Поэтапные рисунки для детей младшего школьного возраста


Польза рисования красками для детей

Один из популярных вариантов креатива для дошкольников – изобразительное искусство. Обучение ребенка рисованию с раннего возраста оказывает положительное влияние на формирование его личности, помогает развивать не только воображение, но и абстрактное мышление.

Польза от занятий таким видом творчества:

  1. Развитие мелкой моторики. Художественные занятия требуют движений пальцами и кистью, что активирует участки мозга, отвечающие за речь, мышление, координацию, память. В процессе рисования работают оба полушария, что способствует укреплению связей между ними.
  2. Самовыражение. Через рисование ребенок проецирует на бумагу свое внутреннее состояние. Он выражает мысли и чувства, которые не может или не хочет высказать. Это позволяет получить эмоциональную разрядку, поднять настроение.
  3. Развитие умения определять приоритетные цели. В процессе творчества ребенок получает результат – картину. Это учит его ставить перед собой задачи, сравнивать ранние достижения с прошлыми и работать на их улучшение.
  4. Выработка терпения и усидчивости. Систематические уроки живописи и работа над каждым рисунком учат ребенка дисциплинированности и помогают структурировать время.
  5. Повышение самооценки. Занятия творчеством позволяют ребенку выделить себя среди сверстников, почувствовать свою значимость.
  6. Развитие креативности. Рисование учит абстрактному мышлению, способствует формированию индивидуального взгляда на вещи. Занятия живописью не только развивают воображение, но и помогают найти практическое применение новым умениям.
  7. Осмысление окружающего мира. Через творчество ребенок учится понимать, что люди могут иначе воспринимать одни и те же предметы или явления и испытывать по отношению к ним разные эмоции. Это развивает эмпатию и социальные навыки.
  8. Приобщение к культуре. Обучение рисованию развивает у детей вкус и эстетическое восприятие.
  9. Положительное воздействие на психику. Занятия живописью успокаивают, умиротворяют, дают возможность продуктивно использовать накопившуюся энергию. Уроки рисования особенно полезны для агрессивных, капризных или склонных к депрессии детей.

В процессе обучения живописи развивается пространственное и ассоциативное мышление, вырабатываются навыки проецирования на плоскость, ориентации в пространстве. Это способствует усвоению других школьных предметов и научных дисциплин: математики, химии, физики, географии, черчения и др.

Советы для родителей

Хотя польза рисования для детей неоспорима, не нужно настаивать, если поначалу к этому не проявляется интереса. Не стоит пренебрегать и другими играми, которые обеспечат развитие необходимых навыков. Мастерите поделку быка к Новому году, читайте и заучивайте стихи на 2022 год, разгадывайте ребусы в картинках. Однообразные занятия быстро надоедают, поэтому следует вносить разнообразие в развивающие занятия.

Также родителям не стоит забывать о пальчиковых играх. Полезно заниматься лепкой из пластилина. Главный совет – не нужно ждать шедевров, гораздо важнее максимально подбадривать малыша.

Оптимальный возраст развития навыка

Начинать обучение детей азам рисования лучше всего с раннего возраста – от 6 месяцев до 3 лет. В этот период ребенок должен усвоить основы, но целенаправленных уроков не требуется.

Достаточно предоставить все необходимое для развития творческих способностей. Игры с пальчиковыми красками совершенствуют мелкую моторику, воображение, креативность, что положительно сказывается на формировании не только художественного навыка, но и личности.

Целенаправленное обучение рисованию можно начинать с 5-7 лет. В этот период творческий процесс становится более осмысленным, ребенок учится сравнивать и познавать, совершенствуя свои навыки.

Создание картины превращается из игры в осознанное действие. В указанном возрасте можно начинать работать с разными видами красок и бумаги, техниками рисования. Это поможет понять, к чему у начинающего художника больше всего способностей и желания.


Обучение искусству рисунка в игровой форме.

Техники рисования для детей

Для обучения используют разный подход. Не нужно ставить малышу задание, он должен свободно выражать себя. Когда научится пользоваться инструментом, можно приступать к следующему этапу.

Пальчиковая техника

Для обучения требуется краска. Ребенок может обмакнуть ладонь и оставлять отпечатки на листе бумаги. Затем он будет учиться рисовать точки и линии.

Осваивают технику и с помощью манной или кукурузной крупы, изображая картинки. Для привлечения интереса можно поменять цвет пищевым красителем.

По точкам

Точечный рисунок подходит для малышей в возрасте 5-6 лет. Это способствует развитию моторики и пространственного воображения, готовит руку к письму, улучшает работу мелких мышц кисти.

Сначала прибегают к простым рисункам с точками по контуру. Чтобы малышу было легче, родитель может соединить их пунктирными линиями. Когда обводить контур станет легко, технику рисования для детей можно усложнять, используя прямые, изогнутые и волнистые линии. Их ребенок должен обводить, не отрывая руки от бумаги.

По цифрам

Все сделать правильно получится не сразу. К технике с цифрами прибегают в возрасте 6-7 лет. Она повышает интерес к математике, умножению в стихах и обеспечивает развитие творческих способностей.

Методика основана на превращении цифр в предмет или животное. Например:

  • из тройки рисуют снеговика;
  • из двойки — лебедя;
  • пятерку превращают в кенгуру;
  • шестерку преображают до симпатичного щенка.

Ребенок таким способом проявляет фантазию, воплощая на бумаге образы из головы.

Какие краски лучше брать для детского творчества

При обучении ребенка рисованию с нуля важно выбрать правильные краски.

Самые распространенные виды, используемые для детского творчества:

  1. Пальчиковые краски. Изготавливаются на основе пищевых красителей и воды. Безопасны для здоровья, легко смываются, отстирываются и очищаются с любых поверхностей. Имеют густую консистенцию, поэтому хорошо держатся на пальцах и гладко ложатся на бумагу. Подходят для малышей возрастом от 6 месяцев.
  2. Акварель. Наиболее распространенный вариант для начинающих художников, который чаще всего применяется в детских садах и школах. Акварельные краски изготавливаются из экологически чистых материалов, просты в использовании, отличаются яркой и богатой палитрой. Они легко смешиваются с водой и ложатся на бумагу просвечивающимися слоями, одновременно сохраняя насыщенность и сочность.
  3. Гуашь. Подходит для детей возрастом 5-7 лет. Отличается плотной текстурой и яркими цветами при нанесении на бумагу. По составу бывает как безопасной, так и с токсичными веществами. Для детей лучше выбрать первый вариант.
  4. Масляные краски. Ценятся за простоту использования, легкость смешивания, долговечность рисунка. Высыхают без изменения цвета в отличие от акрила или акварели. Изготавливаются на основе растительных масел. Поскольку при использовании таких пигментов важен экономный расход, их лучше выбирать для детей 6-7 лет, уже знакомых с основными правилами живописи.
  5. Акриловые краски. Изготавливаются на основе синтетических компонентов. Быстро высыхают, легко разбавляются и смешиваются, подходят для рисования не только по бумаге, но и по дереву или ткани. Акриловые краски выбирают для детей 6-7 лет, уже освоивших основы акварельной живописи.

Лучше избегать слишком ярких, кислотных тонов. Цвета должны быть умеренно насыщенными. Оптимальный набор для ребенка 6-7 лет – 12-20 оттенков. Перед покупкой рекомендуется проверить краски: они должны быть влажными, однородными по текстуре, без резкого, выраженного запаха.


Акварельные краски.

Рисуем предметы пошагово

Учиться малышу будет легче, если предлагать ему поэтапно изображать отдельные элементы.

Геометрические фигуры

Сначала приступают к геометрическим фигурам, из которых вы уже наверняка делали цветные аппликации. Если у малыша получилось более-менее ровно проводить линии, нужно показать, как сделать овал или круг, а затем превратить в картинку. После этого стоит предложить ребенку самому получить рисунок, например, превратить его в рожицу.

В старшем возрасте приступают к объемным фигурам — кубам, параллелепипедам.

Дерево

Если простыми приемами малыш овладел, можно начать урок рисования дерева. Его формируют из кружочков и прямых линий, также изображают крону. Постепенно учатся вычерчивать отдельные листочки.

Все это делается в несколько этапов:

  1. Создание базового каркаса.
  2. Придание формы.
  3. Раскрашивание внутри контура.

Ребенок самостоятельно дорисовывает ветки, листья, ствол. Можно рассказать, что растет на земле, изобразить кусты, а над деревом — облака и солнце.

Цветок

Цветок рисуют следующим способом:

  1. Начинают с маленького кружочка.
  2. Вокруг сердцевины делают листья характерной формы.
  3. Изображают стебельки.
  4. Разукрашивают каждый элемент в соответствующий цвет.

Для получения интересного рисунка можно использовать вилку, обмакивая ее в краску и прикладывая к листу бумаги, чтобы получились лепестки.

Еще проще будет, если взрослые нарисуют стебельки и дадут ребенку заняться лепестками. Кстати, кисточку в этом случае можно заменить ватными палочками.

Животные

Учим детей рисовать зверей на примере зайчика — частого персонажа волшебных сказок:

  1. Делаем овал, который будет выступать туловищем.
  2. Формируем второй поменьше для головы.
  3. По краям внизу рисуем 2 кружка для будущих лапок.
  4. Под ними — еще 2 для ступней.
  5. Дальше приступаем к ушам и хвосту.

В конце останется добавить глазки, носик и раскрасить зайца.

Домик

Начинать следует с квадрата, он будет основой. Для крыши подойдет треугольник. Внутри большого изображают маленький, который станет окном, а также прямоугольник в виде двери.

Когда малыш сможет нарисовать такой домик, пора больше внимания уделять деталям: на окно добавить раму, на крышу — трубу, к двери — ручку. Также следует ознакомить с особенностями прорисовки линии горизонта. В верхней части изображают небо, солнце и облака.

Нижняя часть – земля. Ее раскрашивают в зеленый, рисуют цветы и деревья. Сам дом ребенок оформляет на свое усмотрение.

Овощи и фрукты

Обучение рисованию овощей и фруктов начинают в 5-7 лет. Легче всего изобразить арбуз:

  1. Начертить ровный круг.
  2. Сверху поставить точку и прорисовать спиральку, которая будет хвостиком.
  3. Начертить линии от основания к низу круга.
  4. Сам арбуз раскрасить в зеленый цвет, а линии сделать темно-зелеными.

На каждом этапе можно и даже нужно помогать юному художнику — конечно, если он сам не против. А чтобы было еще интереснее, предложите поразгадывать загадки про арбуз.

Человек

Человек изображается по определенной схеме:

  1. Делают овал, который будет головой.
  2. Под ним — прямоугольник для верхней части тела.
  3. Эти два элемента соединяют плавными линиями, добавляя шею.
  4. К прямоугольнику присоединяют второй. Он должен быть более продолговатым.
  5. Посредине нижней части рисуют линию вниз, чтобы создать подобие ног.
  6. Вдоль первого рисуют еще два тонких, которые будут руками.
  7. В верхней части изображают плавную линию плеч.
  8. После этого рисуют одежду и обувь, кисти рук. Лишние элементы удаляют ластиком.
  9. В конце формируют черты лица.

Творческий процесс должен происходить в веселой обстановке, важно, чтобы занятия были ребенку не в тягость.

Прочие инструменты

Для занятий живописью также понадобятся дополнительные инструменты.

Их перечень:

  1. Кисти. Лучше купить набор из нескольких изделий разной толщины: так ребенку будет проще воплощать свои творческие задумки. Для акварели выбирают кисти с натуральным ворсом белки или енота, а для более густых, насыщенных красок – жесткие инструменты с искусственной щетиной. Материал держателя, наиболее удобный для детской руки – древесина.
  2. Бумага. Для рисунков начинающего художника подойдут альбомные листы формата А4. Когда ребенок освоится с основами, рекомендуется заменить их на специальную бумагу под отдельные виды красок (например акварельную или гуашь). Так картины станут более сочными и красивыми.
  3. Палитра. Это приспособление для смешивания красок. Изготавливается из пластика. На палитре ребенок может смешивать различные цвета и получать новые оттенки без порчи бумаги.
  4. Карандаш и резинка. Нужны для рисования контуров. Карандаш желательно выбрать мягкий, особенно при работе с красками на водной основе.
  5. Емкость для воды. Подойдет любая чашка, стакан или банка. Если ребенок проливает жидкость, лучше купить специальную кружку с защитной крышкой.

Для удобства можно приобрести специальный планшет-держатель для бумаги или небольшой мольберт. Он приучит ребенка рисовать, не вращая лист, что станет хорошим подспорьем для дальнейшего художественного обучения.


Кисти и палитра.

Развитие таланта рисования у ребенка

Заметив у ребенка тягу к рисованию, родителям стоит задуматься о развитии его способностей: записать в художественную школу, на соответствующий кружок или даже обратиться к частному преподавателю, который предлагает индивидуальное обучение.

Но специалисты рекомендуют записывать дошкольника в специализированные заведения только в том случае, если он сам с удовольствием посещает занятия. А если ребенок не стремится ходить художественную школу, или родители предпочитают временно отложить обучение, развивать талант дошкольника вполне можно самостоятельно.

Какими должны быть рисунки для детей 6-7 лет и старше

В рисунках дошкольников и детей 6-7 лет начинает просматриваться четкий сюжет, замысел. Основой для него часто служат бытовые и социальные ситуации из опыта ребенка: общение с семьей, игры с друзьями в школе и детском саду, посещение магазина, больницы и других общественных мест.

Нередко прослеживаются мотивы из сказок или мультфильмов, ребенок изображает литературных героев, животных, знакомые места. Дети 6-7 лет рисуют и бытовые предметы: мебель, посуду и т. д.

Картина ребенка отражает его внутреннее состояние и мировосприятие. Детские психологи советуют обращать внимание на общее настроение изображения: оно не должно быть агрессивным или депрессивным.

Постоянное присутствие подобных мотивов (грустные или ссорящиеся люди, большие зубы и когти у животных и т. д.) могут свидетельствовать о психологических проблемах.

В 6-7 лет у детей должны быть базовые навыки рисования. Четкие линии с сильным нажимом, не выходящая за контур штриховка и закраска, узнаваемость предметов и идей, которые художник пытался передать, свидетельствуют о его правильном развитии.

Если рисунки не соответствуют этим критериям, возможны как о психологические, так и физические нарушения, например проблемы со зрением, неврологические расстройства или плохо развитая мелкая моторика.


Свободное рисование.

Графика

Анастасия Кузьмина

Графика

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все,что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Выдающиеся представители педагогической мысли всегда выступали за, то чтобы преподавание рисования было поставлено правильно. Именно поэтому ребенку необходимо дать знания о том, как и чем можно рисовать.

Самый простой вид искусства, но также и самый емкий — графика. Графика — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

В детском саду используются в основном такие графические материалы, как цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью)

создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы.Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей.

При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

По мнению Ольги Борисовны Дроновой на выразительность образов в рисунке дошкольников оказывает влияние целый ряд факторов:

знание о предметах и явлениях окружающей действительности. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане.

общая художественная подготовка детей. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

индивидуальные особенности

ознакомление с подлинным искусством,которое: развивает художественный вкус; активизирует творческие способности; побуждает к совершенствованию собственных рисунков. Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.)

и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

Но это все нам и так известно, а сейчас я расскажу о техниках графики, которые можно использовать для разнообразия изобразительной деятельности.

1. Тоновой рисунок — рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их светлотных характеристик — собственной окраски предметов, света и теней, как естественных, так и падающих.

2. Высветление угольного рисунка – уголь считается одним из самых вариабельных и выразительных средств рисования. Широкий диапазон тонов, от бледного серебристо-серого до бархатистого черного, это лишь одно из преимуществ. Рисунок создается в обратном порядке, от темного к светлому. Вся бумага покрывается угольными штрихами, а затем для получения белых, сероватых и серых пятен с некоторых участков уголь удаляется ластиком-клячиком. Некоторые тона, ставшие слишком светлыми, могут быть выправлены добавлением угля.

3. Рисунок пятнами – использование пятна и его непредсказуемых возможностей как художественной техники имеет долгую историю. В 1786 г. английский художник Александр Козенс посвятил целую книгу – «Новый метод, способствующий изобразительности в рисовании самобытных пейзажных композиций», где подробно описал, как пятно туши может быть использовано художникам для улучшения и оживления работы. Группа пятен, разбросанных по бумаги, способна, по словам Козенса, привести к появлению «скопления случайных форм, из которых может быть составлен рисунок»

. При помощи этой техники можно выполнить целую работу, однако обычно она используется для создания конкретного эффекта на отдельном участке рисунка.

4. Точечный метод – в данной технике изображение выполняется преимущественно точками, а не линиями. Группы маленьких черных точек, помещенных близко друг к другу, с расстояния читаются как пятна серого тона. Меняя размер и плотность расположения точек, можно добиться различных тональных эффектов. Эта техника часто используется в гравюре для получения полутонов и очень тонких линий, а так же в иллюстрировании естественнонаучных черно-белых изданий. Точки выполняются пером или карандашом. Точки могут иметь различные формы и размеры, если их выполнять различными материалами.

5. Линии и отмывки – интересно и полезно использовать в рисунке сочетание различных техник. Линии могут быть нанесены карандашом или пером, а отмывки обычно выполняются разведенной тушью или акварелью. Используя и те и другие, художник приобретает преимущества гибкости и выразительности линии и возможности быстро и эффективно передавать тона, свет и тень или цвета благодаря отмывке.

6. Рисунок кистью – рисование на зернистой белой бумаге хорошей упругой кистью, смоченной тушью, является одной из наиболее эмоциональных техник. Текучие линии, разнообразные штрихи и возможность быстро и легко получить нежные полутона являются хорошим подтверждением. Плавные и смелые линии являются залогом хорошего рисунка или же залог успеха в еле видных линиях.

7. Контурный рисунок – эта техника основана на возможности передачи трехмерной формы и объема при помощи линий, нанесенных графитными или цветными карандашами.Плоскости и кривизна объемных форм передаются исключительно линиями: наносятся внешние контуры формы и контуры в ее пределах, позволяющие моделировать изображение.

8. Фроттаж – использование в рисовании для создания текстурных эффектов. Для фроттажа может быть использована любая твердая поверхность, на которую вы можете положить бумагу. Для перевода рисунка подходят большинство сухих материалов, в частности мягкие карандаши и стержневой конте. Можно сочетать с пастелью или цветными карандашами для создания эффекта прерванного цвета.

9. Сграффито – процарапывание красочного слоя для обнажения нижележайщей поверхности. Это своего рода негативный рисунок, так как он получается путем удаления краски, а не ее добавления.

10. Полирование – использование трения и нажима для получения гладкой и блестящей поверхности. В сочетании с цветными карандашами полирование позволяет получить глянцевую поверхность, сгладить границы цвета и разровнять текстуру бумаги. Оно может создавать впечатление большего слияния цветов и усилить яркость и отражающие способности поверхности. Распространенным способом полирования является плотная штриховка белым карандашом поверх предварительно положенного красочного слоя, а также в полировке используют восковые мелки или карандаши.

11. Продавливание – основным принципом продавливания является получение углубления в бумаге. После этого слегка заштриховать поверхность с углублениями карандашом, который будет скользить над продавленным рисунком, в результате проявляющимся на цветном фоне.

12. Рисунок белыми линиями – использование продавливания для создания специфического декоративного эффекта. Сначала создается рисунок на кальке, затем помещается на бумагу для рисования и прорисовываете линии твердым карандашом, иглой или шариковой ручкой, продавливая их в бумаге – основе. Затем изображение дорабатывается штриховкой с помощью мягких карандашей или пастели.

13. Техника резервирования – основаны на несовместимости масла и воды. Выполняются цветные линии или пятна масляной пастелью, а затем кладется поверх тонкая отмывка туши, акварели или акриловых красок. Жирная основа пастели будет отталкивать разведенную водой краску, которая ляжет на участки бумаги вокруг пастельных штрихов, оставив хорошо заметными их цвет и текстуру.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное, что художественное творчество не знает ограничений не в материале, не в инструментах, не в технике. Детей надо учить рисовать с помощью всего разнообразия графических материалов. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.

Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую при творческой деятельности.

Поэтому одна из главных задач воспитателя в постоянном обновлении собственного опыта работы с новыми художественными материалами и знакомство с ними детей. Работа в разнообразных графических техниках расширяет кругозор, развивает творческое воображение в художественном творчестве, развивает фантазию, помогает отобразить окружающий мир во всем его многообразии, приучает к самоорганизации и внимательности. Несмотря на бесспорную эффективность использования графики для всестороннего развития личности ребенка, в настоящее время этому виду деятельности уделяется мало внимания. В программах для детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности предложено ограниченное количество вариантов данных приемов, либо они вовсе отсутствуют.

Как подобрать сюжет рисунка для детей-дошкольников

Выбирая тему картины для ребенка, нужно учитывать 2 фактора: уровень его навыков и личные интересы.

Популярные сюжеты рисунков для дошкольников:

  • сцены из сказок;
  • ситуации из жизни семьи, друзей;
  • посещение общественных мест;
  • пейзажи, сцены с животными;
  • работа людей различных профессий – врачей, кассиров, спасателей и т. д.

Выбирая сюжет, важно оставить ребенку свободу для творчества. Тема должна направлять воображение ученика, а не ограничивать его.


Сказочные сюжеты.

Учим рисовать детей от 2 до 8 лет

Как научить рисовать ребенка в любом возрасте? Отталкиваясь от особенностей развития ребенка в определенном и конкретном возрасте, вы можете в любой момент начать заниматься с ним рисованием. Давайте посмотрим, как это можно сделать в разном возрасте.

2 года

Начиная с этого возраста, в 2 или в 3 года, большинство детей попадает в ясли или детский садик. И уже тогда начинается первое обучение рисованию, поэтапно, через самые простые рисунки.

Чтобы начать рисовать в этом возрасте, научите ребенка сначала держать карандаши в руке. Также, попробуйте рисование пальчиковыми красками. Рисуйте самые простые предметы – круги, линии, треугольники.

В этом возрасте у ребенка формируется восприятие визуального языка, он начинает запоминать знакомые и похожие фигуры. Именно поэтому, нужно начинать рисовать с самых простых геометрических фигур.

4-5 лет

Становясь старше, ребенок уже больше внимания проявляет к деталям, делая свои рисунки более сложными. В этом возрасте уже можно начинать рисовать животных и людей, прорисовывая части тела, добавляя разные объекты, например, дом, деревья, цветы.

В 4 года и в 5 лет ребенок учится передавать свои впечатления от событий через рисунки. Можно попросить ребенка нарисовать как прошел его день в садике, или как вы ездили на дачу, нарисовать бабушку и дедушку – так зрительный образ перейдет на бумагу, и ребенок начнет создавать связи между событиями.

6 лет

К шестилетнему возрасту многие дети уже идут в школу, где на уроках рисования с ними занимается педагог. Это, конечно, уже отличается от простых уроков дома, но и формирует более точные навыки рисования.

В этом возрасте уже можно осваивать краски, например, гуашь. Она более простая, чем акварель, и с нее будет проще постигать азы живописи.

7-8 лет

В школьном возрасте уже можно спокойно переходить от раскрасок к самостоятельным рисункам.

Также можно познакомить ребенка с более сложными красками, например, с акварелью. Здесь же можно выбрать какие-то простые мастер-классы, например, на ютуб-канале, чтобы ребенок по урокам учился сам рисовать более сложные картины, с сюжетом и персонажами.

Рисунки ладонями

Рисование отпечатками ладоней – хороший способ развить творческое мышление у детей младшего возраста.

Для этого используются специальные краски, которые хорошо держатся на руке, оставляют четкий отпечаток на бумаге и безопасны при случайном проглатывании.

Ладонями можно нарисовать:

  • лепестки цветов;
  • ветви и кроны деревьев;
  • другие части растений, например ботву моркови;
  • рыб, медуз и осьминогов;
  • животных – 4 пальца будут “лапами”, а оставшийся – хвостом.

Позже к полученным силуэтам пальцами или кисточкой пририсовывают различные детали. Ребенок может сделать это как самостоятельно, так и с помощью родителей. Рисование ладонями развивает абстрактное мышление и помогает увидеть в одной простой форме разные предметы.


Ладошки – прекрасный инструмент для рисования.

Какие навыки развивает рисование у детей?

Фантазия и воображение

Рисование для детей 6 лет и старше – отличная возможность развить воображение, то есть способность создавать в своем сознании образы и переносить их на бумагу. И чем больше времени маленький художник будет уделять рисованию, тем лучше у него будет развито воображение.

Конечно, придуманный и перенесенный на бумагу образ не может передать всего, что ребенок увидел мысленно, поэтому он начинает фантазировать, придумывать свою историю, основываясь на получившемся изображении. Задача родителей – внимательно слушать его рассказ о рисунке, фантазировать с ним вместе и стимулировать его фантазию.

Впоследствии это поможет ему строить планы на будущее, представлять свою жизнь через несколько лет, изобретать и проектировать что-то новое.

Развитие речи

Чаще всего юный художник еще до того, как начнет рисовать, рассказывает о том, что хочет изобразить на листке бумаги, раскрывает сюжет будущей картины. Да и во время рисования он часто проговаривает вслух свои действия, говорит о том, что изображает в данный момент. Все это способствует развитию его речи, пополнению словарного запаса. Родителям стоит поддерживать общение с ребенком, интересоваться сюжетом его картинки, просить его подробнее рассказать о том, что он хотел нарисовать, задавать наводящие вопросы, обсуждать готовую работу.

Восприятие окружающего мира

Восприятие окружающего мира у ребенка 5-7 лет еще не так совершенно, как у взрослого. Рисование стимулирует развитие восприятия, заставляет изучать новые предметы для изображения на картине, открывать в них какие-то новые качества, которые ранее оставались незаметными.

Сложность рисования для ребенка 6 лет и старше может быть самой разнообразной, в зависимости от его навыков. Дошкольника можно попросить изобразить персонажей знакомой сказки, героев мультфильма, или, например, подводный мир или космос – так, как ребенок его представляет. В процессе творческой деятельности художнику ненавязчиво передают новые знания, связанные с тематикой рисунка.

Поэтапное создание рисунков детьми

В обучении любому виду творчества самое главное – это постоянная практика. Перед тем как научиться рисовать сложные, замысловатые картины, ребенок должен получить представление о простых формах и основах композиции.

На начальном этапе для освоения азов лучше всего подходит обучение по готовым эскизам и пошаговым инструкциям.

Они не должны ограничивать фантазию и желания юного художника, а только направлять.

Снежинки и зимние орнаменты

Изображение снежинок хорошо развивает фантазию и абстрактное мышление.

Порядок действий:

  1. Нарисовать круг. Поставить в центре точку.
  2. Ориентируясь на нее, перечеркнуть круг по горизонтали, вертикали и дважды по диагонали – внутри должно получиться 8 линий. Это будет основа снежинки.
  3. Заготовку заполняют кругами, линиями, зигзагами, многоугольниками и другими фигурами, создавая индивидуальный узор. Аналогичные действия проделывают с каждым лучом, соблюдая симметрию.

Стоит предоставить ребенку творческую свободу и дать возможность рисовать в соответствии с индивидуальным уровнем навыков.


Зимние мотивы в рисунках.

Красное яблоко

Изображение фруктов и ягод – основа большинства программ обучения. На их примере ребенок понимает азы освещения и затемнения, подбора цветов.

Этапы рисования блока:

  1. Наметить круг. Подкорректировать форму верхней и нижней частей, чтобы получился силуэт яблока. Нарисовать линию ( “ямочку”) в верхней части, обозначить плодоножку и лист.
  2. Наложить первый слой акварели. Он должен быть светлым, почти прозрачным. Яблоко можно оформить в зеленом, желтом, красном цветах или скомбинировать оттенки на усмотрение ребенка.
  3. Раскрасить фрукт основным тоном, пропуская области бликов.
  4. Начиная с верхней части яблока, наложить тени, добавляя крапинки краски и постепенно растягивая их кистью.

Полностью раскрасив основу, приступают к прорисовке плодоножки и листа, утолщению контура и другим завершающим штрихам.


Фруктовый натюрморт.

Арбуз гуашью

Рисование арбуза – еще один простой способ ознакомиться с базовыми формами в живописи.

Пошаговая инструкция:

  1. Начертить треугольник. Стереть одну из его сторон и заменить на полукруг, противоположную вершину также сделать закругленной.
  2. Внутри получившегося контура выделить кожуру и слой между коркой и мякотью.
  3. Закрасить основную часть арбуза красным цветом. Прослойку между мякотью и кожурой выделить зеленым, сделав плавный переход.
  4. Кожуру раскрасить в насыщенно-зеленый цвет. Добавить несколько темных полос.

В последнюю очередь можно дорисовать несколько темно-коричневых и желтых арбузных семечек.

Рисование пейзажей

С помощью красок легко и быстро рисовать пейзажи – от лесов и гор до моря или ночного неба.

Специфика отличается, но техника остается одинаковой:

  1. Нарисовать карандашный набросок. Он должен быть максимально простым и обозначать только формы, без деталей.
  2. Закрасить фон основными цветами: например моря и песка или поля и неба. Прорисовать крупные предметы, такие как растения или горы.
  3. Нанести тени и блики. Добавить антураж: облака, волны на воде и т. д.

В последнюю очередь дорисовывают мелкие детали: чаек в небе на фоне моря, фрукты на деревьях и т. д.


Пейзаж красками.

Техники работы художественными цветными карандашами. Виды штриховок

Публикация об особенностях работы с художественными карандашами получила большой отклик. Многие захотели подробнее узнать непосредственно о техниках рисования этим инструментом изобразительного искусства.

Эта публикация о техниках носит скорее теоретический характер того, что нужно оттачивать только на практике. Поэтому дерзайте, пробуйте, ломайте карандаши и ничего не бойтесь. Все получится, и на это уйдёт много бумаги.

Но, поверьте, оно того стоит!

Итак, начнём.

  • Прямолинейная штриховка

Эта техника классического рисунка и она будет использоваться чаще других.

Точим карандаш, чтобы он был очень острым. И по диагонали кладём штрихи, равномерно нажимая на карандаш, с одинаковым расстоянием между линиями. Вначале то и дело местами будут проступать четкие линии от того, что вы неравномерно нажимаете на карандаш. Рука не будет слушаться и нажим будет разный. Но это только первые десять минут.

Эта техника требует определенной тренировки. Ничего не бойтесь, если сразу не получилось. Пробуйте снова и снова. В идеале хорошо бы полностью закрыть лист А4.

Потом нарисуйте круг и штрихуйте вокруг него, кладя штрихи по форме.

Вообще штриховать нужно именно по форме, чтобы подчеркнуть объём объекта. Для примера я схематично показала, как будут располагаться линии штрихов при рисовании листа ежевики. Так как у него между прожилками есть дополнительный объем, лист как бы выгибается между ними.

  • Для получения перекрёстной штриховки поверх первого слоя кладём ещё один под углом от первого примерно 30-45°. Ещё одно ее название конопатка. В основном используется для фонового покрытия.

Можно класть не только два слоя штрихов, но и больше. Главное, они должны быть под разным градусом. Если вы изначально положили второй слой под большим градусом, то положите еще один слой штриха под средним градусом между этими двумя.

  • Тушевка. Это рисование боковой стороной грифеля. Карандаш при этом должен быть заточен ножом, что бы грифель был длинным. При рисовании цветными карандашами можно делать тушёвку просто незаточенным грифелем при легком равномерном нажиме, так как художественные карандаши сами по себе мягкие. На просторах интернета мне повстречалась художница из Австрии, которая делает тушёвку маленькими круговыми движениями. И получается очень красиво. Главное, чтобы не было видно линий штрихов.

Обратите внимание, как я держу карандаш: на достаточном удалении от грифеля. Так им легче маневрировать, плюс это обеспечивает равномерный нажим.

Тушевка позволяет мягко положить цвет. Она создаёт «ватный» эффект, особенно если бумага имеет фактуру.

С помощью тушевки также удобно делать лессировку. Для примера поверх синей тушевки я положила еще один слой светло-желтого цвета.

Как видите, художественные карандаши прекрасно смешиваются на бумаге за счет своей мягкости. Но о технике смешения ниже.

Тушевку можно класть поверх прямолинейного или перекрестного штриха для большей насыщенности и плотности цвета, а также для сглаживания неровностей.

  • Растяжка. Это плавный переход от светлого к темному

Еле-еле надавливая на карандаш, постепенно увеличиваем нажим.

Важное слово здесь — постепенно.

Сначала могут появляться резкие переходы и линии, но вскоре вы натренируете руку. Попробуйте сделать растяжку всех цветов набора карандашей, чтобы понять на что они способны.

Выжимаем из карандаша все!

Для чего используется растяжка? Конечно, на ум приходит небо. На самом деле она используется почти везде с дополнением других техник.

Лепестки цветов, фон, придание объема гладким предметам (фарфор, гипс, драпировка и так далее).

  • Изменение оттенка. По сути, это смешивание цветов на бумаге. Здесь вмпоминаем основные правила смешивания и цветовой круг:

— желтый+синий=зелёный;

— красный+синий=фиолетовый;

— красный+желтый=оранжевый.

Пляшем от печки. Эти три правила и есть печка.

Конечно, у вас не три карандаша в наборе. Получать синий смешением не обязательно, но приятно :)

Зная и хорошо владея этими правилами, вы научитесь чувствовать цвет, поймёте, какой оттенок добавить, чтобы получился желаемый. Иногда малое добавление определенного оттенка вносит в работу богатство красок и делает ее интересной. Изменять оттенок можно, используя не только два цвета, но и больше.

  • Вливание цвета.

По сути, это та же растяжка, только цветная. Эта техника применяется постоянно, чтобы вы ни решили нарисовать.

Например, нам нужно сделать переход от жёлтого к красному. Представим, что рисуем осенний листок.

Сначала рисуем жёлтым, потом переходим в оранжевую гамму, далее красный. При этом заходим цветом на соседний цвет. Здесь нужно «маневрировать» нажимом. При ведении оранжевого карандаша по жёлтому нажим должен быть несильный, далее увеличиваем.

Стараемся сделать переход плавным. Для этого используем уже известную нам тушевку. Кладите штрихи слоями по форме предмета.

Вот и завершился наш небольшой обучающий экскурс в технику рисования цветными карандашами. Так сказать, теория получена. Можно переходить и к практике.

Я желаю вам усердия, легкой руки, терпения и творческого порыва!

Если у вас возникнут вопросы, не стесняйтесь, пишите из в комментариях.

Стоит ли отдавать в художественную школу

Если вы видите, что ваш ребенок любит проводить время с красками и карандашами, больше, чем с другими игрушками, то скорее всего, вы уже думали о том, чтобы отдать его в художественную школу и как можно раньше начать развивать его навыки и талант.

Как и у любой школы, у художественных школ, рассчитанных на несколько лет непрерывного обучения, есть свои плюсы и минусы. Каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, поэтому давайте разбираться вместе.

Итак, плюсы художественной школы:

  • в школе ребенок научится дисциплине, станет более ответственным;
  • это хорошая подготовка в плане распределения времени – ведь помимо рисования, есть еще и основная школа, а также другие кружки и секции, а также обязанности по дому;
  • с хорошим педагогом и программой обучения, можно раскрыть талант ребенка, помочь исполнить ему свою мечту;
  • художественное образование, неплохой старт в будущей профессии, а составление портфолио позволит на экзаменах получить дополнительные баллы;
  • обучение в художественной школе очень хорошо тренирует силу воли, особенно, когда нужно будет нарисовать один и тот же рисунок раз 30-40.

Как видите, в художественном образовании есть что взять для вашего ребенка. Но есть также и несколько минусов, о которых не стоит забывать:

  • классическая программа может навредить индивидуальному стилю, который начинает проявляться в ребенке;
  • усталость от большой нагрузки;
  • стоимость обучения и материалов – не все могут себе позволить платить несколько лет подряд за школу;
  • ребенку может разонравиться учиться, и придется выбирать: бросать дело, в которое вложено много сил и средств на полпути, или закончить образование через силу;
  • не во всех школах хорошие преподаватели или программа, что-то из этого может просто не подойти ребенку.

Естественно, эти плюсы и минусы могут возникнуть не только в художественной школе, но и в любом другом кружке или секции. Я лишь хочу, чтобы вы видели полную картину и выбрали для своего ребенка только самый лучший вариант.

Если вы пока не можете принять решения по поводу очного обучения в художественной школе на несколько лет, попробуйте обучение онлайн, как например в моей школе. Так вы сможете познакомить ребенка с азами живописи, пройти программу в небольшие сроки и вместе с ребенком решить, хотите ли продолжать обучение в школе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]