший рисунок прогладить утюгом.
Вывод: Если прогреть бумагу, на которой нарисовано или написано молоком, то через некоторое время появится рисунок. Так, ребята узнали еще об одном «волшебном» свойстве молока.
Рисунки детей
Взаимодействие с родителями
В результате совместной деятельности родители поделились опытом, как можно превратить обычные молоко, кефир или творог в кулинарный шедевр, а так же украсить его так, чтобы ребенок просто не смог отказаться от такой еды.
Результаты проекта
Дети узнали новое о свойствах молока
На собственном опыте научились производить некоторые молочные продукты и блюда
Родители создали сборник рецептов блюд из молока и молочных продуктов
Молоко и молочные продукты стали постоянными составляющими в меню детей
А главное: дети пьют молоко и оно им нравится!
Следующая > |
Автор: Комарова Ольга Вячеславовна
Информационная карта проекта
Полное наименованиепроекта | «Молочное чудо!» |
Автор: | Комарова О.В. |
База, на которой реализуется проект | МБДОУ города Костромы «Детский сад № 46» |
По доминирующей деятельности: | познавательно – исследовательский |
По количеству участников | групповой. |
Характер контактов | среди детей одной группы |
По продолжительности | долгосрочный – учебный год (сентябрь 2016 –февраль2017года) |
Заявитель | Дети подготовительной к школе группы |
Итоговое мероприятие | Развлечение «Молочные посиделки» |
Актуальность
Здоровье человека! Что может быть важнее? Учёные давно доказали, что на 40 % наше здоровье зависит от здорового и сбалансированного питания.Однако, существует проблема, которая носит общероссийский характер. Она связана с массовой фальсификацией молочной продукции. Речь идёт, прежде всего, о замене натурального молочного жира пальмовым маслом. Если эта ситуация будет сохраняться, то в ближайшие 30-40 лет состояние здоровья населения России резко ухудшится: возрастет % смертности, бесплодия, онкозаболеваний. Такая тенденция связана с неправильным и искусственным питанием. Поэтому, каждый человек может и должен заботиться о своём здоровье и здоровье своих близких Наблюдая за детьми в группе, беседуя с ними,стало понятно , что не все дети любят молоко, молочные и кисломолочные продукты. Очень неприятно, когда продукты шли в отходы. И мы решили с этим бороться,тем более мы выросли в деревне, и не понаслышке знаем о пользе молока, какие чудеса оно творит в излечении некоторых болезней и как трудно его добывать. Так и родился проект «Молочное чудо», который задумывался как краткосрочный, но по мере углубления, у детей возникали всё новые и новые вопросы. Например: «Почему молоко белое?», «Почему новорожденным детям дают пить молоко, а не компот, в котором тоже есть витамины?», «Сколько можно выпить молока сразу?». Поэтому проект из краткосрочного превратился в долгосрочный.
Цель проекта:
Прививать культуру потребления молочных и кисломолочных продуктов детям и родителям.
Задачи:Для педагогов
1.Организовать взаимодействие всех работников ДОУ при реализации проекта (воспитателей, медицинского работника, музыкального работника, старшего воспитателя) 2.Провести контроль употребления молочных и кисломолочных продуктов в группе. 3.Продолжать совершенствовать методы работы с детьми в режиме проекта.
Для родителей
1.Укрепить сотрудничество с семьями воспитанников через совместную деятельность и конкурсное движение (совместное с детьми развлечение, фотоконкурс «Мама, папа, я – молочная семья», «Конкурс молочных рецептов») 2.Способствовать укреплению здоровья детей и родителей через пропаганду здорового питания отечественного производства (буклеты, «молочный календарь», консультации, беседы, развлечение, родительское собрание) 3.Предложить разнообразные игровые приёмы для приобщения детей к потреблению молока и молочных продуктов. 4.Провести анкетирование « Ваши молочные предпочтения»
Для детейПознавательное развитие:
1.Познакомить детей с разнообразием молочных и кисломолочных продуктов. 2.Показать пользу молочных продуктов для здоровья людей. 3.Развивать интерес детей к исследовательской деятельности.
Речевое развитие:
1.Добиваться выразительности речи при разучивании стихотворения «Молочные продукты», «Цветное молоко». 2.Упражнять в составлении связного рассказа о том, как появляется молоко на нашем столе с помощью дидактического пособия (приложение)
Художественно-эстетическое развитие:
1.Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения.
Социально – коммуникативное развитие:
1.Развивать у детей умение работать в коллективе. 2.Сформировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.
Объект исследования:
Молоко, молочные и кисломолочные продукты
Гипотеза:
Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную познавательно – исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять молочные и кисломолочные продукты в пищу.
Модель 3-х вопросов (ответы детей)
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Что сделать, чтобы узнать? |
-молоко продаётся в магазине (Таня С.) -из молока можно приготовить разную еду (Алёна Б.,Даша С., Настя Д.) -молоко пьют маленькие дети и детёныши животных (Сава В.,Соня С.) | -в чём польза молока, молочных и кисломолочных продуктов?(Ксюша М.,Лида Т) -как получают из молока творог?(Ваня З.,Захар Д.) -как поступает молоко в магазин? (Уля Б.) | -спросить у взрослых (Мила А., Артём Ф.) -посмотреть в энциклопедии (Егор Л.) -найти информацию в интернете (Андрей Ф.) |
Принципы реализации проекта:1.Принцип доступности:
Учёт возрастных особенностей детей, адаптированности материала.
2.Принцип наглядности и занимательности:
В содержании проекта включено множество иллюстративного материала и игр(с-р игры «Ферма», «Магазин молочной продукции», «Молочное кафе»; д/и «Молочные ходилки», «Молочное лото»).
3.Принцип системности и последовательности:
Подача материала постепенная, от простого к сложному.
4.Принцип динамичности:
Интеграция проекта в разные виды деятельности.
Формы и методы:
1.Наблюдения 2.Поисковая работа (с различными источниками информации: книги, интернет – ресурсы) 3.Опыты и эксперименты с молоком (приложение) 4.Анкетирование и опрос (приложение).
Условия и средства:
1.Технические средства(ноутбук, м/м оборудование), лабораторное оборудование. 2.Электронные образовательные ресурсы(интернет, презентации, аудио- и видеофайлы) 3.Информационная компетентность педагогов и родителей
Ожидаемые результаты1.Для детей:
Повысится % любителей молока, молочных и кисломолочных продуктов отечественного производства.
2.Для родителей:
Предполагается, что родители будут более избирательны при выборе рациона питания, приоритет будет отдаваться здоровой молочной продукции местного производства.
3.Для педагогов:
Пополнение педагогической копилки, повышение педагогического мастерства.
Этапы реализации проекта1.Организационный
-изучение литературы и передового опыта по данной теме. -создание развивающей среды и проблемно-игровых ситуаций -мониторинг предпочтений молочных продуктов детьми. -анкетирование родителей.
В результате первоначального опроса детей выяснилось, что любят:
Продукт | Число детей (из 25) | Процент детей |
пить молоко | 15 | 60% |
йогурт | 19 | 76% |
кефир | 15 | 60% |
ряженку | 15 | 60% |
снежок | 19 | 76% |
творог | 20 | 80% |
сыр | 19 | 76% |
сметану | 15 | 60% |
масло сливочное | 19 | 76% |
мороженое | 25 | 100% |
В результате первоначального анкетирования родителей выяснилось:
1)Большинство родителей не придерживаются здорового питания в семье. 2)Чаще всего в магазине из молочных продуктов родители приобретают: молоко, йогурт, молокосодержащие коктейли. 3)Из местных производителей предпочтение отдают бренду «Караваево».
2.Деятельностный этап
Системная паутинка
Познание Беседа «Путь молока к столу» Беседа «О пользе молока» Опыты и эксперименты с молоком | Художественно -эстетическое развитие Рисование: «Кто даёт нам молоко?» Аппликация: «На лугу» Конструирование из бумаги: «Упаковка для молока». Инсценировка музыкальных произведений «На лугу», «33 коровы», «Варись, варись кашка» | Социально-коммуникативноеразвитие ЧХЛ:чтение стихов и загадок о молоке: Л.Н. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке и овсяной кашке», М. Бородицкая «Убежало молоко» С/Р «Ферма», «Молочное кафе», « Магазин молочной продукции» Д/И «Найди полезное» Д/И«Молочные ходилки» Д/И «Молочное лото» |
Речевое развитие НОД «Путь молока к столу» | Физическое развитие п/и:«Пастух на ферме» п/и «Бодливая корова» пальчиковая гимнастика «Корова» пальчиковая гимнастика «Молочные продукты» | Взаимодействие с семьёй Конкурс молочных рецептов. Мини-музей «Молочное чудо» Фотоконкурс «Мама, папа, я – молочная семья» Родительское собрание: «Напиток здоровья – молоко!» Совместное развлечение «Молочная гостиная» |
3.Заключительный этапРезультаты диагностики потребления молочных продуктов в ДОУ и дома:
Продукт | Число детей (из 25) | Процент детей |
молоко | 20 | 80% |
йогурт | 22 | 88% |
кефир | 20 | 80% |
ряженку | 20 | 80% |
снежок | 20 | 80% |
творог | 20 | 80% |
сыр | 20 | 80% |
сметану | 17 | 68% |
масло сливочное | 20 | 80% |
мороженое | 25 | 100% |
График процентного соотношения потребления молочных продуктов в начале и в конце проекта:Выводы:
1.У детей повысился интерес к молочным и кисломолочным продуктам, процент потребления вырос в среднем на 12 %. 2.Укрепилось сотрудничество между семьями и ДОУ. 3.Родители получили информацию о Костромских производителях и о пользе натуральных продуктов. 4.Пополнилась педагогическая копилка педагогов.
Продукты проекта:
Для родителей | Для педагогов | Для детей |
1.Консультация «Молоко: состав и польза» 2.Папка – раскладушка «Топ -20, всё о молоке» 3.Фотогалерея «Мама, папа, я – молочная семья» 4.Папки: А) Кулинарные рецепты из молока Б) Загадки, стихи, пословицы и поговорки о молоке В) Костромские производители молочной продукции. | 1.Портфолио проекта 2.Дидактическое пособие «Путь молока к столу» | 1.Мини — музей «Молочное чудо!» 2.Коллаж «На лугу» 3.Настольная игра: «Молочные ходилки» 4.Настольная игра «Молочное лото» |
Новизна и значимость проекта
заключается в актуальности темы,во внедрении проекта в образовательный процесс ДОУ. У дошкольников постепенно формируется представление о продуктах, приносящих пользу организму, об организации здорового питания. Молоко – это первый напиток, Молоко – это наша судьба, Молоко – это наша защита, Молоко – будем пить мы всегда!
Список используемой литературы.
- Белова В.И. Энциклопедия здоровья. Москва, 1993.
- Валеология: учебное пособие/ Под ред. Соломина В.П., Варламова Ю.Л.: Спб 1995.
- Зайцева В. Питание идеальное и реальное. «Здоровье детей», 2007, №6
- Интернет ресурсы
- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии». Москва «ВАКО», 2007.
- Конспекты занятий по изодеятельности в старшей группе. Под ред. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.,2009.
- Питание детей раннего и дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Кисляковская В.Г. и др. – М.: Просвещение, 1990.
- Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- 1000 пословиц, поговорок, загадок для самых умных малышей/ сост. Т. Клименко. – М.: АСТ; СПб.: Сова,2010.
- УзлунЛ.А.Рецепты вкусной жизни. – М.: ОЛМА Медиа Групп,2008.
- Хуртова Т.В. «Организация проектной деятельности» — Издательство «Учитель» 2009.