Значение рефлексии в ДОУ по ФГОС
Согласно ФГОС, одной из основных задач ДОУ является создание условий, необходимых для всестороннего развития детей, согласно специфики дошкольного возраста. Большое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативности детей, умению принимать решения в различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств. Исходя из этого, у педагогов-практиков возникла необходимость поиска новых методов и средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста, формирования способности к анализу собственной деятельности. Одним из таких методов является рефлексия.
Основные требования, которые предъявляются к педагогам ДОУ, это организация ими образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, демонстрирующей профессионально грамотное и правильное окончание занятия, с применением приемов рефлексивной оценки.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Определение 1
Рефлексия – это умение осмысливать и анализировать свое собственное внутреннее состояние.
В настоящее время педагогами ДОУ накоплен достаточный опыт по развитию рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста. Контроль за организацией работы по развитию рефлексивных навыков у детей в рамках ДОУ осуществляет методист, который занимается оценкой отобранных педагогами методов и приемов рефлексии, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Замечание 1
Развитие навыков рефлексивной деятельности у детей дошкольного возраста целесообразно начинать со второй младшей группы, то есть с детьми четвертого года жизни.
Рефлексия, как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
Рефлексия, как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды в НОД является этап рефлексии.
Рефлексия
(от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Цель рефлексии.
вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.
Классификация рефлексии
• РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (целесообразна в начале НОД с целью установления эмоционального контакта как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности) • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе НОД) • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного) Чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах младшего возраста. Применять рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах. Уделить особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.
Для этого можно использовать уголок настроения. В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой.
Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них например прищепки, которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей
А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите, красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?А у какого цветочка хорошее настроение. А у кого из ребят хорошее настроение. А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня?)
Примеры: «РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера
Красный насыщенный и яркий цвет –
нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
Синий –
грустное настроение, пассивность, усталость;
Зелёный –
активность;
Жёлтый –
приятное, спокойное настроение;
Фиолетовый –
беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
Серый –
замкнутость, огорчение;
Чёрный –
унылое настроение, отрицание, протест;
Коричневый –
пассивность, беспокойство и неуверенность.
«Солнышко» (дети прикрепляют лучики красным или зеленым цветом, соответствующие его настроению) «Солнышко» — лучики по количеству детей дети прикрепляют бантики по настроению «Ваза с цветами» «Дерево с листочками» «Смайлики» В старшем дошкольном возрасте можно использовать три цвета (красный — нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; зелёный – активность; жёлтый – приятное, спокойное настроение), например «Дерево настроения» «Наряди елочку» «Поляна с бабочками»
Варианты изображения рефлексии зависят от смысла занятия (грустный зайчик, веселый зайчик; грустная рыбка, веселая рыбка и т. д.)
Дорисуй». Детям раздают лица, они сами дорисовывают свое настроение
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.
«Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала на НОД (зеленый- если все получалось, со всеми заданиями справился ; желтый-если было трудно, но справился, красный-если было очень трудно и тебе нужна помощь))
Аналогично -«Яблоня» «Мишень»
«Светофор» — дети поднимают карточки определенного цвета, это позволяет видеть, насколько понятен для детей каждый этап НОД. «Волшебный мешочек» У детей карточки с изображением этапов НОД. Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное что было на НОД сегодня.
«Поезд» На каждом вагоне изображение этапов НОД, у детей смайлики, можно предложить детям прикрепить свой смайлик к тому вагончику, какой вид деятельности понравился ему больше всего.
«Лесенка успеха» Ребенок должен сам оценить на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время НОД
«Солнышко» — мне все удалось «Солнышко с тучкой» — мне не все удалось «Тучка» — мне ничего не удалось
Аналогично — «Дорожка успеха»
«Раскраска» — дети раскрашивают парус (желтым, красным или зеленым) цветом
«Пантомима» — пантомимой можно показать результат своей работы.
Например, руки вверх- довольны своей работой, голова вниз – недовольны
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
«Рефлексивный круг»(«Микрофон») — дети садятся в круг воспитатель задает вопрос дети по кругу передают друг другу какой- ни будь предмет (например мячик) и отвечают на вопросы:
Сегодня я узнал … Было интересно… У меня получилось… Мне запомнилось… Теперь я умею… Меня удивило… У меня не получилось… Высказывания детей «Я не знал… », «Теперь я знаю…»
Из всего сказанного можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка.
Виды рефлексии, используемые в ДОУ
В теоретической литературе выделяют несколько видов классификаций рефлексии. Применительно к ДОУ целесообразнее и приемлемее следующая классификация:
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Рефлексия в ДОУ 450 ₽ Реферат Рефлексия в ДОУ 230 ₽ Контрольная работа Рефлексия в ДОУ 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Рефлексия содержания учебного занятия – направлена на выявление уровня понимания и усвоения детьми того материала, который был представлен педагогом. Посредством данного вида рефлексии педагог устанавливает логические связи между приобретенными знаниями и умениями их использовать в практической деятельности.
- Рефлексия педагогической деятельности – предоставляет возможности осмыслить приемы и способы работы, используемые педагогом ДОУ при организации учебных занятий. При проведении данного вида рефлексии педагог обучает детей осмысленному контролю и планированию своего мышления, своих действий, и осуществлению оценке их правильности. Оценивать необходимо только те правила действий, которые знакомы и понятны ребенку.
- Рефлексия эмоционального состояния и настроения – осуществляется оценка настроения и отношения воспитанников в начале и конце учебного занятия. Вначале учебного занятия рефлексия помогает выявить эмоциональный настрой детей на занятие, в конце – выявляется удовлетворенность от его проведения.
Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»
Другой вид оценки эмоционального состояния — использование невербальных техник. Здесь каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива, и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Главное, что невербальные техники проводятся намного быстрее, красочнее, показательнее. Использование рефлексивных техник можно начать с приходом детей утром в детский сад. Чтобы проверить эмоциональное состояние детей я использую следующие техники. В педагогической практике широкое отражение нашли вербальные рефлексивные техники, то есть техника общения «Из уст в уста, глаза в глаза»
. Положительный момент использования такого рода
техник заключается в живом, непринуждённом общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения сверстников.
Различные приемы рефлексии
16) Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …- т.е. различные виды рефлексии. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»
Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
04 Янв 2022 marketur 323
Поделитесь записью
- Похожие записи
- Регистрация по месту жительства без присутствия собственника
- По негосударственному пенсионному обеспечению пенсия признаки
- Восстановление свидетельства о регистрации тс при утере 2019
- Действует ли в метро москвы социальная карта московской области
Приемы рефлексии на занятиях в дополнительном образовании
В случае использования рефлексивного приема «Светофор»
, ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки (приложение 2) К современному занятию сегодня предъявляется множество требований и слово «рефлексия» перестало быть новшеством. Важное требование современного образования – формировать у детей умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Практически каждый педагог допобразования сегодня в той или иной степени использует прием рефлексии на занятиях, зачастую не всегда ясно понимая, что он измеряет и каких результатов хочет достичь.
Приёмы организации рефлексии на занятиях детского объединения
Эмоционально-художественное оформление. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Можно выполнять как в компьютерном варианте, так и без него, размещая изображения на доске и голосуя за них. «Бортовой журнал». Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить учащийся, важные вопросы.