Комочек солёного теста- Лепить из него интересно! Комочек из теста мягкий, На ощупь приятный и гладкий. Лежит у меня на ладошке, Слепить из него могу кошку, Слонёнка слепить или мышку, Картинку, что видела в книжке Комочек помяла немножко, Слеплю ему ручки и ножки, Слеплю ему ушки и глазки, И вместе отправимся в сказку! И. Глебова
В основной общеобразовательной Программе приоритетом является развивающая функция, обеспечивающая становление личности ребенка.
Состояние отечественной системы дошкольного образования в настоящее время характеризуется переходом к новым подходам направленности воспитания на гуманистическую, личностно-ориентированную модель. Это значительно расширяет спектр решаемых воспитательных задач..
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность и лепка. В процессе изобразительной деятельности и лепки дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Изобразительное творчество и лепка дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительная деятельность в детском саду — эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. «Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие — исполнительство — творчество. Каждый ребенок, по моему глубокому убеждению, с детства должен расти в атмосфере любви, красоты, творчества. Совместную деятельность с детьми тестопластикой я стараюсь превратить в творчество, тогда из его рук будут выходить настоящие произведения искусств! Во время работы с тестом я стремлюсь развить у детей – эстетический вкус, чувство ритма, умение понимать прекрасное. Во время лепки из соленого теста у детей происходит активизация словаря, так как во время занятий, я прошу озвучить свои действия. Ребенок лепит и разъясняет: «У медведя такие широкие лапы, потому что…». Ребенок может фантазировать, может поделиться с другими детьми своими познаниями об окружающем мире. Я развиваю логическое мышление, так, как перед работой ребенок, прежде всего, должен последовательно обдумать план действий, обдумать каждую деталь: что? зачем? почему? После выполнения работы дети обыгрывают свою поделку, сочиняют какую- либо сказку, устраивают настоящие театральные представления. Планируя свою совместную работу с детьми, я использую игры – драматизации (дети лепят героев сказки, и озвучивают их). Обучение строю не на основе «делать по указанию или образцу», что предлагает взрослый, а «придумывать» свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальные воображения в деятельности. Содержание деятельности строю в соответствии с тематическим планированием логопеда, дефектолога, а также исходя из интересов воспитанников. Дети любят заниматься изготовлением поделок к праздникам (Новогодний тигр, елочки, сказочные подковы); изготовлением игрушек самоделок для малышей; изготовлением героев по мотивам русских народных сказок; атрибутов к сюжетно-ролевым играм: овощей, фруктов, хлебобулочных изделий в магазин. Гордостью детей считаю коллективные панно – «Морское дно», «Загадочный космос», «Корзина с фруктами».
Для создания предметно-развивающей среды мною была изготовлена картотека игр на художественно-эстетическое развитие детей. Наиболее интересными считаю «Угадай и расскажи о народной игрушке», «Узнай элемент узора», «На что похоже?», «Долепи поделку», «Чего на свете не бывает?», «Подумай и отгадай», «Фантастические герои».
Во время деятельности стараюсь, чтобы дети как можно реже говорили слово «не умею», объясняю, что мы здесь собрались, чтобы научиться, что я обязательно помогу. Этим я убираю страх у ребенка перед тем, что у него не получится. Иногда слово «не умею» прикрывает то, что ребенок не хочет заниматься. Тогда необходимо создать у детей мотивацию, вызвать заинтересованность и желание заниматься. Для создания мотивации к деятельности использую игровые приемы, через них развиваю интерес к тестопластике. Часто, чтобы заинтересовать детей, я применяю «оживление» и обыгрывание поделок, с которыми можно разговаривать, советоваться и играть. Содержание игровых действий зависит от содержания поделок. Если это птица, то она может «летать», «клевать», «говорить», «хвастаться друг перед другом».
При лепке животных из цирка, дети были дрессировщиками, рассказывали о своих животных самостоятельно; проводя игру по составлению фоторобота, дети принимали роль «сыщика» и придумывали себе положительного и отрицательного героя и т.д. Предлагая детям роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнять его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет свою работу. А также я беру на себя какую-либо роль — волшебницы красок, колдуна или бабушки – загадушки, которая перезабыла все сказки и не может рассказать их детям.
С целью поддержания интереса использовала элементы театрализации, сюрпризные моменты, игровых персонажей (Буратино, Незнайка, Лунтик), дидактические игры (например, «названия игр»). В совместной деятельности тестопластикой, я активизирую речь ребенка и пополняю его словарный запас. (Что ты сейчас лепишь? Что ты потом будешь лепить? Какие ты у зайчика сделаешь ушки? Для чего ты мишке сделал такие мощные, сильные лапы? Какой твой герой будет по настроению: грустный, веселый, задорный, хитрый?)
С помощью тестопластики, я стремилась создавать условия для творческого самовыражения воспитанников (лепка для настольного театра, атрибуты для сюжетно ролевых игр «Дом», «Магазин»; регулярные выставки детского творчества в детском саду, в городской детской библиотеке, в библиотеке Мичуринского Сельсовета Искитимского района, в музее города Бердска и т.д.).
В своей педагогической деятельности, применяя принцип интеграции обучения, развиваю мышление ребенка, его знания в области формирования элементарных представлений в математике, ориентировки в пространстве (поделить кусок теста и посчитать части, сравнить их по величине, форме, какие части поделки находятся впереди, сзади, слева, справа). Развиваю речь ребенка: предлагаю рассказать о своей поделке, описать ее, дать ей название, сочинить рассказ о ее приключениях. Задействую поделки в игровой деятельности: желательно чтобы ребенок поделку сразу домой не забирал, а некоторое время использовал ее в играх. В группе мы собирали коллекцию, чтобы можно было показать для сверстников настольный театр. Это вызывает у детей желание слепить новых героев и развить сюжет сказки или игры.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна маленьким детям. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как наиболее экологически безопасную.
Чтобы научить ребенка техническим навыкам лепки и развивать у него мелкую моторику, для начала я беру руки ребенка в свои руки, даю ему прочувствовать силу нажатия на комочек теста: при раскатывании теста в шар, палочку различной ширины и длинны. Мышцы ладони должны быть напряжены, кисти рук прямые. Поэтому предлагаю ребенку раскатывать тесто на доске. Все детали делаем только руками. Сразу приучаю ребенка работать аккуратно. Рассматривая образец, дети анализируют форму деталей и их расположение. Затем образец убираю. Я на своем куске теста показываю технические приемы лепки: оттягивание, прощипывание, промазывание и другие. После показа я убираю свою работу. Это делается для того, чтобы ребенок не копировал изделие. Если ребенок затрудняется в процессе работы, я показываю ему нужный технический прием на своем куске теста. Если идет самостоятельная работа, я не вмешиваюсь в работу ребенка. Могу только на своем куске теста показать, как исправить ошибку. При совместной деятельности я могу брать в руки изделие ребенка и по его просьбе исправить поделку. Учу детей работать со стекой. Чтобы дети приобрели опыт и знали, какой стороной можно сделать рисунок на тесте, дырочку, прорезь, отрезать необходимый кусок теста.
Я считаю необходимо начинать с создания условий в группе — небольшого уголка творчества. В моей группе я разместила: краски (акварельные, гуашь),
цветные карандаши, фломастеры, мелки, восковые мелки, разные кисточки, кусочки поролона, ножницы, цветную и бархатную бумагу. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцвет, вату, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер, и другой бросовый материал. Все это сосредоточенно в разных коробочках, шкатулках, в специальных контейнерах. В уголке творчества я делаю ежемесячно сменяющуюся выставку по ознакомлению с народно — прикладным искусством. Главная моя задача создать условия и предоставить все это многообразие для творческой фантазии детей. Могу с уверенностью сказать, что каждый ребенок находит то, что ему необходимо для воплощения своей задумки.
С помощью поделок из теста происходило развитие общения (ходим в гости друг другу, говорим вежливые слова друг другу); обыгрыванием детских стихов и песенок поделками прививала моральные и нравственные ценности.
Начатая мною работа имеет широкие границы и возможности, и требует продолжения. Работа в данном направлении подтверждает, что художественно- эстетическое развитие складывается и развивается не только на основе продуктивной деятельности (лепки из соленого теста), но и при восприятии художественных произведении, в игровой деятельности, при формировании целостной картины мира – поэтому перспективой своей работой я вижу необходимость соответствующим образом организовать эти виды деятельности и их совершенствование. Планирую разработать программу кружковой деятельности по тестопластике.
Как приготовить соленое тесто
В тестопластике применяется знакомое всем молодым мамам соленое тесто. Состав теста для лепки очень прост:
- 300 г муки
- 300 г соли
- 200 мл воды
- 1 ст.л растительного масла (по желанию)
Смешать соль с мукой и, тщательно помешивая смесь, постепенно влить воды. Опытные арт-терапевты рекомендуют брать соль мелкого помола, а чтобы консистенция была более эластичной добавлять в смесь столовую ложку рафинированного масла. Неиспользованную часть теста можно хранить в холодильнике до следующего сеанса.
О том, как приготовить соленое тесто и какие материалы понадобятся для творчества можно посмотреть вот в этом подробном видео-уроке:
Как лепить из соленого теста
Тесто — невероятно податливый материал, из которого можно слепить что- угодно: от горшочков и фигурок животных до панно самых разных размеров. Поэтому поделки из соленого теста — это огромный простор для фантазии, развития умений и создания чудесных вещей для декора, игр и подарков друг другу.
Для создания самых простых изделий из теста достаточно иметь скалку и доску, для детей старше трех лет и взрослых можно запастись кулинарным декором, использовать зубочистки для прорисовки деталей.
Практически для всех поделок из теста заготовкой обычно является «колбаска» или «шарик». Для создания, например, человечка используют шарик для головы, а колбаски – для лепки тела, рук и ног.
Сложные фигуры можно создать из раскатанного теста с применением шаблонов и формочек. Украсить изделие можно лентами, бусинами, листиками или косичками из теста или чем-то другим на выбор ребенка. И конечно же, особый этап — это раскрашивание полученной фигуры.
Раскрашивать поделки из соленого теста своими руками можно, как на этапе лепки, так и во время замешивания теста и после полного высыхания изделия.
А сушить поделки из соленого теста можно при комнатной температуре, в духовке при температуре 50 градусов и в микроволновке в самом маленьком режиме разморозки. Просушка изделий из теста, конечно, потребует времени, но зато потом такой подарок будет долго радовать своего создателя и хозяина!
Как сделать слепки из соленого теста
Пример занятия арт-терапией с детьми
Поделки из теста могут стать самостоятельным занятием с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие может нести дополнительную образовательную информацию, например, мастеря сову из соленого теста, рассказать ребенку все интересные факты об этой птице. Но, большой плюс тестопластики в том, что сама по себе лепка приносит ощутимую пользу, как мыслительным процессам, так и психологически гармонизируя сознание.
В преддверии 8 марта, я провела такое занятие с сынишкой. Тема была банальная — подготовка подарков для учителей своими руками. Несмотря на то, что сначала мне пришлось его уговаривать пойти полепить, потом, я не могла его остановить! Так он разошелся, создавая поделки одну лучше другой)))
Так у нас появились вот такие 8-ки с цветочками и корзинки с фруктами и цветами.
Как только наши поделки из теста досохнут ( а сохнут они и в духовке при малой температуре и просто в комнате), мы планируем приклеить к ним магнитную ленту, чтобы они стали теплым украшением холодильника у любимой учительнице)))
В этом видео я показала наше видение лепки из соленого теста к празднику 8 марта:
В видео ниже представлено еще несколько мастер-классов по изготовлению поделок из соленого теста: